Никакой погони за «пятерками» и попыток дотянуть хотя бы до «троечки». Создатели этой школы в поселке Мистолово Ленинградской области с самого начала решили: оценок ученикам здесь ставить не будут. Вдохновились примером коллег из Иркутска, пионеров в этом направлении в России. Главная задача – научить детей понимать, какие знания и зачем они здесь получают. Генеральный директор и соучредитель школы в п. Мистолово Елизавета Глазова: «Пять» может быть не за понимание, а за вызубренный какой-то материл. Среднее арифметическое немного ребят сбивает. Это как клеймо, когда человек для себя решил: я больше не могу, ну, я всегда двоечник, или троечник. Вспомните нашу систему – крепкий троечник, и с этим мы выходили из школы, или отличники, а сколько историй, что отличники не двигались дальше, а троечники шли куда-то». Контроль за уровнем знаний здесь, конечно, есть – по критериальной системе. Как это работает, покажем на примере предмета «Теория вероятности и математическая статистика». Он разбирается буквально «по полочкам» – по каждому пункту урока выносится вердикт. Методист Анна Васкевич: «Здесь мы видим, что ученик получал «скорее нет», «скорее да», «да», «да». И в общем у него процент освоения программы – 75». Корреспондент Алексей Горохов: «В этой школе вместо отметок существует индикатор достижений образовательных результатов. «Да» – это что-то вроде «пятерки», «скорее да» – скорее что-то вроде «четверки». «Скорее нет» – это как бы 3 и «нет» – это соответственно 2. Но как показывают отзывы учеников и учителей, им предпочтительней слышать слово «нет», нежели цифру 2». Педагоги поясняют: слово «нет» – это не приговор. Ученик в спокойном темпе подтягивает знания, и вот уже не очень приятное слово заменяют на «да». Руководитель службы качества Федор Тимофеев: «Как перейти в следующий класс? По каждому предмету, по каждой теме необходимо набрать не менее 55%. А также написать две итоговые работы. У нас учебный год десять месяцев длится, поэтому у нас есть летняя школа, в которой можно что-то доучить». То есть плохо со всей математикой, к примеру, быть не может. А какие-то пробелы есть с арифметикой, памятью или логикой. Методист Анна Васкевич: «В нашей же системе ученик может получить хорошую оценку, получить «да» за какой-то маленький, несложный образовательный результат. Но у него процент освоения программы пока низкий, и родитель это видит: да, у моего ребенка что-то получается, но он пока освоил какую-то малую часть всей программы». Как отмечают сами ученики, такой подход помогает понять, к каким предметам больше лежит душа. Ведь здесь не стремятся, чтобы воспитанник был успешен во всем. Ученица 6 класса Екатерина Инчина: «В прошлой школе я не ладила с учителями по русскому. В этой я пришла, ко мне отнеслись нормально, я поняла, что я гуманитарий. Я считала, что книги – это не мое, мне это не нравилось, потому что я толком не пробовала. А тут я попробовала, села, почитала – мне понравилось. Теперь я активно читаю». Ученица 11 класса Софья Черепня: «Профильные предметы мои – это химия, биология. Они меня больше заинтересовали. Я их стала легче понимать, больше понимать. Я смогла определиться с профессией. Поступаю в медицинский». Ученик 11 класса Иван Иванов: «В данной школе психологическое давление меньше, чем в прошлых, в которых я был. И в этой школе гораздо легче и проще усваивать новый материал. И просто достигать каких-то образовательных результатов». По мнению сотрудников этой необычной школы, за повсеместным образованием без отметок – будущее. Они ссылаются на то, что во всех ведущих вузах оценок уже нет.