Малые вузы большой страны
https://otr-online.ru/programmy/rektorat-s-anatoliem-torkunovym/malye-vuzy-bolshoi-strany-87454.html
Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и сегодня у нас в эфире очередной выпуск программы «Ректорат». У нас сегодня исключительно, на мой взгляд, интересная тема: мы поговорим о то, что происходит с высшим образованием в малых городах нашей необъятной Отчизны.
Голос за кадром: За последние десять лет количество вузов в России сократилось почти в два раза. Цель была благая – повышение качества высшего образования. Но без ложки дегтя не обошлось.
В основном закрылись филиалы институтов и университетов в малых городах с населением до ста тысяч. А это значит, что молодые люди в регионах потеряли возможность учиться рядом с домом. Пошел отток молодежи в областные центры покрупнее. И ведь далеко не все выпускники после окончания учебы возвращаются на малую родину.
Все это сказывается и на престиже оставшихся вузов в малых городах: конкурсные баллы в них значительно ниже, чем в столичных учебных заведениях, и зачастую – недобор студентов. На сегодняшний день на города с населением менее ста тысяч жителей приходится всего около 16% высших учебных заведений.
Анатолий Торкунов: Да. Я еще замечу, что в России тысяча сто, ну приблизительно тысяча сто городов. Количество меняется время от времени, но примерно 70% из них – это как раз малые города. И вот как же поживают вузы в этих малых городах? Как они развиваются? Какая у них специфика?
Насколько они востребованы у ребят, у родителей, которые проживают в этом регионе? Да и не только в этом регионе. И как складываются, конечно, отношения между вузами и местными властями? Преподаватели и начальники. Большие начальники.
У нас сегодня есть возможность об этом поговорить с людьми, которые прекрасно знают все эти сюжеты. И я хотел бы с удовольствием вас представить. Начать с ректора, нашей коллеги Ольги Александровны Ребковец – ректора Камчатского государственного университета имени Беринга. Представить сидящего рядом с Ольгой губернатора Камчатского края Владимира Викторовича Солодова.
И представить двух коллег, которые справа от меня находятся. Это Александр Самардак, ректор Сахалинского государственного университета. Приветствую вас, Александр Сергеевич! И с нами сегодня ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий. Я вас приветствую, Дауд Казбекович!
Я, может быть, сначала попросил бы вас несколько слов сказать, Ольга, относительно того, как вы видите миссию своего университета на Камчатке? А потом уже попросим губернатора сказать, как он относится к университету и как видит его будущее.
Ольга Ребковец: Здесь я, наверное, в двух плоскостях могу сказать: с одной стороны, наш университет называется Университет первооткрывателей. И мы понимаем, что расположены в уникальном регионе, и Камчатка как природная лаборатория дает возможности для исследования в области геологии, вулканологии и сейсмологии, исследования океана, исследования климата и так далее. Поэтому здесь мы, конечно, видим перед собой большую задачу развития науки. И университет – как такой научно-образовательный центр и точка входа различных организаций со всей России и со всего мира.
С другой стороны, мы понимаем, что университет должен работать на социально-экономическое развитие региона и в плане обеспечения его кадрами: это и педагогические кадры, это и сотрудники органов управления, органов местной власти, и те люди, которые будут помогать развивать экономику Камчатского края. Например, если мы говорим о развитии сферы туризма как перспективной в регионе, то наша задача – сформировать такой образовательный кластер в области туристического образования, чтобы обеспечивать регион достойными кадрами.
И вот две эти плоскости: с одной стороны – работать на развитие науки, используя природный потенциал Камчатки. С другой стороны – обеспечивать кадрами, обеспечить социально-экономическое развитие региона, в том числе через различные технологии.
Сейчас, например, новый проект, который мы разрабатываем, – это проект в области геотермальной энергетики. И мы понимаем, что это напрямую будет влиять на экономику региона. И здесь перед университетом стоит такая очень важная, амбициозная и сложная задача – вырастить у себя, по сути, инженерное образование в нашем вузе, которого раньше не было.
Анатолий Торкунов: То есть инженерного образования не было до этого вообще в университете, да?
Ольга Ребковец: В регионе есть технический университет. Его деятельность в первую очередь на рыбоперерабатывающую отрасль направлена и на судоремонт. Соответственно, там инженерные кадры готовились. Что касается геотермальной энергетики, здесь это будет для нас первый опыт – стартовый, который мы вместе с партнерами...
Анатолий Торкунов: А кто партнеры у вас?
