Анатолий Торкунов: Добрый день, уважаемые телезрители! Я Анатолий Торкунов – ректор МГИМО, и сегодня у нас в эфире очередная программа «Ректорат». Голос за кадром: Анатолий Торкунов – дипломат, историк и политолог, ректор одного из ведущих российских вузов – Московского государственного института международных отношений, профессор, член президиума Российской академии наук, член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Анатолий Торкунов:Сегодня мы хотели бы поговорить не просто о высшем образовании, но и поговорить о том, что образование является очень важным инструментом мягкой силы, или умной силы. Я прежде всего имею в виду работу наших филиалов, наших программ в зарубежных странах. Это исключительно важное направление, связанное и с сохранением русского языка, и распространением русского языка, и в целом с продвижением нашего образования за рубежом, как у ближайших соседей, так и необязательно только у ближайших. Но одновременно мы сегодня хотели бы поговорить и о той сети филиалов, которая создана сегодня очень многими вузами, центральными вузами – московскими, да и не только московскими вузами, в наших центрах. Мне кажется, что такого рода филиалы создают блестящую возможность для наших сограждан получать образование, назовём это так – столичное образование, получать без поездок в столицу и без лишних затрат, без лишних переживаний, расставания с семьёй, с родителями. И это тоже очень важное направление, которому вузы уделяют в последнее время немало внимания. Я с удовольствием представляю сегодняшних гостей, у нас блестящие эксперты. Константин Могилевский – заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Никита Анисимов – ректор нашего известнейшего вуза, Высшей школы экономики. Михаил Стриханов – научный руководитель Московского инженерно-физического института, знаменитого МИФИ, а до этого много-много лет ректор этого университета. И позже к нам присоединится Александр Невалённый – ректор Астраханского государственного технического университета. Прежде чем начать наш разговор, я предложил бы нам посмотреть небольшой сюжет: как обстоит дело с экспортом российского образования за рубежом, как дело складывалось в советский период. Давайте посмотрим. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Голос за кадром: Сейчас за пределами России функционирует более 40 филиалов отечественных институтов и университетов. Около 80% из них – в странах СНГ. Есть два филиала в Монголии, по одному в Израиле, Объединённых Арабских Эмиратах, Гватемале, Словении, Финляндии и Японии. Больше всего филиалов российских вузов в Узбекистане: Экономический университет имени Плеханова, МГУ, Университет нефти и газа имени Губкина, знаменитые МГИМО, МИФИ, МИСИС и многие другие. Всего полтора десятка филиалов ведущих российских вузов. В СССР экспорту советской модели высшего образования уделяли особое внимание: 66 университетов и институтов в 30 с лишним странах мира. И это, не считая филиалов. А, например, только Государственный институт русского языка имени Пушкина имел филиалы в 14 странах мира. Однако с распадом Союза и резким снижением госфинансирования все они были закрыты. Анатолий Торкунов: Последнее сообщение как-то не обрадовало нас. Но я знаю, Константин Ильич, что сейчас реализуется довольно большая государственная программа экспорта российского образования, в том числе создание филиалов за рубежом. Министерство очень много работает над этим. Я могу судить по количеству совещаний, которые проводятся, они всегда очень содержательные и имеют свои целеполагания. Хотел вас попросить рассказать, как вам в Министерстве образования науки сегодня видится этот процесс – и создания филиалов, и развития программ совместно. Константин Могилевский: Я сразу могу небольшую, может быть, поправку внести. В советское время по-другому строилась система. В частности, филиалы Института русского языка имени Пушкина упомянуты, они не были в полном смысле слова филиалами. Это были совместные учреждения, не было таких отношений, какие сейчас между головным вузом и филиалом. Но, возвращаясь к главной теме, нам нужно понимать, что речь идёт в первую очередь о людях, об абитуриентах, о студентах, о тех наших соотечественниках или граждан других государств, которые должны иметь право получить качественное образование, в том числе российское