Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и сегодня в у нас эфире очередной выпуск программы «Ректорат». Мы выходим в эфир в очень важное для абитуриентов, для их родителей, да, в общем, для всех нас время, когда ребята принимают решение вместе с родителями, но часто и с друзьями, в какой вуз поступить. И, конечно, это такое, в известной степени, судьбоносное решение. Хотя, должен вам сказать, уважаемые телезрители, что многие ребята, даже по статистике, чуть ли не пятая часть, после первого курса, по разным причинам, часто за неуспеваемость, а часто и по другим причинам, уходят из вуза. И особенно если мы речь ведем об успеваемости, то как это объяснить: что так школа не сумела подготовить человека к тому, чтобы он учился в высшем учебном заведении? И вот здесь очень важный вопрос, который мы сегодня и хотим поставить: довузовская подготовка, насколько она эффективна, что она дает ребятам и с точки зрения дальнейшего обучения в вузе, это очень важно, особенно на первом курсе. И в целом поговорим о том, как мы готовим наших детей к поступлению в наши университеты. Я хотел бы представить наших гостей. Это Игорь Путинцев – проректор МГИМО по довузовской подготовке. Он, правда, и за языковую подготовку отвечает, но довузовская подготовка – это очень важное направление. Артем Шишов – директор Центра педагогического мастерства города Москвы. И чуть позже с нами на связи на онлайн-подключении будет наш коллега из Татарстана. Это Евгений Серочудинов – руководитель Центра довузовской подготовки и приема абитуриентов университета «Иннополис». Но я должен сказать, что наш выбор сегодняшних собеседников не случаен. Мы внимательно и совсем не по блату, сегодня про ректор МГИМО, мы с коллегами изучали отклики и отзывы относительно системы довузовской подготовки самых разных вузов и обнаружили, что и «Иннополис», и МГИМО среди лучших, кто занимается вот такого рода довузовской подготовкой, У Артёма Шишова вообще эта работа основная, и этот центр создан для того, чтобы работать с школьниками и готовить их для поступления в вузы. Я хотел бы обратиться к вам, коллеги, и поинтересоваться, вот как вам видится сегодня та проблема, которую я пытался обозначить. Умеем ли мы в рамках довузовской подготовки помочь ребятам затем учиться в университете, поступить, во-первых, в университет, а затем и учиться в университете. И вообще, все-таки вот эта проблема – школа-вуз, она, на мой взгляд, по-прежнему очень остро стоит. Школа в целом как видится, здесь, как говорится, частное мнение можно высказывать, не обязательно представляя какую-то организацию, она сегодня в полной мере готовит ребят для поступления в университет? И, главное, не только поступление, а для последующей учебы? Игорь Сергеевич. Игорь Путинцев: Анатолий Васильевич, мне кажется, школа готовит хорошо, программа школьная хорошо сбалансирована, довольно сложная. Программа ЕГЭ тут вообще спора нет. Любые родители, дети, которые сталкиваются, знают, что программа ЕГЭ очень-очень сложная. Но очень все-таки разный формат обучения в школе и в вузе. В школе даже отличнику достаточно в нынешних условиях знать отлично 3-4 предмета, которые он потом пойдет сдавать. Вот они на это и готовятся часто, по два-три года, очень целенаправленно, с большой отдачей. Потом приходят в вуз, и оказывается, что предметов не три, не четыре, а что их очень много, и что они очень разные. И можно быть семи пядей во лбу, когда ЕГЭ сдавал, но приходишь в вуз, допустим, на дипломата обучаться, и там предметы – «эконом-теория», «информатика». Анатолий Торкунов: IT, математика. Игорь Путинцев: Да, IT. И оказывается, что математику-то тоже надо было учить. Там иностранный язык, там всемирная история. Кстати, история России в школе очень подробно дается, а вот всемирная история фактически – по касательной. И то, и все, и третье. А студенческая жизнь, это жизнь хорошая, это все-таки уже не под таким контролем родительским. Дает много возможностей других, требуется самоконтроль, самодисциплина, и школьнику объективно, конечно, сложновато. И поэтому очень хорошо, когда он заранее получает эти социальные навыки, когда он не только с репетиторами занимается, а когда он заранее приходит в вуз и заранее уже обучается в группах, заранее ходит по коридорам вуза, понимает, что ему дальше будут давать, какие знания, и, соответственно, не только по трем предметам эгэшным занимается. Анатолий Торкунов: Это, конечно, хорошо, если говорить о московских вузах, для тех, кто в Москве проживает. Но, положим, в том же МГИМО, где вы работаете, там