Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов. И сегодня у нас в эфире очередной выпуск программы «Ректорат». Вот только-только началась приемная кампания в наши вузы. Надо сказать, что по оценкам в этом году в вузы будет поступать около 1 миллиона абитуриентов. Из них более 600 тысяч, 621 тысяча, по-моему, если точным быть, будет поступать на бюджетные места. Выделено около 30 тысяч мест для вузов в наших новых регионах. Ну, у абитуриентов и у их родителей, конечно же, масса вопросов, которые связаны с правилами поступления в этом году. Хотя должен сказать, что они изменились, конечно, но ничего коренного не произошло в этом смысле. Но вот мы хотели сегодня поговорить с ректорами известных вузов, причем и московского, и питерского вуза. И позже к нам присоединится ректор университета из Нижнего Новгорода. Я хотел представить с удовольствием своих сегодняшних гостей. Это Владимир Трухачев, Владимир Иванович. Ректор Российского Государственного Аграрного Университета имени Тимирязева, известный, академия Тимирязевская, мы так привыкли ее называть по старинке. И Валерий Михеев, Валерий Леонидович, это ректор Российского Государственного Гидрометеорологического Университета из Питера. И чуть позже с нами будет Олег Владимирович Трофимов, ректор Университета имени Лобачевского в Нижнем Новгороде. Дорогие друзья, я хотел сказать, что в этом году, как я понимаю, больше, чем в прошлом, выделено мест на очень важные и нужные направления подготовки, это инженеры, это группа здравоохранение и медицинские науки, машиностроение, информатика, вычислительная техника, электро- и теплоэнергетика. Понятно, что сегодня вузы, в том числе которые представляете вы, они многопрофильные, хотя названия вроде бы говорят о том, что речь идет о подготовке специалистов одного там или нескольких профилей, а я знаю, поскольку знаю хорошо ваши вузы и бывал там, что сегодня подготовка идет по очень многим профилям, специализациям. И десятки такого рода специальностей и профилей существует в ваших вузах. Вот я хотел бы спросить, Владимир Иванович, как обстоит дело сегодня с поступлением в Тимирязевскую академию, в аграрный университет? Мы все понимаем, что сегодня аграрии, которые добились существенных успехов в последние годы, очень нужны. И причем, мы когда говорим о Тимирязевской, мы все время себе представляем сельскую местность, большие, раньше колхозы, теперь большие фермы, агрохолдинги. Но понимаем, что вы же готовите специалистов совершенного разного профиля, в том числе и по очень нужным сегодня специальностям – по биотехнологиям. Вот расскажите, как вам видится приемка нынешнего года и что вы ожидаете от абитуриентов? Владимир Трухачев: Мы всегда знаем, что вы очень нежно и трогательно относитесь к сельскому хозяйству. Поэтому. Анатолий Торкунов: Как все мы, думаю. Поскольку всем нам нужны продукты. Владимир Трухачев: Да. Поэтому, на самом деле, у нас, мы говорим о вечной нашей специальности, вечной профессии. Сегодня Тимирязевка – это практически двадцать тысяч студентов, сегодня мы очень неплохо прибавили за последние три-четыре года. У нас, к семидесяти уже приближаем балл ЕГЭ. У нас солидный молодой коллектив, 44,6 – средний возраст коллектив. Анатолий Торкунов: Замечательный показатель. Владимир Трухачев: Да. Но мы всех ветеранов сохраняем. Уменьшая небольшую педагогическую нагрузку, и они все сегодня с желанием занимаются наукой. Грантами. То есть то, что сегодня есть. На самом деле, много сегодня возможностей проявить себя, показать себя, поддержать молодого, значит, аспиранта или магистранта. И поэтому в этой ситуации, конечно, мы принимаем 5200 человек уже. А еще раньше, годиков десять, всего 1800. Анатолий Торкунов: Существенный рост. Владимир Трухачев: Этим, наверное, уже все сказано, и вы отметили. То есть пошли специалистами, хотят, пошли сегодня в вузы аграрные, и в Тимирязевку, и в другие. У нас сегодня 54 аграрных вуза в стране. Поэтому практически каждая территория имеет, но мы больше сегодня склонны к магистрам, к аспирантам. Нам