Молодые деканы
https://otr-online.ru/programmy/rektorat-s-anatoliem-torkunovym/molodye-dekany-93454.html
Анатолий Торкунов: Здравствуйте! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и у нас сегодня очередной выпуск программы «Ректорат». Знаете, в прошлый раз мы говорили о том, кто он – современный преподаватель высшего учебного заведения: каким он должен быть, каким его видят студенты.
Разговор получился, на мой взгляд, очень интересный. И, видимо, не только на мой взгляд, поскольку я и на свою почту, и на свой Telegram-канал получил немало отзывов телезрителей, которые с интересом отнеслись к этой программе и, более того, попросили нас продолжить обсуждать этот сюжет и в последующих программах.
Поэтому сегодня мы хотели поговорить о молодых преподавателях. И не просто преподавателях, а наших коллегах, которые за очень короткий период после окончания наших университетов оказались на руководящей – административной и научной руководящей работе своих замечательных учебных заведений, которые они сегодня представляют.
Я с удовольствием их хотел бы представить. Это Карина Набиуллина – директор Института дизайна и пространственных искусств Казанского федерального университета. Само название уже интригует. Это Денис Кузьмин, директор физтех-школы биологической и медицинской физики нашего уважаемого и глубоко мной почитаемого и партнера МГИМО – Физико-технического института. Никита Молчаков – декан международно-правового факультета МГИМО. И по видеосвязи к нам также присоединяется Андрей Елышев – директор Школы естественных наук Тюменского государственного университета.
Прежде чем мы перейдем к прямой дискуссии, давайте посмотрим опрос, который был проведен среди студентов накануне нашей встречи
ОПРОС
В первую очередь, если рассматривать преподавание, то это достойная оплата труда, потому что это все еще работа. Если говорить о других аспектах, то я бы привела сюда техническое оборудование. Для того чтобы организовать максимально комфортный процесс обучения как для меня, так и для студентов. И, наверное, дальнейший карьерный рост и развитие в этой области. Возможно, написание каких-то научных работ или участие в научных конференциях.
Мне кажется, это любопытство. И я, наверное, скажу очень необычную вещь – это некоторое такое предпринимательство. Потому что система в университете – она, как ни странно, очень меритократична. То есть человек, который только начинает свою исследовательскую работу, он должен, скажем, «заслужить» некий почет, уважение, особенно среди коллег, и в том числе материальное вознаграждение. Для этого необходимо предпринимать какие-то инициативы, инициировать исследовательские проекты, закрывать какие-то важные, насущные, актуальные лакуны.
Я считаю, что оставаться сейчас на Физтехе – это достаточно перспективное направление. Потому что университет активно развивается, в него вкладываются и средства, и люди здесь остаются все больше. И мне кажется, совсем скоро про Физтех будут совсем все у нас знать.
Прежде всего, человеку необходимо быть коммуникативным. Потому что работа в университете – это не только работа над собой, но и работа в команде. Также необходимо учиться не только самому, но и любить учить остальных.
На такую работу, в первую очередь, идут из-за идеи и чтобы развиваться дальше на научной стезе. А бытовые условия у нас здесь выполнены на высшем уровне. Предоставляют жилье.
Это умение общаться с людьми и коммуницировать с ними. Все-таки ты приходишь в университет, и каждый день ты видишь новых людей. Ты видишь новых студентов, которые горят желанием получить новые знания. И, естественно, преподавание не может быть без активной возможности общаться с другими людьми. Также в современном мире очень важно пользоваться современными информационными технологиями. И в нашем университете в этом направлении ведется большая работа. У нас сейчас функционирует «цифровая кафедра», которая позволяет получить все необходимые навыки и умения для преподавателя.
Анатолий Торкунов: Хорошо. Спасибо!
Дорогие друзья! Вы услышали, что говорят студенты о преподавательской работе. Сейчас хочется послушать вас. Как случилось так, что вы – блестящие студенты, я посмотрел ваши CV, вы все великолепно окончили свои университеты и, конечно, имели возможности пойти работать и в государственные структуры, и в бизнес. Но тем не менее решили для себя остаться в университете и в юные практически, молодые годы и кандидатские, и докторские диссертации защитили.
И я хотел бы сейчас у Карины Рашидовны поинтересоваться: во-первых, все-таки немножко рассказать нам об этом Институте дизайна и пространственных искусств. Я знаю, что это вы его создали, этот институт. И, в общем, начинали с нуля. Вот что вас побудило? И как вообще вы пришли в педагогическую, преподавательскую, научную профессию после университета?
