Кампус - территория жизни
https://otr-online.ru/programmy/rektorat-s-anatoliem-torkunovym/kampus-territoriya-zhizni-90373.html
Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и сегодня у нас в эфире очередной выпуск программы «Ректорат». Сегодня поговорим на тему, которая в последние годы является одной из самых актуальных для развития системы высшего образования. Это система создания больших университетских кампусов. Как продвигается реализация этой большой программы? И что делается сегодня в тех кампусах, которые уже созданы?
Голос за кадром: Кампус в переводе с латинского – открытое место или поле. Впервые этот термин в его современном значении был использован руководством Принстонского университета еще в XVII веке и означал территорию, удаленную от городской суеты и окруженную природным ландшафтом.
Со временем кампусом стали называть весь университетский комплекс: учебные корпуса, библиотеки, лаборатории, общежития, спортивные сооружения, а также кафе, магазины, медицинские и развлекательные центры. Одним словом, самый настоящий город, в котором есть все, что необходимо для учебы, научной работы и комфортной жизни.
В Советском Союзе практика строительства студенческих городков появилась после Великой Отечественной войны, примерно с пятидесятых годов прошлого века. Первым советским кампусом часто называют территорию Московского государственного университета на Воробьевых горах. Примерно в это же время был построен Академгородок в Новосибирске.
Своего рода советским ноу-хау стал межвузовский студенческий городок в Ленинграде, где могли разместиться 16 тысяч студентов самых разных вузов. В общежитиях были прачечные и гладильные комнаты, поликлиника и парикмахерская, библиотека и студенческий клуб.
В начале нулевых стартовала программа создания и развития федеральных университетов, которые должны были стать крупными научными и образовательными центрами. А вскоре началось и строительство кампусов. Первым таким проектом нового типа стал студенческий городок Дальневосточного федерального университета, открытый в 2013 году на острове Русский.
В 2021-м Владимир Путин дал поручение о создании целой сети современных вузовских кампусов. В течение ближайших пяти лет в России должно быть построено 25 университетских городков мирового уровня, а к 2036 году их количество увеличится уже до 40.
Анатолий Торкунов: Сегодня решили поговорить о кампусах. Вообще, это перспективная форма развития нашего высшего образования, университетского образования. Я убежден, что это перспективная, очень интересная форма. Но тем не менее ясно: даже если к 2036 году будет 40 кампусов, а вузов-то у нас больше тысячи.
А как в других вузах будет обстоять дело? Либо это межуниверситетские кампусы? Хотел бы сегодня поделиться соображениями на этот счет с гостями нашей программы. Это ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Лобачевского Олег Владимирович Трофимов.
Олег Трофимов: Добрый день!
Анатолий Торкунов: И ректор Тюменского государственного университета Иван Сергеевич Романчук. В этих университетах уже созданы кампусы. Создаются довольно активно и интенсивно.
Я, дорогие коллеги, хотел у вас поинтересоваться: а почему у нас раньше не складывалась система кампусов? Ведь во многих странах за рубежом, да и не только на Западе (вот вспоминали там Великобританию), но и в Китае, и в Индии тоже существуют кампусы. Тоже уже десятилетия существуют. Что это, так сказать, культуры у нас не было такой, кампусной? Или какие-то другие соображения? Все-таки у нас главным образом городские университеты, которые расположены в черте города.
Как, Олег Владимирович, с точки зрения исторической ретроспективы, вы считаете, почему так получалось раньше?
Олег Трофимов: Анатолий Васильевич, во-первых, большое спасибо за возможность выступить. И действительно, я расскажу о нижегородском опыте. Как мне кажется, на самом деле появление кампусов появилось вследствие того, что возрастают задачи у наших университетов. И Нижегородский регион – он всегда славился хорошей наукой, хорошим образованием.
Безусловно, те задачи, которые стоят перед нашими вузами, они выходят несколько уже за рамки. И появление кампусов, как мне кажется, это та задача, которая позволяет нам, ведущим вузам, да и не только, которые есть в Нижегородском регионе, получить дополнительные возможности в виде новых площадей, новых лабораторий, новых общежитий и вывести наше образование на еще более высокий уровень.
Голос за кадром: Нижегородский государственный университет – на сегодняшний день – крупнейший вуз области, в котором ежегодно обучаются около 30 тысяч студентов и аспирантов. В структуру университета входят суперкомпьютерный центр, биомедицинский кластер, центр нанотехнологий, а также фундаментальная библиотека, комплекс музеев, собственное издательство и типография.
