Анатолий Торкунов: Здравствуйте! Я Анатолий Торкунов – ректор МГИМО, и сегодня у нас очередная программа «Ректорат». Голос за кадром: Анатолий Торкунов – дипломат, историк и политолог, ректор одного из ведущих российских вузов – Московского государственного института международных отношений, профессор, член президиума Российской академии наук, член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Анатолий Торкунов: Вместе со мной эксперты и руководители ведущих вузов, и сегодня мы поговорим о сюжете, который, я думаю, волнует всех нас. Это тема вечная, эта тема учителей, это тема педагогов. Как мы сегодня готовим учителей? Соответствуют ли они требованиям дня? И можно ли вообще подготовить хорошего учителя? Или хороший учитель должен быть и хорошим человеком, тогда он станет и отличным учителем? У нас немало педагогических вузов, но есть и вузы, которые являются классическими университетами, но при этом имеют и свои педагогические факультеты. Вот сегодня у нас тот случай, я сейчас представлю наших сегодняшних гостей, когда в студии, и здесь в студии, и на связи с нами за тем уже онлайн, будут находиться два ректора известных вузов, которые занимаются подготовкой в том числе и педагогических кадров. Это ректор Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского Андрей Антюхов. И Александр Горбунов – ректор Пятигорского государственного университета, но он появится чуть позже онлайн. И с нами директор Горчаковского лицея, то есть человек, который непосредственно работает со школьниками. Но помимо того, что Илья Демаков является директором Горчаковского лицея, он является также победителем конкурса «Учитель года» 2017 года. Дорогие друзья, прежде чем перейти к обсуждению, я предложил бы нам посмотреть сюжет, связанный с опросом, послушать, что говорят об учителях наши телезрители, наши сограждане. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Голос за кадром: Идеальный учитель: россияне назвали качества, которыми он должен обладать. В первую очередь это доброта и уважение к своим ученикам – так считают почти треть опрошенных. На втором месте: порядочность, честность и объективность – 25% ответов. Лишь для пятой части респондентов крайне важным представляется наличие у школьных учителей необходимых компетенций и эрудиции. 12% наших граждан уверены: идеальному педагогу не обойтись без выдержки и стрессоустойчивости. Каждый десятый убеждён: самое главное – это умение доступно объяснить учебный материал. Анатолий Торкунов: Вы видите, видимо, неслучайно я в самом начале сказал, что самое главное, чтобы человеком был хорошим учитель, считают наши сограждане. Хотя я глубоко уверен, что сегодня вы должны выпускать школьников в большую жизнь, которые обладают широким кругом самых разных компетенций. Я бы хотел, Илья, у вас поинтересоваться как у человека, который каждый день встречается с учениками: удаётся всё-таки сочетать нашим учителям сегодняшним, хотя бы в Горчаковском лицее, качества и хорошего человека, и компетентного учителя? Илья Демаков: Убеждён, что удаётся и вполне. И тот опрос, который мы видели, очень коррелирует с тем, что говорят дети. Когда подобные опросы проводятся среди школьников, они отвечают похожим образов. Говорят: «Хороший учитель – добрый, порядочный, честный, он интеллектуально интересен», – то есть называя качества хорошего учителя, говорят не о том, что у него написано в дипломе, не о том, какой он, скажем, методист, а говорят о том, какой он человек. И в этом смысле мне кажется очень важно, что сегодня вообще, когда мы говорим про качество учителя, мы говорим не только про профессиональную рамку, но про личностно-профессиональные качества, и в этом смысле хороший учитель сегодня – это, действительно, прежде всего личность. Илья Демаков: Это совершенно справедливо. Конечно, сегодня уровень подготовки учителя может быть более очевиден для ребёнка, чем в прежнее время, потому что сегодня очень много источников информации, в том числе и по предмету у ребёнка, и сегодня ребёнок имеет возможность что-то перечитать, увидеть, посмотреть, проверить, и учитель перестал быть какое-то время назад единственным источником сведений, поэтому, если раньше, может быть, ребёнку было не так очевидно, насколько велики знания учителя в предмете, насколько он твёрдо