• Главная
  • Программы
  • ОТРажение
  • Александр Борисов: Только сертификат соответствия может гарантировать, что игрушка не нанесет вреда здоровью ребенка

Александр Борисов: Только сертификат соответствия может гарантировать, что игрушка не нанесет вреда здоровью ребенка

Гости
Александр Борисов
председатель комиссии ТПП по развитию потребительского рынка
Артем Соколов
исполнительный директор АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли)

Виталий Млечин: А мы в ближайшие полчаса будем говорить о детских игрушках. Детский омбудсмен, Анна Кузнецова, считает, что контроль за ними следует ужесточить, так как из-за границы к нам везут опасные товары. Она уже обратилась в Генеральную прокуратуру.

Тамара Шорникова: Ну, вот эксперты считают, что это может повлиять как на ассортимент детских товаров интернет-магазинах, так и на цены. Насколько опасения и предлагаемые меры обоснованы, будем разбираться. У нас в гостях председатель комитета Торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка Александр Борисов.

Виталий Млечин: Александр Иванович, здравствуйте!

Александр Борисов: Добрый день!

Виталий Млечин: Вы разделяете обеспокоенность детского омбудсмена китайскими игрушками, которые через интернет у нас продают?

Александр Борисов: Ну, как любой гражданин России, как родитель, конечно, я любые опасения, касающиеся здоровья детей обязан разделять. Но я бы не стал говорить о том, что это катастрофа или, что у нас происходит что-то необычное. Всегда ведь мы задаемся двумя вопросами, кто виноват, и что делать! Вот смотрите. Почему сейчас возникла эта проблема? У нас в 90-е годы она была очень остра, когда у нас и рынок был лишен реально детских товаров собственных, и когда покупательная способность населения была очень низкой. А с середины двухтысячных до середины две тысячи десятых у нас получилось так, что доходы населения росли, и образовался некий баланс. Производители и поставщики давали именно те товары детские, на которые у населения были средства, и эта проблема ушла в тень. И вот последние три года, когда вновь падение покупательной способности, возникла необходимость ребалансировки, и какая-то часть производителей, поставщиков-импортеров пошла по пути дать и бедной части населения возможность покупать детские товары. На самом деле, отчасти это вынужденно. Значит ли это, что мы должны успокоиться? Конечно, нет! Я даже больше скажу, вот этом процессе у всех участников, а их, я бы сказал так, государство здесь должно участвовать? Должно. Бизнес должен участвовать? Должен. Сам потребитель обязательно должен участвовать. И вот я вижу, что государство на нынешнем этапе в лице Минкомсвязи, Минпромторга, Государственной Думы должны оперативно сейчас поднять всю доступную информацию для того, чтобы понять масштаб проблемы. Насколько он серьезен.

Тамара Шорникова: Давайте посмотрим масштаб собственно иностранного участия на этом рынке. У нас есть специальная графика, попросим режиссера сейчас показать ее. По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, почти 80% рынка сейчас это импортные игрушки. На первом месте в рынке детских товаров Китай, ему принадлежит собственно 50% этого рынка. При этом эксперты отмечают, что наши игрушки качественнее, но тягаться с «дешевым» Китаем мы пока не можем. Ну, это, как и во многих других аспектах.

Александр Борисов: Ну, это серьезная проблема.

Тамара Шорникова: То есть, сегменты огромные.

Александр Борисов: Сегменты огромные. Вот, в принципе, у нас оборот детских товаров сейчас 10 миллиардов долларов. И это можно поделить на детскую аудиторию, которая составляет примерно 30 миллионов, 5 миллионов до ясельного возраста, 6 миллионов дошкольного, вернее, детсадовского дошкольного, и 16 миллионов школьников. Вот в этих категориях. Но основная проблема все-таки, с конечно, не с детьми школьного возраста, а дошкольного. И здесь очень серьезная проблема возникает из-за того, что сейчас более быстрыми темпами растет электронная торговля. Она уже сейчас составляет вот в сегменте детских товаров примерно 10 процентов. То есть, это почти миллиард долларов. Это очень серьезная сумма. И проблема заключается в том, что крупные игроки интернет-торговли, они, конечно, требуют от тех, кто поставляет товары сертификаты безопасности. Но огромное количество мелких интернет магазинов, стремясь обеспечить собственную прибыль, этого не делают. И вот здесь возникает ответственность родителей.

