Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов и у нас в эфире сегодня очередная программа «Ректорат». Голос за кадром: Анатолий Торкунов – дипломат, историк и политолог, ректор одного из ведущих российских вузов – Московского государственного института международных отношений, профессор, член президиума Российской академии наук, член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. ​Анатолий Торкунов: Вместе со мной эксперты – руководители вузов, и сегодня мы хотим обсудить исключительно, как мне кажется, важную проблему, проблему, связанную с тем, как добиться плавного или, как сейчас модно говорить, «бесшовного» перехода из школы в высшее учебное заведение. Насколько мотивированно ребята принимают решения, ребята и их родители о поступлении в тот или иной вуз. Но, поскольку для поступления надо сдать Единый государственный экзамен, значит и выбрать те самые ЕГЭ, которые понадобятся для поступления на ту или иную специальность в тот или иной вуз. Сегодня, после Нового года, может быть, и начала сессии, может быть, у некоторых возникли какие-то сомнения относительно того, правильно ли они сделали, поступив в тот или иной университет, или, наоборот, они убедились в том, что это было совершенно правильное и замечательное решение. Сегодня мы в студии попробуем это дело обсудить. Со мной сегодня в студии очень интересные собеседники. Это Игорь Круглинский – заместитель руководителя Федерального агентства по надзору в области образования и науки, и Олег Ястребов – ректор одного из ведущих наших университетов, Российского университета дружбы народов, и чуть позже к нам присоединится Илья Бронштейн – министр образования Московской области, который, как говорится, занят, собственно, работой школ в ежедневном режиме и прекрасно знает московские областные школы, я давно его знаю и знаю, что это человек исключительно компетентный в этой, да и в других областях. Но прежде чем мы перейдём к разговору, мы сейчас просим показать такой стрим-опрос на улице: как школьнику вообще верно выбрать вуз? СЮЖЕТ Анатолий Торкунов: Как вы видите, мнения разные, но главное, что первый этап, который необходимо пройти для поступления в вуз, – это сдать Единый государственный экзамен. И я хотел бы, Игорь, у вас поинтересоваться, как сегодня выглядит ситуация с численностью ребят, которые будут сдавать в этом году Единый государственный экзамен и вообще какие у вас прогнозы? Какие ЕГЭ сегодня наиболее востребованы? И это будет определять и куда ребята пойдут потом поступать, в какие вузы, на какие специальности. Игорь Круглинский: Добрый день! Что касается ЕГЭ текущего года, то здесь никаких изменений ребятам и их родителям ждать не стоит. ЕГЭ проводится на территории России уже больше 20 лет, поэтому в принципе процедура отработанная, содержание экзаменов всем известно. Ещё в августе до начала учебного года мы опубликовали спецификации и демоверсии, где каждый ребёнок может посмотреть, что из себя будет представлять экзамен в конце этого учебного года. Про численность я бы попросил здесь повременить, наверно, две недели, потому что у нас ребята имеют право до 1 февраля подавать заявление на участие в ЕГЭ. После этой даты мы сможем уже конкретно сказать, какие тенденции будут наблюдаться в этом году в части выбора предметов. Но я не думаю, что здесь произойдёт что-то такое экстраординарное. У нас на протяжении уже последних лет в принципе тенденция одна и та же: русский язык, его сдают все, математика профильная, математика базовая – это два предмета, которые необходимы для получения аттестата, дальше идёт обществознание, физика, история. Последовательность может иногда меняться. Например, прошлый, 22-й, год показал нам очень серьёзный рост ребят, которые выбирают для сдачи информатику. Вообще это единственный предмет, который в течение последних лет показывает стабильную динамику. А так в целом экзаменационная кампания пройдёт как обычно, есть ещё время к ней подготовиться, успеть наверстать какие-то пробелы, которые есть в