Марина Калинина: Александр Базиян, управляющий директор департамента маркетинга и коммуникаций Сбербанка. Александр, здравствуйте! Дмитрий Лысков: Александр, здравствуйте! Александр Базиян: Здравствуйте, Марина! Здравствуйте, Дмитрий! Дмитрий Лысков: Как у нас ситуация в банковской сфере? Вот мы видели в последние дни очереди к банкоматам. Поведение такое вот было ажиотажное, скажем так. Расскажите нам, что происходит? Александр Базиян: Смотрите, поведение клиентов совершенно понятно. К нему мы готовились, обсуждали это не раз. И мы уже это проходили: это было и в прошлые годы, и в 2014 году. Поэтому банки к этому подготовились, подготовился к этому и Сбербанк. Просто понятно, что клиентов очень много. У нас все службы работают, можно сказать, в очень напряженном таком режиме, чтобы снять вот этот ажиотажный спрос. И в данной ситуации он носит больше такой психологический характер, потому что люди и логика их действий больше психологическая, а не экономическая. Потому что повторится то же самое, и повторяется то же самое, как было и в прошлые годы. Клиенты вначале забирают деньги, они у них какое-то время хранятся дома. Но понятно, что все же люди разумные. И когда вот эти эмоции, этот страх проходит первый, все начинают считать и понимают, что деньги, которые лежат под подушкой – это совершенно бессмысленно. Тем более, что банки для защиты клиентов, для защиты их средств существенно повысили ставки. Так, в Сбербанке ставки повышены по рублевым вкладам, по некоторым вкладам рублевым, до 21%, по валютным – 6-7%. Поэтому естественно, что лучше деньги хранить в банке, а не под подушкой. Дмитрий Лысков: Александр, просто поясните нам, «лучше хранить в банке». Банковская система сейчас 100% устойчива? Никаких там потрясений мы не ожидаем? Мы же, к сожалению, видели, и 2008 год уже был у нас, когда банки закрывались, да. Александр Базиян: Понятно, что сказать о том – что все совершенно, это стандартная работа банка и что ситуация нормальная – такого, конечно, нельзя. Работа напряженная. Понятно, что сейчас там образовалась некая новая реальность. Банки работают в напряжении. Система устойчивая – это мы видели и в заявлениях руководства Центрального банка, руководителей банков. Конечно, все нормализуется. Этот сложный период пройдет. Понятно, что сейчас просто формируется новая модель, новая модель работы банков, новая модель работы с клиентами. Дмитрий Лысков: Так, а вот как для конечных пользователей будет выглядеть эта новая модель? То есть смогут ли люди валюту обменять... Марина Калинина: Я вот хотела немножко расширить, то есть вот эти санкции, которые против Сбера сейчас Запад ввел, насколько они отразятся на вашей работе? Насколько они создают сложности и как эти сложности, как Дима сказал, могут отразиться на нас как на обычных людях? Дмитрий Лысков: Вот эта новая модель, которая формируется, как она отразится на конечном пользователе? То есть, я не знаю, люди не смогут пользоваться карточками? Люди не смогут пользоваться, там поменять валюту? Люди не смогут? Что вот, возможно, люди не смогут делать такого, что они делают в повседневной жизни сейчас? Александр Базиян: Сейчас клиенты Сбера не заметят вообще никаких изменений. Все карточки работают. Интернет-банкинг работает. Все работает. Санкции, которые были применены в отношении Сбербанка, они неприятные, конечно, но никакой блокировки не произошло наших карт. Потому что все понимают, что процессинг и Mastercard, и Visa находится в России; это НСПК обеспечивает. Соответственно, карты работают бесперебойно, эквайринг в магазинах (вот то, что вы подносите) сбербанковский работает совершенно без проблем. Блокировки SWIFT в отношении Сбербанка не произошло. Поэтому на конечном потребителе это никак не отражается. Наши клиенты могут быть спокойны. Я еще раз повторяю: работа напряженная. Сейчас специалисты Сбербанка работают в режиме практически 24/7. Ваши инкассаторы, ваши отделения находятся в очень таком напряженном темпе, в основном из-за такого поведения ажиотажного клиентов. Но это спадет, и люди поймут, что все нормально и ничего не угрожает. И вот буквально с того момента, как мы повысили ставки, мы уже видим этот процесс. Клиенты банка вернули за два дня более одного триллиона рублей; опять на счета они принесли и в рублях, и в валюте. То есть сейчас уже идет обратная тенденция. Мы думаем, она будет нарастать. Дмитрий Лысков: Александр, то есть резюмируя: для конечных пользователей, для простых клиентов Сбербанка не изменится ничего? Александр Базиян: Нам сложно предугадывать будущее даже в нормальной жизни, даже в обычных условиях. То, что сейчас есть, и то, что сейчас существует, для клиентов Сбербанка ничего не поменялось. И мы надеемся, что ничего не поменяется. У нас очень слаженная команда специалистов. Это действительно профессионалы самого высочайшего уровня, которые приспособлены работать в самых сложных и напряженных условиях. Сбербанк показал свою устойчивость, и другие банки, наши коллеги и партнеры, тоже показали свою устойчивость в том, что они могут работать в самых разнообразных условиях. Поэтому я думаю, что все будет хорошо. И у наших клиентов будет хорошо. Марина Калинина: А что будет с кредитной политикой? Александр Базиян: И мы испытываем вполне разумный, здоровый оптимизм. Марина Калинина: А что будет с кредитной политикой? Изменятся ли ставки? Александр Базиян: Сейчас делать какие-то заявления однозначно сложно. Центральный банк повысил ключевую ставку. Деньги стали дороже. Понятно, что в этих условиях раз деньги для банков стали дороже, кредиты тоже будут дороже. Ситуация с кредитованием, конечно же, осложнится. Делать какие-то конкретные сейчас прогнозы очень сложно, и я бы не стал брать на себя эту неблагодарную роль. Я думаю, что сейчас из реальных, даже здравых аналитиков вряд ли кто-то взялся... Марина Калинина: Хорошо, а спрос на кредиты есть сейчас? Как он: растет, падает? Александр Базиян: Нет, очевидно, что он сейчас расти не может, потому что кредитные ставки, конечно же, будут сейчас меняться и повышаться. Я думаю, что цифры вы увидите из официальных отчетов банков. Но, очевидно, что с кредитованием будет, конечно же, напряжение в банках. Но и для клиентов ставка меняется, конечно, говорю, деньги стали дороже. Дмитрий Лысков: Вот, собственно, из Свердловской области пишут: «Хватит нагнетать. Была в банке, всего два клиента у банкомата, три клиента в зале. Все работает». Действительно, определенная паника в поведении присутствовала в предыдущие дни. Сейчас, к счастью, в банковской сфере она уменьшается. Александр Базиян, управляющий директор департамента маркетинга и коммуникаций Сбербанка России, был у нас на связи.