Сети образования
https://otr-online.ru/programmy/rektorat-s-anatoliem-torkunovym/seti-obrazovaniya-77658.html Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и сегодня в эфире очередная программа «Ректорат».
Тема нашей сегодняшней беседы, как мне представляется, очень актуальна. Я сужу по тем вопросам, которые получаю на свою электронную почту от телезрителей, которые смотрят нашу программу «Ректорат», от абитуриентов, от их родителей. И мы сегодня поговорим о сетевом образовании, сетевом взаимодействии наших российских вузов.
В общем, практика-то появилась совсем недавно, поэтому многие не очень хорошо себя представляют, а что это такое. Хотя практика активно внедряется в жизнь наших университетов, причём университетов, которые расположены в самых разных регионах: и в центре, и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и на юге. И сегодня у нас будет возможность поговорить с руководителями, которые хорошо эту тему знают и достаточно давно уже реализуют такие программы.
Я хотел бы с удовольствием представить Лемку Измайлову – заместителя директора «Социоцентра». А «Социоцентр» – это оператор государственных программ развития в сфере науки и высшего образования. Очень важная структура, с которой мы все активно сотрудничаем. Хотел представить вам Глеба Туричина – ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, Дмитрия Глушко – ректора Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва. И чуть позже к нам по видеосвязи из Ставрополя присоединится Владимир Ситников – ректор Ставропольского государственного аграрного университета.
Дело в том, что сетевая программа в некоторых случаях не предполагает двух дипломов. Это просто дополнительные, может быть, квалификации. То есть здесь самое большое разнообразие форм для такого сетевого образования. Поэтому мы поговорим о том, какие же формы сегодня существуют и как это дело будет развиваться дальше.
Но я хотел бы сейчас спросить Лемку Султановну, поскольку в рамках «Приоритета-2030» эти программы стали развиваться особенно активно: как вам видится формат этот, перспективы и вообще ваше суждение, экспертное суждение в «Социоцентре» на этот счёт?
Лемка Измайлова: Появились они сравнительно недавно, если считать в образовании, сроки пролонгированы, на самом деле сетевые программы или, если правильно говорить, образовательные программы, реализуемые в сетевой форме, вошли в нашу жизнь вместе с новой редакцией закона «Об образовании» в 2012 году. В 2015 уже появились первые методические рекомендации, но это был ответ на вызовы времени, когда вузы понимали, что, объединившись с коллегами, с партнёрами, они могут достичь большего синергетического эффекта, лучше подготовить выпускника. А уже с вхождением в нашу жизнь обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов, вы помните, коллеги, начиная с 17-го года, в 18-ом, в 19-ом стандарты обновлялись, так называемые стандарты «3.2+А», дали возможность строить программы уже по модульно-компетентностному принципу. То есть было очень удобно какие-то модули в объёмах определённых зачётных единиц отдавать партнёрам. И партнёров подбирали не по принципу дружбы, а правильный подбор партнёров был по дефицитарному признаку. Если мне сложно купить дорогостоящее оборудование, либо мне нужно привлечь высокопрофессионального специалиста, я его искал у другого вуза, который реализует такую же программу. И это мне позволяло лучше готовить выпускника. И после этого совершенствоваться стала нормативно-правовая база. Вышел приказ о том, как оформлять всё это правильно. И у нас статья закона 15, которая регулирует реализацию программ в сетевой форме, она претерпела изменения, и возможностей у вузов стало больше. И мы стали привлекать не только образовательных партнёров, а уже стали выстраивать свои правильные взаимоотношения с научными организациями, с индустриальными партнёрами. И вот с этого момента как бы пошла вторая жизнь сетевых программ, что «Приоритет-2030», популярный у нас не только в образовательном сообществе, а вообще в целом, проект, который несёт в себе огромный потенциал, и вот этот проект стратегического академического лидерства, и новый проект передовой инженерной школы, они берут за основу как раз сетевые программы, где можно создавать уже такие коллаборации с серьёзными индустриальными партнёрами. И технологический суверенитет по-другому нам не вытащить. Соответственно, сейчас сетевые программы, они, как в известной песне, «ширится, растёт заболевание», уже нормативно-правовая база позволяет нам реализовывать эти программы во взаимодействии с разными партнёрами. Причём количество участников не ограничивается никак. И рядом с сетевыми программами идут программы двойных дипломов. Есть программа, когда у нас один диплом выдаётся по образовательной программе, и вместе с тем программа двойных дипломов.
