Учить учёного
https://otr-online.ru/programmy/rektorat-s-anatoliem-torkunovym/uchit-uchyonogo-66922.html
Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и у нас в эфире очередной выпуск программы «Ректорат».
Голос за кадром: Анатолий Торкунов - дипломат, историк и политолог, ректор одного из ведущих российских вузов – Московского государственного института международных отношений. Профессор, член президиума Российской Академии наук. Член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Анатолий Торкунов: Вместе со мной в нашей передаче принимают участие ведущие эксперты и ректоры наших замечательных ведущих университетов самых разных регионов страны. Сегодня речь пойдет о молодых ученых. Может быть, вы знаете, что вплоть до 2031-го года объявлено Десятилетие науки и технологий.
Я даже готов процитировать основные задачи в сфере науки, которые были официально сформулированы: привлечение талантливой молодежи в сфере исследований и разработок, содействие увеличению исследователей и разработчиков в решении важнейших задач развития общества и страны, повышение доступности информации о достижениях и перспективах развития науки.
Вот нам хочется понять, как обстоит дело с привлечением в науку молодой талантливой молодежи. И также вопрос доступности информации о научных достижениях для всех нас, в том числе и для вас, уважаемые телезрители. Со мной сегодня в студии специалисты, которые эту проблему блестяще знают, и я хочу их представить.
Это Денис Секиринский, заместитель Министра науки и высшего образования. Илья Воротынцев, ректор Российского химико-технологического университета имени Менделеева. А чуть позже к нам присоединится ректор Южного федерального университета Инна Шевченко.
Ну, прежде чем мы перейдем к дискуссии, я предложил бы посмотреть на некоторые цифры.
Интересно представляется восприятие в обществе профессии ученого в целом. 90% населения России считают эту профессию трудной, 59 – престижной. Около половины уверены, что труд ученых связан с риском. И только 24% жителей России допускают, что ученые могут хорошо зарабатывать.
По мнению четверти россиян, именно отечественная наука занимает лидирующие позиции в мире в сфере военно-промышленного комплекса. Чуть меньше, 21%, отметили, как лидирующую, комическую отрасль. На третьем по популярности месте медицина и фармацевтика, 20%. Далее в порядке убывания идут атомная промышленность, 9% опрошенных уверены, что в этой сфере лидирует российская наука.
Компьютерные технологии и аграрная сфера, по 5% респондентов сочли российские научные разработки в этих направлениях самыми выдающимися. В конце списка физика, химическая промышленность и нефтепереработка, а также математика и авиастроение.
Анатолий Торкунов: Я, коллеги, хотел бы вас попросить прокомментировать эти данные. Ну и немножко сейчас поговорить относительно того, все ли мы делаем для того, чтоб талантливую молодежь привлекать именно в науку. Как, Денис Сергеевич, обстоит дело, с вашей точки зрения?
Денис Секиринский: Анатолий Васильевич, ну, во-первых, не могу не отметить прозорливость общественного мнения. Я абсолютно согласен с теми 90% наших граждан, которые считают, что профессия ученого, она очень трудная. И тут нельзя поспорить. Что касается вообще интереса молодых людей к науке, мне кажется, что сегодня мы переживаем, ну, если не пик, то по крайней мере заметный, ощутимый подъем.
Я могу сослаться на собственный опыт, как человека, который сам работал довольно долгое время в академическом институте. Когда я в 2006-м году пришел туда на работу, моих сверстников, после университета, моих сверстников там было крайне мало. Крайне мало. А сегодня у нас почти 45% исследователей, они моложе 40 лет. То есть почти половина исследователей сегодня в России, она, в общем, совершенно молодая.
И в этом смысле российская наука, наверное, сегодня одна из самых молодых в мире. Напомню, что, вот если говорить языком цифр, то в начале 2000-х доля молодежи составляла порядка 20%. Это было действительно крайне мало, то есть сегодня мы видим, что это совсем не так.
И вторая особенность, свойственная, наверное, специалисты в области социальных наук это подтвердят, это такая ригидность стереотипов. Мы видим, что большая часть считает, что мы сильны в таких традиционных для советской науки областях, хотя последние годы, коллега, может быть, меня поправит, но мне кажется, что большим спросом пользуются, и популярностью пользуются те дисциплины, которые связаны с качеством жизни.
Это и агробиотех, это медицина, это, в принципе, науки о жизни. И ровно в этих сферах мы наблюдаем наибольший приток молодых людей.
Анатолий Торкунов: Меня это огорчает, что, когда велся опрос, что никто не упомянул ни одну из сфер гуманитарной науки. Я, как историк и специалист по политическим наукам, немножечко огорчен в связи с этим обстоятельством.