качественное образование. И вот во главе угла при осуществлении этой работы важно ставить, конечно, интересы людей. Это первое. А второе: вся эта работа направлена, конечно, на укрепление дружбы и взаимопонимания между народами, потому что люди – иностранные студенты, которые учатся в российских высших учебных заведениях, конечно, являются друзьями России, просто потому, что Россию лучше понимают. Здесь есть два трека, об одном мы сегодня говорим подробно, другой надо упомянуть. Это привлечение иностранных студентов сюда, в Россию. И у нас на сегодняшний момент порядка 350 тысяч иностранных студентов обучается в российских вузах. Анатолий Торкунов: Это большая цифра. Константин Могилевский: Это приличная цифра, да. Есть конечно, потенциал для роста. Анатолий Торкунов: По-моему, шестое место в мире мы занимаем по иностранным студентам, да? Константин Могилевский: Да. Россия является привлекательной страной, и у нас есть механизмы государственной поддержки, есть механизмы стипендий Правительства Российской Федерации, так называемых квот. Но большая часть студентов, которая приезжает к нам учиться, приезжает не по квотам. Квоты у нас в этом году порядка 25 тысяч, в следующем году будет 30 тысяч, а студентов, как я сказал, значительно больше. Из этих 350 тысяч 17 тысяч учится в филиалах наших вузах за рубежом, и ещё порядка 20 тысяч учится в наших так называемых славянских университетах. Это университет в Киргизии, университет в Таджикистане, университет в Армении и университет в Белоруссии в Могилёве. И, конечно, задача развития филиалов, кто-то говорит филиальной сети российских вузов, это непростая задача, потому что очень важно обеспечить качество образования. Это всегда тяжело, потому что понятно, что филиалу невозможно, наверное, по определению, превзойти головной вуз по качеству подготовки специалистов, трудно даже добраться до этой планки. А дипломы филиалы и головной вуз выдаёт одни и те же. Поэтому при принятии решения об открытии филиала каждый раз перед ректором вуза, решение принимает ректор, стоит целый комплекс проблем, и ректору нужно понимать, в том числе и как экономически будет строиться эта работа. То есть нужно понимать, что будет платёжеспособный спрос. Здесь речь не обязательно, собственно, о деньгах абитуриентов, о деньгах студентов, это может быть заказчик, как мы говорим, квалифицированный заказчик или индустриальный партнёр. И, если мы говорим о в пространстве СНГ, в основном, конечно, все филиалы наших вузов на пространстве СНГ, и даже мы видим, цифры – 80%, на самом деле, ещё больше, если брать реально работающие филиалы, то ещё больше, а 40% из всех реально работающих филиалов открыто в Узбекистане: и филиал МГИМО, и филиал МИФИ, и другие филиалы. Анатолий Торкунов: Недавно там проводили совещание большие филиалы, я знаю, в Ташкенте. Константин Могилевский: Да. Конечно, Узбекистан здесь абсолютно занимает передовые, лидирующие позиции, как, кстати, и по количеству студентов в российских вузах. Анатолий Торкунов: Позвольте сделать коротенький комментарий, чтобы телезрителям было понятно, что значительная часть иностранных студентов, которые учатся и здесь, у нас, и учатся в наших зарубежных филиалах за своё обучение платят. Поэтому, когда мы говорим об экспорте образования, мы в том числе имеем ввиду и финансовую сторону, и для некоторых вузов это, я не скажу, что очень существенно, но тем не менее значимая часть дохода и обеспечения нормального функционирования. Я думаю, что Никита Юрьевич не совсем с вами согласится в одном, что нельзя обеспечить равное качество в филиалах и в основном вузе. Потому что я знаю, даже вот по дороге сейчас смотрел рейтинги, рейтинги филиалов Высшей школы экономики, которые работают и здесь, в России, но работают и за рубежом, они находятся на верхних строчках всякого рода рейтингов, самых разных рейтингов. Вот я хотел бы поинтересоваться у вас, как удаётся этого добиваться? Я, правда, счастлив, что наш филиал тоже находится в верхних в строчках рейтинга, но знаю что вы давно занимаетесь филиалами Высшей школы и филиалами в стране и за рубежом, поэтому я хотел бы, чтобы вы сказали о том, и о другом. Константин Могилевский: Но Высшую школу экономики трудно общим аршином мерить. Анатолий Торкунов: Будем без фанатизма к этому относиться. Никита Анисимов: Про это и скажу. Вот