Тамара Шорникова: На каких платформах выбирать продукцию

Александр Борисов: Да. Вы знаете, вот если бы не падение доходов! Ели бы не растущая доля бедного населения, у нас эта проблема возможно и не возникла бы. Потому, что те, кто может себе позволить покупать качественные продукты и товары для детей, они внутренне знают, где их надо покупать, и где не надо. А те, у кого возможности такого выбора нет, они вынуждены довольствоваться вот, к сожалению, такой ситуацией. И мне кажется, знаете, вот может быть потому, что я уже человек в возрасте, есть еще одна, очень психологическая проблема. Не знаю, поймете ли Вы меня. Вот у меня в детстве было две игрушки всего. Каждая из них была мне очень дорога. У нынешних детей игрушка представляет интерес только пока она новая. Вот ее купили, ребенок с ней поигрался, и в принципе, он ее может выбросить. Даже у моего сына, там, которому сейчас 30 лет, у него было два огромных ящика игрушек. И я всегда этим, ну немножко, был недоволен.

Виталий Млечин: А можно ж спрятать немножко, а потом заново положить, как новое!

Александр Борисов: Это уже…

Тамара Шорникова: Лайфхак от папы!

Виталий Млечин: Конечно!

Александр Борисов: Это уже работа собственной психологии родителей. Но я то призываю к чему, чтобы вот наши зрители понимали, что вот в нынешних условиях как никогда велика ответственность самих родителей. Из-за понимания того, что при покупке любого детского товара мы должны знать, что сертификат безопасности должен быть. И не лениться, спрашивать, проверять.

Виталий Млечин: Вот об ответственности родителей отдельно хотелось бы поговорить, но скачала, послушаем Юрия из Воронежа. Юрий, здравствуйте, вы в эфире!

Тамара Шорникова: Слушаем Вас!

Зритель: У меня было очень много игрушек! В детстве, тоже, наверное, коробка.

Виталий Млечин: Вам повезло!

Зритель: Время уже было другое, не такое, как у Вашего гостя, программы, но Вы понимаете ,у моего старшего сына появилась игрушка, прадед подарил, деревянную лошадку, вот такую обыкновенную. Наверное, еще дореволюционную, которая в яблоках. Которая – всадник сидел, качался, вот. И вроде бы примитивная, Вы знаете, а душу она мне, ну, не мне, не знаю как сыну, но сыну тоже нравилось. Мы потеряли страшно, что, мы потеряли воспитание национальной культуры, национальной идентичности. Китай – это Китай, он все-таки западная страна, давайте не забывать!

Тамара Шорникова: Юрий, у Вас есть, мысль Ваша понятна, у вас есть внуки? Вы покупаете им сейчас…

Зритель: Дело в том, что он уже многое сказал, вот нету рынка. Правильно Вы говорите. Вот езжу по деревням, смотрю, были раньше магазины игрушечные, сегодня нету в деревнях игрушечных магазинов. Не будем себя убаюкивать, в интернете в основном горожане, вот, надо конечно удешевлять, конечно, субсидировать производство игрушек, как это ни трудно. Потому, что потеряли практически все. Страна фактически лишена корней. Что опасно. Вот. Да, американские игрушки прекрасные, европейские прекрасные, но стыдно говорить, что народ не может купить. Это как же, до чего же мы дошли по разделению уже по игрушкам. Конечно, власти надо очухаться, конечно, заниматься экономикой, и тем более, тем более субсидировать. Нельзя, чтобы мы были смешнее китайцев, а мы давно смешнее китайцев!

Тамара Шорникова: Юрий, спасибо!

Александр Борисов: Я готов прокомментировать, если не возражаете.

Виталий Млечин: Да, пожалуйста, конечно!