Анатолий Торкунов: Мне кажется, всё-таки, чтобы телезрители поняли лучше, речь идёт о том, что такого рода сотрудничество дает возможность использовать вузом те компетенции другого партнёра, которого не хватает, собственно, у самого вуза, или лабораторного оборудования дорогостоящего, которым, конечно, надо делиться со своими друзьями и партнёрами.
И мне кажется, что формы, которые возможно реализовывать в рамках этого сетевого партнёрства, могут быть самыми разными. Это, конечно, и программы двойного диплома, это дополнительные квалификации. Вообще, как мы знаем, и Министерство образования, и наш руководитель – президент –не раз говорил о том, что очень важно получать квалификации на самом острие сегодняшних потребностей экономики, науки.
И я вот хотел, Глеб Андреевич, поинтересоваться, я знаю, что у вас достаточно давно такого рода практика есть, эффективная, в том числе Санкт-Петербург и ваш университет активно сотрудничают с дальневосточниками. Вот скажите, что вы видите как зерно вот такого рода сетевого партнёрства и на что обращаете особое внимание сегодня?
Глеб Туричин: Знаете, такое партнёрство – это штука действительно, во-первых, она относительно новая, потому что, если вспомнить, у нас и до 2012 года были формально сетевые программы, просто помните эту историю: вы к нам приезжаете летом на две недели со своими студентами, а мы к вам приезжаем со своими студентами в горнолыжный сезон на две недели и занимаемся культурологией. То, что сейчас называют «сетевыми программами», это на самом деле другое. Мы-то как попали в это сетевое обучение? До 2018 года относились как все, то есть никак мы к этому делу относились. В 18-м году просто президент поручил как-то поднять качество подготовки судостроителей. На Дальнем Востоке начал строиться завод «Звезда». Это совершенно конкретная задача. Для конкретной задачи было выбрано по факту сиюминутное решение. Люди нужны на Дальнем Востоке, учиться должны местные ребята, потому что, по-честному, если приедут ребята с Дальнего Востока учиться в Москву или в Питер, процент возврата будет небольшим. А компетенции собственные дальневосточников были недостаточные. Нам сказали: «Ну-ка сделайте вот так вот, чтобы вы их к себе брали, у себя учили, и они потом оказывались там». Вот так возникла наша сетевая программа с Дальневосточным федеральным университетом. И когда мы это начинали, вообще понимания не было о том, как организовать, понимания не было, как финансировать, потому что ещё не было министерского механизма, на нас, как на морских свинках, практически его отрабатывали. Вот как сделать так, что один университет отдаёт свои по факту контрольные цифры приёма другому университету? Он тогда должен как бы и деньги за образование отдать. Министерство выстраивало и выстроило вот этот механизм компенсации. Мне кажется, он пока ещё не очень рабочий. Как-то работает. Но, на самом-то деле, я вообще считаю, всё-таки сетевые программы, так, как они у нас сейчас идут, это временный паллиатив. Сейчас это действительно трансляция компетенций, которые где-то есть на максимально более широкую аудиторию выпускников. Когда наконец случится такое, что у нас все вузы, региональные вузы, они будут хорошо оборудованы, они будут иметь идеальный кадровый состав, такого, наверное, не понадобится. Ведь, если честно, в мире такой штуки нету. Есть обмен, это другое.
Анатолий Торкунов: В этом, конечно, есть, видимо, рациональный зерно, то, о чём вы говорите. Но если говорить о сетевых программах, положим, двойного диплома магистерских, то они вообще давно существуют. У нас 35 таких программ было, в том числе с зарубежными вузами.
Глеб Туричин: С зарубежными у нас тоже было.
Анатолий Торкунов: И сейчас достаточно много этих программ. Чуть меньше, конечно, в силу понятных причин, но они существуют.
Вот я, Дмитрий Евгеньевич, хотел у вас спросить. Я знаю, что у вас есть такого рода сетевые программы с Пермским университетом, с Андижаном, вы говорили. Но вы мне рассказали сейчас перед программой, что у вас развивается очень интенсивная и интересная сетевая программа с нашими китайскими партнёрами. Просьба рассказать, как с зарубежными партнёрами реализуется сетевая программа и какие перспективы вы здесь видите?