С 2023 года Университет Лобачевского участвует в проекте создания межвузовского кампуса «Неймарк» – грандиозного студенческого городка, где будет осуществляться подготовка специалистов в области IT-технологий.
Анатолий Торкунов: Если создается кампус Нижегородского университета, в Нижнем Новгороде же не только ваш университет функционирует, имеется ли в виду, что этот кампус станет средоточием и научных усилий, и студенческой активности? Что тоже, кстати говоря, очень важно. Потому что студенческие годы – это годы большой, самой разнообразной активности: и учебной, и исследовательской, и художественной, и творческой. Что для воспитания творческой личности будущего специалиста очень важно.
Вы сегодня рассматриваете свой кампус вашего университета как центр для студенческой и образовательной деятельности всего города и вообще области Нижегородской?
Олег Трофимов: Анатолий Васильевич, вы правильно подметили. Действительно, нижегородский кампус, он немножко отличается, может быть, от тех кампусов, которые строятся. Потому что у нас заложен межвузовский принцип.
И действительно, тот момент, что мы не единственный вуз, который участвует в этом проекте, для региона очень значимая история. Почему? Потому что наряду с нами в этом проекте участвует наш Нижегородский политех, Высшая школа экономики, Строительный университет и ряд других вузов.
На самом деле такое объединение усилий наших ведущих вузов позволяет действительно сконцентрировать как научные, так и образовательные треки в рамках большого кампуса. Безусловно, правильно замечено, что Нижний Новгород в последнее время становится некой точкой притяжения.
И я могу привести пример по нашему университету: то, что вот если посмотреть последний этап нашей приемной кампании прошлого года, мы посмотрели и увидели, что более 40% ребят приезжают к нам из других городов. Что говорит о том, что Нижний Новгород является точкой притяжения.
И, безусловно, мне кажется, появление вот этих новых инфраструктурных объектов, которые объединят наши вузы, оно позволит еще как бы более ярко показать нижегородское образование, нижегородскую науку на карте России.
Анатолий Торкунов: Речь идет, видимо, о том, что на базе кампуса будут существовать и межуниверситетские сетевые программы. Значит, для этого, как я понимаю, в кампусах создаются соответствующие условия и резерв мест в общежитиях, для того чтобы могли приезжать ребята из других регионов.
Как, Иван Сергеевич, у вас обстоит дело с кампусной политикой? Я сначала хотел поговорить в целом о кампусной политике вузов.
Иван Романчук: Добрый день, уважаемые друзья! Вы правильно сказали о том, почему не появлялись раньше кампусы и так далее. Конечно, это же вопрос финансирования и определенных программ государственных, которые существуют. Но почему их не было до этого? В связи с тем, что, мне кажется, просто государство не верило уже в университеты на каком-то этапе, что что-то может появиться новое в образовании.
Потому что, мне кажется, и Министерство науки и высшего образования, и общество в целом уже просят от университетов не просто как место передержки, банка передержки студентов и так далее, а как именно такой качественный прорыв. И продукты, которые может университет уже выдавать, как там в мире называют «Университет 4.0» или там «Предпринимательский университет».
То есть, мне кажется, кампус – это то место, где должны появиться новые виды деятельности в университете, где сходится не просто студенческая жизнь. Хотя это, конечно же, тоже очень важно, как она проходит. Вы правильно сказали. Потому что студенты и больше всего взрослое поколение всегда воспринимают это как такой яркий момент своей истории и своей жизни.
Ну и прежде всего, это же, конечно, индустриальные партнеры. Которые там должны быть и появиться, и которые должны открыть свои лаборатории или свои производства, или свои там какие-то опытные образцы, которые будут выставляться. Ну и, конечно же, наука. В университетах должна существовать прочная, фундаментальная в том числе и в том числе и прикладная наука.
И только вот эти три компонента, когда могут сойтись вместе, когда есть студенческая жизнь, есть научная база и есть индустриальный партнер, которые во взаимодействии могут выдавать какой-то совершенно новый продукт, который полезен для общества. И университеты тем самым начинают собственно зарабатывать средства и самоокупаться. Потому что вложить в кампусы и потом их еще и содержать – это же тоже очень большая история.
Голос за кадром: Тюменский государственный университет – один из флагманов образовательной, интеллектуальной и научной жизни Уральского региона. С 2017 года университет формирует гибкое образовательное пространство. Студенты сами выбирают дисциплины и проектируют траекторию своего обучения.
