Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и сегодня у нас в эфире очередная программа «Ректорат». Голос за кадром: Анатолий Торкунов – дипломат, историк и политолог, ректор одного из ведущих российских вузов – Московского государственного института международных отношений, профессор, член президиума Российской академии наук, член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Анатолий Торкунов: Сегодня мы поговорим по теме, которая, на мой взгляд, волнует всех. Это тема подготовки спортсменов, не просто спортсменов, но подготовки всех, кто так или иначе вовлечён в спорт и физическую культуру. Это и, собственно, сами спортсмены, это их тренеры, это те, кто обеспечивает логистику всей этой работы. У нас на сегодняшний день в России 120 вузов, которые готовят спортсменов. Хочу напомнить, что до начала изменений 90-х годов в Советском Союзе у нас был всего 21 вуз, который готовил спортсменов и тренеров. Казалось бы, достаточное количество учебных заведений, преподавателей, которые вовлечены в эту работу, но тем не менее мы довольно часто слышим критику и в части, касающейся высоких достижений в спорте, но должен сказать, что чаще всего всё-таки критику в адрес тренеров, в адрес тех, кто занимается физкультурой с нашими детьми в школах, а это тоже выпускники физкультурных институтов. И вот сегодня мы об этом поговорим с нашими авторитетными экспертами – руководителями российских вузов. И у на сегодня в гостях высокие гости. Это Станислав Поздняков –президент Олимпийского комитета России, Лев Белоусов –ректор Российского международного олимпийского университета, Михаил Дрёмов – директор Южного федерального центра спортивной подготовки, а чуть позже по видеосвязи к нам из Петербурга присоединится Сергей Петров – ректор Национального государственного университета физической культуры и спорта. Но, прежде чем начнём разговор, давайте посмотрим на некоторые цифры. Может быть, дело, как обычно мы любим на это ссылаться, может быть, в финансах или в их нехватки. Давайте посмотрим, как выглядит сегодня ситуация. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Голос за кадром: В 2023 году на программы по развитию физической культуре и спорта из федерального бюджета будет выделено порядка 70 миллиардов рублей. Это меньше, чем в прошлом году. Тогда бюджетные ассигнования по этой статье превысили 80 миллиардов рублей. А запланированные расходы на финансирование спортивных программ в 2024 году – около 64,5 миллиардов рублей. Председатель комитета Госдумы по физкультуре и спорту Дмитрий Свищёв утверждает: «Физкультура и спорт в процентном отношении потеряли больше всех отраслей. И сегодня доля нашей отрасли составляет всего 0,05% от ВВП». Парламентарий отметил: в Индии, Китае или, например, Венгрии эта доля превышает, как минимум 1% от ВВП, а то и вовсе доходит до 5%. Анатолий Торкунов: Конечно, цифры эти не очень нас радуют. Но тем не менее я хотел бы, Станислав Алексеевич, поинтересоваться вашим мнением относительно того, упирается ли всё в эти цифры, то есть недостаточное финансирование, или есть и другие проблемы, связанные с развитием спорта и физической культуры. Станислав Поздняков: Безусловно, нынешняя ситуация для всех нас уникальна. Российский спорт пытаются изолировать, как и многие отрасли в нашей стране, но тем не менее мы прекрасно себе отдаём отчёт, что спорт как социальное явление не находится под прямым влиянием внешних факторов, это, скорее, внутреннее состояние. И как раз это внутреннее состояние стремления к спортивному совершенству мы стараемся поддерживать среди наших спортсменов. И больше года прошло с момента, как спортсмены не могут участвовать в международных соревнованиях, тем не менее я считаю, что этот год у нас не прошёл зря. Безусловно, система адаптировалась к учебно-тренировочному процессу, появилось дополнительное время, очень нужно отметить для спорта высших достижений, очень плотный календарь, который во многом, конечно, не позволял спортсменам в том числе заниматься деятельностью, которая, в общем-то, им полезна в первую очередь в контексте сегодняшней нашей беседы – образованию. И вот как раз то время, которое у спортсменов высвободилось, с одной стороны, многие, большинство из них, особенно если речь идёт о сборных командах, они постарались потратить с пользой для себя в первую очередь. Что