Дмитрий Глушко: Анатолий Васильевич, основой для этой магистерской программы с Университетом науки и технологий Цзянсу стало научное исследование. И в целом это выросло именно через взаимодействие учёных в рамках совместных научных проектов. Этот университет китайский – один из ведущих в области судостроения в Китае, и мы достаточно в Саранске далеки от моря, но тем не менее магистерская программа «Теплотехника и теплоэнергетика» уже успешно реализуется с 2016 года, достаточно много выпусков. И в итоге этих проектов, когда студенты начинают год обучения в Китае, завершают обучение у нас в Саранске и проходит совместная аттестационная комиссия, государственная аттестация, совместная защита и выдача двух дипломов, это приводит в том числе и к дальнейшему погружению выпускников магистратуры в исследовательскую работу, патентованию результатов научных исследований. Во-первых, растёт количество с китайской стороны студентов этой программы из года в год, каждый год плюс 10-15% к составу. Мы растём и по количеству и российских студентов, которые поступают на эту программу. И китайские партнёры сейчас, видя успех такого взаимодействия, предложили нам, по сути, создание совместного российско-китайского института на базе университета Цзянсу уже по 10 программам. И здесь мы выходим значительно шире, чем магистерские программы, переходя в программы бакалавриата. Но основой всё равно является погружение и в исследовательскую работу студентов и в те направления научной деятельности, которые в наших университетах присутствуют. Поэтому, безусловно, я коллегу поддержу, что когда мы говорим о бюджетных местах, то возникает проблема с моделью финансирования, доведения этих средств. Это действительно проблема. Тем не менее, на примере взаимодействия с Пермским университетом, как раз когда мы отдельные модули, проходим обучение друг у друга в рамках программы по профилю «Фотоника», но с иностранными партнёрами, программами, реализуемых на оплатной основе за счёт самого обучаемого, либо за счёт наших индустриальных партнеров, они, конечно, хорошая перспектива для их развития. Но для нас как исследовательского университета крайне важны программы через научные проекты. Сейчас, помимо китайских партнёров, мы видим заинтересованность партнёров из индийских университетов в подготовке и аспирантов по таким программам сетевым и годичных учебных стажировок в области биотехнологий, что для нас является сегодня приоритетным для университета. И что радует, это и развитие программ по подготовке преподавания русскому языку в наших иностранных университетах в той же Индии. Запрос на это очень большой. И коллеги из зарубежных университетов активно ищут в России университеты, способные и готовые реализовывать такие программы совместно.
Анатолий Торкунов: Вы знаете, мне представляется, что даже в случае, если все наши вузы, вообще региональные будут совершенны, то есть у них будет прекрасный лабораторный база, замечательные преподаватели, но всё равно в одном вузе объединить самые разные компетенции невозможно. А сегодня, как я себя представляю как ректор такого социогуманитарного, экономического университета, всё-таки очень важно обеспечить синергию естественнонаучных и даже инженерных знаний, и социогуманитарных знаний. И поэтому получение дополнительной квалификации благодаря вузу-партнёру приобретает всё большее значение и интерес у студентов.
Вот я сейчас хотел попросить Владимира Ситникова, Владимир Николаевич подсоединиться к нам. Вот мы очень, я не буду рекламировать свой собственный вуз, но с Владимиром Николаевичем мы очень активно сотрудничаем, причём вроде где МГИМО и где сельское хозяйство. А тем не менее, вот эта квалификация, которую мы даём нашим студентам, Владимир Николаевич своим, а мы своим дополнительно. Ставропольский государственный аграрный университет – один из лучших университетов аграрных в России, может, даже лучший, но я не буду утверждать это лучшим аграрникам судить.
Владимир Николаевич, вот как вам кажется это сотрудничество, но не только на примере сотрудничества с нашим университетом, а в целом сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия, насколько вы его оцениваете как эффективное и перспективное на будущее? Хотя я знаю, что у вас новые лаборатории, новые здания и вообще возможности хорошие сегодня.
