Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и сегодня у нас очередной выпуск программы «Ректорат». У нас сегодня очень интересный разговор. И он пойдет о негосударственных вузах. Надо сказать, что в последние годы наметилась тенденция интересная: количество частных высших учебных заведений снова пошло в рост. С чем это связано? Что сегодня из себя представляют частные, ну я бы сказал, даже не частные, а негосударственные вузы? Чем они принципиально отличаются от государственных? И в чем их отличие от негосударственных вузов десяти или пятнадцатилетней давности? Обсудим это с нашими гостями сегодня. Это Владимир Зернов, ректор Российского нового университета. Это Юрий Литовчин, ректор Института кино и телевидения. И Алексей Забелин, ректор Московского финансово-юридического университета. Я вас сердечно приветствую, дорогие друзья! И хочу сказать, что чуть позже к нам присоединится по видеосвязи ректор Казанского инновационного университета имени Тимирясова – Асия Тимирясова. Я, друзья, прежде чем начнем разговор, хотел бы привести некоторые цифры, которые я вычитал в открытых источниках. Вузы негосударственные стали открываться в начале девяностых годов, и к 2015 году у нас в стране их уже было около пятисот. И не секрет, что многие из них занимались преимущественно выдачей «корочек», а не собственно образованием. Затем в результате реформ количество частных вузов сократилось раза в два с половиной. А в последнее время мы видим обратную тенденцию: уже сейчас 242. Правильная цифра? Владимир Зернов: Правильная. Совершенно верно. Анатолий Торкунов: 242 негосударственных вуза. Причем только за последний год появилось порядка 15 новых негосударственных учебных заведений. Вот с чем это связано? И я хотел бы прежде всего обратиться к ветерану этого движения негосударственных вузов и руководителю Ассоциации негосударственных вузов, ректору Российского нового университета – к Владимиру Алексеевичу Зернову, которого я знаю очень давно. И вот поделитесь своими на этот счет впечатлениями: почему это происходит? Это же, как говорится, обусловлено какими-то объективными, как я понимаю, причинами и, в общем, запросом общества. Ну, я думаю, что вы лучше меня об этом скажете. Владимир Зернов: Анатолий Васильевич, вы очень хорошо подвели к проблематике. Почему стало расти число негосударственных вузов? Если лет 25 назад, когда вот мы все образовывались (и даже чуть больше 25-ти – 30 лет назад), в основном возникали гуманитарного профиля, то сейчас возникают вузы и технического профиля. Причем вузы, которые изначально ставят высокую планку. Например, как Центральный университет. Они поставили планку готовить айтишников по качеству не хуже Физтеха или ВМК, и при этом с очень высокой стоимостью. Второе. Если мы возьмем ситуацию, скажем, лет 20–25 назад и возьмем десяток, два, три десятка самых дорогих вузов в стране – частный попадал в лучшем случае один. В лучшем. Сейчас, если мы возьмем пятерку самых дорогих вузов страны, то среди них частных будет два или три. Это о чем говорит? Что наряду с тем, что по-прежнему остались вузы, которые недостаточно качественно работают. И это нужно правде посмотреть в глаза и сказать: да, это, к сожалению, так и есть. Но есть вузы, которые качественно работают, и они стараются работать не хуже флагманов. Причина? То, что мы поставили на технологический суверенитет, это ... на технологическое лидерство – это и подводит к тому, что вузы очень активно занимаются на высочайшем уровне наукой и технологиями. В том числе и частные. Анатолий Торкунов: Но вот все-таки, если иметь в виду необходимость создания достаточно серьезной лабораторной базы для тех вузов, которые занимаются подготовкой специалистов в области технологий, – это же больше средства нужны. Вот Центральный университет. У меня был на программе «Ректорат» ректор Центрального университета. Такой энергичный очень. Выпускник Физтеха. Но там ведь целая группа наших очень крупных бизнесменов финансирует этот университет. Хотя он и недешевый сам по себе для студентов. Владимир Зернов: Совершенно верно. Анатолий Торкунов: Но для того, чтобы создать такую мощную базу, лабораторную базу, нужны деньги, которые намного превосходят то, что удается получить за образование со студентов. Не так ли? Владимир Зернов: Вы