Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и сегодня в эфире очередной выпуск программы «Ректорат». Вы знаете, мы в последнее время много говорим об интернационализации нашего образования, об экспорте образования, имея в виду прежде всего приглашение иностранных граждан на учебу в наши университеты. И Президентом поставлена такая амбициозная задача для вузов, решаемая, но не простая: к 2030-му году добиться, чтобы в нашей стране обучалось около 500 тысяч иностранных студентов. И должен, к радости, констатировать, что в этом году мы приняли рекордное количество иностранных студентов нашего университета. И это радует, причем практически со всех континентов. И много очень из Африки, из Азиатско-Тихоокеанского региона, из Латинской Америки. Но по-прежнему для нас, конечно, приоритетным является сотрудничество с дружественными странами, с братскими, я бы даже сказал, странами, бывшими республиками Советского Союза. И, конечно, крупнейшим партнером по-прежнему в области образования для нас является Казахстан. Сегодня из Казахстана 62 тысячи юношей и девушек обучаются в наших университетах, причем, практически на всей территории Российской Федерации от Калининграда до Дальнего Востока. Но есть и еще одно исключительное, на мой взгляд, важное направление нашей образовательной деятельности – это наличие филиалов за рубежом. И число такого рода филиалов растет. Задача эта, прямо скажу, непростая. И с точки зрения и организационной, и логистики. Но тем не менее, популярность филиалов растет. И мы сегодня, взяв за пример Казахстан, хотели бы поговорить о работе наших филиалов за рубежом. У меня сегодня замечательные гости в студии, у нас с вами замечательные гости в студии. Я хотел бы представить, это Александр Мажуга, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, одновременно научный руководитель одного из ведущих университетов, РХТУ. Шевченко Владимир Игоревич, директор знаменитого Национального ядерного университета МИФИ. И директор Казахстанского филиала МГУ имени Ломоносова Сидорович Александр Владимирович. Приветствую вас. Кстати говоря, это самый старый филиал, самый старинный, я бы так сказал, филиал в Казахстане, поэтому нам будет, конечно, интересно услышать об этом на вашем опыте. И чуть позже к нам присоединится Александр Запесоцкий. Это ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюза. Дорогие коллеги, я хотел бы сказать, что до недавнего времени в Казахстане было 5 филиалов наших российских вузов. Но по результатам договоренностей, которые были достигнуты нашим Президентом с Президентом Казахстана в 2022-м году, сеть наших филиалов существенно расширяется, в последние годы открываются новые филиалы. И я хотел бы прежде всего обратиться к нашему старинному филиалу, обратиться к Александру Владимировичу и попросить его сказать, как живет и развивается факультет Московского государственного университета в Казахстане. Пережить пришлось немало за эти годы развития, но тем не менее, насколько я понимаю, сегодня филиал МГУ пользуется большим авторитетом в Казахстане, много желающих там учиться. И, более того, в последнее время расширяется номенклатура специальностей, направления подготовки. Расскажите нам немножко об этом. Мы, как говорится, наши филиалы помоложе, у кого они есть, а у кого еще нет, мы будем питаться вашим опытом на будущее. Александр Сидорович: Вы знаете, действительно, очень большой путь. Первый учебный год начался в 2001-м году, и с этого времени мы непременно, непрерывно развиваемся. И считаю, что в этом году переходим на новый этап, потому что по поручению Президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева мы получили здание, и нам в 2,5 раза расширены направления магистратуры, и увеличился бакалавриат. Спасибо за эти слова, но действительно мы считаем, что для нас самое главное – завоевать авторитет на деле. Что это означало для нас? Это означает, что подготовка у нас должна быть не хуже, а может быть, как я ставил задачи, лучше, чем на факультетах Московского университета. Как этого добиться? Мы с самого начала заложили схему, когда студенты обязательно должны все ехать в Москву на старших курсах и защищать свои дипломные работы на комиссиях Московского университета. То есть критерий высший задается Московским университетом. Действительно, мы обязаны выполнить ведь стандарты Московского университета, а они непростые. Таким образом, вот эта задача