90% косметических пробников заражены

Гости
Лейла Роз
кандидат медицинских наук, врач дерматокосметолог
Галина Кожевникова
заведующая кафедрой инфекционных болезней РУДН

Александр Денисов: «Рассадник красоты». На щеточке с тушью или тюбике тонального крема, которые раскладывают на пробу в косметических магазинах, притаился не только секрет вашей и нашей красоты, но и ваши будущие инфекции: герпес, гнойный стафилококк, гепатит и много еще всякой всячины. Заражено, оказывается, 90% пробников. Настя…

Анастасия Сорокина: Такие страшные цифры! Особенно сейчас, когда все…

Александр Денисов: Страшные. А еще страшнее станут. Ведь я только сейчас осознал: нас же гримируют перед эфиром, Настя, и нас гримируют одной кисточкой. Хорошо, если мы все здоровые.

Анастасия Сорокина: Я надеюсь, что добросовестно. И мы все пойдем к Новому году покупать подарки. Наверняка пробники мы и увидим. Многие соберутся протестировать.

Вот как себя все-таки обезопасить? Давайте поговорим об этом с Галиной Кожевниковой, заведующей кафедрой инфекционных болезней РУДН. Галина Михайловна, здравствуйте.

Галина Кожевникова: Добрый день, добрый день. Ну, то, о чем вы сказали, в общем, обнаружение возбудителей герпеса, грибов, стафилококка – в этом ничего удивительного нет. Богатый микромир нас окружает. И часть возбудителей – они очень хорошо приспособлены к выживанию во внешней среде. То есть в течение нескольких часов или суток они могут находиться на поверхности стола и в каких-то, скажем так, продуктах и вещах.

И то, что это нашли – в общем, это не какая-то экстраординарная ситуация. Но для нас это, в общем-то, не очень хорошо, потому что мы можем столкнуться действительно с каким-то зараженным продуктом. Но не надо преувеличивать опасность этого. То есть это не значит, что каждый раз, когда вы пошли, обязательно произойдет заражение или стафилококком, или вирусом герпеса.

На что нужно обратить внимание, когда вы пробуете? Вообще существуют определенные правила. То есть это должна быть индивидуальная кисточка, если это тушь. Если это губная помада, то должны использоваться тоже одноразовые, ну, ватные какие-то или пластмассовые. То есть человек использовал и выбрасывает. Если у него есть возбудитель, то он не попадает в эту среду. С другой стороны, следующие люди не подвергаются риски.

Александр Денисов: Галина Михайловна, вы как ходите за косметикой? Тональный крем же мажут на руку. Ту же самую помаду…

Анастасия Сорокина: Мне нравится, Саша, как ты рассуждаешь про тональный крем.

Галина Кожевникова: Вы знаете, то, что тональный крем помазали на руку – тут ничего особо страшного нет, потому что… Ну, это должно быть огромное количество возбудителей или у меня какие-то раны, чтобы возникла болезнь. Скажем, например, я губной помадой никогда не пользуюсь как пробником.

Анастасия Сорокина: Галина Михайловна, вы же все-таки заведующая кафедрой инфекционных болезней, вы про это все знаете. А вообще в магазинах вот эти пробники, которые стоят, различные баночки, разные тестеры… Я сама сталкивалась с такой ситуацией. Консультанты довольно навязчиво предлагают нанести, попробовать. Их-то главная задача – купить. А уж что там с тобой дальше будет…

Александр Денисов: Продать, продать.

Анастасия Сорокина: Да, продать. Что будет дальше – неважно.

Галина Кожевникова: Они нарушают определенные правила. И даже если они навязывают и рекомендуют, то вы у них просите, чтобы не пальцем в эту общую баночку, брали там крем или что-то, а одноразовой… Ну, масса же этих одноразовых приспособлений. Или не пользуйтесь – и тогда вы спокойны.

И я хочу еще один момент сказать, чтобы вы обратили внимание. Конечно, это проблема для актеров, ведущих – ну, для тех, кому часто приходится гримироваться просто потому, что это часть их работы.

Александр Денисов: Да мы уже перепугались, Галина Михайловна!

