Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и сегодня у нас очередной выпуск программы «Ректорат». Поговорим сегодня на очень интересную и важную тему – тему студенческого технологического предпринимательства и вообще предпринимательства студенческого. Поговорим о студенческих стартапах. Голос за кадром: Стартап (в переводе с английского – запуск) – бизнес-проект, созданный на основе совершенно новой и зачастую крайне необычной идеи и требующий финансовых вложений. Одним из самых известных студенческих стартапов в Советском Союзе стали знаменитые автоматы по продаже газировки. Концепцию вендинговых аппаратов привез из Америки Никита Хрущев. А вот довел технологию до ума один студент, проходивший преддипломную практику на заводе «Механолит» – Гари Гамуля. Он самостоятельно решил нетривиальную задачу, перед которой пасовали дипломированные инженеры. И первый мобильный телефон появился в Советском Союзе. Выпускник «Бауманки» Леонид Куприянович представил прототип современного мобильника еще в 1957-м, за 16 лет до выпуска американской «Моторолы». Однако в серийное производство его изобретение так и не пошло. Российские студенты и аспиранты во всю изобретают и запускают проекты и сегодня: уникальный софт, который позволяет хирургам проводить более точную предоперационную диагностику онкобольных, генератор водорода высокой мощности для автомобилей, гибридный турбореактивный авиадвигатель для беспилотных летательных аппаратов. Главное для студенческой инициативы – первый шаг – идея. А дальше обещают поддержку – государство или коммерческие структуры. Но не всем. И не всегда. Анатолий Торкунов: Это важное замечание. В конце этого сюжета. Но, дорогие друзья, действительно это видно даже из сюжета, студенты – традиционно самая активная творческая часть общества. И передовые идеи, смелые эксперименты – это характерно для молодых. Молодые не боятся рисковать. Можем ли мы помочь ребятам открыть предпринимательский потенциал? Давайте как раз об этом поговорим. У нас сегодня замечательные гости в программе – руководители университетов, которые являются лидерами технологического предпринимательства, студенческого предпринимательства. Я с удовольствием представлю их. Это Иван Васильевич Лобанов, ректор Российского экономического университета имени Плеханова. Владимир Игоревич Шевченко, ректор «МИФИ». Дмитрий Викторович Ливанов, ректор Физтеха знаменитого. Дмитрий Ливанов: Добрый день! Анатолий Торкунов: Ну и позже к нам присоединится по видеосвязи ректор Южного федерального университета Инна Шевченко. Инна Константиновна, мы вас чуть позже будем приветствовать. Я хотел бы, Дмитрий Викторович, обратиться к вам. Недавно довелось мне быть на одном совещании, которое проводило Министерство образования и науки, где вы говорили о новых формах студенческого предпринимательства. В том числе и организационных формах, которые мне показались исключительно интересными и которые могут быть полезны для наших и московских, и не московских вузов. И мне бы хотелось, чтобы об этом узнали наши коллеги. Дмитрий Ливанов: Большое спасибо за вопрос. Действительно, тема важная и одновременно сложная. Сложная, потому что не очень понятно, как учить предпринимательству, поскольку это очень специфический вид деятельности. Мы знаем, как учить химика, или учителя, или водителя автомобиля. Но как учить предпринимателя – непонятно. А тем более предпринимателя в области высоких технологий. Казалось бы, этот человек должен быть и предпринимателем, и разбираться в том предмете, на основе которого он делает бизнес, то есть наука и технология. Поэтому здесь очень важно найти правильную форму и правильные структуры. И мы отвечаем на этот вопрос так: поскольку это все-таки деятельность, и мы должны для обучения втягивать людей (студентов в данном случае) в реальную предпринимательскую деятельность, в реальные проекты. Но сделать это могут только действующие и, более того, успешные предприниматели. Если мы хотим, чтобы желающие студенты – те, кто хочет попробовать себя в реальном предпринимательстве, то должно быть сформировано что-то вроде мастерской: когда есть наставник или мастер – предприниматель, у которого уже есть за плечами успешный опыт, успешный бизнес и средние компании или большие компании, и есть студенты, которые вместе с ним что-то делают, обсуждают разные проекты, реализуют разные проекты под его наставничеством. И таким образом это работает. Поэтому примерно вот так организована эта деятельность в МФТИ. У нас есть несколько, в общем, достаточно крупных, очень успешных предпринимателей российских, которые уже отошли от операционного