Штрафы за скорость. ГИБДД предложила увеличить штраф за превышение скорости в 6 раз: то есть с 500 до 3 тысяч рублей. В Госдуме инициативу не поддержали. О скоростном режиме в России говорим с гостем ОТРажения. Тамара Шорникова: Но и у нас тоже куда серьезнее: ГИБДД предложил увеличить… Петр Кузнецов: После алкоголя логично вполне. Тамара Шорникова: Да, правда, штрафы не за то, за скорость, но сильно ударит по карману, если вы превысите скорость… Петр Кузнецов: А как будто бы за вождение в пьяном виде, да, по размерам? Тамара Шорникова: Да, судя по суммам, абсолютно, потому что сейчас мы платим 500 рублей за превышение скорости на 20-40 километров в час, ну если, конечно, вдруг по каким-то причинам превышаем. Петр Кузнецов: В Госдуме же вроде бы как не понравилось, поэтому вряд ли. Но не суть, суть в том, что было 500, стало 3 000 рублей, это за превышение 20-40 километров в час. Тамара Шорникова: Да. Петр Кузнецов: Превышение скорости до 20 километров в час сейчас не штрафуется, но в декабре 2018 года глава Департамента транспорта Москвы сообщил о вероятной отмене этой нормы. Тамара Шорникова: Перед введением нового штрафа эксперты ГИБДД уточнили, что, вероятно, сначала понадобится в течение 2-х лет мониторить скоростной режим и привести обстановку на дорогах в соответствие реальным условиям. По итогам прошлого года Госавтоинспекция заявила, что самое распространенное нарушение ПДД – это как раз превышение скорости, за это вынесено 87.5 миллионов постановлений. Петр Кузнецов: По данным сервиса РосШтрафы, самым распространенным нарушением в российских регионах стало превышение скорости как раз от 20 до 40 километров в час. На втором месте в большинстве опять-таки регионов несоблюдение дорожных знаков или разметки, на третьем – движение по обочине, на четвертой строчке превышение скорости уже на 40-60 километров в час, на пятом месте повторное превышение скорости на 40-60 километров в час. Тамара Шорникова: Собственно, ты вот сказал, что скорее всего не будет, потому что в Думе уже отрицательно к этому отнеслись, но кто отнесся-то? Не самая популярная фракция. Петр Кузнецов: Сейчас будем пояснять. Тамара Шорникова: Так что давайте перспективы выясним. Петр Кузнецов: Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия» у нас в гостях. Здравствуйте, Сергей Александрович. Тамара Шорникова: Здравствуйте. Сергей Радько: Добрый вечер. Петр Кузнецов: Так вот с этого давайте начнем и разъясним, что штрафы-то не ГИБДД придумывает, вводит, правда? Это лишь желание наказать лихачей. Сергей Радько: ГИБДД лишь озвучивает одну инициативу за другой. Штрафы принимаются Госдумой, то есть некая структура выходит с инициативой, с законопроектом, который проходит все стадии процесса и только потом подписывается президентом, если он принимается, тогда вступает в силу. ГИБДД уже несколько раз предлагало всякие инициативы: порог снизить нештрафуемый с 20 до 10 километров в час, теперь вот… Петр Кузнецов: Опасное вождение еще было, да? Сергей Радько: Опасное вождение было принято в 2016 году, в правила были внесены изменения. В 2017 году был принят штраф в первом чтении 5 тысяч рублей, 2 с лишним года законопроект лежит, ничего не сдвинулось, то есть здесь иногда вся эта история попахивает некой кампанейщиной, когда периодически вдруг возникают мысли, что давайте опять поднимем штрафы, усилим наказание, введем новые санкции и так далее. Тамара Шорникова: Через паузу продолжим, эту паузу займем тем, что пригласим наших зрителей к общению. Во-первых, мы спросим у вас, нужно ли повышать штраф за превышение скорости: отвечайте «да» или «нет» в форме SMS, мы подведем итоги в конце этой получасовки. И в принципе рассказывайте, что вас стимулирует хорошо себя вести на дороге, штрафы или просто дисциплинированность внутренняя? Петр Кузнецов: Или вас просто не пугает размер ныне существующих штрафов? Тамара Шорникова: Делитесь мнениями. Петр Кузнецов: К вопросу о том, почему… Вам понятен вот этот скачок сразу в 6 раз? Сергей Радько: Он мне абсолютно понятен. Исходя из той логики, которой придерживается ГИБДД, не так давно они предложили сначала снизить порог нештрафуемый с 20 до 10 километров в час, эта инициатива не прошла, теперь они предлагают, что называется, не