Журналистика. Ремесло или искусство?
https://otr-online.ru/programmy/rektorat-s-anatoliem-torkunovym/zhurnalistika-remeslo-ili-iskusstvo-65516.html
Анатолий Торкунов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я – ректор МГИМО Анатолий Торкунов, и сегодня у нас очередное заседание «Ректората» в эфире.
Голос за кадром: Анатолий Торкунов – дипломат, историк и политолог, ректор одного из ведущих российских вузов – Московского государственного института международных отношений, профессор, член президиума Российской академии наук, член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Анатолий Торкунов: У нас сегодня очень злободневная тема, и я счастлив тем обстоятельством, что вместе со мной известные руководители больших направлений подготовки кадров – журналистов. Это декан факультета журналистики Московского государственного университета Елена Вартанова и декан факультета международной журналистики Ярослав Львович Скворцов, декан МГИМО. Разговор у нас сегодня пойдёт на тему, которая волнует очень многих, разговор пойдёт о том, как сегодня работают журналисты и как сегодня работают СМИ. Почему так много претензий сегодня и читатели, и зрители предъявляют к журналистскому цеху? Ведь вроде бы журналистов огромное количество. Мне дали цифры, ссылаясь на наш Союз журналистский, что около 500 тысяч человек занято в журналистской профессии, это же огромная армия. Более того, я посмотрел, ведь сегодня практически в любом крупном университете существует факультет журналистики. Я не говорю о том, что многие факультеты имеют очень большую серьёзную историю: Петербургский университет, Уральский университет. И деканы, уважаемые мной и уважаемых мной школ журналистики, тоже имеют большую историю: в МГУ факультет журналистики возник после войны, в МИМО отделение журналистское тоже возникло после войны, которое затем в 69-м году преобразовалось в факультет. И вот мы хотели сегодня поговорить о том, в чём же дело: то ли мы стали плохо готовить журналистов, мы, я имею в виду не только два факультета, здесь присутствующие, но и в целом, либо журналистика совсем изменилась, она другая? Она, действительно, другая, но хотелось бы послушать просвещённые мнения коллег и обсудить все эти сюжеты. Но, прежде чем мы будем это делать, я хотел бы сказать, что к нам чуть позже присоединится ещё один знатный журналист и вместе с тем один из руководителей крупнейшего нашего агентства – первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман. И, прежде чем мы начнём этот непростой разговор, давайте посмотрим на результаты опроса на улицах наших городов, который провели журналисты, с одним вопросом: «Имеет ли журналист право на ошибку?».
СЮЖЕТ
Анатолий Торкунов: У меня такой был вначале критический настрой, но, я смотрю, наши сограждане не очень его придерживаются, в общем, достаточно милосердны в отношении ошибок журналистов. Но я сегодня всё-таки хотел больше поговорить о том, как мы готовим сегодня журналистов, к чему мы их готовим, и как мы откликаемся на новые вызовы, которые появляются практически каждый день в информационном поле?
Елена Вартанова: Самое главное в работе журналиста – аудитория и в целом общество, которое посредством журналистских текстов, журналисткой информации информируется о том, что происходит сегодня в мире. И поэтому готовить журналиста надо так, чтобы журналист не делал ошибку. А что значит не делать ошибку? Это, на самом деле, требует огромной работы. Журналист должен быть хорошо образованным человеком, прежде всего, во всех смыслах он должен многое знать, он должен точно знать, как живёт общество, почему происходят те или иные процессы, он должен обладать огромной эрудицией, он должен грамотно писать, он должен правильно выражаться, делать правильные акценты. Но это только часть профессии. Журналист, сообщая о событиях сегодняшнего дня или завтрашнего, может и не опираться на исторический контекст, значит ему надо уметь проверять современную информацию. Он должен знать основные источники, их силу и слабость. Важнейшая дискуссия: можно доверять интернету или нет? Где-то можно: если вы идёте на официальную страницу Правительства Российской Федерации, конечно, этой информации вы должны доверять. Росстат – официальный сайт. А кому ещё доверять, если не Росстату? Но если журналист идёт на странички отдельных людей, на странички каких-то экспертов, то здесь уже проверять информацию нужно. И, конечно, наша задача – научить наших студентов работать с этими технологиями проверки информации, а мир ведь очень изменился. Вы совершено правильно сказали: сегодня в условиях цифровизации возникла безбрежная информационная среда, в которой многие просто тонут, не зная, где эти правильные информационные вехи, на которые опереться.
