Анатолий Торкунов: Здравствуйте! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и в эфире очередной выпуск программы «Ректорат». Сегодня поговорим на тему кооперативного образования. Дело в том, что сто с лишним лет назад, в начале прошлого века, в России появилось кооперативное образование. Сначала оно реализовывалось только на коммерческой основе, а затем появились институты, а сегодня существует три университета, которые занимаются кооперативным образованием, а в целом в системе образовательной кооперативного движения учится сегодня 80 тысяч человек или даже немножко больше. Должен сказать, что, может быть, на слуху у нас с вами кооперативное образование не так часто бывает. И сегодня хотелось рассказать о нём поподробнее. А расскажут о кооперативном образовании люди, которые его блестяще знают, руководят им, занимаются на каждодневной основе. И мне кажется, что это может быть интересно и для наших абитуриентов будущих, и для родителей, и вообще для всех, кто имеет какое-то представление о кооперативном движении, но, может быть, это представление не совсем точное и ясное. И я с удовольствием хотел бы представить наших сегодняшних гостей, людей, знающих очень хорошо эту тему. Это Дмитрий Зубов, председатель Совета Центрального союза потребительских обществ России, организации, которая оказывает поддержку кооперации в сферах торговли, образования и науки. Я просто зачитываю, чтобы точно сформулировать. Дмитрий Зубов: Я сам иногда забываю. Анатолий Торкунов: Я знаю Дмитрия Львовича очень много лет и должен сказать, что в своё время он стоял у истоков кооперативного движения по строительству молодёжных кооперативов, которые, кстати, сыграли очень большую роль для того, чтобы молодёжь обеспечить недорогими кооперативными квартирами. Вот Дмитрий Львович сегодня руководит этой очень большой разветвлённой организацией. С удовольствием приветствую Алсу Набиеву – ректора университета кооперации. Приветствую вас, Алсу Рустэмовна! Алсу Набиева: Здравствуйте! Анатолий Торкунов: И чуть позже к нам присоединится ректор Сибирского университета потребительской кооперации Валентина Бакайтис. Я хотел бы сразу, Дмитрий Львович, попросить вас рассказать всем, чтобы ввести в тему, что сегодня представляет из себя Роскооперация? Вы, наверное, помните, многие телезрители, что в своё время нас очень радовали магазины Роспотребсоюза. в больших городах их везде было немало, и когда нам хотелось прикупить что-нибудь для стола вкусненькое и необычайное, мы заходили в эти магазины, и всегда можно было там купить всё от мороженого до медвежьего мяса. Но и много других товаров, которые нужны были в доме, в хозяйстве. Как сегодня всё это выглядит? Есть ли торговые точки? Конечно, мы говорим сегодня об образовании главным образом. Мы готовим сегодня для чего в трёх университетах и в 32 техникумам, которые существуют в вашей системе? Дмитрий Зубов: Спасибо, Анатолий Васильевич. Несколько, буквально две минуты истории, чтобы понимали, что такое кооперация. Вот у меня в руках такой раритетный документ – «Устав большой артели», который 2 марта 1831 года учредила группа декабристов, находясь в ссылке, в Забайкалье это было. И в преамбуле, в эпиграфе написано: «Существование артели имеет цель гораздо возвышеннее, нежели единое прокормление». Это была первая масштабная социальная организация. И первые кооперативы и этот день считаются рождением потребительской кооперации Советского Союза. Анатолий Торкунов: То есть праздник вы в этот день празднуете, да? Дмитрий Зубов: Да. Есть Всемирный день кооперации. Это 1 суббота и июля. И 2 марта тоже. Вообще, кооператоры любят и праздники, и работать, и отдыхать. И кооперация развивалась очень бурно. И с 1913 года по 1921-й вообще считается золотой век потребительской кооперации. Это в основном Алтай, Сибирь. И, естественно, для такого бурного развития этих организаций потребовалась система образования. И вот 111 лет назад, в 1912 году, был учреждён Первый институт потребительской кооперации. Анатолий Торкунов: Это уже высшее образование было? Дмитрий Зубов: Это уже высшее образование. С тех пор, несмотря на то, что кооперация, сама потребительская кооперация претерпевала разные, как по синусоиде, взлёты и падения. И могу сказать, что к 1992 году, к распаду Советского Союза, у нас в системе было более 400 тысяч магазинов. Восемнадцать