как ты лодку назовешь, так, мне кажется, она и поплывёт. Мы с вами все учились в советское время, и поэтому даже у Константина Ильича в выступлении так и прозвучало, что филиал не может дотянуться по качеству. Вот у нас, Высшей школе экономики, филиалов нет. У нас принципиальная позиция – это кампусы в разных городах. Анатолий Торкунов: Но числятся они тем не менее филиалами. Никита Анисимов: Юридически мы очень хорошо понимаем, что есть ограничения, и они должны называться, может быть, филиалами. Но важно отношение, а не само название. И оно влечёт за собой совершенно другое отношение к профессорам, к коллективу, к людям, которые работают в этих городах. И, действительно, у нас десятки тысяч студентов обучаются не в Москве. Высшая школа экономики имеет кампусы в Санкт-Петербурге – большой кампус там 8000 студентов, в Нижнем Новгороде, в Перми. И, действительно, по рейтингам они занимают очень хорошие позиции. По Петербургу мы первое место вместе с ИТМО делим по бюджетному баллу Единого государственного экзамена по итогам прошлого года, например. И мне кажется, что очень важны единые принципы и подходы в обучении студентов в этих кампусах. Важны единые принципы распределения доходов внутри университета, единого университета, который в данном случае выступает технологически даже как холдинг, я бы сказал. И, конечно, очень важна вот та самая репутация университета, которой мы и отвечаем за результат. Это и диплом, это репутация каждого конкретного профессора-преподавателя, потому что у них же международные связи, и репутация, если будет подорвана в каком-то из городов твоего присутствия, то ты подрываешь репутацию всего университета, это общая ответственность коллектива. Поэтому мне кажется, что особенно сейчас, в наше время, присутствие за рубежом вот таких репутационно значимых университетов, какими является и наш университет, кто сегодня за столом собрался, это очень важно. И я бы считал, что если мы будем их и позиционировать дальше как международные кампусы наших университетов, в которых, действительно, есть внимание к качеству обучения такое же, требования такие же, присутствие очное преподавателей которые приезжают. У нас, в Высшей школе экономики, есть правило, например, межкампусный курс, когда преподаватель из одного города читает в других городах. Анатолий Торкунов: Важно, чтобы студенты тоже приезжали. Никита Анисимов: Мобильность студентов между кампусами, межкампусные программы для студентов. Анатолий Торкунов: А что с зарубежными филиалами вашими, какая ситуация? Никита Анисимов: В Высшей школе экономики нет зарубежных филиалов на данный момент. Мы сейчас прорабатываем с разными государствами возможность открытия таких кампусов. Причём, если Константин Ильич будет ещё рассказывать, что есть разные сейчас форматы современные. Например, некоторые зарубежные страны так делают. Они делают точку входа своего образования в то или иное государство, и там работает сразу несколько университетов, каждый с репутационным уровнем своих образовательных программ, своих преподавателей. Это всё сопровождается межправительственным соглашением. Здесь я опять же у заместителя министра не буду отбирать эфир и хлеб в этом отношении, но мы экспертно видим, что в других государствах, причём в государствах, где очень активно было советское образование, присутствие других стран проводится по такому маршруту. А это очень важно, потому что это же влияние на преподавание языка, потому что на русском языке люди должны учиться, значит мы должны школы тоже поддерживать. Анатолий Торкунов: В некоторых странах есть требование вести преподавание либо на национальном языке, либо на английском языке. В частности, в Эмиратах это жёсткое достаточно требование. Я, Михаил Николаевич, хотел бы, знаю, что у вас очень много филиалов по стране, у МИФИ 14, по-моему, филиалов? Михаил Стриханов: 11. Анатолий Торкунов: Много – 11 филиалов. И МИФИ всегда держит достаточно высокий уровень, и я уверен, что и здесь, и в филиалах. Но я знаю, что вы ведёте работу, у вас в Ташкенте филиал, сейчас с Казахстаном, по-моему, работаете. Вот расскажите, как удаётся всё-таки держать уровень таком большом количестве филиалов? Мне очень нравится мысль Никиты Юрьевича относительно того, что это не филиалы, а кампусы. Это не так просто обеспечить, особенно, когда 11 кампусов или