Ольга Ребковец: Сколтех, МФТИ, Новосибирский институт теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук. Поэтому здесь партнеры сильные, и я думаю, что вместе мы сделаем достаточно качественное образование.
Анатолий Торкунов: Владимир Викторович, вы как руководитель региона, для себя что считаете важным с точки зрения развития тех или иных направлений в Камчатском университете? Ясно, что вы, прежде всего, исходите из потребностей региона и получения той профессиональной рабочей силы, которая будет обеспечивать его развитие.
Я понимаю: Камчатка сегодня – это вообще такой регион пристального внимания очень многих по многим и по разным причинам. Поэтому, в том числе и глаза тех, кто приезжает издалека и смотрит на Камчатку, они тоже получают впечатления, связанные и с туристской областью, и с состоянием дорог, и с состоянием сферы обслуживания в целом.
Вот как вам? Ну и вместе с тем все понимают, что для Камчатки, конечно, все, что связано с биотехнологиями, с морем, с изучением вопросов землетрясений, которые для Камчатки – обычное дело. А сегодня, как мы знаем, это одна из серьезнейших мировых проблем. Как вы оцениваете перспективы развития Камчатского университета, его целеполагания на будущее?
Владимир Солодов: С одной стороны, Камчатка сталкивается с теми же проблемами, что и любой регион России. Об этом говорилось. И в общем, здесь, наверно, от них нужно отталкиваться, что действительно университеты в малых городах, в малых регионах испытывают определенный кризис и требуется переосмысление места, роли, функций. Потому что, конечно, те цифры и факты, которые уже приводились, – они упрямы, и они об этом говорят.
С другой стороны, Камчатка – регион особый. Потому что, если мы посмотрим на историю, всегда задачи, которые на Камчатке решались, выходили за границу собственного региона. То есть мы никогда не были очерчены сами в себе. Начиная с присоединения Камчатки к Российскому государству, великим географическим открытием XVIII века, обороне Петропавловска (XIX век), формирования основы рыбной промышленности Советского Союза и основы продовольственной безопасности страны – все это задачи, которые решились на Камчатке, но ставились они в масштабах всей страны. И отсюда вытекают и особенности нашего университета.
Я думаю над ответом на ваш вопрос. Первое, что хотел, может быть, начать с того, чем не должен, на мой взгляд, заниматься университет в небольших и отдаленных регионах. Университет не должен стараться обеспечить подготовку по всем без исключения специальностям.
Потому что в противном случае это будет профанация высшего образования в лучшем случае. А в худшем случае, простите, напрямую скажу – торговлей дипломами. Что, к сожалению, у нас имело место. И, в общем, именно с этим и связано было во многом сокращение количества университетов по всей стране.
А теперь, что должен делать университет? Я бы сформулировал, продолжая мысль, которую Ольга Александровна уже сказала: три базовых требования или три задачи, которые я, как губернатор, вижу от университета.
Первое – это, конечно, готовить на месте специалистов под востребованные специальности. Потому что подготовка вместе с работодателем – во многом на его мощностях, учет специфики – это, конечно, базовая потребность, которая не может быть закрыта учебой в центральных регионах, в центральных агломерациях, в Москве. Определенная подготовка будет, но специалист все равно не будет адаптирован под конкретное рабочее место.
И здесь это как традиционные наши запросы региона в виде кадров для образования, медицины, социальной сферы, так и запросы работодателей, о чем уже тоже говорилось: туризм, рыбная промышленность, новые возникающие сферы.
Второе. И, на мой взгляд, это важная, новая функция, которая сейчас есть и которая активно развивается по всем регионам: местный университет (университет региональный) должен быть проводником образования, которое есть по всей стране в конкретном регионе, реализуя совместные программы, так называемые сетевые: когда студент часть времени проводит в крупном регионе, в крупной городе, в ведущем университете, а часть – в своем родном. И тем самым совмещает качество обучения, доступ к лучшим компетенциям, с пониманием специфики и гарантированным трудоустройством в том числе, что не менее важно.
Но есть еще и третья особенность, которая для нас особое значение имеет. Потому что на Камчатке есть уникальные возможности исследовательские, связанные с природой. По большому счету, вся Камчатка – это большая естественная природная лаборатория, которой нужно пользоваться. Это то, о чем ... говорили.