В марте этого года введен в эксплуатацию новый высокотехнологичный учебный корпус университета. Одна из особенностей – мультиформатные аудитории, которые легко подстраиваются под разные дисциплины и задачи. В прошлом году в Тюмени началось строительство межуниверситетского кампуса мирового уровня, в котором могут разместиться порядка пяти тысяч человек.
Иван Романчук: Мы сейчас построили корпус университета на 33 тысячи квадратных метра. И мы посчитали: его содержание в год будет обходиться порядка там 250 миллионов рублей. То есть это немалая сумма.
Анатолий Торкунов: Это вместе с оборудованием, которое там, в кампусе стоит?
Иван Романчук: Да, вместе с оборудованием. Потому что современные корпуса – это же инженерная инфраструктура современного типа.
Анатолий Торкунов: Системы.
Иван Романчук: Это и камеры видеонаблюдения. Вот у нас стоит их там больше пятисот штук. Это, конечно же, там системы кондиционирования и так далее, и так далее. Все в комплексе обходится намного дороже в обслуживании, чем старые корпуса.
И поэтому строить здание ради зданий и потом еще их брать на баланс для содержания, которые не дают такого эффекта для общества, для новых продуктов для общества, которые... Ну, общество тоже хочет видеть от университетов, что мы можем дать им в повседневной жизни. Это либо там продовольственная безопасность. Либо в решении каких-то проблем, в том числе там и посевных, и кормовых культур там. Ну, все что угодно может быть.
Или, например, наоборот, в информационной безопасности. То есть отечественные продукты, которые позволят защищать нашу страну, наши серверы, наши информационные ресурсы и так далее. Или что-то связанное с инженерной структурой там. Ну, без разницы. В зависимости от направлений тех видов деятельности, в которых специализируется тот или иной университет или группа университетов.
У нас вот тоже в Тюмени проектируется межвузовский кампус, куда входит и инженерный вуз, и наш классический университет, и медицинский университет. И сейчас – сельскохозяйственный университет, который находится в стадии присоединения к нашему классическому университету.
И на этой стадии уже рождаются проекты, которые являются межуниверситетскими и междисциплинарными. То есть кампус – это как точка притяжения разных дисциплин, разных, можно даже сказать, культур общения. Потому что каждый университет имеет свою культуру.
И вот их взаимопроникновение рождает совершенно новые продукты, которых раньше не было. Например, там телемедицина, которую мы сейчас делаем. Или кибермедицина, в которую мы сейчас входим. То есть это симбиоз как раз медицинского университета и наших математиков. Плюс, конечно же, сильный индустриальный партнер, который имеет сеть клиник по всей территории Российской Федерации и где будут распространяться и внедряться наши продукты. Поэтому...
Анатолий Торкунов: Означает ли это, что такого рода объединение в формате кампуса будет вести и к тому, что это будет создаваться просто мегауниверситет – один, с одной системой управления? Или все-таки это разные университеты, которые в рамках кампуса будут работать, как-то взаимодействовать? Но это будет вызывать, как вы сами понимаете, всегда какие-то трения, которые существуют между университетами. Ну, это по понятным причинам.
Вот все-таки какой основной тренд? Это создание таких мегауниверситетов, огромных университетов? Либо это попытка как-то консолидировать, но с другой стороны, и сохранить уникальность и автономность вузов, которые будут на базе кампуса работать?
Иван Романчук: Здесь сложно сказать, как история потом повернется и как пойдет развитие дальше. Конечно же, с точки зрения там, как ректор, вы прекрасно понимаете: управление легче осуществлять, конечно же, из единого центра. Но в то же время, если это разные университеты, было бы желание объединяться, коммуницировать и создавать новые проекты.
С точки зрения общества и с точки зрения министерства, мне кажется, они индифферентно к этому относятся. Им без разницы, какой будет: один университет или несколько университетов. Главное, чтобы был эффект на выходе. Если эффект достигается путем слияния университетов и рождаются новые уникальные продукты, которых ранее не было, и появляется новая уникальная студенческая культура, студенческая наука, или просто появляется наука, которой ранее не было, которая дает какие-то такие энергетические эффекты, то ради Бога!
Если этого не происходит, и университеты не сливаются, но при этом у них существует плотная живая коммуникация, которая тоже приводит к тем же эффектам...
Анатолий Торкунов: Я просто посмотрел перед передачей некоторые информационные материалы: в Китае, на Гуанчжоу существует кампус, где 400 тысяч студентов. Представляете себе? Но объединены большое количество. По-моему, 40 университетов, что ли, там находится, на этом.