нужно готовить все-таки биотехнологов, нам нужно готовить агрономов совсем другого времени и летоисчисления. Они должны видеть много, они должны понимать много. И неслучайно у нас сегодня лаборатории, в которые мы вкладываем десятки миллионов рублей. Это для нас, конечно, уже победа. И поэтому, честно скажу, что мы очень и ждем приемную кампанию, и в то же время волнуемся. И очень хочется, чтобы хорошее, как говорится, время пришло к нам, потому что по-другому нельзя. Это четыре года, это шесть лет, это десять лет, это будущая продовольственная безопасность Российской Федерации. Анатолий Торкунов: Владимир Иванович, в связи с этим вопрос. Я посмотрел тут статистику, по-моему, ее Министерство Образования и Науки дает. И она немножко настораживает, в том смысле, что почти 20 или чуть ли даже не 25 процентов ребят, поступивших на первый курс, уже с первого курса уходят. Но вторая. Это ладно. Владимир Трухачев: Да. Анатолий Торкунов: Ну, ребята поступили, кто-то ошибся, думает, пойду в другой вуз, а может, вообще сейчас и нет смысла, может, поработаю, если найду какую-то работу приличную. Но вот настораживает второе, что только 50 процентов выпускников вуза работают по полученной специальности. Вот в части, касающейся вашего университета, когда сегодня так нужны специалисты в области сельского, биотехнологии, вот те, кого принимаете, они нацелены на то, чтобы потом работать в отрасли? Есть ли у вас какая-то статистика, сколько ребят потом идет работать в отрасль? Отрасль я широко понимаю, я не только имею в виду работу даже агрономов нового поколения, это же и исследовательские центры, связанные с сельским хозяйством. Правильно сказали, совершенно, в широком плане понимаемая безопасность обеспечения страны сельхозпродуктами, это же одна из приоритетных задач, в принципе. Как выглядит здесь ситуация? Владимир Трухачев: Уважаемый Анатолий Васильевич, вы знаете, мы три месяца тому назад, когда анализировали, у нас из трех тысяч выпускников 23 человека не были устроены по специальности. 23 человека. А остальные – они или остались в магистратуре, бакалавриат в магистранты, магистранты в аспирантуру, или же, или же они устроились все равно в сельскохозяйственном направлении, как вы и сказали. Анатолий Торкунов: То есть мониторинг такой есть у вас? Владимир Трухачев: Есть у нас, мы каждого видим, каждого знаем. И, если честно сказать, мы ваш опыт перенимая с прошлой передачи, с третьего курса каждый студент бакалавриата уже определен, куда он идет на практику. И желательно к концу третьего курса, он уже видит, где ему работать по окончании бакалавриата или магистратуры. Анатолий Торкунов: Ну, это очень важная информация именно в контексте приемной кампании, которая началась. Потому что абитуриенты, принимая решение о том, куда им пойти учиться, должны посмотреть эту сторону каждого университета, насколько университет готов заниматься их будущим уже в тот период, когда они являются студентами третьего курса, может, чуть раньше, чуть попозже, это зависит уже от вуза, от его программы. Но это исключительно важно, уважаемые друзья, при принятии решения о вашей будущей жизни. Поскольку это такое кардинальное решение – поступление в вуз. Но даже если оно касается только 75 процентов поступивших, тем не менее это огромная масса от того самого миллиона поступающих в этом году, о котором я только что говорил. Валерий Леонидович, ваш вуз, он, конечно, поменьше по масштабам, но решает исключительно важные задачи, в том числе, кстати говоря, и в контексте сельскохозяйственной безопасности, и не только сельскохозяйственной безопасности, в целом. Но вообще, у нас с вами есть даже соглашение, которое эффективно очень реализуется, и наши ребята ездят по ряду программ к вам туда, на учебу, на какой-то период времени. И мы очень благодарны за это. Я имею в виду мой университет МГИМО. Но у вас уже очень широкая панорама деятельности, причем очень специфическая, с учетом того, что вы наблюдаете за тем, что вообще происходит на Земле, и в России, и на земле в