Иван Князев: На связи Альбина Холгова, президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу. Альбина, здравствуйте! Ксения Сакурова: Здравствуйте! Альбина Холгова: Здравствуйте! Иван Князев: Альбина, вот нам еще телезрители пишут, что у россиян большой пробел, на самом деле, в знаниях об уместности одежды в тех или иных условиях – ну это на самом деле так. Какие существуют вообще принципы? Как, например, прийти на собеседование? Что надеть? Альбина Холгова: На собеседование, конечно, если мы говорим про мужчин, нужно приходить в деловом костюме. У нас есть проверочные элементы в этикете и дресс-кодах – это президенты стран, если мы говорим о сильной половине человечества. Соответственно, это должен быть костюм, это должен быть галстук, это обязательно черные туфли. Коричневые туфли... Сейчас, наверное, очень многих мужчин расстрою, но, к примеру, в Великобритании, если мужчина приходит в коричневых туфлях на деловую встречу, о нем могут подумать, что он фермер из какой-нибудь глубинки. Поэтому с коричневой обувью нужно быть очень осторожными, она понижает социальный статус в глазах окружающих. Собственно, как, например, и коричневые костюмы. К слову, почему у мужчин нет и откровенно коричневого цвета костюмов. Все-таки у них есть такие серые с какой-то рыжеватой ниткой, но не коричневые. Поэтому это обязательно костюм, потому что «по одежке нас встречают», мы от этой фразы никуда не денемся: вот как нас встречали, так и будут встречать. Иван Князев: Я знаю, что у стиля вообще есть свой язык, и причем это язык, у которого есть серьезные значения: цвета галстуков, например. Альбина Холгова: Знаете, это такая внутренняя история. Есть, скажем, королева Елизавета II... Иван Князев: Она носит галстуки? Альбина Холгова: Она не носит галстуки, но ее окружение читает ее настроение, ее пожелания по ее сумочкам, по тому, на какую руку она повесила сумочку, куда переложила. У некоторых политиков есть такая же история с галстуками, но она не общепризнанная, то есть в деловых дресс-кодах такого нет. Но если говорить про галстуки и если говорить про нашу страну и территорию Восточной Европы, то, действительно, в коде бизнес-бест у нас рекомендованы галстуки бордовых оттенков на очень важную встречу. Вот бизнес-бест – для самых важных встреч. Ксения Сакурова: Альбина, ну большинство-то людей до уровня людей бизнес-бест не доходят, и кроме того, сейчас очень много креативных сфер, где как раз-таки приветствуется индивидуальность, а не вот этот «человек в футляре». Вот как это сочетается: с одной стороны, быть собой, а с другой – соответствовать какому-то деловому образу? Альбина Холгова: Ксения, вы знаете, дресс-коды давно все продумали за нас. Действительно, люди творческих профессий не подчиняются дресс-кодам, то есть журналисты, художники, фотографы, какие-то еще артисты, они могут ходить, уж извините, хоть с пером на голове, и к ним претензий быть не должно. Но история знает печальный случай, когда, например, одна художница пришла просить денег у банкира на открытие выставки и тот ей отказал. Наверное, разные были причины, но главное, что он сидел в деловом костюме в своем офисе, а она пришла в юбке в пол с пластиковыми побрякушками в ушах – это нарушение дресс-кода. То есть одежда – это индикация «свой - чужой», поэтому где-то, где мы можем, где нам позволено, мы можем отступить от этих правил, потому что это все-таки не Уголовный кодекс, но там, где принято, мы должны соответствовать. То есть нельзя на экзамен приходить абы в чем, нельзя на деловую встречу приходить абы в чем, но если ты человек творческой профессии, у тебя есть послабление. Ксения Сакурова: Спасибо огромное! Альбина Холгова, президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу. Все-таки очень это все сложно, так много нюансов. Зависит от того, где вы все-таки работаете. Иван Князев: Но нужно этому учиться, на самом деле. Все-таки язык нашей одежды – это наш посыл, это то, что мы хотим сказать, когда встречаемся с тем или иным человеком.