Анатолий Торкунов: Здравствуйте, дорогие друзья! Я Анатолий Торкунов – ректор МГИМО. И сегодня у нас первое заседание большого ректората. Голос за кадром: Анатолий Торкунов – дипломат, историк и политолог, ректор одного из ведущих российских вузов – Московского государственного института международных отношений, профессор, академик Российской академии наук, член Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. Анатолий Торкунов: Мы имеем в виду обсудить самые актуальные, волнующие и абитуриентов, и их родителей, да, я думаю, практически волнующие всех вопросы, связанные с деятельностью высших учебных заведений – наших университетов. А сейчас, конечно, актуальную тему, связанную с приёмом в университет, ведь весна, начало лета – это всегда время очень серьёзных волнений и переживаний, решений, в известной степени даже судьбоносных. И сегодня вместе со мной в студии – мои коллеги, друзья. Это руководители ведущих университетов: Елена Владимировна Кудряшова – ректор федерального Северного университета имени Ломоносова, это президент нашей Бауманки, как мы её привыкли называть с давних, с давних времён – Анатолий Александрович Александров, и это ректор ведущего нашего сельскохозяйственного университета, Тимирязевки известной, тоже, как мы привыкли её с давних лет называть, – Владимир Иванович Трухачёв. И, как я уже сказал, мы хотели сегодня объявить тему, которая связана с приёмной кампанией нынешнего года. Но прежде всего посмотрим коротенький ролик. СЮЖЕТ Анатолий Торкунов: Дорогие друзья, вы видите по этой статистике, что, в общем, практически каждый абитуриент, каждый выпускник школы, который готовился, который принял для себя решение, имеет очень серьёзный шанс поступить в то учебное заведение и выбрать соответствующую специальность, которая ему интересна и которой он собирается заниматься. И, как вы знаете, в июне 20 числа будет открыта уже приёмная кампания, будет идти она до конца июля, даже до начала августа, окончательные списки в августе будут подписаны. Но сейчас, как обычно, в весенне-летний сезон вновь обострились дискуссии, ведутся дискуссии относительно того, что последние годы школьников натаскивают на сдачу ЕГЭ, и это не совсем правильно. И насколько вообще школьники в результате готовы к тому, чтобы учиться в вузе, где сегодня, кстати, учиться не так просто, поскольку вводятся и новые дисциплины, новые направления подготовки. И я хотел бы поинтересоваться: как вы считаете, дополнительные экзамены к ЕГЭ – нужны ли они? И не будут ли такого рода дополнительные экзамены снижать важность и значение Единого государственного экзамена? Елена Кудряшова: Во-первых, дополнительные экзамены уже в ряде вузов есть. Это и Московский государственный университет, Санкт-Петербургский университет, творческие вузы, спортивные вузы, вузы Министерства обороны и силовых структур. То есть такая практика давно существует. Я бы немножко в другую плоскость повернула эту тему, если вы не возражаете. Проблема ведь в том, что у нас на протяжении многих лет идёт гуманитаризация школьного образования. Приведу пример: в этом году из 6000 выпускников школ нашего региона только около 1500 выбрали в качестве ЕГЭ физику, а между тем количество бюджетных мест даже по нашему вузу, а их 4080, во многом превышает потребность в ребятишках, которые должны сдавать ЕГЭ на технические, инженерные специальности. И, на самом деле, есть серьёзные социологические исследования, ведь по всем субъектам Российской Федерации примерно одинаковая картина везде. И здесь, мне кажется, дело даже не столько в ЕГЭ, сколько в необходимости изменения подхода к школьному образованию в целом. Необходимо увеличить, мне кажется, количество математического и физического цикла, информационных технологий, робототехнику, обучать ребят творческой, командной, проектной работе, потому что ведь ЕГЭ – это всего лишь один из механизмов проверки знания, вузы – это элемент общей системы, которая готовит наших школьников, а потом – специалистов, ведь не только мы сегодня бьём тревогу, но тревогу бьют и работодатели, представители реального