понимает свой предмет, то сегодня ребёнок это видит яснее. Потом, конечно, сегодня, когда учитель входит в школьный класс, если он знает свой предмет не твёрдо, то это видно, и это, конечно, опасно. Анатолий Торкунов: То есть родителям как источнику знаний мы уже отказываем сегодня? У нас либо учитель, либо интернет. Я с этим согласиться не могу, хотя должен сказать, что, конечно, ответственность равная, ответственность за подготовку к большой школе несёт и школа, и родители, но, я бы даже сказал, больше – родители. Я хотел поинтересоваться у Андрея Викторовича: Брянский университет – известный университет, и, конечно, он, будучи классическим университетом, готовит специалистов по самым разным направлениям, но когда мы с вами говорили накануне по телефону, то речь шла о том, что вы вводите и в педагогических специализациях уже самые разные специализации профессиональные для учителей. Вот как вам сегодня видится как классическому университету ваше целеполагание в работе по подготовке педагогов? Андрей Антюхов: Несмотря на то, что мы, как вы правильно отметили, классический университет, мы осознано сохранили в учебном процессе подготовку педагогов, потому что на протяжении 7 десятилетий вуз этим занимался. У нас нет отдельного педагогического факультета в рамках тех направлений подготовки, которые сегодня осуществляет университете, идёт и подготовка учительских кадров. Сегодня учебный процесс выстроен таким образом, чтобы на входе в вуз мы поддержали того молодого человека, абитуриента, который сегодня, в общем-то, понимает ту ответственность, которая ляжет на его плечи по окончании вуза. И я убеждён, что те, кто сегодня избирают в будущем педагогическую деятельность, – это люди неслучайные или, во всяком случае, не должны быть случайными. Это те ребята, которые ещё в школьные годы сегодня проявляют склонность к педагогической деятельности, поэтому в университете сегодня открываются педагогические классы, они открываются сегодня и в Брянской области в тех или иных районах, районных центрах. И задача университета как потенциального исполнителя заказа общества совместно с районными органами образования, совместно с региональным управлением образования – способствовать тому, чтобы порог университета переступил абитуриент, который мотивирован на эту профессию, который имеет потребность, склонность к этой профессии, который понимает, что после окончания университета получив диплом, в котором будет записано, что он – учитель, предметник, он не получит каких-то сверхвысоких дивидендов, это состояние души прежде всего. Анатолий Торкунов: Да, ведь наш известный педагог Ушинский говорил о том, что педагогика – это искусство, причём самое высокое искусство, подчёркивал. Я задам такой провокационный вопрос: может быть, вообще имеет смысл готовить учителей и педагогов в классических университетах, а не в специальных педагогических? Потому что классический университет всё-таки даёт возможность студенту познакомиться с самыми разными направлениями и науки, и образования, поскольку сейчас студентам и в рамках индивидуальной траектории даётся право посещать любые занятия, да и сдавать экзамены, получать себе потом и в диплом оценку. Положим, если даже физик, ты можешь ходить на филологический факультет, или vice versa. Вот как вы считаете? Или всё-таки педагогический даёт, так сказать, и дидактику, и много аспектов, связанных с психологией детской? Андрей Антюхов: Анатолий Васильевич, я думаю, что это вопрос дискуссионного характера, но я в данном случае поддерживаю вашу точку зрения. И тот опыт, который мы сегодня имеем, я ведь я сказал, что более 70 лет мы функционировали как педагогическое учебное заведение, сейчас, перейдя в статус классического, мы увидели определённую динамику. Если говорить на бытовом языке, наши горизонты расширились, то есть мы имеем не узкого специалиста, а специалиста, который сегодня, взаимодействуя с педагогами, с различными структурами, выстраивает такую образовательную траекторию, которая, на мой взгляд, всё-таки нисколько не ущемляет процесс подготовки… Анатолий Торкунов: Собственно, педагога. Андрей Антюхов: Собственно, педагога, поэтому я Вашу точку зрения поддерживаю и сегодня говорю: классическое образование – это классическое образование. Поэтому практика