мытьем, так катанием опять повысить собираемость штрафов. И опять же не так давно одним из региональных лидеров была озвучена идея, а давайте-ка мы уберем скидку 50%-ю, сегодня опять об этом заговорили, и исходят они из того, что если скидку убрать, то у штрафов автоматически вырастет в 2 раза собираемость, а это, естественно, хорошо для бюджета. То есть опять же мы говорим, что на первое место, во главу угла ставится сбор денег, тем более что штрафы идут в региональные бюджеты, а не в федеральные. Дорожные знаки, ограничения помимо того, что они… Петр Кузнецов: Не в бюджет ГИБДД. Сергей Радько: Да. Помимо того, что дорожные знаки и ограничения хаотичны и бессистемны, так они еще устанавливаются без согласования с ГИБДД, а поскольку мы знаем, что очень многие камеры, особенно пресловутые треноги, эксплуатируются частными компаниями, которые получают львиную долю штрафа от выписанных постановлений, то понятно, что такое коммерческое партнерство совершенно недопустимо, тем более при всей этой ситуации увеличения штрафов это просто, скажем так, чисто экономическая схема, которая не имеет прямого отношения к безопасности. Петр Кузнецов: А ничего, что эти штрафы они предложили в 6 раз повысить? Ничего, что размеры других штрафов, пусть за профильные, непрофильные нарушения, остались на прежнем месте? Сергей Радько: Я думаю, что за этим дело не станет… Петр Кузнецов: Или это такое прощупывание? Сергей Радько: …и через месяц мы увидим новые предложения о том, что давайте поднимем штраф. Уже поступило предложение от правительства поднять штраф за нарушение при проезде железнодорожного переезда с 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей. То есть я думаю, что весна дает о себе знать. Тамара Шорникова: Давайте послушаем звонок, Виталий дозвонился. Зритель: Алло. Петр Кузнецов: Из Кабардино-Балкарии, да, Виталий? Зритель: Да-да. Петр Кузнецов: Здравствуйте, слушаем вас. Зритель: Добрый вечер. Я против увеличения штрафа. Петр Кузнецов: Вообще? Зритель: Да-да, за превышение скорости. Петр Кузнецов: Почему? Зритель: Да потому что это ничего не изменит. Если бы эти штрафы непосредственно шли на то, что необходимо дорожные условия, дороги на ремонт, я бы ничего не сказал. Но дело в том, что те штрафы, которые собираются, не идут. Вообще безопасность… ДПС, дорожно-патрульная служба, создана для того, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения. Насколько…, я в своей молодости работал, я знаю: выезжая на дорогу, сперва надо обследовать, где какая яма, люк открытый, светофор работает не работает, а на это сейчас никакого внимания не уделяют. Все собираемые деньги должны на устранение этих дефектов… Петр Кузнецов: В дорожные фонды. Зритель: Да, а если повысить штрафы, ничего не изменится. Сперва надо создать условия, чтобы не превышали, не нарушали… Петр Кузнецов: Виталий, а вам кажется, куда идут они на самом деле? Зритель: Ну вы сами знаете… Петр Кузнецов: Нет, не знаю. Зритель: Сейчас понаставили вот эти все видео… Петр Кузнецов: Да-да, камеры. Зритель: Технические средства… Петр Кузнецов: Которые автоматически снимают, да. Зритель: Да, автоматически, это половина…, скорее всего, идет. Поэтому я не думаю, что на улучшение дорожных условий или «Автодору» это идет. Петр Кузнецов: Просто вы не видите улучшений, это логично. Зритель: Повысят, просто людям будет хуже, а ничего не изменится. Тамара Шорникова: Спасибо вам за ваше мнение. Петр Кузнецов: Аргумент, спасибо. Тамара Шорникова: Давайте еще одно сразу послушаем, Анатолий из Новосибирска. Анатолий, здравствуйте. Может быть, вы за ужесточение наказания за превышение скорости? Зритель: Здравствуйте. Нет, я как раз против повышения. Тамара Шорникова: Почему? Зритель: Потому что штраф за превышение скорости… Ну то есть сбор денег только идет, больше это ничего не приносит. И скажу больше, 40 километров в час ставят знак, камеры ставят и собирают деньги, причем на хороших дорогах. Петр Кузнецов: Значит 59 можно ехать при этом. Зритель: 59 – это сейчас, а скоро примут… Петр Кузнецов: Ну не приняли же. Зритель: Там дорога очень хорошая, там 40 вообще бессмысленно. Петр Кузнецов: Спасибо, Анатолий. Тамара Шорникова: Да, спасибо большое. Петр Кузнецов: Сергей, вот это, раз мы о нем сразу