целом. И мы с вами прекрасно знаем, и сейчас особенно весной были свидетелями совершенно катастрофических наводнений, и у нас в Отечестве, да и за рубежом. Посмотрите, что происходит во многих странах мира. И в Европе, и на Ближнем Востоке, в связи с совершенно природными катастрофами, которые ведут к тяжелым и социальным, и экономическим последствиям. Расскажите, как вам сегодня видятся ваши специалисты, которых вы принимаете в университет и их будущее. Валерий Михеев: Что касается нашего университета. Университет уникальный. Ему 94 года. Сейчас, в этом году исполняется 190 лет гидрометеорологической отрасли. Анатолий Торкунов: У нас в стране? Или вообще? Валерий Михеев: У нас в стране. У нас в стране. И мы видим ряд катаклизм природных, которые происходят у нас сегодня, и в нашей стране, и во всем мире. Это связано и с потеплением, таянием ледников, таянием айсбергов. И, конечно, проблема достаточно очень актуальная. То есть мы работаем, на самом деле, в различных сферах, связанных и с сельским хозяйством, связаны с авиацией, связанных с Арктикой, и многих других направлениях. Мы являемся, наш университет является представителем Всемирной метеорологической организации. Мы также являемся представителями по климату в Китайской Народной Республике. И основные, наверное, выпускники нашего университета из иностранцев работают руководителями метеорологических служб по всему миру, но больше, конечно, это Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Африка. И вот буквально недавно, даже вот, с Президентского Университета Демократической Республики Конго к нам пришло предложение организовать метеорологический факультет, гидрометеорологический факультет в Демократической Республике Конго в Президентском Университете. То есть мы как бы, с одной стороны, и востребованы. С другой стороны, сейчас существует определенная проблема. Чтобы поступить в наш университет, это существует ЕГЭ по географии. К сожалению, школьники географию в старшем классе не сдают. А то, что поступают ЕГЭ идет постоянное сокращение. На сегодняшний день где-то за пять лет сокращение на 23 процента. С другой стороны, уменьшаются контрольные цифры приема по наукам о Земле. В этом году контрольные цифры приема, то бишь бюджетные места в нашем университете уменьшились в два раза. В тот момент, когда в стране достаточно много катаклизмов природных, и как бы надо готовить как можно больше квалифицированных кадров, к сожалению, происходит такая система. Раньше у нас существовали еще в среднем образовании, в СПО, техникумы. Техникумы все были переданы субъектам РФ постановлением Правительства в 2011 году. И сейчас существует только три гидрометеорологического техникума, и те, которые выполняют больше задачи субъекта, а не готовят специалистов по гидрометеорологии. Следующая проблема, которая существует. Это в гидрометеорологической отрасли, по данным Минтруда, одни из самых низких зарплат, которые наблюдатели в дальних регионах, это на севере, в Сибири и в прочих регионах. Анатолий Торкунов: Это которые на станциях работают? Валерий Михеев: Которые на станциях работают. У них Минтруд, допустим, по Краснодарскому краю 15 тысяч рублей, а в этих регионах, про которые я говорю, там зарплаты, они получают в аванс там 4-5 тысяч рублей. И в основном получают зарплаты за счет совмещения специальностей. Президент уже обратил на последнем выступлении, что здесь надо исправлять эту ситуацию, потому что отрасль важна. Но тем не менее вот, допустим, на 2025-2026 год у нас по Санкт-Петербургу отсутствуют контрольные цифры приема по тому же среднему образованию по гидрометеорологии. Хотя у нас гидрометеорологии готовят не только на гражданские специальности, у нас есть военный центр. И наш университет выпускает где-то в год примерно 70 офицеров – лейтенантов запаса в Военно-космические силы, которые, мы тоже знаем, сейчас просто необходимы стране. Такие, сейчас. Я немножко коснулся, конечно, проблем. Ну, а в целом, на самом деле, университет уникальный. Если там, допустим, меня когда