совершенно правы. Но, как пример, у нас есть кафедра робототехники, где мы производим на сегодняшний день одни из лучших в стране (а может быть, и в мире) экзоскелеты и беспилотники. А что касается качества углеродных нанотрубок, они как были у нас самые чистые в Евразии, так и сейчас остаются. На это денег хватает. Мы живем интересами страны и хотим тоже вносить свой вклад в развитие технологического лидерства и технологического суверенитета. Деньги действительно нужны. Как правило, это теснейшее взаимодействие с ведущими корпорациями. Как правило. И очень часто бывает так, что у нас это получается существенно дешевле, чем, извиняюсь, в громоздких государственных структурах. Ярчайший пример – наша программа «Космос». Мы же потратили на космос в разы, если не на порядок меньше, чем основной конкурент – Штаты. Почему мы там достигли? Концентрация интеллекта. Мы тоже стараемся концентрировать интеллект. Ну вот, в частности, в программах искусственного интеллекта, здесь мы привлекаем реально одни из ведущих кадров. И кое-что, но получается. Анатолий Торкунов: Ну, я так понимаю, Владимир Алексеевич, что вы говорите, что государственные вузы перегружены бюрократическим аппаратом, сложной системой принятия решений, а в негосударственных вузах все намного проще Вообще, откровенно говоря, я не могу с этим не согласиться. Потому что действительно, к сожалению, бюрократические традиции, они по-прежнему очень сильны. Несмотря на цифровизацию, которую мы все пытаемся реализовать в вузах, пока все идет достаточно медленно. Юрий Михайлович, у вас все-таки такой специфический очень вуз – творческий вуз, который готовит людей для самых разных сфер. Это прежде всего все-таки творческие специальности. Это креативная экономика, которая сегодня приобретает, на мой взгляд, исключительно важное значение. Говорят, в Москве уже чуть ли не 20% ВВП обеспечивает именно креативная экономика. Вот расскажите о вашем вузе. Кто студенты ваши? Кто ваши абитуриенты? Кто к вам приходит прежде всего? И как они востребованы затем жизнью? Юрий Литовчин: Спасибо огромное за вопрос. Естественно, я могу о нашем вузе рассказывать долго. Но постараюсь коротко и тезисно изложить, что происходит. Почему мы? Чем мы занимаемся и что происходит? На самом деле, если говорить, кто наши студенты, мы готовим специалистов действительно для креативной индустрии. Это в области медиа: телевидение, кинематограф, Интернет. И мы готовим тех, кто может создавать продукт. То есть мы гораздо хуже умеем продавать этот продукт творческий. Но вот создавать – это мы умеем. Занимаемся этим уже 31 год. И на самом деле ребята приходят к нам в основном после школы. То есть у нас основное – это вот дневное обучение. Порядка двух тысяч студентов на дневной форме обучения. Часть из них обучаются за счет бюджетных средств. Это немножко, конечно, очень малая часть. Остальные платят за свое образование. Я вообще считаю, что бесплатного образования в любом случае нет. Кто-то всегда за это платит. Или платим все мы нашими налогами. Или платит конкретный родитель за своего ребенка; он инвестирует в будущее. И вот если сравнить то, что они платят, и уровень зарплат, который они могут получить уже в индустрии. Вот, в частности, мы с вами находимся на телевидении. Это основной рынок потребления наших выпускников. Я считаю, что ну вот у нас есть специальности, которые почти 100% трудоустроены сразу после окончания. Причем они еще выбирают, куда пойдут. Анатолий Торкунов: Это какие специальности? Можете?.. Юрий Литовчин: Например, это кино-телеоператоры. Они могут позволить себе выбирать: на этом канале платят больше, здесь условия лучше, здесь хуже. Это, конечно, художники. Художники анимации, художники компьютерной графики. Сейчас большой спрос на таких специалистов. И много студий появилось. И вот их тоже расхватывают. Анатолий Торкунов: Ну, Интернет, наверное, тоже очень? Юрий Литовчин: Ну, понимаете, как? Интернет – это же только средство... Анатолий Торкунов: Ну да. Передачи информации. В том числе художественной информации. Я к этому говорю. Юрий Литовчин: Передачи информации. Анатолий Торкунов: Что, видимо, на многих интернет-каналах, на стримах всяких там и художники нужны. Юрий Литовчин: Да, да, да! Конечно. Конечно. Интернет им позволил... Знаете, как? Интернет