Карина Набиуллина: Мне очень повезло. Я встретила своего наставника. Это Александр Алексеевич Дембич. Он очень известный в России архитектор. И меня поразило, что он великолепный профессионал, он достойно зарабатывает, у него хороший уровень жизни, но в то же время он очень порядочный. И вот эти нравственные качества и его профессионализм меня покорили, вдохновили. И я влюбилась в профессию, в архитектуру, в дизайн, в творчество.
Я доктор экономических наук. У меня два образования: экономика и архитектура. И мы реализуем проекты как раз в сфере архитектуры, но очень важно: формируем экономическую модель.
Анатолий Торкунов: А что такое пространственное искусство? Я думаю, не все телезрители об этом знают. Да и я, в общем, не очень хорошо себе представляю это. Расскажите немножко.
Карина Набиуллина: Да. Создавая институт, мы понимали, что мы хотим видеть архитектуру, дизайн, инженерию и в то же время медиаискусство. Мы думали, как же объединить эти направления – и фундаментальные науки, и творчество, и современные тенденции. И поняли, что это как раз пространственное искусство. Мы преобразовываем материальный мир: это интерьеры, экстерьеры. Но кроме этого, мы еще задействуем и медиасреду, онлайн-среду для проявления своего творчества.
Анатолий Торкунов: То есть, значит, с вами работают уже ваши ученики или ваши соратники, которые представляют самые разные направления образования. То есть они получили самое разное образование. Это не только те, кто закончил архитектурный институт или факультет. Это и медиасреда. Так я понимаю?
Карина Набиуллина: Все верно. У нас...
Анатолий Торкунов: А как вы, совсем еще молодой человек, как вы работаете с молодыми? Сложно или, наоборот, легко находить общий язык?
Карина Набиуллина: У меня есть разный опыт. На прежнем месте работы я была директором института, и у меня средний возраст педагогического состава был 59 лет. И мы прекрасно находили общий язык. Мы показывали высокие результаты.
Сейчас в новом институте, несмотря на то, что сам университет имеет 220-летнюю историю, мы вот такие вот молодые. Мне кажется, что самое главное, если человек профессионал, то не зависит от возраста. С ним легко, понятно. Мы разговариваем на одном языке.
Карина Набиуллина: Ну, не всегда так получается. Как я понимаю. Вот я сейчас хотел бы у Дениса Владимировича поинтересоваться. Он руководит очень интересным направлением – физтех-школой биологической и медицинской физики МФТИ. Я знаю, что это стремительно развивается. И в Физтехе большое внимание этому уделяется. Вы же не Физтех закончили, насколько я знаю?
Денис Кузьмин: Московский государственный университет.
Анатолий Торкунов: Московский государственный университет. Какой факультет?
Денис Кузьмин: Биологический.
Анатолий Торкунов: Биологический факультет. Но оказались в Физтехе. И, наверное, это очень хорошо. Хотя и МГУ тоже всеми нами почитаемый вуз. Физтех стремительно развивается.
Но мне кажется, что вообще в любом университете сегодня, поскольку ставится и государственная задача, чтобы в университетах было много людей – докторов наук в возрасте до 39 лет. Следовательно, надо, как говорится, подтягивать за собой совсем молодых людей, чтобы они, конечно, не только из-за того, чтоб оказаться докторами наук до 40 лет, но из-за того, чтобы внести соответствующий вклад в науку и вместе с тем быть связанным и с производством.
Я знаю, что Физтех очень тесно с производством связан. Это как раз решает и ту задачу, о которой говорили ребята сейчас с экрана: что важно заниматься научной работой, быть связанным с производством и получать адекватное вознаграждение за все свои и научные, и иные труды. Как это получается у вас в Физтехе? И у вас лично?
Денис Кузьмин: Вы знаете, если смотреть статистику наших выпускников, здесь приводились цифры. Мы ее изучаем достаточно внимательно. И что мы видим? У нас, конечно, специфический контингент, безусловно, и ребята идут, которые акцентуированы на науке и технологиях. Но мы видим, что порядка 70% выпускников сейчас бакалавриата или магистратуры – это ребята, которые остаются в науке. И это карьера кандидатская. Дальше, возможно, докторская. То есть это работа в лабораториях, работа в структурах РАН или вузовских.
Где-то 20% тех, кто от нас выпускается, – это технологические компании. Но это все равно наукоемкие интеллектуальные задачи, в которые идут ребята. И оставшиеся 10% – они интересным образом распределяются: около 3% – это предприниматели, то есть кто пробует себя в новых, опять же технологических, чаще всего стартапах. Но это врожденное.