Денис Секиринский: Я думаю, Анатолий Васильевич, что, знаете, это большой потенциал для молодых людей – проявить себя в этих сферах и изменить как-то общественные представления.
Анатолий Торкунов: Абсолютно с вами согласен. Вот даже мы недавно были свидетелями встречи Президента с лауреатами премии для молодых ученых, там ни одного гуманитария не было. И вообще я вспоминаю, но вы тоже это хорошо знаете, что последний раз гуманитарную премию лет семь тому назад давали историку.
Денис Секиринский: Да, Андрей Усачев.
Анатолий Торкунов: Андрею Усачеву. Прекрасный историк, замечательный, он, кстати, в МГИМО сейчас работает, помимо работы в Институте всеобщей истории. Я, Илья Владимирович, хотел бы у вас поинтересоваться, вот как вы у себя в университете ощущаете? Есть сегодня среди выпускников вашего университета, других университетов, близких по профилю, да и не обязательно даже близких по профилю, стремление прийти в науку и остаться в науке? Не просто там защитить кандидатскую диссертацию?
Илья Воротынцев: Здесь, знаете, хочется вспомнить, я в науку пришел, наверное, в 11 классе, когда попросил своего преподавателя в вечерней школе химической при подготовке в университет: «А можно пойти в лабораторию поработать?». Он говорит: «Зачем? Поступил, сдал экзамены – все». И этот интерес к науке был нетипичен для того времени.
Сейчас вот мы видим, что есть все равно некий разрыв, в науке очень маленькое количество людей, вот 50, 60, в основном, конечно, это вот до 40 и сильно за 60+, скажем так.
Анатолий Торкунов: Ну да, разрыв.
Илья Воротынцев: Ну да, потому что в 1990-е годы люди либо уехали, либо ушли заниматься бизнесом, сменили сферу деятельности. Но за нашими плечами плотными рядами стоят молодые ребята, которые очень сильные энтузиасты. И здесь вот я лично не переживаю за будущее российской науки, потому что в 2000-х, в 2010-х годах очень большое количество средств было, пошло в науку, люди приобрели приборы, построили замечательные красивые лаборатории.
И поэтому здесь заниматься наукой в России сейчас приятно, прекрасно. И главное, есть любые возможности, если нет такого прибора у вас в университете, он точно есть в соседнем университете, и 100% в Москве.
Анатолий Торкунов: А вот с точки зрения материального вознаграждения за эту работу? Как сегодня молодые оценивают? Материальное вознаграждение, я имею в виду не только зарплату, но и решение вопросов квартирных, проживания. Потому что ведь многие приезжают в ваш университет, да и вообще в московские университеты, питерские ребята из других городов. То есть больше половины, ну, чуть больше половины.
Илья Воротынцев: Ну, у нас в РХТУ…
Анатолий Торкунов: Не москвичей в составе студентов.
Илья Воротынцев: В РХТУ даже 60% ребят из других регионов. И понятно, что не все уезжают обратно, хотя мы стараемся настроить таким образом, чтобы…
Анатолий Торкунов: В регионы?
Илья Воротынцев: В регионы, да, возвращались, там, где, безусловно, химические регионы, мы приглашаем коллег из городов, и есть проекты, где мы наоборот общаемся с регионами. И регионы поддерживают своих студентов здесь, в Москве, с одной стороны. С другой стороны, мне кажется, сейчас такое количество огромное различных форм поддержки молодых ученых, что при должном, так сказать, умении молодой ученый может…
Анатолий Торкунов: То есть это грантовая поддержка?
Илья Воротынцев: Грантовая поддержка. Безусловно, это все равно элемент такой, знаете, некой игры: вот у тебя сейчас есть грант, а потом, завтра нет, а выиграешь ли ты или нет… Но люди, которые, так сказать, умеют писать заявки, хорошо выполняют свои показатели, статьи, это, я думаю, что все уже научились за 10 лет, с одной стороны.
С другой стороны, мы сейчас столкнулись с необходимостью обеспечить технологический суверенитет, и вот за этот промежуток в десять лет, в принципе, молодежь созрела, готова. И готова брать на себя ответственность строить новые заводы, пароходы и так далее. Поэтому здесь приобрели опыт.
Анатолий Торкунов: Это очень важно, сейчас вы тему подняли технологического суверенитета.
Илья Воротынцев: И здесь очень важно, что молодежь четко понимает, что она получает. То есть это же, вот чтобы быть, получать удовольствие от деятельности, нужны какие-то результаты.
Анатолий Торкунов: Ну да, здесь важно плоды своих трудов увидеть.
Илья Воротынцев: Конечно, да.
