Садовничий. Жизнь с МГУ
https://otr-online.ru/programmy/rektorat-s-anatoliem-torkunovym/sadovnichiy-zhizn-s-mgu-74414.html
Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Яректор МГИМОАнатолий Торкунови по совместительству ведущийпрограммы «Ректорат».
Сегодня у нас такой необыкновенный для нашей программы формат – сегодня у нас только один гость, но гость такой, что я даже не уверен, что нам удастся уложиться в то время, которое мы отводим для программы. Сегодня в гостях у программы «Ректорат» – ректор Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова Виктор Антонович Садовничий.
Я вас приветствую, Виктор Антонович, сердечно!
Виктор Садовничий:Здравствуйте, Анатолий Васильевич, здравствуйте!
Анатолий Торкунов: И, прежде чем мы начнём наш разговор, коллеги подготовили такой видеосюжет о вас. Сейчас мы его посмотрим, а потом скажете, всё ли правда в этом сюжете.
СЮЖЕТ
Голос за кадром:«Если будешь хорошо учиться, далеко пойдёшь»,– этот совет Садовничий услышал в детстве. Внял ему и в самом деле далеко пошёл – из шахтёра в математики. Сперва студент, а потом самый молодой профессор МГУ. Теперь академик и член Президиума Академии наук. Автор нескольких сотен научных работ, монографий и учебников. И вот уже 30 с лишним лет, с 92-го года ректор Московского государственного университета.За эти годы его, конечно же, и критиковали со словами: «Во что он превратил МГУ?». И восхищенно превозносили с теми же словами: «Ух, во что он превратил МГУ!». При Садовничьем в университете появилось три десятка новых факультетов, в том числе факультет космических исследований. Ведь ректор всю жизнь болеет космосом. Его научные достижения и разработки, в которых он принимал участие, позволили создать тренажёр, имитирующий невесомость на Земле.
Математик всегда математик, даже если он становится большим авторитетом в научном сообществе и во всей системе образования. Прогнозирование с помощью математического анализа – конёк Садовничьего. Вместе с коллегами он рассчитал и предсказал день начала финансового кризиса в 2008-м, а не так давно высчитал окончание пандемии коронавируса.
Анатолий Торкунов:Я думаю, что здесь всё правда, оспаривать нечего.
Виктор Садовничий:Спасибо.
Анатолий Торкунов:Виктор Антонович, я хотел бы начать наш разговор, может быть, с короткого вашего рассказа о том, как вы оказались в Московском университете. Я знаю, что это был очень непростой, но очень интересный и поучительный для всех наших телезрителей, особенно для ребят-абитуриентов будущих МГУ, да и других наших вузов, рассказ.
Виктор Садовничий:Это воспоминание, конечно, по-всякому и волнует, и приятно, но и трудное.Я родился до войны и родился в коммуне. Таким образом, я коммунар на сегодняшний день, представитель того сообщества. Коммуна – это было такое объединение, где всё было общее, потом они превратились в колхозы. И таким образом, перед войной мы начали работать, мои родители – колхозниками, и стали ожидать хорошей жизни. Но война.Война затронула очень сильно моё село Краснопавловка, оно было небольшое, оно у железной дороги, той, которую Александр император построил на юг. Поэтому её очень сильно бомбили немцы. И мама хватала нас двоих, папа – на войне. Мы бежали, она накрывала нас собой, чтобы спасти от осколков. И, таким образом, война – это тоже трудное впечатление. Я её прожил. Пять раз менялась линия фронта. Всё было. А после войны – школа. Школа – это изба. Одна комната – хозяйка, другая комната – наш класс. И мы начали ходить первый класс в 1946 году. Конечно, это была своеобразная школа, но всё-таки мы учились.Потом построили чуть большее здание, и оно стало уже для многих классов, но всё-таки не решался главный вопрос: мне хотелось учиться дальше. А тогда выпускников школ из сельской местности не хотели видеть уехавшими в города. И была система, что им не давали паспорта и не принимали вузы разными способами.И я об этом задумался, мне хотелось учиться, и я решил ехать за паспортом на Донбасс. Мы, четыре товарища, сговорились, сели в ночной поезд. Мама плакала, когда мы уезжали, но я сказал: «Всё решено, мы едем работать». И мы приехали до первого террикона, который вы видели из окна вагона, безбилетники.Кстати, когда подошла проводница, такая симпатичная девушка, сказала: «Ваши билеты», я сказал: «У нас литерные». Она так опешила: «Литерные…», – и ушла. Я до сих пор не знаю, что это такое. Мы приехали, на одну шахту нас не взяли как неспособных, таких ещё не зрелых. А на шахте «Комсомолец» нас взяли работать.