Вот во Владивостоке наш кампус на острове, он все-таки забрал к себе Владивостокский университет. Но многие университеты, которые работают во Владивостоке, они полностью сохранили свои автономии. Ну и даже не перебирались сюда.
Я не знаю, откровенно говоря, как шел процесс, объединились ли они тогда с другими вузами. Но я просто знаю многие владивостокские университеты, которые действуют самостоятельно. И не на острове Русском. Так что здесь, наверное, это действительно только опыт, который придет со временем.
Но мне очень понравилась ваша мысль, кстати говоря. Думаю, что, может, даже она покажется неожиданной для некоторых наших телезрителей – о том, что кампус не должен быть потребителем. Что если создается кампус, то он должен, во-первых, сам себя обеспечивать. И, более того, давать большую отдачу обществу и образовательному сообществу, городу, местности, области, в которой он находится.
И, конечно, это большой предмет для размышлений. Имею в виду, что в рамках кампуса могут быть какие-то и производства экспериментальные, и, конечно, стартапы студенческие. Тем более движение-то стартаповское сегодня очень распространено везде, во многих наших регионах. Вообще во многих университетах. Я вот знаю даже по беседам с ректорами в рамках нашей программы.
Олег Владимирович, как вы считаете, развивая эту мысль: создается кампус. Там собирается мощный кулак, так сказать, и интеллектуальный, и компетенций самых разных. Ведь тогда надо, видимо, как-то определить для себя на перспективу политику этого кампуса: как он будет сам себя обеспечивать? Что он будет давать обществу? Что он будет давать производству и реальному сектору экономики? Это большой и очень сложный вопрос. Как вам видится это в Нижнем Новгороде?
Олег Трофимов: У нас кампус имеет четкую профилизацию – это IT. И не зря он называется IT-кампус «Неймарк». Связано как раз с нашим великим ученым, который, собственно говоря, достаточно большой вклад внес в сферу математики и IT. И, безусловно, если говорить о нашем кампусе, то вот Иван Сергеевич правильный как бы тезис действительно подал, по поводу того, что объединение как раз усилий вузов, работодателей и соответствующей инфраструктуры. И если говорить о нижегородском кампусе, то как раз в таком виде этот кампус и будет в ближайшее время представлен.
То есть у нас действительно есть большой пул партнеров, которые в сфере IT действительно представляют сильные, большие организации, такие как СБЕР, Яндекс, ВК и другие, которые активно работают с нашими вузами. Есть вузы, которые четко занимаются как раз IT-специализацией. Это, естественно, университеты – Политехнический, Высшей школы экономики, которые имеют соответствующие компетенции.
И здесь действительно вот правильный момент, что мы собираем компетенции каждого из вузов. Каждый вуз имеет некую такую профилизацию, где он чуть сильнее может быть, чем коллеги. И задача кампуса как раз – это синергия этих ресурсов. То есть объединить сильных с сильными и получить новый продукт.
И здесь, мне кажется, действительно ту задачу, которую будет решать наш кампус, это задача собрать все лучшее, что есть в Нижегородском регионе, привлечь известных, хороших специалистов в этой сфере и, собственно говоря, сделать хорошую коммуникацию с работодателями, которые будут находиться на площадке того же самого кампуса.
У нас структура АНО – структура, которая управляет кампусом. И как раз вот АНО и решает ту задачу, объединяя ресурсы и создавая новый продукт.
Анатолий Торкунов: АНО – это имеется в виду автономная?..
Олег Трофимов: Автономная некоммерческая организация.
Анатолий Торкунов: Ну хорошо. Понятно, что для сильных вы условия создадите. А как быть слабым? Вот кампусы создаются. Сильные все там собираются. А что делать той тысяче вузов, которые существуют у нас в Российской Федерации? Они далеко не все осядут или получат какой-то кусок возможности присутствовать в этом кампусе.
Вот здесь все-таки, как мне кажется, наша кампусная политика должна исходить из того, что все пространство образовательное Российской Федерации должно развиваться. И кампусы должны быть такими пионерами, движущей силой в этих делах. Как вы считаете?
Иван Романчук: Вы абсолютно правы, с одной стороны, в том, что надо везде поддерживать образование. В том числе не может быть оно только там, в столичных регионах или в крупных центрах. Везде должна быть возможность получения качественного образования. Это, конечно же, условия для развития общества и государства. Это же понятно.