спрашивают, вы можете предсказать погоду, я говорю: «завтра будет ясно. Проснулись, и ясно, какая будет погода». Анатолий Торкунов: Валерий Леонидович, а вот в этом году, как видится? Я понимаю, что только все началось. Откуда, в основном, идут ребята в университет. И какой прием у вас вообще планируется, ну как на бюджет и, если есть, договорные места, наверное? Валерий Михеев: У нас 623 бюджетных места на этот год. Ребята идут со всей страны, даже с Дальнего Востока. Хотя где мы, где Дальний Восток. Много ребят идет с Арктической зоны России. Анатолий Торкунов: А с северов? Валерий Михеев: Да, тоже идет. И соглашение с Ассоциацией коренных народов Севера и Дальнего Востока. У нас тесные взаимоотношения. Мы вместе проводим какие-то мероприятия, праздники. И где-то, наверное, с регионов у нас порядка 70 процентов. Анатолий Торкунов: Ну, знаете, вот эта проблема с географией, она же на многих специальностях, в том числе и на экологии. Сегодня так нужны экологи, а сдающих географию как ЕГЭ, становится все меньше и меньше и меньше. И мне кажется, что это предмет для размышления для Министерства Образования и Науки. Потому что это такие, сегодня исключительно важные специальности. Мы же, как говорится, в мире живем, мы же видим, что вокруг происходит. И с точки зрения, защиты природы, экологии в целом, и с точки зрения катастроф, естественных катастроф, где действительно нужны специалисты, которые могут и предсказать что-то, и предвидеть, и вот, ну, даже мониторингом заниматься. Это же исключительно важно. И мониторингом комплексным, то, что делают наши космические силы, наши возможности космические. Поэтому это, на мой взгляд, такой очень серьезный вопрос. Вот смотрите по статистике. Сегодня около 50 процентов выбирают для сдачи обществознание и профильную математику. То, что профильную математику – это замечательно. Я вообще считаю, что профильную математику надо будет сдавать всем, куда бы они ни поступали. Но то, что с географией обстоит так дело, это, я считаю, совершенно неоправданно. И здесь, конечно, надо менять ситуацию. Владимир Иванович, вот сейчас же приняты соответствующие поправки в части, касающейся целевиков. Владимир Трухачев: Да. Анатолий Торкунов: Правительство внесло соответствующие изменения, которые предполагают, что целевики заключают договор с организацией уже после того, как поступают. Как это отразится на приеме? Вообще вот насколько сегодня популярно поступление среди ребят вот по линии целевого обозначения своего места в вузе? Владимир Трухачев: Анатолий Васильевич, наверное, что-то зависит и от нас, и в целом большой работы, которая должна проводиться, наверное, в регионах, потому что, во-первых, это новое. Каждый работодатель сегодня должен зарегистрировать себя на сайте «Работа в России». Абитуриент подает заявление через Госуслуги. Он увидел, значит, территорию, где он хочет работать, он определил, кем он хочет работать, он нажимает, как говорится, на кнопку, открываются все сельхоз, например, предприятия, или профильные для него предприятия, где бы он хотел работать, представленные на данном «Работа.ру». И уже он видит, куда идти, с кем идти. Мы помогать будем. Мы будем их объединять. Мы будем работать. Условия какие есть. Он должен минимум три года отработать, максимум, наверное, пять или как получится, там уже зависит. То есть дело немножко новое. Раньше это было, вот. Но, наверное, не так сильно популярно, особенно у нас. Не сильно популярно. Хотя в отдельных регионах страны это и получалось. У нас это мало популярно. Анатолий Торкунов: Вы знаете, мне кажется, это хорошо, что можно все через сервисы получить. Но тем не менее, если говорить о целевиках, мне представляется, что должны работать и те, кто направляет такого рода, со школьниками. Работать, представлять будущие перспективы. И вообще со школой работать надо, с ребятами. С тем, чтобы, договариваясь с кем-то о целевом обучении, уже знали, что люди действительно заинтересованы, что они связывают свое будущее с тем или иным предприятием. Это