тысяч заготовительных пунктов, которые заготавливали дефицит. Потом началась перезагрузка. Анатолий Торкунов: Я так понимаю, что в сельской местности вообще главным образом потребкооперация обеспечивала магазины товаром? Дмитрий Зубов: Да, обеспечивала на сто процентов. И в обороте торговом составляла 27 процентов оборотов Советского Союза. Анатолий Торкунов: Это гигантская цифра! Дмитрий Зубов: Это была гигантская цифра. Это была своя империя со своими домами отдыха, санаториями, предприятиями переработки. Потом, когда началась перестройка, новый бизнес, многие магазины приватизировали, купили, взяли в аренду. И многие торговые сети в своей основе положили развитие магазина потребительских коопераций. В данный момент могу сказать, что кооператоры не смогли перестроиться в перестройку, простите за тавтологию, они не понимали, что такое единая сеть. Но сегодня это может быть менее заметно. У нас где-то 36 тысяч магазинов в структуре потребительской кооперации. Но самое главное, что мы обслуживаем малые, супермалые населённые пункты. Те населённые пункты, в которые торговля не идёт. И очень много мест, куда едут кооператоры и мобильная торговля, автолавки, которые нерентабельны и бизнесу они невыгодны. И если сегодня она внешне незаметна, то если взять и закрыть тысячу магазинов в одной из областей, вот 1200 в Нижегородской области, это будет огромная социальная проблема. Анатолий Торкунов: Юрий Львович, я так понимаю, что для такой по-прежнему очень разветвлённой, большой системы, конечно, необходима подготовка кадров, причём самого разного уровня. Вот я хотел вас спросить, прежде чем к ректору университета обратиться, как вы в целом оцениваете сегодня систему подготовки и готовность и заинтересованность молодых людей идти в университеты кооперации и в техникумы, в колледжи кооперации? Дмитрий Зубов: Вы знаете, как ни парадоксально, у кооперации бывали взлёты и падения. Сейчас период довольно устойчивого роста, но система образования все эти годы постоянно развивается. Вот вы уже приводили цифры, что у нас более 80 тысяч студентов. И у нас сейчас очень мощно развиваются, вот я попрошу Алсу, она подробнее расскажет, и новые специальности. Они связаны не только с производством продуктов, питания, как говорится, булочки, бараночки испечь. Анатолий Торкунов: Кстати, это тоже нужно. Дмитрий Зубов: Это тоже нужно очень. Но это и в области IT. Мы очень интересные программы делаем. Не буду отнимать хлеб у Алсу, она об этом расскажет. Но кооперация – это слово «объединение», и объединять должно лучшее. Вот если в мировом кооперативном альянсе у нас более миллиарда человек, и несмотря на то, что сейчас в мире идёт такое вот расслоение общества – дружественные страны, недружественные – то в кооперативном альянсе в основном все дружественные. И мы ощущаем поддержку многих коопераций со всего мира. И он продолжает работать. Анатолий Торкунов: Оказывается, ещё пару-тройку десятилетий тому назад университет кооперации, институт кооперации тогда, был по количеству иностранных студентов на втором месте после МГИМО. Но МГУ всегда был впереди, конечно. Но это свидетельствует о том, что действительно дело кооперации – дело очень интернациональное, международное. И интерес зарубежных стран, зарубежных студентов был исключительно высок. Вот я хотел прежде всего спросить вас, что за эти последние десятилетия изменилось с точки зрения направлений основных подготовки? Я понимаю, что расширилась номенклатура специальностей, появились новые специальности. Вот коренные изменения в чём произошли? И что наиболее популярно сейчас среди абитуриентов, интересует родителей абитуриентов, конечно, которые в данные месяцы решают, а куда же им пойти учиться? Алсу Набиева: Анатолий Васильевич, спасибо. Наш университет, во-первых, хотела сказать, что он с более чем вековой историей. В этом году мы празднуем 111 лет. Если мы в советское время и в постсоветское время готовили по традиционным кооперативным специальностям, это и технологии общественного питания и товароведение, то сегодня очень много запросов у нас от работодателей, и сегодня большие запросы на специалистов в области бизнес-информатики, в области экономической безопасности, но также продолжаются и очень много запросов по технологии переработки в сельхозпродукции. То есть мы как на высокотехнологичное