Конечно, мы на это опираемся. Это создание мирового уровня программ, которые будут опираться на возможности исследовательские нашего региона в сфере изучения океанов и морских процессов, которые происходят в сфере изучения вулканологии и сейсмики, в сфере инженерных задач, которые возникают из новой энергетики. Для всех этих вещей есть ниша, которую мы для себя сейчас сформулировали и которую мы будем реализовывать.
Реализовывать, конечно, неизолированно. Их и невозможно (эти задачи) решить без тесной кооперации с ведущими университетами, научными центрами страны. Но в данном случае Университет Витуса Беринга выступает площадкой, на которой собираются и преподаватели, и ученые, и студенты со всей страны. И организатором выступает университет, опираясь на кооперацию с ведущими научными центрами.
Здесь ключевое место играет материальная база, которая сейчас – проблемная зона. Ну, я не буду подробно останавливаться, но как такую, может быть, тему обозначу на перспективу: что, конечно, в этой связи программа развития кампусов, в том числе в небольших регионах, критическое значение имеет для решения тех задач, которые стоят перед нашим университетом.
Анатолий Торкунов: Я, знаете, вспоминаю слова моего старшего товарища, академика Лавёрова – изучение в области сейсмологии – и он все время говорил о том, что последние десятилетия свидетельствуют о превращении этой проблемы в серьезную актуальную проблему для многих регионов и стран мира.
Я в этой связи хотел спросить: а нет планов каких-то создать крупный такой центр изучения комплексно этих проблем? Именно на Камчатке, где мы наблюдаем все время сейсмическую активность?
Владимир Солодов: Надо сказать, что такой центр существует с советского времени. Институт вулканологии Академии наук.
Анатолий Торкунов: Он базируется?
Владимир Солодов: В Петропавловске базируется он традиционно. Крупный наш, самый крупный академический институт. И станция – специализированное подразделение, которое занимается изучением сейсмики. Это два научных учреждения. Они, безусловно, сейчас ведущие в стране. Традиционно в кооперации с МГУ. Кадры оттуда привлекали. Ну и другими центрами.
Другое дело, что, конечно, стоят задачи их, так скажем, модернизации... системы наблюдений.
Анатолий Торкунов: Интеграция, видимо, с учебными заведениями.
Владимир Солодов: И мы здесь в последние годы возобновили активную работу, пользуясь и программами поддержки университетов, в том числе «Приоритет-2030». И университет активно выступает во взаимодействии с ними, то есть научные кадры в институтах. Университет запустил программу магистерскую по подготовке в сфере вулканологии и сейсмики и помогает в том числе устанавливать новые станции на действующем вулкане Авачинском, Мутновском, которые находятся в непосредственной близости.
Потому что ведь во всех других центрах ученые исследуют эти процессы, моделируя в лабораториях. А у нас прям рядом с городом есть Авачинский вулкан, на который можно зайти, установить все необходимые приборы для измерения и в натуре, что называется, фиксировать процессы, которые происходят.
Анатолий Торкунов: Уникальная возможность, конечно.
Ольга Ребковец: Ну, здесь и комплексная программа исследования Камчатки, которая в этом году была запущена, где университет играет роль такого проектного офиса. А программа объединяет как раз разные научные организации. Десять их...
Анатолий Торкунов: Ну, я как раз это и имел в виду. Эту интеграцию усилий, которые академией ведутся и вузами.
Ольга Ребковец: Да. Это как раз комплексные исследования.
Анатолий Торкунов: У нас сегодня такая уникальная возможность. У нас представлены сегодня два региона Дальневосточных: и Сахалинская область, и Камчатка. И я понимаю, что какие-то схожие проблемы есть. Но вместе с тем я понимаю, что Александр Сергеевич – ректор Сахалинского государственного университета, и несколько иные проблемы: гораздо больше внимания, видимо, надо уделять углеводородам и энергетике, с учетом того, что Сахалин является одним из центров добычи полезных ископаемых.
Александр Самардак: Да. Все верно.
Анатолий Торкунов: Поэтому скажите, на чем фокусируете вы сейчас свое внимание?
Александр Самардак: Да. Мы выделили ряд приоритетов. Мы не можем, я согласен полностью, готовить по всем направлениям. И это и не нужно. Нужно делать то, что ты можешь при поддержке наших партнеров, которые находятся непосредственно в Сахалинской области.
И одно из наших направлений ключевых – это электроэнергетика (и в частности, гибридная энергетика) и водородные технология. В прошлом году был запущен уникальный проект – это «Водородный полигон» вместе с МФТИ. И уже обучаются у нас студенты – студенты бакалавриата и магистратуры, которые занимаются как раз изучением и, скажем так, трансформацией новых технологий, которых, в принципе, еще в России не так много.