Владимир Ситников: Анатолий Васильевич, добрый день! Добрый день, коллеги! Спасибо за высокую оценку. Анатолий Васильевич, вот сегодня коллеги говорили о том, что, возможно, в далёкой долгосрочной перспективе сам стандарт сетевого взаимодействия будет неактуален. Может быть, и так. Но, говоря о сегодняшних реалиях, я буквально кратко скажу, что мы являемся участниками программы «Приоритет-2030». Сегодня реализуем три стратегических проекта. Два ключевых – это генетика и селекция в растениеводстве и животноводстве. Вот вы сказали о лабораториях, да, у нас замечательная лаборатория, мы открыли Институт аграрной генетики и селекции, но сама реализация без фундаментальной науки, без возможности почерпнуть компетенции ведущих научных и образовательных центров нашей страны, она просто невозможна. Поэтому на сегодняшний день это очень актуальный продукт, своевременный продукт, который мы реализуем. Анатолий Васильевич , вы говорили о нашем взаимодействии – МГИМО и Аграрного университета, оно действительно, мне кажется, уникальное, потому что начиналось всё с дополнительного профессионального образования, когда мы занимались подготовкой сельхозатташе. В 21-м году мы уже начали наборы по магистратуре «Мировые аграрные рынки». На сегодняшний день идёт набор на две сетевые программы бакалавриата с двумя дипломами. Поэтому продукт очень интересный, двигаемся. И, возвращаясь опять-таки к технологическому суверенитету, о чём Лемка Султанова сказала, невозможно для нас, для региона, без ведущих научных центров реализовать те сверхзадачи, которые перед нами сегодня стоят. Поэтому мы работаем в этом направлении. У нас шесть образовательных программ. Мы работаем с пятью ведущими университетами. Это МГИМО, МФТИ, МГУ, Высшая школа экономики и Финансовый университет. Поэтому всё неплохо получается. Мы сегодня понимаем, что это точно история для талантливых студентов. У нас 39 сегодня участников программы, сетевых программ. Это практически 0,5% от общего набора. Почему я это говорю? Обратил внимание на аналитику. У нас сегодня в стране 4 миллиона студентов в высшей школе. 1,2% получают обучение в рамках сетевых образовательных программ. Поэтому мы тоже понимаем, что это не будет носить массовый характер, хотя масштабировать сами сетевые программы мы бесспорно будем. Поэтому считаю, что это хороший такой инструмент, и здесь Лемке Султановне хотел сказать: огромное спасибо «Социоцентру», потому что наша компетенция, сама сборка программ, обучение преподавателей очень здорово нам помогли. Поэтому вот в таком ключе, Анатолий Васильевич.
Анатолий Торкунов: Спасибо большое, Владимир Николаевич! Будем продолжать сотрудничать, и я очень доволен тем, как это сотрудничество развивается и у нас с вами, и с другими вузами в рамках сетевого взаимодействия. Спасибо вам большое!
Владимир Ситников: Спасибо!
Анатолий Торкунов: Я хотел бы сейчас Лемку Султановну спросить: вот хорошо, что вузы сотрудничают и создают такого рода сетевые программы, но ведь мы создаём их не просто ради интереса, мы же работаем всё-таки на экономику и должны работать на индустриального партнёра, если говорить о секторе реальной экономики. Вот как вам видится сегодня в «Социоцентре», насколько эффективно сотрудничество университетов в контексте сетевых программ с индустриальными партнёрами?
Лемка Измайлова: Это теперь главное условие, потому что работодатель хочет подготовленного специалиста. У нас всегда была такая расхожая фраза «Забудьте теперь всё, чему вас учили в университете, будем вас переучивать». Время сжимается, жизнь ставит другие вызовы, новые вызовы. Работодатель не готов сегодня переучивать специалиста. Он хочет получить специалиста, не только владеющего компетенциями по своему направлению. Это должен быть человек, который владеет междисциплинарными компетенциями. Кроме того, он должен уметь работать в команде, это очень важно. А вот эти опыты, когда студент может поучиться на одной площадке, пройти практику на другой площадке, попасть в современную лабораторию, есть всё-таки ещё и непереносимые ресурсы. Даже если наступит завтра светлое будущее, и мы все будем оснащены хорошими лабораториями, у нас у всех появятся сильные специалисты, мы не будем искать научного руководителя в другом вузе, при всём этом останутся непереносимые ресурсы, останутся наши суперкомпьютеры, которые не каждый сможет себе позволить, останутся площадки уникальные, с уникальными кадрами, с уникальными научными школами, которые не сделать в мгновение ока. И работодатель запрос сегодня делает именно на такого выпускника. И, знаете, недавно тоже на одном из мероприятий, кстати, это было в МГИМО на нашем Priority Fest. Мне понравилась формулировка ректора Бауманки, когда он сказал, что нужен инженер, обладающий определёнными компетенциями, но имеющий при этом волю к победе, волю к результатам. Вот чтобы эта воля уже была у специалиста, чтобы он умел достигать эти результаты, и чтобы кроме теоретической подготовки, которую он может получить в великолепной образовательной организации, были ещё и практические навыки. А нужно не забывать о том, что сегодня нормативно-правовое сопровождение реализации образовательных программ, оно уже не то, которое было даже 10 лет назад. Когда не секрет, вот из своего прошлого скажу, работая в Рособрнадзоре, вуз заявлялся на государственную аккредитацию, при этом предпочитал не показывать реализуемые сетевые программы, потому что они были достаточно хорошо оформлены.