направление работаем, так и работаем на наше традиционное направление, но уже внутри содержание, конечно, меняется исходя из запросов, которые сегодня есть. Вот если посмотреть на товароведение, нашу традиционную специальность, мы туда интегрировали уже модуль электронной торговли. И начали совместно, так как сегодня все вузы работают с индустриальными партнёрами. Анатолий Торкунов: Это направление «торговое дело», да? Алсу Набиева: Да, «торговое дело». И по каждой специальности, конечно, сегодня очень важно, чтобы был якорный партнёр, якорный работодатель, который направляет наших студентов. Вот если брать наши такие направления, как бизнес-информатика, информационные технологии, здесь мы активно работаем с Ростелекомом. Идёт подготовка. Как содержательную часть отрабатываем мы – учебные планы, и практику они проходят только на этих предприятиях. Но в последние годы большой акцент у нас вне зависимости от того, на какой специальности учатся наши студенты, на предпринимательское обучение. То есть мы этому уделяем большое внимание, и даже в рейтинге Интерфакс два года подряд мы занимаем высокие места. Вот в этом году мы поднялись на шестое место по стране. То есть это среди всех вузов, которые принимают участие. Анатолий Торкунов: Это высокое место. Алсу Набиева: Да. И вот мы думаем, что именно благодаря тому, что наши студенты хорошие результаты имеют во всех областях. Анатолий Торкунов: По стартапам, видимо, тоже? Алсу Набиева: Да. Анатолий Торкунов: Они же там очень большие баллы дают стартапам в этом рейтинге. Алсу Набиева: Да. У нас в каждом филиале большое количество студентов по миллиону рублей получили. И это абсолютно разные направления. Конечно, нам отрадно, что мы на развитие сельских территорий работаем. То есть именно предпринимательство на селе, для ЛПХ, для крестьянских фермерских хозяйств. Мы их учим объединяться, потому что наша задача – чтобы количество пайщиков у нас росло. Причём мы работаем как на потребительскую кооперацию, так и на сельскохозяйственную кооперацию. И вот здесь, в области предпринимательского образования, у нас тоже есть хороший результат. Мы три года работали только со школами, а в этом году по запросу региональных министерств мы начали обучать студентов колледжей предпринимательству, вне зависимости от того, какая специальность, чтобы они умели самые интересные кейсы для них по той специальности, которую они получают, реализовывать. Анатолий Торкунов: Я так понимаю, что колледжи практически по всей стране рассеяны, в самых разных локациях находятся? Алсу Набиева: Да, совершенно верно. Их 36 единиц у нас только своих собственных. Ещё очень много родственных колледжей, которые реализуют фактически такие же специальности, и их выпускники, являются нашими потенциальными абитуриентами, и мы с ними тоже активно работаем. У нас работает такой проект, как «Клуб директоров школ». Мы объединяем их по тем направлениям, по предпринимательству, то, что мы даём. В рамках «Клуба директоров школ» занимаемся с юниорами, по тем специальностям, которые мы реализуем, проводим профессиональные чемпионаты. Вот здесь, конечно, мы очень благодарны нашему учредителю Дмитрию Львовичу. У нас Дмитрий Львович ещё до того, как в стране был объявлен этот проект по стартапам, много лет делал это и поощрял наших студентов и абитуриентов, чтобы они реализовывали кооперативные проекты. И у нас хорошие есть проекты: потребительское общество, студенческая кооперация. Или у нас в разных регионах есть школьные кооперативы, которые мы на базе школ создали. Это уже сельских школ. И наши потребительские региональные общества им семена дают, они им помогают теплицы построить. То есть мы их вовлекаем по закону, ведь они могут пайщиками с 16 лет становиться ещё до завершения учебного заведения школы своей. Мы их уже вовлекаем в процесс кооперации. И, конечно, очень хотим, чтобы у нас масштаб этой работы был таким же, как география нашего университета – от Калининграда и до Дальнего Востока. Анатолий Торкунов: «Клуб-директоров школ» – имеется в виду школы с самых разных регионов? Алсу Набиева: Да, абсолютно. Анатолий Торкунов: И вы что, регулярно собираете этих директоров? Алсу Набиева: Регулярно собираем. Это наши базовые школы, в которых мы имеем профильные классы свои. Мы с ними активно работаем, как по методической части, как по запросам