им позволил еще организовывать собственные маленькие стартапы, маленькие студии, которые ну вот могут дать старт в творчестве и в профессии дальше. Поэтому они могут создавать продукт и продавать его. Пусть за небольшие деньги, но начинать хотя бы с этого. Когда мы все воспитывались, самое было сложное для творческого человека – это публикация. Ее невозможно было получить. Сейчас это самое доступное. Анатолий Торкунов: Да. Это так. Да. Юрий Литовчин: И поэтому вот как, имея такую доступность публикации и что-то еще интересное сделать, чтобы людям было интересно это смотреть, это, конечно, не всем удается. Но мы стараемся их учить. А вот там не только мы закладываем в них знания. Родители. Что-то сверху, наверное, какие-то гены. Поэтому... Анатолий Торкунов: Ну, у вас конкретные заказы тоже есть? Из реального сектора? Юрий Литовчин: Вы знаете, есть. Но есть такая проблема: то, что практически, кроме нескольких федеральных телеканалов, все наши места применения, скажем, работы наших ребят, они же все негосударственные. Кинокомпании – они все негосударственные. Анатолий Торкунов: Да. Юрий Литовчин: Интернет-студии – они тоже негосударственные. Поэтому мы не можем получить вот этот целевой заказ на специалиста. Это такая есть сложность. Конечно, к нам обращаются каждый год. К нам приходят на защиту диплома. Отбирают. Отбирают в основном, говорю: самое большое количество забирает телевидение. Самый большой спрос. Анатолий Торкунов: Ребята там, видимо, и стажировки проходят? Практику? Юрий Литовчин: Да-да. Они стажировки, кстати, здесь, на ОТР тоже ребята часто проходят практики, стажировки. У нас своя собственная база, такая очень неплохая. Поэтому мы на стажировку отправляем не только для того, чтобы они там могли пощупать какую-то новую технику (у нас она своя есть), а чтобы они могли в производстве как-то себя почувствовать. В реальном производстве. Главное – почувствовать ответственность за то, что они делают. Вот этот самое важное. Анатолий Торкунов: Ну ОТР, мы недавно с вами вручали стипендии ребятам журналистских факультетов. Это такие ребята замечательные. На всех на нас произвели большие впечатления. Юрий Литовчин: А какие красивые они были, девочки! Да, очень. Анатолий Торкунов: Так что это приятно, что именно здесь, на ОТР, который был создан нашим другом Анатолием Григорьевичем Лысенко, ребята ваши проходят стажировку и практику. Юрий Литовчин: Спасибо! Анатолий Торкунов: Алексей Григорьевич, мы очень давно знакомы. Вы человек в высшей школе исключительно опытный. И я помню, как вы создавали свой институт, ныне университет. И вот что мне очень симпатично в вашей работе: у вас, во-первых, существенно расширилась номенклатура специальностей, по которым вы готовите. Хотя он называется финансово-юридический, но вы не только по юриспруденции и финансам готовите, но и по гораздо более широкому профилю. Мне очень симпатично, что вы сочетаете это еще с такой творческой деятельностью, с выставочной деятельностью. И нередко у вас выставки. Вы иногда даже нам даете возможность какие-то ваши собрания выставить по случаю тех или иных событий. Вот расскажите, как все-таки вы стремитесь подготовить специалистов, сочетая профессиональную подготовку с такой творческой подготовкой? Это, как мне кажется, очень важно. Конечно, у Юрия Михайловича это основное – подготовить именно творчески мыслящих людей и поступающих творчески в своей профессии. Ну вот как при подготовке экономистов, юристов вам удается это сделать? Алексей Забелин: Спасибо, Анатолий Васильевич, за вопрос. Действительно, при создании вуза мы думали о том, чтобы взять самое лучшее из советской высшей школы. Вот мы к вам обращались и учились у вашего учителя, у Лебедева Николая Ивановича. Он первый наш ректор. Вот в этом году, в прошлом году ему исполнилось 100 лет. Вы стояли у истока нашего вуза с вашими советами и рекомендациями. Мы считаем, что просто подготовить юриста или экономиста, не понимающего искусства, не понимающего литературу, не понимающего всю нашу великую историю, поэзию, скажем так, живопись – это человек будет, знаете, обделен. Потому что юрист, экономист – это профессии, требующие более нравственного подхода, требуют совести. А человек, не знающий искусство и литературу, он черств, сух и однобок. Поэтому мы