касается спортивного резерва, то, безусловно, эта уникальная ситуация заключается в том, что спортсмены ближайшего резерва могут иметь возможность тренироваться и соревноваться вместе с нашими топовыми спортсменами. Таким образом у нас создаётся большой серьёзный задел для будущего нашего Олимпийского резерва. И в этой части, конечно же, мы стараемся, я имею в виду мы, наши коллеги – Министерство спорта и национальная федерация – стараются максимум возможностей из этой ситуации выжимать. И мы уже в прошлом году столкнулись в первую очередь с летними олимпийскими видами спорта, сейчас прошёл зимний сезон – теперь уже зимние спортивные дисциплины прошли, что называется, этот период адаптации. Но тем не менее я хочу сказать, что спортивная система достаточно устойчива и, в общем-то, несмотря на те цифры снижения бюджета, всё-таки появляются новые источники финансирования, в том числе и в небюджетные, и в общем и целом, я считаю, в настоящий момент спортивная отрасль финансируется достаточно. Анатолий Торкунов: Но вот вы полагаете, что сегодняшняя образовательная система, я широко её понимаю, это не только, собственно, университеты, которые занимаются подготовкой спортсменов, но это и всякого рода клубная сеть, они справляются с задачей подготовки спортсменов высокого уровня? Станислав Поздняков: Нужно здесь разделить задачи: подготовительным спортивным процессом занимаются тренерские коллективы, тренерские коллективы, сборные команды и так далее, а вот готовить специалистов для работы в отрасли, безусловно, задача как раз тех высших учебных заведений, о которых мы говорим. И, безусловно, нужно отметить, что со временем в динамике, по крайней мере, которую я наблюдаю, этому вопросу уделяется всё большее и большее внимание. По одной простой причине: у нас был один очень небольшой, но тем не менее яркий период, когда большое количество иностранных специалистов к нам приезжало, с нами работало, особенно речь идёт как раз о подготовке в 2014 году к сочинским Олимпийским играм. И, конечно, мы увидели, в общем-то, некий разрыв между специалистами высокого уровня, которые к нам приезжали и нашими отечественными специалистами. Не во всех видах спорта, безусловно, это речь идёт о тех дисциплинах, в которых нужно потянуться. И нужно отметить, что как раз те наработки, которые мы получили благодаря сотрудничеству с этими тренерами, они в основном и легли в основу подготовки спортсменов спорта высших достижений в настоящий момент. Таким образом я считаю, что у любых людей, которые к нам приезжают, гостей, иностранцев нам нужно брать лучше. Я считаю, что те, кто все те виды спорта, все те национальные федерации, которые смогли пройти через себя, в общем-то, это тоже сложно иногда бывает для тренеров-иностранцев – процесс адаптации с нашими спортсменами. Но тем не менее которые, смогли адаптировать лучшие зарубежные школы вместе с нашими спортивными традициями, они вырываются вперёд в настоящий момент, и поэтому я уверен, что как раз тот опыт, который получили в 14-м году, мы сейчас много говорим о наследии сочинской Олимпиады, вот это как раз в том числе и наследие наше образовательное. Анатолий Торкунов: Вы прямо неожиданно подвели к следующему вопросу, который я Льву Сергеевичу задать, ведь возникновение Российского международного олимпийского университета – это как раз наследие Олимпийских игр. По существу, это единственный такого рода университет в мире. И я думаю, что когда создавался университет, перед ним и ставилась задача весь лучший опыт и наш, и международный учесть при подготовке наших спортсменов, вообще деятелей физкультуры и спорта, потому что речь не только о спортсменах же идёт. Выяснилось, особенно сейчас это очевидно, что по некоторым направлениям мы просто имели достаточно слабые позиции, например, по спортивному праву. И когда возникли ситуации дискриминации наших спортсменов, то не было достаточного количества специалистов и необходимой квалификации, которые могли бы защищать наших спортсменов и в Лозанне, да и на других площадках, где решались те или иные вопросы. И я, Лев Сергеевич, хочу вас попросить, во-первых, рассказать об университете, поскольку он выполняет сегодня очень важную роль, и не только как самостоятельная единица, что само по себе важно, но ещё и как университет, который развивает сетевое взаимодействие, в том