Анатолий Торкунов: Я с вами согласен, но вы представляете, вы столько задач определили, связанных с подготовкой журналистов, что в течение, положим, 5-6 лет, 4-6 лет, если иметь в виду магистратуру, не так просто с этими задачами справиться. Вот подумайте, мы, положим, два выпуска сделали в магистратуре научной журналистики, пытались привлечь ребят, которые не выпускники журналистских факультетов, с тем чтобы физики учились, технари, инженеры. Что-то получилось, что-то не очень получилось, ведь сегодня настолько сложная эта профессия. Если вы берётесь описывать какие-то новые технологические процессы, то, что происходит в науке, в технике, да и в обществе происходит, в социальной сфере, надо же тут быть и специалистом в инженерных делах, и быть социологом, и быть философом, и историком, поскольку, вы совершенно справедливо говорите, что всё время приходится обращаться и к истории, проверяя события сегодняшнего дня, соответствующую верификацию проводя, потому что информация из разных источников, самая разнообразная, и очень часто, мы же знаем, фейковая информация.
Елена Вартанова: Да.
Анатолий Торкунов: Мы практически каждый день с этим сталкиваемся. Ярослав Львович, как вы на факультете пытаетесь справиться с этими проблемами?
Ярослав Скворцов: Вы знаете, надеюсь, что нам это удаётся. Я, продолжая мысль Елены Леонидовны, хотел сказать вот о чём. Смотрите, мне очень понравился один из комментариев про ошибки. Вообще-то, ведь на ошибках учатся. И я всегда говорю своим студентам: «Ребята, на семинарах не бойтесь ошибиться, хуже будет, когда вы окончите институт, у вас осталось какое-то сомнение, вы что-то не проверили и потом допустили ошибку уже на практике. На ошибках учатся». Поэтому нормально, когда студент где-то что-то пробует, а ты, имея опыт, подсказываешь ему, что здесь есть такие-то подводные камни, здесь вот этого нужно избегать. По поводу fake news опять же продолжу мысль Елены Леонидовны: современный человек, не только журналист, должен понимать, что в этом многообразии источников нужно выделять те, которым можно доверять. Тут прозвучал один тезис, не могу на нём не остановиться. Я постоянно говорю ребятам: «Друзья мои, мы – субъекты, человек не может быть объективен, но он, журналист особенно, может быть менее предвзят. Старайтесь задействовать, охватить, учесть разные точки зрения, не ограничивайтесь двумя, их может быть 10-11, постарайтесь взглянуть широко на проблему». И вообще мне кажется, что самый главный навык профессионального журналиста – это умение ставить вопросы: умные, правильные, актуальные, интересные, и иметь тот круг экспертов, к кому он может обратиться за интересными вариантами ответов на им придуманные вопросы. Я столкнулся, был такой период, когда наши первокурсники, приходя на факультет журналистики, считали, что журналист – это человек, который знает ответы на все вопросы. Вот я что-то начинаю им объяснять – какую-то интересную коллизию, они так смотрят на меня, знаете, такие маленькие Спинозы и говорят: «А вам что-то непонятно?». Я говорю: «Ребята, наше мнение… потому что твоя задача в другом: не своё мнение навязывать, формулировать и выражать, а создать картину, нарисовать её».
Анатолий Торкунов: Но, знаете, дорогие друзья, всё-таки вы такой идеальный образ рисуете и своей работы, собственно, по подготовки журналистов. У нас десятки вузов, где готовят журналистов, вот эти десятки вузов вообще с этой задачей-то справляются? Я не утверждаю, что и мы с вами справляемся с этой задачей, но ведь десятки вузов, которые должны подготовить людей и очень ответственных за то, что они будут делать в будущем. Хотя, кстати говоря, я далеко не уверен, что большинство из них затем идёт в журналистскую профессию, многие выбирают совсем другую дорогу в своей жизни. Вот вы считаете, что и такое количество большое учебных заведений, которые готовят журналистов, и стандартные программы, которые существуют для подготовки журналистов, они соответствуют требованиям сегодняшнего дня и тем изменениям, которые происходят в мире? Так объективно, без приукрашивания.
