Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я Анатолий Торкунов – ректор МГИМО, и сегодня у нас в эфире очередная программа «Ректорат». Голос за кадром: Анатолий Торкунов – дипломат, историк и политолог, ректор одного из ведущих российских вузов – Московского государственного института международных отношений, профессор, член президиума Российской академии наук, член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Анатолий Торкунов: Вместе со мной в наших программах участвуют ректоры ведущих вузов и замечательные эксперты. Сегодня у нас такая, может быть, даже неожиданная тема. Мы поговорим о креативной индустрии, о так называемой креативной экономике и, конечно, о подготовке кадров для этого сегмента. Я знаю, что отнюдь не все находятся в курсе, что это вообще такое и что мы подразумеваем под креативной экономикой. Хотя, к слову сказать, 2021 год был объявлен Организацией Объединённых Наций Годом креативной экономики. И всегда ли то, про что мы говоримкак креатив, является такого рода креативом, и как вообще экономика идей влияет, собственно, на экономику нашей страны, да и в целом на мировую экономику? Но, прежде чем начать разговор, я хотел бы с удовольствием представить гостей сегодняшней программы. Это Екатерина Черкес-заде - ректор Universal University, первого в России университета креативной индустрии. Екатерина Владимировна, приветствуем вас! Екатерина Черкес-заде: Добрый день! Анатолий Торкунов: Это Григорий Заславский – ректор прославленного нашего института театрального искусства ГИТИСа. Это Борислав Володин – директор Национального открытого чемпионата творческих компетенций «ArtMasters», проекта, направленного на поиск и поддержку кадров в сфере креативной индустрии. И чуть позже к нам по видеосвязи присоединится Анна Глухонюк – ректор Екатеринбургского государственного театрального института. Григорий Заславский: Прекрасный человек, замечательный! Анатолий Торкунов: Я думаю, что все в вашем коллективе сегодня прекрасные люди. Прежде чем начать наш разговор, давайте взглянем на кое-какие цифры статистики: сколько именно россиян до недавнего времени было занято креативной экономике и где конкретно. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Голос за кадром: Количество россиян, занятых в креативной экономике, постоянно растёт. Если в 2017 году в этом секторе было занято чуть более 4 миллионов экономически активного населения нашей страны, то к концу 2019-го эта цифра увеличилась до 5 миллионов человек, а это почти 7% от всех занятых в России. Лидерство по количеству людей, занятых в креативной индустрии, удерживает за собой Москва. В столице сконцентрировано почти четверть креативных трудовых ресурсов России. На втором и третьем местах – Санкт-Петербург и Московская область: 7,3%и 5%соответственно. Суммарно на эти 3 региона приходится более трети от всех работников креативной индустрии. Наибольшее количество занятых приходится на индустрию моды – порядка 30%, чуть меньше – 21% – это музыкальная и культурно-досуговая сфера. На третьей позиции – 13% занятых – издательская деятельность, около 10% – IT-индустрия. В рекламе занято почти 8% креативного населения, в архитектуре и кинематографе– чуть больше 3% и 2% соответственно. Анатолий Торкунов: Интересные цифры. Я, кстати говоря, думал, что в IT-то побольше занято, если говорить в целом о креативной индустрии. Я, Екатерина Владимировна, хотел бы вас спросить, ваш университет уникальный, поскольку готовит специалистов именно для этой сферы. Вот как сегодня выглядит эта подготовка? Какие направления у вас в рамках бакалавриата и магистратуры? Екатерина Черкес-заде: Да, и дополнительное образование. Анатолий Торкунов: И дополнительное образование. Екатерина Черкес-заде: Конечно. Анатолий Торкунов: Я думаю, что это интересно будет и всем нам, и телезрителям. Григорий Заславский: Мы же все стремимся повышать свой образовательный уровень. Может быть, сейчас нас увлекут, и мы пойдём учиться. Анатолий Торкунов: Конечно. Екатерина Черкес-заде: У нас так получилось, что 20 лет как мы вообще этим занимаемся. Первый наш проект – Британская высшая школа дизайна – как раз был посвящён программам высшего образования, международным программам, которые мы привозили сюда, в Россию,ещё в 2003 году. А вот сейчас, уже спустя 20 лет, мы закрываем весь спектр креативной экономики, потому что так или иначе к креативным индустриям в разных странах чуть-чуть по-разному, потому что фокус разный, но относятся в общей сложности 12-14 секторов. И это, конечно, мода, иногда это выносят в периметр отдельно, мы выносим, это всё, что связано с fashion, это, конечно, дизайн в самом его большом разнообразии: дизайн продуктов, дизайн