филиалов. С Одинцово мы это обеспечиваем, потому что у нас даже одни и те же преподаватели преподают, рядом, под Москвой. А за рубежом, конечно, тяжелее, да и в тех городах многочисленных, где работают филиалы, это тоже, наверно, не просто. Хотелось бы ваше мнение на этот счёт услышать. Михаил Стриханов: Анатолий Васильевич, я считаю, что, конечно, университет, который имеет филиалы, должен считаться неким холдингом. В этом я абсолютно согласен, и должна быть общая университетская культура, общее образовательное пространство, научное пространство, административное, цифровое, любое. Это один механизм и одна среда. Это очень важно. А цели могут быть разные. Вот, скажем, если вы сравниваете там МИФИ с Высшей школой экономики, то у нас немножко другой принцип – под задачу. У нас вот эта сеть из 11 филиалов, раньше было 17, мы её немножко сократили по разным причинам. Мы исходим прежде всего из тех задач, которые должны решать выпускники с тем, чтобы их карьерная траектория была определённая и понятная и всем с самого начала. Хотя мы допускаем свободу смены треков, индивидуальные образовательные траектории и так далее. Вот всё-таки наши филиалы, так как у нас название – инженерно-физический, сейчас – Национальный ядерный исследовательский университет, но первое название… Анатолий Торкунов: Мы к нему привыкли, мы так и называем сегодня. одной из. Михаил Стриханов: Да, инженерно-физический. Что это такое? Это технологии на новых физических принципах. Поэтому это смесь инженерии с естественными науками – с физикой, с химией, с биологией. У нас есть масса междисциплинарных проектов, поэтому я бы сказал так, что измеритель качества – он многомерный, он не одномерный. Скажем, балл ЕГЭ, если вы возьмёте. Мы это долго обсуждали. Мы не такое высокое место, как «Вышка» – второе, но четвёртое занимаем по стране, тоже не самое низкое. Анатолий Торкунов: Мы с «Вышкой» делим, кстати, место одно, у нас одинаковое. Данном вы с точки делю, кстати, место одно у нас одинаковое. Никита Анисимов: Как договорились, так и идём. Анатолий Торкунов: Как договорились, так и работаем. Михаил Стриханов: Что, конечно, означает, интерес элитной части нашей молодёжи к университетам. Это, понятно, измеритель. Но что нужно стране, кроме элитности, наверное, нужны ещё, как мы говорим, инженеры. Я бы не назвал их линейными инженерами, а всё-таки это инженеры-технологи, инженеры-конструкторы. Но здесь уже возникает многозначная задача. Поэтому балл ЕГЭ не полностью отражает. То есть, скажем, для микроэлектроники, сейчас это модное слово, а есть оптоэлектроника, есть радиофотоника, есть всё то, что будет обеспечивать, собственно, технологии следующего десятилетия, там средний балл ЕГЭ если сильно зашкаливает, то мы задачу не решим. Вот у нас, скажем, в тех институтах, которые готовят, средний балл 92, скажем, при поступлении, а там нужны люди, которые пойдут потом на производства, и будут там развивать промышленность, – 86, 85. Я всё это говорю для того, чтобы определить то место, которое каждый должен видеть в этой структуре. Анатолий Торкунов: По филиалам всё-таки с точки зрения набора абитуриентов, их качества: удаётся держать планку московскую МИФИ? Михаил Стриханов: Не удаётся, потому что эти филиалы расположены в городах, где находятся основные мощности госкорпораций, прежде всего госкорпорации «Росатом». Это не очень большие города, но с очень мощными технологиями, с понятной кадровой инфраструктурой и так далее. И задача там просто была с самого начала, чтобы уровень был высокий, но чтобы люди, молодёжь городов и прилегающих территорий нашли правильное своё место в университете. Анатолий Торкунов: И затем на производстве, там же. Михаил Стриханов: Затем на производстве, не обязательно там же. Миграция вдоль корпорационных горизонталей и вертикалей очень мощная. То есть как раз тут интересно, что человек, который начал с земли, с региона, потом поднимается, как правило, более успешно, чем тот, который начал сверху и опускается. Анатолий Торкунов: А вот ташкентский филиал какую сверхзадачу ставит для себя? Михаил Стриханов: Изначально мы, Константин Ильич провёл сегодня совещание, действительно, со всеми филиалами. Мы говорили о том, почему Узбекистан – приоритет сейчас для всей системы зарубежного образования или филиалов за рубежом. Дело в том, что близость