сектора экономики, бизнеса. Анатолий Торкунов: Согласен с вами, Анатолий Александрович, в Бауманке, несмотря на то что существует известный крен в сторону гуманитарных специальностей, о котором говорила Елена Владимировна, по-прежнему высокий конкурс и много желающих поступить в Бауманку. Я, правда, обратил внимание, что изменилась гендерная ситуация, раньше в Бауманке были в основном мальчишки… Анатолий Александров: Да, девушек у нас много. Анатолий Торкунов: А сейчас появилось много девочек и толковых девочек, которые хорошо учатся. Но вы считаете в связи с тем, что сказала Елена Владимировна, что нужно сделать для того, чтобы действительно сориентировать молодёжь в большей степени на получение инженерных специальностей? Мы сейчас особенно понимаем ясно, как нам нужны толковые, специалисты, которые будут в реальном секторе экономики работать. Анатолий Александров: Я боюсь, что вы меня не поддержите, но, с одной стороны, сразу скажу, что мы за последние годы, а это уже 7-8 лет, мы чувствуем повышение интереса молодых ребят к техническим наукам и у нас растёт конкурс – это ладно, но качество знаний ребят, которые к нам приходят, мы видим, что оно становится лучше. И, конечно, по нашему примеру нельзя судить обо всех, потому что есть популярность, ребята сюда приходят сильные и хорошие… Анатолий Торкунов: Со всей страны причём. Анатолий Александров: Со всей страны, поэтому нам в этой ситуации проще. Но мы помним время, когда ребята приходили очень слабые и нам приходилось очень трудно дотягивать их до необходимого уровня. Но о чём я хотел сказать? Всё-таки обязательно нужно обращать внимание, чтобы физика не исчезла из интереса ребят. Физика исчезнет по простой причине, это трудный предмет, это очень сродни философии – эта наука, она трудно даётся, её не очень легко преподнести, преподать ребятам, не всегда хватает, может быть, лабораторной базы, потому что физику просто так – «на кулаках» – изучать нельзя. Всё мы понимаем, но мы очень заинтересованы в том, чтобы к нас приходили ребята разносторонне развитые, потому что вот эти все крены, вот эта узкая щель, через которую мы протягиваем этих ребят… Анатолий Торкунов: Да, давний спор физиков и лириков, да? Помните? Либо ты физик, либо ты лирик. Анатолий Александров: Да. Анатолий Торкунов: А хорошо бы быть и тем и другим. Анатолий Александров: Да-да, я вот об этом. То есть, конечно, тревога эта есть, то, что Елена говорит, да, мы это тоже чествуем. И, допустим, в нашем калужском филиале это настолько остро: там ребят, которые сдают физику меньше, чем мы можем принять к себе. Это плохо, но любой крен в одну или другую сторону тоже будет плохо. Всё-таки нужно… и мы сейчас ЕГЭ, дополнительный экзамен, опять-таки скажу, экзаменов должно быть меньше всё равно, люди тратить должны время и силы на другое. Анатолий Торкунов: Я согласен. Владимир Владимирович, сейчас мы много говорим о том, что в последние годы в результате очень серьёзных мер, которые были в стране предприняты, у нас активно развивается сельскохозяйственное производство, мы – крупнейшие экспортёры сельскохозяйственной продукции… Анатолий Александров: Да, нежданно-негаданно и так активно. Елена Кудряшова: Но это же радует. Анатолий Торкунов: И слава богу. Дай бог нам и дальше двигаться такими же темпами. Вот как сейчас выглядит ситуация с приёмом в сельскохозяйственные вузы, пряже всего в знаменитую Тимирязевку? Мне кажется, что для нас, для страны очень важно получить классных, замечательных специалистов, причём самого разного профиля, которые могли бы работать и в исследованиях, и на практике в сельском хозяйстве. Владимир Трухачёв: Мы, конечно, за биологию, мы сегодня за ту жизнь, которая есть у растений, у животных, мы сегодня за органическую продукцию, мы сегодня за биотехнологов. Сумасшедший конкурс! 