одновременно вводили факультативы. Старались, чтобы дети понимали искусство, литературу. Ввели творческие специальности в нашем университете: дизайн, журналистику. И вот такой синтез наших разных специальностей студентов. Много внимания уделяем информационным технологиям. Особенно на стыке дисциплин: финансы и информационные технологии, юриспруденция и информационные технологии. Сейчас искусственный интеллект. И мы построили уникальную, как мне кажется, базу вычислительной техники, центр обработки данных на 800 серверов, дата-центр. И студенты занимаются. Занимаются искусственным интеллектом. Занимаются изучением искусства, литературы. И выходит разносторонняя, одаренная личность, которая, безусловно, везде нарасхват. Наши студенты – те, кто устраивается в органы государственной власти, прежде всего в правительство Москвы. И на них большой спрос. Министерства, ведомства. Ну и, безусловно, наши оборонные корпорации. Университет активно сотрудничает с Ростехом, с Роскосмосом. И это позволяет нашим студентам найти свое место в жизни, получать хорошую зарплату. И поэтому достаточно хороший прием, и высокий конкурс в наш университет. Анатолий Торкунов: Спасибо вам за эту информацию. Я думаю, что... Вы еще так хорошо рекламой занимаетесь в своем университете. Едешь по Москве – везде плакаты висят. И сейчас я хотел бы обратиться к Асие Витальевне Тимирясевой. Она с нами на связи. Ну, мы все понимаем, что Казань – это вообще один из важнейших центров образования, высшего образования. И ваше учебное заведение, тем более оно называется инновационным университетом, что мне особенно нравится название. Я знаю тоже, что вы занимаетесь очень многими направлениями подготовки специалистов, в том числе и педагогикой, психологией. И вот просьба рассказать немножко об университете, ну и вот в контексте вопроса, который я задавал в самом начале: как сегодня негосударственные вузы (или частные вузы, как их называют) находят место в той же Казани, где существует огромное количество замечательных государственных вузов? Как вот вы обустраиваетесь в этой экосистеме? Асия Витальевна, вам слово. Асия Тимирясова: Здравствуйте, уважаемые Анатолий Васильевич! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мне очень приятно подключиться к нашему интересному разговору. Если рассказать об истории нашего университета, то в прошлом году нам исполнилось 30 лет. Мы – региональный вуз. И основателем его, первым ректором нашего университета была заложена стратегия открытия головного вуза в городе Казани и филиалов в крупнейших промышленных городах нашей республики: это Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. Мы никогда не выходили за пределы нашей республики. Поэтому считаем, что являемся региональным вузом, готовящим кадры для нашей республики. И вот вы все говорите о том, в чем специфика может быть негосударственного образования в регионах, то в первую очередь вопрос вообще открывать или не открывать частный вуз, безусловно, зависит от региона, а точнее, от запросов и потребностей региона. И ... университет, помимо научной и образовательной, требуем выполнять очень важную социальную – третью миссию. И открывая вуз, мы способствуем тому, чтобы молодежь не уезжала в столичные мегаполисы, а имела возможность получить высшее образование в своих регионах, оставаясь в своих городах. Кроме того, вы знаете, опыт показывает, что частные вузы очень четко реагируют на тенденции регионального рынка труда. Я вам приведу недавний пример. У нас есть профиль подготовки логистика. И наши студенты, наши выпускники очень востребованы, потому что в Казани достаточно много логистических крупных и российского, и международного уровня компаний. И обратились работодатели и сказали: «Вы знаете, у вас есть прекрасные логисты, прекрасные специалисты. Но если бы вы им еще дали и знания китайского языка, что в настоящий день очень востребовано, то это бы намного улучшило их конкурентоспособность». И благо, у нас есть факультет лингвистики и межкультурной коммуникации, где мы преподаем китайский язык. И мы тут же внедрили китайский язык для наших логистов. Я говорю о том, к чему я это говорю: что негосударственные вузы, мы очень четко и быстро реагируем на запросы рынка труда. В чем интерес абитуриентов и их родителей? Получить качественное