показывает, что, наверно, логика определённая присутствует. Анатолий Торкунов: Я согласен, хотя закономерный вопрос: а как научить любить детей и вообще, как научить быть хорошим человеком? Но это уже, мне кажется, вопрос слишком общий, поскольку речь в данном случае идёт и о сообществе, и идёт о семье и именно там корни. Но, вы знаете, почему я задал этот вопрос? Неслучайно. Я знаю многих ректоров наших педагогических университетов, это очень хорошие, добротные, с классными традициями педагогические университеты, но статистика показывает, что только 30%, а то и меньше, выпускников педагогических вузов идут, собственно, работать в школу, и, конечно, это смущает несколько меня. Вот сейчас, Илья, у вас сколько, если говорить в целом о составе учительском, сколько ребят, ну ребят условно, конечно, сколько учителей – это выпускники педагогических вузов, и сколько – выпускники классических или даже специальных университетов? Илья Демаков: Большинство учителей, которые сегодня работают в Горчаковском лицее, – выпускники классических университетов. Но мы сегодня видим и обратную тенденцию: учителя, которые пришли из классического университета, чувствуют у себя дефицит вот этого формального педагогического образования. Для этого, например, в МГИМО появилась кафедра педагогики, потому что даже у наших собственных учителей сегодня есть запрос к базе классической, к компетенции исследователя, который развивает классический университет, добавить вот тот комплекс прикладных навыков. Анатолий Торкунов: Что Вы относите к такого рода прикладным навыкам, которые необходимо знать выпускнику классического университета, не связанного с педагогикой? Илья Демаков: Прежде всего это дисциплина, которую сегодня называют «Дизайн урока». Это не только планирование урока, не только составление плана, это то, как взаимодействует ребёнок со взрослым во время учебного процесса, как между собой взаимодействуют взрослые, которые учат одного и того же ребёнка. Такой сложный комплексный вопрос, он на практике не всегда может быть освоен, тут нужно всё-таки специальное педагогическое образование. Анатолий Торкунов: Да, я понимаю. Я вам скажу, может быть, зрители не знают: если говорить о статистике, то в России более 200, а в 2021 году было 229 вузов, которые реализуют программы педагогической подготовки, в том числе 33 профильных педагогических вуза. Но, помимо этого, ещё 400 организаций среднего профессионального образования, то есть это огромная армия. Вообще на сегодняшний момент 1 миллион 250 тысяч педагогов работает в наших школах и их не хватает, сегодня есть большой дефицит школьных учителей. Но я, знаете, хотел ещё сказать о том, что мы тоже провели свой мини-опрос, и наши корреспонденты на улицах российских городов опрашивали прохожих: был ли у них в школе учитель, который на них повлиял, повлиял на всю их жизнь, взгляды, убеждения? И вот обратите сейчас внимание, как различаются ответы выпускников наших школ разных лет. СЮЖЕТ Анатолий Торкунов: Видите, точки зрения разные, хотя, как мне кажется, всё-таки больше впечатления на наших граждан, которые отвечали на вопрос, произвели учителя 90-го года, которые работали. Но я, откровенно говоря, сам бы с этим не согласился, потому что я знаю и по своим даже внукам, что, конечно, есть учителя, которые и сегодня прекрасно работают, дают и знания, и вместе с тем влияют на них как личности, выдающиеся личности или, во всяком случае, видные личности, уж не буду использовать такие пафосные слова, как «выдающиеся». Но скажите, пожалуйста, если говорить о методах, которые сегодня используют учителя, понятно, что эти методы, конечно, меняются из года в год, они сильно меняются, потому что какие-то новые появляются в том числе и компетенции, вот вы сейчас говорили о дизайне урока, но, я так понимаю, что всё-таки сегодня достаточно большое внимание уделяется и вопросам детской психологии, особенно с учётом того, что на наших детей влияет и телевидение, и интернет очень серьёзно, вот вы считаете, что сегодня в методике работы с детьми, особенно если говорить о детях уже старших классов, на что важно обращать внимание? Я понимаю, что все они с «Айпэдами», все они с соответствующими телефонами получают практически информацию ежеминутно, ежечасно, ежедневно, и, конечно, когда учитель входит