Двое не выдержали, уехали. Двое мы остались из четверых. Я в забое, а мой товарищ коногон. Дело в том, что шахта сверхкатегорная по взрывам и там только лошади. Там электричка не ходила. Тяжёлая работа. Это забой.Я жил в общежитии. Вот так получилось, что четыре койки: три койки зэки и четвертая я. Они очень бережно ко мне относились. Я пошёл в вечернюю школу, они очень это ценили. Когда я приходил из школы, они говорили: «Тихо! –, они играли в карты. – Витька пришёл, пусть спит». Так относились.По окончании школы и двухлетнего стажа я подал документы в Белорусскую сельхозакадемию, а товарищ меня поправил. Говорит: «Ты же математик, – мы в школе вместе вечерней, – поехали на Мехмат МГУ». Мои документы ушли, но он сумел их вернуть, у него жена была начальник почты.И мы приехали на Мехмат. На Мехмат я поступил хорошо, но с одним приключением. Для математиков это будет сейчас немножко даже смешно. У меня принимал экзамен выдающийся алгебраист, учёный Александр Геннадиевич Курош.И он посмотрел письменную работу – там почти пятерка, и говорит: «Ой, какой молодец, после шахты такая письменная работа! Давай устные». И задал мне логарифмы, а я их не знал. Я говорю: «Мы не проходили в школе». Он, конечно, сказал: «Батенька, это же вы приехали на Мехмат и не знаете логарифмы!».Я говорю: «Не знаю». Тогда товарищ, который с ним принимал экзамен, говорит: «А обратную функцию вы знаете, показательную?» Я говорю: «Знаю. Вот показательная, обратнаяфункция логарифма». Я на этом основании решил все их задачи. Таким образом, я стал студентом. Учёбабыла сложной, не сразу мне всё удалось. Я хотел уехать, бросить Мехмат. Уговорил меня сын Колмогорова. Говорит: «У тебя есть талант, останься на первом курсе. Ты больше занимайся, занимайся, и ты всё сможешь». Это я начал делать. Со второго курса я уже отличник и полетел.
Анатолий Торкунов:Здесь как бы два чудесных события. Во-первых, вечерняя школа подготовила всё-таки к тому, чтобы сдать экзамен, даже без знания алгоритмов, и преподаватели в вас поверили.
Виктор Садовничий:Да.
Анатолий Торкунов:А второе, что за первый год обучения вы сумели так прорваться вперёд, что со второго курса стали отличником.
Виктор Садовничий:Да.
Анатолий Торкунов:И вы знаете, конечно, когда вы говорите о Донбассе, мы все понимаем, что, наверное, вы события последнего времени, которые происходили на Донбассе, переживали особенно остро, поскольку эти места вы хорошо знаете и помните людей, с которыми вы трудились тамна шахте. Я знаю, что в МГУ в последние годы немало ребят из Донецка были приняты, некоторые были переведеныиз других вузов в Московские государственные университеты.
Виктор Садовничий:Да.
Анатолий Торкунов:И, конечно, поддержка участников СВО, детей участников СВО – это очень значимое социальное событие. Переходя уже к работе в МГУ. У вас карьера, я бы сказал, такая была необычная даже в известной степени: очень быстрый рости в администрации, и в науке,быстрая защита докторской диссертации. И вот, наконец, в 1992 году вы становитесь ректором университета. И университет, конечно же, как любое учебное заведение, особенно такой университет, громада такая – это структура достаточно консервативная. И вместе с тем происходят быстрые изменения: 20 новых факультетов, десятки новых кафедр, новое направление подготовки. Вот вы сейчас, когда думаете о сделанном, вы считаете, всё было сделано правильно или, может быть, какие-то были совершены ошибки?
Виктор Садовничий:Вы знаете, Анатолий Васильевич, всё, что я делал, встречало не сразу поддержку,Иногда это была борьба, я два случая могу пояснить. Но я не вижу сейчас ни одной ошибки, о которой бы говорили, что зря я это сделал. Я доволен всеми созданными факультетами, поскольку они отвечали новой тематике и междисциплинарности университетской. Я доволен тем школам научным, которые мы создали, и тем институтам, которые мы создали. Я не вижу ни одной, вот так случилось, какой-нибудь серьёзной ошибки. Хотя работа, конечно, трудная. И была дискуссия. Например, первый мой приказ 1992 года о создании факультета фундаментальной медицины. Казалось бы, вдруг в университете нет медицинского факультета, и Садовничий задумал прямов первый день своего ректорства.