касается, конечно, всех университетов, в том числе и такого непростого с точки зрения подготовки специалистов университета как гидрометеорологический. Конечно, здесь тоже, я понимаю, и организациям, и отдельным регионам, нужны специалисты. И здесь, может быть, мы чего-то не дорабатываем, может быть, больше надо работать с властями в регионах, с теми их же агрохолдингами, которыми могут направить целевиков. Я хотел бы сейчас предложить включиться в наш разговор Олегу Владимировичу Трофимову, ректору большого Университета Нижегородского имени Лобачевского, классического университета, где все специальности практически. Как вам видится, Олег Владимирович, какие специальности будут особенно востребованы? Я знаю, мы с вашим университетом давно сотрудничаем, у вас и лингвистика очень хорошая, и международные отношения тоже присутствуют. Но все-таки вот, имея в виду, интересы региона, и планы университета на дальнейшее развитие, что вы полагаете в этом году будет особенно интересно для ваших абитуриентов Университета имени Лобачевского? Олег Трофимов: Уважаемый Анатолий Васильевич, уважаемые коллеги. Я рад вас приветствовать из Нижнего Новгорода. На самом деле для нас большая честь поучаствовать и рассказать о деятельности Нижегородского Университета. И если говорить о том, что мы делаем, то мы развиваем те классические направления, которые характерны для большого вуза. Нам на самом деле очень повезло с наследием, у нас очень сильное IT-образование. И недаром Нижегородский регион, в частности, является столицей IT Приволжского Федерального округа. Здесь у нас есть и великие имена, и есть великий проект, который тоже мы сейчас реализуем – IT-кампус Неймарк. И направление IT является из тех передовых направлений, которые для университета является характерным. Если говорить о тех трендах, которые мы тоже замечаем, не так давно Нижний Новгород был у нас и молодежной столицей, и культурной столицей, и в ответ на эти вызовы у нас появилась Высшая школа искусств и дизайна. Тоже новое направление для университета. Если в прошлом году у нас была открыта магистерская программа по менеджменту в музеях, то в этом году мы открываем новое направление, которое в университете еще не было, направление, называемое «дизайн». Из трендов, которые мы заметили в последние годы, мы видим и ряд таких, может быть, негативных моментов, которые касаются тоже большой части наших вузов, это нехватка школьных учителей. И здесь мы для себя поставили новую задачу. В этом году мы запускаем новую программу «Методика обучения физики». Мы пошли с физики, потому что физика всегда была сильна в Нижегородском университете. И дальше планируем заниматься подготовкой учителей по всему естественно-научному блоку – это касается химии, биологии, информатики и многих других естественно-научных направлений. Возвращаясь к тому, что популярно в университете было в прошлом году, то здесь бы я отметил «рекламу и связи с общественностью», «международные отношения», как, Анатолий Васильевич, вы правильно отметили, ну и «журналистика», которая в прошлом году у нас стала рекордсменом. И проходной балл у нас составил 301, то есть там у нас были в основном олимпиадники, и действительно, спрос на данное направление был большой. В этом году мы видим новые задачи. У нас увеличилось количество бюджетных мест примерно на 200. И мы сейчас ожидаем 3614 ребят, 3614 бюджетных мест в этом году. Если говорить о тенденции этого года, то выросло направление в бакалавриате по количеству мест по клинической психологии, медицинской биохимии. Если брать направления, связанные с магистратурой, то здесь у нас психология, история, социология, то есть вот те направления, которые в этом году имеют большее количество бюджетных мест. Анатолий Торкунов: Скажите, пожалуйста, ну, часто задают вопросы наши телезрители, абитуриенты и родители, конечно, какие льготы у ребят есть? Какие льготы у участников СВО и у детей – участников СВО при поступлении в ваш университет? Ну и в целом в наши университеты, поскольку это решение общее. Олег