региональным. В каждом регионе разные запросы. Например, в каком-то регионе есть задача больше на ЛПХ акцентировать внимание, чтобы содержательная часть была с ними связана. В каком-то регионе очень важно по мерам государственной поддержки ребятам объяснить, чтобы они в этом направлении развивались и понимали, какие субсидии они смогут получить, объединившись. А в каком-то регионе говорят нам: «Нет необходимости, мы хотим, чтобы вы их научили без государственной поддержки, абсолютно используя инструментарий потребительской кооперации, чтобы они имели хороший результат». И мы всё это складываем. Всё, естественно, Дмитрий Львович у нас последний инстанция, который ставит свою подпись на этот учебный план и программу, поскольку всё-таки наша система пронизывает всё. И приоритеты, конечно, расставляет наш учредитель. Анатолий Торкунов: А сколько студентов в Москве учится? Алсу Набиева: В Москве у нас учится более 5 тысяч студентов, 5,5 тысяч. Всего в Российском университете кооперации – 42 тысячи студентов. Анатолий Торкунов: А какие крупные филиалы? Алсу Набиева: Крупные филиалы в Казани, в Саранске, в Краснодаре, в Волгограде, в Чебоксарах. То есть вот такие филиалы с большим контингентом от 5 до 8 тысяч студентов. Но в последние годы мы отлицензировали в Крыму институт, тоже мы ведём набор достаточно активно, и летнюю школу актива уже два года проводим в Крыму. Вот в этом году, буквально две недели назад, мы завершили Школу актива и пригласили 100 учащихся старших классов из Донецкой Народной Республики. Они тоже были вместе с нами в рамках проекта «Университетская смена». Это проект нашего федерального Министерства образования. И вот мы их вывозили на две недели, чтобы их интегрировать тоже в нашу профориентацию, в наши проекты, в наши программы, и объединить их уже во внеучебной среде с нашим студенчеством, которые приехали из разных регионов. Анатолий Торкунов: Вот вы считаете, что в регионах, где существует филиал, да и в Москве, достаточно рекламы, так будем говорить, но во всяком случае информации, которая связана с деятельностью вашего университета? Потому что это же очень важно, чтобы знали ребята относительно тех возможностей, которые даёт ваше образование. Оно действительно очень интересное и многообразное, главное, образование: от IT до торгового дела. Все даже не перечислю, я посмотрел по справке. Там десятки разных направлений подготовки. Алсу Набиева: Поскольку активными заказчиками наших программ являются региональные потребительские союзы, и они в свою концепцию развития потребительской кооперации вот эти цифры и деньги на обучение этих студентов закладывают, то, конечно, мы рекламой занимаемся в регионах, Но, может быть, это недостаточно активно и на федеральном уровне и не видно. С учётом того, сколько сейчас в государственных вузах бюджетных мест, мы, конечно, немножечко стали в этом смысле активнее, Анатолий Васильевич. С этого года и с прошлого года именно наша рекламная политика поменялась. Анатолий Торкунов: У вас так называемые бюджетные места ведь тоже есть? Бюджетные, в том смысле что бесплатное обучение. Алсу Набиева: У нас бесплатное обучение за счёт заказов региональных союзов. А за счёт министерства... Анатолий Торкунов: Они прямо по местам, по направлениям заказывают. Алсу Набиева: Да, они точечно заказывают. Если уровень среднего профа брать, то это регионы. У нас очень много разыгрываются различных, по различным направлениям бюджетных мест: и по информационным технологиям, и по общественным питаниям, там, где технология хлеба, у нас есть бюджетные места. Уровень высшего образования: здесь бюджетных мест у нас не очень много, но это намеренно. Потому что если мы получаем от государства бюджетные места, то все остальные у нас места должны по цене соответствовать уровню рекомендуемого государством. Наши студенты приезжают к нам из деревень, из сёл. И у нас здесь социальные миссия – мы высокую цену не ставим за обучение. Здесь мы фактически их обучаем по себестоимости и чуть-чуть, потому что нас поддерживает наш учредитель. И здесь мы абсолютно социальны. А если даже одно бюджетное место будет, например, по технологии общественного питания, это значит, вне бюджета более 200 тысяч должен стоить. Наши студенты, которые приезжают из глубоких деревень, эти суммы не потянут. Поэтому здесь мы регулируем за счёт