позиций двух стран – это очень важно. Когда пришёл в 17-м году президент Мирзиёев в Узбекистан, сразу же возник интерес к российскому образованию. До этого, при предыдущем на президенте, он был не столь ярко выражен. И туда сразу же высадился десант наших российских вузов в виде филиалов, и буквально за 2 года, 18-й-19-й год, открылось там 7 или 8 филиалов. Всего сейчас 14, как вы правильно сказали, а на пороге ещё 6, будет 20. То есть я бы назвал эту систему образования Узбекистана образцовой для тиражирования в Казахстан, в СНГ, а может быть, чего греха таить, в БРИКС и в ШОС, посмотреть подумать при всех сложностях и всех неоднозначных. Анатолий Торкунов: Много же идей связано с созданием сетевых университетов. Есть сетевые университеты. Я, правда, должен откровенно сказать, что не всегда они эффективно работают – эта сетёвка. Хотя сейчас мы пытаемся создать сетёвку по нашим программам в рамках ЕврАзЭСа и уже договорились с вузами, ведущими вузами-членами стран ЕврАзЭСа, что такого рода сетевую программу будем реализовывать. Но мы имеем в виду реализовывать её – магистерскую программу – таким образом, чтобы все студенты обязательно побывали в этих вузах и прошли хотя бы модульно курсы, которые организуют этими вузами. Я сейчас хотел бы пригласить присоединиться к нам Александра Невалённого – ректора Астраханского государства технического университета. Я знаю, что у вас традиционно всегда было немало африканских студентов, и сегодня есть студенты из Африки. Вот скажите, чем вы привлекаете студентов из Африки и как вы вообще планируете дальше вести работу по так называемому экспорту образования? Когда я говорю «экспорт», я имею ввиду и тех, кто на стипендии поступает, и кто деньги платит за обучение. Александр Невалённый: Большое спасибо, Анатолий Васильевич, за возможность принять участие вашей программе. Действительно, наш университет с 55-го года готовит специалистов для других стран. У нас достаточно мощный был подготовительный факультет и есть подготовительный факультет, где мы вначале адаптируем студентов, приезжающих из других государств, к обучению в вузах Российской Федерации. И, действительно, возвращаясь к тому разговору, у нас тоже, действительно, открыт филиал в Узбекистане, мы тоже открыли его. Это была не наша инициатива. Это была инициатива узбекской стороны в связи с тем, что у нас достаточно сильное хозяйственное образование развито в нашем университете, исторически так сложилось, мы рыбохозяйственный университет. И, когда президент республики поставил задачу развивать рыбную отрасль в своей стране, обратились к нам, чтобы мы открыли филиал. Вот сейчас уже третий набор у нас существует, более 1200 студентов учится в нашем филиале. И, возвращаясь к тому, что говорят по поводу качества образования, действительно, это сложно, сложно поддерживать эту планку, которая существует в головном вузе. Но сейчас мы вынуждены, конечно, первые годы мы посылаем наш десант – наших преподавателей, которые проводят профильные дисциплины. Мы достаточно широко используем дистанционные технологии, особенно на первом курсе, для лучшего освоения студентами знаний русского языка. А то, что касается африканских стран, да, действительно, сейчас у нас в университете обучается, во всём нашем комплексе, где-то 2500 студентов, и значительная часть из них – это африканские студенты, которые тоже в основном, конечно, ориентированы на инженерные специальности и рыбохозяйственные специальности. И вот сейчас практически во всех африканских странах мы подготовили, у нас учится студенты из более 50 стран, и, в общем-то, все наши выпускники достаточно хорошо трудоустроены, они достигли достаточно высоких. Достижений в своей стране, они и в Высшей школе работают, и в правительстве своих стран работают и так далее и тому подобное. И это помогает нам, в общем-то, осуществлять решение тех задач, которые мы ставим перед собой для расширения влияния вуза в различных африканских странах. С учётом того, что мы пытались и достаточно много сил потратили на то, чтобы начать работать различные программы Организации Объединённых Наций, у нас несколько проектов было по проектированию рыбохозяйственных комплексов, образовательных комплексов в различных африканских странах. И сейчас вот так же, в общем-то, идём в этом направлении. Также сейчас мы хотим сделать