70-100 человек на место на биотехнологию. Это как раз то, что сегодня надо, сегодня и будет завтра, это великолепно! Анатолий Александров: Мы даже начали заниматься мягкой материей, чтобы помогать нашим клеткам. Елена Кудряшова: Биотехнологии теперь и у нас очень популярны. Владимир Трухачёв: Это великолепно, это здорово! Мы на стыке сегодня будем очень много друг другу, так сказать, способствовать и в целом выигрывать те хорошие результаты, которые нужны нам сегодня. Анатолий Торкунов: Конечно, да. Владимир Трухачёв: На 70-100% надо увеличить сегодня увеличить количество продовольствия, причём качественного, уже в ближайшие 20-30 лет. И не только потому, что растёт население, но и, наверно, потребитель сегодня становится абсолютно другим, поэтому мы благодарны и Министерству науки и образования, потому что сегодня есть дополнительные и бюджетные места и дополнительное внимание сегодня. Анатолий Торкунов: Видите, три ведущих университета занимаются биотехнологиями. Это значит, что у нас есть очень большие возможности для сетевого взаимодействия. Елена Кудряшова: Конечно. Анатолий Торкунов: Но это, конечно, отдельная тема – сетевое взаимодействие университетов. Мне кажется, что это вообще наше будущее и очень важное. Конечно, оно есть и сегодня, но мне кажется, что ещё недостаточное. Я хотел в связи с этим такой вопрос затронуть: в какой степени, вы считаете, мы сегодня ориентируем школьников на ту или иную специальность? И довольны ли они после принятия решения поступления в тот или иной вуз тем решением, которое они приняли до поступления в вуз? У нас есть короткий сюжет, который мы сняли у нас, в МГИМО. У студентов опрос такой: довольны ли вы выбором и трудно ли было поступить? СЮЖЕТ Анатолий Торкунов: Видите, похоже, что эти ребята сделали выбор и он их полностью удовлетворяет. Хотелось бы, чтоб так было в большинстве случаев. Но вместе с тем я бы хотел, знаете, задаться таким вопросом: в последние годы очень развито олимпиадное движение, и очень многие участвуют в Олимпиадах – и всероссийских Олимпиадах, и в Олимпиадах, которые проводят сами вузы, и часто олимпиадники в некоторых ведущих вузах занимают большинство бюджетных мест. Вот как вы считаете, оправдано ли то, что сегодня такое большое количество Олимпиад дают возможность поступать даже без некоторых результатов ЕГЭ, иногда вообще без результатов ЕГЭ для победителей всероссийских Олимпиад? Как выглядит ситуация в ваших вузах? Елена Кудряшова: Я, на самом деле, считаю, что у ребят должно быть много возможностей, в том числе и через олимпиадные движения, и в этом ничего плохого не вижу, хотя понимаю, что есть перечень вузов, и он известен, куда олимпиадники идут с большим желанием. Конечно, в региональных вузах их меньше, но мы их с удовольствием, конечно, принимаем, кроме того, ведь в регионах есть и свои Олимпиады. У нас, к примеру, есть Олимпиада «Будущее Арктики», участники и победители её имеют преимущество при поступлении в Северный (Арктический) федеральный университет имени Ломоносова. Мне понравился очень сюжет, ребята, по сути, представили такую мозаику – что их подтолкнуло к поступлению в МГИМО. Где-то передача «Умники и умницы», где-то олимпиадные движения, где-то рекомендации взрослых людей, а вообще-то, конечно, если ведущим вузам, находящимся в Москве, Санкт-Петербурге и широко известным и в Росси, и за рубежом легче принимать абитуриентов, то вузам, которые находятся в регионе, конечно, нужно вести систематическую системную работу. Анатолий Торкунов: Я согласен, ведь должна создаваться мотивация, соответствующая для решения. Елена Кудряшова: Конечно. Анатолий Торкунов: Это и вопрос работы вузов со школами. Елена Кудряшова: Безусловно. Анатолий Торкунов: Ведь, если в вуз приходит в школу и активно работает с ребятами, показывает себя, показывает свои специальности, то это и будет мотивирующим моментом для окончательного решения. Елена Кудряшова: Анатолий Васильевич, я бы сказала, что не только сам по себе вуз. Вот приведу только два примера: у нас, например, в регионе вместе с правительством Архангельской области на базе САФУ создан Дом научной коллаборации в рамках нацпроекта «Образование», где детишки с 5 по 11 классы и учащиеся СПО обучаются робототехники, искусственному интеллекту, генной инженерии, то есть суперсовременным специальностям. Вот только за прошлый год