почти половина, сейчас чуть меньше, а так вообще обычно половина, иногда даже больше ребят из регионов. А вот как им-то быть, как им готовиться к поступлению именно в этот вуз? Игорь Путинцев: У нас есть очень большой сегмент сейчас мероприятий дистанционных и онлайн-мероприятий и мероприятий в гибридном формате. Но здесь эта линейка курсов у нас год от года становится все больше и больше. Вот по истории России, например, сейчас запустили 10 курсов. Это полностью онлайн курсы, их можно из любой точки России смотреть и дистанционно с преподавателем общаться, если требуются какие-то комментарии. Аналогичную линейку в отношении других предметов, в том числе обществознания, мы сейчас делаем в рамках проекта «Цифровой класс». Мы рассчитываем, что это такой востребованный будет формат. Но, конечно, очень бы хотелось и детям посоветовать все-таки найти время хотя бы раз приехать в 11 классе или в 10 классе, потому что сейчас очень модно, конечно, все переводить в онлайн, но если мы потом в конце дня или в конце недели пытаемся вспомнить, что мы там в интернете, как сейчас молодежь говорит, «наскролили», то, как правило, ничего не запомнишь, даже если там что-то ценное, производства МГИМО, мгимовского. Все-таки хотя бы раз надо приехать, посмотреть. Такая возможность есть. У нас есть программа, профориентационная мастерская, где фактически дети приезжают, мы их целый день по университету вводим на мастер-классы. Анатолий Торкунов: Я знаю, что многие вузы сейчас этим занимаются и достаточно эффективно. Вообще работа со школой, со школьниками, раньше считалось, что школьники, школьные учителя и работают с ними. А вузы сотрудничают со школами, в общем, и сотрудничали в прошлые времена. Но сегодня я вижу все больше и больше фокус на том, чтобы, как говорится, сотрудничать со школами, иметь свои школы, в том смысле, что эти школьники должны быть ориентированы на тот или иной вуз уже с 8-9 класса. И это, кстати, очень неплохо работает. Но вот, Артем, хочу вас спросить. Ведь ваш центр именно, как сейчас любят говорить, таргетирован на эти цели, сфокусирован на задачах подготовки школьников к поступлению в вуз. Очень много форм разных. Может быть, во-первых, немножко расскажете о центре, потому что я думаю, что московские, наверное, телезрители заинтересованы и знают о нём, но в целом, мне кажется, что это какой-то выдающийся опыт то, что делает центр, и с Олимпиадами, и с разного рода субботами педагогическими. Вот расскажите, пожалуйста. Артем Шишов: Наш центр появился 10 лет назад. Уже в этом году у него юбилей. Наш центр занимается в Москве развитием системы по работе с талантливыми школьниками. В Москве вообще действует система, что каждый ребенок талантлив, и важно вот этот талант у ребенка найти. Вот эту систему за 10 лет мы в Москве старались выстроить с помощью, в том числе, интеллектуальных соревнований. Потому что понятно, что интеллектуальные соревнования как раз являются иногда сцепкой между школой и вузом, потому что многие интеллектуальные соревнования как раз проводятся высшими учебными заведениями. И вот о чем мы говорим, вот такое сейчас модное есть выражение – «бесшовное обучение», когда нет разделения между школой и вузом, вот как раз нужно выстраивать множество форматов для ребят, чтобы они знакомились с высшими учебными заведениями. Конечно, в Москве выстроены системы предпрофессиональных классов, где ребята учатся и в медицинских классах, и в инженерных, и у них есть возможность прийти в вуз, в том числе прийти на предприятие, определиться вообще с вопросом: «А медицина это твоё или нет?». Потому что когда ребёнок сдаёт ЕГЭ по биологии, приходит в медицинский вуз, не понимая того, что медицина, и когда он сталкивается уже с какими-то практическими действиями, то тут происходит, конечно же, вопрос: «А это не моё, а в вуз я уже поступил». Поэтому в Москве как раз старается выстраиваться система для того, чтобы ребенок уже в старших классах определился со своей будущей специальностью и профессией. И вузы, конечно же, в Москве в этом помогают, в том числе МГИМО, это и субботы школьника, когда важно прийти почувствовать дух МГИМО. Его очень сложно, наверное, почувствовать онлайн, но, придя в МГИМО, ходя по МГИМО, это чувствуется: твой вуз или нет даже иногда. Анатолий Торкунов: Это не только МГИМО, не будем сосредотачиваться, так многие вузы работают. Артем Шишов: Да, любой абсолютно вуз. Я про медицинские сказал вузы, технические вузы. И, конечно же, это нужно выстраивать с работы в регионах, потому что ребята в регионах должны понимать, куда