Но в том числе должны быть какое-то и желание, и мотивация у других университетов и регионов тоже развиваться. Потому что почему не появляются некоторые кампусы в разных регионах, хотя и бывает такая определенная интенция и у министерства, и вроде бы у региона, но не сложилось? Как, например, Ивановский кампус там немного не получился и так далее. Потому что многие университеты просто воспринимают их, как будто построят им новое место, в которое они просто переедут и будут дальше существовать.
Я не зря акцентировал внимание на том, что министерство хочет, чтобы появился новый вид деятельности. Не просто кампус ради того, чтобы мы построили новое здание. И даже его проектирование. Вот мы столкнулись с тем, что, когда мы строили новый образовательный корпус университета, его проектирование занимает больше времени и осознанности, чем само строительство и даже нахождение средств. Потому что проектировать надо под определенные условия, под те задачи, которые вы собираетесь решать. Да даже под ту архитектуру образовательного пространства, которая у вас существует.
Например, когда университет входил в программу, не создавая такой определенный трек «2+2», когда два года студенты учатся все вместе в классическом университете, мы столкнулись с огромным дефицитом как раз пространств для студентов. Потому что они выбирают элективы, и у них появляются пробелы между парами, и им некуда просто-напросто даже пойти. Потому что вся система университетов была построена по коридорному типу: когда три пары отсидел условно и свободен.
А здесь, наоборот, надо очень много пространств для коммуникаций со студентами, с преподавателями. Которые вне аудиторного фонда. И поэтому вот эта осознанность к тому, что ты делаешь и какой продукт на выходе ты будешь выдавать. И самое главное, с кем? То есть с индустриальным партнером. Кого ты привлечешь? Как он будет там располагаться? Рядом его будет производственная база? Или он войдет внутри в кампус, как там, в технопарке?
Мы сейчас, например, в нашем кампусе ведем плотные переговоры с компанией СИБУР, которая построит там второй «ПолиЛаб», как в Московской области, в Сколково у них существует. Но при этом он будет испытывать те продукты, которые востребованы тюменским рынком, и те продукты, которые...
Анатолий Торкунов: Их заказывать надо будет, эти продукты?
Иван Романчук: Да. Да. Совершенно верно. И те продукты, которые он не делает на московском «ПолиЛабе». И это очень важно. И в связи с этим. И у них конкретное техзадание для нас: «Если вы дадите перечень продуктов, которые востребованы тюменским рынком и которые мы не делаем на московском рынке, тогда мы зайдем в ваш кампус. Если этого не случится, мы в ваш кампус не зайдем».
А тогда у нас не выстроится вот эта вот тройная структура, тройная спираль университетов, где наука, образование и, соответственно, индустриальный партнер сходятся в едином пространстве и рождают новый совершенно продукт, который востребован обществом, бизнесом. Ну и так далее.
То есть именно осознанность, мотивация и понимание, что ты там будешь делать, играет ключевую роль в создании межуниверситетских кампусов.
Анатолий Торкунов: Мне очень импонирует ваша мысль о том, что новый кампус – это не просто новое строение, пусть и комфортное для учебы. Специальные помещения именно для того, чтобы работать с преподавателями, в малых группах обсуждать какие-то вопросы. Но это и место, где должен создаваться новый продукт.
Конечно, он сразу не будет, если пришел на первый курс, он такой продукт еще в состоянии создавать. Но если там, в кампусе, присутствует и индустриальный партнер, который может: а) заказать какую-то работу вузу, а с другой стороны, прислушаться, если вдруг инициатива у вуза есть по созданию какого-то нового продукта. Если будет такого рода взаимодействие, конечно, кампус будет играть совершенно другую роль в экономике страны. Не только в университетской жизни, но и в экономике.
Но есть большой вопрос. Не буду называть вузы, но знаю, что в некоторых случаях кампусы-то роскошные есть уже в смысле помещений. А с точки зрения их наполнения оборудованием, инструментами современными для того, чтобы они выполняли вот ту функцию, о которой вы говорите, – пока нет. Но мы понимаем все: есть большие финансовые трудности в смысле приобретения такого оборудования и установки его.
Но тем не менее, как обстоит дело у вас? Вот то, что уже сделано, все это имеет соответствующее оборудование? И уже можно сегодня, как говорится, приступать к решению тех задач, о которых вы говорили?