управления своим бизнесом, своими компаниями, но готовы часть своего времени (иногда это большая часть времени) уделять работе со студентами, взаимодействуя с молодежью и реализацией вот таких полубизнес – полусоциальных проектов (инициатив). И вот так это работает. Здесь очень важно еще раз подчеркнуть, что обучать предпринимательству можно только в режиме реальных проектов, реальной деятельности. И обучать могут люди, имеющие именно в этой деятельности достижения и успех. То есть реальные предприниматели. Анатолий Торкунов: Но ведь обучать они должны людей, которые подготовлены к тому, чтобы работать в том или ином проекте. Значит, они должны иметь не просто базовое, а уже и профильное образование, которое блестяще дает Физтех. То есть это, видимо, все-таки относится не ко всем студентам, а только к какой-то части, которая имеет и предпринимательскую жилку, но вместе с тем хорошо подготовлена уже профессионально, собственно, по тем направлениям, по которым вы их обучаете. Дмитрий Ливанов: Это да. Но с другой стороны, как выяснить, есть ли у человека жилка? Иногда, чтобы это понять, он должен попробовать себя. Пока не попробовал, не узнаешь. И вот это очень важно. Мы считаем, нужно каждому нашему студенту дать возможность себя попробовать. Если у него, конечно, есть желание. Причем попробовать себя в разных ролях. Потому что крупный предпринимательский проект, он делается несколькими или даже многими людьми, которые распределяют между собой задачи. И поэтому мы даем возможность. Во всяком случае, в этом наша цель: чтобы любой наш студент мог себя попробовать в этом. При этом попробовать в разных задачах, в разных ролях. И мы уверены в том, что для кого-то из них, для какой-то части, конечно, не для всех, это станет действительно делом жизни. Делом жизни. Анатолий Торкунов: А с какого курса ребята могут втянуться в эти проекты? Дмитрий Ливанов: Обычно первые два курса у нас – это очень интенсивная фундаментальная подготовка. Анатолий Торкунов: Ну да. Не до этого. Дмитрий Ливанов: Да, не до этого. Времени нет. Поэтому реально – с третьего курса. Это уже вполне вот... Анатолий Торкунов: А вот вы сказали, что есть и социальная функция в этом. А в чем выражается социальная функция, когда реализуется такой проект? Со стороны тех, кто это проект опекает: ваших выпускников, бывших крупных предпринимателей. Дмитрий Ливанов: Для них же это не коммерческая деятельность. Это, по сути, благотворительность. Где в качестве благотворительного взноса – их время, их опыт. А это ведь самое ценное, что есть. То есть опыт и время нельзя купить за деньги. Анатолий Торкунов: Но ребята могут и зарабатывать в ходе реализации этих проектов? Дмитрий Ливанов: Конечно. Анатолий Торкунов: Что важно для студентов же очень. Дмитрий Ливанов: Конечно. Если проект будет успешным, то ребята заработают. Но в этом и есть суть предпринимательства: оно всегда связано с риском. Проект может окончиться и неудачей. Анатолий Торкунов: Иван Васильевич, я знаю, что в Плехановском университете много вы занимаетесь этим. Неслучайно даже сейчас вы мне передали книжку «Развитие предпринимательского образования в вузах». Я слежу и за рейтингами.  Последний рейтинг RAEX: по-моему, 7-е место Плехановский университет занимал как предпринимательский вуз. Иван Лобанов: Четвертое. Анатолий Торкунов: Четвертое. Извините! Подняли, значит, еще. Иван Лобанов: Подняли. Да-да. Анатолий Торкунов: Конечно, это другая специфика, чем в МФТИ. В МФТИ технари мощные такие. А Плехановский вуз – это все-таки социально-экономический вуз. Какие пути для студенческого предпринимательства вы находите в своем университете? Иван Лобанов: Я вначале хотел бы сказать, что не надо всем становиться предпринимателями. Не надо всем тотально становиться учеными и, скажем, исследователями. Все равно есть некие виды деятельности, которые близки каждому человеку индивидуально. Что интересно: когда мы, допустим, идем в поликлинику, в больницу, мы проходим такое серьезное исследование, прежде чем порекомендуют то или иное лечение. Когда мы заходим в высшее учебное заведение, зачастую это бывает, скажем так, такое спонтанное решение со стороны родителей, со стороны ребенка. И нам не удается на самом деле очень детально изучить возможности и, самое главное, желание нашего потенциального студента, абитуриента, который поступает к нам. Мне кажется, крайне важно уже на уровне средней школы как-то определяться: для чего молодой человек себя готовит в будущем? Где он себя чувствует более комфортно? Где он максимально сможет реализовать себя? В частности, Плехановский университет совместно с более