Анатолий Торкунов:А почему именно вот этот приказ вам пришёл в голову?
Виктор Садовничий:Дело в том, что я хорошо знал историю и уговаривал предыдущего ректора Анатолия Алексеевича это сделать. Но он говорил: «Трудное время, давай отложим, отложим», – не хотел.И вдруг я имею возможность это сделать. И я сразу сделал. Министр здравоохранения был резко против и многие другие. Но сейчас это лучший факультет вообще, один из лучших.
Анатолий Торкунов:Клиника прекрасная.
Виктор Садовничий:Это клиника. И в общем, это победа на этом фронте. Это правильно, потому что медицина – это университетская наука. Это химия, физика, биология, психология.
Анатолий Торкунов:Классические университеты практически везде имеют медицинские факультеты.
Виктор Садовничий: Да. Или я создавал 4 инженерных факультета. Анатолий Васильевич, с 92-го года, 30 лет с лишним тому, начал создавать инженерные факультеты в университете. Первый факультет – «наука материала». Это абсолютно инженерный факультет.
Анатолий Торкунов:Он сейчас популярностью большой пользуется., конкурс высокий.
Виктор Садовничий:Очень большой. Один из самых популярных. Факультет биоинженерии и биоинформатики – очень популярный. Факультет химико-химической инженерии в Черноголовке, биотехнологический в Пуще – это инженерные факультеты, но с фундаментальным образованием. И вот сейчас мы разработали стандартфундаментальной инженерии и выиграли грант на передовые инженерные школы. И теперь, я думаю, классические университеты получили новый импульс своего развития. Мы будем готовить инженеров, но тех инженеров, не путейцы, которые раньше были, а инженеры по фундаментальной дисциплине. Это медики, умеющие создавать лекарства, или люди, умеющие оперировать с клеткой, чтобы поправить здоровье человека. И так далее.
Анатолий Торкунов:Мне кажется, что это очень важно. Я хочу вспомнить о том, что вообще слой инженеров, я бы даже сказал класс инженеров, в данном случае я не классическую форму применяю классового разделения, а вот слой инженеров, который возник в России в конце XIX века-начале XX века, играл колоссальную роль в развитии России.
Виктор Садовничий: Конечно.
Анатолий Торкунов:И столь стремительное развитие России, экономическое развитие начала XX века, в значительной степени было обусловлено появлением этого целого слоя, большого слоя российских, русских инженеров, которые были и большими патриотами, и классными специалистами.
Виктор Садовничий: Абсолютно согласен.
Анатолий Торкунов:И в связи с этим у меня такой вопрос. Сегодня мы говорим о том, что экономике, промышленности нужны инженеры, причём люди с креативным мышлением, инновационные люди. А их не хватает. Я в студии здесь, когда встречаюсь с ректорами, от оченьмногих слышу, что не хватает кадров в этой области, не хватает кадров в этой области. Главным образом это сектор реальной экономики.Вот как вы думаете, особенно вспоминая ваше недавнее выступление на общем собрании Академии наук, где вы говорили, что, конечно, хорошо готовить замечательных юристов, экономистов, но, в общем, странное впечатление складывается, когда число выпускников-юристов, экономистов в разы превышает число выпускников инженерных профессий. Я уж не говорю об инженерах, которых готовит МГУ, потому что это инженерыклассического типа.
Виктор Садовничий:Андрей Васильевич, я тоже, как и вы, абсолютно был не согласен с этим перекосом и его не поддерживаю, потому что сейчас главная база – это естественнонаучное образование. Это математика прежде всего, физика, химия, биология.И, конечно, надо срочно поправлять ситуацию. И вот на недавнем совещании в Московском университете министр Фольков Валерий Николаевич,был Сергей Сергеевич Кравцов, мы приняли решение разработать новые концепции естественного научного образования. И там сроки очень сжатые. Московскому университету поручено три концепции:математическая, химическая и биологическая. И мы создали уже советы.Работаем над этими концепциями.А Физико-технический институт разрабатывает физическую концепцию. Я думаю, что эта концепция не просто, так сказать, инструкции. Это, конечно, цифры приёма, это набор преподавателей, подготовка таких преподавателей. Это новое направление, новое лицо нашей системы образования. И я уверен, что вот эти передовые инженерные школы как дополнение., и бизнес, вот вы сказали, что на общем собрании Академии науки я говорил об этом.Я говорил, что у нас где-то 80% заявляет промышленность, нет кадров, чтобы закрыть высококвалифицированных кадров. Это же надо срочно решать.