образование и найти хорошую работу. В чем интерес работодателя? Найти специалистов с высоким уровнем компетенций и с минимальными требованиями адаптаций. И вуз должен выполнять роль проводника между работодателем и молодежью. И еще раз скажу на примере нашего университета: мы к формированию наших образовательных программ неизменно привлекаем региональных работодателей. И сейчас у нас более двухсот организаций и предприятий, которые проявляют пристальный интерес к нашим студентам. И у каждой специальности направления подготовки есть многолетние и надежные кадровые партнеры. И на производственных площадках этих предприятий наши ребята проходят практику, а в дальнейшем трудоустраиваются. Вузовский центр развития карьеры сопровождает ребят на всех этапах учебы. И это все с участием работодателей. И таким образом, деятельность региональных вузов нашего университета направлена на удовлетворение потребностей регионального рынка труда. Анатолий Торкунов: Вот это очень важно, мне кажется. Вот то, о чем вы говорите, что вы региональный вуз. Вот для негосударственных вузов, которые создаются в регионах, очень важно отвечать потребностям и запросам рынка труда в собственном регионе. И я о вашем вузе много слышал. И, кстати говоря, мне Владимир Алексеевич рассказывал не раз об этом. Мне кажется, что вы вот свою нишу очень четко нашли в регионе. Я хочу вам пожелать всего самого доброго! Законы телевидения такие, что сейчас мы с вами разъединимся. Я хочу вам пожелать всего самого доброго! Всем нашим друзьям в Казани передать от нас пламенный привет и пожелать вам больших успехов. Всего самого доброго! Асия Тимирясова: Главная наша специфика – это служение интересам своего региона. Анатолий Торкунов: Спасибо! Спасибо вам большое! Владимир Алексеевич, вот еще раз хочу вернуться к вопросам запросов реального сектора, запросам тех, с кем мы сотрудничаем и должны сотрудничать все теснее. И понятно, что сегодня, в том числе вы упомянули уже программу и стратегию технологического лидерства. Вот как это обеспечить в рамках Ассоциации негосударственных вузов, в которой вы давно трудитесь и пытаетесь, и не только пытаетесь, а делаете эту работу – координировать работу негосударственных вузов? Здесь же... Ну, у нас, вы знаете, много разного рода структур: Совет ректоров и ассоциации всякие вузовские. Самые разные теперь там: и передовые инженерные школы, и горная ассоциация «Недра». Ну, много. Не буду даже все перечислять. Работают они, на мой взгляд, весьма успешно, судя по конференциальной деятельности. Я участвую в некоторых мероприятиях. Вот как все-таки скоординировать эту работу, чтобы, во-первых, вы друг друга не подменяли? Чтобы была, конечно, здоровая конкуренция. Но она не приводила к тому, что мы будем выпускать на рынок людей, которые не очень-то на рынке и нужны. Вот об этом уже не раз говорил наш руководитель – президент, я имею в виду. Недавно об этом Валентина Ивановна говорила на заседании Совета Федерации. Ну, в общем, все об этом говорят. И председатель нашей Государственной Думы говорит. Руководители наши. И, конечно, здесь важно найти какие-то инструменты, которые бы регулировали эту деятельность. Как вам видится это? Владимир Зернов: Анатолий Васильевич, мы здесь все фактически руководим этой Ассоциацией с момента создания. Первое и самое главное – вот все присутствующие, да и подавляющее большинство сейчас отсутствующих, мы себя видим в единой команде с государственными вузами. Вот те, кто себя противопоставлял – их практически не осталось. Может быть, и есть. Но это очень робкие голоса по сравнению с тем, что было раньше. Это вопрос ключевой. Который вы сказали. Мы говорим, конечно же, и подразумеваем мы о том, что должно быть качество образования. Должны быть реальные технологии, которые мы передаем в производство. Почему негосударственные вузы во всем мире востребованы? Даже в нашем рейтинге «Три миссии университета» подавляющая часть топовой части – это вузы негосударственной формы учреждения. Причина? Эффективность использования ресурсов намного выше. Поэтому мы у себя многократно это ставили, ставим и будем ставить. То, о чем говорили мои коллеги: и взаимодействие с ведущими корпорациями, и создание реальных технологий. И, самое главное – подготовка тех кадров, которые реально