Анатолий Торкунов: Ну, кстати говоря, вы обратили внимание, наверное, что вот на последнем Совете по науке и образованию Президент говорил о том, что очень важны практические результаты, которые дают такого рода исследования, то, о чем вы сейчас говорили. И важны с точки зрения технологического суверенитета.
Хотя совершенно справедливо говорилось о том, что фундаментальная наука тоже должна быть в центре внимания. Но при всем при том надо умело сочетать фундаментальную науку с наукой прикладной, которая даст, ну, достаточно быстрых результатов в науке, наверное, вообще не бывает, но на каком-то промежутке видимого времени даст и серьезные результаты для экономики, для жизни людей, для их благосостояния.
Денис Секиринский: Мы некоторое время назад проводили такое довольно серьезное исследование, связанное… Нам был интересен вопрос: почему люди уезжали из страны? В 1990-е, там, в начале 2000-х годов. И гипотеза была совершенно очевидная: недостаток денег. Там в выборке было, наверное, порядка 150 человек исследователей, которые, в общем, живут сейчас, наших соотечественников, которые покинули страну в те годы.
И знаете, наша гипотеза не подтвердилась. Потому что самым популярным ответом и самым распространенным оказалось, знаете, отсутствие возможности реализовать себя и отсутствие масштабных задач, которые ставились.
Анатолий Торкунов: И лабораторная база, наверное, тоже?
Денис Секиринский: Лабораторная база уже – это второй, третий номер. То есть самое главное – это отсутствие масштабных проектов. То есть люди не могли реализовать собственный потенциал в этих условиях. А потенциал, реализация потенциала – это, конечно, два условия, это и сама идея, и проект. И это материально-техническая база.
Сегодня эти вопросы в значительной степени, я считаю, решены. Ну конечно, должно быть еще лучше. Я, кстати, отмечу, что то, что касается жилищных вопросов, есть такой инструмент, называется «жилищные сертификаты». Раньше они распределялись, знаете, я бы так сказал, что в таком исключительно социальном ключе. Человек нуждается в улучшении жилищных условий, и так далее.
Это не позволяло никак использовать этот инструмент в качестве поощрения для людей, которые действительно результативны. И это создавало, на самом деле, всегда массовые, в общем, конфликты. Сегодня наконец-то это удалось в значительной степени поменять. И думаю, что с этого года сертификаты могут выступать в качестве инструмента уже действительно научно-технической политики, а не социальной политики. И выступать в качестве поощрения.
Анатолий Торкунов: Ну это очень важно, то, что вы сейчас говорите. Важно в том числе и для молодых ученых, чтоб они, во-первых, знали о том, что такого рода программы есть.
Денис Секиринский: И это как раз в русле того Совета и тех решений, которые там были, и выступление, значит, Президента, который говорил, собственно, о результатах. Потому что результат должен иметь соответствующую поддержку и соответствующее поощрение. Это очень важно.
Анатолий Торкунов: Согласен. Вообще я должен подчеркнуть, что осведомленность, знания о том, что делается сегодня в науке, о том, что с точки зрения организации, это исключительно важно. Да и вообще, что делается в науке. Вот видите, этот опрос показывает, что сегодня многие достаточно слабое имеют представление о наших достижениях последних научных, направлениях развития науки.
Ну вспомните, во всяком случае, может быть, вы не очень помните, но я хорошо помню, что, положим, журнал «Наука и жизнь» практически в каждой семье был, которая полагала себя, так сказать, семьей образованной. А «Техника – молодежи» вообще зачитывался до дыр, потому что там, помимо всего прочего, публиковались и научно-фантастические повести, и романы. И «Земля и Вселенная» был прекрасный журнал.
Сегодня все-таки основная информация о науке идет из СМИ. Ну, и главным образом, конечно, из интернета. А как вы знаете, в интернете всегда не сильно верифицированная, не всегда, а часто бывает не сильно верифицированная, проверенная информация. Но есть какие-то проекты очень интересные.
Вот я узнал о том, что есть так называемые научно-популярные туры, причем, для разновозрастных категорий, а вообще для людей с 14 лет. И вот первый такой был проведен в Калининградской области. И ребята побывали и на «Витязе», и побывали в аквариуме, который там совершенно фантастический. Ну и вообще во многих местах. А Калининградская область, она в этом смысле весьма примечательная.
И оказывается, что такого рода туры готовы и по Иркутской области, еще с визитом на Байкал, в Калужской области.
Илья Воротынцев: В Московской области.
Анатолий Торкунов: В Москве, Подмосковье.
Илья Воротынцев: В Подмосковье.
Анатолий Торкунов: Вот мне кажется, что это очень важное и интересное направление, но об этом должны тоже знать больше, должны быть информированы. То, что Министерство этим стало заниматься, мне кажется, это блестящая совершенно идея, и надо это максимально развивать.