Анатолий Торкунов:Сотни тысяч сегодня необходимы в секторе реальной экономики инженеров разного профиля, конечно
Виктор Садовничий:Да, надо срочно решать. Поэтому это та задача, которая возникла сейчас.
Анатолий Торкунов:Мне кажется, знаете, здесь надо со школы начинать.
Виктор Садовничий: Безусловно.
Анатолий Торкунов:Ведь тот факт, что математику сдает такое малое количество сегодня у посольства, и физику тоже. И это, конечно, ограничивает выбор, набор в университеты, в том числе и в университеты высокой марки.
Виктор Садовничий:Анатолий Васильевич, я считаю, что и математикой, и физикой надо заболеть. Это некая культура. Это не просто преподавание математики.Это нужно суметь учителю в школе увидеть в человеке вот этот талант и его развивать. Потому что математика – это царица наук. Действительно, она должна видеть всё. И моделировать, и соседние дисциплины видеть, и уметь просчитывать, и доказывать, и быть уверенным. И потом все открытия, на самом деле, предыдущие технологические, они связаны с теоремами, ранее доказанными теоремами.
Анатолий Торкунов:Видимо, здесь вопрос заключается и в том, что надо подготовить такого учителя, который до сердца и до головы дойдёт.
Виктор Садовничий:Это верно. Вот это надо менять. И, кстати, родителей. Это наша общая задача.
Анатолий Торкунов:Может быть, здесь подумать о том, что учителей для школы должны готовить не только педагогические вузы, а в том числе и классические университеты по тому или иному направлению?
Виктор Садовничий:Абсолютно правильно. Мы немножко готовим, но мало.
Анатолий Торкунов:Мало. Всё-таки я посмотрел статистику, мало из университетов приходит сегодня на работу в школу.
Виктор Садовничий:Мало. И как-то считалось, что хорошо бы там менеджера, экономиста, юриста быстрее, а это, мол, второстепенно. Нет, вот это сейчас главное.
Анатолий Торкунов:Виктор Антонович, хотел поинтересоваться, ещё в последнее время появилось немало публикаций относительно тех космических экспериментов, которые вы готовите в 2024 году. Вот просьба сказать и рассказать нашим телезрителям об этом.
Виктор Садовничий:Вы знаете, в том фильме, что мы видели, сказано, что я заболел космосом. Действительно, так. Я дважды лауреат государственной премии за космические работы. И первая моя работа относилась вот к какой проблеме. Меня встретил Береговой и попросил создать аппарат, который делает невесомость на Земле.Конечно, я как математик понимал, что невесомость на Земле сделать нельзя. Но имитировать невесомость можно. И я взялся за создание такого тренажёра. Это центрифуга, консоль 18 метров. Может делать перегрузки 30G. Лётчик-испытатель 8G, 9G.И на конце кабина со степенями свободы, скафандр. И вот оказалось, что мы создали тренажёр, который полностью имитирует все этапы полёта: как невесомость, так и старт, так и посадка. Кровообращение, мы надевали скафандры на ноги для крови.И этот аппарат работает до сих пор, и он является базой подготовки космонавтов, как наших, так и зарубежных. Зарубежом такого аппарата нет. У меня как-то пытались немецкие коллеги выяснить, что я сделал. Тогда я не мог этого рассказывать, но тем не менее я знаю, что это уникальный аппарат. И второе, что мы заметили, что в космосе запаздывает зрение почтина секунду. То есть человек может в космосе сначала сделать, а потом увидеть, что он сделал. И так были аварии при выходе из космического корабля у некоторых космонавтов.Мы объяснили это явление через вестибулярный аппарат, через имитациювсехэтих процессов. И сейчас эта работа продолжается. И вот на МКС мы готовим эксперимент, вы спрашивали, такой специальный скафандр, который с помощью различных датчиков и источников электричества, будет напряжение, будет имитировать, действует так, что он будет имитировать и невесомость, и поворот.
Анатолий Торкунов:Это такие уже когнитивные исследования, да?
Виктор Садовничий:Да. И в том числе всё, что ожидает человека, можно будет имитировать, надевая этот шлем на голову.
Анатолий Торкунов:Кстати, очень перспективное направление исследований в целом и не только применительно к космосу, конечно.
Виктор Садовничий:Да, оно уже она принято и будет на МКС установлено.