в аудиторию, в том числе учитель истории, то зачастую они всё, что говорит учитель, тут же проверяют либо по «Википедии», либо каким-то другим источникам, а там, кстати говоря, не всегда информация стопроцентно правдива. Вот как вы, Илья, оцениваете эту ситуацию? Илья Демаков: Представляется, что сейчас в работе учителя сместился центр тяжести: если некоторое время назад ключевым навыком учителя, то есть то, зачем он был вообще нужен ребёнку, – это было получение знаний, трансфер знания, то сегодня главный дефицит, это то, кстати, о чём говорили выпускники разных лет, главный дефицит ребёнка – это дефицит живого диалога. Запоминается тот учитель, с которым можно было бы поговорить, поэтому, наверно, чаще называют учителей литературы, с ними диалог самый естественный получается. Поэтому сегодня среди навыков, которые есть у любого учителя и должны быть, а у учителя истории и литературы прежде всего, – это навык поддержания диалога с ребёнком, с разным ребёнком. Анатолий Торкунов: В общем, сократовский метод, который существовал тысячелетия и тысячелетия тому назад и о чём, кстати, говорил один из наиболее уважаемых мастеров педагогики и основоположник – это Песталоцци. Он говорил о природообразном образовании – это, конечно, исключительно важно. Вместе с тем мы знаем, что первые годы после революции разные методы воспитания применялись. Сейчас уже, наверно дети, да и взрослые уже не очень помнят работы Макаренко и вообще фильмы блестящие, которые шли по работе, в частности, фильм «Педагогическая поэма». Правда там о специфических детях шла речь: либо о детях из детских домов, либо о детях-правонарушителях, но тем не менее вот сюжет, который связан с трудом. Вы знаете, что одна из основных идей Макаренко заключалась в том, что дети должны обязательно трудиться и привыкать к труду, в том числе к физическому труду. Я просто вспоминаю, что в своё время, когда мы учились, практически один день в старших классах отводился для того, чтобы работать на производстве, и наша школа находилась недалеко от завода «Динамо», и раз в неделю мы приходили на завод «Динамо». Я не могу сказать, что какие-то там компетенции я получил высокие, но, во всяком случае, это было знакомство с жизнью, с трудовой жизнью, и мне кажется, что это было очень полезно. Я совершенно не призываю к такого рода практике возвращаться, но мне кажется, что всё-таки наличие какой-то трудовой деятельности исключительно важно, как оно было, кстати, и в вузах, когда были практически обязательно стройотряды, и сегодня все вспоминают о стройотрядах как о лучших моментах жизни студенческой, наряду с какими-то другими, конечно, но так, что это полезно и важно. Андрей Антюхов: Анатолий Васильевич, я просто реплику брошу, поддерживая вашу позицию… Анатолий Торкунов: Конечно. Андрей Антюхов: Мы в школьные годы прошли через самообслуживающийся труд, которого, к сожалению, сегодня нет, мы живём в новых временных реалиях. Это уже поколение родителей. Если мы – дети детей войны, то это новое поколение родителей, которое подчас считает, что его ребёнок должен быть ограждён от этого сегмента. Это неправильно. Почему? Это своеобразная школа жизни, потому что молодой человек, вступающий в жизнь, должен иметь определённые навыки, в том числе и в труде. Как мы будем выстраивать общество, достигать какой-то гармонии, если изначально молодой человек не приспособлен? А как он в семье будет затем? Анатолий Торкунов: Я с вами совершенно согласен, тем более, что это одна из очень важных частей, собственно, школьной работы и школьного учителя, поскольку школьный учитель такого рода деятельностью детей должен руководить, придумывать даже иногда. Андрей Антюхов: Пришкольные участки существовали тогда. Анатолий Торкунов: Да, пришкольные участки. Это задача и школы, и администрации, и, конечно, собственно, учителя. Андрей Антюхов: Конечно. Анатолий Торкунов: Я хотел бы сейчас пригласить к нашему диалогу нашего давнего партнёра, коллегу Александра Павловича Горбунова – ректора Пятигорского государственного университета. Александр Павлович, вы с нами на связи Александр Горбунов: Да-да, Анатолий Васильевич, добрый вечер! Анатолий Торкунов: Приветствуем вас! Александр Павлович, вы знаете, что Пятигорский университет – это с огромной историей университет, играющий