Елена Вартанова: Анатолий Васильевич, вы сразу много вопросов затронули, сразу видно – ректор, комплекс вопросов и задач вы видите целиком. И я думаю, что, отвечая на ваш вопрос, надо пойти по нескольким направлениям. Многие программы, которые мы делаем, а мы делаем в рамках одного учебно-методического объединения с Ярославом Львовичем, программы, по сути, неплохие. Они учитывают современные реалии и эпохи цифровизации, и сложного достаточно, неопределённого мира, геополитики, но вопрос в том, кто реализует эти программы. И здесь мы с вами подходим к очень важному вопросу, с которого вы начали, качества педагогических кадров: кто эти люди, которые преподают в региональных вузах? Способны ли они рассказать своим студентам, научить их, сформировать у них нужные компетенции, которые будут затем помогать им избегать фейковых новостей и помогать людям видеть мир в его комплексности и целостности? И здесь большой вопрос. Вы правильно сказали, много факультетов журналистики, ещё больше на этих факультетах журналистики кафедр рекламы и связей с общественностью. Мы знаем, что в 90-е, в нулевые годы многие вузы в желании подзаработать, привлечь контрактных студентов…
Анатолий Торкунов: Естественное желание было, выживать надо было.
Елена Вартанова: Оно необходимое, конечно же, его нужно было реализовывать. Но они шли по пути наименьшего сопротивления, они просто вывешивали красивые лозунги, реклама, связи с общественностью на журфаках, при кафедрах журналистики. Тут произошло смешение двух профессий, они в чём-то похожи, но обладают совершенно разной этической компонентой, рекламист и журналист имеют разную профессиональную этику и профессиональную идентичность. И произошла подмена одного другим, когда вместо журналиста, который должен как раз стремиться к объективности, непредвзятости, который должен своё личное мнение убрать из своего материала, подмена журналиста рекламистом.
Анатолий Торкунов: Это очень важное, мне кажется, замечание.
Елена Вартанова: Это болезненная для нас история.
Анатолий Торкунов: Да. Что-то, Ярослав Львович, в связи с этим хотели бы отметить?
Ярослав Скворцов: Безусловно, но я, если можно, к вашему вопросу вернусь.
Анатолий Торкунов: Да.
Ярослав Скворцов: Елена Леонидовна упомянула про ФУМО – Федеральное учебно-методическое объединение. Вы знаете, каждый раз, когда мы собираемся, но так получилось, что последние годы в основном это было в «Зуме».
Анатолий Торкунов: Объясните, что такое ФУМО, для телезрителей.
Ярослав Скворцов: Объясню. Представители факультета журналистики, более 100, мы собираемся либо в гостеприимных стенах факультета журналистики МГУ, либо последние годы в основном это было…
Елена Вартанова: В онлайне.
Ярослав Скворцов: В «Зуме», да, в онлайне. И обмениваемся мнениями по поводу происходящего, обсуждаем очередные инициативы Министерства науки и высшего образования, новую ситуацию и так далее и так далее. И, вы знаете, я хочу сказать, что я очень много каждый раз из этих встреч могу почерпнуть. Вы абсолютно правы, огромное количество факультетов журналистики, но есть такие факультеты, о которых, может быть, широкая общественность знает мало: Воронежский государственный университет, Тулупов – ярчайших декан, умница.
Елена Вартанова: Прекрасный, да.
Ярослав Скворцов: Какие всегда бывают интересные доклады, выступления. Я здесь позволю себе такую ассоциацию, такую аналогию, простите: как, например, существуют федеральные и региональные театры. Мы приезжаем в какой-нибудь небольшой город, идём в местный театр посмотреть. То же самое происходит и в журналистике, журналистика – это отчасти ремесло, в значительной степени – это искусство. И вот, например, чем живёт журналистика в Воронежской области, в Вологодской области, в Иркутской области? Это, действительно, очень хорошая возможность посмотреть, чем живут, чем дышат не только факультеты журналистики, но и местное журналистское сообщество. А, продолжая опять же слова Елены Леонидовны, хочу сказать, что, действительно, очень много искушений в профессии журналиста, особенно для молодого человека.