востребованы на рынке труда и которые могут показывать хорошие результаты. Как пример, у нас уже есть частные вузы, которые готовят целиком команду школьников на международные соревнования. Скажем, по искусственному интеллекту. И – побеждают в мире! Второе. Если взять любую олимпиаду, которые у нас с ними проходят: если раньше таких случаев был один на несколько лет, сейчас – каждый год. Вот у нас сегодня был великолепный, можно сказать, праздник: посольство из Китая приезжала большая делегация – наша студентка заняла второе место на Всекитайской олимпиаде по китайскому языку. Она единственная была иностранка. Как ее допустили – для нас загадка. Но девушка работает не как преподаватель, а она работает в области искусственного интеллекта. Мало того, что она красавица, она еще и умница оказалась невероятная! Она нам фактически за несколько минут лекцию прочла. Мы все сели, опешили: такая молодая и такая умная. То есть мы стараемся реально воздействовать на проблемы государства и быть востребованными. То, о чем сказала очень хорошо Асия Витальевна. Вот она так сказала про регион. А мы Ассоциацией стараемся быть полезными развитию страны. Раз мы приняли технологический суверенитет. Я надеюсь, мы с вами еще к этому вернемся. Потому что, конечно же, не только индекс Хирша, а должны быть реальные технологии. И я надеюсь, что вместе с вами эту проблему решим. А мы стараемся как можно более активно вносить сюда свой вклад. Примеров очень много, можно приводить очень долго. Тот же Иннополис – он ничуть не уступает с ведущими машинками и с тем же искусственным интеллектом, и с беспилотниками – не только летающими, но и те, которые ездят по земле и которые под водой. У нас таких примеров огромное количество. И то, что мы стараемся развивать научные школы, на мой взгляд, это и есть то, что негосударственные вузы стараются вносить свой вклад в развитие технологического суверенитета страны. Анатолий Торкунов: Ну, кстати, руководители Иннополиса были в программе «Ректорат». И вообще мы активно сотрудничаем. И сотрудничаем с Иннополисом. Я не раз говорил, что вообще идет такой процесс мощный – сближения технологического и социогуманитарного образования. Потому что так или иначе, даже в искусстве все шире и шире используются современные технологии, цифра, искусственный интеллект. Вот я, Юрий Михайлович, хотел поинтересоваться. Понятно, что у нас хорошие творческие вузы. Их много, в общем, достаточно. Или иногда кажется, что их много. Может быть, их и не хватает в сегодняшней жизни. Потому что, как мы уже с вами говорили, креативные индустрии так стремительно развиваются. Наверное, надо больше творческих людей иметь. Вместе с тем я понимаю, что сегодня люди творчества должны обладать и теми знаниями, которые раньше казались вроде бы не очень нужны. Ну, например, в области математики, в области IT. И неслучайно идет и обратный процесс: положим, когда в больших госкорпорациях требуют, чтобы менеджеры высокого звена прошли обязательно через какие-то творческие программы. Например, в Южной Корее такая ситуация. Не только в Южной Корее, и в Китае существует. Поскольку совершенно справедливо полагают, что когнитивные способности человека инновационные – они возможны, только если есть сочетание знаний в предметной естественнонаучной области и творческие знания, творческое развитие: живопись, музыка и так далее. Вот как вам кажется все-таки? К вам, конечно, идут, прежде всего, я понимаю, люди с такой творческой жилкой. Но есть ли у вас какие-то требования? Есть ли специальные курсы и дисциплины, которые нацелены на то, чтобы и приобщить их к современным технологиям, к цифре? Короче говоря, к тем достижениям, которые когда-то нам были недоступны, когда мы занимались творческой работой. Юрий Литовчин: Спасибо за вопрос! Конечно, есть. И у нас есть специальности, которые более технологичные. Это там звукорежиссеры аудиовизуальных искусств. Это операторы. Это те же художники-постановщики трюков, анимации, компьютерной графики. Значит, у нас проходит все время, мы делаем такие экспериментальные лаборатории. Например, вот сейчас самая активная лаборатория – это лаборатория фантастического фильма. Это новые технологии в кинематографе. Вот известный «Мандалорец» снимался в этой технологии. Это когда движок Unreal, вот