И 7%, и это тоже что-то, что не объясняется только какими-то материальными вещами, – это те, кто возвращается в педагогику. То есть те, кто считает, что они должны вернуться и делиться своими знаниями с Физтехом или с другими ребятами, которые обучаются.
В этом смысле (возвращаясь к тем тезисам, которые звучали) для нас интересно, что те, кто идут в образование, возвращаются, – мотивация финансовая у ребят стоит ровно там на третьем, на четвертом месте. То есть первое – это возможность делиться. Второе – решать большие задачи, то есть быть сопричастным с чем-то большим, значимым, что движет страну и в целом человечество вперед. И финансовая мотивация – она идет третьей или четвертой. Это то, что мы сейчас наблюдаем.
Анатолий Торкунов: Мне представляется все-таки, вот то, что я знаю о Физтехе, свидетельствует о том, что, как правило, ребята-выпускники, которые удачливы и в исследовательской работе, оказываются, в общем, весьма востребованными и в технологических компаниях. И мы знаем многих руководителей банков, которые окончили Физтех, и корпораций государственных, да и частных корпораций, где они активно работают.
Я считаю, что это как раз очень здорово, когда люди находят возможность сочетать и исследовательскую работу, и интерес к продолжению исследовательской работы. И вместе с тем зарабатывают, поскольку они, как говорится, реальный вклад вносят в экономику или в развитие своих собственных компаний. Особенно когда это высокотехнологичные компании.
Мы сегодня, как известно, боремся за технологический суверенитет и технологическое лидерство. Так что те тренды, которые мы наблюдаем сегодня и в Физтехе, и в некоторых других наших технических вузах, в ВТУ, в частности, тех, кого я лучше себе представляю, чем, может быть, какие-то другие. Питерский институт имени Петра Великого. Это, на мой взгляд, номинация, которая заслуживают полной поддержки.
И очень здорово, что есть такие молодые лидеры сегодня в этих вузах, вот как сегодняшние наши гости. Видите, мы специально организовали так, чтобы сегодня у нас были представлены разные направления молодежи нашей в науке и в руководстве вузами. И это естественно-научные и технические вузы продвинутые, и искусство, конечно же.
И сейчас к Никите Юрьевичу хочу обратиться, который возглавляет уже не первый год юридический факультет. Но, кстати говоря, Никита Юрьевич, наверное, сам об этом скажет, возглавляя вроде бы гуманитарную такую сферу, юридический факультет, вместе с тем тоже немало занимается в последнее время, проявив несколько инициатив интересных, и технологической стороной этой работы.
Надо сказать, что Никита Юрьевич вообще победитель Всероссийской Олимпиады и поступил в университет как победитель Олимпиады. И вот до сих пор держит такую олимпиадную планку. Никита Юрьевич, может быть, с учетом того, о чем уже говорили коллеги, расскажите о таком инновационном характере работы нашего юридического факультета сегодня.
Никита Молчаков: Мне бы хотелось на несколько моментов обратить внимание. Во-первых, это то, что подготовка современного юриста, как и, наверное, любого специалиста из сферы гуманитарной, она невозможна без интеграции в этот процесс информационных технологий. В любой сфере гуманитарного знания, и в юриспруденции в частности, специалисту нужно исследовать достаточно большие массивы информации. И эти массивы информации постоянно увеличиваются. Поэтому без информационных технологий современный юрист просто не может работать. И та юридическая программа, в которую не встроен этот блок, она уже теряет конкурентоспособность на рынке.
Второе направление, на которое хотелось бы обратить внимание, – это то, что сегодня называется «инновационной юриспруденцией». Это очень важное направление. И этот тренд, когда мы рассматриваем с точки зрения возможных правовых решений проблемы из абсолютно различных новых сфер нашей деятельности. Это и медицинское право, это и большие данные, это искусственный интеллект.
И здесь уже одной гуманитарной составляющей в образовании мало. То есть нужно понимать и ту материю, для которой ты ищешь те или иные правовые решения. Зачастую достаточно сложно, потому что сама материя очень сложна. И на этом направлении наш факультет предпринимает целый ряд усилий.
Два года назад мы открыли бакалаврскую программу «Международное право и правовое регулирование информационных технологий». В этом 2025 году эта программа попала в пилотный проект. Мы были первым юридическим факультетом в России, на программу которого ребята, помимо традиционных ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, иностранному языку, сдавали еще ЕГЭ по математике. И набор на эту программу состоялся.