услуг, digital-дизайн и так далее так далее. Это архитектура, урбанистика, развитие территорий. Это всё, что связано с кино, играми, анимацией, в общем, весь интерактивный сектор. Это современная музыка, современное искусство, галерейный бизнес. Мы готовим не только художников, но и весь спектр профессий, который реализован вокруг вот этого сектора художественной практики. И, конечно, всё, что связано с food-индустрией, потому что туризм тоже, так или иначе периодически то относят, то выносят в спектр креативных индустрий, и так далее и так далее. В любом случае, уже упомянуто IT сегодня, то вносят, то выносят из периметра креативных индустрий. Почему? Потому что для нас IT является очень важным инструментарием для создания продуктов. Появляется новый инструментарий, и мы придумываем продукт, потому что появилась такая технология. Поэтому в этом смысле IT часто является подрядчиком у нас, потому что мы придумываем продукты, а IT его реализует. Так же, как инженеры реализовывают продукт, который мы придумываем. И вот, наверное, самое интересное в нашем проекте – это то, что мы заявили 7 лет назад, уже объединив все наши проекты, мы просто открывали школы поступательно, в итоге заявили, что мы Университет креативных индустрий. Почему? Потому что оказалось так, что только на нашей территории на тот момент были представлены все секторы одновременно. Ни в одном другом пространстве музыканты, саунд-дизайнеры, игровые разработчики, архитекторы, дизайнеры и актёры не встречались в одном периметре, и это, конечно, оказалось уникальным преимуществом для проекта. А сейчас мы уже формулируем себя как университет, который фокусируется на развитии российской экономики через креативный сектор. Анатолий Торкунов: Но вот интересно всё-таки, если бюрократическим языком говорить, какие направления основные у вас? То есть дипломы с записью каких специальностей? Екатерина Черкес-заде:У нас 472 специализации. Анатолий Торкунов: Сколько? Екатерина Черкес-заде: 472 специализации. Анатолий Торкунов: Ничего себе! А специальностей? Екатерина Черкес-заде: Если говорить по специальностям… Анатолий Торкунов: Перечислять все не надо, просто самые крупные. Екатерина Черкес-заде: Да, конечно, все не буду. Конечно, архитектура и всё, что с ней связано.Дизайн и всё, что с ним связано. Всё, что связано с кино, играми, анимацией, современной музыкой. Дальше можно перечислять достаточно долго. Дизайн – очень большой сектор. Это наша старейшая школа, и она закрывает весь спектр дизайна. Анатолий Торкунов: По-моему, университет Косыгина активно дизайном тоже занимается. Вы сотрудничаете с ним? Екатерина Черкес-заде: Мы мало, кстати, сотрудничали всегда с университетами, которые пересекаются с нами по направлениям. То есть у нас есть Школа кино, например, Московская школа кино… Анатолий Торкунов: Со ВГИКом вы не сотрудничали? Екатерина Черкес-заде: Мы не сотрудничали со ВГИКом, мы не сотрудничали. Анатолий Торкунов: Какой-то принцип есть для этого? Екатерина Черкес-заде: Я объясню почему. Потому что наша задача была создать альтернативные образовательные системы. То есть мы учим не в режиме мастерских, то есть мы учим не как во ВГИКе,не как в Строгановке, не как в «Полиграфе», который я в своё время оканчивала и так далее. Но при этом очень активно взаимодействуем с МФТИ, с МГИМО. Конечно же, очень активно работаем с Бауманским университетом и так далее. Анатолий Торкунов: То есть такую обеспечиваете синергию не по направлениям, которыми вы занимаетесь, а по другим направлениям. Екатерина Черкес-заде: А внешние, да. Анатолий Торкунов: Вот я вот, Борислав, хотел бы поинтересоваться у вас. Организация конкурса – это же большое дело, очень интересное, особенно для молодёжи. Но я должен сказать, я думаю, Григорий со мной согласится, не только для молодёжи участие в таком конкурсе может быть интересно, но и для людей постарше. Григорий Заславский: Я, собственно, участвую в нём, просто с другой стороны. Анатолий Торкунов: В жюри. Борислав Володин: Григорий Анатольевич является председателем-экспертом в жюри. Анатолий Торкунов: Вот я же угадал, видите? Григорий Заславский: Я только с МГИМО не связан, потому что МАРШ у меня окончила дочка, и очень довольна и востребована. Она первоначальную зарплату, извините, что перебиваю, первую зарплату сразу после окончания, получила диплом и сразу её пригласили на 50 тысяч. И она говорит: «Это так мало!». Ей тут же добавили 10. Я говорю: «У нас в ГИТИСе не все получают такие деньги, а ты недовольна». 