Анатолий Торкунов: Да.
Ярослав Скворцов: Ты становишься публичной личностью, особенно если ты на телевидении, тебя узнают. И, конечно, мне кажется, что эта одна из основных задач, почему нужно профессиональное журналистское образование: чтобы объяснять ребятам, что есть базовые ценности. Одну простую вещь скажу по своему опыту работы в одной из ведущих деловых газет России: один раз ты продаёшься и размещаешь скрытую рекламу…
Елена Вартанова: «Джинсу», как называли в своё время.
Ярослав Скворцов: Да, совершенно верно. Ты попадаешь к коллегам-пиарщикам в их прайс-лист и потом тебе говорят: «Да, мы в курсе, мы тут наводили о вас справки, только столько нам нужно».
Анатолий Торкунов: Да.
Ярослав Скворцов: Всё, ты как профессиональный журналист…
Анатолий Торкунов: Здесь, мне кажется, ещё очень важное обстоятельство новое, которое появилось в связи с развитием нашей жизни, современности. Всё-таки раньше главными были печатные издания, вы даже помните, Наполеон когда-то говаривал, что три газеты – это страшнее, чем сто пушек. А сегодня всё-таки телевидение прежде всего, телевидение и другие средства информации.
Ярослав Скворцов: Электронные.
Анатолий Торкунов: Тот же «Телеграм», представляете себе, какую огромную роль он играет. Но при этом, конечно, мы в своей информации, знании окружающего мира опираемся на надёжные источники. И я сейчас хотел бы обратиться к Михаилу Соломоновичу Гусману – первому заместителю генерального директора ТАСС и очень известному журналисту в разных измерениях, в том числе одному из лучших интервьюеров. Вот ваше мнение, Михаил Соломонович? Кстати, говоря, хотел поинтересоваться вашим мнением относительно того, почему мы всё чаще и чаще встречаем ошибки и речевые, и орфографические в писании наших журналистов?
Михаил Гусман: Это к ТАСС не относится.
Анатолий Торкунов: Нет, к ТАСС это не относится точно, да. Но ваше просвещённое мнение на это счёт мне важно.
Михаил Гусман: Во-первых, я, наверно, согласен с тем, что журналистика – это и искусство, и ремесло. Но прежде всего это великая профессия, которой надо обучаться, которой надо овладевать во всей её сфере. Конечно же, как и в любой профессии, хорошо бы ещё, чтобы было призвание к этой профессии, потому что, как и в любом великом деле, требуется талант, и мы знаем, что есть высокоталантливые журналисты. Я, кстати, не согласен и всегда опровергаю, а это часто приходится слышать, иногда даже от мэтров некоторых наших телевизионной журналистики, что журналистика уже не та, журналисты не те, что журналистика стала прислужницей, что она стала только лишь работать на заказ. Вот мы, здесь присутствующие, кроме вас, Анатолий Васильевич, по и Ярослав Львович, и Елена Леонидовна, мы служим великой профессии, мы обожаем эту профессию, много делаем для того, чтобы авторитет этой профессии, репутация людей, обладающих этой профессией, не терялась. Я внимательно слушал, что сейчас происходило в студии, я готов подписаться буквально под каждым словом, особенно когда Елена Леонидовна говорила о том, как важна сегодня борьба с фейками. Мы живём в век, действительно, тяжелейшей информационной войны, причём информационные войны не прекращались, на мой взгляд, никогда, только они иногда приобретали более агрессивный, более острый характер, как сейчас, например. Я изучал эту тему, начиная со времён Первой мировой войны, и всегда эти процессы не прекращаются, они носят такой глобальный характер. Так вот, сегодня люди, потребляющие информацию, а я говорю прежде всего как информационщик, должны быть более требовательны. Это такой призыв к обществу, потому что… я всегда привожу такой пример: если наши бабушки, дедушки шли в магазин и покупали колбасу и хлеб, потом называли просто, условно говоря, «дайте нам докторскую колбасу», а сейчас смотрят, кто производитель, из каких ингредиентов, потому что информация – это продукт, и продукт может отравить человека не в меньшей степени, чем, собственно, продукт. И очень важно выбрать достоверные источники информации, которым ты доверяешь, определить их, проверить их. Недавно наш президент Владимир Владимирович Путин, в полушутку говоря о государственных деятелях, сказал, что «верить никому нельзя, мне можно». Позволю себе развить мысль президента, но применительно к информационным источникам: верить никому нельзя, ТАССу можно. Во всяком случае, мы всё делаем для того, чтобы ТАССу можно было доверять, и уж точно никто не может упрекнуть ТАСС ни в распространении фейковой информации, ни в распространении дезинформации. И вообще, кстати, я только что приехал на эту встречу с вами, уважаемые коллеги, выступая как раз с лекцией, я говорил о том, что нет более надёжной, простите уж за такую очевидную банальность, борьбы с фейками, как точная, достоверная, верифицированная, правдивая информация. Это единственное и самое главное оружие в борьбе с любыми фейками.