этого. Но там, где бюджетные места мы себе вот с этой точки зрения, с этой политики можем позволить, аспирантура. У нас очень высокий конкурс в аспирантуре. У нас свои диссертационные советы по экономике, в том числе и по экономике сельского хозяйства. Здесь спрос на эти программы высок, поэтому здесь мы и бюджетные места можем ребятам предложить, и внебюджет у нас тоже такой достаточно широкий. Анатолий Торкунов: Спасибо! Дмитрий Зубов: Можно дополнить чуть-чуть? Мы – система образования и не частная, и не государственная, мы кооперативная. Вот когда писался Гражданский кодекс в эпоху перестройки, кооперативную форму забыли. Поэтому у нас несколько по-другому формируется бюджет. У нас очень высокий, как Алсу сказала, элемент социальной направленности. Мы семь лет назад приняли такое решение, ведь центр «Союз» содержится на взносы, которые дают региональные союзы. Мы приняли решение, что сумма взносов уменьшается на сумму денег, которые они отправят на образование. Это одна составляющая. У нас есть своя составляющая бюджета, когда мы даём именные стипендии и берём на свой бюджет. Вот, например, мы первые приняли, что абсолютно все дети участников СВО и участники СВО у нас учатся бесплатно. Это вторая составляющая. Поэтому мы не очень боремся за бюджетные места. Третья форма у нас появилась новая, ведь надо же идти в ногу со временем, но взять лучшее из прошлого и перенести в будущее. Мы много лет сейчас начинаем, мы с вами работали в Ленинском комсомоле, развивать систему студенческих отрядов сервисных. Она у нас очень развита, и в основном это сервисные отряды, которые заключают, мы заключаем контракты с крупными компаниями, в частности, вот у АФК «Система» сейчас очень мощно развивает гостиничные бизнесы, «Сбербанк», какие-то торговые сети, маркетплейсы, и мы целевым образом готовим для них специалистов. Очень сейчас у нас хорошая мощная программа подготовки в сфере гостеприимства. Ребята начинают работать ещё как студенческий отряд, а потом создают свои кооперативы. Анатолий Торкунов: Это очень важное дело. Последнее время не раз президент об этом говорил. О том, как должна туристическая область развиваться, сервисная область тоже. Дмитрий Зубов: И вот мы здесь берем на себя эту сферу – подготовку. У нас очень хорошо оснащены университеты. Анатолий Торкунов: Вот я сейчас как раз хочу включить Валентину Ивановну. Дмитрий Зубов: Давайте. Анатолий Торкунов: Мы ждём её появления. Вот Валентина Ивановна появилась. Дмитрий Зубов: Здравствуйте, Валентина Ивановна! Анатолий Торкунов: Может быть, продолжая тему, которую уже Дмитрий Львович начал, тем более, я вижу, это общественное питание за спиной у вас, да? Валентина Бакайтис: Анатолий Васильевич, добрый день! Добрый день, Дмитрий Львович! Алсу Рустэмовна. Действительно, что касается Сибирского университета потребительской кооперации, то нужно сказать, что мы такой единой большой командой работаем в кооперативном образовании, поэтому многие подходы к организации образования у нас действительно имеют общую методику. Если говорить о Сибирском университете потребительской кооперации, то он тоже достаточно большую историю имеет. В этом году исполнилось 67 лет нашему университету, и он был создан по распоряжению Министерства Совета Министров СССР в 1956 году. Вот такое было задание дано центру «Союз» для того, чтобы готовить кадры для Сибири и Дальнего Востока. И вот одним из основных приоритетов мы видим в подготовке кадров, как это было, так это и есть на сегодняшний день, это практикоориентированная подготовка. А ещё за годы работы нашего университета создана многоуровневая система подготовки. Это позволило университету сформировать и на основе собственной структуры, и за счёт очень тесного взаимодействия с техникумами. Вот сегодня уже назывались такие цифры, сколько техникумов кооперативных. И в Сибири их тоже порядка 18 техникумов кооперативных. Кроме того, есть профильные техникумы, с которыми установлены тесные взаимодействия. И вот действительно на сегодняшний день для молодых людей и родителей большой интерес представляет получение профессии, ремесла на первом этапе обучения. И в рамках обучения по программам среднего профессионального образования ребята уже получают свидетельство о рабочей профессии. А затем, завершив обучение и получив диплом среднего профессионального образования, они