чем 60-ю школами реализует такой проект, как предпринимательский класс. Совместно с городом Москвой, с Департаментом образования. Соответственно, у нас есть возможность в результате совместной деятельности, реализации в том числе инновационных предпринимательских проектов, проходя через интенсив, через акселерационные программы, которые реализуются в Плехановском университете, как раз посмотреть на тех ребят, которые в данный момент сейчас пока учатся: седьмой, восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый класс. И мы тогда уже понимаем, что если ребенок готов рисковать, как уже было сказано, готов вкладывать себя и получить неочевидный результат, но рассчитывать на бо́льшие возможности, то тогда, конечно, это будущий предприниматель, который для себя определяет такое: с одной стороны, он готов в зоне риска находиться, с другой стороны, максимально реализовать свой потенциал. Есть люди, которые хотят получать фиксированную заработную плату и, соответственно, чувствовать себя спокойно, участвовать в этой размеренной жизни. Такие тоже люди есть. И, соответственно, мы тоже должны учитывать их интересы и давать возможность. Анатолий Торкунов: Таких большинство, мне кажется. Иван Лобанов: Ну конечно. Да. И, кстати говоря, интересный факт. Мы опрашивали наших студентов: буквально пять лет назад с предпринимательством готовы были свою сопрягать 5%. Сейчас это уже 45%. То есть на самом деле, вот я согласен, что некое продвижение вообще темы предпринимательства, что это очень интересная и очень продуктивная сфера жизни любого молодого человека. Конечно, это способствует тому, что студенты в нашем случае, они начинают размышлять уже о том, чтобы через какое-то время уже посвятить себя предпринимательской деятельности. Это очевидный факт. Анатолий Торкунов: Я знаю, что сейчас во многих местах ведется работа, связанная с тем, чтобы определить наклонности и способности того или иного человека к разным видам деятельности. Причем с применением искусственного интеллекта. Мы тоже такую программу запускаем вместе с психфакультетом (псих – психологическим факультетом МГУ). И соответствующее оборудование сегодня уже приобретено. И уже первые эксперименты идут. Хотя это, конечно, непростой вопрос. Потому что и наклонности людей меняются на протяжении жизни. И в школе одни наклонности, потом другие. Мы же знаем хорошо сами даже по себе, как у нас в зависимости от класса и от общения с товарищами менялись наши приоритеты и интересы. Владимир Игоревич! МИФИ – это такой специальный университет, который связан, конечно, генетически и с Росатомом, с развитием такой перспективной отрасли. Вот здесь технологическое студенческое предпринимательство какое находит отражение? В том числе, конечно, в контексте сотрудничества с Росатомом, огромной государственной корпорацией. Владимир Шевченко: Спасибо большое за вопрос. Действительно, у нас есть своя специфика. Хотя я разделяю очень многие тезисы, которые коллегами только что были высказаны. И здесь с чего бы хотелось начать, что действительно, траектории предпринимателей и технологических предпринимателей, как мы знаем из истории, могут быть очень разные. Это может быть ситуация, когда человек делал какую-то, например, научную карьеру или исследовательский проект, и в процессе его реализации он понял, что полученные результаты могут иметь ценность за пределами собственно фундаментальной науки. И из этого дальше произошла какая-то компания. У нас Google так возник. Сергей Брин – это яркий пример такого типа траектории. Если говорить про наш университет, то, конечно, нам очень близка лазерная тематика, поскольку академик Басов – Нобелевский лауреат, наш выпускник – породил огромную школу, из которой впоследствии вышли люди, которые возглавили ряд компаний, занимающихся лазерной тематикой и в России, и за рубежом. И здесь импульс шел от науки. Есть другие примеры. Когда человек даже бросал обучение в университете, причем часто на ранних курсах, для того чтобы развивать свои проекты – Стив Джобс такую биографию имеет, Билл Гейтс – когда, наоборот, интерес шел от рынка, от запроса, а не от того, что он что-то хорошо знал. Он понимал, что есть какая-то потребность, которую можно удовлетворить. Быстрорастущая потребность. И сейчас, возможно, в экономике, связанной с блокчейн (системой распределенного реестра), мы видим такого рода явления. Если говорить про наш случай, то, конечно, целевая модель нашего выпускника – это то, что называется по-английски CTIO (Chief Technology Innovation Officer). То есть ... директор – человек, который отвечает за научно-исследовательскую технологическую