Анатолий Торкунов:А скажите, вот вы не раз упоминали относительно того, что в МГУ работает единственный, по существу, на базе университета суперкомпьютер.
Виктор Садовничий: Да.
Анатолий Торкунов:Можно ли понимать, что этот суперкомпьютер используется не только учёными МГУ, но и учёными других университетов, которые занимаются продвинутой проблематикой, требующей использования такого суперкомпьютера?
Виктор Садовничий:Анатолий Васильевич, надо вспомнить, что сейчас у нас работает суперкомпьютер «Ломоносов». У него около пяти петафлопс. Это хорошая мощность для такого суперкомпьютера. Мы создали ассоциацию университетов, около 80 университетов. Не только университеты, институты и различные предприятия пользуются этим супервычислителем «Ломоносов». И он сыграл в своё время колоссальную роль в развитии вычислительных дел в нашей стране.Но время идёт, и мы понимаем, что мы отстаём. Некоторые зарубежные страны, конечно, имеют супервычислители уже гораздо большей производительности и мощи. И мы задумались, я задумался, как нам создать супервычислитель, особенно для дел, связанных с искусственным интеллектом.Мы создали такое супервычислитель. В наше время мы создали. Он называется «МГУ-270». Его мощность применительно к задачам с искусственным интеллектом 400 петафлопс. Было 5, сейчас 400. Мне кажется, такого супервычислителя в зарубежных университетах нет.Может быть, где-то есть, не будем спорить, но это один из самых мощных в этом направлении супервычислителей. Он введён у нас 1 сентября. Сейчас сформирован пул задач, поскольку это требует разгона, и он уже начал потихоньку решать эти задачи с искусственным интеллектом. Мы призываем всех, кто может иметь такие задачи и готов с нами работать на нашемсупервычислителе,план использования сейчас готовится. Это один из мощнейших и в стране, и в мире супервычислителей, особенно применительно к задачам искусственного интеллекта. Как математик – это умножение матрицы на вектор, так сказать, основная такая его операционная сила.
Анатолий Торкунов:Я понимаю, что это такой довольно мощный инновационный шаг.
Виктор Садовничий: Да.
Анатолий Торкунов:Но вот хотел бы вас попросить тоже несколько слов сказать о телескопе, о котором тоже в последнее время немало говорят.
Виктор Садовничий: Да, Анатолий Васильевич.Тут тоже он не так легко создавался. Он создавался тоже в трудное время, всё-таки уже более 10 лет назад. Но надо было иметь землю, надо было иметь точку, потому что точка должна быть очень полезна и приспособлена для этих наблюдений. Мы нашли эту точку в Карачаево-Черкесии, гора.Я вступил в разговоры с президентом и очень ему благодарен. Он поддержал нашу идею, выделил землю, проложил дорогу, и на самом деле в горах построен городок, огороженный забором. Это башня с телескопом, это дом для преподавателей, это лабораторный корпус.
Анатолий Торкунов:А целевая задача какая?
Виктор Садовничий:Целевая задача – это наблюдение всего, что происходит в космосе.
Анатолий Торкунов: В целом?
Виктор Садовничий:Появление новых звезд, то, что мы можем понимать о чёрных дырах и так далее. Он на то время был второй в стране по ширине зеркалаи помощи. Помощи, кстати, и по автоматизации первый был. Конечно, немножко время идёт, и его надо обновлять. Это очень дорого, и сейчас надо искать запчасти. Но он работает, и сделано очень много открытий. Мы открыли и новые явления, и новые звёзды. Я горжусь этим телескопом, и, насколько я знаю, коллеги хотят подать эту работу на премию правительства.
Анатолий Торкунов:Виктор Антонович, я понимаю, что, конечно, всенововведения, инновации,которых добивается МГУ, осуществляются в оченьтесном контакте с Российской академией наук. Вы член Президиума, как и я, академик уже много-много лет, и я знаю и по своей работе в Академии, и как член Президиума, что вузы сегодня активно очень сотрудничают с академическими институтами. Многие академики сегодня трудятся в качестве профессоров. В МГУ это было всегда. Вот я хотел бы, вместе с тем, вы знаете, каждый раз, когда какое-то общее собрание идёт академии очередное, всегда говорят, что всё-таки ещё не дорабатываем, вот смычка:вуз, университет и Академия. Как вам видится с вашей эмгэушной башни: как сегодня реализуется это сотрудничество с Академией наук? Насколько оно эффективно?