60 тысяч – хорошая зарплата. Анатолий Торкунов: Но МГИМО ещё впереди. Григорий Заславский: Да, у меня мальчик оканчивает. Анатолий Торкунов: Борислав, всё-таки расскажите о конкурсе. Интересно, студенты каких вузов, школьники каких наклонностей, интересов принимают участие в этом конкурсе? Но не только студенты. Я понимаю, что там и люди постарше принимают участие. Григорий Заславский: И, наоборот, там же есть ещё, вот с прошлого года уже есть юниор… Борислав Володин: Да-да-да, но это не с прошлого, со второго. Анатолий Торкунов: Это люди, которые уже работают в креативных индустриях? Борислав Володин: Я сейчас всё скажу. Анатолий Торкунов: Да, расскажите. Борислав Володин: Во-первых, спасибо большое, что позвали на вашу замечательную программу! Анатолий Торкунов: Спасибо, что пришли. Борислав Володин: Чемпионат «ArtMasters»– это, действительно, уникального рода проект, который направлен на выявление, поддержку и продвижение молодых специалистов сферы backstage. Мы все понимаем, что слово «backstage» означает, но в целом – это те люди, которые прямо или косвенно не видны в кадре. Это огромное количество специальностей, профессий, которые создают творческий продукт. Но они, если так можно сказать образно, находятся в теневой зоне. И чемпионат как раз занимается тем, что он поддерживает их и продвигает. И таким образом, на самом деле, мы, как мне кажется, выполняем такую очень важную функцию – драйвера креативной экономики, потому что мы стимулируем,во-первых, рост этих важных профессий. И самое главное, что мы не просто берём абстрактно в чемпионат, принимаем какие-то компетенции, мы смотрим на запросы индустрий текущие, потому что каждый день появляются новые специальности, и чемпионат является таким, как вам сказать… Во-первых, почему чемпионат? Потому что это всё-таки конкурс, индивидуальный конкурс среди специалистов, это такая своеобразная прокачка скиллов, своих возможностей. Принимать участие может абсолютно любой человек в чемпионате. У нас есть две возрастные категории. Это юниоры: 14-17лет.Здесь мы занимаемся, скорее, профориентацией и выявлением уже как бы будущих кадров. И есть основная категория – это 18-35. Это такие молодые специалисты. По сути, 18-35 – это кластер молодого поколения международный, принятый, поэтому мы, в общем, работаем в этом промежутке. Хотя у нас, конечно, есть много запросов и от людей, которые старше этого возраста, но мы работаем так. И мы принимаем заявки от любых специалистов, которые хотят попробовать свои силы в этом чемпионате или, как мы говорим, «показать творческие мускулы». И задача чемпионата, конечно, не только выявлять наиболее талантливых специалистов в тех компетенциях, по которым проводят чемпионат, вешать им медали, давать им призы, но и за периметром чемпионата продвигать их в индустрии. Это очень важная задача, и я даже сказал бы, что миссия чемпионата заключается в том, чтобы те ребята, которые выходят в финал, потом имели возможность быстрой интеграции в действующие проекты креативных индустрий. Анатолий Торкунов: То есть в реальную экономику. Борислав Володин: Да, в индустриальную экономику. И, конечно, ArtMasters – это не оружие массового поражения, это такой конкурс тонких настроек, но который даёт очень большой эффект. Анатолий Торкунов: А сколько участников традиционно на разных этапах? Борислав Володин: Каждый год мы собираем порядка 17 тысяч участников со всей страны. Анатолий Торкунов: Это много. Борислав Володин: В этом году мы поставили планку – 25 тысяч участников. И вот что я хотел сказать, очень важный пример, который, может быть, позволит тем, кто сегодня смотрит нашу программу, подать заявку, потому что есть примеры, как мы называем, истории успеха. Вот 12 апреля вся страна праздновала юбилей великого русского драматурга Островского. И у нас в рамках чемпионата есть такие командные соревнования, когда ребята разных компетенций объединяются случайным образом в команду, им даётся режиссёр, и они создают этюды творческие на разные темы. Вот тема была Островского, и четыре команды из пяти… Анатолий Торкунов: Наверно, пьесы Островского? Борислав Володин: Да, на пьесы Островского. И четыре команды из пяти сделали свои постановки. И лучшая команда, которая выиграла, сделала постановку, которая называется «Трудовой хлеб». Эту постановку вообще, по-моему, ставили на последний раз чуть ли не 25 лет назад. Анатолий Торкунов: Как называется? Борислав Володин: «Трудовой хлеб». Григорий Заславский: Одна из многих пьес Островского. Борислав Володин: Да, одна из многих пьес Островского. Что удивительно, на самом деле, это не удивительно, для нас это маленькая победа на пути большого сражения за этих ребят, что этот этюд потом превратился в полноценный спектакль в рамках репертуара Школы драматического искусства. Спасибо этому театру. И буквально 3 апреля этот спектакль получил «Малый хрустальный гвоздь». Это престижная премия Союза театральных деятелей, и он вошёл в пятерку лучших спектаклей Москвы. Представляете?