знаниях, и, главное, психологически правильный настрой позволит вам показать те результаты, которых вы действительно заслуживаете. Анатолий Торкунов: Психологический настрой очень важен, я с вами согласен, но важен и выбор, который каждому предстоит сделать до 1 февраля. Или там есть какие-то резервные, по-моему, ещё сроки, да? Игорь Круглинский: Возможно изменить потом перечень предметов, которые абитуриент, сейчас ещё выпускник выбирает для сдачи экзаменов, но для этого необходимо иметь документально подтверждённое основание, потому что всё-таки исходим из того, что за фактически 3 с небольшим месяца до конца учебного года, это всё-таки 11 класс, ребята уже по большей части определились, хотя бы если не с конкретной специальностью, то с направлением на которое они планируют поступать. Анатолий Торкунов: Спасибо! Олег, а как вы считаете, те предметы, которые сегодня определены по тому или иному направлению подготовки, нас устраивают, вузы, чёткие дефиниции этих предметов, определения или всё-таки было бы правильно немножечко пошире дать возможность ребятам сдавать ЕГЭ при желании, разные ЕГЭ для того, чтобы поступить на ту или иную специальность? Олег Ястребов: Добрый день, уважаемые коллеги! С одной точки зрения, такая профильная подготовка заранее по профильным предметам – это, конечно же, плюс и облегчает дальнейшую учёбу. Но мы классический университет, мы даём возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий – раз, мы даём возможность изменить в принципе ту профессию, на которую ты поступил, пойти на другой факультет. И поэтому наш университет, воспользовавшись в этом году правом, что расширили возможность по третьему ЕГЭ сделать определённый выбор, в принципе мы отслеживаем тенденцию, что ребята выбирают и другие предметы, и по итогам первого модуля мы видим, что результаты сдачи первого модуля не хуже. Я считаю, что дать возможность выбора молодому человеку, который ещё не определился до конца, – это хорошая возможность. Анатолий Торкунов: Я вообще полагаю, что надо дать максимально широкие возможности для выбора. Вы юрист и, я думаю, хорошо понимаете, что, положим, для ребят-будущих юристов знать историю не менее важно, чем знать обществознание, например. И я бы, например, предложил на юридическом факультете давать возможность на выбор и обществознание, и историю. Более того, я уже вам рассказывал, что в этой студии, когда мы с юристами обсуждали этот вопрос, то все очень активно высказывались за то, чтобы и профильная математика была. Я понимаю, что объять необъятное невозможно, но тем не менее какие-то более широкие возможности я вы всё-таки ребятам давал при определении ЕГЭ, который им предстоит сдать для того или иного вуза. Олег Ястребов: Убеждён, что с хорошим ЕГЭ по математике выйдет хороший юрист, так что я полностью поддерживаю максимальную возможность выбора для ребят. Анатолий Торкунов: Конечно, сегодня очень большие преимущества ребятам-абитуриентам даёт участие в олимпиадах. Мы знаем, что Всерос проводится уже много-много лет и в прошлом году очень многие принимали активное участие во Всеросе, но сегодня помимо Всероса существует большое количество олимпиад и, собственно, вузовских олимпиад. Но знаете у меня какой вопрос в связи с этим возникает? Всё-таки мы на каком-то этапе говорили, что главным мерилом для поступления будет ЕГЭ. И надо сказать, что за те десятилетия, что прошли с появления ЕГЭ, действительно, сегодня ЕГЭ прекрасно организован, и мне кажется, что даже те многочисленные нарушения, которые когда-то были, они, естественно, не могли не быть, вводилось новое дело в такой огромной стране, и это так или иначе вело к всякого рода проблемам, которые сегодня успешно решены, но тот факт, что, я смотрю даже по вузам, значительная часть ребят поступает и получает достаточно высокие баллы из участия в олимпиадах. Правильно было в своё время принято решение: положим, даже 100 баллов победителю олимпиады давать только в том случае, если он сдал ЕГЭ не ниже, чем на 75 баллов. Это во многих вузах