Виктор Садовничий:Анатолий Васильевич, тут больше надо говорить, может быть, о других вузах и институтах, потому что в МГУ работают около 300 академиков, и фактически у нас 4 филиала в наукоградах, и здесь неплохо, я так употреблю.Но я в своём выступлении на общем собрании ставил эту задачу. Спасибо, что вы её тоже подняли. Что, конечно, резервы есть. Сотрудничество Академии с университетами. И, я бы еще сказал, такие сетевые формы сотрудничества. И, может быть, какие-то…
Анатолий Торкунов: Консорциумы.
Виктор Садовничий:Консорциумы, да.
Анатолий Торкунов: Целевые причём.
Виктор Садовничий:Целевые. И это надо делать. Это поможет региональным университетам, это поможет науке. И это и Академии, и всем нам поможет. В Академии есть эти ресурсы, она хорошо работает, сейчас многие задачи ставит. Но мне кажется, что надо нашу связь усилить. У нас больше аспирантура, чем в Академии. Мы готовим кадры для Академии. Кому как не нам сотрудничать?
Анатолий Торкунов:Очень радостно то, что пошли всё-таки молодые люди в институты академические.
Виктор Садовничий:Да, вот это очень важно.
Анатолий Торкунов:Одно время входишь в академический институт по нашему направлению, видишь, ветеранов, которых знаешь уже десятилетиями, а молодых лиц мало. А сейчас, знаете, другая ситуация:и на конференциях, на семинарах много молодых толковых ребят. Это, конечно, очень радует.
Виктор Садовничий:Это наши аспиранты, они же хотят наукой заниматься.
Анатолий Торкунов:Да, и стали заниматься. Здесь, конечно, и целевая поддержка, гранты государственные.
Виктор Садовничий:Мы на хорошем старте, я бы так сказал. И вот я в своём выступлении подробнее говорил об этих консорциумах и создании, может быть, таких сетевых филиалов каких-то.
Анатолий Торкунов:Вы знаете, вот слово «филиал» вы произнесли, я бы сразу хотел бы обратиться к сюжету, связанному с филиалами университетакак внутриРоссийской Федерации, так и за рубежом. Как вы в целом оцениваете эту филиальную сеть сегодня? Есть ли у вас какие-то планы дальше двигаться в этом направлении в том числе за рубежом?
Виктор Садовничий:Анатолий Васильевич, здесь я бы призвал к такой очень аккуратности. Филиалы требуют сил, возможностей и университет должен понимать, что он берёт на себя большую ответственность, создавая настоящий филиал.Первый филиал, который мы создали, был в Севастополе. Тогда мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков взялся за строительство базы нашей – Лазаревские казармы, и предложил Московскому министерству сделать филиал. Мы сделали. Тогда это было в той стране. И этот филиал стал готовить кадры всего региона, не только из России, из других стран, для Украины. Он много сделалдля того, чтобы готовить хороших специалистов.
Анатолий Торкунов: Да, я там бывал, я знаю, очень хороший филиал.
Виктор Садовничий:И сейчас это ведущий филиал в России. Вот даже лауреат премии Президента для молодых учёных – выпускник филиала в Севастополе в прошлому году был. Хочу повториться, что это была просьба руководства, куда вложены были немалые средства и потенциал Московского университета. Я направил профессоров.Второй филиал был в Казахстане, когда президент Назарбаев попросил меня сделать. Я сказал: «Только потому что вы,Президент, просите, но вы должны кампус предъявить и средства». Так было сделано. Был представлен кампус и средства. Сейчас филиал в Казахстане – это один из ведущих. Сейчас там сдали здание такое в Астане и так далее.Тогда пошли все другие президенты: Каримов, Рахимов.
Анатолий Торкунов: В Узбекистане вы открыли филиал.
Виктор Садовничий:И только условились, что президент, и потенциал МГУ. Анатолий Васильевич, назову цифру, вы как ректор увидите. Мы посылаем тысячу профессоров в год в эти филиалы. Какой университет может позволить? Это, конечно, не на постоянное время, но тысяча поедут.
Анатолий Торкунов: Они на модули едут, на семестр.
Виктор Садовничий:Это надо иметь силы и потенциал. И, конечно, наши научные сотрудники, у нас 5000 научных сотрудников, наши профессора, преподаватели заполняют и делают это. Таким образом, зарубежные филиалы мы создавали только по просьбе и по решению главы государства. И, конечно, согласовывались с нашим руководством.Изюминка, я считаю, это наш совместный университет. Он, в общем-то, филиал в Китае, в Шэньчжэне. Я только что там был. Это чудо, выросшее на берегу пустынном. Я был в Шэньчжэне во время культурной революции тогда после сразу.И там была просто сетка рыбачья и больше ничего не было. Сейчас на этом месте 15-миллионный город Шэньчжэнь. И там построен университет, по виду весь напоминает Московский университет.