И, соответственно, сама программа содержательно подразумевает не только традиционные общегуманитарные правовые дисциплины, но и большой блок, связанный с использованием информационных технологий в юридической деятельности, в том числе изучение нескольких языков программирования.
Кроме того, решением нашего ученого совета в апреле этого года в МГИМО была создана кафедра инновационной юриспруденции и информационного права – такое подразделение, которое изначально было призвано объединить наших молодых специалистов именно на тех направлениях, которые сегодня находятся, скажем так, на начальной стадии развития правовой регламентации. Кафедра начала свою работу. И на этой бакалаврской программе она будет являться выпускающей кафедрой.
Анатолий Торкунов: Я не раз говорил и глубоко убежден, что все дело в образовании идет к такой синергии естественно-научного и гуманитарного социально-экономического образования. Поскольку сегодня невозможно быть классным юристом, например, если ты не представляешь себе трендового развития в технологическом, экономическом. Поэтому, конечно, все новые и новые внедряются дисциплины, программы.
Здесь главное – не переборщить. Потому что, знаете, получается, когда увлекаешься чем-то одним, то в стране, оказывается, те вещи, которые нужны, положим, юристы, просто исторически нужны. Так или иначе, ты не будешь себя чувствовать полноценным юристом. И вот такой баланс, конечно, очень важно находить. Я знаю, что занимается наш факультет, и декан факультета занимается этой работой.
Я, кстати говоря, хочу отметить, что долгое время мы пробивали математику для гуманитарных вузов. Пробили. И в новых правилах приема будет значиться возможность сдавать на отделения, положим, такие как «Цифровая юриспруденция» или «Большие данные» на факультете международных отношений, сдавать математику в качестве ЕГЭ, а не какие-то другие предметы.
Даже не язык. Потому что мы полагаем, что языку мы в любом случае ребят за годы обучения в университете обучим. А если они придут без приличной математики, то очень трудно заниматься и программированием, и изучать все системы больших данных, инструменты. Так что посмотрим на выпуске, конечно. Но пока что многообещающие результаты.
Я сейчас хотел бы обратиться к нашему коллеге из Тюменского университета, директору школы естественных наук Андрею Елышеву. Я понимаю, что сегодня все вузы, которые занимаются подготовкой в естественно-научной сфере, технологической сфере, сталкиваются с одними и теми же проблемами.
Но мне хотелось бы у вас поинтересоваться: как, с точки зрения заинтересованности молодежи в том, чтобы прийти именно в вашу школу, затем заниматься исследовательской работой? И не просто исследовательской работой, а исследовательской работой, которая сегодня востребована в экономике, в производстве, в компаниях в том числе. Тюмень – это огромный центр и нефтедобычи, и переработки. Да и не только. И машиностроения тоже.
Андрей Елышев: Да, Анатолий Васильевич, спасибо! Как вы только что подметили, важно соблюдать баланс. И сейчас, в современном мире не столько важно подготовить классных ученых или высококвалифицированных инженеров, важно соблюсти как раз вот этот баланс, чтобы в одном человеке сочетались как теоретические основы, так и прикладные.
И когда мы создавали школу естественных наук, мы постарались это все сбалансировать таким образом, чтобы те молодые люди, которые выбирают нашу школу, они могли с ранних курсов погружаться в прикладную деятельность и в научно-исследовательскую. В частности, мы старались создать отдельную образовательную программу, скажем так, в научно-естественном направлении. С первых занятий, с первого курса наши студенты начинали работать над прикладными задачами, которые напрямую поступают от производства.
И это, в свою очередь, мотивирует студентов погружаться в том числе и в научно-исследовательскую деятельность в рамках этих проектов. Они видят, где они смогут применить свои навыки. Они видят конкретный ощутимый результат. И они понимают, что те люди, которые с ними сейчас работают в рамках этой деятельности, они способны не просто провести исследование ради исследования, а довести их работу до конечного продукта или даже технологии.
И это сейчас, в современном мире, с учетом различных ситуаций, оно играет очень важную роль. И мы думаем, что мы здесь в какой-то степени смогли совместить науку теоретическую и науку прикладную. И стараемся готовить ведущих сотрудников как для научно-исследовательских институтов, так и для индустриального сектора.
Анатолий Торкунов: Вы знаете, у нас же всегда была эта серьезная болезнь: изобрести мы изобретали, но потом довести это до производства, до жизни занимало очень много времени. И, кстати говоря, здесь, мне кажется, очень большую сегодня роль может сыграть юридическое обеспечение этой работы. Потому что, насколько я понимаю, да и знаю просто, чего там понимать, знаю по опыту, что очень часто все упирается в очень тяжелые бюрократические длительные процедуры всякого рода юридических согласований.