Те ребята, которые когда-то подавали заявки на чемпионат, хотели попробовать свои навыки, они стали полноценными участниками театральной индустрии Москвы. И это здорово. Анатолий Торкунов: Здорово! Кстати говоря, к такому органичному переходу к Григорию подготовили. Мы всегда вообще, такое понимание, я думаю, у всех существует, что ГИТИС – это в основном подготовка артистов, но, наверно, частично и режиссёров. А я знаю по нашей предыдущей с вами встрече, что у вас, конечно, огромный диапазон сегодня всякого рода специальностей, которые работают на креативную индустрию. Вот расскажите нам немножко о тех нововведениях, которые у вас появились в последние, но, может, не в последние 2- 3 года, а уже на протяжении… Григорий Заславский: Я улыбаюсь, потому что будет продолжение разговора про ArtMasters, хотя, на самом деле, я бы начал с того, о чём говорила Екатерина Черкес-заде – про вот некоторую неопределённость в разных странах с теми специальностями, которые то входят, то не входят. Знаете, как в старом анекдоте про реанимацию: один бегает туда-сюда, а другой на реанимационном столе лежит. Так и здесь. Мне кажется, что именно потому, что мы, может быть, не первыми входим на эту территорию, у нас есть возможность учесть то лучшее, что в разных странах с креативными индустриями было связано. И наоборот. Есть страны, в которых библиотечное дело в креативные индустрии входит. А в Москве, и не только в Москве, в силу того, как развивались библиотеки в последние годы, они точно выходят на эту территорию интертеймента. Библиотеки, которые становятся такими клубами, движутся в эту сторону. То есть библиотеки в Москве и в России, наверное, тоже в связи с модельными библиотеками, которые создаются, они точно должны входить в списки креативных индустрий. А я, естественно, везде всегда борюсь за то, чтобы образование в сфере креативных индустрий тоже входило в креативные индустрии. Мне говорят: «А где у вас индустрия?». Я думаю, что если я буду думать дольше, я придумаю второй пример. Но пока я не добьюсь, чтобы образование в сфере креативных индустрий вошло в креативные индустрии, я второй пример даже придумывать не буду. Вот смотрите: в Москве есть какое-то количество модных театров и среди этих модных театров, никто не станет спорить,«Геликон-опера», Мастерская Петра Фоменко, Театр Табакова, «Квартет И», Студия театрального искусства. Эти пять театров входят в список тех модных театров, в которые покупают билеты те люди, которые едут в Москву как туристы. Конечно, очень сложно вычленить вот этот вклад в гостиничный и туристический бизнес Москвы этих билетов, которые купленные теми, кто приезжает в Москву на выходные или в командировку, но обязательно покупает билеты в эти театры. В Большой же достать сложнее, а «Геликон-опера» – это театр, где спектакли не менее интересны, а местами, может быть, даже более интересны, чем в Большом, а всё-таки достать за полгода можно, и они дешевле, насколько я знаю. Поэтому эти пять театров вышли из талантливых курсов выпускников ГИТИСа. То есть вклад ГИТИСа в туристический бизнес Москвы очевиден, он сложно вычленяется, но он не вызывает вопросов и сомнений. Что касается новых специальностей, вот я сейчас всё время думаю о том, что нам необходимо лицензировать драматургию, потому что, да не покажется вам это странным, но драматургов в России не готовит никто. Екатеринбургский институт, который вы пообещали, анонсировали, он к нам присоединится… Анатолий Торкунов: Надеюсь, что на связи с нами. Григорий Заславский: Я некоторое время тому назад думаю: «Наверное, Екатеринбургский институт учит драматургов, там же Николай Коляда».Ничего подобного, литработники. Литературный институт, может быть,там драматургов, там ещё Виктор Сергеевич Розов преподавал. Нет, литработники. То есть все эти вузы не сделали специальную программу по драматургии. Я думаю, давайте будем первыми, кто лицензирует драматургию за последние десятилетия, вероятно, специалитет драматургии. А почему я стал улыбаться, что продолжится разговор про ArtMasters? Благодаря ArtMasters, который обращает внимание на эти профессии, на профессии, которые не только в силу того, что они вне кадра, они не являются, скажем, теми, на которые обращают внимание больше всего. И, благодаря этому Национальному открытому чемпионату, люди сказали: «Хорошая профессия – художник по гриму». Да, хорошая, только в России её не существует. Представляете? Мы её лицензировали, причём это очень дорогое обучение. Я недавно был в Казахстане, и я говорю: «Вы знаете, – в Министерстве культуры, – мы же брали ваши казахские программы за образец». Они говорят: «Да, только мы перестали учить».