они идут, зачем они идут. Анатолий Торкунов: Это очень важно. Об этом скажите, потому что у нас много региональных зрителей, даже, может быть, больше, чем московских. Артем Шишов: И региональным школам важно не забывать про это, потому что одиннадцатиклассники после школы, уезжая в том числе из своего родного города, испытывают стресс, они не понимают, как им жить без родителей в том числе правильно. Начинается другой формат обучения, потому что школа: тебя опекают, о тебе заботятся, а в вуз – это все-таки взрослая жизнь и ответственность за себя. И поэтому региональным и руководителям, и школам, и родителям в том числе важно знакомить ребят с высшими учебными замедлениями. Правильно Игорь сказал, приехать в вузы, побывать на Дне открытых дверей, в том числе онлайн, пообщаться с преподавателями. В дальнейшем посмотреть на профессии, которые выбирают ребята-выпускники. Анатолий Торкунов: А вот как ваш центр организует именно для ребят из регионов такого рода знакомство с вузами? Через Олимпиады или как? Артем Шишов: Мы в первую очередь как бы московский центр. Анатолий Торкунов: Я понимаю, да. Артем Шишов: Но стоит отрадно сказать, что в 2024 году должны появиться такие центры в каждом регионе, которые должны отвечать в регионе за развитие системы по работе с талантливыми ребятами, выстраивать систему поиска талантов у ребят. И поэтому многие практики, которые сделал центр за 10 лет, перетекают в регионы, чем мы очень гордимся и с коллегами всегда делимся для того, чтобы выстраивалась система через интеллектуальные соревнования, знакомство и с профессией, и с высшими учебными заведениями, потому что Олимпиады тоже проходят такой путь трансформации и становятся практикоориентированными, где ребенок, придя на Олимпиаду, и сталкивается и с практическими заданиями, и в том числе как раз выполняет такую большую задачу, как знакомство с высшим учебным заведением. Анатолий Торкунов: Артём, хотел еще у вас поинтересоваться. Вот в этой работе, конечно, очень важно, чтобы присутствовали и участвовали не только школа и вуз, но и будущие работодатели, потому что это будет тогда давать совершенно другое такое объемное, панорамное видение у абитуриентов, что их ждет впереди. Посмотрите: где-то красивее вуз, где-то менее красивый, где-то новый ремонт сделали, и он производит впечатление классное, даже по коридорам, если пройтись. Но ведь, как мне кажется, абитуриентам очень важно представить себе, что они будут делать, где они вообще, возможно, будут работать потом, встретиться с работодателями. Вот как вы внедряете в эту систему свою и общение с работодателями? Артем Шишов: Да, это тоже важный вопрос, потому что это вообще, в принципе, наверное, такая проблема, которую стараемся решить, потому что вузу понятно, зачем ему школа, это будущие абитуриенты. Работодателю понятна работа с вузом, потому что это будущие специалисты, которые придут на работу к нему в том числе. И встаёт проблема, как же объединить работодателя со школьником, потому что он не видит, когда будущий выпускник школы придёт к нему на работу. Но сейчас как раз работодатели стали это понимать, что мир меняется, он становится более цифровым, и нужно ребят вовлекать в эти сферы, уже начиная со школы. Мы стараемся это сделать с помощью партнерства высших учебных заведений и работодателей в организации мероприятий, когда ребенок, приходя на интеллектуальные соревнования в том числе, сталкивается с практико-ориентированной задачей, которую дает работодатель. То есть это решение реальных проблем производственного сектора, либо это реальные кейсы, которые может дать банк. Анатолий Торкунов: Работодатели сейчас идут с удовольствием на такого рода сотрудничество? Артем Шишов: Да, они понимают, что за таланты нужно бороться уже сейчас, не начиная с вуза, а начиная со школы. Анатолий Торкунов: Да, помните, у Аркадия Райкина была такая реприза, когда приходит человек на предприятие, ему говорят: «Всему, чему тебя учили, забудь»? Поэтому очень важно, конечно, чтобы уже со школы была профориентация. Это внедрение профориентационных классов, по-моему, замечательно. И идеи вот этих Олимпиад, которых в Москве теперь очень много, и хорошо, конечно, эту практику распространить на всю страну. И это, мне кажется, может быть, позволяло бы ребятам принимать решение остаться в регионе и работать. в регионе. Вот я сейчас хотел предложить нашему коллеге Евгению Сергеевичу Серочудинову присоединиться к нам, потому что вообще ваш университет, он в каком-то смысле уникальный. Он, во-первых, молодой, очень энергично