24 километра пешком! Как жители деревень добираются в райцентры. СЮЖЕТ
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/24-kilometra-peshkom-kak-lyudi-iz-otdalyonnyh-dereven-dobirayutsya-v-raycentry-syuzhet-48940.html В Первомайском Смоленской области автостанция не работает более 7 лет.
Татьяна Егорова, жительница с. Первомайский: «Была нормальная, работала, был кассир, работа была, ходили автобусы. Мы вот, люди, здесь живем и нас, чиновники, приучаете ходить пешком до Смоленска, до Рославля, до Шумяч».
В селе работы нет - люди едут на заработки в Смоленск - это чуть больше 100, и Москву - почти 300 километров. До административного центра Шумячи - он в 20 километрах, там ближайшая поликлиника - добираются на попутках или на такси.
Рита Воронкова, жительница с. Первомайский: «У меня был ковид. Я ездила на прием 6 раз. Всегда нанимала машину - 600-700 рублей. А билет стоил, если на автобусе, 72-74 рубля».
Несколько раз в неделю через село проходит автобус. Но он небольшой, места может не хватить.
Екатерина Побединская, жительница с. Первомайский: «Кто влезет, кто не влезет. И остаются. Что нам делать?! Мы стоим - ждем автобус. Он то придет, то не придет. А в больницу надо - то на рентген, то что. Люди не только в больницу ездят. У нас же ничего нет, мы едем и в пенсионный, и в соцзащиту. Ну, кругом».
Сельчане все-таки добились от областной администрации, чтобы им выделили автобус. Но тот сделал пару рейсов - и маршрут отменили. Нерентабельно.
***
В деревне Денисово под Кемерово - сейчас всего 15 человек. Зимой дачники вернулись в город - и жизнь замерла. Магазин закрыт - ближайшие в соседних деревнях.
Вадим Манаков, житель д. Денисово: «Собираюсь, иду пешком на Звездный, либо в Моржуху. И покупаю. Даже за тем же самым хлебом раз в неделю я хожу всегда. Если на улице мороз, иду по трассе. А если на улице тепло - по сугробам напрямую ползу до Звездного. Через поле оно ближе, километра, через поле 2 км, 2 км - я иду по сугробам, чтоб быстрее».
Для Вадима Манакова - 5-6 километров по сугробам за хлебом - не предел. Два раза в месяц он быстрым шагом - чтобы не замерзнуть в поле - ходит в Кемерово. Это 24 километра в один конец.
Вадим Манаков, житель д. Денисово: «Я всегда хожу пешком. Без разницы - мороз 40 градусов, не 40. Всегда иду».
Автобус из Кемерово раньше ходил только летом. Теперь нет и его. Водители единственного автобуса, который проезжает мимо окраины деревни, сделать небольшой крюк и заехать - наотрез отказываются.
***
На окраине подмосковной деревни Андреевское год назад появилась новенькая остановка. Она до сих пор пахнет свежей краской, из крыши торчит электропроводка - освещение пока не смонтировали. Но только автобусов здесь не было последние три года. Причем, по словам жителей, официально маршрут «Андреевское – Москва» никто не отменял. Теперь они полностью зависят от доброй воли водителей проходящих мимо деревни автобусов.
Зинаида Крюкова, жительница д. Андреевское: «С сумками с магазина с этими ехала. упрашивала: «По расписанию вам положено? - Нет, и все, выходи! Я не выйду тогда, - говорю, - везите в милицию, обязаны по расписанию, значит - везите меня». И я с сумками три с половиной километра с собаками шла, плакала».
Марина Крюкова, жительница д. Андреевское: «Приходишь на остановку и каждого спрашиваешь: «В Андреевское заезжаете?». Они хотят - едут, хотят - не едут. А в последнее время они перестали ездить».
Сложно добраться и до ближайшего города Лыткарино. От деревни - рукой подать. Но - через Москву-реку. А по суше - на перекладных - часа три. Летом на другой берег ходит катер, но и это не очень удобно.
Марина Крюкова, жительница д. Андреевское: «От промзоны Тураево надо еще дойти до остановки по грязной разбитой дороге. И от остановки доехать до Лыткарино. Два автобуса ходят раз в час».
Жители Андреевского уже не рассчитывают на восстановление маршрута до Москвы. Они согласны хотя бы на регулярные рейсы до ближайших деревень.
Рустем Давыдов, Яна Шеметова, Наталья Петухова, ОТР.
24 километра пешком! Как жители деревень добираются в райцентры. СЮЖЕТ