А у них, представляете, художников по гриму в Казахстане учили 6 лет, как врачей. Анатолий Торкунов: Ничего себе! Екатерина Черкес-заде: Невероятно! Григорий Заславский: Мы, естественно, не стали так злоупотреблять бюджетными деньгами. У нас пятилетний специалитет. Анатолий Торкунов: То есть бакалавриат и потом магистратура что ли была – 6 лет? Григорий Заславский: Нет, шестилетний специалитет. Анатолий Торкунов: Ничего себе! Григорий Заславский: Да. Анатолий Торкунов: Но, я думаю, замечательных специалистов готовили. Григорий Заславский: Но дорого, поэтому отказались. Анатолий Торкунов: Дорого, да. Вы знаете, без всякой нашей договоренности вы замечательно подвели дело к обращению к нашей коллеге Анне Глуханюк – ректору Екатеринбургского государственного театрального института. Мы её приветствуем! И вы упоминали сейчас Екатеринбург… Григорий Заславский: Я говорю, что красавица! Анатолий Торкунов: Да, мы видим, что красавица. Мы хотели бы послушать ваше мнение относительно креативные индустрии. И как вам видится как ректору известного театрального вуза эта отрасль? Анна Глуханюк: Добрый день! Спасибо большое за приглашение,очень интересно и, в общем-то,плодотворно, наверное, и поприсутствовать на этой передаче, послушать коллег и поделиться своим мнением. Слушала коллег, думала о том, каким образом наш вуз всё-таки имеет отношение к креативным индустриям. Юрий Анатольевич подсказал по поводу драматургов. Да, действительно, мы готовим специальность «литературное творчество», но тем не менее понятно, что под руководством Николая Владимировича Коляды выходят драматурги, которые работают во всех театрах России и за рубежом, по их пьесам и инсценировкам ставят спектакли. Как раз в этом году выпускался студент, который пишет сценарии для компьютерных игр, и мы подумали, что это очень классное направление, которое нужно развивать либо в системе дополнительного образования, либо на уровне магистратуры, потому что, действительно, это востребованное очень направление, которое, особенно сегодня, с импортозамещением будет, наверное, хорошо приниматься на рынке креативных индустрий. Кроме того, в прошлом году мы вступили в такой неоднозначный проект по созданию центров прототипирования, инициированный Министерством культуры. С одной стороны, он повлёк, конечно, за собой много сложностей в его реализации, воплощении идеи. Но, с другой стороны, именно для нашего вуза, а мы один из немногих, практически единственный настолько удалённый региональный театральный вуз в стране, следующий в Ярославле, потом Москва и Петербург, и вот Екатеринбург – это самый восточный федеральный театральный вуз. И для нашего вуза, и для вуза регионального, всё-таки возможность приобрести оборудование, мы приобрели оборудование для аудио-видео записи, это, в общем, стандартная такая история. Но мы в том числе приобрели оборудование для создания театральной куклы, для мелкой бутафории, для 3D-сканирования, 3D-печати. И сейчас наличие этого кластера такого позволяет нам выходить на креативные индустрии нашего города и создавать с ними какие-то совместные проекты по вхождению, соединению театрального мира, который достаточно консервативен, в общем-то, в особенности в части образовательной, с творческим пространством нашего города. Решения все непростые в силу юридических и экономических моментов, и организационных, и в целом некой сопротивляемости материала как, может быть,и внутри вуза, так и со стороны внешнего креативного кластера, который не очень-то пока воспринимает нас как полноправных игроков на этом поле. Но тем не менее шаги делаются, шаги происходят, и это неплохо. Кроме того, сегодня уже шла речь об определённой атмосфере. Я думаю, что атмосфера театрального вуза,а мы в общем, готовим не только актеров и режиссёров, но, как уже было сказано, и драматургов, и продюсеров, с этого года ещё и технологов сцены. Вот эта возможность кооперации в одном пространстве, на одной сцене учебного театра уже сама по себе тоже задаёт какие-то возможности для создания того продукта творческого, который может перейти и на рынок. Анатолий Торкунов: Анна Аркадьевна, то, что вы говорите, свидетельствует о том, что не только Москва и Санкт-Петербург являются лидерами, хотя они являются лидерами креативных индустрий, но и в наших замечательных в городах, коим является Екатеринбург, эта работа тоже ведётся.