И отрасль как таковая, она еще не существует. По сути, сейчас Сахалинская область – это такой пилотный проект по зарождению новой отрасли. Мы являемся Восточным водородным кластером – единственных из трех, который действительно работает сейчас в этом направлении. И уже в ближайшее время у нас появится водородный поезд, который уже готовится к пилотированию на Сахалине. У нас есть несколько автомобилей, есть несколько заправок водородных. То есть технология начинает набирать обороты.
Но в то же время традиционные углеводороды, они еще долгое время будут иметь значимость. И нефть, и газ – это наше богатство. И поэтому сейчас ведется плотная работа с крупными компаниями для того, чтобы, скажем так, модернизировать, трансформировать инженерную подготовку. Она ослабла в последние несколько десятилетий. Ну и, собственно, сейчас в рамках передовой инженерной школы ведется активное восстановление и усиление этого направления.
И здесь следует отметить, что компании очень активно откликнулись на эту задачу, поскольку кадровый голод, он очень сильный. Привозить кадры с материка очень дорого: они приезжают вахтенным методом, они не остаются, они не видят, как бы не играют вдолгую. А наши студенты очень активно включаются во все проекты.
Анатолий Торкунов: Вот водородная тематика очень интересна. Я знаю, что существует и скепсис относительно этого дела. И в научных кругах тоже. Но! Вот мне довелось несколько раз с китайскими коллегами встречаться и так или иначе затрагивать эту тему, хотя я не специалист. И я понимаю, что китайцы активно очень работают над водородной тематикой, в частности, университет Цинхуа. И я думаю, что у вас, видимо, с китайскими коллегами в этой области есть серьезное сотрудничество.
Александр Самардак: Китайцы сейчас лидеры по производству электролизеров. То есть это первая страна, которая прям сделала ставку на водород. С китайцами мы пока работаем только в области климата и экологии. Но я думаю, что водородная технология, водородная тематика, она тоже скоро вместе с китайскими партнерами обретет новый, так скажем, уровень. Поскольку у них опыта больше, у них технологий больше. Мы здесь, конечно же, готовы с ними сотрудничать.
Анатолий Торкунов: Сейчас у вас сотрудничество, если говорить о российских центрах, главным образом с университетами? Не с институтами и академиями? Или с институтами тоже?
Александр Самардак: С институтами. С Академией Дальневосточного отделения Российской академии наук мы очень активно работаем.
Анатолий Торкунов: Дальневосточной?
Александр Самардак: У нас соглашение и ряд проектов, которые мы сейчас запустили. Кроме этого, мы работаем и с творческими вузами. Скажем, с Театральным институтом имени Бориса Щукина мы открыли в прошлом году первый в России филиал Щукинского училища.
Анатолий Торкунов: А мне Князев рассказывал. И в студии, здесь, по-моему, даже рассказывал.
Александр Самардак: Да. И теперь и студенты Сахалинского университета, и студенты Щукинского филиала – вместе, в одном здании. И это усиление, скажем так, «мягких навыков». Мне хочется сделать ряд программ совместных.
Анатолий Торкунов: Это не просто усиление «мягких навыков», это еще и такой инновационный очень подход в образовании. Поскольку мне не раз доводилось говорить о том, что во многих ведущих компаниях сегодня от менеджеров старшего звена (технарей) требуют обязательно пройти обязательно программу какую-то гуманитарного свойства: по музыке, по живописи, по театру – поскольку это развивает в целом правое полушарие и дает такие толчки инновационные к размышлениям будущим.
Владимир Солодов: В продолжение, то есть просто хотел тоже пример привести творчества: мы в этом году открыли на базе университета (в здании) школу креативных индустрий. Это для ребят, для школьников. Вместе там организационно занимается наш техникум – профильный колледж. Но! В здание университета приходят ребята для того, чтобы звукорежиссурой, композицией, фотографией еще чем-то заниматься. И тем самым и университет обогащается, и, конечно, для детей такой открывается новый совершенно пласт...
Анатолий Торкунов: Ну, они и в экономике креативной индустрии стали играть большую роль.
Владимир Солодов: Это я к тому, что это очень правильно. Да. Да.
Анатолий Торкунов: Вот я сейчас боюсь не ту цифру назвать, но в московской экономике это уже очень весомая доля креативных индустрий. Ну вот, вы упомянули все практически коллеги, что была проблема большая, связанная с инженерным образованием. В том числе, конечно, это было связано с некоторой потерей интереса к математике, физике у наших выпускников.