решается таким образом, что преодолеть эту планку могут те, кто на вступительных экзаменах показал результаты. Вторая наша линия состоит в том, что мы постоянно взаимодействуем с руководством и министерствами Казахстана. И я хочу сказать, что это наше соотношение, на самом деле, это соотношение дружеских действий по поводу реализации задач качества образования в Казахстане. И эта успешно задача решается, потому что мы постоянно чувствовали необходимость взаимодействия. Было достигнуто еще очень важное решение у нас. Было заключено межправительственное соглашение, и его ратифицировал Президент Казахстана в 2019-м году. Таким образом мы имеем свое собственное межправительственное соглашение. И это хорошую дает основу для будущего. Вот вкратце, что я хотел сказать на этом этапе. Анатолий Торкунов: Спасибо большое. Но я думаю, что ваш опыт очень важно использовать и тем вузам, которые приходят только туда, в образование, в Казахстан. Да и в целом мы понимаем, что, конечно, МГУ – это наш главный, ведущий вуз, и его работа в Казахстане имеет такое, я бы сказал, принципиальное значение, и социальное, да и политическое, по большому счету. И хотел бы сейчас у Александра Георгиевича Мажуги поинтересоваться, как и зам. председателя Комитета, как и научного руководителя, а до этого ректора очень важного нашего Московского университета, как вы считаете, какая поддержка нужна и от наших законодателей, да и от власти в целом, для развития филиальной сети? Как вообще относитесь к филиальной сети? Скажу, почему я задаю этот вопрос. Потому что вообще, откровенно говоря, до сих пор ведутся дискуссии в разных кругах относительно того, а нужно ли открывать филиалы? Или правильнее все-таки привлекать иностранных студентов в наши, российские вузы? Их много, я уже сказал, 62 тысячи, но, может быть, имело бы смысл привлекать еще больше? Но не задаваться задачей, так сказать, приблизить не только по уровню, но и по содержанию к тому, что делается в вузах московских. Вот это совершенно справедливо, и, как мне кажется, это совершенно верный подход, который мы практикуем в отношении нашего филиала в Ташкенте, когда студенты проводят два, а то и три семестра в Москве, обучаясь в базовом вузе. Но вместе с тем, я полагаю, что разные форматы могут существовать. Здесь нельзя, как говорится, исходить из опыта одного, двух или даже трех вузов. Вот, Александр Георгиевич, как вы считаете и со стороны власти, и как научный руководитель РХТУ? Александр Мажуга: Спасибо, Анатолий Васильевич. Да, действительно, дискуссии ведутся на тему, какая модель более правильная: привлечь как можно больше иностранцев в нашу страну или открывать филиалы российских вузов за рубежом. При этом вы сказали про 500 тысяч к 2030-му году, понятно, что эта цифра намного больше, чем количество обучающихся в филиалах. И у нас здесь, на территории Российской Федерации, обучается намного больше ребят, нежели в филиалах наших вузов за рубежом. Позиция, моя личная позиция, Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, конечно, мы поддерживаем открытие филиалов российских вузов за рубежом. Мы поддерживаем такую кооперацию, как, например, Славянские университеты. Это, по нашему мнению, очень хороший инструмент подготовки высококвалифицированных специалистов на территории другого государства. Как научный руководитель Российского химико-технологического университета, могу сказать, что мы открыли филиал РХТУ в Казахстане, в городе Тараз. Наверное, это самый молодой филиал среди всех филиалов, которые есть сейчас в Казахстане. В нашем случае был конкретный запрос от индустриального партнера, от одной химико-технологической компании Казахстана, который развивает свои производства. И в настоящий момент требуется увеличение числа специалистов, химиков-технологов. То есть в нашем случае это конкретное предложение со стороны Казахстана. Анатолий Торкунов: Работа с индустриальным партнером, как сейчас любят говорить, да? Александр Мажуга: Да, как сейчас мы говорим, с индустриальным партнером. Филиал планируется не очень большой, всего ребят будет обучаться около 400 человек. Анатолий Торкунов: Это и немало. Александр Мажуга: Это и немало, но, если сравнивать, например, с нашими филиалами в Узбекистане, где намного большее число обучающихся. В этом году первый прием состоялся, пока это специалисты в области химической технологии неорганических веществ. Обучение, естественно, проходит