же упомянули, плюс 20 – что это дает вообще? Что это за придумка такая? Это же правда мотивирует? Смотрите, установлен знак «50 километров в час», на его месте вдруг ставят «30 километров в час», но он пример 50 и будет ехать как раз, он будет держать в уме этот запас плюс 20 и, наверное, не больше. Сергей Радько: Вы правы. Но с другой стороны, вы же понимаете, что никто никакие знаки по всей стране менять не будет, гораздо проще переписать одну цифру в законе… Петр Кузнецов: А они у нас давно не менялись совершенно, они еще под «Запорожцы» и «Волги», которые ездили по грунтовым дорогам. Сергей Радько: В том-то и дело, что да, вся дорожная сеть, особенно все ограничения как раз и рассчитаны на то, что было примерно 50-60 лет назад. А вот когда в 2013 году у нас были изменения и порог с 10 до 20 километров в час повысили, вот именно с этого времени почему-то у нас резко увеличилось количество камер, у нас резко увеличилось количество тех контор, которые их эксплуатируют, и почему-то периодически увеличивалось количество предложений «давайте поднимем штрафы». Совпадение это или нет? Я не знаю, я сомневаюсь, что это совпадение. Тамара Шорникова: А уточните, вот сейчас, кстати, вопрос денег, который прозвучал в вопросе, – сейчас есть прямая обязанность у региона потратить собранные деньги со штрафов на дороги, или они могут по своему усмотрению расходовать? Сергей Радько: Регионы разбираются с этими деньгами по своему усмотрению, то есть это региональный бюджет, бюджет утверждается органами власти этого региона, они определяют, куда эти деньги направить. Но судя по состоянию дорог в регионах, которые у нас есть, наверное, мягко говоря не все деньги, собранные от штрафов, равно как и другие средства, идут на то, на что, собственно, должны идти. Петр Кузнецов: Давайте попробуем разделить категорию водителей в плане реакции на эти штрафы. Какие они существуют у нас и какая категория преобладает? То есть тот, кто все равно превышает, сейчас тем более в кратчайшие сроки, если за 2 недели, 250 рублей – ну что, может быть, даже автоматически подключил, чтобы у него снималось, и едет дальше. А тот, кто увидел штраф и так задумался, пусть даже 250 рублей, или те, кто даже не платят и продолжают так же ездить? Меняется ли как-то? Сергей Радько: Та ситуация, которая есть, дисциплинирует, потому что когда на федеральной трассе стоит ограничение 90, то есть без наказания, безнаказанно можно ехать 110, все так и едут. Но когда стоит ограничение 60, а потом знак «50» или знак «40», после ремонта забытый, а тем более когда сейчас можно фиксировать нарушения скоростного режима и в зоне действия временных знаков, то есть те знаки, которые почему-то остались после ремонта, который, может быть, и не начинался, который не закончился, но знак остался, то это, конечно, безобразие. Это, конечно, дисциплинирует. Но с другой стороны, это абсолютно ненормальная ситуация, потому что водитель, который едет по дороге, смотрит за дорожными знаками, которые постоянно меняются, он смотрит по сторонам за камерами, которые постоянно стоят непонятно где, а теперь еще появились переносные треноги, которые охраняются непонятными людьми. То есть в такой ситуацию водителю не до безопасности. Если кто-то ездил в Европе, он подтвердит, что если вы выехали за пределы населенного пункта, стоит знак «110», стоит знак «130», на всем протяжении чуть ли не всей Франции другого знака вы не увидите, не говоря уже про эти мобильные треноги и прочие нехорошие вещи. Петр Кузнецов: Спокойное вождение. Сергей Радько: Абсолютно. Тамара Шорникова: Давайте посмотрим, как поменяется отношение, если оно поменяется, если повысят штрафы за превышение скорости. Мы задавали такой вопрос на улицах городов, наши корреспонденты это делали, давайте посмотрим ответы. ОПРОС Тамара Шорникова: Давайте добавим. Петр Кузнецов: Женщины нам звонят теперь уже, Сергей, во второй части нашего разговора. Томск и Людмила оттуда. Здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Петр Кузнецов: Слушаем вас. Зритель: Я за то, чтобы повысить штрафы. Петр Кузнецов: Пожалуйста. Зритель: Потому что нарушители создают аварийные ситуации, на дорогах получаются аварии, гибнут люди… Петр Кузнецов: Вы автомобилист, давайте