развивающийся, и причем в самых таких передовых и интересных направления. Но я хотел подчеркнуть, я вот посмотрел, мне коллеги подготовили такой материальчик на вас, на университет, что вы делаете со школьниками. По существу, вы же с пятого класса начинаете работать с ребятами для того, чтобы их подготовить к учебе в очень непростом вашем университете, где, конечно, очень нужна и математика, да вообще быть таким, я бы сказал, всеобъемлюще подготовленным абитуриентом для учебы в вашем университете. Вот расскажите о вашем опыте и, может быть, этот опыт будет полезен и интересен тем, кто смотрит нашу программу сегодня. Евгений Серочудинов: Коллеги, всем добрый день! Я бы, наверное, вузовскую подготовку в университете разделил на два таких крупных блока. Это некий событийный блок и образовательный блок. Если брать блок событийный, то это прежде всего Олимпиады. Понятно, это и наша Олимпиада, и мы хостим, но сейчас модно говорить, то есть принимаем Олимпиады ведущих вузов страны, являемся площадкой. Буквально в этом месяце у нас завершилась Российская Олимпиада школьников по информатике, которая в «Иннополисе» проходила в этом году. А второй блок – это хакатонные мероприятия по информационной безопасности, то есть рядом с Олимпиадами, но все-таки не совсем Олимпиады, мероприятия, где ребята могут также проявить свои знания применительно к каким-то сферам. И если говорить не про событийный, а про образовательный блок, то это, естественно, обучение, это школа олимпиадной подготовки, как очной, так и в режиме онлайн, и обучение языкам программирования, то есть мы не учим предметом. Да, у нас есть, конечно, курсы подготовки к ЕГЭ и к ОГЭ, как во всех вузах, но мы все-таки делаем ставку на то, чтобы научить детей языкам программирования, которые им пригодятся потом при обучении, так как мы айтишный университет. И мы делаем акцент на проектную деятельность, потому что важным показателем для нас является, сколько наших студентов, например, откроют свои стартапы. Поэтому нам важно взять ребят с мышлением предпринимателей и на командную работу в том числе, потому что IT – это всегда про работу в команде. Анатолий Торкунов: В том материале, что мне подготовили, говорится, что у вас даже во 2-5 классах есть соответствующие программы в школах, которые связаны с созданием игр, основам программирования на скретч и программирования на питоне, или пайтоне, по-разному. На «питоне», как правило, у нас говорят здесь. Я просто слабо себе представляю, вот во втором-пятом классе можно обучить всему этому непростому? Я думаю, что и не только в классах, но и в университетах не так просто. Евгений Серочудинов: Естественно, это упрощенные программы для детей, которые только хотят себе попробовать, и для родителей, которые хотят, чтобы дети попробовали. То есть это программы, которые доступны школьникам данного возраста в упрощённом формате для того, чтобы понять: «Готов ли я дальше идти в программирование на более серьёзном уровне?». Да, такие программы у нас есть. Анатолий Торкунов: А вот вы, когда речь идет о детях, положим, но не только 2-5 классов, я знаю, что программы у вас большие для 10-11 классов, это вы выбираете какие-то отдельные школы или это ребята сами приходят на эти программы, то есть родители их приводят независимо от того, в какой школе они учатся? Евгений Серочудинов: Тут есть два пути. Первый путь, да, открыт любому школьнику из России, то есть любой может записаться, приехать или поучаствовать в режиме-онлайн. Но у нас есть проект партнерские школы университета «Иннополис». В основном это школы такой физико-математической инженерной направленности. И эти школы также активны, бывает, что классами привозят к нам детей, в том числе, кстати, школы из Москвы, для того, чтобы пройти обучение по какому-то направлению. Анатолий Торкунов: Я хотел бы вас сердечно поблагодарить за участие в нашей программе! Но телевизионный эфир соответствующие форматы предполагает. Я хочу сказать, что знаю и наш вуз, и многие другие вузы, которые работают на этом направлении, они очень довольны сотрудничеством с «Иннополисом». Поэтому вам большое спасибо за участие и всего самого доброго! Евгений Серочудинов: Спасибо, коллеги, всего хорошего! Анатолий Торкунов: Игорь Сергеевич, вы как представитель социо-гуманитарного вуза, какая ваша точка зрения и что мы могли бы в рамках довузовской подготовки, пока математика не обязательна, положим, на международные отношения, на политологию или даже на юриспруденцию, хотя я считаю, математика должна была бы присутствовать уже давно, что