Как дело обстоит в вашей сфере? Я понимаю, что поскольку у вас задействовано сразу огромное количество вопросов. Это, по-моему, там и земля. Значит, надо земельные отношения оформить. Имущественные отношения оформить. Все, что связано с работой информационной, которая должна все это сопровождать.
Вот здесь как вы могли бы сочетаться, положим, с Никитой Юрьевичем и с юридическим факультетом? Ну, у вас там свой хороший юридический факультет. Мы, кстати, с ним хорошо сотрудничаем, наш юридический факультет. Но тем не менее, как вам видится такой вот симбиоз – консолидация усилий для того, чтобы решать вопросы, о которых только что говорил Андрей? Оперативно, быстро и по-умному, с тем, чтобы все-таки мы наконец пришли к такому этапу, когда замечательные наши изобретения быстро входили в жизнь. Или замечательные взгляды, планы, архитектурные инновации.
Карина Набиуллина: У нас ребята – сами студенты, они внедряют свое творчество уже начиная со второго, с третьего курса. И даже неплохо на этом зарабатывают. Потому что как раз специфика нашего продукта такова, что ребята могут уже на втором курсе профессионально делать афиши для театров. Они в этом работают. Преподаватели у нас практики.
Например, куда сейчас мы вовлекаем ребят и что мы делаем для нашего региона? Это, например, международный аэропорт Казань. Мы делаем интерьеры по договору нового нашего здания. И там в команде, помимо преподавателей, профессиональных дизайнеров, также и наши ребята – студенты.
Да, там есть много бюрократических моментов. Я администрирую эти процессы. Мы заключаем договоры. Наше юридическое управление контролирует. Огромные финансовые отделы тоже контролируют. Я, безусловно, взаимодействую с заказчиком. Мне кажется, дорогу осилит идущий.
Кроме этого, часто встречаемся мы. У нас в республике много объектов культурного наследия, и мы очень бережно к ним относимся. Например, даже одно из наших зданий, здание нашего института, оно расположено в усадьбе XIX века, в усадьбе Кабатовых. Это памятник регионального значения. Мы сами своими силами проводим там реставрационные работы. Это тоже связано с большим количеством получения разрешений на это.
И здесь мы закрываем сразу несколько вопросов. Конечно, мы делаем все, как положено по документам. У нас есть такой опыт. Мы вовлекаем и ребят из студентов в процесс проектирования. И этим свою миссию закрываем, чтобы...
Анатолий Торкунов: Это с какого курса студенты уже готовы заниматься такой работой профессиональной?
Карина Набиуллина: Небольшие буклеты, анимацию, мультики – это все, начиная с конца второго курса. Но вот уже такие серьезные работы, как проектные работы на объектах культурного наследия, это, конечно, уже выпускающие курсы: четвертый и пятый курс архитекторов и магистры.
Анатолий Торкунов: А сколько из них все-таки затем выбирают профессию и работают по профессии, которую они получили в университете? Есть статистика у вас такая?
Карина Набиуллина: Да. Мы опрашиваем ребят. Больше 90% работают в креативных индустриях, они работают в творчестве. Пусть он не архитектор. Он, например, дизайнер. Или он ушел в анимацию, в медиаискусство. Но все это творческие ребята. Мы все встречаемся в отрасли с ними.
Анатолий Торкунов: Ну, правда, сейчас под креативным искусством понимается практически все, насколько я понимаю. О чем ни заговоришь – все это креативное искусство. Но действительно, мы видим в Москве, положим, какое значение сегодня имеет креативная индустрия. Уже в балансе экономическом Москвы там какие-то запредельные, на мой взгляд, проценты. Хотя еще совсем недавно креативное искусство и вообще профессия в этой области, как мне казалось, была не очень заметна на ландшафте московской экономики.
Ну вот, я сейчас хотел, Денис, у вас поинтересоваться. МФТИ – это блестящее научно-естественное образование исследователя. Но мне все-таки кажется, что очень важно, чтобы такого рода образование совмещалось, обогащалось и элементами очень важными гуманитарного образования в части, касающейся познания искусства, живописи, литературы. Насколько студенты ваши к этому приобщены?
Я понимаю, что они очень заняты, нагрузка большая в университете. Но вместе с тем без этого, как мне представляется, нельзя стать полноценным специалистом даже в естественно-научной области, а уж совсем там в технологической области.