такой образовательный хаб на севере Африки, чтобы и весь север Африки и также уйти ниже Сахары. Это достаточно большая такая задача, которой мы сейчас активно занимаемся и в то же время пытаемся расширить, мы, конечно, технический университет, но очень большое внимание уделяем русскому языку, но и важно хорошо. Анатолий Торкунов: Это важно, конечно, если в России учатся. А скажите, какие страны Африки преимущественно у вас, из какой части Африки хотя бы? Александр Невалённый: Марокко, Гвинея-Бисау. Десятки стран в принципе сейчас у нас обучаются. Анатолий Торкунов: То есть не Центральная Африка, это в основном Восточная и Западная Африка, да? Страны с выходом к морю. Александр Невалённый: Да-да, Восточная, Западная, Северная Африка. Анатолий Торкунов: Спасибо большое вам за этот интересный комментарий и рассказ. Я хотел вас поблагодарить, Астрахани наш пламенный привет! И переходим к сюжету. Я хотел, Константин Ильич, ещё раз вас спросить. Вот филиал – дело, конечно, хорошее и трудное с точки зрения логистики, зданий, организации финансов. Вот скажите, вам не кажется, что было бы правильно сегодня, когда мы говорим о сотрудничестве с зарубежными странами, реализовывать такие совместные двухсторонние или многосторонние, но двухсторонних всегда эффективнее, как мне кажется, программы, связанные с открытием бакалавриата, магистратуры, что позволяет при меньших затратах, в том числе и финансовых затратах, реализовывать довольно хорошие программы на русском языке. То есть и продвижение русского языка идёт и, более того, я понимаю, что это задача уже Минпроса, а не Министерства образования и науки, создание русских классов в школах в зарубежных странах, в частности, в странах СНГ и не только. Я знаю, что в Турции есть заинтересованность, сегодня есть в Эмиратах заинтересованность. Это не затратно, но если даже было бы такого рода государственное задание, то это мотивировало бы вузы к такого рода работе. И мне кажется, что это с точки зрения перспективы гораздо более реализуемо по времени, чем долгосрочная важная, но довольно трудная задача, связанная с созданием филиалов. Я просто этот опыт проходил по Ташкенту, при том, что там огромная помощь была правительства Узбекистана, и здание они предоставили. Но тем не менее, знаю, когда мы ведём разговоры с другими партнёрами и коллегами, видно, что это всё не так просто решается. Константин Могилевский: Я здесь полностью согласен с вами, Анатолий Васильевич. И мы здесь, действительно, действуем рука об руку вместе с Министерством просвещения. Особенно в странах СНГ сейчас значительное количество новых школ строится по линии Министерства просвещения. И, естественно, первый претендент на выпускников этих школ – это российские вузы, хоть в виде филиалов, хоть в качестве принимающей стороны, когда иностранные студенты приезжают сюда. Действительно, у нас, наверное, все ведущие вузы имеют с зарубежными партнёрами программы двойных дипломов, когда человек осваивает сразу две программы или совместную программу и получает диплом и одного университета, и второго университета. Мы много работаем над тем, чтобы у нас были заключены соглашения с другими странами о взаимном признании образования учёных степеней, это помогает. Анатолий Торкунов: В СНГ, по-моему, у нас есть такие соглашения. Константин Могилевский: Да, у нас 77 соглашений, почти половина стран мира. Есть ещё один вариант, о нём, сказал Никита Юрьевич. Мы внимательно смотрим на зарубежный опыт, анализируем его и видим, что, например, во Вьетнаме успешно работает Вьетнамско-французский университет. Это вьетнамское юридическое лицо, вьетнамская организация, которая лицензирует свои образовательные программы и аккредитует их во Вьетнаме. Но что это за программа? Это программа французских вузов. То есть французские вузы, по-моему, 40 вузов, действуя в соответствии с межправительственным соглашением, проанализировали потребности – национальные цели развития страны, и предложили такое меню своих программ. И реализуют их совместно с вот этим Вьетнамско-французским университетом именно по принципу программы двойных дипломов. То есть человек поступает в университет там, во Вьетнаме, как правило, это, конечно, вьетнамский абитуриент, учится несколько лет там, потом доучивается во Франции в том университете, чья программа, и получает диплом