Трофимов: Ну мы, я так думаю, что, как и большая часть наших вузов, естественно, максимально содействуем тому, чтобы ребята, которые имеют отношение к участникам СВО, имели достаточно большой пласт льгот. Естественно, мы стараемся обеспечивать для иногородних наших студентов, которые к нам поступают, общежитие. И, естественно, скидки на обучение, что является обязательным условием нашей деятельности, потому что мы прекрасно понимаем, что родители отдают жизнь за нашу страну, и ребята должны иметь максимально комфортные условия для обучения в университете. Анатолий Торкунов: Да, это я думаю, что все университеты сегодня к этому стремятся. Но я знаете, все-таки хотел бы задать вопрос еще и про иные льготы. Положим, часто сейчас задают вопросы. А какие льготы у тех, кто имеет значок ГТО? Сколько это дает баллов? Я понимаю, что каждый вуз принимает свое решение. Вот как у вас обстоит дело? Олег Трофимов: У нас, действительно, такая система льгот тоже предусмотрена. Это, естественно, система, связанная в том числе и с ГТО, система, связанная с победителями различного рода конкурсов и олимпиад, которые в том числе проводит сам Нижегородский университет. В этом плане у нас очень хорошо выстроена система. В дальнейшем Лобачевский.ру, который позволяет ребятам получать дополнительный год в процессе обучения. И Университет, наверное, как и большая часть наших российских вузов, максимально пытается тех ребят, которые мотивированы учиться в нашем Нижегородском университете, стараться закреплять. И, вот по последнему году, кстати, я вот отмечу такой, достаточно интересный факт. Мы видим, что у нас растет достаточно существенно количество олимпиадников, которые поступают в университет. И по последнему году мы видим, что это рост практически 60 процентов, что для нас тоже является очень важным критерием нашей деятельности. Анатолий Торкунов: Вот интересно, что упомянули новое направление, «дизайн». То есть это креативная индустрия, которая сегодня играет все большую роль, в том числе и в нашей экономике. И я смотрю – это общий тренд такой по большим нашим университетам, известным, открывать и направления, связанные и с креативными индустриями. Но вот только в этом году открываете, да? Олег Трофимов: Да. Мы, на самом деле, проект «Высшая школа искусств и дизайна» запустили полтора года назад. Начали мы с проекта магистратуры. А сейчас мы уходим в бакалавриат. И, соответственно, видя потребность региона в том, что регион достаточно активно развивается именно в области креативных индустрий, пытаемся закрывать ту потребность, которая на данный момент в регионе у нас появилась. Анатолий Торкунов: Нижний Новгород всегда был известен и культурными своими традициями, и традициями в искусстве. Так что я думаю, что это совершенно оправданно. И это будет в интересах развития всего большого региона. Олег Владимирович, вам большое спасибо! Привет всем нашим друзьям и коллегам из вашего университета. И будем продолжать сотрудничать, на связи. Спасибо вам большое! Олег Трофимов: Спасибо, Анатолий Васильевич! Спасибо, коллеги! Анатолий Торкунов: Коллеги, вот я, знаете, хотел еще спросить. В этом году. И для информации, конечно. Хотя уверен, что абитуриенты об этом знают, что сохраняется практика, когда можно подать документы в пять вузов и на пять направлений, специальностей в каждом. Но при этом университеты как раньше могут установить еще меньшее количество специальностей или направлений подготовки. Вы считаете, что такая практика – она оправдана? Она, в принципе, не меняется по сравнению с прошлым годом. Валерий Михеев: Ну, я думаю, что это как, как бы уже больше, откорректированная такая практика. И хорошо то, что, в общем, что люди могут, абитуриенты могут подавать и как на бюджетные места, так и на коммерцию. И в этом плане. И потом дальше уже выбирается приоритет, после того как они сдают экзамен. Анатолий Торкунов: Как правило, это связано с тем, с баллами. Если вы проходите по бюджету, по конкурсу, конечно, вы поступаете, ну, как правило, поступаете на