Анатолий Торкунов: Да, я хочу сказать, что мы с ранних лет всегда уважали ТАСС и опирались в получении информации именно на ту информацию, которую нам давал ТАСС, и он держит эту линию сегодня, за это большой вам пиетет и спасибо.
Михаил Гусман: Анатолий Васильевич, а можно сразу обратиться с просьбой к участникам вашей передачи?
Анатолий Торкунов: Давай.
Михаил Гусман: У нас сегодня большая проблема с подбором журналистских кадров, особенно для работы за рубежом. И я хочу прямо в рамках этой программы просить и Ярослава Леонидовича, и Елену Леонидовну: давайте сделаем специальную программу, и мы готовы сделать специальное соглашение по подготовке журналистов для работы в ТАСС преимущественно за рубежом, мы готовы конкретно обсудить эти условия.
Ярослав Скворцов: Мы тоже готовы.
Михаил Гусман: Мы будем счастливы, если вы нашу идею поддержите, а вы, Анатолий Васильевич, её благословите.
Анатолий Торкунов: Давайте мы сделаем на базе двух факультетов такой консорциум маленький и поработаем с ТАССом. Видите, как великие идеи рождаются в ходе нашей программы? Идея прекрасная, мы её поддерживаем.
Ярослав Скворцов: Конечно.
Анатолий Торкунов: Видите, деканы поддерживают тоже.
Елена Вартанова: Да.
Михаил Гусман: Спасибо!
Анатолий Торкунов: Я продолжаю тему эту. Вы справедливо говорили, Михаил Соломонович, относительно того, что нужно опираться на информацию агентства такого, каким является ТАСС, потому что оно десятилетиями и десятилетиями доказало, что это надёжная информация, важная и интересная информация. Но сегодня мы сталкиваемся, по существу, каждый день, когда берём утром iPad или подходим к компьютеру, с информацией, которая идёт , в частности, по «Телеграм»-каналам, которые исключительно популярны сегодня и разнообразны. Вот как вы считаете, эта информация, которая идёт по самым разным источникам, «Телеграм»-канал – только один из такого рода источников. Трудно эту информацию, во-первых, верифицировать, откровенно говоря. А, с другой стороны, вы считаете, это позитивное явление, что появились эти многочисленные источники, которые не верифицируются, по существу, либо требуют очень много времени для того, чтобы проверить, фейк это или это правда?
Михаил Гусман: Если вопрос ко мне, нельзя сказать: позитивно или не позитивно, потому что это явление нашего времени, от этого уже никуда не деться, во-первых. Во-вторых, я не считаю блогер-информацию и вообще такое явление, как социальные сети при всём уважении к этому новому явлению нашей жизни, что это журналистика. Это всё равно, как сравнивать студенческие театральные коллективы с профессиональным театром. И в студенческих театральных коллективах бывают таланливые постановки, но это две абсолютно разные вещи. Журналистика, я ещё говорю, это профессия, а то, что сегодня технологические возможности позволяют многим людям просто самовыражаться или распространять самые разнообразные точки зрения, самую разнообразную информацию, – это явление нашей действительности, от этого никуда не денешься, но тем ответственней должны быть мы все как потребители информации. Главное – быть ответственным в понимании этой информации. Да, это тяжело, это трудно, очень многие приходят в заблуждение и это, наверно, проблема. Кстати, она глобальная, она касается отнюдь не только России, это касается сегодня любой страны мира, просто любой, и это та проблема, о которой мы говорим с нашими коллегами на международных площадках, с руководителями информационных агентств Европы и Азии. Вот недавно был большой форум Генеральной ассамблеи информационных агентств стран Азии и Тихого океана. Это три четверти мирового информационного потока. Это проблема, её надо решать совместно. Но, я ещё говорю, самое главное – это верифицировать источники, которым ты доверяешь, определиться с ними и на них ориентироваться.