Денис Секиринский: Так, значит, вы знаете, я думаю, что популяризация – это все-таки инструмент. Он должен иметь какую-то цель. Вот наш советский опыт говорит о том, что сначала это была в целом, сначала решалась задача всеобщего, массового образования, ликвидация безграмотности. Потом вовлечение, значит, в орбиту научно-технического творчества, научно-технологического, большего количества людей.
Потом, ну, мы уже сегодня вспоминали 1990-е, 2000-е, эта задача просто ушла, ей некому было заниматься. А потом стали возникать какие-то отдельные такие инициативы, направленные на популяризацию науки разного рода. Сегодня мы эту цель снова чувствуем. Мы понимаем, что у нас вот задача №1, вы их в самом начале процитировали, это привлечение молодежи в науку.
Чтобы привлечь молодежь, конечно, нужны соответствующие инструменты. Где-то это журналы, где-то это научно-популярный туризм, а где-то это, извините, и научные детские площадки.
Анатолий Торкунов: Это очень важно.
Денис Секиринский: Это тоже одна из инициатив Десятилетия науки и технологии, когда, я думаю, что в этом году у нас будут установлены уже в ряде городов первые образцы. Первый, кстати, был представлен в Сочи на Конгрессе молодых ученых в декабре прошлого года.
Суть очень простая. Это физические, это элементы, которые объясняют элементарные какие-то физические и химические явления, с одной стороны. А с другой стороны, мы же все живем в цифровую эру, и эти площадки, они снабжены такой дополненной реальностью. И для детей, и, что немаловажно, для их родителей.
Анатолий Торкунов: То есть они чисто виртуальные, эти площадки?
Денис Секиринский: Нет, это физические площадки, дети могут…
Анатолий Торкунов: Физические? А они на базе чего создаются? Каких структур, институтов, университетов?
Денис Секиринский: Нет, это городская среда.
Анатолий Торкунов: Городская среда?
Денис Секиринский: Это городская среда, это обычные места, где располагаются обычные детские площадки. Они создаются из современных материалов, они соответствуют всем современным представлениям о том, как должен развиваться ребенок, моторика, акустика и так далее. Это одна часть их научности.
А другая, я говорю, то, что они объясняют какие-то базовые химические, физические явления. Но вот, что касается вот этой вот дополненной реальности, о которой я говорю, что немаловажно, с одной стороны, для детей это возможность получить, ну, для детей более старшего возраста это возможность получить какую-то дополнительную проверенную информацию, корректную с научной точки зрения.
А для родителей – это своего рода навигатор для того, чтобы они понимали, что дальше ждет ребенка, если он выберет для себя исследовательскую карьеру. Ведь мы тоже во многом заложники стереотипа того, что исследователи – это вот…
Анатолий Торкунов: Конечно.
Денис Секиринский: А родители, мы тоже проводили один опрос довольно интересный, значит, кто в семье принимает решение о том, куда пойдет учиться ребенок.
Анатолий Торкунов: Там, конечно, дедушка с бабушкой, я так думаю.
Денис Секиринский: В 80 случаях – бабушка. Мама и бабушка.
Анатолий Торкунов: Ну, я так и думал.
Денис Секиринский: Женщина. А бабушке важно все-таки, в первую очередь, чтобы ее внук был сыт, обут, не заморозил уши и так далее, мы все это поняли. Поэтому очень важно показать возможный путь не только с точки зрения того, что наука – это безумно интересно, захватывающе и так далее, но что этот человек будет, в общем, устроен в жизни.
Анатолий Торкунов: Ну да, в жизни. И уважаем.
Денис Секиринский: И уважаем, да, это очень важно. Поэтому эти детские площадки, они будут уже содержать такие рекомендации относительно того, куда можно пойти, в какую школу, может, правильнее пойти учиться, которая дает, там, естественно-научную подготовку. Какой университет выбрать, локализованный в этом регионе, потому что это тоже важная проблема.
И, конечно, где он будет работать, в каких условиях и так далее. И тогда вот это, знаете, такая профориентация с ранних лет.
Анатолий Торкунов: Здорово. Ну а сейчас я хотел бы обратиться к нашей коллеге, ректору Южного федерального университета, как дело с привлечением молодых ученых обстоит в вашем прекрасном университете и в целом, в регионе? Большом и таком важном для нашего Отечества регионе.
Инна Шевченко: Добрый день!
Анатолий Торкунов: Инна Константиновна Шевченко, ректор федерального университета.
Инна Шевченко: Добрый день, Анатолий Васильевич!
Анатолий Торкунов: Южного федерального университета, да.