числе и с МГИМО, чему я очень рад. И всё-таки был сделан очень серьёзный прорыв, вы начали это первыми, потом мы подхватили, потом и юридический университет, да и финансовый, по-моему, тоже. Это в подготовке специалистов-юристов для этой области. Лев Белоусов: Спасибо, спасибо, Анатолий Васильевич. Я, прежде чем ответить на ваш вопрос, два замечания: вот я поддерживаю Станислава Алексеевича, когда он сказал, что дело не только в деньгах, и то, что финансирование чуть меньше или чуть больше. Да, это важно, финансирование, но не только в этом дело, а дело в качестве управления. Если у нас есть такой штат, такие ребята, такие управленцы всей спортивной индустрии в целом на любом уровне, то качество спортивной индустрии растёт и отражается на появлении новых спортсменов, это отражается на развитии массового спорта и так далее. Вот мне кажется, что эта составляющая является не менее значимой, не менее важной, чем деньги, которые государство и не только государство, спонсоры тратят на развитие спорта. Это первое. И, во-вторых, мне хотелось бы заметить, что, понимаете, тоже правильное замечание, что спортсмены стали больше уделять внимание учёбе. Просто, если мы посмотрим на конкурс, у меня конкурс в университете за последние 2 года вырос примерно в зависимости от программ в 2-3 раза. Это говорит о том, что ребята приходят, понимают значимость и необходимость думать о том, что они будут делать после спорта, как мы уже говорим, в мирной жизни. И вот когда они задумываются о мирной жизни, они начинают искать возможности и в том числе обращают внимание на нас. И здесь вы правы, мы позиционируемся как главное гуманитарное наследие Олимпийских игр, и прежде всего потому, что у нас были фантастические конкурентные преимущества после игр, когда мы создавали этот университет. А университет был вишенкой на торте в нашей заявке на Олимпийские игры, потому что ничего такого в мире подобного не было, и мы стали первыми. И эти конкурентные преимущества сохранились до сих пор. Прежде всего потому, что мы пользовались поддержкой государства, мы пользовались поддержкой бизнеса, у нас были совершенно развязаны руки в подборе преподавателей, кадров, то есть мы могли сделать и сделали лучшие программы, чему свидетельством является то, что за 4 года университет вышел на уровень первых топовых университетов в мире. Мы занимали 2 место в Европе и входили в десятку лучших в мире по рейтингу Sport Business International. Это единственный более или менее приличный рейтинг. Это разные программы. Флагманская программа, программа «Мастер спортивного администрирования» и «Мастер спортивного управления» нацелены прежде всего на то, чтобы обеспечить ребятам вот этот социальный рост, социальную адаптацию после спорта. Мы считаем, что у спортсменов есть одно большое конкурентное преимущество с точки зрения менеджмента: они изнутри, они знают, как этот спорт устроен внутри. Но они не знают и не должны знать в ходе своей спортивной карьеры, как это устроено вовне, что нужно для того, чтобы развивался тот или иной вид спорта, как устроены их соревнования, как проводить эти соревнования, как управлять объектом и так далее. И вот это тот основной контингент, который представляет для нас золотой резерв для того, чтобы развивать прежде всего спортивную индустрию в стране в целом. И перед нами стояла задача: какой менеджер должен выходить из стен университета? Ответ был найден: универсальный. Универсальный – это значит, люди, которые учатся у нас по длинным программам, годовым программам мастерским, люди, которые, придя затем в спортивную индустрию, могут выполнять любой вид работы: они могут управлять объектами, они могут организовывать соревнования, они будут руководителями Федерации, они могут быть руководителями Министерства спорта. И вот, исходя из этого, мы строили наши программы, привлекали лучших, и сейчас привлекаем лучших. И вы правы, Станислав Алексеевич, надо брать лучше отовсюду, где оно есть: и справа, и слева, и с Запада, и с Востока, и с Юга. Поэтому мы привлекали, привлекаем и продолжаем привлекать преподавателей, исходя из их квалификации, исходя из их качества преподавания, сочетаем это с практикой. Вот, будучи в Сочи, слава богу, у нас есть хорошие наши партнёры дорогие, и наши ребята все проходят практику на объектах, то есть у нас нет простой теории. Говоря о