Анатолий Торкунов:Да. Кто-то был недавно у меня из преподавателей, сказал, что Шэньчжэнь – это три Нью-Йорка.
Виктор Садовничий:Да-да, три Нью-Йорка. И вообще, какое отношение коллег из Китайской Народной Республикисерьезное к этому филиалу! Мы туда посылаем очень много наших преподавателей, открываем новые факультеты наши и так далее. И, наконец, филиалы внутри нашей страны. Я напомню, первый филиал, который мнебыло поручено подготовить и сделать, был Ульяновский университет. Тогда к юбилею Владимира Ильича Ленина политбюро пригласило меня и сказало, а я был проректором: «Сделай филиал в Ульяновске». Филиал был создан в Ульяновске. Через 10 лет он стал самостоятельным университетом, сейчас – один из лучших университетов. Это первый филиал МГУ.Затем Севастополь. И совсем недавно мы открыли два филиала: в Сарове и в Грозном.
Анатолий Торкунов:Да, в Грозном недавно открыли же совсем.
Виктор Садовничий:Да, в этом году. В Сарове в прошлом году.
Анатолий Торкунов:В Сарова хорошая база была.
Виктор Садовничий:Хорошая база, но всё-таки построили кампус, университет. И снова это сотни преподавателей, академиков работает там, наших.Точно так же, как Грозный, поехали. Причём филиал в Грозном, я хочу сказать, что он не только для Чеченской Республики, но там много поступило из других республик, из России.
Анатолий Торкунов:Северный Кавказ, например.
Виктор Садовничий:Северный Кавказ, да. Это хороший филиал. Очень серьёзное отношение руководства в Чечне.Дан кампус готовый, построенный, оборудование.
Анатолий Торкунов:И сколько студентов там сегодня?
Виктор Садовничий:Мы набрали всего сейчас 50, а конкурс был 8 человек на место.
Анатолий Торкунов:А имеете ввиду его превратить в университет? С какой численностью студентов?
Виктор Садовничий:5000 – мы ставим задачу в ближайшие 2-3 года.
Анатолий Торкунов:Средний, но для региона большой университет.Но надо признать, что МГУ ведь дал жизнь очень многим институтам, которые сегодня активно работают.
Анатолий Торкунов:Я всегда низко кланяюсь МГУ, вспоминая, что МГИМО вышел из МГУ, был факультетом.
Виктор Садовничий: И Сеченовский университет.
Анатолий Торкунов:Стал университетом большим уже сегодня. Так что это, конечно, колоссальная совершенно работа.
Виктор Садовничий: Мы помним это и ценим.
Анатолий Торкунов:Но я вот всё-таки как представитель социогуманитарного блока хотел бы спросить: как вы оцениваете сегодня свой социогуманитарный блок? Тоже создано несколько новых факультетов, школ новых создано, высших школ в рамках университета. Считаете ли вы, что они сегодня работают эффективно, что они востребованыи в стране, и за рубежом?Или нужно какие-то вносить коррективы?
Виктор Садовничий:Анатолий Васильевич, я считаю, что, конечно, если бы у нас были только те три факультета гуманитарных, это хорошие факультеты, это мало для МГУ. Вот эти новые школы, факультеты я создавал, когда видел, что зарождается новое направление. У нас не было международных никаких...
Анатолий Торкунов: Отдельных факультетов.
Виктор Садовничий:Отдельных факультетов. Мы создали факультет международных отношений.
Анатолий Торкунов:Мировой политики.
Виктор Садовничий:Мировой политики. Кокошин возглавил, сделал.
Анатолий Торкунов: Да, я даже лекции там читал.
Виктор Садовничий:Да, вы читали лекции. Факультет глобальных процессов. Очень нужен, потому что...
Анатолий Торкунов:Да, хорошие конференции ежегодные делали.
Виктор Садовничий:Факультет госуправления. Но всё-таки это некая специфика – финансирование.И так можно перечислять все другие.
Анатолий Торкунов:Да, школааудита.
Виктор Садовничий:Да, школа бизнеса и аудита. И так далее. То есть мы стреляли, извините, в том направлении, где видели, что потребность есть и это быстро обрастет преподавателями и желающими учиться. И вот сейчас конкурсы на эти факультеты выше, чем на классические те. Конечно, это связано с тем, что там количество – чуть меньше мест. Но, тем не менее, потребность 40 человек на место, вы знаете. была.