Инна Шевченко: Уважаемые коллеги! Да, Южный федеральный университет, мы, как известно, уже располагаемся в двух городах, поэтому, наверное, можем провести параллель между городом-миллионником и городом, тихим городом у моря с так серьезно развитой индустрией.
Я бы начала, наверное, с того, что, о чем сказал Денис Сергеевич, это задача университета – показать этот путь, прежде всего. Показать путь ученого, показать путь карьеры. И две основные задачи, которые мы решаем, – это все-таки раскрыть талант, который сделает открытие в науке или принесет те практические результаты, которые сегодня ждет страна.
И в этой части есть таланты, которые яркие, они видны, они стремящиеся, у них горят глаза. А есть скрытые таланты, которые тихо делают свою работу, познают и, может быть, не так проявляют амбиции. Задача университета – настроить прежде всего образовательную среду таким образом, чтобы вот этот дух свободы ребенка, обучающегося, студента, он сохранился. Свобода выбора темы, своего руководителя, той образовательной технологии, которую он использует.
Потому что в дальнейшем ведь что привлекает? Крупные задачи в науке, крупные проекты. Сегодня говорили о мерах поддержки молодых ученых, я не буду, наверное, на них повторяться, но хочу сказать, что они сегодня приносят результаты. В нашем университете более 60% исследователей – это ученые в возрасте до 40 лет.
Но привлекают их крупные программы. Участие университета в таких программах, как федеральные научные программы синхротронно-нейтронных исследований, то есть целая перспектива на 10-15 лет, когда ты сможешь познать то, чего еще не познал весь мир.
Это решение крупных научно-технологических задач с индустриальными партнерами. Здесь университет сам не справится, здесь нужны партнеры, которые заинтересованы в таких ребятах, в развитии их научного пути не только в университете или академическом институте, но и на предприятии, где развивается крупные центры и ставятся практические, прикладные научно-технические задачи.
Я бы хотела сказать о роли города. Вот наш университет, он относится к времени императорских университетов, он создан в 1915-м году. Тогда города создавались по этому принципу. Город, театр, библиотека. Нам сегодня важно понять, какова доступность сегодня молодых ученых, интеллектуальных людей к формам интеллектуального досуга.
И как он должен быть организован сегодня, когда формы научной и социальной коммуникации меняются. И в этом смысле я могу привести, вот как раз город Таганрог, который очень активно развивается при поддержке Совета Федерации, там активно меняется сама среда, социальная среда, внешний облик города, они становятся привлекательными.
Еще хочу сказать об одном аспекте. Вот мы точно, наверное, все понимаем, что нужно это делать не только со школы, о чем говорил Денис Сергеевич, популяризировать науку, как она выглядит, как ее можно пощупать. Даже то, что кажется неосязаемым научным результатом, может, даже и с детского сада.
И мы, как университет, не должны, ну, скажем, не крепостное право устанавливать, а делать это ради студента. Он может выбрать любой университет, он может выбрать любой город. Нам главное – предоставить ему возможность во время обучения в университете встроиться вот в эти академические сети. И для исследовательского университета это важная задача, вот мы сегодня и с МГИМО сотрудничаем, и с уважаемым химико-технологическим университетом.
Наши студенты, они перемещаются в этой среде, вот программа научно-популярного туризма, она для нас не только, чтобы познакомиться с городами-наукоградами, но это еще и такая активная площадка научных стажировок, которая позволяет ребятам попробовать себя в разных средах, в разной коммуникации, в разных научных коллективах с особым культурным кодом, интеллектуальным кодом, которые несут в себе наши академические и учебные заведения.
Но я бы сказала, наверное, о том, что в последнее время действительно много программ поддержки университетов, инфраструктуры, и приборной базы. И это действительно беспрецедентное время, когда молодые люди, да, наверное, и мы, еще к этому немного относящиеся, чувствуем себя достаточно востребованными.
Я бы хотела сказать о факторе немонетарной мотивации. Вот сегодня, мне кажется, многие испытывают такой эмоциональный подъем от этого, когда в городе они видят свою фотографию, или прекрасная выставка в ГУМе 8 февраля, когда я видела своих коллег, рядом стоящих со стендом, где они красивые, где образ ученого артикулируется, как образ достаточно продвинутого социального человека, встроенного в полноценную, нормальную социальную и экономическую жизнь.
И, наверное, это тоже меняется со временем, и мы много сегодня обращаем внимания на то, каким образом это должно быть организовано. Ну и, наверное, не могу не сказать о героизации ученого, о том, что все мы требуем, может, в каком-то смысле, как артисты, этого театра своего общественного признания. Значимости результатов, значимости того, что делают ученые, коллектив для университета, страны, мира.