по стандартам… Анатолий Торкунов: РХТУ. Александр Мажуга: РХТУ. И, как абсолютно правильно было отмечено, мы должны держать очень высокий уровень качества образования. Только в таком случае наше образование будет привлекательно, интересно нашим партнерам в Казахстане. Ну и, конечно, обязательное участие индустриального партнера, который берет на себя затраты на оборудование, оснащение филиала. Но и, поскольку филиал молодой, для нас очень важна кооперация с вузом-партнером. В Таразе, в городе, где находятся наши филиалы, есть Таразский университет, где мы вместе с коллегами совместно используем общежития, стадионы, аудитории, пока создается инфраструктура непосредственно уже отдельно строящихся зданий. Анатолий Торкунов: На их территории вы работаете? Александр Мажуга: На их территории, да, возмещение на их территории, да. Оплачивает стоимость студента казахстанская сторона, а также есть ребята, которые сами платят за свое обучение. Анатолий Торкунов: А какой процент тех, кто платит за себя сам? Александр Мажуга: Пока таких очень мало, в основном это все за счет средств Республики Казахстан, но я думаю, что это будет. Анатолий Торкунов: То есть они – стипендиаты правительства? Александр Мажуга: Они стипендиаты правительства, да, они получают грант. Анатолий Торкунов: А это расходы покрывает? Александр Мажуга: Да. Ну, финансово-экономическая модель, она полностью, да, покрывает. Нельзя сказать, что это доходное для головного университета предприятие. Анатолий Торкунов: Понятно. Александр Мажуга: Нет, конечно. Но да, финансово-экономическая модель покрывает наши расходы. Ну а с точки зрения законодательного сопровождения, все, что к нам коллеги обращаются, мы все это рассматриваем. Но пока именно законодательно нет смысла что-либо менять в нашем Законе об образовании. Мы только работаем с министерством, например, в части того, что филиал для головного вуза – это ответственность, это нагрузка. И те обучающиеся, иностранные обучающиеся, в том числе, должны идти, конечно, в том числе, и в зачет головному вузу, мы это понимаем. Сегодня это не совсем так, они не учитываются. И мне кажется, вот эта работа, ее мы будем продолжать, и она правильная. Анатолий Торкунов: Ну, здесь, мне кажется, еще и важны возможные инициативы со стороны Государственной Думы, вашего Комитета для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для работы филиалов за рубежом. Потому что Славянский университет, кстати, в Казахстане нет Славянского университета? Александр Мажуга: Нет. Анатолий Торкунов: Славянские университеты финансируются российским правительством и в Кыргызстане, и в Таджикистане, и в Армении. Александр Мажуга: В Армении. Анатолий Торкунов: В Армении тоже есть платные места для студентов. Александр Мажуга: Да. Анатолий Торкунов: Надо сказать, что финансируются, скромно достаточно финансируются. Вот, насколько я знаю, бывал во всех этих университетах. И, конечно, вот нахождение соответствующей финансовой модели имеет очень большое значение для работы в странах Центральной Азии. Александр Мажуга: Конечно. Анатолий Торкунов: Вот я, Владимир Игоревич, хотел бы вас спросить, я знаю, что ваш филиал открывается, открылся по инициативе, собственно, казахстанской стороны и по запросу казахстанской стороны. Владимир Шевченко: Совершенно верно. Анатолий Торкунов: Это очень важно, что вы работаете уже напрямую, зная, что у вас есть заказчик в лице правительства, но, видимо, есть уже и индустриальные партнеры. Ну понятно, что МИФИ – это все-таки специфический очень университет, ядерный университет, специфический в том смысле, что у вас все сфокусировано на подготовке специалистов и в области энергетики, и в области, так сказать, использования ядерной энергии. Ну, широкий круг, конечно, понятно, что МИФИ – это сегодня такой больше, чем специализированный университет, уже фактически классический университет с очень многими специальностями, даже международные отношения у вас есть. Вот как фокус сегодня выглядит вашей работы там, в Казахстане? И какие направления подготовки приоритетны? Владимир Шевченко: Спасибо за вопрос, Анатолий Васильевич. Действительно, в нашем случае, если говорить в целом о международной деятельности нашего университета, она, конечно, в значительной степени диктуется международной повесткой нашего ключевого партнера и доброго друга, не побоюсь этого слова. Анатолий Торкунов: «Росатом»? Владимир