огромную, важную роль в регионе Северо-Кавказском, я хорошо себе этот университет представляю. Я хорошо себе этот университет представляю, поскольку в 70-е годы, да и позже, в Пятигорском университете, тогда это был Институт иностранных языков, существовал замечательный совершенно подготовительный факультет, и практически все иностранные студенты, особенно приезжавшие тогда в МГИМО из Юго-Восточной Азии, проходили подготовку там, и блестящую подготовку. И я всегда восхищался тем, что за очень короткий период в вашем университете ребят готовили к тому, чтобы они полноценно включались в учебный процесс, чтобы чувствовать себя комфортно и в русскоязычной среде. Я хотел бы сейчас вас спросить, Александр Павлович, в связи с той дискуссией, в которой, я надеюсь, вы участвовали, слушали, во всяком случае, то, о чём мы говорим: как вы полагаете, что сегодня важно учителю, особенно учителю, которого вы готовите в своём регионе, регионе моноэтническом, многоконфессиональном? Что важно учителю дать своим ученикам в школе, готовя к жизни большой, к жизни не только на Северном Кавказе, ваши выпускники, конечно, везде работают и трудятся, но том числе и в этом очень важном и большой регионе? Александр Горбунов: Анатолий Васильевич, я всё-таки приверженец классического подхода. Я считаю, что тот указ президента Российской Федерации, который опубликован 9 ноября этого года № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей» многонационального российского народа, мне кажется, вообще сейчас вносит окончательной переворот в то, что надо делать и в вузах, и в школах, потому что, конечно, главные наши ценности, наши опорные ценности – это есть то, на чём должны образовываться и воспитываться новые поколения. Наш университет и до этого придерживался такого понимания, у нас в стратегических документах всё это записано, какого выпускника мы хотели бы готовить, в том числе выпускника, который завтра будет выполнять функцию педагога, и прежде всего самую базовую функцию – школьного учителя. Я, честно скажу, очень рад, что государство в последние годы большое внимание обратило на подготовку именно по предобразованию. В частности, и наш университет тут оказался в хорошем положении: выделяются в достаточно неплохом количестве бюджетные места, по крайней мере, в бакалавриате и специалитете с магистратурой, вернее, в бакалавриате, с магистратурой здесь сложнее. И вот даже мы могли прийти к выводу некоторое время назад, что наш университет, став Пятигорским государственным университетов, то есть преобразовавшись из Института иностранных языков, а затем Лингвистического университета в классический сегодня многопрофильный вуз, вместе с тем, вы знаете, такую связку в своей истории произвёл. Дело в том, что в 1939 году вуз-то открывался всё-таки как общий пединститут четырёхлетний и двухлетний учительский институт, и в 1961 году произошло преобразование в пединститут иностранных языков. И вот обратите внимание на несколько деталей: во-первых, в 50-е годы было принято решение уже тогда, что нельзя готовить учителя четыре года, надо его готовить пять лет, особенно с учётом того, что 90% направлялись работать в сельскую школу, обучаясь только по одной специальности, учитель там потом не мог иметь полной учебной нагрузки, соответственно, не мог иметь полной заработной платы и благополучного тогда жизненного уровня. Мне кажется, это принципиально. Вот сейчас мы прошли этот круг. Обратите внимание, в нашем вузе на сегодняшний день мы отказались от четырёхлетних программ, мы готовим по двум профилям. И с учётом того, что количество бюджетных мест увеличилось, мы не только готовим сейчас, к сожалению, бакалавров – это всё-таки неспециалисты. Я бы вернулся всё-таки к подготовке специалистов. Как вы помните, об этом говорилось и на заседании Российского союза ректоров уже в марте этого года, и была позиция и нашего министра Валерия Николаевича Фалькова, была позиция Министерства просвещения, что желательно вернуться к специалитету в предобразовании. Тем не менее мы сегодня не только по иностранным языкам, два иностранных языка, иностранный язык мы сейчас тоже ввели и со вторым профилем, это психолого-педагогическое образование, восстановили подготовку по истории и обществознанию, по математике и информатике. Даже Высшая