И это значимость должна очень серьезно быть сегодня артикулирована и в средствах массовой информации, когда мы знаем не только о результатах, но и о тех, кто…
Анатолий Торкунов: Да лучше в искусстве даже, газеты-то мало кто читает, а вот в искусстве это очень даже важно. Вот мы в рамках нашей программы «Ректорат» уже, говоря о совершенно разных вещах, вспоминали «9 дней одного года» Ромма, или, там, «Иду на грозу». И вообще, вот фильмы того времени, «Геологи», когда этот фильм приводил к тому, или фильм о докторах, когда этот фильм приводил к тому, что сразу в медицину шли, в науку шли, в физики шли.
И это, конечно, очень важно. И, откровенно говоря, этого очень не хватает. Я, Инна Константиновна, очень вам благодарен за ваше выступление. Всегда мы вас рады видеть и слышать. И хотим пожелать вам успехов больших, университету. И вообще мы очень любим Ростов, знаете, и Таганрог, и, кстати говоря, на последнем Совете отдельно, помнится, стоял вопрос относительно создания среды наукоградов и вообще вот центров, где много ученых, молодых ученых.
Потому что помимо амбициозных целей, связанных с научными исследованиями, очень важно создать такую среду, где люди себя будут чувствовать комфортно, им будет интересно. Ну, как когда-то, и сегодня, правда, пытаются поддерживать в том же Курчатовском институте, да, помимо собственных научных исследований, приходишь в Дом культуры Курчатовского института, висят портреты, фотографии самых известных наших деятелей культуры, артистов, поэтов, художников. И это очень важно.
Спасибо большое, Инна Константиновна, вам за участие в нашей программе. Я сейчас хотел бы еще спросить Илью Владимировича. Вы полагаете, сегодня участие бизнеса в научных исследованиях, ну, бизнес в широком понимании, и госкорпорации тоже имеются в виду. В научных исследованиях университетов, в том числе вашего университета, оно достаточно?
Вы знаете, мы сейчас все время говорим, что вот, всего много, все хорошо, все. Но я бы согласился с тем, что все существенно увеличилось, и поддержка увеличилась. Но вместе с тем, мы же всегда знаем, что много-то никогда не бывает. Всегда хочется побольше. Так вот, с точки зрения не только участия государства, которое действительно очень много делает последние годы, но и с точки зрения бизнеса?
Как, Илья Владимирович, вот ваше, собственно, в научных исследованиях, да и вообще в развитии университета какое участие бизнеса?
Илья Воротынцев: Я считаю, что оно должно быть еще больше. Как вы сказали, никогда не бывает больше, но в любом случае, получается, сейчас мы работаем ведь, готовим кадры. Для кого мы готовим кадры? Для экономики. И бизнес в экономике занимает огромную часть, особенно в части химии. Так как я химик, и кажется, вообще сейчас наступило время химиков, потому что вот, несмотря на то, что разные цифры показывали, где российская наука имеет большие достижения, но в каждой строчке, ну, может быть, кроме физики, хотя и в физике химии тоже очень много, очень много химии.
Потому что химия является базовой наукой при создании любого аппарата, материала и так далее, и так далее. И здесь, конечно, никто, кроме нас, я имею в виду университеты, наука, академические институты, в общем-то, сейчас, так как ушли западные компании, да? К кому обратиться? Кто будет создавать эти новые технологии, разрабатывать новые производственные линии и так далее?
Конечно же, мы вместе с бизнесом. И здесь нужно четко понимать и формулировать запрос от бизнеса. Мы, например, сейчас работаем в СПК, совет по профессиональным компетенциям, и четко формулируем задачи, какой специалист нужен бизнесу. Потому что вот эта история, когда выходит студент, выпускник университета приходит на завод, и его начинают переучивать. Зачем?
Анатолий Торкунов: Ну да, чтоб по Райкину, помните?
Илья Воротынцев: Да-да. Давайте учить вместе, чтобы у выпускников университета было нулевое время готовности. А сейчас еще замечательный проект, который только что закончили защиты первого года Передовой инженерной школы, где многие коллеги создали систему подготовки не отдельных выпускников университетов, а целых команд, которые готовы высадиться и решать уже, так сказать, реальные проекты в бизнесе, с одной стороны.
С другой стороны, здесь важный момент, и бизнесу здесь, наверное, еще пока сложно, потому что государство в этом смысле конкурирует, конечно, с бизнесом. Вот опять же, эти гранты, довольно большие размеры. И когда приходит бизнес, мы говорим: «Ну, стоит это вот такое количество миллионов». Они говорят: «А почему так дорого?». Мы говорим: «Ну вот у нас, иначе мы будем заниматься написанием статей в рамках грантов».
