А вы читаете бумажные книги?

Гости
Надежда Михайлова
генеральный директор сети магазинов «Московский Дом книги»
Борис Кузнецов
Директор книжного детского издательства «Росмэн»

Иван Князев: «Книги должны быть в списке товаров первой необходимости», – об этом говорят издатели. И трудно с ними не согласится. В эпоху цифровизации, особенно сейчас, когда книжные магазины закрыты, печатная индустрия уже потеряла половину всех объемов продаж. Многие издательства могут оказаться на грани банкротства, а книжную индустрию ожидает крах. Вот об этом говорят в письме Правительству работники отрасли. Петицию уже подписали известные писатели: Людмила Улицкая, Захар Прилепин, Михаил Веллер и многие-многие другие.

Оксана Галькевич: Давайте поговорим о том, что сейчас происходит в книжной отрасли, какие меры поддержки ей необходимы. Подключаем к разговору наших экспертов. Вы, пожалуйста, друзья, тоже, кстати, пишите нам и звоните, потому что время самоизоляции – казалось бы, прекрасный момент для того, чтобы перечитать любые книги, прочитать что-то новое. У нас наша российская литература в последнее время прямо прекрасно развивается, очень много интересных авторов, новых имен.

Иван Князев: И можно заказывать книги опять же онлайн вполне себе.

Оксана Галькевич: По интернету, пожалуйста. Так почему нет? Почему мы не поддерживаем нашу книжную отрасль?

У нас на связи Надежда Михайлова, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств, генеральный директор сети магазинов «Московский дом книги». Надежда Ивановна, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Так, Надежда Ивановна, что со звуком?

Иван Князев: Слышите ли вы нас? Мы вас не слышим.

Надежда Михайлова: Я вас слышу хорошо.

Оксана Галькевич: Так, теперь и мы вас тоже слышим.

Надежда Ивановна, вы знаете, на самом деле, когда появилось это обращение о том, что книгоиздателям необходима поддержка, может быть, кто-то даже удивился, потому что, действительно, время самоизоляции, все закрыты в квартирах, в домах, и занятий каких-то таких не очень много. И чтение книг – одно из первых, которое помогает скоротать это время.

Надежда Михайлова: Ну, я немножко бы расширила. Тут, наверное, не столько издательства, а сколько вся книжная отрасль, потому что на самом деле в первую очередь пострадали именно книжные магазины. Как только они были закрыты в конце марта… Мало того что за март месяц практически все магазины книжные сделали оборот где-то максимум 60% уже из-за того, что были проблемы. Получается, что за март месяц, если еще и были какие-то поступления, то, естественно, после того как ушли на карантин, все закрыто, поступлений никаких нет. И совершенно понятно, что вслед за этим уже будут страдать и издательства, и типографии, и так далее.

Но при всем при этом как-то мы немножко забываем о том, что, наверное, во время карантина лучшее, что можно было бы делать – это заниматься самообразованием, обучением и так далее.

Оксана Галькевич: Конечно.

Надежда Михайлова: Ничего лучшего нельзя придумать, как книга, которая может, с одной стороны, как художественная литература, развлекать, воспитывать. И учебная, детская литература. Ну, бесспорно, это товар первой необходимости.

Оксана Галькевич: Надежда Ивановна, просто я была в марте как раз в книжном магазине. Может, я попала в какой-то момент. Там были какие-то невероятные очереди! Мне пришлось отстоять, прежде чем заплатить за свои несколько книг.

Но я-то хотела вот о чем еще спросить. Смотрите. Сейчас все магазины так или иначе имеют еще и интернет-сегмент, свои интернет-магазины. Не перекрывают никоим образом продажи в интернете общие потери, не помогают держаться наплаву?

Надежда Михайлова: Вы знаете, это очень маленькая статья доходов. Ну не знаю, она и на 10% не покроет все затраты. Если еще учитывать, что не работают в целом книжные магазины, основная группа сотрудников выключена из работы, то есть вот те минимальные объемы, которые проходят через интернет-магазин, конечно, не спасут.

Иван Князев: Надежда Ивановна, а вообще какие-то варианты перепрофилироваться у книжных магазинов есть? Может им, не знаю, внедряться в какие-то образовательные программы? Есть вообще какие-то варианты?