повестку. В большой организации, в маленькой организации – это неважно. Он может быть работником по найму. Может быть предпринимателем. И нам очень важно, как вот коллеги уже говорили, чтобы каждый человек попробовал себя в разных ролях. Чтобы он понял, что больше созвучно его склонностям, его душе. И в этом смысле наш ключевой партнер и добрый друг – госкорпорация «Росатом», несмотря на то, что у нее есть, конечно, большие такие мейнстримные истории, связанные с ядерным энергетическим комплексом, с ядерным оружейным комплексом (никуда от этого не уйти), она развивает очень большой круг активностей, которые называются «новые бизнесы». Их много десятков разных штук: это аддитивные технологии, медицина. И те же лазерные технологии, ветроэнергетика и многие другие. И вообще говоря, у нас выстроен механизм, соответствующий акселератор. Это не совсем студенческая стартап-студия. Но это механизм, когда молодой человек может попробовать развить какой-то проект. И понимая, что если этот проект в правильной синергии встроится в блок новых бизнесов Росатома, то на этом выиграет и «Росатом», который увеличит свою капитализацию, и этот молодой человек, который, продав соответствующий проект Росатому, может заработать больше, чем он заработал бы, всю жизнь работая в том же Росатоме по найму. И вот такого рода истории мы пытаемся выстраивать. И действительно, это не может быть много. Это не может быть... Анатолий Торкунов: А такие истории есть уже сейчас? Владимир Шевченко: Я не хотел бы говорить гоп, не перепрыгнув. Но я думаю, что из тех историй, которые развиваются сейчас, о каких-то можно будет сказать, как об историях успеха в относительно близком будущем. Анатолий Торкунов: Дмитрий Игоревич, я знаю, что МФТИ – а знаю хорошо, потому что у нас даже совместная программа была по искусственному интеллекту. Дмитрий Ливанов: И есть. Анатолий Торкунов: И реализуется. Да. Мы достаточно давно ее открыли. И мы очень довольны, кстати, этой программой. Для нас это тоже очень важный был для социально-экономического вуза новый элемент нашего образования. Сегодня у нас программа по искусственному интеллекту. Но знаю, что эмфэтэишники очень активно сегодня задействованы в развитии и использовании искусственного интеллекта. Знаю многих ваших выпускников, которые добились огромных результатов, в том числе вроде несвойственных для МФТИ отраслях, таких как сельское хозяйство, где сегодня в огромных сельхозкорпорациях используются серьезно очень элементы искусственного интеллекта. Вот как студенческие мозги сегодня участвуют в развитии искусственного интеллекта? И даже скорее, в его применении уже в технологических отраслях? Дмитрий Ливанов: Здесь очень важно отметить, что искусственный интеллект – это не просто программирование. Это более сложное технологическое направление, которое, по сути, ближе к математике, чем к программированию. Поскольку самое главное в искусственном интеллекте – это алгоритмы, это оптимизация, это то, что позволяет при условии ограниченных ресурсов решать все более и более сложные задачи. Поэтому искусственный интеллект, прежде всего развивается именно там, где есть сильная математическая школа, математическая база и студенты, имеющие высокие математические компетенции. Именно поэтому и наши студенты, и студенты МИФИ или «Вышки» успешны именно в реализации проектов, связанных с искусственным интеллектом. И действительно, в самых разных отраслях, казалось бы, в непривычных – и медицина, и сельское хозяйство, и логистика, ритейл, и целый ряд других – оказывается, что использование этих технологий приводит к очень серьезному повышению эффективности. Эффективности бизнесов. И именно поэтому очень многие стартапы в области искусственного интеллекта сейчас ну просто выстреливают. То есть они пользуются очень большим вниманием инвесторов, в том числе венчурных инвесторов. Иногда прям целая очередь выстраивается. Это у нас в меньшей степени. В мире это сейчас, конечно, тема абсолютно хайповая. Но и у нас тоже все больше и больше и компаний, и инвесторов, и просто предпринимателей смотрят на технологию искусственного интеллекта как на инструмент для повышения эффективности своего собственного бизнеса. А значит, эти стартапы – они востребованы. А в будущем будут востребованы еще больше. Анатолий Торкунов: Все-таки в центре всего этого – прекрасное знание и понимание математики. Правильно я понимаю? Дмитрий Ливанов: Да. В центре – это математика. Анатолий Торкунов: Потому что все алгоритмы базируются на математике. На знании. Дмитрий Ливанов: Да, в технологиях искусственного интеллекта самое главное – это