такого рода решение было принято. Но, если говорить о Всеросе, то там, как говорится, это уже не имеет большого значения: победил, значит ты уже в любом случае зачислен в тот вуз, который тебе нравится или в который ты мечтал поступить. Как вы считаете, это справедливо, что мы некоторым ребятам с блестящим ЕГЭ не оставляем мест, потому что эти места занимают победители олимпиад? Я даже не о Всеросе говорю, во Всеросе всё-таки не так много победителей на такую большую страну, а вот вузовские олимпиады, потом всякого рода отраслевые олимпиады, которые множатся, хотя вы знаете, что совет по олимпиадам сокращает всё время, ведёт экспертизу довольно серьёзную, но тем не менее мне представляется, что их многовато. Игорь Круглинский: Что касается олимпиад, то здесь должна быть система отбора, выявления талантливых детей не только в ходе экзаменационной кампании, я не говорю про ЕГЭ, а в ходе проведения различных конкурсов творческих, олимпиад, и Всероссийская олимпиада школьников это показывает, и есть очень качественные вузовские олимпиады, которые проводятся. Но в цифрах если смотреть, то победителей и призёров вузовских олимпиад не сказать, что прямо так много, порядка 10 тысяч ежегодно. Это те ребята, которые имеют право претендовать либо на 100 баллов, либо быть зачисленными без вступительных экзаменов. Тут уже как вуз пропишет в своих правилах. А что касается количества бюджетных мест и приходящих на них ребят с высокими баллами ЕГЭ, проблема эта была всегда и сложно сейчас придумать какое-то универсальное решение. Недавно был на встрече тоже ректорского сообщества, там ваши коллеги предлагали победителей и призёров олимпиад брать сверх контрольных цифр приёма. Возможно, это может стать после экспертного обсуждения выходом из той ситуации, о которой вы говорили. И само по себе мы понимаем, что есть специальности, где количество бюджетных мест очень мало, например, 3-5, есть и такие. И, конечно, мы же понимаем, что есть ещё люди, которые идут в рамках квот, в рамках… Анатолий Торкунов: Целевого приёма. Игорь Круглинский: Целевого приёма, да. Плюс ещё сюда добавляются олимпиадники. Конечно, когда такие контрольные цифры приёма, очень сложно будет и ребятам с высокими баллами ЕГЭ даже поступить на эту специальность. Анатолий Торкунов: Вообще я уверен, что и в РУДН такая же ситуация была иногда, когда число олимпиадников, в том числе всеросов, было больше, чем число бюджетных мест, и приходилось тогда рассматривать их уже по баллу в аттестате. Но мы всегда, правда, находили решение, прямо скажем, иногда просто за счёт внебюджетных средств вуза зачисляли, даже не иногда, а каждый раз так делали, просто ребята блестящие пришли, а зачислить мы их не можем, поскольку бюджетные места все исчерпаны. Но тем не менее, знаете, мне кажется весьма интересным вопрос: всё-таки сегодня мы считаем, что ЕГЭ в полной мере отражает уровень знаний даже по соответствующим предметам? Положим, высокий ЕГЭ стопроцентно свидетельствует, что человек освоил этот предмет и он в вузе уже не будет озабочен проблематикой, положим, изучения иностранного языка из-за того, что нет просто способностей, что тоже, кстати, бывает в изучении иностранного языка. ЕГЭ является таким проходным порогом для понимания вузом ситуации со своими первокурсниками? Игорь Круглинский: Здесь, наверно, я бы попробовал посмотреть на эту проблему с другой стороны – с точки зрения школы. Есть федеральный государственный образовательный стандарт, есть образовательная программа, есть учебник. Содержание ЕГЭ опирается на содержание школьной программы и те вопросы, которые есть в экзамене, фактически охватывают всё содержание школьной программы, и, соответственно, если ребёнок получает на экзамене высокий балл, это значит, что он на этом высоком уровне освоил ту школьную программу, которая есть в этих документах. Анатолий Торкунов: С этим нельзя не согласиться. Вместе с тем ведь всё шире используется практика дополнительного вступительного испытания. Как вы, Олег Александрович, относитесь