Ну вот, я привожу все время примеры некоторых коллег в южнокорейских продвинутых технологических компаниях, поскольку я изначально кореист и знаю это хорошо. Просто есть требования, которые связаны с тем, что CIO должны пройти. Высший менеджмент должен пройти через какие-то гуманитарные программы. Неважно какие. Это может быть какое-то повышение квалификации в университете или какие-то курсы.
Как вы считаете вообще, насколько это действительно нужно? Я знаю, что вы сейчас скажете, что нужно. Но насколько это реализуется в жизни?
Денис Кузьмин: Вы знаете, это как вечный этот разговор «физика» и «лирика».
Анатолий Торкунов: Да-да.
Денис Кузьмин: Это вечный спор. Что мы видим? Мы к этому снаряду подходили постепенно. Естественно. Чтобы не пугать. Мы видим, что, конечно, на первых курсах, когда наш учебный план, мягко говоря, насыщенный и там действительно много точных наук, а в случае бионаправления у нас добавляется еще и биология, химия, IT к классическому физико-математическому кору.
Конечно, любая интервенция в учебный план гуманитарных наук воспринимается студентами несколько в штыки. И в этот момент на ранних курсах они еще не понимают, зачем и насколько это расширяет их взгляд. В том числе добавляет некоторые градусы к картинке 360 – к изучению их вот того объекта, там из науки или из технологий.
Что касается поздних курсов. Здесь, безусловно, уже они как бы выдыхают. Уже, знаете, они, как спортсмены, «вкатились» на лед. Они уже чувствуют себя более уверенно. Они понимают, на что можно потратить больше внимания, меньше внимания. И вот тогда мы начинаем активно внедрять в гуманитарные курсы. Естественно, как курсы по выбору. Потому что мы хотим, чтобы они все-таки понимали. Ну, то есть это был осознанный выбор.
И здесь появляются факультеты, различные лаборатории. Мы делаем разные экскурсии. Даже сейчас в ДК привозим концертные разные программы. И стараемся вовлекать в это студентов. Потому что честно скажу: когда мы смотрим магистров, и приходят наши магистры и внешние, которых мы очень любим (условно, Вышка, МГУ, МГТУ имени Баумана), мы видим, что с точки зрения так называемых soft skills или мягких умений работы в команде и коммуникации, умение отстоять свою точку зрения, ужиться и так далее, наши, конечно, могли бы быть гораздо лучше на фоне других университетов, которые делают вот этот акцент на мягкие компетенции.
И в этом смысле мы осознаем отсутствие этой компетенции. И действительно, планомерно различными инструментами – от ДПО, курсов на выбор до различных экскурсий в тот же самый ГЭС и различные пространства – стараемся студентам «докачивать», «раскачивать» эту их компетенцию.
И то, что мы видим: чем старше они становятся, тем больше они понимают, что этого не хватает. И это сделает их еще круче, еще интересней, еще конкурентней. Ну что говорить, наши, конечно, любят конкурировать. Чувство, так сказать, локтя в районе диафрагмы – это наше все.
Анатолий Торкунов: Ну да. Я вспомнил тут же. Это известные строки: «Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне». Помните? Это стихи конца пятидесятых или начала шестидесятых годов.
Ну, мне кажется, что здесь разные формы. Здесь не только какие-то новые курсы учебные. Потому что действительно в программу что-то втиснуть очень трудно. Но Физтех все-таки в особых условиях находится, поскольку студенты все живут в общежитии и, по существу, круглосуточно находятся с университетом.
Здесь, конечно, вам в Физтехе, лучше и понимать, и решать это. Но есть разные формы. Например, театральные студии, музыкальные студии. Которые могут работать на площадке во внеучебное время. И это студентам тоже какое-то отдохновение дает.
Я знаю, что у вас есть в том или ином виде. Но вы очень справедливо привели примеры, связанные с Вышкой. И с МВТУ особенно. Потому что там это традиционно всегда было очень развито. Я помню, еще со своих студенческих времен, поскольку сам активно участвовал в такого рода творческой деятельности: театральной, капустники и так далее. И с МВТУ, когда мы встречались на каких-то площадках, всегда это было очевидно.
Я сейчас хотел Никиту Юрьевича спросить. Поскольку мы очень внимательно наблюдаем за тем, как ребята наши, юристы, участвуют в международных олимпиадах. А они участвуют. И в очень многих олимпиадах. И по возращении спрашиваем: «В чем вам казалось, ваша сила по сравнению с вашими соперниками?» Ну, партнерами. Партнерами, соперниками.