алгоритмы. Анатолий Торкунов: А вот творческая часть, которая связывает, так сказать, правую часть вашего головного мозга с правым полушарием, она здесь присутствует? В искусственном интеллекте? Дмитрий Ливанов: Математика – это творческая наука. Анатолий Торкунов: Ну, понятно! Иван Лобанов: Как продукт используется. Дмитрий Ливанов: Нет, конечно. Конечно. Конечно, используется. И здесь есть место и для фантазии, и для... Анатолий Торкунов: Вот я примерно это имею в виду. Дмитрий Ливанов: Конечно. Конечно. Конечно. И очень важно, что эта тема, которая сейчас ну просто «зажигает» студентов. То есть они заинтересованы. Ну, поскольку это модно, это интересно. И это действительно может дать быстрый результат. Кому-то это нравится, кому-то это не нравится. И понятно, в тех областях, которые называются Deep tech, что-то сделать – какую-то установку или новую технологию в химии или в металлургии, в строительстве – требуются годы. В искусственном интеллекте это сейчас можно сделать быстро. Можно построить действующую компанию, стартап, который будет потом расти за месяцы. Речь даже не идет о годах, речь идет о месяцах. Можно вывести на рынок продукт или услугу. И если она будет иметь рыночный успех, ее можно реализовать с большой выгодой для себя. Анатолий Торкунов: Я все время говорю о творческой части на программах «Ректорат». Поскольку полагаю, что в студенческой жизни обязательно должно присутствовать творчество, которое напрямую может быть не связано с профессиональной работой. Это и театральные студии, музыкальные студии. Потому что без этого студенческая жизнь обедняется. И главное, что человек очень сильно с точки зрения фантазии и творчества не приобретает того, что он должен был бы приобрести в студенческие годы. У нас на связи наша коллега – Ирина Константиновна Шевченко, которая руководит огромным университетом, работающим на большой федеральный округ. И вот я хотел бы спросить, Ирина Константиновна, вы делаете сегодня упор на какие стороны студенческого предпринимательства? Инна Шевченко: Я бы даже, наверное, сказала не о приоритетах самого университета, а о приоритетах студента и действительно тех возможностях, которые предоставляет университет. В нашей практике есть разные примеры. И создание стартапов, которые шли от потребности отраслей, особенно сейчас, в условиях этой замкнутости есть определенные разрывы. И одна из компаний, созданная на базе университета, просто за последние два года вошла в тройку производителей катализаторов для топливных элементов. Это как пример. С другой стороны, мы видим, большое количество инициативных студентов. И здесь важно не просто обеспечить вот эту инновационную экосистему, когда каждый может попробовать себя предпринимателем, когда возвращаются наши выпускники, создавшие в своей уже профессиональной жизни компании, которые, может быть, даже несколько раз перепродавались и сегодня уже вошли в контуры крупных государственных корпораций, но и дать возможность студенту попробовать и вот это право на ошибку. Потому что именно предпринимательство связано с высоким риском. Если, как Владимир Игоревич сказал, работа по найму – она сложная, но она с меньшим риском, и ты можешь получить тот же доход, но риск существенно ниже. И в этом смысле мне кажется, что, то время, когда студент проводит в университете, он вот эту ошибку может испытать на себе и понять: это действительно его профессиональная часть или нет? Но даже участвуя во всех инструментах федерального проекта «Технологическое предпринимательство», мы эту активность студентов видим. У нас сейчас больше 50 проектов, которые получили там по миллиону рублей. И вот сейчас мы готовимся даже к сделке по перепродаже стартапа. И они совершенно разные. Вот здесь особенность таких университетов, как Южный федеральный, я думаю, многих действительно региональных университетов с тем, что развитие предпринимательства неразрывно связано с региональной инновационной системой – формами поддержки, закреплением молодежи в регионах и активностью бизнеса. Поэтому университет сегодня создает такую коммуникационную среду, когда и выпускники могут вернуться. И настолько мы должны быть открыты, чтобы понимать технологические запросы бизнеса и индустрии и в то же время отрабатывать совершенно новые формы и практики поддержки предпринимательских инициатив студента. И тогда мы видим разные эффекты. Вот у нас есть стартапы, которые касаются совершенно осознанного появляющегося дефицита. И с помощью там самых современных инструментов закрывается, например, страх ребенка к походу к врачу. У нас есть один стартап (к которому уже подключены жители, в