И я с удовольствием... Я и знал об этом. Но вот сейчас, до передачи, Дауд Казбекович рассказал о том, что делает Адыгейский государственный университет для того, чтобы не просто пробудить интерес к математике, но и подготовить тех людей, которые профессионально будут заниматься этой работой – работая в школах, работая со студентами.
Мне кажется, это очень интересный опыт. И мы как бы от дальневосточных университетов переходим к нашим южным университетам. Я сейчас хотел бы обратиться к вам, дорогие друзья, прежде всего к вам, чтобы вы рассказали об этом интересном опыте. Ну и в целом, вот как вы сегодня в Адыгейском университете видите свои целеполагания? Извините, что я повторяю это слово. Но мне кажется, оно очень важное для каждого университета.
Дауд Мамий: Прежде всего, конечно же, Адыгейский государственный университет – это университет, который находится в Республике Адыгея, и он ориентирован на развитие и поддержку развития региона сегодня. У региона есть несколько ключевых направлений развития: это аграрный сектор, сфера туризма. А мы – классический университет.
И, собственно, здесь возникает вопрос: как бы мы могли здесь участвовать в развитии региона? И мы несколько лет назад сделали ставку на сферу высоких технологий и генетику растений. Например, генетику животных, информационные технологии и подготовку специалистов в этой области. И продвигаемся в этом направлении, привлекая индустриальных партнеров и сферы компаний, которые действительно в этом имеют компетенции и заинтересованы.
Кроме того, что в Адыгее есть опытная станция ВИР Всероссийского института генетических ресурсов растений, которую когда-то создавал еще Вавилов. В этом году ей 95 лет. И поэтому естественным образом является и привлечение вот такого научного центра, как ВИР, для партнерства и сотрудничества в этой области в Адыгее.
Другая составляющая: конечно же, университет должен быть центром науки и образования в регионе. Культуры. И на нас лежит особая миссия – это сохранение и развитие адыгейского языка и культуры. Особенно с учетом того, что адыгский этнос, диаспора – она много миллионная и живет в разных странах. И вот это сохранение культуры и трансляция ее не только внутри Российской Федерации, но и за рубеж. Также и трансляция и российской культуры вот на эти регионы компактного проживания адыгов тоже являются, безусловно, важной задачей университета.
То есть мы встроены в ту повестку, которая сегодня важна для региона. Потому что он является интенсивно развивающимся регионом и привлекает туристический поток, привлекает инвесторов, компании. И важно, чтобы университет здесь работал в этом направлении.
Кроме этого, конечно, педагогические кадры – это традиционно сфера деятельности университета. Он изначально был педагогическим институтом. Эта задача как стояла, так и стоит. И мы здесь ищем новые подходы. В том числе и с привлечением компаний, которые занимаются образовательными технологиями. Это интересный опыт. Может быть, я потом об этом дорассказал.
Ну и одна из тоже таких важных составляющих задач, которые решает университет, – это создание систем выявления и поддержки талантливых детей. Здесь у нас в области математики и естественных наук, здесь у нас есть компетенции, наверное, в каком-то смысле уникальные, которыми мы могли бы делиться и с другими регионами и университетами.
И вот это то направление – математика, математическое образование и информационные технологии – это вот тоже один из ключевых векторов развития университета. Мы назвали этот проект в свое время «Яблоневая долина». Потому Майкоп в переводе с адыгейского языка означает «Долина яблонь». И мы как бы: давайте создадим в Долине яблонь Яблоневую долину. Вот, собственно, вот такие идеи, которые мы сейчас пытаемся реализовать.
Анатолий Торкунов: Ну вот, то, о чем вы говорили. Может быть, коротко скажете? О начале подготовки специалистов в области популяризации математики?
Дауд Мамий: Это очень важная задача сегодня. Потому что вообще в целом мы видим особый интерес к математике, к математическому образованию. И важно вовремя ребенка заинтересовать. Для этого нужны специалисты, которые бы могли это делать. Могли работать с ребятами.
Мы сегодня в университете реализуем программу дополнительного профессионального образования. Называется «Математические таланты и математическое образование». На которой проходят обучение ребята из разных университетов страны. То есть они получают разные компетенции, в том числе навыки популяризации математики.