Они, как правило, все-таки говорят, что элемент всестороннего образования, в котором наличествует серьезная гуманитарная часть. Не чисто юридическая, а гуманитарная, из другой сферы, играет довольно большую роль. Так, Никита Юрьевич? Это и Джессопа конкурс. Много. И Виса – конкурс юридический.
Никита Молчаков: Анатолий Васильевич, абсолютно с вами согласен. Действительно, хорошая юридическая подготовка невозможна без хорошей общегуманитарной подготовки. И как раз наш факультет отличает то, что мы не спешим, особенно на первом курсе, внедрять в образовательный процесс, скажем так, профилирующие юридические дисциплины.
По сути, первый курс у них посвящен сильной общегуманитарной подготовке, которая включает и несколько видов истории, философию, логику. С другой стороны, она включает важнейшие общеправовые дисциплины, такие как римское право, теория права, история политических правовых учений. И вот как раз на первом курсе закладывается та база, на основе которой мы можем подготовить особого юриста – юриста-международника.
И очень важно, когда общаешься с выпускниками, уже достаточно успешными в профессии, 20–30 лет назад заканчивавших наш факультет, они все вспоминают первый курс. Вспоминают наших известных профессоров. Это профессора Кабатова. Это известнейший советский и российский специалист по римскому праву. Профессор Лейбо, это теория права. Вспоминая о них, они как раз говорят: «Они заложили в нас базу, на основе которой...»
Анатолий Торкунов: И интерес еще.
Никита Молчаков: И интерес. «На основе которого мы уже смогли вырасти в высококлассных специалистов». Потому что особенно в юридической сфере это проявляется сейчас очень наглядно. Рынок – да, требует достаточно хороших hard skills, но особое внимание уделяется и soft skills. Особенно в части выработки нестандартных решений.
А здесь очень важно, во-первых, хорошее знание иностранных языков. Все знают пословицу о том, что сколько языков ты знаешь, столько жизней ты проживаешь. А второе – очень важно знать, что думают другие. То есть в нашем случае это изучение не только российских подходов, но и зарубежных. И когда ты смотришь на одну и ту же проблему глазами разных юрисдикций, то, очевидно, на финише ты придешь к тому решению, которое будет учитывать и плюсы, и минусы различных позиций и различных правопорядков.
И это, на наш взгляд, крайне важно. И это отличает и наши образовательные программы, и успехи наших студентов на международных конкурсах. Например, в прошлом году мы заняли девятое место в мире на конкурсе Джессопа по международному праву.
Анатолий Торкунов: Это огромный конкурс. Который в Вашингтоне проходит.
Никита Молчаков: Более восьмисот команд участвуют в этом конкурсе со всего мира. Но самое главное – вот такая комплексная подготовка с сильным общегуманитарным фактором, языковым фактором, она позволяет выпускать очень качественных выпускников, которыми мы очень гордимся.
И что очень важно, я думаю, коллеги здесь поддержат: эта ситуация, когда большинство профессорско-преподавательского состава факультета – это его выпускники. Это очень важно. И здесь МГИМО, наверное, один из лидеров. Потому что наши кафедры в большинстве своем, а иногда и вообще на 100% укомплектованы именно нашими выпускниками. Которые, с одной стороны, обязаны следовать в инновационном тренде, о котором мы уже сказали, но с другой стороны, хранят, оберегают и развивают наши богатые традиции.
Анатолий Торкунов: Ну и здесь, конечно, можно поспорить. Потому что я считаю, что присутствие профессоров, ученых, которые иные научные школы представляют, тоже исключительно важно. Поэтому, конечно, у нас такое присутствие есть, несомненно.
И причем не только из московских, но и региональных вузов. И не только из Санкт-Петербурга, но и из вузов Сибири в частности. Профессоров, которых мы приглашаем либо на постоянной основе, либо участников наших сетевых программ. Что очень важно. Они работают у себя на месте, но и читают лекции у нас. И студенты ездят туда на место, в эти регионы, даже в дальние, такие как Владивосток или Ташкент. Так что это, как мне кажется, очень интересно.
Вот я сейчас хотел бы у Андрея поинтересоваться. Вот вы молодой директор Школы естественных наук. Естественно, что у вас работают и преподаватели, которые вашими учителями были или могли быть. Как складываются отношения у молодых руководителей? Сегодня же одни руководители присутствуют здесь. Молодые руководители, но уже серьезные руководители больших направлений в своих вузах. Как складываются отношения? Есть ли проблемы? Только по-честному.