том числе и Ростовской области, и сейчас там ребята готовятся к тому, чтобы иметь возможность выйти и на общероссийский уровень), когда за счет специального приложения снимается страх похода к врачу, особенно для детей с ограниченными возможностями и отклонениями в здоровье. Анатолий Торкунов: Надо и для взрослых это сделать. Потому что у них тоже страх есть. Дмитрий Ливанов: Стоматологи. Анатолий Торкунов: Да. Инна Шевченко: Особенно у нас такие очень популярные запросы, когда идут к стоматологу там и так далее. Или, например, стартап, который рождается вот в части студенческой инициативы, которую мы поддерживаем. Например, создание антисептик «Генотип». Он был создан для того, чтобы 99% разрушается ДНК вирусов различных болезней. А сегодня он тестируется Министерством обороны для возможности применения уже в специальных условиях. Поэтому форматы разные. Мне кажется, что здесь задача университета – давать возможность студентам знакомиться и участвовать в перспективных научно-технических проектах. Ну и прежде всего, это инициатива, желание студента. И я хочу присоединиться здесь к мнениям коллег о том, что чем больше мы дадим возможность, чем большему количеству студентов мы дадим прикоснуться, попробовать, рискнуть, может быть, ошибиться в это время, тем крепче будет предпринимательский потенциал и университета, и территории, и страны. И вот я хочу отметить, что очень важно здесь (по крайней мере, для нас) взаимодействие с институтами поддержки предпринимательства в регионе. Поэтому видеть, как развивается региональная структура экономики, какие появляются запросы, возможности. И действительно, в сложных высокотехнологичных отраслях эти проекты могут занимать просто годы. А где-то, как сфера искусственного интеллекта, мобильных приложений – совершенно другие сроки и возможности. И мы видим, как меняется интерес студентов и к образовательным программам. Одна из самых популярных программ сегодня в Институте математики и механики – это образовательная программа, связанная с компьютерными играми. И, в общем-то, и капитализация там достаточно высока. Поэтому мне кажется, что, как и часто бывает, тезис о том, что университет строится на разнообразии, в полной мере это отражается и на развитии студенческого предпринимательства. Ну и для нас еще ключевым, что все-таки эта часть образовательного процесса, вот первые два курса действительно сложно студенту, но и дальше это должно стать частью неформального образования. И вот эти практики, в том числе и акселераторы, и те организационные формы поддержки предпринимательства, должны в той или иной форме имплементироваться в учебный процесс. Анатолий Торкунов: Спасибо большое, Ирина Константиновна! Привет всем друзьям и знакомым из вашего университета. У нас там много друзей и знакомых, как вы знаете. Мы с вами давно сотрудничаем активно, как коллеги. Инна Шевченко: Спасибо большое! Анатолий Торкунов: Я хотел бы, Иван Васильевич, знаете, вопрос какой задать? Вот в 2024, по-моему, году где-то две тысячи ребят, две тысячи проектов студенческих получили поддержку в размере одного миллиона рублей. Конечно, две тысячи – это совсем немного. Ведь ставится задача о том, чтобы подготовить, по-моему, к 2030 году, да? Дмитрий Ливанов: 30 тысяч к 2030 году. Анатолий Торкунов: 30 тысяч предпринимателей. Дмитрий Ливанов: Да. Анатолий Торкунов: Ну, две тысячи. Уже хорошо, что две тысячи. Ну, вообще, в принципе, видимо, в вузах складывается своя собственная система поддержки стартапов, акселераторов. Вот у нас это делает Фонд поддержки. Фонд содействия. Эндаумент, короче говоря. Который был создан 15 лет тому назад. И, в общем, надо сказать, он все эти годы очень активно способствует развитию именно студенческой активности, в том числе студенческому предпринимательству. Вот как в Плехановском обстоит дело? Помимо поддержки федеральной, есть ли у вас какие-то формы своей университетской поддержки? Вот знаете, важно узнать, чтобы... Вот смотрят ребята, положим, или родители программу эту. Вот у кого-то возникла идея хорошая – та или иная. Как он эту идею продвигает? Куда он должен прийти и сказать: «Вот у меня, Иван Петрович, есть вот такая идея. Что я должен сделать? Заявку оформить? Куда ее подать?» Может быть, немножко об этом скажете? Это такие практические вещи, но, мне кажется, важные очень. Иван Лобанов: Конечно. Конечно. Для начала надо поступить в один из трех вузов, которые здесь представлены. Анатолий Торкунов: Ну, это само собой. Да. Иван Лобанов: Из четырех вузов. Анатолий Торкунов: Из четырех, да. Я не только ведущий, кстати говоря. Иван Лобанов: На самом деле