Но сейчас мы приступили к разработке новой программы. Она будет называться «Популяризация математики». Это магистерская программа, которая предполагает у тех, кто на нее поступает, высокий уровень владения математики, достаточно такое широкое видение картины мира, ну и желание этим заниматься с ребятами. Мне кажется, что это такой очень интересный проект. Мы его обсуждаем сейчас с Математическим институтом имени Стеклова.
Анатолий Торкунов: Ну, расскажете потом об этом опыте. И стекловцы расскажут. Мне кажется, это очень интересно, очень важно.
Сегодня на связи с нами также ректор Пятигорского государственного университета Александр Павлович Горбунов. Я его сердечно приветствую. Мы с Александром Павловичем давно знакомы и сотрудничаем с Пятигорским университетом. Александр Павлович, Пятигорский университет – известный университет.
Надо сказать, что мне очень приятно, что и в МГИМО – университете, где я работаю, много выпускников Пятигорского университета. Раньше у вас был чудесный подготовительный факультет – сотни вьетнамцев, лаосцев, камбоджийцев и других наших будущих студентов прошли когда-то у вас подготовительный факультет – в семидесятые – восьмидесятые годы.
Как сейчас себя чувствует ваш университет? Пятигорск, конечно, малый город, наверное, тоже. Но вообще-то город, я бы сказал, большой и известный, через который сотни тысяч людей проходят, отдыхающих, приезжающих. Вот университет сегодня нацелен все-таки главным образом для того, чтобы регион свой обеспечить трудовыми ресурсами? Или какие-то более амбициозные цели сегодня ставятся?
Александр Горбунов: Добрый день, Анатолий Васильевич! Напомню, что вы же нас пригласили и в консорциум, который возглавляет МГИМО. И у нас очень много сейчас уже плодотворных результатов. И вот это сотрудничество, оно тоже нас очень вдохновляет. И, конечно, мы прекрасно с вами понимаем, что большинство вузов нашей страны – они выстраивались в советское время и по другим принципам.
В частности, многие вузы работали не непосредственно на свой регион, а их задача была – обеспечивать всю страну, все в целом социально-экономическое развитие. Поэтому вот и наш вуз, он создавался как общий пединститут. С 1961 года это уже более специализированный Пятигорский государственный пединститут иностранных языков с четырьмя языками – европейскими, основными. Потом Лингвистический университет.
Ну вот, за последние годы, в двухтысячных годах, университет развился. Вот у нас столько укрупненных групп – двадцать две сегодня. И выстроены все уровни образования, начиная от СПО. И, конечно, мы не снимаем с себя задачи и общероссийские. Потому что, сложившись как крупный центр лингвистического иноязычного образования на всем юге России, мы считаем, что это надо выполнять.
И мы развиваем иностранные языки, увеличиваем их количество, уделяем внимание и нашим местным языкам – как языкам автохтонных народов Северного Кавказа, так и диаспорных народов. И все-таки идем путем социально-гуманитарного вуза. Вот в этом наша специфика.
У нас нет ни медицинских направлений, ни таких очень сильных инженерно-технических. И для этого пока условия не сложились. Поэтому я с коллегами согласен: если нет условий, нет кадров, то не надо заниматься тем, что как бы тебе не даст качество. Ключевая, конечно, задача – это поддержка региональными вузами качества.
И не только предоставление уникальных образовательных программ. Наш университет считает, что мы предоставляем вот всю эту творческую среду, вот такую креативно-инновационную среду формирующего, воспитывающего плана, готовность студентов к инновационно-преобразовательной деятельности и во время учебы, и особенно после учебы.
Именно на благо Российской Федерации. Я думаю, коллеги согласятся, сейчас такой период, когда именно это надо подчеркнуть: что мы готовим выпускника не для того, чтобы он нас бросил и куда-то перебежал или уехал и свой талант отдал другим по различным причинам. Нам надо, чтобы он отдал региону и в целом стране.
И я думаю, что вы согласитесь, что, конечно, Пятигорск – небольшой, в общем-то, город. Несколько сотен тысяч населения. Но он подходит для этого. Наши старшие поколения – они правильно сделали. Ведь смотрите: с 1976 по начало 1980-х уже был создан кампус университета у подножия горы Машук, в прекрасном месте.
То есть это еще комфортные, уютные условия. Сам город великолепный. Это качество воды. Это качество питания. Что уж там? Точно надо говорить. Это качество воздуха даже. Это понятно. Мы окружены и огромными горами. В одну сторону, вот туда – это Эльбрус, Приэльбрусье. В другую сторону – это Теберда, Домбай, Архыз. Вот эта живописная среда – все в шаговой доступности.