на следующей ступени получают уже управленческие компетенции и, соответственно, готовы и создавать собственный бизнес или работать в соответствующей компании. На сегодняшний день для Сибирского университета потребительской кооперации мы видим вот такие востребованные специальности реализуемые. Это технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, технология общественного питания. Это туризм и сервис. Это торговля и контроль качества продукции, сфера IT, педагогика и психология, экономия и юриспруденция. Чем же тогда отличается вообще подготовка в кооперативных образовательных организациях от подготовки в государственных? Анатолий Торкунов: Да, вот это важный вопрос очень. Чем отличается? Валентина Бакайтис: Так вот, Анатолий Васильевич, здесь есть такая особенность. Вот, например, если мы возьмем такое направление, как технология производства и переработка сельскохозяйственной продукции. Мы, конечно, работаем по федеральному образовательному стандарту, по всей нашей направлении подготовки, но региональные компоненты нам позволяют внести как раз вот эту очень оригинальную составляющую кооперативную – изучать технологии переработки дикоросов. Сегодня Дмитрий Львович уже говорил об уникальной продукции, которую выпускают кооперативные организации. Так вот, в университете на протяжении определённого периода разработано порядка ста патентов, полученных на технологии. Они внедрены как в организации потребительской кооперации, так и в другом бизнесе. И вот эта, конечно, особенность потребительской кооперации выделяет, наверное, в целом и тот ассортимент, который представлен затем и в предприятиях торговли. Что касается очень важной составляющей – практикоориентированной подготовки, то, о чём сегодня и Алсу Рустэмовна говорила, это, конечно, кадровые партнёры. И кадровых партнеров на сегодняшний день таких порядка двух тысяч всего в Сибири и на Дальнем Востоке. Очень важно, что нам удалось сформировать такую Школу наставников. То есть наши специалисты, руководители предприятий приходят, читают лекции, проводят занятия. Анатолий Торкунов: Понятно. Спасибо большое! Я хотел, знаете, уточнить, учитывая, что, как всегда, на телевидении время у нас очень сжато, хотел уточнить такой вопрос. Очень, мне кажется, интересную мысль высказали относительно того, что ребята на первой стадии образования в колледжах получают ремесло, а затем дальше идут учиться уже в высшие учебные заведения, где становятся уже затем руководителями какого-то проекта, производства и так далее. Это такой подход, который обеспечивает бесшовный переход от образования к уже практической деятельности. И мне кажется, что такого рода опыт всё шире и шире используется и в классических университетах, специальных инженерных университетах. И ваш опыт, мне кажется, очень важен для всех нас. Может быть, даже, Дмитрий Львович, нам какой-то специальный семинар организовать на этот счёт? Дмитрий Зубов: Давайте. Анатолий Торкунов: Посмотреть на уникальный, с моей стороны зрения, опыт, который вы приобрели в своих вузах. Дмитрий Зубов: У нас есть ещё одна уникальная вещь, которой нет ни в одном, ни в государственном вузе, ни в государственных организациях. У нас есть программы династии, и мы всячески поддерживаем. Вот если во всех корпорациях есть кодекс, который говорит: муж с женой не могут вместе работать непосредственно, дети, а у нас есть кооперативные университеты. Анатолий Торкунов: Это классная вещь, я считаю. Дмитрий Зубов: И дети работают. Анатолий Торкунов: Я думаю, что это дело пропагандирует активно и университет. И Валентина Ивановна в своём университете. Я хочу, Валентина Ивановна, поблагодарить. Валентина Бакайтис: Анатолий Васильевич, разрешите, я вот ещё хотела бы сказать о такой важной составляющей. Вот я сейчас нахожусь как раз в нашем таком учебном ресторане. Анатолий Торкунов: Да, мы уже заметили, что это ресторан. Валентина Бакайтис: И вы знаете, у нас учебных мастерских на сегодняшний день – семь мастерских. Вот здесь ребята как раз и учатся работать, такие первые навыки свои получают. Мы постарались их действительно вот так подготовить, чтобы здесь у нас было современное оборудование, чтобы ребята выходили уверенные и были востребованы на рынке труда, чтобы они действительно смогли сделать карьеру. Анатолий Торкунов: Смотрится, во всяком случае, очень