Анатолий Торкунов: Да, я помню.
Лемка Измайлова: Сегодня у нас есть разные варианты: мы можем выдавать два диплома, мы можем выдавать диплом базовой организации, мы можем выдавать диплом и вторую квалификацию в рамках переподготовки, в рамках профессионалитета.
Анатолий Торкунов: Это очень хорошо, что такое многообразие. И не надо всё сводить к одному, как мне кажется, положим, практике двух дипломов. Это совершенно не обязательно.
Лемка Измайлова: Вариантов много, они все прописаны.
Анатолий Торкунов: Но всё-таки «воля волей, если сил невпроворот», как пел Высоцкий, конечно, важно проявить эту волю. Но очень важно, чтобы участие в этом принимал индустриальный партнёр. Вот вы ставили вопрос относительно того, что не до конца отрегулированы проблемы с финансированием со стороны Министерства образования и науки. Это действительно так. Но ведь мне кажется, что сегодня важно, чтобы индустриальный партнёр, раз он так, а это действительно так, заинтересован получить готового специалиста, которого не надо будет переучивать по Райкину – «забудь, мы тебя научим», он должен помогать в том числе обеспечить и финансовую поддержку.
Вот как в вашем случае это выглядит? Можно даже не называть компании, а то сочтут, что это реклама на телевидении.
Глеб Туричин: Знаете, такие компании, говорится, они не нуждаются в рекламе. Но в действительности такое участие просто является показателем реального интереса.
Анатолий Торкунов: Конечно.
Глеб Туричин: Потому что ведь на самом деле очень много приходит, и промышленных компаний приходит, говорят: «Нам надо учить вот так». А сейчас ведь можно сетевые программы организовывать с промышленными предприятиями. А вот я хочу, чтобы это прозвучало, это действительно так, это позволяет и базу их использовать, и часто очень хороший кадровый состав для обучения. У нас есть такие программы, в том числе просто: там нет второго вуза, там есть какая-нибудь замечательная высокотехнологичная передовая государственная корпорация, сотрудники которой с удовольствием реализуют свои желания кого-то научить тоже. Вот работает человек генеральным конструктором, а ему хочется всё же кого-то поучить.
Анатолий Торкунов: Тем более, что многие из Высшей школы вышли вообще.
Глеб Туричин: Да.
Анатолий Торкунов: Руководство корпораций были доцентами, профессорами, в аспирантурах учились. Я многих знаю просто лично, все, в общем, имеют такой бэкграунд научный и педагогический.
Глеб Туричин: И недалеко ушли, мы им как бы не дали далеко уйти-то. Но только тогда, когда корпорация говорит реально: «Да, ребята, мы вложимся», – и они вкладываются в это дело. Вот наша дальневосточная история, а это, поверьте, дорого из Питера учить людей во Владивостоке.
Анатолий Торкунов: Дорого, да.
Глеб Туричин: Потому что билет банальный, билет дорого стоит. А когда «Роснефть» говорит: «Да ладно, нам так надо, нате вам, только сделайте, чтобы было хорошо». У нас уже есть выпускники вот этой сетевой программы, пять человек, они, собственно говоря, все пять там и работают, в Дальневосточном центре судостроения. И «Роснефть» не планирует прекращать эту историю совершенно. И мы не будем. Поэтому действительно, то, что вы сказали, что здесь важно многообразие форм. И хорошо, что Министерство эту систему создает как гибкую систему: можно так, можно так.