головного, базового университета и диплом того, который предоставил программу. Анатолий Торкунов: Который является вьетнамским юридическим лицом. Константин Могилевский: Да, и вьетнамского, и, соответственно, диплом французского университета, одного из. И, нам кажется, этот опыт заслуживает внимательного анализа, проработки. Главное, что мы видим потребность в качественном российском образовании, в первую очередь инженерно-техническом, в самых разных странах мира. Это чувствует на себе МИФИ, это чувствует на себе Высшая школа экономики, это чувствуют другие наши университеты высшей лиги. И, видимо, наша задача как Министерства, как органа исполнительной власти – предложить такой путь, такое инфраструктурное решение, которое позволило бы удовлетворить интересы зарубежных партнёров и достичь интересов России. Вы совершенно верно отметили, Анатолий Васильевич, что в некоторых странах образование возможно только на языке этой страны, либо на английском языке. В странах СНГ, к счастью, не так, и мы большое внимание уделяем русскому языку, и как раз говорим всё время с коллегами о том, что, может быть, нам надо, если недостаточно хорошо выучили в школе русский язык, к сожалению, надо, правде в глаза смотреть, уже хуже среди молодёжи уровень владения русским языком, он снижается. Может быть, делать подготовительные факультеты, делать какие-то курсы ещё в школах, где знания русского языка откроют для выпускника школы дорогу к хорошему российскому образованию. Но не только русским языком мы сильны. Понимаете, я начал с того, что во главе угла в первую очередь интересы людей, которые, получив российское образование, хорошее российское образование, найдут себе место в жизни и выстроят успешную карьеру, и жизнь у них будет успешная. В этом смысле нам уже не так важно, если говорить о странах дальнего зарубежья, на русском языке мы там преподаём или преподаём на английском, а русский язык они учат по возможности по ходу дела. Главное, что они получили качественное российское образование, это дало им возможность для карьеры, для того, чтобы занять, как как астраханские выпускники, занять хорошую должность. Анатолий Торкунов: Такой человекоцентричный подход, как сейчас его называют. Константин Могилевский: Да, но тогда мы позитивный образ России продвигаем в мире как страны, которая, действительно, может человеку дать в жизни шанс. Анатолий Торкунов: Согласен. Константин Могилевский: И даже не так важно, на каком языке этот шанс дан. Анатолий Торкунов: Я, Константин Ильич, поэтому и ратую за то, чтобы нам сегодня продвигать максимально наши совместные программы и на русском языке, и на английском языке, давая возможность изучать и русский язык, особенно на программах магистратуры. Вы что-нибудь планируете такого рода, Никита Юрьевич? Я, вы знаете, вспоминаю, что, положим, в Дубае есть такой Knowledge city… Константин Могилевский: Knowledge Park, Academic City. Анатолий Торкунов: Да, Knowledge Park и Academic City.Там, когда приезжаешь туда, как в большом молле торговом, там на каждом доме висит филиал того или иного университета: британского, индийского, южнокорейского. И, в общем, это как-то на меня производит странное впечатление. Я как-то не очень верю. Константин Могилевский: Российских пока нет. Анатолий Торкунов: Да, российских нет. Я верю больше в то, что можно создавать в том числе с университетами, положим, тех же Эмиратов, создавать двойные программы, которые будут давать возможность и русский изучить, хотя бы в определённом объёме, и дать наше классное образование через модульную систему, через часть пребывания по времени в нашем российском вузе в Москве, в Питере, в Новосибирске, в другом городе. Вы сейчас работаете над открытием всё-таки каких-то либо филиалов, либо зарубежных программ такого типа? Никита Анисимов: Анатолий Васильевич, во-первых, конечно, для российского образования не внове делать программы двойного диплома с зарубежными университетами. Анатолий Торкунов: Это само собой, у нас их было такое количество. Никита Анисимов: Создавали много, учили. Анатолий Торкунов: Теперь подсократилось, конечно. Никита Анисимов: И, если, например, брать опыт Объединённых Арабских Эмиратов, про которые вы сказали, там есть, кроме Дубая, ещё Абу-Даби, где, например, есть кампус Университета Сорбонны, есть кампус других университетов, и