Олег Трофимов: У нас на данный момент можно говорить точно, что уже появился блок общежитий. То есть это вот в первую очередь, который уже практически сдается. И здесь на самом деле очень важно для региона, что действительно много ребят приезжает к нам учиться, и потребность в общежитии достаточно большая, современной инфраструктуры.
Что касается наполнения основных корпусов, этот процесс пока у нас продолжается. И, собственно говоря, идет процесс строительства. Мы ждем на самом деле с нетерпением, когда кампус у нас же официально получит некое очертание в плане именно вот образовательно-научных площадей. Потому что действительно могу сказать, что заинтересованность у наших технологических партнеров достаточно высокая. И уже можно говорить о том, что действительно крупные компании готовы туда базироваться, туда заходить.
Анатолий Торкунов: И вкладываться... В оборудование вкладываться.
Олег Трофимов: Естественно. Потому что это важный момент, почему? Потому что компаниям проще, когда наши ребята учатся на той базе, на которой работают компании. И, безусловно, мы в этом видим: действительно, для нас тоже некий такой новый этап нашего развития.
Почему? Потому что университетская база – она все равно меняется, но не так быстро. Технологичные компании имеют возможность сделать это быстрее. И ребята получают возможность наряду с получением фундаментального образования на площадках наших больших вузов получать еще более конкретные практические навыки у наших партнеров.
Поэтому вопрос на самом деле времени. Мы как бы видим, что перспективы здесь очень хорошие. И ждем, когда уже действительно очертания кампуса приобретут уже реальность. Пока только общежития.
Анатолий Торкунов: Вот вы упомянули общежития. Или, как говорят студенты, общагу. И все мы прекрасно с вами знаем, что это один из вопросов, который всегда задают студенты, решая свою судьбу, в какой вуз поступать. Потому что вопрос обеспечения общежитием, конечно, он по-прежнему стоит достаточно остро.
Есть программа. Мы знаем прекрасно. Спасибо министерству, нашему правительству спасибо – за то, что средства выделены на ремонт общежитий, на строительство общежитий. Но пока проблема стоит достаточно остро. Но это одна из проблем. А вот если говорить о кампусах?
Ясно, что надо создать условия для проживания нормальные. Но вы совершенно правильно сказали, Иван Сергеевич, что должна быть совершенно иная архитектура у этих кампусов, для того чтобы создать условия и для учебы, и для исследовательской деятельности, но и для развития других навыков. Прежде всего, разного рода творческих навыков.
Я вообще полагаю, что без этого нельзя хорошего специалиста подготовить. Я вот несколько раз уже упоминал о том, что, положим, на тех же больших южнокорейских корпорациях для высоких менеджеров обязательно сегодня требуется пройти из программ художественных: там любой по части живописи, музыки, театра. Поскольку это развивает креативность человека и по его основной деятельности.
Поэтому, конечно, нам очень важно в вузах сегодня обеспечить условия для такого рода студенческой деятельности. Как сегодня выглядит это проектирование и развитие кампусов на перспективу?
Иван Романчук: Вы очень правильно подметили эту историю. Потому что мы же все тоже были студентами и знаем, что больше времени и воспоминаний занимает как раз время, которое мы проводили в общежитиях, в каких-то там, в том числе вечерах, которые были между нами. И как раз история создания всех университетов или рождение гениальных идей говорит о том, что когда студенты сходятся просто вместе из различных профессий и различных направлений деятельности, и возникает вот эта такая плотная междисциплинарная коммуникация сама по себе, и рождаются какие-то новые идеи и проекты.
И у нас, конечно же, мы... Тюменский регион – это достаточно такой суровый по климату регион, и продолжительная достаточно зима. И климат. И поэтому одним из условий строительства кампуса и в том числе мест для проживания студентов, является, конечно же, передвижение их между этими кампусами. Поэтому мы сразу предусмотрели теплые переходы, которые бы позволяли, условно говоря, в тапочках студентам переходить между корпусами и между спортивными объектами, и между местами для проживания. И соответственно, конечно же, в том числе и...
Анатолий Торкунов: Площадки разного рода: театральные, музыкальные там.
Иван Романчук: Да. И в том числе необходимые площадки и спортивные, и ледовый дворец, и, соответственно, конечно же, различные музыкальные сцены, и студия звукозаписи – все то, что как раз обеспечивает развитие творческих способностей. Вы очень правильно говорили о южнокорейском направлении, как они обеспечивают творчество.