Анатолий Торкунов: Тем более, что, знаете, в правилах, в распоряжениях не всё можно прописать. Жизнь всё время какие-то новые вызовы вбрасывает нам. И так или иначе надо на них гибко реагировать и давать вузам в этом смысле, если есть толк и есть результат, давать вузам, конечно, гораздо больше свободы. Сейчас, в общем, достаточно.
Глеб Туричин: Она есть, по факту она есть сейчас.
Анатолий Торкунов: Но, тем не менее, я думаю о будущем. Уверен, что автономия вузов в принятии решений будет расширяться. Во всяком случае, должна расширяться.
Вот я, Дмитрий Евгеньевич, хотел у вас поинтересоваться: с точки зрения региональных, индустриальных партнёров, научных партнёров, как выглядит сегодня ситуация у вашего большого известного университета? Именно с региональной точки зрения, региональных партнёров.
Дмитрий Глушко: У нас есть достаточно большое количество партнёров, и мы даже создали у себя Совет по стратегическому развитию, который создан по инициативе собственников бизнеса. Это компании, расположенные в регионе, но осуществляющие свою деятельность в масштабе всей планеты, на самом деле. И с одной из фармкомпаний мы как раз выиграли по программе «Приоритет», специальную часть, создаём Центр биотехнологии и медицины. И сегодня, говоря о взаимодействии с индустрией, с компанией мы занимаемся использованием их инфраструктуры для выстраивания подготовки, в том числе за деньги этой компании. Это и бакалавры, это и магистры, это и аспиранты, подготовку которых мы осуществляем, ведём научные исследования. Но что интересно, мы стали использовать вместе с компанией, такая сетевая программа, которая включает, нам нужны в конечном счёте технологи химического производства. И мы начинаем с этой компанией искать людей, начиная со школ, реализуя проект, который касается школьников. Он позволяет увеличить и средний балл Единого Госэкзамена по химии, который вырос в регионе и значительно вырос, и поднимать набор в 200 человек школьников по итогу прошлого года участия в программе, которым эта химия интересна, они делают определённые успехи, и из выпусков 25 человек 16 поступают в наш университет, потому что мы с этой компанией сумели их заинтересовать. Кроме того, компании начали вкладываться в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет», создавая на базе учреждений среднего профобразования тоже сильную инфраструктуру. И вот сейчас, на прошлой неделе, с этой компанией, руководителем по персоналу, мы занимались тем, что 21 выпускника этого года, заканчивающих программу «Химическое производство», заканчивающих программу СПО в колледже, убеждали и их, и родителей о том, что наша сетевая программа с этой компанией и обучение на производственных площадях, в том числе этой компании, позволяют ускорить процесс обучения в рамках индивидуального плана выпускника СПО, продолжающего своё образование, но уже работающего на предприятии, потому что, ещё обучаясь в СПО, они уже там работают. Поэтому взаимодействие с индустриальными партнёрами позволяет действительно, с одной стороны, использовать их инфраструктуру, но, что важнее всего, создавать уникальный профиль подготовки специалиста.
Анатолий Торкунов: Нацеленно, таргетированно.
Дмитрий Глушко: Сопровождая его, показывая, что ты будешь получать выше среднего по региону заработную плату и при этом будешь продолжать обучение по программе высшего образования, ещё и получая поддержку этой компании. И таких компаний не одна, их несколько и в пищевом производстве. И это очень радует, что компании понимают, что они вынуждены вкладывать средства свои в производственные мощности, в расходные материалы, в электроэнергию и коммунальные расходы, но они, если не будут вкладывать средства в подготовку людей, то они бесплатно этих людей не получат.
Анатолий Торкунов: Совершенно согласен. А вот всё-таки если говорить, собственно, о приоритете, очень важном инструменте сегодня, президент об этом специально даже сказал в своём послании, как вам видится роль «Приоритета» и «Социоцентра» в поощрении создания такого рода сетевых программ, мониторинга их работы? Оценку вы уже дали сегодняшнему состоянию, но «Приоритет» ведь продолжается, и сказано было руководителем нашим, что «Приоритет» будет сохраняться в обозримой перспективе. Как будут эти рамки расширяться, как вы будете поощрять к этому вузы?