бюджет. Хотя, бывают, и исключения, надо сказать, некоторые родители говорят, пусть лучше поступит. И из не сильно обеспеченной семьи человек, а у меня есть возможность заплатить за ребенка. Ну, это, конечно, не так часто бывает, но тем не менее бывает, я с такими случаями сталкивался. Хотя сдавали на бюджет и проходили на бюджет, но это не многие, довольно редкие случаи. Но вот такой еще у меня вопрос. Ну, мы уже, как говорится, с Суперсервисом не первый год работаем. Конечно, он лучше стал, что там говорить. В прошлом году намного более эффективно, уже не проседал, как было в позапрошлом году и когда во время приемки создавались проблемы у вуза. Вот как вы считаете? Насколько сегодня эта система эффективна, хотя судить мы будем, конечно, уже позже. Еще один у меня вопрос, есть решение соответствующее, которое мне показалось очень правильным, президента, относительно того, что можно будет пересдать ЕГЭ. Насколько я помню, можно будет пересдать ЕГЭ 4 или 5 июля. То есть свои результаты можно будет улучшить. Но вот если положим человек пересдал, а результат хуже. Все-таки какой результат будет приниматься в конечном итоге? Это, конечно, вопрос к Министерству или Рособрнадзору, но, тем не менее. может быть, вы об этом знаете? Валерий Михеев: Вот они указали, что будет приниматься уже тот результат, результат пересдачи. Владимир Трухачев: Второй результат будет основной, первый уходит. Валерий Михеев: Поэтому каждому абитуриенту надо думать, надо ли ему пересдавать. Или лучше оставить тот результат, который у него был. Анатолий Торкунов: Но шанс, хорошо, что шанс дается, мне кажется. Потому что, что такое экзамен, мы же с вами знаем прекрасно. Понервничал, в семье случилось какое-то переживание, приболел чуть-чуть. Валерий Михеев: Если человек хорошо знает этот предмет, он не боится его пересдать. И он знает, что уже, когда идет второй раз, что он его пересдаст гораздо лучше. Анатолий Торкунов: Да, согласен с этим. Теперь такой вопрос. Вот вам все-таки кажется, когда сегодня абитуриенты рассматривают возможности для поступления, они смотрят главным образом на профессию, на перспективу или смотрят в целом на вуз? А как там жизнь студенческая? А есть ли там, положим, театральная студия? Или хор? Или студия художественная? Вот как вы полагаете? Все-таки четыре, шесть или больше лет, это же такая, в общем-то, ну, не основная, но очень важная часть жизни, которая больше всего запоминается и вспоминается на протяжении всей жизни. Валерий Михеев: Вот, из практики. Уже мы, более взрослое поколение, все вспоминаем студенческую жизнь как один из самых лучших периодов в жизни. Студенты смотрят. У нас уже второй год работает студенческий театр. Поставили три постановки. Студенты самостоятельно ставят. И сейчас, мы уже с этого года привлекаем профессионального режиссера, такой, могу сказать, Владимир Шевельков, это один из гардемаринов, который снимался. У него режиссерское образование. Анатолий Торкунов: А он питерский? Валерий Михеев: Он, как говорят, питерские москвичи. Он преподавал в Москве, сейчас вот он в Питере снимает фильм. Но вот мы его уговорили, чтобы он возглавил. Анатолий Торкунов: Это хорошее дело. Я знаю, что в Тимирязевке всегда общественная жизнь была кипучая. Владимир Трухачев: Спасибо, Анатолий Васильевич. Анатолий Торкунов: И много там всего есть. Владимир Трухачев: На самом деле, позвольте, буквально секунду. Вы знаете, мы почему-то взяли и придумали построить фитнес-зал. Там сегодня занимается 1200 ребят. Причем очень достойно, очень солидно и очень результативно. Вы знаете, у нас сегодня 72 вида спорта. А еще недавно 18-24. И когда наша команда стала третья по студенческому спорту в городе Москва. Ну, наверное, это сегодня как-то престижно, ну как вот делают западные вузы. То есть здоровый образ жизни, здоровые ребята. А тут мы еще находимся первые в Гринметриксе, потому что мы все окружены лесом, Тимирязевским. Анатолий Торкунов: Повезло. В лесу-то хорошо, наверное. Владимир Трухачев: В живом лесу, на самом деле. Поэтому