Поэтому здесь вот эта, так сказать, важная кооперация. И понятно, что люди в бизнесе мыслят одними категориями, ученые мыслят другими категориями. Здесь вот нужно, так сказать, время, чтобы очень плотно приработаться, чтоб мы говорили на одном языке, на понятном максимально без переводчиков.
Анатолий Торкунов: Илья Владимирович, а вот скажите, пожалуйста, для того, чтобы поступить в ваш университет, ребята должны представить профильный экзамен по химии? На все факультеты или…?
Илья Воротынцев: У нас 31 направление подготовки реализуется, и не только химия. И самая основная проблема с техническими вузами – это, конечно, профильная математика, потому что не все сдают профильную математику. Конечно, да, в основном, химия, но есть и физика, и информатика, потому что у нас есть и IT-направление в химии.
Анатолий Торкунов: Ну, профильная математика на всех направлениях у вас?
Илья Воротынцев: Профильная математика на всех, да.
Анатолий Торкунов: А сколько сейчас вообще в процентном отношении сдающих ЕГЭ сдает химию?
Илья Воротынцев: Вообще с химией в школах проблемы, потому что вот последние три года мы видим ниспадающий тренд по количеству сдающих ЕГЭ. В прошлом году 77 тысяч было школьников, которые заявились на сдачу ЕГЭ, два года назад – чуть больше 80. Посмотрим, что. А в этом, говорят, еще меньше 77.
Но при этом качество и средний балл ЕГЭ по химии повышается. То есть в химии остаются такие, настоящие энтузиасты. Поэтому здесь, а бюджетный прием в вузы по химическим направлениям, по химии, химической технологии растет. Поэтому здесь есть некое…
Анатолий Торкунов: Ну, поскольку это очень перспективное и нужное направление, уважаемые родители, уважаемые ребята, приближается лето, вступительная кампания, так что имейте в виду, что такие в университеты, как РХТУ, надо сдавать химию и готовиться к сдаче химии хорошо. А с точки зрения профессии, мне кажется, что это исключительно важно и интересно.
Кстати говоря, это и физики касается, потому что падает число ребят, сдающих физику в качестве профильной дисциплины. А во многих наших инженерных университетах необходима физика. И требуется сегодня физика.
Илья Воротынцев: Мы, кстати, здесь, знаете, даже выстроили систему и дошкольного образования. У нас есть такой социогуманитарный проект «Менделеевский класс», и в 13 регионах существует уже 29 наших «Менделеевских классов», где вместе с университетом из региона при участии индустриального партнера, бизнеса или госкорпорации, мы, так сказать, по специальной программе углубленно даем ребятам химию, чтобы они, начиная с 8 класса, любили химию.
Потому что, конечно же, химия – это, стоит признать, сложный предмет, в отличие от литературы, например, и так далее. Здесь нужно…
Анатолий Торкунов: Ну, литература – тоже непростой предмет.
Илья Воротынцев: Непростой, да.
Анатолий Торкунов: Если по-настоящему… заниматься литературой.
Илья Воротынцев: Поэтому здесь очень важно вот это бесшовное образование, о чем и Денис Сергеевич говорил, вот эти детские площадки.
Анатолий Торкунов: Да, мы обсуждали тоже.
Илья Воротынцев: Да, поэтому здесь нужно, так сказать, вот эту связь школьника с университетом простраивать очень четко.
Анатолий Торкунов: Знаете, вот еще очень важный вопрос Инна Константиновна затронула, касающийся сетевого взаимодействия университетов разных специальностей. Я вообще за максимальную синергию, социогуманитарные дисциплины, и естественно-научные дисциплины, и инженерные. У вас есть хорошие опыт, и Инна Константиновна вспоминала о взаимодействии с Южным федеральным университетом, а у нас со многими очень связаны университеты.
Вот как вы считаете, перспективы какие, Денис Сергеевич, вот такого рода взаимодействия? В конечном итоге, вы знаете, один из членов вашего Совета все время говорит, что вообще это деление на разные дисциплины – это, как говорится, время феодального прошлого. А сейчас надо подходить ко всему, как к единой науке.
Я в значительной степени согласен, хотя это непростая задача.
Денис Секиринский: Если отталкиваться все-таки от того, что мы уже сегодня обсуждали, мы говорим все-таки в первую очередь про результаты, то, там, монодисциплинарные, междисциплинарные, какие угодно другие – это инструмент для достижения этих результатов, ну, в данном контексте.
Поскольку жизнь объективно усложняется, накапливаются знания и так далее, то, конечно, будущее, в общем, оно очевидно, что оно за какими-то такими неординарными, нетривиальными решениями, которые, например, лежат на стыках. Это само собой. А наше, мне кажется, огромное пространство, оно просто делает разного рода сетевые, формы сетевых взаимодействий, причем, разнодисциплинарные, оно делает просто, ну, необходимостью.