Лемка Измайлова: Справедливо вы в начале нашей беседы отметили, является ли «Приоритет» таким толчком к расширению таких программ? Абсолютно.
Дмитрий Глушко: Является.
Лемка Измайлова: И в продолжение того, о чём говорили коллеги, у нас даже на заявку, когда вуз заявляется для участия в этом стратегическом проекте, он уже приходит с индустриальным партнёром. Это обязательное условие. И как интересно всё-таки жизнь ставит перед нами вызовы, и мы их принимаем, и сейчас очень гибко на них реагируем. Дело в том, что мы уже видим и в «Приоритете», особенно в «Приоритете», и в передовых инженерных школах, они-то уже идут как такой отраслевой трек, нацеленный на инженерное образование, на технологический суверенитет. А в «Приоритете» как интересно у нас меняются вузы. Лет так 10-15 назад, помните, мы все становились университетами, мы все становились многопрофильными вузами. Сейчас каждый занимает свою нишу. Есть трек, который нацелен на равномерное пространственное развитие, и здесь как раз сетевые программы имеют очень большой ресурс по тому, чтобы остановить отток лучших абитуриентов из регионов, которые тоже должны развиваться. Это прекрасная возможность, которую дают сетевые программы. Вторая вещь, второй потенциал, который они несут: опять же индустриальный партнёр, который готов вкладываться, который поддерживает программу, который входит со своими ресурсами – кадровыми, финансовыми, административными ресурсами, он и задаёт сегодня модель выпускника, которого можно подготовить, только скооперировав усилия науки, которая будет нам давать прогноз на лет 10-15 вперёд, как будет развиваться та или иная отрасль, какие у нас там будут потребности, образовательная организация, которая сможет всё это реализовать, построив правильные, инновационные, инновационные не только по формальному признаку, а по своему духу, по своему содержанию программы, прорывные программы, которые учитывали бы критические технологии, которые сегодня мы должны заполнять, тоже отвечать на эти вызовы. И, соответственно, программа «Приоритет» изначально нацелена на амбициозность проекта и в то же время на то, чтобы специалистов готовить быстро, реагируя на те вызовы, которые ставит сегодня работодатель, которые ставит государство перед нами, рынок ставит перед нами. «Приоритет» даёт такую возможность.
Анатолий Торкунов: Коллеги, а вот вы считаете, что мы достаточно ведём информационную работу с тем, чтобы и до абитуриентов, и до их родителей довести сведения о том, что развиваются у нас такого рода сетевые программы, которые исключительно интересны, важны для молодых людей, и что это даст им возможность получить дополнительную квалификацию? Более того, всё-таки мне кажется, очень важно для молодых людей действительно на разных площадках побывать. Даже то, что раньше у нас было, когда мы обменивались, вспоминали: летом спортивный лагерь, зимой лыжный лагерь и так далее. Это же тоже было безумно полезно и очень интересно, потому что для молодых людей любая новая информация, впечатления, визуальные впечатления играют огромную роль для интеллектуального развития и для информационного какого-то развития, для коммуникации, о чём совершенно справедливо говорила Лемка Султановна, потому что сегодня без способности коммуникации, работы в команде, работы с незнакомыми людьми, когда ты приезжаешь в другой вуз, незнакомые преподаватели, в классе с тобой занимаются ребята из другого университета, в общежитии живут ребята, с которыми ты до этого был незнаком, и ты вынужден, должен, даже если ты интроверт в известной степени, всё равно должен выходить на коммуникацию, знакомиться, дружить, проводить и свободное время, и в классе проводить время вместе, в лаборатории. Мне кажется, что это исключительно важно. Вот мне представляется, что мы всё-таки сегодня не до конца эту форму пропагандируем. Не среди себя, ректоров и руководителей, а для родителей и студентов. Почему я говорю? Вот смотрит, положим, родитель, опытный и критически настроенный, говорит: «Конечно, сетевое взаимодействие: то в одном вузе, то в другом вузе, переезды. А в конце концов выучится непонятно на что и будет выпускником сразу даже с двумя дипломами, будет непонятно, а чему вообще научился, метался во время учёбы из вуза в вуз, менялись преподаватели. Вот когда мы учились, тогда у нас был профессор Петров или профессор Иванова, вот мы провели свои годы и, как говорится, поклоняемся этим профессорам». Что очень хорошо, я считаю, что, конечно, надо быть благодарным профессорам, которые нас учили. Но, тем не менее, жизнь-то другая, она меняется, она требует и новых подходов, и новых впечатлений даже, я бы так сказал. Как вы считаете?