вы думаете, что мы могли бы в рамках довузовской подготовки сделать для того, чтобы мотивировать ребят заниматься математикой, а не ограничиваться теми тремя-четырьмя ЕГЭ, которые они сдают на тот или иной профиль специальности? Игорь Путинцев: Я думаю, в нынешних условиях, чтобы привлечь дополнительных ребят к математике, потому что просто если им предложить математику в виде дополнительного модуля, они её брать не будут, если она им не нужна при поступлении. Это нужно упаковать в такую оболочку привлекательную. И мы это делаем, потому что у нас, если не считать подготовки к ЕГЭ, то самые популярные программы и модули, которые мы реализуем, это модули по цифровой экономике. А цифровая экономика предполагает все-таки необходимость давать туда тоже математику. Например, такие же модули можно придумать и по другим направлениям подготовки, потому что сейчас без цифры и без соответствующих навыков никуда. Не обязательно владеть ими на уровне программирования, но если не понимать на уровне принципа, как работают большие данные, как работают базы данных, то работодатели потом отсеют этих выпускников. Анатолий Торкунов: Артём Алексеевич, вот поскольку вы на весь город работаете, не на какой-то там отдельный вуз, технический или гуманитарный, медицинский. Вот как вы считаете, как нам всё-таки побудить ребят не только административной мерой? Конечно, можно обидеть о том, что профильная математика вводится на любое направление подготовки. Я думаю, что когда-нибудь так и случится. Но как сделать, пока этого не случилось? С тем, чтобы интерес к математике и к физике, что тоже очень важно. Но если говорить все-таки о вузах самого разного профиля, то прежде всего к математике, как этот интерес пробудить и как даже в Олимпиады положим, московские Олимпиады, которые вы проводите весьма успешно, внедрить вот этот элемент, связанный с математикой, с логикой мышления выстраивания математического? Артем Шишов: Да, мы про это тоже задумались, и в Москве появился проект, называется «Математическая вертикаль». Это как раз проект для тех ребят, которые учат математику со смежными предметами, с физикой, информатикой. Это проект, который позволяет ребятам в практикоориентированном формате, в определенной программе, с дополнительными кружками с седьмого класса начинать погружаться в математику уже на более или менее профильном уровне. Этот проект достаточно успешен. Почти все школы московские в нем участвуют. И мы заметили, что уровень выбора вообще и понимания математики в Москве стал улучшаться. И вот проект «Математическая вертикаль» как раз трансформирован для того, и она может примениться в любом абсолютной регионе. Это что такое? Это новые разрабатываемые учебные пособия. Это и различные видеокурсы, которыми ребята пользуются и в Московской электронной школе. И это и обучение педагогов, потому что в первую очередь педагог должен влюбить в математику, и чтобы ребенок математику не боялся, а понимал всю красоту этого предмета. И что хочу сказать по физике, что в этом году уже и министр сказал, что у нас вырос по сравнению с тем годом выбор предмета «Физика», и в этом году появился такой проект, который называется «Физика для всех», чтобы показать ребятам и физическое направление, что физика, она важна, она нужна, инженеры нам нужны, потому что мы видим, что идет перекос в IT, и многие ребята видят айтишников, для них это такой пример – быть крутым айтишником, и физика уходит на второй план. И поэтому очень важно тоже в школе показывать инженерные специальности, в том числе внедрять в курсы робототехники. То есть в школе важно сделать такую жизнь – жизнь выбора. Когда у ребенка есть выбор и заниматься и гуманитарными предметами, и математикой, и робототехникой. И наша задача, чтобы ребята научились выбирать, потому что когда ребенок учится в школе, ему очень мало дают, чего выбирать. А все-таки выбор вуза, о чём мы сегодня говорим, это правильный, осознанный выбор. И когда мы научим ребенка в школе правильно выбрать свою траекторию, правильно пойти на курсы дополнительного образования, то мы будем сталкиваться с тем, что ребенок будет правильно выбирать свою индивидуальную, в том числе и траекторию образовательную, а в дальнейшем и профессиональную Анатолий Торкунов: Хорошо, что сейчас уже такое общее понимание существует относительно важности математики. Кстати говоря, математика очень важна и для иностранных языков, изучения последующего иностранных языков. Тем более, что вы знаете, что сейчас все больше внедряется машинный перевод. И поэтому вообще для