Шевченко: Госкорпорация «Росатом». И, конечно, у «Росатома» есть страновые стратегии, в том числе, стратегии, касающиеся стран Центральной Азии. И в случае Казахстана эта стратегия учитывает тесное взаимодействие «Росатома» и «Казатомпрома», который выступает вот тем самым индустриальным партнером с казахстанской стороны. Надо сказать, что «Росатом», являясь признанным мировым лидером по количеству проектов, которые реализуются за рубежами страны. Проводит политику поставки не просто продукта, как какого-то объекта, ну, например, атомной станции, но вместе с соответствующей инфраструктурой, в том числе образовательной инфраструктурой. То есть речь идет о том, что подготовка национальных кадров, которые будут в некоторой перспективе, конечно, не сразу, обслуживать эту установку, обеспечивать ее нормальное функционирование. Это есть очень важный элемент технологического суверенитета этой страны в целом, куда заходит «Росатом». И в этом смысле, конечно, мы являемся тем партнером, госкорпорацией, который это обеспечивает. Причем, эта подготовка кадров должны быть опережающая. Мы должны начать этот процесс до того, как, собственно, будет литься первый бетон. И если говорить конкретно про случай Казахстана, мы открыли филиал в 2022-м году, у нас вот третий набор уже сейчас был. Он небольшой, пока у нас 130 там обучается человек по двум направлениям подготовки. Одно направление – это ядерное, 14 групп специальности, второе направление, опять же, по просьбе казахстанской стороны, – это информационная безопасность и соответствующие направления подготовки, связанные с вот этой частью IT-дисциплин. Мы, например, активно работаем с Институтом ядерной физики Академии наук Казахстана, которая, в свою очередь, является активным участником, например, наших же проектов в Дубне, в международной организации на территории Российской Федерации в объединенном Институте ядерных исследований. И ряд наших выпускников, я уверен, через соответствующие казахстанские структуры окажутся сотрудниками этой международной организации на территории нашей страны. Мы тоже будем этому очень рады и тоже будем считать, что это хорошая карьерная тракетория. Анатолий Торкунов: А у вас существует такая практика, как в МГУ, что часть времени ребята учатся? Владимир Шевченко: Да, именно так у нас это устроено. Анатолий Торкунов: Какие семестры, интересно? Владимир Шевченко: У нас по соглашению 6-7-й семестр для ядерной группы, и 5-6-й для информационных технологий. Они проводят год у нас, и половина преподавателей, согласно условию договора, у нас должны быть преподаватели с московской площадки. И, ну, в частности, вот та финансовая поддержка, которую «Росатом» этому оказывает, значительная ее часть просто вот является обеспечением вот этой транспортной логистической составляющей с командированием наших преподавателей туда. Мы абсолютно разделяем высказанную здесь точку зрения, что, конечно, качество образования, вот эта планка марки и то, что эти люди получат диплом, в котором не будет написано, какой филиал они окончат, это будет единый диплом Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. Это очень важно, и мы очень серьезно к этому относимся. И считаем, что это единственный вдолгую залог конкурентоспособности образования в наших филиалах по сравнению с большим количеством филиалов других университетов, которые в том же Казахстане открываются. Анатолий Торкунов: Ну да, там огромное количество сегодня филиалов зарубежных университетов. И турецких, и европейских, и южнокорейских. Но это, конечно, создает условия такие для конкуренции мощной, поэтому надо держать планку высокую. А ребята учатся там, они платят за обучение? Владимир Шевченко: У нас почти все ребята получают гранты от правительства Казахстана, ну вот так же, как и у коллег. Там есть буквально несколько человек платные. Да, в соответствии с тем образовательным заказом, который сформулирован министерством. Там есть буквально несколько человек, которые обучаются за свой счет, но, возможно, это направление, на других направлениях подготовки со временем мы будем их количество увеличивать. Ну понятно, что, если мы говорим про ядерные специальности, вот там, конечно, обучающиеся обучаются за счет целевых средств правительства Казахстана. Анатолий Торкунов: Ну вот из того, что я сейчас услышал, я понимаю, что Казахстану прежде всего нужны то, что раньше называли, «физиками». А вот