Анатолий Торкунов: Хорошо, мы с вами согласны стопроцентно, спасибо большое. Спасибо за участие, Михаил Соломонович, благодарим вас и надеемся, что ещё не раз увидим вас в нашей программе, поскольку я знаю, что вы настолько многогранный специалист, что можете очень интересно, зрело и умно прокомментировать многие другие процессы высшей школы. Спасибо!
Михаил Гусман: Спасибо большое, мои наилучшие пожелания вам, Ярославу Львовичу и Елене Леонидовне, всего самого доброго, спасибо!
Анатолий Торкунов: Пока. Я, продолжая разговор, хотел бы всё-таки ещё на одно обстоятельство обратить внимание, если говорить о факультетах журналистики, собственно. Ведь они присутствуют сегодня во многих и университетах больших, классических университетах, и в технических университетах…
Елена Вартанова: Да.
Анатолий Торкунов: Вот они, как мне кажется, с моих юношеских лет, поскольку на моих глазах создавался факультет журналистики МГИМО, играли особую роль, поскольку факультет журналистики – это всё-таки творческих факультет, это творческая специальность, они вносили и в студенческую жизнь, да и в целом в университетскую жизнь, в том числе профессорско-преподавательскую, какую-то особую искорку такую. И неслучайно ведь многие выпускники факультетов журналистики МГУ и МГИМО потом оказывались людьми творческими не в журналистике, а совершенно в других сферах: артистами становились, дизайнерами становись…
Елена Вартанова: Писателями, это очень часто, или поэтами.
Анатолий Торкунов: Да-да, писателями, многие стали писателями. Я вас прошу буквально несколько слов об этом сказать. Это очень важно в том числе для родителей и для абитуриентов наших, которые собираются потом посвятить свою жизнь журналистике, чтобы они понимали весь объём тех задач, который свалится на них, не только учебных, но и творческих задач на факультете.
Елена Вартанова: На самом деле творческие предметы были встроены за последние годы очень неплохо в наши учебные планы, и студенты на журфаках выпускают газеты, делают мультимедийные лонгриды, извините меня за такие англицизмы, снимают телевизионные программы, делают радиоподкасты. Но это тоже не всё, чем ограничивается их творческая компонента, потому что, конечно, в этой среде журфаков, где очень важна коммуникация, обмен идеями, обмен творческими подходами ко всему, внутри журфаков всегда очень много разного рода идей. Иной раз студенты приходят, я уверена, у Ярослава Львовича то же самое, и говорят: «Мы придумали новый журнал, мы придумали новый формат студенческого театра, мы придумали новое общение». Последнее, что они сделали, – поэтический вечер. Мы читаем стихи друг другу, те, которые сами написали. И это, конечно, помогает им рождать, мне кажется, новое отношение к профессии, потому что отечественная журналистика, в отличие, например, от американской, выросла из литературных журналов. Вы правильно говорили нам, что сегодня наша традиция историческая связана с тем, что не столько газеты развивались в Москве и Петербурге, сколько литературные журналы.
Анатолий Торкунов: Да.
Елена Вартанова: Для нас литературная критика – есть стандарт журналистики XIX века. Кого мы знаем как главных журналистов? Белинского, Добролюбова. На лекции спрашиваю студентов: «А кто же у нас был одним из первых военных корреспондентов?». Они сразу говорят: «Толстой, “Севастопольские рассказы”». Вот оно. И, мне кажется, это особенность нашего, отечественного.
Анатолий Торкунов: Даже, знаете, у Толстого Булгарин был,
Елена Вартанова: Конечно.
Анатолий Торкунов: Который описывал Русско-шведскую войну в начале XIX века.
Елена Вартанова: Согласна с вами, да, но для нас важно, что эти классики отечественной культуры, создавшие и смыслы, и наши культурные коды, заложили основы журналистики. Пожалуй, такого не найдёшь ни в одной стране.