праве, вы совершенно правы, извините за тавтологию, в том смысле, что да, спорт столкнулся с этой проблемой, и не только спорт. Но мы изначально во все программы мастерские включали модули по спортивному праву, то есть мы изначально отдавали себе отчёт в том, что любой спортивный управленец должен ориентироваться в законодательстве, прежде всего в российском законодательстве, а те, которые так или иначе связаны с международным, должны ориентироваться в международном законодательстве, поэтому это было включено. А дальше пошли вот тем путём, о котором вы говорите. Мы стали выходить за пределы наших больших программ и делать специализированные программы. Первая программа двойного диплома была сделана с Московским государственным университетом по спортивному праву. И это уникальная программа двух дипломов. Это двойной диплом. Ребята учатся 2 года, они получают одновременно степень магистра МГУ и мастерскую степень у нас, их специальность – спортивное право. С МГИМО мы сделали прекрасную программу двойного диплома на тех же основах, и мне кажется, что и там, и там конкурс растёт не по дням, а по часам. Анатолий Торкунов: Я согласен, спасибо. И должен, действительно, подтвердить огромный интерес ребят-спортсменов, которые либо заканчивают свою карьеру спортивную, либо уже закончили, работают в федерациях. Мы при поддержке Фонда олимпийцев уже несколько лет ведём программу переподготовки этих ребят. И, вы знаете, уже 500 человек прошло, в том числе несколько Олимпийских чемпионов, они эффективно работают в федерациях. Но, более того, для них была возможность подучить иностранные языки, причём разные языки. У нас теперь есть там и китайский, и испанский язык, помимо французского, английского, немецкого. И я на вручении дипломов всегда присутствую и слышу очень много приятных и лестных для университета слов. А уж когда где-то встречаешь спортсменов, которых в лицо-то не знаешь, и к тебе подходят и говорят какие-то приятные слова – это особенно радует. Но мне кажется, что, конечно, исключительно важно наличие баз, где могут и тренироваться наши ребята и уже состоявшиеся спортсмены, и молодые люди. У Михаила Васильевича Дрёмова этот прекрасный центр на юге, в Кисловодске. Мы знаем, что он активно очень используется нашими спортсменами. Но до передачи мне Михаил Васильевич рассказал, что уже сегодня он используется уже не состоявшимися спортсменами, а там идёт и образовательная работа очень активная. Вот расскажите, пожалуйста, Михаил Васильевич. Михаил Дрёмов: Мы подведомственное учреждение, и, действительно, сегодня это самая крупная база на юге страны, и объекты расположены как в городе Сочи, так и в городе-курорте Кисловодске. Уникальная не только из-за природных климатических условий, но благодаря тому, что сегодня при поддержке Министерства спорта Российской Федерации создана уникальная спортивная база, на которой сегодня наши сборные команды тренируются по 50 видам спорта. Это сегодня юг спорта. Это сегодня больше 300 учебно-тренировочных мероприятий в год. Это более 100 спортивных соревнований различного уровня, от регионального до международных, вплоть до чемпионатов мира, Кубков мира, первенств мира, молодежи, взрослой сборной команды, основные составы. Это проходит на наших площадках. Безусловно, сегодня есть всё необходимое для того, чтобы сборная команда, приезжая на базу, получала всё, что надо для качественной подготовки к любым международным соревнованиям. Нас радует, что огромное количество спортсменов завоёвывает Олимпийскими дали и становится чемпионами мира благодаря тем условиям, которые страна создала в нашем, в том числе и в нашем учреждении. Сегодня Кисловодск – это база в Среднегорье. Она сегодня единственная в стране, является важнейшим местом подготовки для спортсменов там, где требуются цикличные виды спорта. Сегодня база обладает всеми условиями по водным видам спорта, по ледовым, лёгкая атлетика, футбол, регби и так далее, многие виды спорта. Сегодня в Сочи практически тоже созданы все условия. Сегодня в Сочи единственный парусный центр федеральный, где занимаются сборные команды и куются медали: легкая атлетика, футбол, софтбол, фехтование, настольный теннис, бадминтон, батут и так далее, вплоть до художественной тематики. Все единоборства, всё сегодня имеется в этом центре. Безусловно, созданные условия сегодня