что насчет «лириков»? Я хотел бы сейчас обратиться к Александру Сергеевичу Запесоцкому, который руководит институтом гуманитарным. Но там много специальностей, я знаю, в вашем университете. Но тем не менее, все-таки направленность в основном такая гуманитарная, это социально-экономическая. А филиал у вас существует давно в Казахстане и успешно довольно развивается. Вот скажите, как высока востребованность выпускников вашего филиала в Казахстане? Где они работают? И что из перспективных направлений подготовки в будущем вы видите? Именно в Казахстане, в филиале. Александр Запесоцкий: Анатолий Васильевич, во-первых, спасибо большое за то, что вы пригласили. Мне это очень интересно, я слежу за вашей программой с большим удовольствием. Я хотел бы сказать, что наш филиал существует в Алма-Ате 40 лет. А я работаю в вузе 30, из них 33 – ректором. И вот так сложилось, что 39 лет мои почти все сопряжены, конечно, с Казахстаном. Я там бывал в командировках, читал лекции. И сейчас бываю, правда, не так часто, как, когда был преподавателем, доцентом. Но я не ощущаю даже вот нашу работу в Казахстане, как работу международную, потому что нам там всегда было достаточно комфортно, мы там всегда чувствовали своими. Там с большим, так сказать, ну, наверное, и удовольствием все практически в Алма-Ате разговаривают и на русском языке так же. Так что мы не ощущаем там какой-то иной языковой среды. Более того, там русский язык принят в обыденной жизни, пожалуй, даже больше, чем в некоторых городах Российской Федерации. И с точки зрения гуманитарного вуза это все достаточно естественно, и наша работа там естественна. У нас было в советские времена там полторы тысячи студентов, но это были все заочные студенты. И сейчас их стало меньше. У нас сейчас там где-то примерно около 800 студентов обучается, половина на дневном обучении, половина на заочном. И последние годы студенты обучаются в Петербурге, то есть примерно так же вот, как наши коллеги в МГУ действуют. И получают петербургский диплом. Но у нас нет в Алма-Ате государственного финансирования совсем. В советское время финансировали профсоюзы обучение, начиная с 1991-го года, мы долгое время были, до 2010-го, на самоокупаемости. И головной вуз был полностью на самоокупаемости. Сейчас, по поручению Владимира Владимировича Путина, с 2010-го года у нас примерно 30% в головном вузе обучаются за счет государства, остальные обучаются за свой собственный счет. В Казахстане полностью обучаются за собственный счет. При этом, может быть, вот у нас такая возможность есть, потому что очень высока популярность головного вуза в Петербурге, к нам поступить очень сложно. Скажу только, что средний конкурс этим летом на государственные бюджетные места был 64 человека на место. И по платным местам у нас очень высокие баллы ЕГЭ. Ну и, конечно, в Казахстане мы также достаточно популярны. И мы работаем там по программам, которые созданы у нас здесь, в головном вузе. Есть казахские дисциплины, это казахский язык, это история Казахстана, что достаточно органично у нас вливается в учебный процесс. Причем, если, наверное, вот в 1990-е годы существенное количество тех ребят, которые у нас учились в Казахстане, они потом переезжали на территорию Российской Федерации, то сейчас, конечно, большинство остается в Казахстане. Причем, что любопытно, даже по таким специальностям, как юриспруденция, по которой у нас, конечно, в первую очередь российское право, очень успешно наши выпускники работают в государственных органах Казахстана, в различных органах правопорядка, в судах, в прокуратуре и так далее. Ну и в целом, да, преподавание у нас ведется в основном на русском языке. Примерно 15% у нас педагогического коллектива – доктора наук, еще примерно 50 – кандидаты наук, доценты. И мы сейчас видим очень интересную тенденцию. В последние годы в Алма-Ате серьезно усилился интерес к русскому языку. И это связано, мне кажется, с общей ориентацией страны. Были разные периоды. И сейчас как раз вот в Казахстане в целом, ну, наверное, восстанавливается тот большой интерес к нашей гуманитарной культуре. Я не могу сказать, что он совсем исчезал. Он всегда был достаточно серьезным, но чуть выше, чуть ниже был интерес. Сейчас вот период довольно-таки существенного роста интереса к русскому языку. Родители в школах считают, что дети в большинстве своем должны владеть русским языком. Ну, собственно, это сказывается на