Анатолий Торкунов: Да.
Виктор Садовничий:Поэтому этот блок очень нужен. И так вышло, что я как математик интересуюсь моделями, связанными с социальным развитием.
Анатолий Торкунов: У вас есть публикации на этот счёт.
Виктор Садовничий:И публикации. И вот последняя, я горжусь, мы послали доклад Римскому клубу с Акаевым. Мы оппонируем Медоузу, который говорит, что заканчиваются ресурсы планеты Земля и надо ждать катастрофы. Мы посчитали модели математические и сделали вывод, что при правильном отношении всех руководств, правительств страны, внимательном отношении к нашей планете Земля, это можно продолжить и даже не ограничено. Этот доклад Римский клуб одобрил и направил в «Шпрингер». И сейчас, три дня назад, вышла огромная книга, наш доклад, как доклад Римского клуба. И это хорошая модель, это не есть такие общие рассуждения. Это уравнение, это счёти наши прогнозы.
Анатолий Торкунов:Это очень важная тема. Я вот когдаехалсюда, на встречу, прочитал информацию относительно того, что очень резко выросло количество природных катастроф, в том числе на территории Российской Федерации.
Виктор Садовничий: Да.
Анатолий Торкунов:И я вспоминаю, что мой старший товарищ академик Лавёров, котороговы тоже хорошо, естественно, знали и у вас взаимное уважение высокое было.
Виктор Садовничий: Да, конечно.
Анатолий Торкунов:Он несколько лет тому назад подготовил доклад, такой, я бы сказал, даже страшненький, поскольку речь там идёт о росте не только техногенных и антропогенных катастроф, но и, собственно, природных катастроф. И вот здесь до конца сегодня мы не можем объяснить, что же происходит. Вот здесь такого рода математические модели и просчёты, мне кажется, должны побудить и власти в широкомпонимании, власти всех стран думать о том, что надо предпринять.
Виктор Садовничий:Вы абсолютно правы, потому что катастрофы могут сейчас приводить к непоправимые иногда последствия. Но их можно предвидеть и предсказать. И это вот и Лавёров, и другие наши учёные этим занимаются. И у нас есть предсказания, прогнозы.
Анатолий Торкунов: Говорят, что чуть ли не до 90% можно предсказать, 80-90%.
Виктор Садовничий:Кризисмы предсказали с точностью до двух дней.За год предсказали с точностью до двух дней кризис 2008 года. Это то, что математика говорит.
Анатолий Торкунов:Да, абсолютно. Но это ещё раз нас приводит к выводу о том, что математика нужна. Нужна математика.
Виктор Садовничий: То, с чего мы и начали, да.
Анатолий Торкунов:Я всё время ратую за то, чтобыи юристы сдавали, поступая на юридический факультет, математику по ЕГЭ.
Виктор Садовничий: Конечно, нужно сдавать.
Анатолий Торкунов:И те, кто идёт на международные отношения, должны знать. Сегодня большие данные. Как без математики заниматься большими данными?
Виктор Садовничий:Правильно. Я буду со временем требоваться.
Анатолий Торкунов:Так что я здесь ярый сторонник. Вы знаете, и раньше был всегда. Но не всегда всё получается у нас, потому что трудно это движение всегда.
Виктор Садовничий: Но мы вместе.
Анатолий Торкунов:Но мне кажется, что это очень важно и нужно. И здесь ваша деятельность, Виктор Антонович, и как ректора, и как выдающегося математика, я в данном случае без комплементарности говорю, просто констатирую, очень важна. Поэтому я хочу вас самым сердечным образом поблагодарить, что вы нашли время прийти на эту программу, где встречаются ректоры самых разных вузов из разных уголков нашей страны. И беседа с ректором нашего главного университета, который будет вскоре отмечать очень славный юбилей, и мы вместе с вами будем его, конечно, все отмечать, это очень важновас видеть, слышать, и то, что вы пришли на нашу программу. Я вас за это сердечно благодарю, спасибо!
Виктор Садовничий:Спасибо, Анатолий Васильевич, за программу, за беседу, спасибо!
Анатолий Торкунов:Спасибо, уважаемые телезрители, за то, что вы нашли время сегодня посмотреть эту программу. Я думаю, что она и познавательна, и интересна со всех точек зрения: и с точки зрения встречи с выдающимся человеком, и с точки зрения разговора о том, как сегодня выглядит Московский университет и высшая школа наша российская в целом. Спасибо, всего самого доброго!