Ольга Арсланова: А вы написали Деду Морозу? Нет? Мы не шутим, мы не издеваемся, потому что в России действительно вовсю это делают. Петр Кузнецов: Да? Ольга Арсланова: Да. Петр Кузнецов: В ноябре приходило в день до тысячи писем, как говорят, а к декабрю их количество перевалило за 3 тысячи. И примерно треть из них – от взрослых. Ольга Арсланова: Дети все же чаще верят в то, что их желания исполнятся. А, по статистике, желания, в общем-то, такие незатейливые и примерно одинаковые. Да, есть статистика. Петр Кузнецов: Взрослым, видимо, только на Деда Мороза и приходится надеяться. Дети помладше просят куклу или конструктор, а постарше – различные гаджеты. Здесь, мне кажется, каких-то сюрпризов нет. А вот взрослые загадывают что-то нематериальное. Ольга Арсланова: Давайте всерьез поговорим об этом с доцентом кафедры маркетинга РЭУ Николаем Перепелкиным. Николай, здравствуйте. Петр Кузнецов: Добрый день. Николай Перепелкин: Добрый день, здравствуйте, друзья. Ольга Арсланова: Здравствуйте, Николай. Это не шутка? Действительно взрослые что-то заказывают под Новый год? Николай Перепелкин: Вы знаете, на самом деле, если вы об этом сказали, то это, конечно же, не шутка. Взрослые, в принципе, мало чем отличаются от детей, просто игрушки чуть подороже. Но на самом деле, действительно, наверное, все-таки наблюдается такой иррациональный подход у части населения, которые готовы написать письмо даже Деду Морозу. Вообще, конечно, все не так сказочно, не так по-мультипликационному. Все, в общем-то, уже достаточно изучено. И одна из известных компаний в прошлом году сделала потрясающе исследование о том, как именно на самом деле россияне тратят свои деньги на подарки. Желания, конечно же, сместились в некоторой степени из области материального, то есть нематериальные подарки стали вполне себе востребованными, и их доля становится все больше. Мы говорим о каких-то… Ольга Арсланова: Объясните, пожалуйста, что такое нематериальные подарки. Николай Перепелкин: Вот я как раз хотел пояснить. Ольга Арсланова: Это то, на что не нужно тратить деньги, да? Это что-то бесплатное, возможно? Актуальная информация. Николай Перепелкин: Довольно часто на нематериальные подарки нужно как раз потратить гораздо больше денег, потому что мы говорим с вами о впечатлениях, о каких-то эмоциях. А подарить эмоцию очень сложно, это достаточно затратно. Скажем, минимальный способ и возможность подарить приятные эмоции своим любимым и близким… Не знаю, очень часто, например, дарят в последнее время сертификаты для походов в какие-то SPA-центры, путешествия, какой-то необычный опыт, поход в какой-то иммерсивный театр, в ресторан в темном помещении. Но вообще, конечно, вы знаете, как ни удивительно, по крайней мере россияне зимой и к Новому году особо ощущают нехватку приятных ароматов, поэтому все равно, конечно же, самым популярным подарком остается парфюм, и уже много лет. Ольга Арсланова: Никакой фантазии. Петр Кузнецов: Елочка в машину. Николай Перепелкин: Нет, это, конечно, не совсем парфюм – елочка в машину. Тем не менее парфюм готовы подарить до 25% наших сограждан. То есть примерно четверть населения готовы дарить парфюм. А остальное делится, конечно, между ювелирными украшениями, гаджетами и какими-то бытовыми мелочами. А еще очень интересно делится по гендерным признакам вся эта история. Скажем, женщины, к примеру, склонны дарить больше подарков, у них больше круг общения с людьми, которых нужно одарить, но при этом стоимость… Петр Кузнецов: Денег больше. Ольга Арсланова: Душа щедрее. Николай Перепелкин: Нет, денег у них, может быть, и не больше. Вы прямо смотрите в корень, потому что следующее, что я хотел сказать: но сами подарки стоимостью чуть меньше, чем мужские