Как готовят новую смену школьных учителей?
https://otr-online.ru/programmy/roditelskoe-sobranie/kak-gotovyat-novuyu-smenu-shkolnyh-uchitelei-81498.html Но не только школьные учителя меняются, внедряя новые подходы в обучении. Педагогические вузы и колледжи тоже не отстают и готовят новую смену с учетом требований времени и современного образования. Наши корреспонденты отправились прямиком на занятия и увидели все своими глазами.
Профессию учителя математики Михаил Баринов выбрал еще в школе. Предмет давался лучше остальных, плюс математику преподавала его тетя. И он решил пойти по ее стопам.
Сейчас Михаил - первокурсник университета имени Герцена. В расписании - введение в алгебру и матанализ, методы математической обработки данных, комбинаторика, аналитическая геометрия. Михаил уже прекрасно понимает, что увлечь учеников сложной наукой будет непросто.
Студент первого курса факультета математики РГПУ им. А.И. Герцена Михаил Баринов: «Нужно найти подход к каждому ученику, возможно, ученик увлекается чем-то другим, ну, футбол, например. И я думаю, можно связать математику с футболом и подать ему какую-то сложную задачу, которую он не понимает, через его любимое дело, через футбол».
Поиском правильного подхода к ученикам педагоги университета имени Герцена занимаются не первое столетие. Помощь в познании - наглядность. Вот такие деревянные фабричные модели в начале прошлого века помогали ученикам понять формулы и графики.
Заведующая методическим кабинетом факультета математики РГПУ им. А.И. Герцена Анна Казакова: «Конус разборный, поэтому можно было рассмотреть все возможные варианты сечения конуса, начиная от эллипса (вот, вы видите, здесь даже надпись есть «эллипс»), до гиперболы».
Сегодня возможности университетского технопарка позволяют продемонстрировать практически любой закон физики или формулу. Трансформатор Теслы покажет электрические токи высокого потенциала и частоты, различные балансиры - математические расчеты. Студенты приходят сюда на практику и вместе решают, как сделать образовательный процесс интереснее.
Директор педагогического технопарка «Кванториум» имени К.Д. Ушинского РГПУ им. А.И. Герцена Михаил Сперанский: «Наша миссия - это создать условия, чтобы будущий педагог реализовал у нас свой образовательный продукт. Это может быть развивающая игра, которую на нашем оборудовании ребята сделают, это может быть установка для экспериментов».
С практических занятий будущие педагоги уходят со своими коробочными продуктами, чтобы увлечь ими учеников на занятиях. Этот комплект, например, обучает наглядно аэродинамике и поиску центра масс - он предлагает собрать макет планера и уравновесить его, чтобы он полетел.
Педагоги вуза отмечают, что раньше родители сами активно мотивировали своих детей хорошо учиться, а сегодня эта тенденция сходит на нет.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры методики изучения математики и информатики математического факультета РГПУ им. А.И. Герцена Наталья Стефанова: «Эта функция мотивации на то, что надо учиться, надо приобретать хорошие знания, ложится на плечи учителя, прежде всего, любого предмета. Это знание основ педагогики, основ психологии. Сегодня это очень важно».
Во время учебы в вузе Елизавета Степанова думала, что в работе с детьми самым сложным окажется отвечать на любой вопрос и решать любую задачу, а также понятно объяснять свой предмет. Но когда впервые пришла в свой первый - шестой - класс, как учитель - столкнулась с совсем другими вызовами.
Магистр 1-го курса факультета математики РГПУ им. А.И. Герцена Елизавета Степанова: «Держать дисциплину в классе, вот это, наверное, самое-самое сложное, потому что в институте мы получили крепкие знания математики, как науки, так и методики ее преподавания, а вот держать дисциплину – это, конечно, годами нужно. Даже сейчас я уже второй год работаю, понимаю, что у меня не всегда получается это делать».
Но и этому сегодня преподаватели-педагоги студентов-педагогов стараются обучать. По крайней мере, передавая свой личный опыт - оставаться компетентным, авторитетным и требовательным учителем, сохраняя уважение и интерес к своим ученикам.
Как готовят новую смену школьных учителей?