к этому? Олег Ястребов: Начну с ЕГЭ. ЕГЭ, я считаю, более комплексная оценка знаний, чем старая система, билетная система: два вопроса – повезло, не повезло. Бывает вопрос сложнее, а бывает вопрос полегче, что-то ты выучил, что-то не выучил. Где-то присутствует всё равно элемент лотереи. ЕГЭ – это комплексная оценка, и мы видим, что по профильным направлениям, которые потом продолжаются в вузе, допустим, та же химия, оценка по ЕГЭ соответствует тем ожиданиям, которые мы ждём от нашего абитуриента, но уже студента. Что касается дополнительного экзамена, мы в университете никогда его не вводили и не будем вводить, я лично всегда выступал противником этого. Во-первых, самое важное, на мой взгляд, что мы ограничиваем права ребёнка. Не все имеют возможность из Хабаровского края приехать в Москву, в Питер и сдать эти экзамены. Это первый принципиальный вопрос. Вопрос второй – организационный, потому что в ведущие вузы, у нас было 150 заявлений. Это ещё вопрос организации. Самое главное, что мы ограничиваем право ребёнка, используя какие-то, может быть, даже имущественные цензы. Ребёнок должен поступать на равных возможностях независимо от того, ты живёшь на Дальнем Востоке, в Калининграде или в Москве, поэтому мы эту практику не используем. Что касается олимпиад, у нас есть эта проблема. Коллега сказал, 10 тысяч олимпиадников – немного. Это очень много, потому что все они идут в ведущие вузы, и нас по ряду направлений все бюджетные места закрывают победители Всерос. Однозначно надо вводить на остальные олимпиады критерий минимум 75 баллов, я полностью поддерживаю. Интересная дискуссионная идея по поводу того, чтобы давать сверх нормы. Но по многим направлениям приходят ребята с 302 баллами и не могут пройти. Вы правильно сказали, все вузы заинтересованы в таких ребятах. Мы на учёном совете принимаем определённое количество грантов… Анатолий Торкунов: Мы тоже. Олег Ястребов: Мы, конечно же, их берём, но они все нервничают. У меня ребёнок написал на 100, 100, 100 баллов, он говорит: «А я на ваше направление не могу пройти. Что мне сделать? Почему такие правила, что я выше не могу сдать, а всё равно к вам не прохожу?». На эти вопросы нужно отвечать заранее, потому что выбор вуза, выбор предмета, направления своего жизненного – это, наверно, самый первый сложный осознанный шаг. Понятно, что ребята нервничают, особенно сильные ребята нервничают, их родители нервничают. Эти правила, конечно же, примет учёный совет дополнительный грант или нет, в этом есть проблема. Анатолий Торкунов: Обязан учёный совет принять. Я думаю, разумный учёный совет и разумный ректор всегда примет решение. Вы знаете, бывает даже не 304, а у меня был случай 308 баллов, с дополнительными баллами, которые даются за всякого рода достижения, так что это не единичная ситуация. Но вы знаете, насколько сложно принять решение о расширении бюджетного приёма. Это же решает министерство, причём оно не может решить это в последний момент. Я сейчас хочу к Илье Михайловичу Бронштейну обратиться – к министру образования Московской области. Илья Михайлович, в последнее время довольно активно развивается система предпрофессионального образования в школах, есть даже предпрофессиональный экзамен, который, кстати, немало баллов даёт тем, кто его сдаёт хорошо, – 10 баллов дополнительно к егэшным баллам. Как обстоит дело у нас в Московской области и как вы вообще относитесь к предпрофессиональной подготовке, к делению классов в том числе на гуманитарные и технические, естественнонаучные классы? Илья Бронштейн: Коллеги, добрый всем вечер! Интересная дискуссия, я имел возможность некоторое время наблюдать за вашим обсуждением. Я вот знаете на какую тему сильно взволнован? Мы готовимся к открытию уникального пространства – школьного кластера «Физтех-лицея» в Долгопрудном. В Долгопрудном находится одна из лидирующих школ не только в Московской области, но и всей страны – это «Физтех-лицей» имени Капицы, где готовятся ребята, в том числе представляющие нашу страну на различных