привлекательно. Дмитрий Зубов: И вкусно, мы пробовали. Анатолий Торкунов: Хочется верить, что и вкусно. Дмитрий Зубов: Вот в Казани у нас учебный ресторан в кремле находится. Вообще сложно попасть туда. Анатолий Торкунов: Валентина, спасибо вам большое. Спасибо большое. Мы желаем вам успехов. И всего самого доброго вам и университету, конечно же! Валентина Бакайтис: Спасибо! Алсу Набиева: Анатолий Васильевич, можно сказать? Валентина Ивановна сказала о появлении Сибирского университета потребительской кооперации, а появился он благодаря Российскому университету кооперации, и там очень для университета была тяжёлая история. В годы войны наш университет эвакуировали во Алма-Ату, и мы располагались в здании МАИ. Это наше историческое здание – Российского университета кооперации. Архитектор Колли его построил в виде собачки. И в годы войны, когда нас эвакуировали, здесь организовали лётные курсы. И Сталин уже после войны сказал: «Нам важнее авиаторы, а не кооператоры». И мы в своё здание вернуться не смогли уже. И вот когда вождя не стало, тогда получилась у нас возможность и в Сибири открывать, центру «Союз» дали возможность открывать новое направление. И мы уже в Перловке стали строить новое здание. Анатолий Торкунов: Сейчас в одном здании работаете? Алсу Набиева: Да. Дмитрий Зубов: У нас в Мытищах шикарное здание построено. Но центр «Союз» не имеет ни одной копейки бюджетных средств. Это все средства, заработанные кооперацией, и на развитие, и на строительство. Анатолий Торкунов: Значит неплохо кооперация-то работает. Кстати, задают вопрос: чем прежняя кооперация отличается от нынешней кооперации? Когда мы говорим о прежней кооперации, мы весь комплекс имеем в виду, в том числе кооперативное строительство. От нынешней кооперации чем отличается? Дмитрий Зубов: В каждом времени свои предпосылки. Раньше кооперация работала в условиях дефицита. И, если можно сказать, всё что собрали и собрали в заготовительный пункт, всё у тебя купят, ещё будут говорить спасибо и в очередь выстраиваться. В условиях конкуренции кооператорам очень сложно работать. И она чем отличается? Она сохранила свои традиции социальной направленности. Вот ни одно, наверное, обычное предприятие не будет держать 20 магазинов прибыльных и 25 убыточных. И нет никакого закона, который заставит кооператоров держать эти убыточные магазины. Но они работают, их никто не заставляет. И вот эту социальную направленность удалось сохранить. Я говорил о династиях. Кооперация – это образ жизни. Это семьи, которые работают в кооперации. Я вообще очень плохо отношусь к различным видам наград, которые придумывают организации. Но вот в кооперации есть свои ведомственные награды, которым уже тоже больше ста лет. И когда выручаешь эту награду, люди её принимают, действительно, с большой гордостью. Они счастливы, что получили орден за заслуги в развитии кооперации. И очень сильна вот эта идеологическая составляющая. И очень хорошо, что сумели это сохранить. И сила кооперации говорит о том, что, несмотря на новые условия бизнеса, конкуренцию, она ещё жива. И достаточно мощная. Мы проводим каждый год форумы, когда собирается вся страна. Например, до известных событий ковидных в Калугу приехали кооператоры из 40 стран мира. Анатолий Торкунов: Я как раз хотел об этом спросить: а в образовательной сфере? Дмитрий Зубов: В образовательной сфере я вам приведу некоторые цифры. В образовательной сфере российский университет кооперации ковидных времён имел 6000 студентов из 70 стран мира. Анатолий Торкунов: Это в основном какие страны или вообще отовсюду? Дмитрий Зубов: Отовсюду. А на сегодня даже, несмотря на все сложности, вот сейчас возьму цифру, чтобы быть абсолютно точным, более 30 стран мира студентов, более 700 студентов в Московском университете кооперации, более 400 на сегодняшний день. Вот у нас 1200 студентов на сегодняшний день из 30 стран мира. Анатолий Торкунов: Вы объясняете это высоким качеством образования или всё-таки кооперативное движение играет такую большую роль во многих странах, что есть потребность получения образования? Дмитрий Зубов: Во многих странах это очень серьёзная роль. Международный кооперативный альянс объединяет более 100 стран мира. Более миллиарда двухсот имеется кооператоров. Совокупный объём, по данным Международного кооперативного альянса, более 2 триллионов