отвечают требованиям подготовки сегодняшнего дня. Но появляются новые олимпийские виды, новые олимпийские виды, по которым надо сегодня готовить тоже материальную базу. Сегодня нами разработана концепция в городе Сочи создания базы для спортсменов летние подготовки по зимним видам спорта. К сожалению, во многом она отсутствует сегодня в стране в силу того, что наши спортсмены прошедшие годы выезжали за границу. Сегодня такой возможности практически нет. Поэтому мы в ближайшее время представим эту концепцию. В том числе она нужна не только национальным сборным командам, сегодня город Сочи остро нуждается в пополнении спортивных объектов. Популярный курорт, население увеличилось в разы. Анатолий Торкунов: Я смотрю, что сейчас в Сочи масса спортивных площадок возникла в самых разных частях города. Это большое дело. Все, кто бывает в Сочи, я давно сам не был, но все, кто бывает в Сочи, говорят, что практически сейчас, неожиданно натыкаются на хорошие спортивные площадки, такие дворовые. Это же, на мой взгляд, исключительно важно. И вот вы говорите, конечно, о пополнении такими уже настоящими сооружениями спортивными, но важно, что для ребят возникают условия позаниматься во дворе, подтянуться, что-то поделать. Это, мне кажется, не менее важно, чем вот такого рода профессиональные площадки. Михаил Дрёмов: Сегодня официально в городе Сочи по последней переписи 720 тысяч человек. Мы понимаем, что с гостями это практически миллион, наверное, уже и перевалило. Анатолий Торкунов: Да больше, наверное. Михаил Дрёмов: Да. И потребность, конечно, огромная. И в это плане мы сегодня Министерству представили программу, надеемся на поддержку и финансирование и в ближайшие годы реализовать её в самое короткое время, потому что мы сегодня пополняем нашу базу за счёт быстровозводимых объектов. Скажем, вот Станислав Алексеевич был у нас на площадке, видел центр тяжелой атлетики. За 2 месяца реализован проект и сборные команды, сегодня больше 30 помостов. Анатолий Торкунов: Это быстро возводимые какие-то конструкции, да? Михаил Дрёмов: Да, каркасно-тентовые конструкции, которые работают уже шестой год, и сегодня она считается лучшей. Анатолий Торкунов: А зимой всё это тоже работает нормально? Михаил Дрёмов: Абсолютно. Считается лучшей на постсоветском пространстве. Анатолий Торкунов: Надо ваш опыт использовать. Станислав Поздняков: Климатические условия позволяют производить. Анатолий Торкунов: Конечно. Станислав Поздняков: Я, если позволите, добавлю также, что, действительно, это большой бонус для отечественного спорта. То, что у нас есть возможность совмещать академическую учебу в РМОУ, в университете, а практическую часть проводить в спорте. Мало того, что они находятся в принципе географически очень рядом, и поэтому мы в Олимпийском комитете России как раз в реализации образовательной программы тренерского образовательного проекта с удовольствием используем эти две площадки и, в общем-то, получаем очень хорошую отдачу от тренеров, которые приезжают в регионы, от лыжников, биатлонисты, тяжелая атлетика, приезжают поднимают свой образовательный уровень всех тренеров, причём региональный как раз на этих двух площадках. Поэтому тут нужно отдать должное Михаилу Васильевичу, он всегда занимал такую проактивную позицию. И вот в рамках реализации нашего с Минспортом соглашения мы как раз создали инновационный центр в Сочи, Михаил Васильевич подержал, и поэтому это образовательные процессы, они поставлены наравне с тренировочными на этой базе. Анатолий Торкунов: Мы такую благостную картину рисуем, я боюсь телезрители нам не поверят. Я сейчас хотел бы предложить присоединиться к нам Сергею Иванович Петрову – ректору Национального университета физической культуры, спорта и здоровья имени Лесгафта. Но, знаете, Сергей Иванович, я хотел бы спросить вас о том, как готовят учителей физкультуры для школ, для колледжей, потому что мне кажется, что у нас имиджево как-то последнее время учителя физкультуры в школе изображались немножко карикатурно: то он глобус украл, то он какой-то недоумок, а это не так. Я знаю многих учителей физкультуры, это блестящие совершенно люди не только, кстати говоря, в школах, в вузах на кафедрах спортивных работают, великолепные и совершенно ребята, выпускники в том числе и вашего университета. Во-первых, мы знаем, что в этом году вы 130 лет