абитуриентов, независимо от того, в какой они вуз, на какую специальность будут поступать, очень важно знание иностранного языка, потому что так или иначе мы живем в глобальном мире, и поэтому для будущей профессии, профессиональной деятельности в любой сфере важен иностранный язык для того, чтобы знакомиться с достижениями технологическими или достижениями в науке какой бы она ни была: гуманитарная наука, история, экология, природопользование или любое другое направление подготовки. Вот, Игорь Сергеевич, поскольку вы занимаетесь языковой подготовкой, скажите, какими вы наиболее эффективными считаете формы подготовки довузовской по языку? И что вы предлагаете? Просто как примеры работы одного из вузов, я знаю, что программу по языкам предлагают и многие другие вузы, Ваш опыт, как выглядит сегодня? Игорь Путинцев: Сейчас есть такие возможности постоянного обучения иностранному языку, которых не было раньше. Конечно, преподавателя и занятий ничего не заменит, и когда речь идет об обучении школе и подготовке к поступлению в вуз, это прежде всего обучение грамматики, что бы ни говорили. Но сейчас вдобавок есть возможность школьнику самостоятельно, чуть ли не в ежедневном режиме, говорят, что один из самых эффективных способов освоения иностранного языка – это просмотр, например, фильмов или сериалов с субтитрами обязательно. Это и интересно, и тренирует одновременно и зрительную память, и слуховую память. И есть реальная мотивация заниматься этим чуть ли не в ежедневном режиме. Это очень важный дополнительный модуль к традиционным занятиям, которые, как обычно, будут с преподавателем. Анатолий Торкунов: Причем это очень легко сделать сегодня, поскольку на многих стримах идут фильмы на иностранном языке, но с титрами. Просто этим, конечно, надо пользоваться просто по-умному. И выбирать фильмы соответствующие. Игорь Путинцев: Да. Анатолий Торкунов: Хорошо. Вот поскольку мы ведем речь о довузовской подготовке, то мы понимаем, что все-таки, что бы мы ни говорили о курсах, которые существует в вузах, главная нагрузка лежит на учителях в школе. В принципе, они должны подготовить к учебе в вузе, но учителя стараются, конечно, это сделать. Не всегда это, может быть, получается. Вот пример я приводил – 20% отчисляют. Но важно, видимо, все время думать о том, как повысить в этом смысле квалификацию профессиональную учителей. Вот я знаю, что центр этим занимается. Расскажите, пожалуйста, Артём Алексеевич, что вам видится, и какую задачу вы перед собой ставите на перспективу в этом смысле? Артем Шишов: Знаете, в первую очередь, наверное, учитель же это тот человек, который на протяжении... Вообще как бы школа это такое заведение, которое ужасное почему? Потому что оно забирает детство ребенка. И важно, чтобы в школе работали те люди, которые взамен этого дадут что-то ребенку, чтобы он это детство вспоминал. И мы стараемся с учителями работать как в плане и развития их предметных навыков, чтобы они умели и правильно заниматься, и правильно понимали методику преподавания, и знали актуальные новшества, которые происходят у нас и в образовании, и в науке в том числе. И, конечно же, мы стараемся учителям рассказывать про те интересные возможности, которые сейчас есть в выборе в том числе и будущих специальностей и профессий. И, самое главное, знакомим их с высшими учебными заведениями, потому что как раз вы правильно сказали, что учитель – это как раз проводник, в том числе наш с вами, и высшего учебного заведения и школы, который может правильно довести ребенка до выбора и вуза, и в будущем профессии. Поэтому учитель – это тот человек, который должен быть многосторонним и знать не только свой предмет, но и понимать, что идет, может быть, за соседним кабинетом, и понимать, выйдя из школы, что есть вокруг, и куда мы стремимся, и что вокруг происходит. Поэтому в том числе важно учителям получать знания о цифровых профессиях, и они должны понимать, что такое большие данные и как меняется вуз, и какие появляются новые профессии и направления. Поэтому перед учителем сегодня стоит огромная задача – быть человеком не своего предмета, а человеком многих предметов и вообще человеком, который разбирается в том, что происходит сейчас в мире. Поэтому мы и на своих курсах в том числе стараемся преподавателям чуть-чуть про это рассказать. Анатолий Торкунов: Надо прямо сказать, что в Москве учителя школьные в почете, и зарплата приличная, и отношение в обществе. К сожалению, такая ситуация, особенно по зарплате, далеко не во всех регионах, и это, конечно, создает проблемы. Сейчас, я