нашей работе тоже, на мой взгляд, позитивно. Анатолий Торкунов: Ну, насколько я понимаю, в Казахстане 3,5 тысячи школ, где преподавание ведется на русском языке, если я, конечно, в цифре не ошибаюсь. Это мне посол наш, товарищ Казахстана в Москве говорил о том, что в принципе, ну мы тоже это ощущаем, когда бываем в Казахстане, проблем с освоением программ на русском языке нет. Ребята приходят в университет, точнее, в наши филиалы, с хорошим знанием русского языка. И, конечно, очень важно, что и казахский язык преподается в университетах. Вот я хотел бы поинтересоваться у Александра Владимировича, а как все-таки региональная специфика отражается в учебных планах и программах в филиале МГУ? Александр Сидорович: Ну прежде всего, я хочу сказать, что мы ведем линию на интеграцию ведущих министерств и ведомств с преподаванием в Казахстанском филиале МГУ. То есть фактически, обучаясь на базовом фундаменте Московского университета, мы все работы ведем и по экономике, и в максимальной степени по информационным технологиям, и по экологии, и так далее, на тематике Казахстана. Дипломные работают по этой тематике. Но главное, что мы магистратуру ориентируем на взаимодействие с ведущими центрами Казахстана. Например, финансовая аналитика, мы ведем работу с центральным Национальным банком Казахстана. Статистика – Агентство по стратегическому планированию и реформам Казахстана и Бюро по национальной статистике. Фактически мы вместе доводим до специалистов высших квалификаций, до скамьи в министерствах, ведомствах и организациях. Вот по статистике, за последние 3 года свыше 50% выпускников трудоустраивались в ведущих министерствах, ведомствах, и в компаниях ведущих национальных и международных в Казахстане. Обладая фундаментальной базой, плюс, отрабатывая связь практическую с ведущими министерствами и ведомствами, мы позволяем отобрать у нас лучших специалистов не за границу, а именно для работы в Казахстане. И наша ориентация на работу в Казахстане является главным принципом реализации наших интересов, московских университетов и России, я думаю, и, конечно же, прежде всего, Казахстана в этой ситуации. И нам удается это сделать. И мы надеемся, что вот эта ориентация на интересы страны – это для наших российских филиалов должна быть, на мой взгляд, важнейшая задача. Мы реализуем вот эту задачу, которая позволяет решить задачи и объединения знаний, и восприятия мира одного. Потому что, когда приезжают, это важнейшая гуманитарная, вы правильно совершенно сказали, задача. Я уже не говорю о том, что у нас есть направление, которое мы специально развиваем, как межкультурная коммуникация. Анатолий Торкунов: Ну вот я как раз хотел, Александр Сергеевич, спросить, имея в виду, что все-таки нас как-то здесь, за столом нашим, «физики» побеждают, с точки зрения вот интереса к гуманитарному знанию. Ну вы сказали уже, что в последнее время заметно возрос этот интерес. Вот у вас же, как я понимаю, и филология есть среди тех направлений подготовки, которые реализует университет, так ведь? Александр Запесоцкий: Филология есть как часть общей гуманитарной подготовки. Ну, безусловно, достаточно большой интерес и к русскому языку, и к литературе. И он такой совершенно органичный. Да, и, если вот вы позволите, я еще вернусь к тому вопросу, который вы чуть раньше ставили, коллеги его освещали, что для российских вузов в плане политики интереснее развивать обучение для разных стран здесь, в России, или делать его на филиалах? Вот я хотел бы заметить, что у нас примерно 200 студентов из Казахстана обучаются на площадке в Петербурге, из них достаточно существенное количество заочных студентов. Поэтому вот мое мнение – надо, конечно, сочетать и то, и другое. Вот эти обе стороны, и обучение здесь, и обучение в Казахстане. И, в общем, это должно быть свободное такое пространство гуманитарного развития, высшего образования. Ну, конечно, не только гуманитарного, а, безусловно, и технического, в чем сейчас Казахстан очень заинтересован. Но мы традиционно себя рассматриваем, как часть евразийского образовательного пространства. Вот я сегодня специально поинтересовался перед нашей передачей, сколько стран обучаются у нас на филиале, скажем, в Казахстане. И я знал, что всегда в любой год их совсем не мало. Вот это посмотрите, и Узбекистан, и Киргизия, и Азербайджан, и Германия, и ряд других стран. Ну получается так, что, видимо, те люди, кто получает