у нас через ДНК прошло больше 5000 обучающихся, 90% из них остаются обучаться в вузах региона. Анатолий Торкунов: Это здорово, по-моему. Елена Кудряшова: Это очень важно. Вторая… вот Анатолий эту тему очень хорошо знает, поскольку с Северодвинском работает очень много. С предприятиями УСК северодвинскими – «Севмаш», «Звёздочка» НИПТБ «Онега», «Арктика» – мы проводим профориентационную работу, начиная с детского сада, у нас целая система выстроена, которая в конечном итоге приводит к уникальному обучению. Завод-ВТУЗ, когда поступающие на специальности судостроительные одновременно принимаются на работу на то или иное предприятие. Анатолий Торкунов: Я знаю, что некоторые наши вузы, сейчас Томский университет активно использует и цифровые технологи для того, чтобы находить своих абитуриентов, приглашать. А как дело обстоит с ребятами, которые идут в Тимирязевку и в школы, которые в сельских районах? Владимир Трухачёв: Мы пошли в классы, мы пошли в школы, это по всей стране – такое приняли решение на ассоциации. Было создано очень много агроклассов, когда мы сами преподаём, сами рассказываем. А потом с фондом Бортника как-то так случилось здесь, на «Золотой осени», мы продумали, а почему бы нам не сделать сегодня какую-то нашу Олимпиаду аграрную, и назвали её АгроНТИ. И вот она пошла у нас, пошла по стране. Вы знаете, сегодня уже больше половины регионов страны охвачено. И такие названия, как «Агрокоптеры», «Агророботы», «Агропчела», интересно, «Агробио», «Агрометео», интересные направления. Анатолий Торкунов: Даже названия привлекательные и необычные. Владимир Трухачёв: Да. Анатолий Александров: «Агропчела» очень интересное. Владимир Трухачёв: Да, и ребята с удовольствием участвуют, вы знаете. «Агрокосмос» даже. Елена Кудряшова: Супер! Владимир Трухачёв: То есть нашли мы сегодня подход. Анатолий Торкунов: Да, а я знаю, что МГТУ всегда со школами работало с профориентацией. Анатолий Александров: Конечно, но тут движение в обе стороны должно быть. Конечно, такие вещи, как инженерный класс в московской школе, понятно, что от нас это исходило, и сейчас это очень хорошо развито. Конечно, школы – это то, на что мы должны опираться. У нас свои лицеи, как у каждого, есть, и они обязательно должны быть передовыми в России, потому что мы здесь показываем, как мы должны готовить ребят-школьников для поступления в вуз, но и, с другой стороны, мы должны открыть свои лаборатории, подчас в которых такое оборудование, которое в одном или двух экземпляров в России-то находится, но при этом не стучать ребятам по рукам, надо, чтобы они видели, как исследователи, особенно молодые исследователи ищут решение проблемы, как они ошибаются, как они это верное решение находят, как они взаимодействуют между собой. Это их заражает, это их подтягивает, и они начинают понимать, что инженерия – это не так страшно, что физика и математика – это не так тяжело. Анатолий Торкунов: А вот интересно, в наших вузах, мы посмотрели сейчас немножечко про МГИМО, а вот в ваших вузах вы проводите такого рода опросы, у ребят спрашиваете – они не жалеют, что приняли решение соответствующее? Анатолий Александров: Конечно. Елена Кудряшова: Обязательно, социологические опросы. Анатолий Торкунов: А какие данные в результаты? У нас же тоже есть, мы такие опросы проводим, тоже есть ребята, которые потом уходят, но не так много, уходят, поскольку понимают, что неправильное решение приняли. Елена Кудряшова: У нас тоже бывает такое. Анатолий Александров: Знаете, здесь тоже не надо себя загонять себя в такую хрустящую красивую обёртку, что каждый из ребят моментально находит свою стезю. Это очень непросто. Если бы, скажем так, мы предоставляли возможность обучаться только по одной дисциплине самой популярной – информационные технологии, то мы бы только туда и набирали ребят. То, что у нас конкурс зашкаливает, проходной балл 310 баллов – это не новинка, это не экзотика, это уже фотографии сегодняшнего дня. Но ведь это же не совсем правильно, мы должны обеспечивать нашу специалистами всех профилей, а то, что очень модно – и нанотехнологии, квантовые