этот вот движок компьютерный позволяет делать виртуальные декорации, в которые помещаются актеры. И они, в общем-то, ну как бы эти декорации. То есть фильм. Давайте так скажем: фильм стоит гораздо дешевле и быстрее его можно сделать. Он нуждается в хорошей подготовке до того, как. Но само производство фильма – оно на порядок дешевле (или на порядки дешевле), чем стандартное кинопроизводство. Потом мы внедряли такие вот очень интересные вещи, так как у нас... Ну, мы учим, как и кино, так и телевидению. Телевидение – это командная работа. И вы понимаете, что мы не можем привезти на какое-нибудь крупное спортивное соревнование и поставить за камеры или за режиссерские пульты наших студентов. Они сорвут это вот мероприятие. Они же только учатся. Поэтому мы придумали специальные тренажеры. И у нас есть тренажеры, которые учат ребят прямому эфиру, звуку в прямом эфире. То есть там имитация прямого эфира крупнейшего, допустим, спортивного действительно соревнования, где выставляется до 120 микрофонов. Они выставляют это все. И они вот таким образом пробуют себя, как будто в реальной жизни. Также и технология. Например, мы много экспериментировали с коллегами с МатчТВ. Мы экспериментировали по объемному звуку Dolby. Для телевидения мы сделали специально лабораторию, где объемный звук, который доступен был людям, получая через телевизионный приемник, смотря какие-то соревнования. Сделали Remote Production. Это такие новые технологии, когда нам не нужно, допустим, в каждом месте каком-то иметь полную команду обслуживающего персонала для проведения съемок и трансляции. То есть, может быть, один когда-то центр, где сидит режиссер, где сидят его помощники, где сидят звукорежиссеры, а с разных мест приходят сигналы без задержки. И там идет этот процесс монтажа. В общем, много таких технологических новинок. И наши знаете, как? С одной стороны, мы действительно, вы правильно сказали, наша задача – научить ребят формулировать смыслы. Потому что по этим смыслам будут жить следующие поколения. Они учиться будут на их продукте в том числе. С другой стороны, ну вот мое твердое убеждение, что нельзя, чтобы они приходили вот сюда, в эту студию, например, и сказали: «О, как здесь здорово! Как здесь красиво! Мы в институте такого не видели. И даже не представляли, что такое может быть». Наша позиция такая: они должны прийти сюда и сказать: «А че это у вас так здесь старенько? У нас есть интересней». Не всегда это удается, но мы стараемся, по крайней мере. Алексей Забелин: Молодцы! Анатолий Торкунов: Да. Алексей Григорьевич, вот я знаю, что у вас же филиалы есть? Алексей Забелин: Да. Анатолий Торкунов: Сколько филиалов сейчас? Алексей Забелин: Шесть филиалов. Анатолий Торкунов: Да. И они по стране разбросаны, так я понимаю? Алексей Забелин: Калининград, Ярославль, Волгоград. Вот только что приехал с Волгограда. Анатолий Торкунов: Ну, это в европейской части в основном? Алексей Забелин: Да. Анатолий Торкунов: За Уралом нет филиала? Алексей Забелин: За Уралом нет. Анатолий Торкунов: Ну вот, расскажите, как вы с филиалами справляетесь. Я знаю, что вообще это для многих вузов проблема – наличие филиалов. Потому что иногда не удается, ну за отсутствием кадров прежде всего обеспечить соответствующий уровень подготовки филиала. Как у вас дело обстоит? Алексей Забелин: Прежде всего, мы тщательно подбираем кадры. И в наших регионах действительно есть хорошие кадры. Создали хорошую материальную базу, с тем, чтобы ничем не отличались от государственных вузов. Те вузы в регионах, которые у нас есть. И подбор кадров, и внешний контроль качества. То есть мы контролируем качество сквозное. Полностью проводится из центрального аппарата, из головного вуза проверяется качество студентов. И, безусловно, на местах это работа с корпорациями, которая там работает, с правительствами этих областей, с руководством. Подготовка кадров опять же для реального сектора. И наши студенты знают, куда они пойдут работать. У нас соглашения о целевом приеме с рядом корпораций, даже в регионах, так как они оплачивают. Студенты идут работать. Соглашение с государственными органами, правоохранительными органами особенно. Анатолий Торкунов: А вот скажите, как вы – это вопрос ко всем – как вы определяете численность контроля над цифрами приема? Ну, вы