Кстати говоря, он самый восточный, я так понимаю, что ГИТИС вроде собирается открыть филиал где-то, на Дальнем Востоке, да? Григорий Заславский: Пока Анна Аркадиевна самая восточная красавица. Анатолий Торкунов: А вы где, во Владивостоке? Григорий Заславский: Нет, мы в Благовещенске. Анатолий Торкунов: Прекрасный город. Григорий Заславский: Там ещё будут филиалы и других вузов. Анна Глуханюк: Да, филиалы будут. Григорий Заславский: Но, во-первых, тут же ещё… Мы прекрасно понимаем, что есть театральный институт и Школа, и Школа пока что есть в Екатеринбурге. И получится ли у нас в Благовещенске?Мы надеемся, что получится, но, конечно, Екатеринбург – это уважаемый очень институт. И, конечно, кроме того, что делает Коляда, сегодня… Анатолий Торкунов: И театр хороший. Григорий Заславский: И театр хороший, да. То, что делает там Коляда, конечно, – это настоящая Школа. Анатолий Торкунов: Спасибо вам большое за включение! Екатеринбургу пламенный от нас от всех привет, мы этот город любим, я бываю регулярно там и, надеюсь, побываю этим летом ещё, так что постараюсь и к вам в гости прийти. Анна Глуханюк: Приходите к нам! Анатолий Торкунов: И обязательно, конечно, в театре побываем, в одном из театров Екатеринбурга. Борислав Володин: И распространите информацию про чемпионат «ArtMasters», потому что вы сказали технологи сцены и продюсеры – это тоже компетенции, которые у нас есть. Анна Глуханюк: Обязательно, у нас есть эта информация. Борислав Володин: Мы ни в коем случае не замещаем образование, но помогаем им больше совершенствоваться. Анатолий Торкунов: Я понимаю даже из нашего разговора, что всё-таки креативная индустрия – это индустрия идей, идеи, которые реализуются в экономике, иногда посредством, то, о чём вы говорили, вспоминая театры, театральные билеты и вклад и театров в развитие туризма в Москве и в Петербурге, вообще в больших городах. Екатерина Черкес-заде: Конечно. Григорий Заславский: Анатолий Васильевич, можно перебью вас? Анатолий Торкунов: Да. Григорий Заславский: Наверное, самое главное, продолжа вашу мысль по поводу идей, – это то, о чём опять же в самом начале говорила Екатерина. Я не знаю, правда ли так у них получается или это только на уровне идей, самое главное, это чтобы происходил синтез. У них же там британская школа кино да унижен там британская школа кино, британская школа МАРШ, архитектуры, дизайна, чтобы вот эти разные школы между собой соединялись. В прошлом году в парке Горького была креативная неделя, и там министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков говорил: «Вот ректор МИИТа, взяли бы с ГИТИСом сделали бы что-нибудь.Может дать хорошие результаты». И, в общем, мы подумали, и в итоге мы готовимся сделать такую Школу в сентябре вместе с МИИТом. Вот то, опять же о чём мы говорили – с физико-технологическими, с МГИМО и так далее. Екатерина Черкес-заде: Это очень важно, очень здорово. Григорий Заславский: Вот это даёт эффект, кумулятивный эффект. Анатолий Торкунов: И, откровенно говоря, когда мне предложили сотрудничать с вами, я имею в виду, университету предложили, у меня были какие-то сомнения, но я вижу, что этот пользуется и популярностью, и большой интерес вызывает. И мне кажется, что есть там ещё куда и дальше идти в этом направлении сотрудничества, МГИМО. Екатерина Черкес-заде: Конечно. Анатолий Торкунов: Казалось бы, МГИМО и креативные индустрии, хотя не так далеко.Вообще в любой индустрии должен быть креативный подход. Знаете, всегда говорили, что, положим, в дипломатии, без креативности и инновационности делать нечего. Но в данном случае у нас речь не только о дипломатии идёт, а о гораздо более широком профиле специальностей и направлении подготовки. Я очень благодарен за то, что мы с вами сотрудничаем и надеюсь, что мы тоже привнесём что-то полезное в работу вашего университета, так что я бы с удовольствием и с ГИТИСом посотрудничал. Григорий Заславский: Мы открыты, мы готовы. Анатолий Торкунов: С Бориславом мы сотрудничаем, он активно участвует в наших проектах и программах. Но, знаете, мне кажется, что сегодня очень важен вопрос, связанный с тем, чтобы вот эта индустрия идей завладела как можно большим количеством молодых людей. И понятно, что в ГИТИСе всегда будут конкурсы чудовищные, как они есть и сегодня. Но ведь креативная индустрия – это не только театральное искусство или даже музыкальное искусство, там тоже конкурс достаточный.Кстати, помните на нашей какой-то встрече ректор Гнесинского института рассказывал о том, что композиторов тоже готовят сегодня, по-моему: композитор телевидения, композитор кинематографа, композитор рекламы. И кто-то стал возражать: «А когда Прокофьев писал музыку к “Александру Невскому”, он же не был композитором кино».