там образование, им удобно получать его в Алма-Ате, хотя у нас все эти страны тоже здесь, в Петербурге, представлены. Но вот прежде всего должна быть возможность свободного евразийского перемещения молодежи, получения образования. Я думаю, что, вот по моим впечатлениям, будет, конечно, возрастать тяга к обучению в России. Учитывая, что наша культура – это мировая культура. Хотя Западная Европа тут пыталась насаждать отмену российской культуры. Но вот я бываю и сейчас в Западной Европе, я вижу, я думаю, что и вы, коллеги, это хорошо знаете не хуже меня, что вот этой отмены не получилось. Что касается технических наук, технического знания, мы вообще составляем огромную часть мировой культуры, поскольку техническое знание – это также огромная часть. В общем, отменить нас не получается, и, конечно… Анатолий Торкунов: Не получится. Александр Запесоцкий: И не получится. Наша отечественная культура никуда не уйдет. Анатолий Торкунов: Александр Сергеевич, огромное вам спасибо! Но я хочу сказать, что Алма-Ата – потрясающе красивый город, и из года в год становится все красивее. Я уже ничего не говорю о Петербурге, поскольку это всеми нами очень любимый город. Я хочу вас попросить передать привет Петербургу. Александр Запесоцкий: Спасибо! Анатолий Торкунов: Сказать вам большое спасибо за участие. Всего самого доброго, спасибо большое! Александр Запесоцкий: Спасибо. Анатолий Торкунов: Я хотел бы сейчас еще попросить Александра Георгиевича поделиться своим мнением. Вот мы так или иначе затронули тему «физиков и лириков». Кстати говоря, на программе «Ректорат» не раз она затрагивалась. Но вот моя точка зрения такая, и мое глубочайшее убеждение, что вообще основной тренд в образовании сегодня – это умелое сочетание социогуманитарного образования и естественно-научного, и технического образования. И вот очень важно, конечно, учитывая, что лимиты по времени, масса у нас дисциплин, которые надо успеть запихнуть в учебную программу студентам. Но вот как вам видится все-таки, ну и на примере, естественно, Казахстана, где важно, помимо всего прочего, дать ребятам и представление о русской культуре, независимо от того, чем они занимаются, в Ядерном университете, в РХТУ филиале, в МГУ, о русской культуре, о русской истории. Тем более, у нас теперь история в вузах по объему существенно увеличена. Я понимаю, что это непросто, потому что, еще раз хочу сказать, всегда наши учебные программы достаточно ограничены. Здесь, видимо, какие-то новые подходы должны быть, многое должно идти вне аудиторных занятий. Вот как ваше мнение относительно сочетания социогуманитарного естественно-научного образования? Александр Мажуга: Сочетаем успешно. Ну, конечно, у нас все, что необходимо: основы российской государственности, история 144 часа, все, как положено по нашим стандартам. Все во всех наших филиалах есть. Акцент делаем, естественно, на естественно-научном, техническом образовании. Но вы правильно отметили, что очень сложно все в учебный план правильно вставить и все реализовать. Поэтому проводим внеурочные мероприятия, отмечаем все праздники, которые характерны для нашей страны, в том числе, конечно, для Казахстана. Поэтому вот эта внеучебная деятельность, она не менее важна. Приезжают интересные люди, рассказывают лекции, встречаются со студентами, организуем экскурсии. Например, в прошлом году ребята из Казахстана приехали в Москву, для них сделали полное погружение в жизнь столицы, музеи, театры, университет. То есть, конечно, такой вот обмен и погружение в нашу культуру – это чрезвычайно важно. Конечно, понимаем, что, когда студенты из Казахстана обучаются в Москве, это погружение у него происходит в большей степени. Анатолий Торкунов: Ну, естественным образом, конечно. Александр Мажуга: Естественным образом. Там это чуть меньше чувствуется, но для этого как раз вот эти все внеучебные, внеурочные мероприятия и проводим. Анатолий Торкунов: А как ваше мнение? Владимир Шевченко: Ну, вы знаете, тут надо напомнить, что у нас самая длинная непрерывная сухопутная граница с Казахстаном среди всех государств мира. Я вот сам недавно этот факт с удивлением узнал, почти 7 600 км. И в этом смысле уже одно это диктует нам необходимость здесь не просто взаимодействовать, а понимать, что вот это вот погружение в то, что касается именно гуманитарных аспектов, культурных особенностей, оно пойдет на пользу человеку, даже если его основной компетентностный