вычисления, плазма, робототехника, понятно, это очень интересно, а машиностроительные технологии? А как мы всё это сделаем, то, что наизобретаем? Анатолий Торкунов: Анатолий, я согласен абсолютно. Анатолий Александров: Это же мы должны и туда ребят притягивать. Анатолий Торкунов: Здесь, как мне кажется, очень важно, когда студенты начинают специализироваться, связь с практикой, с производителями, с бизнесом, который убеждает их в правильность выбора, поскольку он предлагает им реальные возможности в будущем. Елена Кудряшова: У нас, например, по нескольким кластерам уже давно введена система на уровне бакалавриата – «2+2»: первые 2 года вс студенты обучаются как бы по одни и тем же программам, понятно, что у них есть и курсы по выбору тоже, а уже специализация начинается третьего курса, и фактически на втором курсе их уже присматривают работодатели и начинают целенаправленно работать, потому что главная задача-то теперь, и всегда была, не только обучить студента, но, в обще-то, чтобы он свой путь в жизни нашёл и трудоустроился, стал полезным нашему обществу, нашей промышленности. Анатолий Александров: Я бы здесь крен сделал на ваш тезис по поводу такой практики, потому что мало того, что студент поступает на ту или иную специальность, особенно эта проблема может быть у нас и у наших коллег из сельского сектора, все на одну специальность поступит не могут… Елена Кудряшова: Не могут. Анатолий Александров: Баллы набирают разные, возможность поступить тоже разная. Очень важно, чтобы мы, когда взяли их к себе, и он не совсем счастлив, скажем так, такие варианты бывают, безусловно. Анатолий Торкунов: Конечно, тем более решение принимают в 16-17 лет. Анатолий Александров: А вот здесь, если он сюда попал, вот эту романтику инженерного труда показать обязательно нужно. И я вам приведу пример: есть у нас такая кафедра прокатки. Вы можете себе представить, что такое прокатный стан? Это что-то огромное, шумящее, горячее и так далее, ну совсем не девчачья специальность. И вот девочка поступает на эту кафедру, а там великий академик Целиков был, он умел захватить и не отпустить. И вот девочка поступает, мама приезжает, скандалы: «Переведите на материаловедение, переведите на ботанику, ещё куда-нибудь». Девочка в упор – нет, отличница, стипендиат Президента, заканчивает уже «конструктор». Через 5 лет младшая сестра приходит на эту же самую кафедру. Вот, пожалуйста, неромантичная для девчонки кафедра. Анатолий Торкунов: Анатолий, ты помнишь, и мы все помним с вами, что мы прокатный стан увидели яркий и романтичный в фильме «Весна на Заречной улице»? Елена Кудряшова: Да-да-да. Анатолий Торкунов: С этого времени тоже очень многие пошли. Елена Кудряшова: Тут ещё к вопросу об учителе с большой буквы и преподавателе. Анатолий Александров: Да, я про это и говорю, увлекли девчонку, и она наотрез отказалась. Анатолий Торкунов: Дорогие друзья, я бы хотел ещё одну тему затронуть. Вы знаете, что в этом году есть особенности приёма, это приём в российские вузы ребят, которые возвращаются из зарубежных вузов, и ребят, которые приезжают из ДНР, ЛНР, Украины. И я вот даже процитировал бы Минобразования: «Студенты-соотечественники, пребывающие из-за рубежа в связи с затруднениями, а также иностранные студенты, в том числе студенты из ДНР, ЛНР и Украины могут бесплатно продолжать обучение в вузах РФ по квоте для иностранных студентов». И вот как выглядит ситуация в наших вузах сегодня, в ваших вузах сегодня в связи с такого рода совершенно, мне кажется, оправданными и правильными решениями, но не создаёт ли это проблемы для абитуриентов, которые поступают из других? Анатолий Александров: Пока не создаёт. Анатолий Торкунов: И сейчас я хотел Марину попросить Боровскую – нашу коллегу, председателя Совета ректоров юга России. Заметьте, дорогие друзья, как у нас сегодня представлена Россия: самый северный вуз и юг России. И президенту Южного федерального университета по этому вопросу нам есть что сказать. Марина на видеосвязи, пожалуйста. Марина Боровская: Спасибо. Это для нас важный вопрос, стратегически