И все мы знаем, что любой продукт, самый дорогой продукт – это тот продукт, который как раз имеет высокую добавленную стоимость за счет как раз креативности, а не за счет каких-то своих физических свойств, как вот стул, на котором мы, например, сейчас находимся. И так далее.
И как там, в Италии, например, дети, наоборот, перед тем, как пойти в школу, два года там полностью занимаются изучением творчества. Что, наверное, и дает вот этот такой эффект для итальянской культуры и развитие их как раз в этом направлении.
Поэтому обязательно должно быть обеспечено, конечно же, студенческое творчество, любые студенческие позывы, которые направлены на развитие их творческих коммуникаций. И в этом плане мы вот таким образом поступаем, как минимум обеспечивая комфортную среду для их коммуникаций между образовательным процессом, научными лабораториями и местами для проживания.
Анатолий Торкунов: Конечно, мне кажется, еще вот кампусная политика, она позволит решить ту проблему и ту задачу, которые президентом поставлены. И в части, касающейся привлечения иностранных студентов из самых разных стран в наши университеты. Все-таки задачи-то очень амбициозные поставлены: 500 тысяч к 2030 году, по-моему.
Иван Романчук: Да. Да.
Анатолий Торкунов: Это много. Конечно, она постепенно решается. У нас не уменьшается число иностранных студентов, несмотря на нынешнюю непростую ситуацию геополитическую. Но я думаю, что кампусная политика, она одной из задач ставит и привлечение в хорошие условия – всякого рода в хорошие условия: и жилищные, конечно, условия, и возможности самореализовываться и в науке работать.
Как вы рассматриваете в этом контексте свой кампус? Создаваемый. Я понимаю, что он еще до конца не создан. Еще много времени потребуется, конечно. Но тем не менее, вот с точки зрения определения политики, в том числе внешней политики, так скажем.
Олег Трофимов: Безусловно, Анатолий Васильевич, полностью с вами согласен. Потому что действительно, появление кампуса – это такая еще дополнительная точка роста для региона. И, безусловно, за последние годы, вот если посмотреть, Нижегородская область сделала очень существенные шаги по многим направлениям. Мы были молодежной столицей, культурной столицей. Много чего сделано. Сейчас у нас как бы «Цифра» завершается – достаточно большое мероприятие, которое проходит, объединяет многих наших известных исследователей в области IT.
И, безусловно, на самом деле история, связанная с иностранцами, она, естественно, не обходит стороной. Потому что, видя, что происходит в стране, что происходит в Нижегородской области, и появление вот таких больших крупных образований в виде кампусов, которые объединяют в себе ключевые вузы региона и крупные компании, оно, безусловно, будет являться точкой притяжений.
И даже сейчас (как вы правильно отметили: времена не самые простые) мы видим приток иностранцев, он идет. Иностранцы поступают действительно очень хорошие. И мы видим, что количество этих ребят становится больше. Если посмотреть вот даже сейчас на наш контингент университета, у нас более 10% – это студенты иностранные.
Анатолий Торкунов: Сколько процентов?
Олег Трофимов: Десять процентов. И сфера IT, которая как бы у нас во главе нашего кампуса «Неймарк», – она, безусловно, является точкой притяжения. Почему? Потому что мы понимаем, что эта сфера действительно достаточно сейчас востребована. Действительно, много решений, которые сейчас происходят в практике, они связаны так или иначе с IT – будь то искусственный интеллект, будь это нейроморфные технологии или что-то подобное.
И мы видим, что действительно иностранный контингент под решение новых задач, которые действительно объединяют наши ведущие вузы, позволяют нам сюда приезжать и, собственно говоря, усиливать наши позиции на международных рынках в том числе.
Анатолий Торкунов: Кстати, мне еще кажется, очень важную роль кампусы могут выполнять с точки зрения создания сетевых программ. И как раз вот с теми вузами, которые, может быть, либо не самые сильные, либо немножко, так сказать, отдалены от центров научной, исследовательской, интеллектуальной деятельности.
А зачастую это даже не так. Есть сильные вузы, которые просто тоже нуждаются в дополнительных компетенциях, которые можно создавать на базе этих синергетически скроенных вузовских кампусов. У нас несколько таких сетевых программ. Они очень успешно работают, кстати, в областях, где мы раньше не обладали большим объемом компетенций, а теперь с их помощью стали обладать.
Иван Сергеевич, как вы считаете, вот сейчас, когда вы политику определяете кампусную, вы для себя уже наметили каких-то партнеров, с которыми вы могли бы эти сетевые программы реализовывать, в том числе путем проведения каких-то модулей и у них, и на базе кампуса?