там же работает, в Абу-Даби, сильный университет Халифа. Мы с ними встречались и есть у нас с ними обмены модулем. Анатолий Торкунов: Хороший университет. Никита Анисимов: И, например, наша программа Master of data science тоже реализуется совместно с одним из университетов, и там ведут модули зарубежные преподаватели. Мы, вообще, работаем на таком зарубежном рынке образования, привлекая лучших преподавателей, в том числе из-за рубежа, с понятными ограничениями, но тем не менее мы предлагаем достойную конкурентную зарплату. Тем не менее, конечно, ограничиваться этим не надо, потому что, вот моё такое мнение, тем более, Михаил Николаевич присутствует, МИФИ. Если мы не будем строить атомную электростанцию за рубежом, её построит другая страна. И всё-таки строительство атомной электростанции влечёт за собой большое количество технологий, которые приходят, образовательных проектов, которые рядом строят. Также, мне кажется, и с блоками, которые чаще мы называем филиалами, я называю кампусами университетов: если мы туда не придём, там будут другие вывески находиться. Поэтому в любом случае через движение по таким совместным программам, совместным модулям, приглашением профессоров… Анатолий Торкунов: Идти к созданию кампусов. Никита Анисимов: Нужно всё равно создавать точку присутствия, потому что иначе мы будем обложены зарубежными филиалами, также как нас пытаются обкладывать, извините, военными базами. Анатолий Торкунов: Соглашусь. Никита Анисимов: И мы должны, вы начали разговор про мягкую силу, про умную силу, надо всё-таки и свою умную силу проявить и присутствовать там вот такими точками содержательного присутствия, а не только вывесками на зданиях, и отвечать. Сейчас это задача наша, ведущих университетов, репутацию наших конкретных образовательных программ, наших профессоров, нашей науки и образования инвестировать в том числе и в Дальнем Зарубежье, потому что у нас, что греха таить, много англоязычных программ, в том числе с блоком онлайн-преподавания. Анатолий Торкунов: Это нормально, так и должно быть. Никита Анисимов: Полностью онлайн-программ образовательных, и мы готовы сейчас предлагать их, понимая, что будет спрос не только у русскоязычных студентов, а в том числе и тех, кто готов на английском языке учиться. Анатолий Торкунов: Вы знаете, мне кажется, совершенно правильно, что должен идти процесс накопления. Открываем программы такие, завоёвываем репутацию соответствующую, тогда намного проще будут решаться и проблемы, связанные с логистикой, с финансами. В тех же в Эмиратах, я знаю, Константин Ильич недавно был, там же существует служба такая типа нашего Рособрнадзора, которая определяет качество и стандарт программ, которые предлагают зарубежные вузы – и российские, и американские. Кто-то давно работает на этом рынке, те же самые американцы, вы знаете, они очень агрессивно ведут образовательную политику, и студентов у них в США учится много, и огромное количество филиалов открыто за рубежом. Мне кажется, что нам надо тоже вести такой же агрессивную политику по возможности, конечно. Но надо это делать и через программы, через сотрудничество, вести дело и к открытию филиалов. Я с вами совершенно согласен, потому что всё-таки филиал, когда есть физическое присутствие, он сам по себе, если это хороший филиал, является такой силой притяжения для местных жителей, да и для ведения культурной работы большой, познавательной работы, просвещенческой работы. Так что здесь, мне кажется, у нас никаких на этот счёт расхождений серьёзных нет. Дорогие коллеги, я очень вам признателен, я понимаю, что тема эта безграничная. Можно очень многое говорить, и я надеюсь, что удастся ещё нам на разных уровнях, в разных форматах на этот счёт поговорить тем более что мы довольно много говорим, в том числе по линии Министерства образования. И думаю, что в целом наше образование, я глубоко в этом уверен, наше образование, его высокие стандарты заслуживают того, чтобы нам активно продвигаться и за рубеж, и за счёт приглашения на обучение студентов сюда, в том числе работая и как экспортный центр образования, то есть зарабатывая деньги, как многие делают университеты, и создавая центры наши образовательные за рубежом. Я хочу вас сердечно поблагодарить за участие, а телезрителей поблагодарить за внимание, пожелать всего самого доброго. До свидания!