важно определиться с тем, какие программы мы набираем, как мы будем готовить абитуриентов в течение этого периода. И вопросы по ЛНР, ДНР, конечно, для нас сегодня на юге России точно стоят актуально. Мы понимаем и порядок уже определился. Во-первых, часть ребят в течение этого периода переводилось в наши образовательные организации, и при наличии бюджетных мест на все направления мы брали студентов и отказов у нас по вузам юга России не было, то есть везде, где появлялись студенты, которые со старших курсов хотели перевестись, мы их всех принимали. Второй момент связан с тем, что на первый курс в этом году выделается часть дополнительных мест Минобром для того, чтобы мы, собственно, поддержали ребят, которые будут поступать из ЛНР и ДНР. Часть ребят уже готовится по ЕГЭ, эти ребята будут сдавать Единый государственный экзамен, но также предполагается, что они могут идти и по собеседованию, по внутренним испытаниям вуза, то, о чём сегодня в начале передачи мы говорили, что такие есть направления подготовки, где такое собеседование возможно. Но есть и такая формула у нас, как внутреннее испытание, и мы часто для ребят, пришедших из СПО применяем её, и вот сейчас нам её предстоит применить для ребят пришедших по ЛНР, ДНР. И ещё я бы хотела отметить одну категорию граждан, которые имеют право в этом году поступать, это граждане – дети погибших, по отдельной квоте они принимаются, по собеседованию, это дети тех военнослужащих, которые принимали участие в специальной операции и погибли. Анатолий Торкунов: А вот нет проблем, которые возникают в вязи с тем, что ребята занимались и готовились в школе и затем даже в вузах вот тех о которых вы говорите, что были переведены, в разницах уровня подготовки, направленности подготовки? Марина Боровская: Спасибо, хороший вопрос. Мы уже в течение длительного времени, во-первых, занимаемся переводом нашей образовательной организации из ЛНР и ДНР, они уже находятся в списке аккредитованных учреждений Рособрнадзором и получили сегодня лицензии по ряду направлений. Мы приводим в порядок и в соответствии образовательные программы и в этом году дано право ребятам учиться по системе двойных дипломов, то есть они могут обучаться на программах уже интересных им российских университетов, при этом оставаясь в ЛНР и ДНР на своих образовательных программах, то есть это тоже позволяет урегулировать ситуацию. Помимо этого, мы очень активно работаем с педагогическими командами вузов ЛНР и ДНР для того, чтобы, в общем, привести наши образовательные стандарты и содержание образовательных программ в нашу норму сохранения и повышения качества образования. Анатолий Торкунов: Да, это очень важная и необходимая работа касается квоты, о которой вы говорили, специальным решением правительства, то, естественно, это относится и к вузам юга России, и ко всем нашим учебным заведениям. Это исключительно важно и нужно будет делать, и мы тоже об этом думаем и, конечно, эти вопросы будем решать. Спасибо большое, привет всем ректорам юга России передавайте и всего самого доброго, спасибо за ваше участие! Я бы хотел ещё сказать, что мы почти 1500 перевели студентов из зарубежных вузов. Как идёт адаптация этих студентов? Из зарубежных вузов, в которых по разным причинам, но, главным образом, понятным причинам решили прекратить обучение, в зарубежных вузах в самые разных. Елена Кудряшова: Я могу начать, Анатолий Васильевич. У нас есть ребята, которые обучались в вузах Чешской Республики, они перевелись к нам на обучение. И здесь, конечно, часть предметов мы сразу зачли, а остальные, как мы говорим, треки, или предметы по индивидуальной программе, то есть что-то они со своими сокурсниками посещают, что-то дополнительно мы им даём, тем более что современные технологии… Анатолий Торкунов: То есть индивидуальная траектория, как любят говорить в Министерстве образования? Елена Кудряшова: Да, индивидуальная траектория. Причём они у нас все обучаются без оплаты за обучение, очень хорошие ребята, и мы постоянно ситуацию мониторим, вроде бы с их стороны никаких особых вопросов или проблем