экология у нас, конечно, блестящая. Ну и вопросы, сегодня по четыре с половиной тысячи занимаются художественной самодеятельностью, как мы всегда говорим, мы построили, сами за свои деньги построили актовый зал на 600 мест. Полностью оборудовали 2500 тысячи культурно массовых комнат, в которых сегодня полностью работают профессионалы. И мы стали первые среди аграрных вузов России. То есть, есть подвижка. И другие ребята пошли. Сегодня у нас уже есть скрипачи. Клянусь, никогда не было ни одного скрипача. Анатолий Торкунов: Ну, я это и имею в виду. Понимаете, когда вуз себя рекламирует, обязательно показать разные стороны жизни учебного заведения, потому что все-таки ребята в этом возрасте, когда из подростков, из взрослых подростков, переходят уже, из юности в молодость, из детства в молодость, то, конечно, им важно, чтобы эти годы тоже прошли интересно. И общественная активность, и творческая активность имеют огромное значение. А вот я, знаете, хотел задать вопрос. Вы вот сейчас ведете прием по схеме какой? Четыре плюс, бакалавриат плюс магистратура? Или вы уже перестроились на систему базовое образование и магистратура как специализированное образование? Ваши вузы? Валерий Михеев: Мы пока ведем, не делая перестройки. Мы хотим посмотреть на опыте других, как это будет происходить. Анатолий Торкунов: Это мудрое решение. И хитрое. Но, я знаете, мне кажется, что мы иногда сами себя этой болонской системой запугиваем. Вообще-то системы бакалавриат и магистратура существует не только в Европе. Она существует и в Китае дружественном, и в Индии дружественной, в странах АСЕАН. Поэтому это не то, что болонская система, это просто система, когда обучаются люди в бакалавриате, затем идут в магистратуру, люди иногда меняют свой профиль. Я против того, чтобы сильно менять профиль. Потому что все-таки четыре года интенсивной, относительно интенсивной у некоторых работы в бакалавриате, дают базовое образование. А в магистратуре что-то надо уже, как говорится, заточить, тюнинг какой-то обеспечить в образовании. А у вас как? Владимир Трухачев: Четыре плюс два. Анатолий Торкунов: Четыре плюс два. Я так понимаю, что задача-то была поставлена, что в 2025 году мы перешли к системе, к 2025 году, как я понимаю, к системе базовое образование и специализированное образование. То есть в этом направлении все-таки, наверное, какое-то движение надо будет осуществлять. Но, с другой стороны, если базовое образование, положим, четыре года, а затем специализированное. Мне-то вообще представляется, главное, что заложить. И в эти четыре года, и в последующие два года. Если это будет все органично, и магистратура не будет повторять какие-то бакалаврские программы, то, что студентам и не нужно, и не интересно, то тогда эта система вполне окажется жизнеспособной.  Хотя в некоторых специальностях, наши коллеги из инженерных вузов, говорят, что пятилетка намного более эффективна, специалитет пятилетний. Ссылаются, конечно, прежде всего на опыт наш советский опыт и российский тоже. Валерий Михеев: Ну тут надо учитывать, на мой взгляд, что должна быть еще хорошая практика, потому что мы можем выучить людей, а когда они приходят на места работать. Они, многие не видели практику, а без практики, получается, людей надо заново учить уже на рабочем месте. Анатолий Торкунов: Совершенно с вами согласен. Поэтому очень важно абитуриентам знать, будет ли у них эта практика, где они смогут практиковаться. Это дополнительный привлекательный момент при решении вопроса, в какой вуз поступать. Дорогие коллеги, я вас хочу сердечно поблагодарить за участие в нашей программе. Конечно, на все вопросы мы, наверное, не ответили. Просто показали два, три вуза. Классический университет, сельскохозяйственный университет, специализированный университет. Как вот сегодня выглядит ситуация. Я думаю, что, может быть, такого рода разговоры помогут сделать окончательный выбор, куда поступать. Спасибо за внимание! Хочу пожелать всем здоровья, благополучия. И сделать правильный интересный выбор. Всего доброго!