я, поддерживая коллег, хочу сказать, что государство и, в частности, Министерство науки и высшего образования, конечно, сейчас проделывают огромную работу в части поддержки желания молодых людей заниматься предпринимательством. Это и акселерационная программа, это создание стартап-студий, это и работа в рамках платформы студенческого технологического предпринимательства, это и программа «Твой ход» совместно с определенными фондами. Это и возможность получения, скажем так, финансовой поддержки в размере одного миллиона рублей. Кстати говоря, плехановцы получили: 46 студентов получили такую поддержку. В основном, конечно, интерес распределяется между цифровыми стартапами, включая и такую технологию, которую мы уже обсуждали, искусственный интеллект. Креативная индустрия – все, что связано с улучшением качества жизни. С другой стороны, конечно, что каждый студент должен сделать? Конечно же, в любом университете, который занимается подготовкой и желает видеть своих студентов в качестве предпринимателей в будущем, есть соответствующие структуры. У нас в этом плане и «Предпринимательская точка кипения», куда ребята приходят. Соответственно, формируются команды. Определяется потенциальный продукт, который может быть коммерционализирован на рынке. Соответственно, проводится вот это комплекс работ: взаимодействие внутри команды, поиск потенциальных инвесторов. Соответственно, выработка происходит и юридических норм взаимодействий внутри команды и с внешними акторами. То есть в принципе университет дает возможность почувствовать себя предпринимателем от момента формулирования идеи до момента выхода на рынок. Это крайне важно. И такая возможность есть уже в подавляющем большинстве российских университетов. Что бы я хотел сказать еще? Анатолий Торкунов: Это все финансовой поддержкой сопровождается. Конечно. Иван Лобанов: Вот. Это главная, скажем так, не проблема, а трудность, с которой мы встречаемся. Вернее, две проблемы я бы обозначил. Первое – это, скажем так: мы готовим студентов, и они уже готовы через такую форму, как диплом – как стартап, уже сформулировали продукт, готовый выйти на рынок. И дальше возникает вопрос (вот то, что мы уже обсуждали), куда пойти для того, чтобы получить инвестиционный ресурс для продолжения работы на рынке? Это вопрос, который мы сейчас, скажем так, пытаемся решить. И я рад здесь в этом плане сообщить, что некоторые институты развития, в том числе и банки, уже готовы создавать собственные фонды, для того чтобы венчурным образом финансировать интересные для них стартапы. Вторая история, которая тоже связана с финансированием. И мы эту проблему обозначаем: интерес самого университета профинансировать интересующий университет стартап. То есть наличие или вычленение определенной суммы, которую университет может в рисковом режиме инвестировать в тот стартап, который он (университет) считает потенциально прибыльным, потенциально успешным и готов вместе с автором двигаться в направлении коммерциализации. Вот здесь бы нам тоже было бы интересно подумать над таким механизмом, когда бы университет мог сам инвестировать в стартапы собственных студентов. В качестве примера просто хочу привести такую необычную историю. Есть такой предприниматель Мельниченко Андрей – в свое время он поступил в МГУ на первый курс. После первого курса перевелся в Плехановский университет в девяностые годы на факультет «Финансы и кредит» и открыл вместе с друзьями обменный пункт в общежитии. Это стало базой для того, чтобы дальше двигаться уже в направлении коммерческих интересов, которые он для себя сформулировал. Для нас это крайне важно. Вот как раз такие примеры дают, скажем... Владимир Шевченко: У вас там мемориальная табличка не висит? Иван Лобанов: Нет. Мы, кстати говоря, вместе (вы удивитесь) двигаемся в направлении двух научных работ: первая – это утилизация продуктов переработки фосфорных удобрений и капсульной интеграции удобрений в почву для последующего быстрого разложения этой капсулы. Анатолий Торкунов: Это вообще, как бы не социоэкономические проблемы. Иван Лобанов: Да. Но я хочу сказать, что Плехановский университет изначально тоже очень большое внимание исторически обращает на пищевые производства. Соответственно, химическая школа достаточно сильная. Анатолий Торкунов: Ну да. Понятно. Владимир Игоревич, хотел вас спросить, опять в контексте сотрудничества с Росатомом. Мы здесь в студии обсуждали проблему, связанную с идеей введения производственной аспирантуры, промышленной аспирантуры. Когда аспиранты занимаются, одновременно работая в компании в какой-то – в государственной или в частной компании, пишут