Галина Кожевникова: Ну, перепугались. Ничего страшного в этом особенно нет. Но вообще, по логике вещей, конечно, лучше всего, если… Даже если каждый приходит со своей кисточкой, вы все равно же берете из общего. Но на самом деле риск заражения инфекционным заболеванием не высокий. Ну, я говорю, что надо предположить, что прямо перед вами был пациент, который очень много выделяет возбудителей, а вы через 10–15 минут пришли, взяли и используете это. Поэтому, с одной стороны, есть эти возбудители. Но, с другой стороны, так, что они вызывают прямо какую-то катастрофическую ситуацию, я бы не сказала. Но вообще надо за этим смотреть, быть максимально аккуратным и пользоваться…

Александр Денисов: Галина Михайловна, вы начали рассказывать… Мы поговорили про тональный крем, про помаду. Вы сказали: «Никогда не пробуйте». А что еще? Вот есть тушь. С этим как быть? Что-то там себе подкрутили и обратно сунули в этот тюбик. И там микробы себе плодятся.

Галина Кожевникова: Я не думаю, что они там прямо так страшно плодятся. Кстати, как раз тушь, может быть, менее опасна, потому что…

Анастасия Сорокина: Глаз зачесался, Саша.

Галина Кожевникова: Она, в общем-то, находится чаще в тюбике. Ну, я говорю, трудно предположить, что перед вами пришел пациент с какой-то страшной болезнью, у него на ресницах оказались эти возбудители. Наверное, тушь из всей этой группы наименее опасна для человека.

Александр Денисов: А что еще опасно? Давайте разберемся.

Галина Кожевникова: Кисточки, которые используют, вот эти большие кисти для нанесения…

Александр Денисов: Для пудры, да?

Галина Кожевникова: Для пудры, румян. К ним вообще люди относятся довольно легкомысленно. Во всяком случае, зубную щетку каждый месяц надо менять, индивидуальную, которой человек пользуется…

Александр Денисов: Даже свою нужно менять.

Галина Кожевникова: Даже свою, да. Ну, это отдельная история, потому что ротовая полость – там масса возбудителей. А вот эти кисточки тоже нужно чаще менять. Ну, обычные, стандартные правила гигиены. Мыть ее горячей водой и лучше никому ее не давать. Конечно, проблемы у тех, кто грим использует. Ну, не думаю, на самом деле не думаю, что это представляет какую-то особую угрозу.

Александр Денисов: Галина Михайловна, спасибо большое.

Анастасия Сорокина: Спасибо.

Александр Денисов: Вы не думаете, а мы уже задумались. Будем осторожнее. Спасибо.

Анастасия Сорокина: На связи была Галина Кожевникова, заведующая кафедрой инфекционных болезней РУДН.

Из Тульской области с нами на связи Татьяна. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Дело в том, что я увидела ваш сюжет. Могу вам ответить. Я с 2005-го по 2009 год работала в Санкт-Петербурге. Так вот, я вам хочу сказать, что ни один адекватный продавец никогда не предложит своему любимому покупателю попробовать помаду или блеск для губ на губы. Для этого существует очень простой способ.

Александр Денисов: На руку наносят, на запястье.

Зритель: Да нет! Зачем на запястье? Там другой цвет кожи. Нужно нанести цвет предполагаемый на подушечку пальца, а потом подойти к зеркалу и приложить эту подушечку пальца в трех сантиметрах от своих губ, ну, на уровне своих губ и увидеть – идет этот цвет вашему цвету кожи, вашему цвету глаз, подходит ли он вам.

Александр Денисов: Татьяна, это вы рассказываете про любимого клиента. А если клиент еще не любимый? Вот он к вам пришел – и что же тогда?

Зритель: Неправда, неправда, неправда. Понимаете, у всех есть свой парикмахер, свой врач. И практически у всех есть свой продавец косметики.

Александр Денисов: А вы сейчас работаете, Татьяна, или нет?

Зритель: Нет, к сожалению, я переехала по семейным обстоятельствам в другой регион. Но я уверена, что можно найти своего продавца.

Александр Денисов: А то мы уже понадеялись, что нашли. К вам бы ходили за косметикой.

Анастасия Сорокина: Приезжали бы.

Александр Денисов: Да. Вы бы нам и помаду подбирали. Ну, мне не нужно.

Зритель: Просто нужно найти своего адекватного продавца, который никогда не нанесет вам ущерб. Я просто отвечаю за это. Я проработала почти пять лет, и я это знаю.

Анастасия Сорокина: Спасибо, спасибо, Татьяна, вам за такой настрой.

Пишут нам удивительным образом мужчины, как-то взбудоражила их эта тема: «А как же пробники из журналов?»; «Теперь женщины не будут вообще красивыми?» Вот из Кузбасса женщины прислали нам: «Духи, например, сами антисептик». Видимо, они предлагают что-то протестировать, а потом тут же продезинфицироваться.