подарки. Мужчины больше тратят на подарки, но меньше их дарят. Так что все сбалансировано. Ольга Арсланова: Николай, давайте о детях поговорим. Что чаще всего ждут дети в подарок? И дорогие ли это подарки в среднем по России? Николай Перепелкин: Вы знаете, нужно понимать, что дети, конечно же, менее материальные, чем взрослые. И большинство детей наверняка могут попросить некоторые вещи, которые лежат вне плоскости как раз того материального и того, что купишь за деньги. Они часто просят здоровья, часто просят веселья, чтобы никто не ругался либо что-то еще. Это зависит, конечно, от конкретного ребенка. Но если говорить о физических подарках, то, согласно исследованиям, конечно же, в основном детям дарят либо игрушки, либо гаджеты, то есть современные гаджеты. Понятно, что игрушки также могут быть достаточно дорогими в настоящее время, поэтому разброс стоимости этих подарков достаточно серьезный. Как правило, взрослые люди на детях не экономят. Более того, новогодние подарки отличаются одной особенность, потому что, скажем, Новый год – это некий рубежный праздник, когда большинство людей могут поставить себе цель – купить либо ребенку, либо себе какой-то подарок и сказать: «Ну, это на Новый год». Ольга Арсланова: Подогнать к Новому году. Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Давайте поприветствуем Артура Гараганова, клинического психолога, он с нами сейчас на связи. Артур, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: У нас совсем мало времени остается. Артур, скажите, пожалуйста, пока вы подключаетесь… Один из главных вопросов: а как вы можете с профессиональной точки зрения объяснить вот этот позыв взрослого человека, желание написать Деду Морозу? Чтобы что? Зная, что… Ольга Арсланова: …что его нет. Петр Кузнецов: Детей уведите! Зная, что его не существует. Артур Гараганов: Ну, во-первых, попросить что-то, что можно попросить у человека, у такого могущественного божества, потому что прототипом Деда Мороза является святой Николай Чудотворец. Мы здесь всегда верим в чудо, мы всегда обращаемся к тому, что он может исполнить наше заветное желание где-то в глубине. Поэтому эта просьба, скорее всего, является детской глубинной бессознательной просьбой и верой в чудо. Благодаря всему этому мы продолжаем сохранять надежду на то лучшее, что будет нас ждать в новом году. По нашему детскому разумению, нам в этом могут помочь, конечно, и святые, и сказки, и волшебство, и все то, во что мы верим, все то, во что мы верили в детстве, потому что мы свое детство помним, хотя нечасто к этому обращаемся. Поэтому мы чаще всего дарим подарки, в том числе и своим детям, такие, какие нравятся нам. А подарок – это всегда про отношения. Подарок – это всегда про то, что мы хотим поддержать эмоции, хотим повысить в том числе свою собственную самооценку и раскрыть что-то, что хочется, чтобы человек испытал, чтобы он получил определенную радость, удовольствие, чтобы он ценил то, что мы делаем для него. Ольга Арсланова: Артур, а каких эмоций в среднем россиянам не хватает? И осознание этого приходит ближе к Новому году. Петр Кузнецов: Особенно перед Новым годом, да. Ольга Арсланова: Денег не хватает, это понятно. Артур Гараганов: Чаще всего это радость, это удовольствие. И такое состояние чаще всего они хотят испытать, как спокойствие. Вот подарили купюру, подарили даже деньги – и человеку как-то поспокойнее. То есть то, что закрывает какие-то базовые материальные потребности. Вы знаете, наверное, не понаслышке об этом. Ольга Арсланова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Да, это правда. Спасибо. Артур Гараганов. Ольга Арсланова: Ну что же, это была программа «Отражение», которая обязательно продолжится совсем скоро.