долларов, которые производит кооператоры. Это очень сильная структура, мы будем всячески развивать. Мы создали кооперацию стран БРИКС, сейчас это объединение. Буквально вчера было объявлено, что в ООН будет рассматриваться вариант – 24-й год объявит Годом кооперации. Анатолий Торкунов: А есть цифры: сколько сегодня кооперации в ВВП составляет у нас? Дмитрий Зубов: У нас немного. У нас есть различная статистика, и мы с 27% сегодня скатились к проценту где-то. Её достаточно сложно посчитать, потому что есть различные перетоки: есть сельскохозяйственная кооперация, есть потребительская кооперация, есть сельскохозяйственно-потребительская кооперация, есть потребительски-сельскохозяйственная кооперация. Но наш объём, чисто наш потребительский, мы где-то пришли к триллиону. Не дотянули где-то 900 миллиардов в общем, совокупном объёме продукции, но будем стараться, чтобы эта цифра росла. Но наша главная задача сегодня не сделать большие объёмы цифр, наша главная задача, если мы берём образование, чтобы каждый студент, который учится у нас, смог найти работу. Анатолий Торкунов: По душе и по профессии. Дмитрий Зубов: Да. Сегодня цифра 80-85%. Мы хотели прийти к 100%. Анатолий Торкунов: Это трудоустройство? Дмитрий Зубов: Трудоустройство в первый год. Анатолий Торкунов: Это высокая цифра. Дмитрий Зубов: Но мы бы хотели, чтобы уже росла цифра, сколько у нас студентов, находясь на студенческой скамье, уже начинают работать. Многие работают, многие направляют в кооперативы, где работают их родители, дедушки, бабушки, они туда же возвращаются. Это очень приятно. Они уже молодые ребята, они приносят новые идеи, и всё. И кооперативная форма очень удобна для объединения, для реализации стартапов. Ведь чем отличается кооператив от акционерного общества? Вот когда декабристы создавали, они создали общество равных возможностей. И там при учреждении кооператива – один человек, один голос. Никто не давит своим капиталом: у меня 90%, а у тебя 10%. Анатолий Торкунов: Вы уже такую рекламную кампанию провели кооперативных университетов. Дмитрий Зубов: Все в кооперацию! Анатолий Торкунов: Алсу Рустэмовна, у нас время заканчивается, последние слова, которые вы адресовали бы абитуриентам и их родителям как призыв поступать в кооперативные университеты. Алсу Набиева: Дорогие студенты будущие, уважаемые абитуриенты, родители, я хочу сказать, что из негосударственных вузов мы единственные, кто имеем такую историю. Мы вуз высокой патриотической направленности, очень любим свою страну, социальной направленности. Даже если в условиях товарного дефицита у нас понятно какой был объём товара обороты, сегодня, когда мы работаем в условиях рынка, потребность – по 15 тысяч студентов мы в год принимаем. Вот эта потребность ведь в первую очередь обусловлена тем, что мы им помогаем, мы к ним относимся так, как к своим детям, потом мы их трудоустраиваем, мы их ведём, мы им помогаем на разных этапах жизни благодаря нашему учредителю. И мы – единственный вуз в стране, который имеет такое благодарственное письмо от секретаря Генсовета партии «Единая Россия» Андрея Анатольевича Турчака за особый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения. Мы не можем об этом не сказать, накануне 22-летия партии нашей – «Единая Россия». И вот звезда героя у нас Веры Волошиной. Это наша вечная студентка. То есть патриотизм у нас был тогда. Он есть сейчас. И мы очень любим наш университет. И приглашаем вас к нам на день открытых дверей. Анатолий Торкунов: Я должен сказать, что уверен, что сегодня узнали много нового наши телезрители и я тоже, во-первых, о ваших университетах замечательных, во-вторых, в целом о движении кооперативном. И уверен, что такого рода информация будет полезна, дорогие друзья, когда ваши дети, вы вместе с ними будете выбирать университет, куда надо будет летом пойти и поступить, этим летом или в последующий год. Дмитрий Зубов: Но и вам ещё не поздно ещё одно образование получить. Анатолий Торкунов: Конечно. Дмитрий Зубов: Мы приглашаем, ещё одну докторскую степень. У нас есть учёный совет. Анатолий Торкунов: Спасибо вам, дорогие друзья, за участие в программе! Дмитрий Зубов: Спасибо вам! Алсу Набиева: Спасибо! Анатолий Торкунов: Спасибо, уважаемые телезрители, за то, что вы нашли время посмотреть нашу программу! Хочу пожелать всем здоровья и благополучия. До свидания.