так понимаю, что есть намерения и попытки эту проблему решить, но, видимо, это не так просто. Но вот если говорить все-таки о том, чтобы обеспечить бесшовный переход из школы в вуз, то важно, чтобы вузы занимались не только со школьниками, которые собираются поступать на ту или иную профессию, но чтобы работали с учителями, в том числе для того, чтобы помочь ребятам выбрать не только вуз, но и выбрать профессиональную затем ориентацию, будущий профессиональный путь. Вот как, Игорь Сергеевич, вам видится работа именно со школьными учителями в этом направлении? Игорь Путинцев: Школьные учителя работают очень профессионально. Они зачастую лучше нас знают, как подготовить к ЕГЭ. Им нужно что-то дать дополнительно. Как развить творческий потенциал ребенка, как подготовить его к Олимпиадам, конкурсам, какие новые веяния есть в развитии общества, технологий, которые вузы не могут не учитывать. И программы повышения квалификации, которые для учителей мы предлагаем, делают акцент именно на это. И что сейчас отрадно, мы эти программы начинаем реализовывать и в регионах. В частности, хочу отметить, что с Мурманском мы реализуем сейчас Мурманской языковой школой аналогичную программу и готовимся к реализации такой же программы с Новороссийском. Анатолий Торкунов: То есть с севера на юг? Игорь Путинцев: Да, осталось только с запада на восток. Но программа, соответственно, определенная есть, и она постоянно совершенствуется, потому что учителям надо предложить именно что-то новое, что им поможет. Не то, что они и так хорошо знают. Анатолий Торкунов: Да, согласен с этим, но мне кажется, что центр ваш, Артём Алексеевич, как раз может объединить усилия разных вузов для того, чтобы работать с учителями. И очень важно, я с вами совершенно согласен, что надо, если говорить о переподготовке учителей, готовить ее не только по тому предмету, который он так неплохо знает, если это опытный учитель, а с тем, чтобы и шире был взгляд, и чтобы не упиралось все только вот эти ЕГЭ, которые сейчас подвергаются такой серьезной критике. Вообще вот вы как относитесь к ЕГЭ? Мы слышим в том числе из Государственной думы от некоторых наших членов Государственной думы, депутатов призывы к тому, чтобы отменить ЕГЭ, вернуться к традиционным экзаменам. У вас какое отношение к этому делу? Артем Шишов: Знаете, почему-то уже от традиционных экзаменов отошли. Я считаю, что ЕГЭ – это понятное для людей. Потому что, понимаете, человек, который живет в Москве, он живет рядом с московскими вузами, и он понимает, как ему готовиться в вузе в этом данном курсе по традиционным экзаменам. Но ребенок, который живет далеко за пределами Москвы, ему же будет невозможно подготовиться к тем традиционным экзаменам, которые будут в вузах, которых нет в городе, например. А ЕГЭ – это хорошая возможность, понятная возможность для ребят в регионах подготовиться и поступить в различные вузы нашей страны. И, я думаю, с введением ЕГЭ в том числе и московские вузы ощутили такой прирост ребят из регионов, и мне кажется, и в МГИМО это произошло в том числе. Поэтому это хорошая возможность и понятная, самое главное, траектория для ребенка – как ему и к чему готовится. Ему не нужно готовиться к поступлению к пяти различным экзаменов в пять различных вузов, есть единый вход в высшее учебное заведение через этот понятный экзамен. Анатолий Торкунов: Вот это меня как раз и пугает. Одно время, вы же знаете, так был распространенный экстернат, вот переходили в этот экстернат в школах и вообще переставали учить биологию, физику, математику, кто собирался в социо-гуманитарный вуз. И родители любили говорить: «У меня ребенок гуманитарий». Сегодня мы с вами понимаем, что без знания этих предметов, в том числе биологии, вот даже по нашим направлениям – подготовка по международным отношениям, какой огромную роль сегодня играет вопрос развития биотехнологии, понимание того, что происходит в области здравоохранения, медицины. Во время ковида мы все столкнулись, что так или иначе все были вынуждены заниматься этой проблемой. Даже термин появился «ковидная дипломатия», или «медицинская дипломатия». Понятно, что это условные все термины, но, тем не менее, очень важно, чтобы ребенок, когда он идет в высшее учебное заведение, не зацикливался только на этих трех или четырех ЕГЭ, результаты которого ему надо принести в вуз. И вот мне кажется, вот этому надо проблему преодолеть. ЕГЭ неплох сам по себе, а то, что и дети, и учителя, и родители зацикливаются на этих самых ЕГЭ и зачастую бросают заниматься другими предметами, а потом