отмечаете, университет, да? Сергей Петров: Анатолий Васильевич, да. Добрый день, уважаемые коллеги, Станислав Алексеевич, коллеги. На самом деле отмечаем мы в следующем году всего 127 лет, пока мы ещё не такие взрослые, но мы к этому стремимся. Анатолий Торкунов: Но это тоже не мало, я вам скажу. Сергей Петров: Уже немало, да. На самом деле, действительно, вуз является старейшин в плане организации физкультурного образования в России как таковой, в Советском Союзе, Российской Федерации, имея глубокие традиции. И в этом плане я, наверное, бы хотел бы предложить сразу отделить 4 позиции, которые сегодня были уже озвучены по подготовке кадров, потому что для нас это принципиально важно. Все вот эти позиции были немножко затронуты, но, наверное, в разных ракурсах, потому что университет Лесгафта сегодня и любой крупный физкультурный вуз – это вуз, готовящий, так скажем, по четырём направлениям. Сегодня было озвучено, что физкультурные вузы готовят спортсменов, но это немножко не так, потому что, к сожалению, здесь при подготовке к вступительным испытаниям многие ребята считают, что они идут и будут обязательно выходить великими спортсменами из вуза. Но хочу вот здесь немножко разочаровать в том плане, что, действительно, физкультурно-образовательные организации нацелены на подготовку кадров высокой квалификации. Это прежде всего тренерский состав, это прежде всего все обеспечивающие профессии, о которых сегодня также говорилось, и в том числе это учителя физической культуры. Действительно, традиции очень глубокие, очень серьёзные. И если говорить о разделении вот этих направлений подготовки, то здесь есть для нас принципиально важная разница, которую я бы, наверное, хотел озвучить, потому что это, по сути, определяет, наверное, и дальнейшее развитие в подготовке кадров для отрасли физической культуры и спорта и, наверное, для правильного понимания, для качественной подготовки и развития вообще сферы спорта, потому что до настоящего времени вузы физической культуры не готовили спортсменов в том понимании, в котором мы привыкли видеть спортсменов. Всё-таки это готовили спортивной организации. И только с 1 января 23-го года в соответствии с экспериментальным проектом, который у нас наконец-таки начал реализовываться благодаря нашему учредителю, всего лишь 7 образовательных организаций высшего образования получили возможность осуществлять спортивную подготовку по видам спорта. То есть реально мы получили возможность готовить именно спортсмена только с 1 января этого года. Подготовка тренеров является ключевым направлением работы вузов физической культуры, которым мы действительно занимаемся глубоко и долго. И, как мы уже озвучили, университет Лесгафта этому посвятил фактически всю свою историю существования и развития. И это, наверное, ключевая специальность, ключевая профессия, на которую всё-таки направлена работа вузов физкультурной направленности. И сейчас, обозначая эти два направления, мы говорим о том, что вузы физкультурной направленности сейчас имеют возможность выйти на такую технологию двойной карьеры, подготовки специалистов по двум карьерам. То есть мы сейчас ориентируемся на то, чтобы спортсмен, который приходит к нам в качестве абитуриента, не заканчивал свою спортивную карьеру, имел возможность продолжать её уже на уровне студенческого спорта без отрыва от выступления в сборных командах региона, сборных командах страны. Создавая гибкие образовательные маршруты, гибкие образовательные программы в подготовке именно тренера-преподавателя, мы сейчас имеем возможность выдавать им, соответственно, уже по мере прохождения той же самой спортивной подготовки и обучаться, и получать компетенции в области тренера-преподавателя, который, к сожалению, тоже не так давно снова появился в таком профессиональном пространстве, потому что у нас, к сожалению, когда в 2010 году, по сути, состоялся последний набор на тренерскую специальность, то в 2015 году, когда этот выпуск состоялся, мы готовили бакалавров и магистров по физической культуре. Анатолий Торкунов: Сергей Иванович, извините, скажите, пожалуйста, а вот те, кто идут работать в школы и в техникумы в качестве учителей физкультуры, они какое направление подготовки заканчивают у вас в университете? И какую квалификацию получают? Сергей Петров: У нас сейчас в данный момент они имеют право