Глеб Туричин: Знаете, вы дважды правы. Первое – это то, что я не считаю, что мы достаточно информируем. Мы вообще недостаточно информируем о том, какое у нас сейчас высшее образование, какого оно стало качества, оно изменилось качественно очень сильно. Кстати, если честно, что меня удивляет, я-то всегда ожидаю от абитуриентов и родителей активной позиции, понимаете, а её нет.
Анатолий Торкунов: Нет, критической-то позиции достаточно.
Глеб Туричин: Активной – это хотя бы понять, а как учат. Они примерно знают: «Мы рейтинг вузов читали». Продолжайте читать. И то, что обучаясь на сетевой программе, а ведь сейчас такого пока нет, но, я надеюсь, оно возникнет. Мы пытаемся сейчас создать такую по аддитивным технологиям такую программу-вертушку. Много вузов будет задействовано, и дети будут переезжать за своим модулем по всем вузам. А у нас же дети страны не знают. У нас и взрослые страны не знают.
Анатолий Торкунов: Справедливо абсолютно.
Глеб Туричин: И возможность не просто посмотреть Россию, а возможность понять: вот в Самаре, какие моторы делают в Самаре, почему так, какая школа конструкторская, кто такой был Кузнецов, и почему до сих пор все о нём говорят.
Анатолий Торкунов: Я только что в музее там был, смотрел работы Кузнецова.
Глеб Туричин: А потом в Перми и понять, почему двигатель может быть без редуктора и тоже хороший. И вообще посмотреть на живого классика, который там работает. А потом приехать к нам и посмотреть технологии с завтрашнего дня – создание этих моторов. В Москву приехать.
Анатолий Торкунов: И в Саранск приехать.
Глеб Туричин: И в Саранск. Саранск это другое. Это по порошкам. Вот по порошкам надо в Саранск.
Дмитрий Глушко: И не только по порошкам. Китайцы едут учиться у нас судовым энергетическим системам, например.
Анатолий Торкунов: Кстати, зрители не знают, что в Мордовском государственном университете 3,5 тысячи иностранных студентов.
Дмитрий Глушко: Да.
Анатолий Торкунов: В том числе почти полторы тысячи, по-моему, индийцев.
Дмитрий Глушко: Индийцев тысяча у нас человек. Они едут учиться. Я коллегу поддержу, что качество образования изменилось. Это как раз видно по иностранным студентам. Они к нам едут, потому что хорошее качество. И информированность их и стремление, и смелость принятия решения о поступлении на сетевые программы у иностранцев выше, чем у наших студентов, и действительно у них более активная позиция. С этим нам надо действительно работать. Рассказывать о возможности обучения в Саранске или в Воронеже, возможности получения нужных компетенций и знакомства с практикой работы предприятия, организации культуры рабочего в местных предприятиях через сетевые программы. Это как раз обогащение представления для последующего трудоустройства. Ведь все ещё очень часто стремятся к тому, чтобы обязательно, закончив свой вуз, остались в этом регионе. Но для нас одним из показателей является как раз заработная плата нашего выпускника. И когда он едет в большой регион, это тоже хороший показатель для университета, раз мы можем качественно осуществлять подготовку специалиста трудоустраивающегося на самых технологичных производствах в крупных корпорациях России. Поэтому об этом надо говорить, об этих возможностях. И действительно, коллеги, нам иногда сетевые программы позволяют получить компетенции в неожиданных на самом деле университетах, потому что там что-то есть сильное, уникальное и привлекающее.
Анатолий Торкунов: Друзья мои, спасибо большое! Я думаю, что наша сегодняшняя дискуссия ещё раз показала, насколько у нас разнообразная и высокоуровневая высшая школа. И я думаю, что может быть, конечно, не до конца, но всё-таки появится большее понимание, что мы имеем в виду, когда мы говорим о сетевых программах. Я хочу поблагодарить участников нашей дискуссии, а телезрителям, как всегда, пожелать здоровья и благополучия. Спасибо за внимание. До свидания!