Андрей Елышев: Они как бы и присутствуют, проблемы. Но это больше не проблемы, а задачи по выстраиванию коммуникаций со своими наставниками. И тут больше вопрос можно поставить по-другому: насколько те учителя, профессорско-преподавательский состав, который меня обучал, обучал моих коллег, которые сейчас тоже находятся в университете на руководящих позициях, насколько они вовлекают своих учителей в работу?
Да, наставник видит то, что его ученик растет карьерно в университете, создает либо развивает среду для развития других учеников этого же научного руководителя, у которого, например, я прошел защиту и выпустился. То они видят: в некотором роде это продолжение их работы. И это им нравится. То есть то, что я продолжаю дело своего учителя.
И здесь по большей части никакого отторжения и конфликта со старшим поколением нет, а скорее наоборот, поощрение. И они стараются как можно больше помогать в развитии, в достижении наших уже целей, чтобы мы, получив знания от них, могли передавать более юному поколению и тем студентам, которые еще только находятся на первом курсе.
Поэтому в целом я бы это не охарактеризовал как какая-то сложная проблема. А скорее задача, которую нужно декомпозировать, и она уже, по сути дела, решается легко.
Анатолий Торкунов: Ну, это здорово, если легко решается. Хотя, конечно, не так легко, как иногда кажется.
Знаете, я хотел сейчас попросить, с учетом того, что мы к финишу близимся, может быть, вот несколько слов сказать тем ребятам-выпускникам, которые сегодня находятся на перепутье: остаться в вузе преподавать или выбрать другую судьбу. Вот буквально в нескольких фразах попрошу вас каждого сказать об этом. Пожалуйста, Карина!
Карина Набиуллина: Друзья! Мне кажется, в жизни важно быть смелыми. Важно быть открытыми. И какой бы путь вы ни выбрали – остаться в вузе или пойти в творчество, пойти в профессию – вы будете в любом случае успешны. Но если вы хотите, если у вас есть уже достаточно опыта, и вы хотели бы делиться с окружающими, то, конечно, важно передавать это поколению через высшее учебное заведение.
И на мой взгляд, что в науке и в творчестве в России есть очень большие перспективы. Мы сегодня очень востребованы. И то, о чем говорили ребята – это и большие проекты, это и хороший доход – это все вполне возможно, если ты трудишься, если ты смело заходишь в творчество, если ты говоришь о себе.
Анатолий Торкунов: Никита Юрьевич?
Никита Молчаков: Я бы пожелал выпускникам главным образом не терять связь с университетом. А формы этой связи – они могут быть различны. И вот такое системное преподавание, когда преподаватель трудоустраивается в университет, – это лишь одна из форм. Мы всегда рады нашим выпускникам не только в качестве штатных, но и приглашенных преподавателей, организаторов мастер-классов. Очень много форм. И вот главное – хочется пожелать всем выпускникам и этого года, и будущих лет не терять связь со своей альма-матер.
Анатолий Торкунов: Денис Владимирович?
Денис Кузьмин: Я бы сказал, что нет ничего интересней, чем наука. Это высшая точка достижения человечества. Наука, конкретно биология или наука о живом – это наука о себе. Нет ничего интереснее, чем изучать себя. И в этом смысле мне кажется, что вы всегда успеете уйти там в одно действие – в торговлю, в бизнес, куда угодно. Но не всегда у вас будет шанс попробовать себя в науке, попробовать себя в роли ученого. И в этом смысле, если у вас есть возможность прожить эту жизнь, ее обязательно надо попробовать прожить.
Анатолий Торкунов: Здорово! Спасибо! Андрей?
Андрей Елышев: Да. Тут, наверное, можно одно сказать: что важно быть во всех делах – и тем, кто только поступает, и тем, кто уже закончил. Принципиально нужно понимать, что университет и в принципе гуманитарные и естественные науки, они дают возможность тому, кто в них участвует, по сути дела, творить историю и быть причастным к технологическому развитию страны. Поэтому это очевидный выбор, что да, этим надо заниматься. И за этим будущее.
Анатолий Торкунов: Спасибо! Дорогие друзья! Я вас хочу сердечно поблагодарить. Хочу сказать, что такие встречи не просто внушают оптимизм, а свидетельствуют о том, что высшая школа наша стремительно развивается, что у нее мощнейший потенциал молодых, замечательных, мечтающих и работающих специалистов. Я хочу всем вам пожелать больших успехов и сказать большое спасибо за участие в нашей программе!
А телезрителям сказать спасибо за ваше внимание! И пожелать здоровья и благополучия. До свидания!