работу по существу, по заказу этой компании. И компания поддерживает в том числе и финансово, о чем мы только что говорили, тот или иной проект, но который выражается в виде кандидатской диссертации. Какое у вас отношение к этому делу? И делаете вы что-то уже в этом направлении или пока только обсуждаете это? Владимир Шевченко: Вы знаете, я бы сказал, что, на наш взгляд, очень важно, чтобы деятельность аспиранта была направлена на создание ценности. То есть чего-то, что востребовано каким-то сообществом. Будет это ценность научная и будет выражаться в научных публикациях и в каких-то, соответствующих интеллектуальной деятельности в области науки. Будет она выражаться в терминах какого-то технического решения, которое будет востребовано на производстве. Это, на наш взгляд, вопрос второй. Но очень важно, чтобы действительно те тематики, которые есть у аспиранта, чтобы они не брались из вакуума. Чтобы они не заканчивались диссертацией, когда степень получена, но реально дальше эта диссертация ложится в стол и никуда не идет. И в этом смысле ситуация, когда у нас аспирант, неважно даже, является ли он аспирантом МИФИ или аспирантом какого-то из наших партнерских организаций, институтов, входящих в контур с Росатомом или за пределами Росатома, очень важно, чтобы эта тематика была по-настоящему актуальной. И мы сейчас производим некоторую такую ревизию, я бы сказал. Это касается не только аспирантских работ. Это касается и магистерских работ. Каждому из нас каждый год нужны тысячи тем для бакалаврских и магистерских работ. И очень важно, чтобы эти темы были не абстрактными, а были инспирированы реальными задачами и потребностями. Я не могу сказать, что эта система у нас идеально выстроена. Но то, что мы видим это как цель и задачу, это, несомненно. Анатолий Торкунов: Мне кажется, что очень интересна еще форма, которая появляются в вузах активно: это проектная защита работ – бакалаврских, и магистерских работ, которые связаны с реальным производством часто. У вас сложилась уже такая практика в МФТИ? Дмитрий Ливанов: Мы тут видим как раз то, что называется, стартап как диплом. То есть студент приходит не с пачкой бумаги, пусть там заполненной очень умными словами, а приходит со своим предпринимательским проектом. Анатолий Торкунов: А лучше еще, если несколько студентов. Дмитрий Ливанов: А лучше несколько студентов с групповым проектом. Анатолий Торкунов: Потому что это команда уже формируется. Дмитрий Ливанов: Да. Это тоже используется. И сейчас эта форма все больше и больше распространяется. Мы тоже, как Физтех, в этом активно участвуем. Владимир Шевченко: Я бы еще упомянул Всероссийский инженерный конкурс, оператором которого мы являемся уже десять лет. Который сейчас на входе больше десяти тысяч человек практически из всех регионов нашей страны включает в себя. И вот эти проекты финалистов, то есть выпускные квалификационные работы, их заслушивает государственные экзаменационные комиссии, которые возглавляются просто лидерами соответствующих госкорпораций, индустрий и так далее. В том числе там главой Роскосмоса, главой Росатома, главой Росфинмониторинга и так далее. Они тратят свое личное время для того, чтобы заслушать эти работы. И многие ребята по результату не только получают предложение о работе, но и непосредственно трек дальнейшего использования в деятельности этой компании своих результатов. Анатолий Торкунов: Ну да. Вы знаете, если стоит задача подготовить там 30 тысяч предпринимателей, то не менее важная задача – подготовить проектных менеджеров. Вообще во всем мире сотни тысяч сегодня требуется проектных менеджеров. Поэтому мне кажется, что такого рода вещи, как проектная работа в вузах при защите даже кандидатских диссертаций, не только магистерских или бакалаврских, дает такие возможности. Потому что именно там растут такие вот проектные менеджеры, которые смогут потом руководить и большими важными проектами. Дорогие друзья! Тема очень интересная! Я надеюсь, что мы сумели хотя бы немножко рассказать о том, что делается в наших вузах. И мне кажется, это интересная тема, которая, конечно, может быть продолжена в будущем, может быть детализирована в каких-то делах. Я хотел бы сейчас сердечно всех поблагодарить за участие в нашей программе. Знаю, что люди все очень занятые, тем не менее, нашли время приехать в студию и рассказать немножко о том, что делается в наших ведущих вузах московских. И спасибо Инне за рассказ о Южном федеральном университете. Ну и всем пожелать здоровья! А нашим телезрителям пожелать и здоровья, и благополучия, и всего самого наилучшего! Спасибо за внимание! До свидания!