Иван Романчук: Конечно, наметили. Еще и до кампусной политики. Потому что как раз вот, складывая свою архитектуру образовательного пространства, в том числе как раз и модульного типа, и элективы по выбору, которых очень много у студентов. И в этом направлении мы развиваемся. И очень большую сделали ставку на внедрение искусственного интеллекта в образовательные процессы.
И нам требуются, конечно же, прежде всего партнеры и среди участников университетов, которые сильны как раз в IT-сфере. Потому что мы сильны в экспериментах и в гибкости внедрения каких-то решений в образовательные процессы. И поэтому мы сейчас очень активно, например, работаем в этом направлении с МФТИ.
И вот проводим конференцию как по искусственному интеллекту, которая пройдет в Тюмени 5–6 июля. Я всех приглашаю, кстати. Открыта уже регистрация. В том числе подтвердил свое участие министр науки и высшего образования Российской Федерации и ректоры ведущих университетов России. Второй год она будет проходить именно по искусственному интеллекту в образовании.
И поэтому, конечно же, мы открыты. И, конечно, мы не стоим на месте. И, как любой другой уважающий себя университет, постоянно меняется, развивается, что-то добавляет и делает какие-то ставки, новые ставки появляются и жизнь развивается. Поэтому, конечно же, у нас много партнерских отношений с другими университетами. И без этого, мне кажется, невозможно существовать. Правильно вы сказали, что у одного вуза не может быть всех компетенций.
Анатолий Торкунов: Нет, конечно.
Иван Романчук: Поэтому эти компетенции надо не стесняться просто, открыто это заявлять о том, что у нас нет этих компетенций, и мы берем их за счет складывания этих программ из других университетов. И зачастую иногда вот когда складываешь, особенно программу дополнительного образования для индустриального партнера.
И если он четко понимает, что знает, что хочет, вернее, для себя, тогда мы, складывая эту программу, очень часто обращаемся к другим университетам, где они закрывают эти блоки и недостающие наши компетенции. Как, например, программа по IT.., которую мы делаем также для компании СИБУР и Газпромнефть. «Охрана труда», где недостающие компетенции закрывают у нас и Томский госуниверситет, и Томский политехнический университет, ну и многие другие партнеры, которые постоянно с нами работают.
Анатолий Торкунов: На базе кампусов удобно с учетом создания благоприятных условий, в том числе и для проживания, создавать такие программы, где и иностранные специалисты могут принимать деятельное участие – такие целые команды создавать из своих и иностранных специалистов.
Вот у нас был уже опыт и с нашими индийскими коллегами, и с китайскими коллегами. В том числе по праву, например, очень востребованные сегодня для многих наших индустриальных партнеров. Поскольку, как говорится, они и с Востоком работают весьма активно. А в общем, право такое, знаете, связано с экономической жизнью того же Китая. Оно не очень раньше у нас было исследовано.
А сегодня высокая в этом потребность, и мы сделали несколько программ. Они получили хороший отклик у индустриальных партнеров. И будем в этом духе дальше продолжать. Не только по праву, естественно, и по многим другим направлениям.
Мы сегодня увидели двух ректоров замечательных наших крупных и очень интересных городов, которые, как мне кажется, о кампусах рассказали нам замечательно, классно! Ну и самое главное, что я, знаете, сегодня, может быть, первый раз услышал. Я знаю, Валерий Николаевич – министр образования говорит об этом довольно часто. Но вот сегодня я много деталей таких услышал о политике кампусной, собственно, от ректоров, как они видят.
И мне кажется, что это очень правильное и перспективное видение развития наших кампусов российских университетов. Так что, хотите два слова сказать, то...
Иван Романчук: Я бы хотел сказать о том, что просто выбирайте сердцем и поступайте в хороший университет и получайте качественное образование. И все у вас будет хорошо.
Олег Трофимов: Да. Присоединюсь к Ивану Сергеевичу. Действительно, очень много хороших университетов России, которые дают качественное образование. А с развитием инфраструктуры они становятся еще более классными. Поэтому выбирайте действительно лучших, но поступайте и реализуйте себя в наших университетах.
Анатолий Торкунов: Ну, вы услышали, дорогие телезрители, абитуриенты, родители, просто заинтересованные лица от нас призыв, который прозвучал. И спасибо вам за внимание к нашей программе. Ну и всего самого-самого наилучшего! Добра и здоровья! До свидания!