международных олимпиадах. Есть большой проект, это инициатива губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьёва, и она поддержана президентом Российской Федерации о расширении школьного кластера и создании уникального технопарка в «Физтех-лицее». И вот мы сейчас готовимся к его открытию, в сентябре 23-го года он должен быть открыт. Знаете, о чём я подумал? Что ребятам, которые будут учиться в этом технопарке, которые будут большую часть времени проводить в научных лабораториях, работать вместе с учёными, с аспирантами над серьёзнейшими научными вызовами, повторять эксперименты и изучать содержание экспериментов Нобелевских лауреатов и так далее, этим ребятам будет крайне трудно поступить, например, в МФТИ, потому что то время, которое ему нужно будет готовиться к ЕГЭ, чтобы его сдать на 100 баллов, чтобы иметь шансы, вот вы сейчас называли цифру 308 – фантастика, они должны выбрать на уровне 11 класса: тебе в лабораторию или тебе за учебник. И в этом смысле, конечно, Анатолий Васильевич, я глубоко убеждён, что будущее за предпрофессиональными кассами, когда этот выбор, во-первых, растянут во времени и позволяет ребёнку ещё маневрировать и выбирать между теми или иными профилями обучения, и в то же время он позволяет подготовиться к поступлению в вуз, с одной стороны, на общих основаниях, потому что вес ЕГЭ здесь будет решающий, а предпрофессиональные классы сегодня, слава богу, есть во многих регионах и во многих школах. То есть, с одной стороны, не нарушается принцип объективности, но, с другой стороны, ребёнка не надо выходить из этого пространства, погружения в любимый предмет и в то, чем он уже собрался заниматься на протяжении, по крайней мере, обучения в институте, поэтому будущее за ними, Анатолий Васильевич. Анатолий Торкунов: Я не могу не согласиться, поскольку я считаю, что вообще портфолио должно играть очень большую роль при зачислении в вуз. Мы сегодня портфолио используем при зачислении в магистратуру, то есть учитываем все достижения студента в период его обучения в бакалавриате, причём необязательно в нашем университете, а те, кто поступает, 40% – выпускники других бакалавриатов, других вузов, и мне кажется, что это довольно ценный и важный инструмент при том или ином решении. Но, представьте себе, ведь действительно ребята проучатся в этом лицее энное количество лет и действительно будут вовлечены напрямую в очень важные исследования, работу, которую ведёт МФТИ по тому или иному направлению. Я не уверен, что они сумеют по тому набору ЕГЭ, который нужен для поступления в МФТИ, набрать эти самые 100 баллов или даже 90 баллов. Мне кажется, всё-таки в таких случаях должны быть какие-то особые преференции у ребят, которые учатся в таких учебных заведениях. Это надо продумать, здесь, конечно, нет никакого рецепта общего. Олег приводил пример до начала передачи интересный, когда поступают ребята, увлечённые профессией, может быть, родители в этой профессии или фильм какой-то посмотрели, например, на медицину. Поступают на медицинский факультет и на первом же курсе, когда надо идти в морг, прибегают в деканат или к ректору, к начальнику, короче, который может что-то решить, и говорят: «Нет, давайте я с медицины перейду на лингвистику, потому что я не могу в морге работать». То есть речь идёт о том, что, конечно же, вот эта предпрофессиональная подготовка, когда ты уже в профессии, особенно сегодня, когда всё усложняется каждый день, технологии страшно сложные, важно, чтобы те ребята, которые вовлечены в это уже в период обучения в школе, особенно в старших классах, имели возможность, если не стопроцентную, то очень высокую возможность поступить в вуз по тому направлению, которым они занимались в школе, тем более, что я знаю, что приём в этот лицей очень жёсткий, туда и сейчас принимаются жёстко, но планируется, что вообще, так сказать, этих ребят будут отбирать учёные, будут отбирать педагоги, профессора МФТИ, так что здесь просто, видимо, надо подумать нам вместе с Рособрнадзором и с