Но выясняется, что, действительно, ведь всё это специфику имеет и довольно серьёзную, каждое из направлений музыкального искусства, и это очень интересно. Когда он рассказывал, я, откровенно говоря, сам был немножко удивлён. У меня жена училась в Гнесинском училище, поэтому я вроде, казалось, представлял себе, что там делают. Но тем не менее вот эти инновации, я бы сказал, креативность, которая сегодня появляется в высших учебных заведениях, поскольку мы с вами ведём программу «Ректорат», я хочу вернуться к университетской практике, это исключительно важно. Борислав, конкурс очень важен, но, помимо конкурса, что вы считаете важным для привлечения молодёжи и для того, чтобы раскрытие её талант, раскрыть и креативность, и особенность? Потому что часто бывает, мы с вами это хорошо знаем, человек талантливый, казалось бы, а не замечают его или он сам такой интроверт – не открывается, и надо помочь открыться такому человеку с тем, чтобы таланты его пробудились. И конкурс – это очень важное дело. Борислав Володин: Вы абсолютно правы. Я хотел сказать, что конкурс точно абсолютно, ещё раз, не замещает ни в коем случае образовательную систему. И, как показывает практика, у нас всё-таки выходят в финал и побеждают те ребята, которые имеют какие-то фундаментальные навыки в высших учебных заведениях или в каких-то других учебных заведениях соответствующих. Но, к сожалению, по ряду компетенций вообще нет никаких стандартов. Например, компетенция stage-менеджер, которая очень востребована сегодня в индустрии. Это специалист, который появился на стыке технического директора и помощника режиссёра в связи с тем, что сценография стала очень сложной, сложносоставной, очень много стало технических элементов, много артистов. Анатолий Торкунов: Оборудования много. Борислав Володин: Да, оборудования много. А вообще она пришла из Бродвея, с мюзиклов, потому что мюзикл динамичный достаточно. Нет вообще стандарта образования. Поэтому ArtMasters, вот мы создали тоже академию, где мы делаем на базе наших, собственно говоря, экспертов, которые являются мастерами текущего дела, такие онлайн-курсы«быстрой прокачки». Вот вы говорили про талант. У меня такой есть такой пример, выражение, когда талант связывают с топливом: если топливо поджечь, оно красиво быстро горит, но выгорает, и всё, его нет. А если его поместить в бак автомобиля, то тогда этот автомобиль может долго проехать. Вот образование как раз – тот самый автомобиль, куда этот талант помещается, тогда у него появляется рациональное применение и больше спектр раскрытия. Поэтому, конечно, ArtMasters тоже в чём-то… Анатолий Торкунов: Хороший образ, надо запомнить. Борислав Володин: Да, ArtMasters тоже в чём-то выступает как… мы имеем статус образовательного проекта, но мы, конечно, больше про прокачку навыков. И самое главное, что люди, творческие люди, особенно этой специальности «backstage», вы правильно заметили, они не все интроверты, безусловно, но в большей степени это люди закрытые, которые не умеют себя продать. Анатолий Торкунов: Показать и продать, да. Этому тоже учить надо. Борислав Володин: Да, и в ArtMastersнет же каких-то ограничений, каждый может участвовать. И когда ребята идут в этот чемпионат, они проходят два онлайн-этапа заочно, их никто не видит, потом они выходят в финал попадают как бы в сообщество равных себе и там раскрываются, потому что они, во-первых, находят своих коллег, с которые уже дальше идут за руку по индустрии, и, конечно, они общаются с экспертами, которые являются действующим мастерами. Анатолий Торкунов: Я сейчас Екатерине хочу задать вопрос. Я знаю, что ваш университет активно сотрудничал и с Британской школой дизайна, и со многими другими европейскими университетами. А вот скажите, известно, что достаточно продвинутые школы сегодня в креативных индустриях существуют в Китае, в Индии, в Южной Корее. Вот как, особенно с учётом в целом геополитической ситуации, сегодня обстоит дело в сотрудничестве с этими странами, с этими школами? Екатерина Черкес-заде: Здесь нужно, наверное, добавить, что мы, действительно, каждый раз открывая новую школу, аккумулировали совсем разную экспертизу из разных стран. И была часть экспертизы, которую мы брали из России легко. Например, операторское мастерство мы брали из ВГИКа, потому что никто лучше нас светом рисовать не умеет в кадре, и не стоит туда даже ходить, и мы брали эту экспертизу оттуда. Например, всё, что связано с продюсированием, сторителлингом, умением рассказывать истории, никто лучше американцев это делать не умеет. И мы ехали в Голливуд и забирали эту технологию из Голливуда. Это всегда был такой микс между разными практиками, которые нужно было интегрировать уже в российский контекст, и, кроме международных преподавателей, которые у нас, кстати, остались, 85% международного представительского состава осталось в России, у нас есть британцы, попросившие ВНЖ в 22-м году, потому что у нас прекрасный проект, где ты видишь