Нет лишних потерь времени. Перемещаются и студенты, и преподаватели, в общем-то...
Анатолий Торкунов: В общем, у всех сейчас вызывал зависть, у всех сидящих этим рассказом. Понятно, что вы работаете в особых условиях.
Александр Горбунов: Да. Поэтому эти условия, они продуманы. И не нами – я вот это хочу, Анатолий Васильевич, подчеркнуть – а до нас. Наша задача – улучшать это, сделать вот эту уютную, комфортную среду. Но требовательную такую, чтобы студент понимал, что есть задачи, которые надо осваивать и выполнять. Мне кажется, я не ошибаюсь.
Анатолий Торкунов: Александр Павлович, дорогой! Мы понимаем, что у вас, конечно...
Александр Горбунов: Ну вот, вдохновение, вот этот настрой – он, мне кажется, зачастую важнее всего. Он важнее часто вот узкопрофессиональных задач. Потому что узкопрофессиональным мы научим. А добру, ответственности, любви к Родине, уважения к старшему поколению – это другое.
Анатолий Торкунов: В общем, рекламу чудесно провел. Университета. Я думаю, что ваш университет хорошо известен. Вы упомянули, что с консорциумом мы с удовольствием огромным сотрудничаем. Да и бываем там, в регионе регулярно. Замечательном.
Но другой вопрос. Вот если говорить о Сахалинском университете, о Камчатском – там далеко не такие комфортные условия, как вы нам сейчас описали, говоря о Пятигорском университете. Вот все-таки как удается привлечь ребят?
И насколько эффективно это привлечение: учиться именно в Камчатских учебных заведениях, в Камчатском университете, а не уезжать туда, в европейскую часть? Ну, или в большие сибирские города, большие сибирские университеты. Вот есть у вас проблема, положим, с нахождением абитуриентов? Или на какие специальности трудно найти?
Ольга Ребковец: Проблемы, конечно, есть. И я думаю, они действительно для всех малых университетов и всех малых городов актуальны. Понятно, что достаточно тяжело идет набор, например, на педагогические направления. Потому что в целом для направления это такой вызов и серьезная задача – привлекать абитуриентов с высоким потенциалом. И тем более, которые были бы готовы потом пойти в школу после окончания.
Поэтому здесь ведется большая работа. Есть профильные классы. И ребята, начиная со школы, уже приходят в университет заниматься. И, встречаясь с преподавателями, они уже выбирают для себя этот путь педагога. И здесь мы можно сказать, что эту линию настроили и дальше в виде системы наставничества, продолжаем.
Анатолий Торкунов: Конкурс есть в университет? Такой нормальный конкурс, чтоб можно было все-таки отобрать не всех, кто пожелал, а лучших? Ну или хотя бы...
Ольга Ребковец: Конечно. Конкурс есть. Но действительно очень многие выбирают учебу на материке. И пока еще не так велик встречный поток, как нам хотелось бы. Но результат, например, программы «Приоритет-2030», которая нам позволила перезагрузить образовательный процесс, развить инфраструктуру, просто больше и лучше рассказывать о себе, как раз приводит к тому, что к нам приезжают ребята.
Приезжают в том числе из южных регионов. Есть в этом году, например, на первом курсе у нас студенты из Крыма, из новых территорий. И из Ростовской области ребята приезжают, и из Сибири. И приезжают действительно на интересные направления – направления, связанные с изучением природы, направления, связанные с языками. Китайский, японский приезжают к нам учить ребята. Есть инфраструктурные проблемы...
Анатолий Торкунов: Да. Мы даже с вами занимались этой проблемой.
Ольга Ребковец: Да. Да-да.
Анатолий Торкунов: Восточными языками.
Ольга Ребковец: Да. Есть проблемы, связанные с общежитием. Потому что какое-то время его у университета не было. Сейчас, пока строится кампус, у нас появилось временное, и теперь мы можем принимать больше студентов из других регионов. И верим, что они придут.
Анатолий Торкунов: Спасибо!
Ну, вы видите ж? Конечно, у вас условия-то получше, чем на Камчатке.
Ольга Ребковец: У нас красиво!
Анатолий Торкунов: Но, тем не менее, там тоже замечательные ребята учатся. Я хочу пожелать, Александр Павлович, всего самого доброго! И с вами попрощаться, согласно законам жанра этой программы. Спасибо! Всем пятигорцам – пламенный привет!