школа дизайна и архитектуры, которая у нас с 2017 года работает, они сами вышли с предложением: изобразительное искусство и английский язык – тоже два профиля. Анатолий Торкунов: Я с вами согласен, Александр Павлович. Во-первых, относительно срока обучения. Тем более, что я смотрю, что сегодня востребованы специализации педагогические новые, которые требуют, конечно, серьёзного времени. Вот я смотрю, что появляются такие специализации, которых раньше просто и не было ни в педагогических, ни в классических университетах, где готовят специалистов. Но при этом совершенно очевидна нехватка педагогов в целом, разную статистку, правда, приводят разные источники – и Министерство просвещения, и эксперты, но это десятки тысяч человек, даже сотни тысяч человек-педагогов не хватает сегодня в школах. Вроде и в классических университетах ведётся педагогическая подготовка, и в специальных педагогических вузах, и в университетах, а специалистов не хватает. Более того, вы знаете. Какая проблема ещё, мне кажется, очень серьёзная? Это старение в целом педагогического корпуса. Тоже статистику разную приводят, конечно, разные источники, но в целом. Высшая школа экономики, в частности, приводила данные о том, что в 2020-2021-м учебном году учителей моложе 30 лет менее 14%. Может быть, это и не так страшно, потому что всё-таки, чтобы быть опытным педагогом, надо немножко побольше приобрести и знаний, и компетенций, но тем не менее ведь время-то идёт, и тех, кого сегодня 14%, завтра эта цифра может быть ещё более устрашающая. С чем это связано? Говорят, что, конечно, это связано в том числе и с уровнем заработной платы наших учителей. Вот, Илья Сергеевич, как с заработной платой сегодня? Я понимаю, что у вас полегче-то, всё-таки это лицей с оплатой за обучение. Но как вы, коллеги, считаете? Прокомментировать можете ситуацию, во-первых, со старением учительского корпуса, с уровнем заработной платы и с нехваткой? Очень коротко, в ваших регионах. Андрей Антюхов: То, что необходимо совершенствовать систему оплаты труда педагогов, – это очевидно. Что касается, например, Брянской области, сказать о том, что в тех или иных школах, включая сельские, сегодня не ведётся преподавание по тем или иным предметам, нельзя. Но мы все прекрасно понимаем, что учитель, особенно в сельской школе, а если речь идёт ещё и о сельской малокомплектной школе., он работает не на одну ставку, на ставку и значительно выше. Та система, которая сегодня складывается, и я хотел бы в этом плане особые надежды возложить на указ президента Российской Федерации, который объявил следующий год Годом педагога и наставника, наверное, должны произойти какие-то, если не значимые, то знаковые события, которые по-другому высветят фигуру учителя и отношение к учителю не только государства, но и общества. Например, в Брянской области, я думаю, это не только в Брянкой области, но и во многих регионах, сейчас успешно реализуется программа «Земский учитель», которая призвана в том числе и финансово поддержать тех молодых специалистов, которые изначально нацелены на то, чтобы идти работать в систему образования. Я думаю, что сегодня, и мы имеем такие примеры, сегодня учителям дают, на старте – дополнительное финансовое обеспечение, то есть пытаются создать ту систему необходимых мер, которая будет способствовать тому, чтобы выпускник вуза сегодня закрепился. Анатолий Торкунов: Дай бог, чтобы так и было! Андрей Антюхов: Да, но, мне кажется, необходимо, чтобы было сопровождение: талантливый школьник, проявляющий склонность к педагогической деятельности, поступающий в университет, попадающий в руки педагогов и наставников, и его родная школа, район, который его направил, должен в процессе обучения сопровождать, организовывая практики, в конечном счёте показывая заинтересованность в том, что «мы хотим, чтобы вы вернулись». Анатолий Торкунов: Я так понимаю, что сейчас в некоторых школах в регионах и создаются такого рода условия, чтобы ученик, поступив в педагогический вуз или в университет на педагогическое направление, затем пришёл в свою же школу или в соседнюю работать. Андрей Антюхов: Конечно, да. Анатолий Торкунов: Как у вас там обстановка в этом смысле? Александр Горбунов: Вы знаете, я всё это тоже подтверждаю. Я бы тогда ещё к этому, Анатолий Васильевич