Потому что критически важна среда, критически важно общение, какие-то общие проекты и общие интересы. И конечно, одно дело, напоминаю, что у нас около 40% исследовательского потенциала сфокусировано в Центральном федеральном округе, конечно, это, в первую очередь Москва и Московская область, вот.
Поэтому, конечно, сетевые формы – это то, что необходимо, опять же, с точки зрения формирования, как минимум, среды, среды общения, среды доверия, что немаловажно. Очень важный момент, мне кажется, вот предыдущим тактом обсуждали по поводу бизнеса. Ведь в чем ключевой вопрос?
Ключевой вопрос заключается в отсутствии либо наличии квалифицированного заказчика. Это вопросы к бизнесу, вопросы… Квалифицированным заказчиком может быть не только бизнес квалифицированным заказчиком может быть государство, может быть регион, в принципе, кто угодно. Квалифицированный заказчик появляется тогда, когда появляется некий дефицит, который восполнить какими-то другими способами просто невозможно.
И в этом смысле, знаете, не было бы счастья, да несчастье помогло, мне кажется, что сегодня ряд компаний, и, кстати, регионов тоже, они стали принципиально в другом ключе смотреть, в принципе, на науку. Это уже далеко не социальная сфера, это, в общем, в каком-то смысле равноправный партнер, который способен решить, закрыть те или иные дефициты.
Анатолий Торкунов: Ну, вот хотелось бы, чтобы ваш оптимизм, он все время подкреплялся практикой, которая существует сегодня во взаимодействии науки, государства, бизнеса. Знаете, вот буквально два слова хотел сказать, поскольку время наше истекает, относительно работы ученых в условиях санкций.
Конечно, для нас узловая задача – это технологический суверенитет. Но я бы хотел подчеркнуть, что необходимость международного сотрудничества сохраняется. Необходимо, это все время подчеркивается, Президент на последнем Совете об этом говорит. Да и все мы сами прекрасно понимаем, что наука не может развиваться изолированно.
И там, где сегодня сохраняется научное сотрудничество по крупным проектам, надо его, конечно, продолжать. И искать новых партнеров по такого рода сотрудничеству в дружественных странах. И тем более, что там большие довольно достижения в науке, и в Китае, и в Индии, в ЮАР, в Бразилии. И я думаю, что в этом смысле никакой технологической изоляции у нас не будет, мы сумеем наладить наше взаимодействие с зарубежными партнерами должным образом, что, несомненно, будет давать дополнительный эффект к нашим усилиям, связанным с созданием технологического суверенитета, в том числе, научного суверенитета.
Денис Секиринский: Может быть, делая это чуть более прагматично в науке.
Анатолий Торкунов: Да, да, согласен. Ну, прагматика, вообще прагматика должна присутствовать в науке. Она присутствует, несомненно, но при этом нельзя забывать и о том, что фундаментальная наука не всегда связана с прагматикой. Здесь вот важно как раз, чтобы вот ребята, которые, может быть, не так видны, в тех же научно-судейских обществах или в стартапах, которые такие, знаете, скромные, в стороне, но они полны мыслей, идей.
Их надо искать, поддерживать, выдвигать, потому что иногда бывает, что вот именно из таких людей получаются ученые, которые занимаются основательно собственно фундаментальной наукой, а не только то, что требует сегодня бизнес. Согласны со мной?
Илья Воротынцев: Абсолютно, да.
Анатолий Торкунов: Ну, мы знаем даже по жизни по нашей, вот тот, кто потом оказался в такой большой…
Денис Секиринский: Это разные роли.
Анатолий Торкунов: Разные.
Денис Секиринский: Абсолютно разные роли, и ни в коем случае в такой сложной сфере, как наука, нельзя привести все к какому-то единому общему знаменателю. Хотя, конечно, физики стремятся все довести до элементарной, до максимально простой формулы E=mc2, как пример, но, конечно, это вредно просто.
Илья Воротынцев: Для себя, например, я выделяю ключевым моментом время, потому что мир усложняется, мир ускоряется. И на самом деле то, что было вчера фундаментальной наукой, сегодня, на самом деле, мы без этого не можем жить, например.
Анатолий Торкунов: Да, согласен. Ну, все равно время для этого требуется, вы же знаете.
Илья Воротынцев: Время у нас сейчас…
Анатолий Торкунов: Так просто фундаментальная не превратится сходу в то, что требует жизнь. Дорогие коллеги, дорогие друзья, я вас сердечно благодарю за то, что вы нашли время принять участие в нашей программе. Спасибо вам, дорогие телезрители, что вы нашли время и проявили интерес к нашей программе. Хочу вам пожелать здоровья, благополучия, ну и счастья, конечно. До свидания!