профиль инженерно-технический. Прежде всего, потому, что, когда он будет в процессе своего профессионального роста переходить из позиции, например, линейного исполнителя в позицию руководителя, ему придется выстраивать команды, выстраивать отношения с людьми, в том числе, с людьми и других культур, и других традиций. И вот те примеры, которые у нас есть таких вот российско-казахстанских команд, наших даже внутренних команд на московской площадке, они убедительно показывают, что это работает. Это не история о том, когда нужно преодолеть какие-то очень глубокие рвы, очень высокие вершины. Мы легко, и отсутствие языкового барьера играет очень большое значение. Когда вы осваиваете тяжелую техническую дисциплину, важно, чтобы у вас к этой сложности не добавлялась еще и сложность языковая. И поэтому то, что здесь нельзя этим пренебрегать, мы совершенно в этом убеждены, и такую политику проводим и на всех наших федеральных площадках, и в том числе, и на площадке в Казахстане. Хотя что греха таить, иногда студентам объяснить это сложно. Современным студентам иногда объяснить это сложно, особенно, когда речь идет о каких-то IT-дисциплинах. И нам нужно достучаться до них, нам нужно объяснить им, почему это важно. Хотя непосредственно сейчас им кажется, что это неважно. Анатолий Торкунов: Вы знаете, я вот уже не раз приводил… Владимир Шевченко: Это не простой вопрос. Анатолий Торкунов: Пример этот телезрители уже слышали в предыдущих программах, пусть не обижаются. Но, вы знаете, даже ведущие компании зарубежные, ну, я хорошо себе представляю Южную Корею, как бывший кореист, в частности, «Samsung», по существу, заставляет всех своих менеджеров среднего, старшего звена обязательно пройти через какую-то творческую программу в университетах или на каких-то курсах повышения квалификации. Поскольку руководство компании полагает, что без творческого начала, такого художественного творческого начала невозможно и творческое начало в бизнесе, в техническом производстве, технологическом производстве. И мне кажется, что это совершенно справедливо. Поэтому гуманитарное и естественно-научное образование должны идти рука об руку. Всегда это прекрасно удавалось, кстати говоря, МГУ. Я помню еще со своих студенческих лет, у меня учились родные на физфаке МГУ. И знаю, что всегда там блестящие были театральные коллективы, музыкальные коллективы, агитбригады всякие музыкальные. И уверен, что и в Казахстане эти традиции продолжаются МГУ. Александр Сидорович: Конечно. Анатолий Торкунов: И мы здесь, как говорится, рука об руку всегда шли с МГУ, я имею в виду свой университет. И много было у нас совместных мероприятий в студенческие годы, ну и сейчас тоже есть. Так что мне кажется, это важно не забывать. Александр Сидорович: Да, совершенно верно. Анатолий Торкунов: Что гуманитарное образование, оно важно и для «лириков». А для «лириков» очень важно сегодня иметь представление о современных технологиях, о трендах развития, биотехнологиях, поскольку это вообще сегодня основа нового технологического уклада. И заниматься его развитием, существовать в рамках нового технологического уклада без знания вообще гуманитариями основных трендов технологического развития и таких, ну, не специальных, но общих хотя бы знаний, части естественно-научной просто невозможно. Дорогие коллеги, я очень вам благодарен за то, что вы нашли время, как говорят в одной стране, которую тоже очень уважаю, в Японии, несмотря на вашу занятость, вы нашли время прийти на нашу программу. И мне кажется, у нас получилось довольно интересно. Думаю, что вот тот опыт, который мы сегодня имеем с Казахстаном уже не первое десятилетие, и новый опыт, который мы сегодня приобретаем, он очень важен и для нашего образования, потому что он обогащает и нас с вами. И опыт, который мы получаем от наших коллег, работающих вместе с нами в Казахстане, очень важен для того, чтобы мы понимали, где мы сегодня находимся, куда мы идем дальше. Кстати говоря, открыт ведь и Казахстанский филиал в Омске, по-моему? Владимир Шевченко: В Омске. Анатолий Торкунов: Да. И это тоже, на мой взгляд, свидетельство хорошее о том, что у нас сегодня есть такая консолидация, синергия в образовательной деятельности. И уверен, что эта синергия даст нашим народам, нашим обществам, так уж пафосно говорят, даст большой позитивный результат. Так что спасибо еще раз. И до новых встреч в эфире программы «Ректорат».