Анатолий Торкунов: Да, достаточно вспомнить спор Герцена с Тургеневым.
Елена Вартанова: Да.
Анатолий Торкунов: Это же вообще классика, и я считаю, что журналисты наши должны обязательно знакомиться с этими материалами.
Елена Вартанова: Поэтому без литературы не нашей журналистики.
Анатолий Торкунов: Да, я с вами согласен.
Елена Вартанова: Но когда мы вспомним XX век, это ещё и искусство кино, потому что сейчас кино тесно связано с содержанием, это и искусство театра, поэтому, конечно, мы – творческие факультеты.
Ярослав Скворцов: Я полностью с вами согласен. Журналистика – это образ мышления, и артистизм – это неотъемлемая черта журналиста. Ты должен расположить, сыграть, быть интересным, включаться в тему. Я всё время говорю ребятам: «Если вам не интересно задавать вопросы, 100% никому не будет интересно на них отвечать и 200% не интересно будет слушать, смотреть или читать то, что вы создадите. Вы должны загореться, вам самим это должно быть интересно». С этой точки зрения, мне кажется, что и литература, кстати, у меня два последних предложения от моих студентов были – электронное кафе и киноклуб. Я говорю: «Очень хорошо, давайте создадим».
Анатолий Торкунов: Я смотрел, студенты факультета журналистики – активные стихотворцы.
Ярослав Скворцов: Это да.
Анатолий Торкунов: Это то, что выходит и в газете, и в сборнике стихов. Мне очень нравится, это очень здорово и интересно.
Ярослав Скворцов: Да-да-да.
Анатолий Торкунов: И ведь по их инициативе мы даже памятник Пушкину установили на территории нашего университета.
Елена Вартанова: Прекрасно!
Анатолий Торкунов: Михаил Соломонович ушёл от этого вопроса немножко, я про грамотность говорю, потому что, он прав, в ТАССе-то там всё выверено, но всё-таки вопрос грамотности очень серьёзный. Ярослав Львович, мы с вами обменивались мнениями до передачи…
Ярослав Скворцов: Да-да-да.
Анатолий Торкунов: В чём дело, почему сегодня такой низкий уровень грамотности? В целом, я не говорю только о журналистах.
Ярослав Скворцов: Во-первых, к сожалению, за последние лет, наверно, 15 мы постепенно в профессии, в ремесле стали отказываться от такой очень важной для журналиста специальности, как «корректор», очень жалко. Во многих редакциях ввели такую должность, как «proof-reader», опять извините за англицизм, то есть человек, который должен в целом следить за неким соблюдением правил. Но, вообще-то, это неотъемлемая черта нашей школы журналистики, специально обученные люди, которые за грамотными журналистами прочитают и откорректируют текст. Сейчас, кстати, этого нет и в издательском бизнесе тоже, к великому сожалению.
Анатолий Торкунов: Я вижу ошибки в книгах, вышедших уже, напечатанных, вышедших из типографии.
Ярослав Скворцов: У меня мама была корректором в газете «Правда», более 30 лет она там отработала. Она с красным карандашом читала всё, включая письма и художественную литературу, и везде находила ошибки.
Анатолий Торкунов: Вы очень интересный, мне кажется, привели пример, который связан с нашим детством.
Ярослав Скворцов: Да, мы буквально на днях обсуждали, был задан вопрос очень грамотный: «Чего не хватает современной молодёжи для того, чтобы держать культуру языка на высокой планке?». И ответ прозвучал замечательный: «Бабушкиных сказок». Потому что то, что нам читали наши бабушки интонационно, добавляя обязательно что-нибудь своё в рассказ, – это же осталось в нас, это заложило в нас в том числе и любовь к русскому слову, любовь к родной речи и аккуратное, бережное к нему отношение. Если, условно говоря, я сейчас не беру… но хотя получилась такая крайность, перепоручить это аудиокнигам, компьютерным играм, мультфильмам, зачастую не самого высокого качества, то этот компонент, очень важный для формирования в том числе речевых навыков, пропадает. Только что в Москве прошла замечательная книжная ярмарка «Non/fiction», и там одна наша выпускница представила свои сказки. И, когда я к ней подошёл, она рассказала: «Понимаете, у меня две дочери, и, когда старшей 2-3 года было, я думаю: “А что я буду ей читать, кроме сборника “Сказки народов мира?”. Я пришла в книжный магазин и то, что предлагалось для возраста моей дочери, мне не понравилось, и я стала сочинить их сама». И сейчас у неё выходит уже вторая книга, я очень за неё рад.