знаете, теперь по новым правилам прием... Положим, Министерство образования установило порядок, по которому надо заранее определять количество приема на внебюджетные места, то есть на платные места, и менять в сторону увеличения. Уменьшение можно, а в сторону увеличения – нельзя. Если объявили, что на эту специальность там, условно говоря, 50 человек принимаете платно плюс бюджетного приема, больше принять дополнительно невозможно. Раньше что было? Ну, идут ребята, значит, давайте вот примем. Это ж все-таки, как говорится, для бюджета институт. А вот как вы устанавливаете эти КЦП так называемые? Нам-то устанавливает по нашей заявке (или заявке в соответствующем ведомстве, Министерстве, которому мы подчинены) Министерство образования в результате конкурса. А как обстоит дело в частных вузах? Алексей Забелин: Прежде всего, зависит от наличия преподавательского состава, материальной базы, которая там существует, а мы всегда ее увеличиваем. И от потребности местных органов власти. Анализируем количество выпуска, значит, студентов, будущих абитуриентов, которые приходят. Исходя из этого, объявляем о цифре приема. Анатолий Торкунов: У вас кто-то все-таки регламентирует эти цифры и вообще ваши решения по этому поводу? Или это вы, как говорится, сами вот посмотрели: вот в этом году примем столько-то. Вроде все они будут потом трудоустроены. Сегодня рынок труда их акцептирует, адаптирует. Как выглядит ситуация-то? Потому что сейчас вы знаете: КЦП. Проблема КЦП. Это контрольная цифра приема, дорогие телезрители, так называется. Это всегда очень серьезное дело для вузов. Потому что оно Минобр поджимает по каким-то направлениям. А может, и правильно... Или неправильно, как нам кажется. Вузам кажется. А вы, как я понимаю: что хочу, то и ворочу? Так получается, что ли? Владимир Зернов: Не совсем. Анатолий Торкунов: А как? Как? Владимир Зернов: Реально в жизни получается так, что мы лимитированы (то, о чем сказали мои коллеги) в возможности материальной базы. Ну, например, число компьютерных классов: ты его, хоть тресни, не увеличишь. Поэтому больше, чем ты сможешь посадить, ты ничего не сможешь подготовить. Скажем, по инязу мы могли бы набрать на корейские, японские или китайские языки больше, но у нас лимит классов. А круглосуточно, как известно, никто учиться не желает. То, что касается направлений. Может быть, здесь есть какая-то вольница. Если брать, скажем, тех же юристов, экономистов, которых можно учить в поточном методе. Но все равно у них есть и компьютеры, и есть специализированные занятия... Анатолий Торкунов: Материальная база, я все это понимаю. Но все равно окончательное решение вы сами принимаете? То есть вас никто не? Рособрнадзор или какой-то другой?.. Владимир Зернов: Проверяет. Анатолий Торкунов: Нет. Проверяет – да. Но он не говорит, что, положим: вы там к вам в университет можете принять сегодня только 200 человек или там 500 человек. И больше вы не можете. А на специальности такие-то, такие-то можете тоже принять: там туда 50, туда 70. Юрий Литовчин: Сами. Сами, Анатолий Васильевич. Анатолий Торкунов: Сами, да? Юрий Литовчин: Да. Мы сами, конечно. Владимир Зернов: До этого года. А что с этого года будет, мы тоже толком не знаем. Анатолий Торкунов: Нет, нет. Это в правилах приема для государственных вузов сейчас установлено: что только объявленные. Но вуз объявляет сам. Юрий Литовчин: То же самое у нас. То же самое у нас. Владимир Зернов: То же самое и у нас. Юрий Литовчин: Абсолютно то же самое у нас. Единственное, вот у нас, например, у нас такой проблемы никогда не стояло. То есть мы не увеличивали ни разу. Потому что у нас там конкурсный набор. И мы просто. Ну и материально-техническая база, конечно. Но у нас еще знаете, как? У нас вот эти специальности, они же должны работать и создавать вместе продукт. И если мы наберем, я не знаю, там 250 режиссеров и одного оператора – он не сможет их обслужить. Анатолий Торкунов: Я, дорогие друзья, я хочу вас сердечно поблагодарить. Вот, конечно, должны все мы знать больше о негосударственных вузах. И то, что вы сегодня рассказали, это, мне кажется, очень важно. Я хочу сказать сердечное спасибо! И телезрителям огромная благодарность за то, что они нашей программе уделили свое внимание. Всего вам самого доброго, дорогие друзья! До свидания!