министерством, как сделать так, чтобы ребята, увлечённые профессией, всё-таки имели возможность учиться по этой профессии независимо от того, имеют они 100 или 103 балла или нет. Как вы, коллеги, считаете? Олег Ястребов: У меня есть немножко другое мнение по этому вопросу. Первое фундаментальное, что должны быть равные условия, на право получения высшего образования должны быть равные условия. У нас нет проблем с доступом в высшее образование, у нас очень много вузов и очень много бюджетных мест. Понятно, есть проблема поступления в ведущие вузы. Но ребята, которые идут в лицей МФТИ и хотят потом пойти в МФТИ, у них, видимо, за исключением русского языка это будет физика и математика. Я уверен абсолютно, у нас задания ЕГЭ всё равно унифицированы на всю страну, они унифицированы в Калининграде, в школе под Улан-Уде, в Москве в этом лицее и на Дальнем Востоке сдаётся одинаковый экзамен, он унифицирован, но планка не задрана. И вот эти мотивированные ребята, которые учатся в лицее физтеха, которые смотрят эксперименты, с профессорами физтеха общаются, я убеждён, что они сдадут блестяще ЕГЭ по этим специальностям. А если мы начнём придумывать какие-то критерии, может встать вопрос несправедливости. У них и так будут дополнительные возможности, то, что они учатся в этом лицее, сдать физику и математику лучше, чем ребёнок в Омской области в школе, в этом я убеждён. И создавать дополнительные возможности, что «тут нобелевский лауреат написал, что я умничка, поэтому надо меня в МГУ взять без экзамена», я считаю, это несправедливо по отношению к ребёнку в Омской области, у них и так есть привилегия – они учатся в лучшей школе у лучших. Анатолий Торкунов: В Омской области хорошие школы, прекрасный университет. Олег Ястребов: Я взял пример, что это из далёкого какого-то региона небольшая школа. Ребята, которые учатся в вашем, наверно, одном из лучших лицеев не только страны, но и мира, имеют и так дополнительные возможности. Анатолий Торкунов: Надо сказать, что эмфэтэишники-то решают эту проблему очень зрело. Каким образом? У них есть клуб выпускников-людей, которые имеют финансовые возможности, достигли такого рода возможностей, те, кто не поступает на бюджет, просто проплачивают обучение в МФТИ. Это, кстати, замечательный, как мне кажется, пример, когда сообщество выпускников работает на будущее поколение эмфэтэишников, за это им только спасибо можно сказать. Илья Бронштейн: Анатолий Васильевич, позвольте ремарку небольшую. Анатолий Торкунов: Конечно. Илья Бронштейн: Вы знаете что, я, с одной стороны, с коллегой согласен и у нас, что греха таить, есть не только Долгопрудный и не только «Физтех-лицей», у нас есть и отдалённые наши территории, да и, в общем, в том же Долгопрудном школы разные, поэтому, конечно, ЕГЭ и создавался для того, чтобы уравнять шансы на доступ к высшему образованию абсолютно для всех, и мы в этом смысле на этом же принципе и стоим. Вопрос в том, какой мы делаем следующий шаг. И этот следующий шаг, на мой взгляд, логичным образом проистекает из всего, что мы делали последние годы по развитию и формированию функциональной грамотности у детей. О чём речь? Сегодня у нас ЕГЭ – это уже давно не тест, как он был в самом начале, и многие так его до сих и воспринимают, что это галочки проставить. Сегодня ЕГЭ, вы сами знаете, это, по сути, открытые вопросы и возможность ребёнку, действительно, продемонстрировать, в полной мере раскрыть свой интеллектуальный потенциал. Но надо делать следующий шаг, нужно делать шаг в сторону практических заданий, практических навыков, навыков для реальной жизни. Можно их мерить только на бумаге? Большой вопрос дискуссионный, это надо изучать, нужно прорабатывать. Но в чём смысл предпрофессиональных классов? Эту тему Анатолий Васильевич затронул вначале. Ведь обучение в предпрофессиональном классе заканчивается экзаменом для предпрофессионального класса, для всех предпрофессиональных классов, который предусматривает как раз большое количество именно практических заданий, он не дублирует в этом