по 44-й группе по направлению педагогическому, то есть у нас выделена как физкультурное образование отдельная программа и, соответственно, по 49-й группе – это в плане подготовки тренера-преподавателя, мы в обязательном порядке даём компетенции учителя физической культуры. Для этого мы, собственно, и придерживаем вот эту марку, потому что мы даже тренера-преподавателя готовим к тому, чтобы он имел возможность работать как в спортивных организациях, так и в образовательных организациях, начиная с дошкольного образования и заканчивая самыми высшими структурами. И в этом отношении, конечно, у нас достаточно гибкое и широкое образование. И третье направление тоже бы хотел обозначить, сегодня уже обозначили его. Это все специальности и профессии, которые обеспечивают деятельность этих двух, которые мы до этого обозначили, то есть тренера и спортсмена. То есть это все менеджеры, это спортивные юристы, спортивные медики и так далее. Это совершенно другое направление подготовки, которое требует отдельных подходов. И вот сегодня совершенно правильно было обозначено, и Лев Сергеевич об этом говорил, о том, что, действительно, спортсмен, либо человек, получивший какое-либо высшее образование, может прийти на, как мы раньше называли, постдипломное образование, получить переподготовку, к примеру, либо закончить магистерскую программу и успешно продолжать свою реализацию вот по этим направлениям. То, что же касается всё-таки тренера-преподавателя, мы, университет, здесь придерживаемся того, что это такое образование как краеугольный камень, оно крайне ёмкое и необходимое, оно не может состоять из года обучения или даже двух в магистратуре. И мы сейчас с огромным воодушевлением поддержали то, что Владимир Владимирович озвучил в Послании в отношении возвращения к специалитету, потому что для нашей отрасли, как мы видим, подготовка 4 плюс 2 в рамках бакалавриата и магистратуры является, так скажем, как мы видим по последнему году, это не очень эффективно, не очень успешно, потому что тренер как инженер человеческого тела и души должен, что называется, иногда, взять ребёнка с самого рождения и довести его до звания чемпиона в своём виде спорта, что предполагает, конечно, такой монолитный, неразрывный процесс подготовки и формирование личности на протяжении очень длительного промежутка времени. Анатолий Торкунов: На такой пафосной ноте, Сергей Иванович, я хочу вас поблагодарить. И, вы знаете, ещё раз из вашего выступления понял, что подготовка в университетах физкультуры и спорта носит такой синергетический характер, поскольку речь идёт о подготовке, положим, учителей или тренеров физкультуры, значит, огромный момент педагогики должен присутствовать в этом. Если речь идёт о спортивной медицине, значит, медицина там присутствует, то есть это, в общем, довольно серьёзная комплексная подготовка ведётся в этих университетах. Это очень важно, кстати говоря, сегодня подчеркнуть, поскольку близятся приёмные кампании в российские вузы, и важно и родителям, и абитуриентам понимать, что университеты физкультуры и спорта – это по-настоящему университеты, где даётся универсальное образование, где человек имеет возможность за период обучения получить знания в самых разных сфер. Я хочу вас поблагодарить, Сергей Иванович, спасибо вам большое, привет Питеру, пламенный от нас! Сергей Петров: Спасибо! Лев Белоусов: Анатолий Васильевич, а можно ложку дёгтя? Вот вы говорите, что у нас очень благодушная, хорошая атмосфера и нет проблем. Знаете, вот я готов поддержать тезис о том, что параллельная карьера сейчас, вот у нас это как бы на слуху, но мы не очень понимаем, что это такое. Вот, на мой взгляд, взгляд преподавателя, это одна из ключевых проблем сегодня в спорте, в образовании в спорте, именно в спорте, потому что это ребята, которые уходят из спорта, как правило, они не думают о том, большинство из них, поверьте, мы проводили социологические исследования. Знаете, какие цифры убийственные: 38% опрошенных вообще не задумывались над тем, что они будут делать после ухода из большого спорта, 89% ничего не предпринимали для подготовки к новой деятельности. Понятно, они должны бегать, прыгать, они должны достичь результата, и тренер их на это настраивает, но они не думают в этот момент, что через 5-6 лет, а это средний возраст, средний период, когда достигают каких-то