и коллеги, то, что, мне кажется, всё-таки должны приходить люди, которые рассматривают это как своё призвание. Я думаю, что большой урон нанесло то, что стали трактовать и школьных педагогов, и вузовских как тех, кто даёт образовательные услуги. Вспоминаются наши классики, что «служить-то я бы рад, прислуживаться тошно». Когда нас начинают трактовать как людей, которые просто-напросто должны дать услугу и уйти в сторону, то это что-то типа прислуживания. Мне кажется, то, что сейчас происходит возврат уже к таким базовым, классическим, фундаментальным понятиям, как «призвание», вот это нас, Анатолий Васильевич, усилит. Я сошлюсь очень кратко на то, что приходится много беседовать с абитуриентами. Вы знаете, разнополярные подходы: сидит семья, родители говорят ребёнку: «Смотри, тебе даже сам ректор объясняет, что ты поступишь на предобразование достаточно спокойно со своими результатами на бюджетное место, нам не надо за тебя платить. Пожалуйста, смотри, сделай». Ребёнок говорит: «Нет, не хочу, я учителем никогда не буду, я юристом хочу быть, международником, я хочу быть рекламщиком». И, вы знаете, вместе с тем, другая сидит семья, где ребёнок родителям говорит: «Я хочу быть педагогом». У родителей вот такие глаза, они говорят: «Правда?». Он говорит: «Правда». Но больше это, правда, всё-таки девчата, не парни, но говорит: «Я хочу быть педагогом. Пожалуйста, я буду поступать на педагогическое образование», – вот в этих детей я верю. Анатолий Торкунов: Вы знаете, я вам скажу, Александр Павлович, здесь можно старую фразу повторить такую сомнительную, софистическую о том, что «искусство в большом долгу перед народом». Потому что, если вы помните в своё время были великолепные фильмы об учителях… Александр Горбунов: Конечно. Андрей Антюхов: Конечно. Анатолий Торкунов: Я даже вспоминаю «Сельскую учительницу» с Марецкой, и многие, посмотрев этот фильм, затем пошли в педагогические вузы, или «Доживём до понедельника», где блестяще Тихонов играл учителя, а сейчас что-то мы, откровенно говоря, не видим ни фильмов, ни пьес, которые были посвящены учителям, которые всю свою жизнь посвящают детям, посвящают школе. И мне кажется, и я хотел ещё один вопрос, Илья, и вам задать. Вот всё-таки распространённый в последнее время так активно экстернат: многие отправляют своих детей в экстернат в старших классах. То есть они занимаются, по существу, только предметами, ЕГЭ, которые понадобятся в тот или иной вуз или на ту или иную специальность, а сегодня всё-таки специалист, что бы он ни окончил, должен быть достаточно универсальным, потому что жизнь может бросить на любой участок работы. И вот как вы относитесь к тому, что такое широкое распространение получил экстернат, и дети получают, в общем, достаточно ограниченное количество знаний, помимо тех предметов, по которым они сдают потом ЕГЭ? Илья Демаков: Скорей всего, это фактор кризиса, потому что, на мой взгляд, несомненно, что самое ценное и важное из того, что происходит в школе, – это диалог учителя и ученика, это взаимодействие поколений, поэтому экстернат в этом смысле этого диалога лишает. Но, мне кажется, важное в том, что вы сейчас сказали ещё и то, что нам нужно продолжать говорить вот так об учительской работе, потому что да, это работа непростая, она по-разному оплачивается и у неё есть разные особенности, но это работа. В отличие от большинства работ на свете, эта работа всегда имеет смысл. В каждый момент, когда учитель входит в класс, эта работа осмысленная, она нужна и ему самому, и ребёнку, и обществу, и нам всем. И, продолжая вот так говорить о работе педагога как о работе, которая важна и осмысленная в каждый момент времени, мы придём в каком-то смысле к ренессансу педагогики, когда в центре этой профессии у нас будет личность учителя, личность ученика. Анатолий Торкунов: Здорово сказал директор лицея! Поэтому, дорогие друзья, я вас хочу сердечно поблагодарить за интересный разговор! Я думаю, что тема эта бесконечна, и мы так или иначе будем продолжать её обсуждать, разные её аспекты, сегодня был такой подход, может быть, первый, я имею в виду в рамках нашей программы «Ректорат». Большое спасибо за участие, всем успехов, здоровья, благополучия нашим учителям и, конечно, нашим телезрителям, спасибо вам за внимание, всего самого доброго!