Я хотел бы сейчас еще раз к Владимиру Викторовичу обратиться. Все-таки очень важно, как мне кажется. А вы тем более и в Госсовете занимаетесь тоже вопросами образования. И входите в жюри, я уж не знаю как: «Совет» это называется или «Совет-2030» этой программы.
Владимир Солодов: Совет.
Анатолий Торкунов: Как вам кажется все-таки, насколько власть и местная власть может оказывать поддержку и помощь университетам? Есть ли у нее те ресурсы, которые позволяют, помимо того, что федеральные органы делают для университетов, делать для университетов наших региональных: в вашем случае – Камчатского. В других случаях есть общие рассуждения какие-то Сахалинского университета или Адыгейского университета?
Владимир Солодов: Я убежден, что может и должна. И более того, мы по факту видим, что все больше вовлекаются регионы и Федерация в поддержку, в том числе отдаленных университетов. Это такой понятный приоритет. Потому что без поддержки решить задачу, это на простом примере: что нужно, чтобы абитуриенты шли и оставались в регионе и приезжали? Качественное обучение, гарантия трудоустройства и, понятно, перспективы, и качественный преподавательский состав.
Отсюда сразу вопрос, что своими кадрами мы не закроемся. Как привлечь университету преподавателей? Безусловно, это такие механизмы. Вот сейчас мы запустили в этом году программу арендного жилья: когда преподаватель может приехать, сразу въехать в меблированную квартиру в новом доме, гарантированно иметь ее за собой закрепленную, и платить треть от рыночной стоимости. Две трети покрывает государство, треть платит сам преподаватель.
Вот я не буду преувеличивать. Сейчас ключи первым жильцам выдавали. Никакая другая программа такую востребованность не имела, как именно вот эта: в новостройках качественное жилье по арендному принципу.
Другое направление, и оно тоже важное: когда мы говорим о привлечении преподавателей и научных сотрудников либо на проект, либо на модуль, то это качественное преподавательское общежитие (назовем его так) или общежитие гостиничного типа – что мы планируем в кампусе реализовать.
И, конечно, эти вещи ни университет без региона не может сделать, но и регион не решит без университета. И для меня здесь, как для губернатора, университет – это площадка, точка, в которой собираются от региона потребности, со всей страны – возможности. И студентам они транслируются. И в этом смысле это важнейшая точка развития региона.
И сама цель для меня – сохранение и развитие университета в регионе. Потому что регион не сможет решить задачи социально-экономического развития, если не будет университета: удержать человеческий капитал и решать те задачи, которые перед нами стоят.
Анатолий Торкунов: Я думаю, коллеги со мной согласятся, что все-таки одним из перспективных направлений повышения качества подготовки в малых городах и в небольших университетах – это развитие сетевых программ. По стране в целом. С крупными университетами – с тем, чтобы приобретать там компетенции, которых не хватает в своих университетах сегодня.
Ну вот вы упоминали, что сотрудничаете с довольно широким кругом университетов. Мне кажется, что вот такого рода сетевое взаимодействие, оно должно и в законодательстве быть гораздо более четко отражено, и в тех инструкциях, положениях, которые разрабатывает Министерство образования и науки на этот счет, поскольку там много еще есть таких неясных моментов.
И я думаю, что это позволит нам сдвинуть в рамках реформы, о которой мы сейчас много говорим, сдвинуть наше образование. Очень серьезно, качественно именно сдвинуть. Не с точки зрения там названий или даже количества лет, которые отводятся на ту или иную специальность по подготовке, а именно качество образования. Мне кажется, что сегодня это самый главный вопрос.
Я хочу вас, уважаемые коллеги, сердечно поблагодарить! Конечно, тема безразмерная и безграничная – можно было бы очень много говорить на этот счет. Я надеюсь, что мы так или иначе, в рамках этой или иной программы еще поговорим по всем этим вопросам.
Но мне кажется, что очень важно было сегодня представить и показать наши замечательные университеты, которые работают в отдаленных регионах и работают здесь, на юге, в более благоприятных условиях, как мы только что слышали.
Все это единая наша система высшего образования. И, конечно, от ее развития будет зависеть, в какой стране мы будем жить в будущем. А я надеюсь, что все мы будем жить в благополучной и богатой стране.
Так что, телезрители, вам большое спасибо за внимание! А всем участникам просто низкий поклон за то, что нашли время, издалека в том числе приехали для участия в нашей программе. Всего вам самого доброго! До свидания!