смысле ЕГЭ и это точно не ситуация, когда умный академик выбрал умного или не очень умного ребёнка, как ему кажется. То есть это вопрос того, что следующий шаг в моей, по крайней мере, картине мира, следующий шаг в развитии ЕГЭ – это насыщение самого экзамена практическими заданиями в той плоскости, по тем предметами, по которым будет выбрана дальнейшая специальность ребёнка, и предпрофессиональные классы позволяют к этому подготовиться. Анатолий Торкунов: Это, мне кажется, интересная мысль, но очень непросто такого рода требования в рамках ЕГЭ… Олег Ястребов: А как обеспечить равные лабораторные условия по всей стране? Анатолий Торкунов: В этом вопрос, да. Олег Ястребов: Допустим, если это вопрос эксперимента, очень много вопросов остаётся. Илья Бронштейн: Обращу внимание, например, на замечательные инструменты московской электронной школы, которые вплоть до виртуальных лабораторий, они позволяют моделировать действительно очень много. И в этом смысле нам цифра здесь в помощь, мы часто говорим, что цифра не должна заменять общение с учителем. Естественно, его никто не заменит и не исключит, но цифровые современные инструменты позволяют делать действительно то, о чём мы ещё 10 лет назад, когда ЕГЭ только вставал на ноги, в общем, даже и мечтать-то не могли. Анатолий Торкунов: Согласен. Илья Михайлович, спасибо огромное вам за участие в нашей программе, всегда с удовольствие вас видим и вас слушаем! Илья Бронштейн: Спасибо большое вам! Анатолий Торкунов: Я сейчас хотел бы попросить Игоря Константиновича прокомментировать. Игорь Круглинский: Буквально несколько реплик. Вообще я как человек с техническим образованием всегда с большим уважением и с трепетом отношусь к ребятам, которые учатся в таких лицеях, потому что я прекрасно понимаю, какая там подготовка и как там тяжело. Что касается тех предложений, которые озвучил Илья Михайлович, здесь мы говорим уже не о ЕГЭ. ЕГЭ – это единый экзамен, который сыграл свою историческую роль, он продолжает её играть, но мы говорим о том, что сейчас звучат предложения, что не ЕГЭ, а другой инструментарий, который позволит обеспечить вузам отбор ребят наиболее подготовлено, грамотно для того, чтобы они могли продолжить своё обучение в ведущих университетах. Мы уже несколько лет на различных площадках обсуждаем возможность не разового экзамена, не одного испытания в жизни, а возможность учитывать и накапливать достижения ребёнка за определённый промежуток его жизни. Анатолий Торкунов: То самое портфолио как раз, да? Игорь Круглинский: Можно называть это портфолио, можно называть это копилка достижений, как угодно. Это не только 11 класс, копить его можно начинать с шестого класса и все достижения – в робототехнике, победителям олимпиад муниципальных и так далее, они могут туда складываться и дальше они могут учитываться. Но сейчас пока сложность для нас в том числе заключается в том, что все эти достижения должны быть верифицированы, мы должны им доверять, мы должны понимать, что это именно его достижения, полученные честным путём. Тут возникает развилка: либо тогда проводить эти испытания самим, то есть сделать не один экзамен, а сделать их много, либо тогда мы должны сформировать этот набор верифицированных процедур, которым мы доверяем и которые могут лечь в эту копилку. И сейчас с развитием цифры, я здесь с Ильёй Михайловичем согласен, что у нас каждый год появляется всё больше возможностей приблизиться к этому, потому что без цифры, конечно, доверять бумаге, которую тебе принесли, пусть даже она с печатью, наверно, это не всегда правильный путь. Но тема, на самом деле, понятная, она обсуждаемая и какие-то решения, какие-то модели прорабатываются в том числе и у нас, в том числе и коллегами в министерствах, связанные именно с этим. Анатолий Торкунов: В принципе ведь есть опыт и зарубежный, когда поступлением и приёмом ребёнка занимаются не в течение года или полугода, а на протяжении достаточно длительного периода, когда пишется заявление заранее, потом присылается эссе, собираются