уточним? Зритель: Да, конечно. Петр Кузнецов: Вы сама за рулем, да. Зритель: Да, сама за рулем. И еще меня очень сильно возмущает, когда едут за рулем, особенно… Я хоть сама женщина, а в одной руке сигарета, прошу прощения, в другой руке телефон, локтем держат руль – это вообще… Тамара Шорникова: Людмила, а вот конкретизируем вопросы о культуре вождения, вы сейчас говорите об одном, а все-таки про скорость – много ли тех водителей на ваших дорогах, которые действительно скорость превышают? Зритель: Конечно, много. Я стараюсь, как правило, не превышать скорость. У меня было два таких случаях в самом начале моей водительской деятельности, так сказать. Ну очень много превышают скорость, не обращают внимание ни на камеры видеонаблюдения, несутся и просто даже… Особенно, я считаю, контингент, который где-то в пределах до 40 лет, вот этот возраст. Петр Кузнецов: Последний вопрос, Людмила, раз у вас такая инициатива, вы ее поддерживаете, – насколько нужно по-вашему штрафовать, чтобы количество таких случаев было меньше? Зритель: Ну вот я услышала здесь, допустим, увеличить в 6 раз – я согласна. Петр Кузнецов: 3 тысячи рублей за каждое нарушение. Зритель: Да, я согласна с этим целиком и полностью. Тамара Шорникова: Хорошо, спасибо. Зритель: Это мое такое личное мнение. Спасибо вам большое. Петр Кузнецов: Спасибо. Нину из Твери мы не успеваем уже послушать. Сергей, вопрос такой на будущее. Сейчас же КоАП пересматривают, сильные какие-то изменения, новая редакция Сергей Радько: Создана рабочая группа о том, что вроде бы создать… Но пока нет проекта, пока это только идея. Петр Кузнецов: То есть это вовсе не значит, что сейчас принялись за новую редакцию КоАП – это не значит, что в ближайшее время штрафы не появятся? Сергей Радько: Я думаю, что пока будет правиться та старая многострадальная редакция, по которой мы сейчас живем. Тамара Шорникова: Ну и вот коротко предлагают: может быть, от повторного нарушения повышать штрафы, для злостных, так сказать, нарушителей, менять правила игры? Сергей Радько: Это вполне здравая идея, за многие нарушения у нас есть уже повторное наказание, в том числе и лишение права управления. Но нужно понимать, что все-таки штрафы – это мера превентивная, то есть она направлена на то, чтобы люди не нарушали в будущем. Поэтому если мы понимаем, что нам пришел штраф справедливый, мы его оплачиваем; если он несправедливый, многие плюют, не оплачивают, возмущаются. Поэтому я бы советовал все-таки сначала задуматься о том, что нужно навести полный порядок с разметками, знаками, ограничениями, особенно с теми коммерческими предприятиями, которые на этом зарабатывают деньги, которые не попадают в бюджет, а бюджет поэтому и говорит, чтобы повысили штрафы, потому что денег от штрафов не приходит, а деньги все уходят коммерсантам. То есть здесь совершенно непонятная ситуация, почему мы должны оплачивать штрафы коммерсантам, которые получают с этого доход, не получает государство, а оно вместо этого, вместо того чтобы разобраться с коммерсантами, хочет разобраться с нами со всеми. Тамара Шорникова: С одной стороны да, с другой стороны, как много было возмущений действительно по поводу увеличения штрафов за езду без ремня, за введение и так далее. Но многие отмечают сейчас, что дисциплина в этом плане на дороге улучшилась. Может быть, действительно только рубль понимают многие наши водители? Сергей Радько: Штрафы должны быть, безусловно, но если говорить опять же про ту же самую скорость, то штрафы должны быть, как я уже сказал, справедливыми. И самое главное, камеры должны стоять не на том участке, где можно ехать быстро, но ограничение существует, а там, где наивысшая аварийность. К сожалению, у нас до сих пор многие камеры, в том числе и переносные, пресловутые треноги, ставятся не там, где опасное движение, а там, где наверняка водитель превысит и наверняка можно назначить ему штраф, который опять же пойдет в карман частным коммерсантам. Петр Кузнецов: И подведем итоги. Мы спрашивали всю эту получасовку у телезрителей, штрафовать ли за превышение скорости: «да» ответили 26%, «нет» 74%. Спасибо. Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». Мы говорили о штрафе за скорость. Тамара Шорникова: Спасибо. Сергей Радько: До свидания.