Когнитивные способности – через шахматы
https://otr-online.ru/programmy/roditelskoe-sobranie/kognitivnye-sposobnosti-cherez-shahmaty-85389.html
В Тюмени когнитивные способности детей развивают старыми добрыми шахматами. Азы этой уникальной игры там постигают около полутора тысяч детей в 42 школах и детских садах. Что это им дает? Выясняли наши корреспонденты.
Так оживленно проходит тренировка по шахматам. Сергей Искусных в этом виде спорта с семи лет и знает, как зажечь интерес в своих подопечных. Старший тренер областной спортивной школы по шахматам Анатолия Карпова уверен, игра королей поможет ребенку добиться успехов в учебе.
Старший тренер областной спортивной школы по шахматам А.Е. Карпова Сергей Искусных: «Не случайно, во многих детских садах шахматы преподаются, чтобы ребенок лучше подготовился к школе. Одно время даже в Калмыкии президент Кирсан Илюмжинов был президентом шахматной федерации, и вот он у себя в республике такой опыт ставил. Ребята, которые в школе занимались шахматами, лучше сдавали ЕГЭ».
Теорию тренера подтверждает 15-летняя обладательница первого взрослого разряда по шахматам и круглая отличница Маша Шаламова. В этой школе она уже шесть лет. Говорит, что шахматы воспитали в ней самостоятельность.
Ученица областной спортивной школы по шахматам А.Е. Карпова Мария Шаламова: «Принимать решения тоже самостоятельно. Потому что за шахматной доской ты думаешь, какой тебе сделать ход. И нужно именно тебе выбрать этот ход. Поэтому в жизни, как бы, тоже это помогает».
В областной спортивной школе Карпова бесплатно учатся 96 детей. Среди выпускников 11 кандидатов в мастера спорта. На последнем чемпионате мира в США по быстрым шахматам участвовали трое бывших учеников. В их числе самый юный гроссмейстер в истории России Иван Землянский.
Его примером вдохновилась Екатерина Юсупова и решила отдать в эту школу сына. Она уверена - навык игры в будущем поможет построить карьеру.
Председатель родительского комитета областной спортивной школы по шахматам А.Е. Карпова Екатерина Юсупова: «Это и командообразование, коммуникации, самоорганизация, потому что очень много выездных турниров. Здесь, конечно, развивается самостоятельность и такое раннее взросление».
Обучают детей шесть преподавателей, среди которых три гроссмейстера. На вопрос, чему учит игра, смело отвечают - стратегическому планированию.
Тренер-преподаватель областной спортивной школы по шахматам А.Е. Карпова Роман Овечкин: «Учат планировать свою деятельность, например. Потому что за доской мы должны составлять план. У меня друг есть, директор завода в Екатеринбурге, говорит, когда приезжаю на переговоры с партнерами, я уже с вечера продумал весь наш разговор. Прикинул их доводы и аргументы, придумал свои контраргументы».
Казалось бы, от игры в шахматы одни сплошные плюсы. Но некоторые психологи, например, считают, что этот вид спорта из-за высокой конкуренции может даже навредить психике ребенка. Главный совет родителям - не перегружать детей.
Системный семейный психотерапевт Яна Ивлева: «Дать временной промежуток ребенку. Вот ты сейчас позанимаешься, а потом у тебя обязательно будет отдых, в котором ты можешь поиграть, попрыгать. Чтобы ребенок мог сопрягать эти два действия - умственное и физическое. Поэтому я не считаю, что шахматы могут как-то разрушить психику ребенка».
Сами дети признаются - на занятия они приходит не только ради высоких достижений, а прежде всего из-за общей любви к шахматам.
Ученицы областной спортивной школы по шахматам А.Е. Карпова Мария Трофимова и Ульяна Бубнова: «Хорошее настроение, как минимум. Много знакомств, интерес. Просто после школы вот этой всей скучной ты приходишь на шахматы, веселишься, общаешься, занимаешься».
Когнитивные способности – через шахматы