Давайте спросим, как себя поддержать и как не заболеть, у Лейлы Роз, кандидата медицинских наук, врача-дерматокосметолога. Лейла, вот женщина, Татьяна из Тульской области, работала в магазине косметики, и она говорит: «Никогда, ни в коем случае не заразишься, потому что там ответственные продавцы». Лично сама видела: стоят баночки, подходят и без продавцов, все пальцем туда залезают, что-то себе…

Александр Денисов: На пол роняют, потом обратно всовывают.

Анастасия Сорокина: Роняют, обратно ставят. Этими кисточками… «Давайте бесплатный макияж вам сделаем». Чем она эту кисточку обрабатывала – никто не знает.

Александр Денисов: Да ничем не обрабатывала.

Лейла Роз: И плюс мы еще не знаем, сколько этот тестер находился в открытом виде.

Анастасия Сорокина: Срок годности его не известен, да.

Лейла Роз: Если мы возьмем любую баночку, то срок годности у нас известен. Но на любой банке (вы можете прийти к себе домой и посмотреть) сзади есть такой значок – открытая баночка с крышечкой. Там написаны цифры. И люди не понимают, что это такое. Вот эта открытая баночка и цифры – это срок хранения препарата после открытия. То есть в магазине вы должны видеть следующее: на банке должна быть дата, когда открыли тот или иной тестер.

И дома то же самое. Если мы открыли крем, а на нем написала цифра 6, то это значит, что в течение 6 месяцев мы можем им пользоваться. Если мы открыли банку, прошло 6 месяцев, мы чем-то недопользовались, по правилам это нужно утилизировать. То же самое касается и магазинов. Зачастую…

Александр Денисов: Сейчас мы еще попробуем связаться с Лейлой.

Анастасия Сорокина: Восстановить соединение. Ты знаешь, я пока вспомнила такую ситуацию. Например, в Европе очень многие женщины даже…

Александр Денисов: Опять про Европу! Давай про Россию.

Анастасия Сорокина: Саша, при встрече не обнимаются и не целуются, чтобы микробы не распространялись.

Александр Денисов: А у нас все обнимаются, да, и чмоки бесконечные. А я вот, кстати, этого не делаю, не люблю нежностей.

Анастасия Сорокина: Поэтому ты и не болеешь, Саша.

Александр Денисов: Да.

Анастасия Сорокина: Пишут нам зрители, что сейчас действительно очень многие не знают о правилах гигиены. И вообще призывают не использовать косметику, а сохранять свою естественную красоту. Давайте еще раз вернемся к разговору с Лейлой.

Александр Денисов: И это тоже европейский тренд, да?

Анастасия Сорокина: И уходовую косметику тоже надо покупать с осторожностью. Лейла, как правильно это делать?

Лейла Роз: Как правильно? Первое. Если мы говорим про уходовую косметику, я ничего плохого не вижу в том, чтобы протестировать ее на запястье. Во-первых, мы посмотрим, насколько комфортно и удобно она распределяется на моей коже. Единственный момент – я всегда прошу продавцов все-таки не руками это делать, а лучше ватной палочкой, которую они потом выбросят. И я буду уверена в том, что второй раз эта палочка не будет использована. Следующий момент…

Александр Денисов: Лейла, простите, один нюанс. Допустим, вы на руку нанесли, а потом потрогали слизистую носа, рта или глаз. И все! И микробы могут попасть как раз с рук, пожалуйста.

Лейла Роз: Вот что я и хотела сказать. После того, как я опробую косметику в магазине, я всегда прошу продавцов предоставить мне тоник или какое-то средство, которым я эту косметику смываю. Это касается как декоративной косметики, так и ухода ежедневного. Ничего страшного в том, что я попробовала на руку косметику, я не вижу. То есть она должна быть очень сильно обсеменена бактериями, чтобы я заразилась.

Но очень хочу предупредить вас и предостеречь от того, чтобы вы пробовали тушь. Если перед вами эту тушь попробовала женщина, у которой конъюнктивит, вы потом взяли эту щеточку и тоже нанесли эту тушь на веки, очень велика вероятность того, что конъюнктивитом вы все-таки заразитесь.

Александр Денисов: Лейла, вот такой вопрос. Вы молодая, я, в принципе, тоже, тем не менее мы помним советские годы. Тогда такое понятие, как пробники, вообще отсутствовало. И знаете почему? Потому что все эти пробники из-под полы продавцами продавались, но подешевле. То есть все любили купить, потому что бывало, что за духами и не достоишься, тебе не хватит. А пробники были у всех. Вот надо вернуть советский опыт, дефицитный. Как вы считаете?