жизнь показывает, что это очень нужно и важно. Как, Игорь Сергеевич, вы считаете? Игорь Путинцев: Безусловно, ЕГЭ – это, конечно, великий уравнитель. ЕГЭ – это внешний контроль, но ЕГЭ – это максимально возможное упрощение. Это сведение всего до определенной схемы. В том же обществознании, пять блоков, каждый из этих блоков в вузе распадается на отдельное направление подготовки и, скорее всего, еще более узкое внутри этого направления будет изучаться. Поэтому в этом смысле, готовясь к одному ЕГЭ, жизни не познаешь. Анатолий Торкунов: С этим нельзя, конечно, не согласиться. Но если говорить о каком-то реформировании ЕГЭ, понимаю, что наши соображения могут быть не учтены, а все-таки как вам видится его совершенствование на перспективу? Может быть, это уже, конечно, не для абитуриентов этого года, но такое впечатление, что в обществе, я смотрю даже по социологическим вопросам относительно ЕГЭ, в обществе созревает, так сказать, потребность внесения каких-то поправок в существующую ныне систему ЕГЭ. Вот вам как видится? Просто пофантазировать, понятно, что это не директивы и даже, может быть, такая чистая личная рекомендация, точка зрения. Артем Шишов: Мне кажется, что ЕГЭ же может становиться в том числе и когда-то более практикоориентированным, где мы можем измерить не только какие-то теоретические знания ребенка, но и проверить в том числе на практике, и в том числе это, я думаю, будут помогать цифровые технологии, которые у нас есть. И экзамен же может становиться и мультиэкзаменом, объединяя несколько предметов в себе. И поэтому я думаю, что с развитием технологий, в том числе, в первую очередь, мы в будущем увидим наши экзамены, которые будут проходить с помощью технологий, которые будут проверять ребенка не только с точки зрения возможности познания теории предмета, но и с точки зрения практики, а может быть, и объединения различных сфер. Тогда мы будем уже понимать, как ребенок знает не только один предмет, но и может применять свои знания в различных абсолютно областях, если говорить о такой фантазии о том, как это могло бы быть в будущем. Анатолий Торкунов: Да, я сейчас подумал, что вот родители, если нас смотрят, они готовы нас убить. Мало того, что надо заниматься по трём предметам, а ещё и мультипредмет будет, где будут и математика, и история вместе объединены. Артем Шишов: Нет, но математика же важна, она в том числе и дипломатии важна, она важна и в медицине, и в гуманитарных предметах. Анатолий Торкунов: Абсолютно, да. Артем Шишов: И в школах появился, кстати, предмет «Теория вероятностей и статистика», которая важна абсолютно сейчас, когда мы сталкиваемся с большим объёмом информации, работаем с огромным количеством данных, неважно, в математической сфере это или в гуманитарной сфере. Поэтому, конечно же, человек должен быть сейчас многосторонним. И это помогает ему в том числе быть в дальнейшем крутым специалистом. Анатолий Торкунов: Я совершенно согласен. Вы знаете, складывается иногда парадоксальная ситуация. Положим, для предмета «Экология и природопользование» надо географию принести по ЕГЭ. А географию сегодня сдает очень мало людей. А почему? Потому что в старших классах нет географии, в 11 классе нет географии. Поэтому для географии, чтобы сдать ЕГЭ, надо готовиться специально с репетиторами или на какие-то курсы ходить. Поэтому мне кажется, что все-таки система ЕГЭ должна претерпеть какие-то изменения для того, чтобы это было удобно и интересно и абитуриентам, и родителям. И здесь очень важно понимать, что такая междисциплинарность, она важна для будущего ребенка. Понимаете? Знаю, что, конечно, когда человек учит историю, обществознание, еще язык надо долбать. А здесь еще: «Давайте еще математику включим». И не всем это, наверное, понравится. Но если говорить о будущем, то, конечно, это ребенку просто будет необходимо, потому что он будет жить уже в другом мире. Согласны со мной? Артем Шишов: Конечно. Игорь Путинцев: Да. Анатолий Торкунов: Дорогие друзья, я думаю, что наша рекомендация, вот эта идея междисциплинарности, она далеко не всем будет воспринята, но, тем не менее, она мне кажется полезной и интересной. Я хотел вас поблагодарить за участие в нашей программе, а нашим абитуриентам, будущим студентам пожелать на этом этапе сделать правильный выбор, не волноваться, не нервничать и осознанно пойти на то направление подготовки, которое вам кажется сегодня интересным. Еще раз подумать и принять окончательное решение. Я хочу пожелать всем телезрителям здоровья, благополучия. Спасибо за внимание и всего самого доброго!