нет. Анатолий Торкунов: В Бауманке какая ситуация, Толя? Анатолий Александров: У нас немого на сегодняшний день таких ребят. Они разные: есть ребята, для которых нет никаких проблем, это примерно те ребята, которые сегодня выступали у нас в этих маленьких роликах, а есть ребята, которым трудно, и здесь подход приходится такой принимать. Единственное, что мы поднимем, что это ребята, которых мы обязательно должны принять, и мы должны им обеспечить все возможности, чтобы они догнали и получилось. На сегодняшний день мы готовы принимать ту категорию людей – детей погибших военнослужащих, и принимать будем не на места. Вы затронули вопрос, не будут ли они конкурентами тем ребятам, которые готовились… Анатолий Торкунов: Да, специально готовились и думали о соответствующем вузе России. Анатолий Александров: Нет, мы их принимаем на места по схеме платной и платим за этих ребят сами из прибыли университета. Вот такая ситуация на сегодняшний день. И такие ребята есть, их немного на сегодняшний день, но они будут, это понятно, такая схема работает. Анатолий Торкунов: Мы должны к этому быть годовыми. Анатолий Александров: Да. Анатолий Торкунов: И вообще я считаю, что так называемая индивидуальная траектория – это тоже очень важный наш ресурс на будущее. Конечно, не так просто его создавать, потому что это связано с нагрузкой преподавателей и с количеством преподавателей. Владимир Трухачёв: Есть у нас небольшое количество ребят. Единственное, они сегодня удивлены большим количеством практики, они говорят, что «мы думали, практики в западных вузах, оказывается, и у нас изменились учебные программы». У нас сегодня очень монго практики и это здорово. Анатолий Александров: Скрытый комплимент самому себе – это хорошо. Владимир Трухачёв: Да, вы поверьте. И поэтому, когда мы сегодня очень здорово задружили с нашими агрохолдингами, тот же «Уралхим», тот же «Уралкалий», «ФосАгро», «Акрон»… Анатолий Торкунов: Крупнейшие компании. Владимир Трухачёв: Да, они с удовольствием приглашают, и приходят туда наши ребята. А, вы знаете, ведь после этого и отток уменьшился. Если у нас был приличный отток, откровенно говоря, вот когда мы сегодня думаем, он всё выбирает и смотрит, а когда ему некогда выбирать, ему работать надо, он сегодня приходит, ему нравится, ему больше нравится, его втягивает всё время. Анатолий Торкунов: Я скажу, что так всё оптимистично звучит. Владимир Трухачёв: Да. Анатолий Торкунов: Хотелось бы, чтоб так было и на самом деле в полной мере. Но я, знаете, хотел вроде технический вопрос, но тем не менее он есть: вот эти две волны, одна волна в прошлом году, есть какие-то у вас здесь соображения и мнения на этот счёт? Елена Кудряшова: У нас, например, никаких проблем ни с одной волной не было, то есть никаких конфликтных ситуаций не возникло. Мне кажется, что здесь вопрос в выборе абитуриента, всё-таки решение абитуриент и, наверно, родители, кто ему рекомендации даёт, должны принимать заранее, не в последний день и уж точно не в последний час. Анатолий Торкунов: Но некоторые до последнего момента тянут. Анатолий Александров: Да, за 5 минут до шести часов. Елена Кудряшова: Ведь в прошлом году… Анатолий Торкунов: Иногда просто, понимаете, это даже удивление вызывает, потому что за 5 минут до прекращения работы комиссии... Анатолий Александров: Какие нервы у ребят, да. Елена Кудряшова: В прошлом году ведь проблемы с суперсервисом как раз и возникли, потому что подавляющее большинство абитуриентов в последний момент решили нажать ту самую кнопочку, и система просто не выдержала. Конечно, нужно заранее определяться. Анатолий Торкунов: Я думаю, всё-таки за год система суперсервисов совершенствовалась, я надеюсь. Елена Кудряшова: Да, конечно. Анатолий Торкунов: Но тем не менее, конечно, для очень многих родителей и детей вопрос, связанный с выбором окончательным вуза – непростой вопрос, поскольку тем более есть возможность поступать сразу в несколько вузов, поэтому они очень внимательно, как вижу, следят за конкурсной ситуацией. И зачастую это решение принимается в последний момент, поскольку меняется