очень быстро результаты своего труда. И, конечно, они являются в том числе посланниками не столько той или иной культуры, а в первую очередь вот этих интересных методов, инструментов, которые интегрированы в России. Анатолий Торкунов: Но культура сказывается тоже на инструментах. Я всё-таки по странам Востока – хотел бы вернуться к этому вопросу. Екатерина Черкес-заде: Да, я как раз возвращаюсь к восточной части. Мы ещё в октябре-ноябре подписались с прекрасным университетом – Normal University – в Шанхае. И это тоже интересно, ведь мы знаем про азиатские страны, что с азиатскими странами нельзя дружить или не дружить в зависимости от того, как у тебя происходят отношения с другими странами. То есть мы порядка 3-4 лет делали совместные проекты, студенты делали совместные коллаборативные истории, совместные проекты, защищались, выставлялись, в том числе в Шанхае, и даже во время пандемии умудрились сделать проект, который был выставлен и показан в Шанхае, и мы показывали проекты студентов из Шанхая у нас, в Москве.Таким образом, как-то получилось очень плавно перейти в периметр азиатских стран, просто усилить различного рода активность вот в этом поле. Анатолий Торкунов: Как востоковед предлагаю вам обратить внимание и на Индию. Там очень много интересных вещей. Екатерина Черкес-заде: Безусловно. Григорий Заславский: Предупредите, как сложно с ними общаться. Анатолий Торкунов: Это непросто, да. Екатерина Черкес-заде: Это правда. Вы абсолютно правы в смысле, что у нас… Анатолий Торкунов: Читайте побольше про Восток, понимайте менталитет восточный. У вас, кстати, есть то есть сотрудничество с азиатскими странами, кроме СНГ, конечно? Григорий Заславский: Да, я недавно вернулся из Азербайджана, не совсем азиатская страна, но Кавказ. У нас с Индией тоже есть и контакты, и сотрудничество, но они такие, в общем, очень странные партнёры. Анатолий Торкунов: А студентов нет из этих стран? Григорий Заславский: Из Индии нет, из Китая есть. Из Африки есть студенты, из Иордании. Африка – Кения и Замбия. Анатолий Торкунов: Это уже большой довольно перечень стран. Григорий Заславский: Сейчас мы общаемся с разными в рамках подготовки к саммиту «Россия-Африка», мы общаемся с разными представителями посольств африканских государств. Надеемся, что нам удастся с Росконгрессом договориться, чтобы была отдельная площадка по творческому образованию. Анатолий Торкунов: Замечательно! Тем более будет саммит«Россия-Африка». Григорий Заславский: Да-да-да. Анатолий Торкунов: И мы тоже участвуем активно в молодёжной программе этого саммита. Я думаю, также творческая планируется какая-то часть… Григорий Заславский: Вот мы очень надеемся. Анатолий Торкунов: И если эта творческая часть будет с вашим участием… Григорий Заславский: Мы готовы. Анатолий Торкунов: Мы с удовольствием будем на вас смотреть и любоваться. Григорий Заславский: Я помню, как Михаил Ефимович Швыдкой меня предупреждал, когда я ему рассказал, чтобы мы начали переписку с Центральной академией драмы в Нью-Дели, он говорит: «Сразу – дыхание на 4-5 лет». Анатолий Торкунов: Да. Екатерина Черкес-заде: Я хотела здесь ещё, может быть, добавить, что, на самом деле, например, в Индии потрясающие сейчас программы, которые посвящены компьютерной графике, потому что они делают компьютерную графику, они, кстати, очень большие конкуренты наши с точки зрения графики для глобального рынка контента, просто из-за часового пояса, потому что проекты делаются в 2 раза быстрее при том, что ты вечером отдал правки и утром... Анатолий Торкунов: Видите, даже различие во времени помогает. Екатерина Черкес-заде: Помогает абсолютно. Анатолий Торкунов: Дорогие друзья, я должен сказать, что, мне кажется, интересный разговор и надеюсь, что он интересен был и для вас, уважаемые зрители, потому что вообще тема креативных индустрий пока не очень на слуху, правда?И то, что мы сегодня поговорили, вы увидели таких ярких представителей креативной индустрии, причём совершенно разных, занимающихся похожими но всё-таки различными делами, в том числе и в образовании, мне кажется, очень важно. Я уверен, что к этой теме мы будем возвращаться, но мы даже видим по количеству людей, которые задействованы сегодня в экономике, связанной с креативной индустрией, это постоянный рост и для нашей экономики это будет исключительно важно. Я хочу вас сердечно поблагодарить за то, что вы нашли время, пришли и приняли участие в программе. Григорий Заславский: Спасибо, что пригласили! Борислав Володин: Спасибо большое! Екатерина Черкес-заде: Спасибо огромное! Анатолий Торкунов: А телезрителей традиционно поблагодарить за внимание, пожелать всего самого наилучшего – добра, счастья и здоровья. Всего доброго!