Надежда Михайлова: Ну, образовательные программы… Понимаете, все книжные магазины, которые продают учебную литературу, в той или иной мере с этим связаны. Но это не статья доходов. Мы можем обслуживать только систему образования, предлагая те или иные книги тех или иных авторов.

Иван Князев: То есть там не заработать, да?

Надежда Михайлова: Нет, это не статья дохода.

Иван Князев: Да, хорошо. Давайте звонок…

Оксана Галькевич: Давайте послушаем звонок. У нас первый телезритель, который дозвонился по этой теме, – это Михаил из Краснодара. Михаил, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Михаил.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Слушаем вас.

Зритель: У нас ситуация такая. На Юге России остался последний книжный рынок – это в Краснодаре.

Иван Князев: А что за рынок?

Зритель: Его у нас закрыли, уже две недели не функционирует.

Иван Князев: А магазины?

Зритель: Полностью ничего не функционирует – ни павильоны, ни магазины. Получается, что все сидят без денег, никаких дальнейших перспектив вообще не наблюдается. Допустим, нас примерно 300 предпринимателей. Получается, что полностью обрубается вообще все.

Иван Князев: Понятно, да. Спасибо, Михаил.

Еще один звонок у нас есть из Москвы.

Оксана Галькевич: Да, Анастасия теперь на связи с нами из Москвы. Анастасия, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я хотела сказать, что я считаю, что книги обязательно нужно вносить в перечень товаров первой необходимости, потому что… Ну, лично мои знакомые – слава богу, читающие люди. Но оказывается, что есть очень много тех, кто и пишет безграмотно. А даже если любые книги читать, все равно грамотность будет повышаться.

Иван Князев: Полностью согласен.

Зритель: Пусть онлайн, не знаю, пусть доставка на дом, но я считаю, что должны люди читать как можно больше книг – для любых целей. Мне кажется, в нашей стране, если рассчитывать на демократию, ничего не получится. Нужно прямо жестко заставлять людей читать. Ну, лично у меня такое мнение.

Иван Князев: Я вас поддержу в этом плане. Я тоже за диктатуру, причем тотальную.

Оксана Галькевич: Иван как родитель. А у Анастасии, я так понимаю, интересное мнение молодого человека.

Надежда Ивановна, вас поддерживают наши зрители, говорят: «Да, действительно, в общем, это было бы правильным решением».

Иван Князев: Я хотел просто спросить. Надежда Ивановна, а какая помощь от государства как минимум, ну, самая первая могла бы помочь именно книжным магазинам? Ну, первое, что на ум приходит – это освобождение от арендной платы, наверное, самих магазинов. Да?

Надежда Михайлова: Ну, тут все виды платежей.

Иван Князев: Все?

Надежда Михайлова: Понимаете, если мы апрель не работаем, с одной стороны, мы должны выплатить заработную плату. А она из чего может прийти? Из чего может прийти оплата налогов, аренды и всего прочего? То есть это момент, который на сегодняшний день волнует абсолютно всех, потому что… Книжные магазины обращались в банки по поводу заработной платы – предлагается только под проценты.

Совершенно понятно, что когда откроемся, выйдем с карантина, точно люди не побегут в первую очередь в книжные магазины. Нарастить объемы, которых, допустим, нам хватало на погашение всех этих выплат, совершенно точно не хватит. Поэтому тут должно быть кардинальное решение.

Иван Князев: Спасибо.

Оксана Галькевич: На самом деле я хочу сказать, что нам вас в московском ландшафте и вообще в российском достаточно не хватает, серьезно не хватает. Я имею в виду – книжных магазинов. В последнее время как-то совсем их стало много… нет, не много…

Иван Князев: Мало.

Оксана Галькевич: Исключением в этом смысле является Петербург. Мы с вами об этом как-то говорили в прямом эфире.

Спасибо большое. У нас на связи была президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств, генеральный директор сети магазинов «Московский дом книги» Надежда Михайлова. Спасибо, Надежда Ивановна.

Друзья, ну а мы сейчас прервемся ненадолго на выпуск новостей, после этого вернемся. У нас будет тема дня, большая тема – поговорим об изменениях на рынке труда, они уже сейчас происходит, надо искать себе место в новом мире. Поговорим о производстве медицинских изделий – это будет рубрика «Промышленная политика». Ну и далее – рубрика «Один дома» для ваших детей. Отдохните на полчаса, пусть они расписывают по дереву акриловыми красками. Скоро увидимся.

В какой поддержке нуждается книжный рынок сегодня