Анатолий Торкунов: «Алиса в стране чудес» тоже так появилась.
Ярослав Скворцов: Да-да-да, совершенно верно.
Елена Вартанова: Мне кажется, Анатолий Васильевич, вы затронули тему государственного масштаба, потому что наши дети и, соответственно, наши абитуриенты читают меньше.
Анатолий Торкунов: Это так.
Елена Вартанова: Культура чтения снижается, культура чтения длинных текстов вообще уходит. И в этом смысле, когда вы вспоминали про «Телеграм»-каналы как конкурентов газеты, вы очень важный момент отметили: «Телеграм» коротко и достаточно примитивно, прямолинейно излагает сложные проблемы, а длинные тексты – газеты – уже никто не хочет читать, потому что там, в «Телеграме», всё понятно: тут плюс, тут минус. Школа и мы вместе со школой должны восстанавливать культуру чтения классической литературы – это первое. Второе: мы должны детей ограждать от постоянной коммуникации в социальных медиа, в социальных сетях, где можно… конечно, смайлики прекрасно, и они ускоряют процесс коммуникации, но написать «спасибо» вместо смайликов или, обращаясь к другу, поставить запятые: «Дорогой друг мой, Иван Иванович», – это же тоже выработка грамотности, а через грамотность, через правильное владение языком – это, на самом деле, культура коммуникации и уважение друг к другу. Поэтому, конечно, журфаки берут на себя, Ярослав Львович, согласитесь, сложную задачу. Первые два года мы доучиваем наших студентов и прививаем им навык чтения, любовь к чтению, прививаем им уважения к грамотной речи. И, наверное, корректоров и редакторов готовить надо, хотя не всегда это чисто журналистская специализация.
Ярослав Скворцов: Филология, скорее.
Елена Вартанова: По-моему, Институт печати готовил в своё время или филфаки. Наверно, всё-таки слишком дорогая задача – готовить на филфаке просто корректоров. Но корректор – это очень важный человек, эти профессии уходят. И третья проблема – это автоматические проверки в интернете: «А, меня поправит автоматическая проверка». Это, на самом деле, для журналиста самая главная западня: потом кто-нибудь проверит, потом сделаю, потом посмотрю, потом поставит автоматическая проверка орфографии тире, запятые. Это неправильно. В этом смысле то, с чего мы начали, абсолютно верно: надо их учить, наших студентов дорогих надо учить правильно читать, правильно писать для того, чтобы они правильно рассказывали свои истории.
Анатолий Торкунов: Как говорил герой какого-то фильма: «Вы ставите недостижимые задачи». Но ставить их всё равно надо.
Елена Вартанова: Да, журналистика – это романтика.
Ярослав Скворцов: Да, это правда.
Анатолий Торкунов: Но ставить их всё равно. Это правда, журналистика – это романтика, я с этим соглашусь. Спасибо вам, дорогие друзья!
Елена Вартанова: Вам спасибо!
Ярослав Скворцов: Спасибо, Анатолий Васильевич!
Анатолий Торкунов: Я очень доволен нашей встречей, она мне показалась очень интересной, надеюсь, что будет интересно и для наших зрителей. Тема безграничная, я думаю, что мы сможем продолжить. То, что предложил Михаил Соломонович, – очень хорошая идея.
Ярослав Скворцов: Мы за.
Елена Вартанова: Сейчас перезвоним сразу.
Анатолий Торкунов: Я думаю, что мы этот консорциум создадим, я как ректор буду самым активным образом поддерживать. И я хотел бы ещё раз сказать спасибо и сказать спасибо нашим уважаемым телезрителям, надеюсь, что вам этот разговор тоже был интересен, а ребятам молодым, которые хотят посвятить жизнь журналисткой деятельности, мне кажется, он был полезен. Всего доброго, спасибо за внимание!