несколько конкурсная ситуация, там же есть, так сказать, движение. Владимир Трухачёв: Да. Анатолий Александров: Одна волна заставит ребят ответственнее относиться к выбору… Елена Кудряшова: Конечно. Анатолий Александров: И здесь немножко выиграют всё-таки региональные университеты, потому что ребята заранее должны оценить свои возможности, понять – правильно или неправильно, и вовремя, может быть, принять решение – вернуться в региональный вуз, а не пытаться, видя ситуацию, которая происходит, пытаться надеяться на что-то в столичных вузах, это тоже такой довод есть, потому что, с одной стороны, демократичная форма – это хорошо, и пять вузов… Анатолий Торкунов: Но проблемы создаёт это. Анатолий Александров: Да, это много чего создаёт, иногда это просто «игра в кнопку», получается. Анатолий Торкунов: Именно, да. Анатолий Александров: А мы-то мечтаем… Анатолий Торкунов: О своём абитуриенте. Анатолий Александров: О своём абитуриенте, который мечтал с детства… я себе помню… Анатолий Торкунов: Как мы все готовились. Анатолий Александров: Да-да. Анатолий Торкунов: Готовились специально, долго, мучительно к экзаменам. Анатолий Александров: Мечтал и был счастлив, что поступил и окончил и так далее. Так что, страшного ни в одной, ни в другой системе нет. И когда мы начинаем рассуждать: давайте введём дополнительный экзамен, давайте отменим ЕГЭ, – не в этом сегодня дело. Любая система контроля знаний имеет свои недоставки чтобы мы ни делали. Анатолий Торкунов: Конечно, несомненно. Анатолий Александров: А ужесточать и до абсурда доводить ситуацию не надо. И, с другой стороны, мы говорим: «Нужны Олимпиады? Не нужны? Что-то много». Да Олимпиады – это чудо. Елена Кудряшова: Конечно. Анатолий Александров: Потому что ребята начинают думать о чём-то очень ответственном, начинают готовиться, начинают пытать свои силы – раз-два-три, начинают понимать, что не получается, начинают бороться… Елена Кудряшова: Опять же ситуации конкуренции очень важна. Анатолий Александров: Это прекрасно, это не просто сидит человек в углу и учит, читает книжку с неизвестным ещё результатом, он пытается и борется за жизнь, это прекрасно. Елена Кудряшова: Конечно. Анатолий Торкунов: Я совершенно с этим согласен. Кстати, мы проводим мониторинг, связанный с учёбой тех, кто пришёл после Олимпиад, но прежде всего после всероссийской Олимпиады. Вы знаете, за многие годы моих наблюдений личных не получилось у единиц. И вот, знаете, не получилось иногда из-за того, что ребята просто оказались не готовы к такой напряжённой работе, особенно связанной с иностранными, восточными языками. То есть они блестяще победили в Олимпиаде по истории, положим, или по обществознанию, но, когда у тебя китайский язык, бывает, что нет способностей просто к этому языку. Анатолий Александров: Или навыка к труду. Анатолий Торкунов: Или, может, такого навыка к труду нет. Но это редчайшие исключения, так что я тоже обеими руками за Олимпиады, и в принципе я считаю, что сегодня они проводятся очень организованно и объективно… Анатолий Александров: Да. Анатолий Торкунов: А о всероссийских Олимпиада я вообще не говорю. Это очень объективные этапы прохождения этих Олимпиад. Дорогие коллеги, дорогие друзья, я сердечно вас благодарю! Получил удовольствие, о-первых, от общения с вами, он я надеюсь, что и нашим телезрителям было интересно. Мы рассчитываем на то, что мы будем продолжать проведение нашего большого ректората и обсуждение самых серьёзных, самых актуальных вопросов, связанных с вузовской жизнью. Ведь вуз – это не только образование, вуз – это всё, часто это и градообразующее предприятие. То и культура, причём не только студентов, но и… Анатолий Александров: И нас с вами. Анатолий Торкунов: И нас с вами тоже. Так что, большое спасибо! А ребятам нашим хочу пожелать сдать успешно Единый государственный экзамен, сделать правильный выбор, а родителям – поменьше волноваться и переживать. Здоровья всем. Большое спасибо за ваше внимание, до свидания! Елена Кудряшова: Спасибо, до свидания! Анатолий Александров: Всего доброго! Елена Кудряшова: Удачи всем!