спортивных достижений, быстро кончится и что дальше. Не каждый становится тренером, не каждый становится судьёй. Можно стать параллельно, нужно думать о том, что ты будешь делать, когда ты уйдёшь из большого спорта. Анатолий Торкунов: Мы с вами занимаемся этим активно и при поддержке Российского олимпийского комитета, и Фонда поддержки олимпийцев. Всё-таки, смотрите, сколько программ мы открыли последнее время для них, и программы пользуются большим спросом. Лев Белоусов: Совершенно верно. Анатолий Торкунов: Надо больше о них говорить, рекламировать их надо. Станислав Поздняков: Я хочу сказать, что я, в общем-то, могу себя отнести, так сказать, к тем людям, о которых Лев Сергеевич говорит, что у меня тоже была достаточно серьёзная спортивная карьера. Но после этого, безусловно, те возможности, которые сегодня у наших спортсменов возникают благодаря в том числе и нашему сотрудничеству с Фондом олимпийцев и МГИМО, САРМО, таких возможностей-то раньше не было, и поэтому, безусловно, на сегодняшний день, если хотите, то социальное защищённость спортсменов, во всяком случае, высшего спортивного уровня гораздо серьёзнее, чем была раньше, поэтому у них есть возможности. Мы вместе с вами, когда выручали дипломы как раз этим спортсменом, мы же видим, что это делается не для проформы, эти люди работают у меня в здании на Лужнецкой набережной в Олимпийском комитете, я их каждый день вижу, наших с вами выпускников. И это самая главная оценка той работы, которая нами ведётся, хотя, конечно, можно ещё больше сделать. Лев Белоусов: Мне хотелось бы, чтобы не только мы с вами вели это. Мы уже доводим до конца, а надо, чтобы начинали тренеры, надо, чтобы начинали клубы об этом думать уже тогда, когда ребята готовятся, когда они тренируются. Михаил Дрёмов: Мы, кстати, действительно, тоже заботимся о спортсменах и хотим, чтобы завтра и к нам на производство, на спортивную площадку, действительно, пришли не просто спортсмены, которые достигли выдающихся результатов, но и пришли специалистами. И мы тоже нуждаемся в этом, активно работаем над этим. Мы сейчас готовим концепцию для Министерства. В качестве примера могу рассказать: Кисловодск, создана суперсовременная база, одна из лучших в Европе для подготовки спортсменов, рядом находится Федеральное училище олимпийского резерва, где сегодня работают каким образом? Ребята после окончания средней школы, после одиннадцатого класса приходят, отучились 2 года и ушли специалистами, пришли-не пришли в народное хозяйство. Мы предлагаем сегодня в качестве эксперимента реализовать такую концепцию: ребята приходят после девятого класса, учатся 3,5 года, приобретают специальность и совершенствуются в спортивном мастерстве, потому что страна создала уникальные условия для подготовки. Дальше перспективные спортсмены, те, которые попали в сборные команды, поступают в вуз, учебные заведения, и здесь мы надеемся на поддержку высшей школы, поступают в высшее учебное заведение, дальше совершенствуют спортивное мастерство, здесь же на площадке проходят обучение и в итоге закрепляются, по окончании спортивной карьеры становится специалистами, продолжают спорт и становятся специалистами. Анатолий Торкунов: Это очень хорошая практика. Как вы оцениваете? Станислав Поздняков: Это замечательно, потому что как раз такие практико-ориентированные знания наиболее востребованы на сегодняшний день не только в спорте, я думаю, что в любых отраслях, но тем не менее очень важно, что, возможно, как раз те цифры, небольшие бюджеты, о которых сегодня Дмитрий Свищёв нам говорил, они и делают наш мир несколько, так сказать, компактнее, поэтому от идеи до воплощения у нас меньшее расстояние происходит. То есть всё-таки мир спорта – это такой достаточно, я не могу сказать, что закрытый клуб, но тем не менее это клуб единомышленников, и если ты не любишь спорт, то, безусловно, проблемы такие, как образование, решить практически невозможно так быстро. Анатолий Торкунов: Вы знаете, удивительно, конечно, что как в спорте, так и в здоровье разбираются все. Я думаю, что сегодня эта программа могла быть интересна очень многим телезрителям. Я хочу всех вас, дорогие друзья, поблагодарить сердечно за участие в нашей программе. Хочу пожелать всем, конечно же, здоровья и занятия тем видом спорта, который вам особенно близок, приятен и интересен. Всего доброго!