Лейла Роз: Нет-нет! Давайте мы этим не будем заниматься. Все-таки сейчас все стало более доступно и более качественно. Где-то есть некоторые вещи, которые нужно нам самим соблюдать, чтобы не заразиться. То есть просить продавцов ватной палочкой пробовать. Не пробовать помаду на своих губах, потому что если перед вами ее использовала женщина с герпесом, то велика вероятность, что и у вас он возникнет, если есть какие-то трещины. Не пользоваться тушью на глаза. И все будет нормально.

А то, что вы попробовали крем на руку… Я помаду лично не наношу никогда налицо. Я себе плохо представляю, что я нанесла себе несколько помад на лицо и потом куда-то пошла, даже вытерев это все. Ну, как-то это непонятно. На запястье, пожалуйста, нанесите, посмотрите Ничего страшного в этом нет.

Анастасия Сорокина: Лейла, пишут нам сейчас по поводу детей. В преддверии праздников, разных каких-то новогодних утренников обычно предлагают сейчас такую опцию, как аквагрим. Раскрашиваю детские лица вот такими средствами. Как родителям к этому относиться? С осторожностью? Или все-таки здесь немножечко другая история?

Лейла Роз: Здесь вопрос в том, как обрабатывать эти кисти, которыми наносится аквагрим. Если вы видите, что после вас эту кисть вымыли, хотя бы вымыли и продезинфицировали… А сейчас очень много дезинфицирующих лосьонов… ой, не лосьонов, а средств, которые можно использовать в любом помещении. Если продезинфицировали эту кисть, ее вытерли, то я ничего плохого в этом не вижу.

А если вы видите, что до вашего ребенка троих этой кистью раскрасили и ничего с ней не делали, то здесь явно нужно насторожиться. Во-первых, это даже не только в том смысле, что это гигиенично или негигиенично… ой, опасно или неопасно, а это просто негигиенично. Поэтому все-таки кисти мыть после каждого человека нужно.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи с нами была Лейла Роз, кандидат медицинских наук, врач-дерматокосметолог.

Есть звонок у нас от зрителя – Александра, Волгоградская область. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Алло.

Анастасия Сорокина: Да-да-да, слышим вас. Говорите, пожалуйста.

Зритель: Я как раз про аквагрим. Мои сестра и племянница воспользовались этой услугой в парке, летом отдыхали мы, зашли, им очень захотелось этого. При мне это было. Я видела, что она опускала в дезинфицирующий раствор, ну, девушка, которая наносит аквагрим. И что вы думаете? Демодекоз! Это ужаснейшее заболевание, оказывается. Это клещи, которые расплодились. От них зуд жуткий в глазах, на веках, на голове, везде!

Александр Денисов: А удалось избавиться от заболевания? Это го заразили?

Анастасия Сорокина: Ребенка?

Александр Денисов: Внук или сына? Кого заразили?

Зритель: Сестру и племянницу.

Александр Денисов: Сестру и племянницу. А долго лечились? Вылечились?

Зритель: Не вылечились. Это неизлечимое уже заболевание. Они всю жизнь теперь… Они лечатся, поддерживают это.

Анастасия Сорокина: А вы уверены, что причина именно в аквагриме, что из-за него произошли такие страшные вещи?

Зритель: Ну, сразу двое же. И где еще?

Александр Денисов: И врач, естественно, сделал такой вывод?

Анастасия Сорокина: Подтвердил?

Зритель: Ну, мы сами сделали такой вывод. И врач, да. Потому что к ней еще обращались… ну, не к ней, а вообще в клинику еще обращались люди с этими жалобами.

Александр Денисов: Спасибо, что предупредили. Конечно, это опасная история. Никакого аквагрима! Уважаемые зрители, будьте осторожнее. Красота все-таки опасной бывает.

Анастасия Сорокина: Ну, опасности разные бывают.

После новостей в нашей главной теме поговорим об авиакомпаниях, которые существуют в беспилотном режиме. Прокуратура подает в суд на вузы, которые не обеспечивают своим курсантам необходимый налет часов. Претензии к авиационным институтам и у компаний – мол, летают курсанты на кукурузниках, а им их потом переучивать приходится для пассажирских самолетов. Об этом поговорим сразу после выпуска новостей.

Как не подхватить инфекцию?