рекомендательные письма. Но вы правы, что здесь очень важна верификация. Конечно, цифра, видимо, облегчит такого рода верификацию, но я не вижу в самое ближайшее время, как эту проблему решить. Олег Ястребов: Субъективность останется. Анатолий Торкунов: Субъективность останется несомненно. И в этом смысле, конечно, ЕГЭ всё-таки сегодня более универсальное мерило для того, чтобы дать оценку знаниям того или иного нашего будущего студента и абитуриента до этого. Конечно, хотелось бы прежде всего, чтобы ребята сейчас, пока есть какое-то время до даже сдачи ЕГЭ особенно и даже после сдачи ЕГЭ, ещё раз подумали о том, какую профессию они хотят выбрать, вообще чем в будущем заняться. Это очень ответственный шаг. Правда сегодня, конечно, говорил об этом Олег Александрович, есть возможность менять свой профиль, идти по индивидуальному треку обучения, что тоже, кстати, не так просто, этот индивидуальный трек ведь тоже надо верифицировать, знания, которые получают, и надо иметь соответствующий состав профессоров-преподавателей, которые будут заниматься этим треком, помогать и не только тьюторами, но и научными руководителями выступать, тьюторами-то и старшекурсники даже могут работать. Так, Олег Александрович? Олег Ястребов: Да, конечно же, безусловно, так. Хотел бы ещё последнюю ремарку по ЕГЭ, особенно по техническим специальностям, может, такую позитивную в связи со спецификой нашего вуза. Ребята, которые приходят на технические специальности с определённым набором ЕГЭ – по химии, по математике, по физике, и мы видим иностранцев. У нас 162 страны мира, наши иностранцы первый год учатся русскому языку, так называемый подготовительный факультет. И все года мы кроме русского языка вынуждены ещё подкручивать математику, химию и физику, хотя они в своих странах её хорошо сдали на школьном уровне. Наша программа школьная по техническим специальностям, мы видим, что она чуть-чуть, да сильнее. Это такая, на мой взгляд, позитивная нотка. Анатолий Торкунов: Главное – это сохранить и в будущем. Олег Ястребов: Да. Анатолий Торкунов: И, конечно, такие инструменты, как ЕГЭ, предпрофессиональная подготовка, олимпиады – это очень важные средства, и я думаю, что ещё не раз нам и в ректорском сообществе и, конечно, в контакте с нашими уважаемыми представителями Рособрнадзора, которого все справедливо побаиваются, так и должно быть, предстоит немало сделать для того, чтобы все эти инструменты сделать ещё более совершенными. Все мы, конечно, с вами заинтересованы, мы с вами особенно – ректоры вузов и вузы все – заинтересованы в том, чтобы получить своего абитуриента, который придёт осознанно в вуз, будет заниматься, интересоваться своей профессией, потому что тогда и нам намного интересней работать, у нас совершенно иная мотивация получается, когда мы идём в аудиторию или встречаемся со студентами. Может быть, у нас есть возможность заключительную реплику? Игорь Константинович, какую заключительную реплику вы сейчас хотели пожелать ребятам, которые вот-вот, через две недели уже пойдут на ЕГЭ? Игорь Круглинский: Традиционная исключительно реплика, связанная с подготовкой к итоговой аттестацией, что не стоит бояться. И, на самом деле, моя реплика будет посвящена не столько ребятам, сколько их родителям: от вас зависит очень многое – максимально создать ребёнку, выпускнику, абитуриенту комфортные условия для подготовки к экзаменам, минимум стресса, максимум конструктивности, в последнюю ночь не надо ждать, что появится вариант с Дальнего Востока, такого не бывает, выспаться, собраться с силами и сдать экзамен на заслуженный балл и показать всё, что вы прошли в школе, и поступить на ту специальность, на которую вы всегда хотели. Анатолий Торкунов: Замечательное пожелание родителям! С этим и расстаёмся с коллегами, расстаёмся с вами, уважаемые телезрители, спасибо вам огромное за внимание! Я надеюсь, что наш разговор будет полезен и вам и, конечно же, нашим ребятам-абитуриентам будущим, которые сейчас пойдут сражаться с ЕГЭ. Всего самого доброго!