Александр Борисов: Действительно, вот до 2013-го года рынок был отдан на откуп всем, кому попало. В 2013-м году была разработана Минпромторгом первая стратегия развития индустрии детских товаров, до 2020-го года, которая сейчас выполняется. И сейчас готовится уже новая стратегия, до 2030-го года. Она нацелена на то, чтобы, во-первых, на безопасность, на качество и на доступность. И среди программ, которые Минпромторг предлагает, есть, в том числе и программа поддержки детской промышленности. У нас сейчас 1200 примерно предприятий в детской индустрии, 15 там подотраслей разных, часть из них получают государсвенную поддержку.

Виталий Млечин: Это в виде денег эта поддержка?

Александр Борисов: И в виде денег, в виде субсидий, в виде компенсации процентной ставки. Конечно, этого недостаточно. Но мы же понимаем, у бюджета есть свои ограничения, но хотел бы, вот отвечая на вопрос телезрителя, что проблема осознается, по ней работают, но просто достаточных средств, к сожалению, нет.

Виталий Млечин: А эти субсидии приводят к тому, что игрушки дешевеют наши?

Александр Борисов: В условиях рыночной экономики и глобального развития универсальным процессом является инфляция. Поэтому, Вы, наверное…

Виталий Млечин: В общем, не дешевеет, я понял Вас!

Александр Борисов: Не встречали, да, вариантов.

Виталий Млечин: Да, я понял, Вас. Просто китайские игрушки, почему самые популярные? Потому, что они самые дешевые.

Александр Борисов: Правильно это правильно!

Виталий Млечин: Они не дорожают. Они как были дешевые, так и остаются дешевыми. А наши игрушки, как были, во-первых, их не найдешь нигде ,во-вторых, они дорогие.

Александр Борисов: Ну, здесь мы утыкаемся в проблему, связанную с условиями экономической деятельности российских предприятий. И можно не перечислять дальше эти проблемы, они всем известны. Начиная от административного, административных барьеров, и кончая, там, серьезными проблемами в налоговой сфере, правоприменения и так далее и так далее. Но, тем не менее, вот у нас есть своя ниша. Даже несколько ниш, которые можно развевать. Мне очень понравился пример с деревянной лошадкой! Вы знаете, вот это один из трендов сейчас развития товаров детской индустрии в мире. Так называемые эко френдли игрушки.

Тамара Шорникова: Сделанные из натуральный материалов.

Александр Борисов: Сделанные из натуральных материалов, и которые, на самом деле, детям очень нравятся. И они, во-первых, практически безопасные во всех отношениях. Они, в них ощущается вот некая сопричастность к этому вещественному миру, в котором мы живем. И я бы еще сказал, что если уж говорить о селе, там, где нет магазинов, где нет супермаркетов, нет возможности покупать детские товары, родителям, конечно, надо вместе с детьми пытаться делать собственные игрушки и из этого может вырасти даже целый, целый бизнес.

Тамара Шорникова: Ну, мне кажется, что детям, если говорить все-таки о маленьких детях, им в большей степени понравится то ,что им подарят радостные родители.

Александр Борисов: Конечно!

Тамара Шорникова: Поэтому, это в основном, зона ответственности родителей. Давайте к Вам обратимся, родители, расскажите, как Вы выбираете игрушки для своих детей. Где покупаете, и чем руководствуетесь, когда выбираете. А мы сейчас подключим к разговору очередного эксперта.

Виталий Млечин: Да, это президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Артем, здравствуйте! Вы нас слышите?

Артем Соколов: Да, здравствуйте, слышу Вас!

Виталий Млечин: Артем, звучат часто обвинения в адрес интернет-магазинов, что там продаются товары, которые не соответствуют критериям качества, не проходят проверку, не имеют сертификатов ну и так далее. Наверное, отрицать это не имеет смысла, но каков процент именно таких вещей в интернет-магазинах?

Артем Соколов: Смотрите, в чем дело. Все зависит от того, в каком именно интернет-магазине приобретается тот или иной товар. Дело в том, что есть вот российские интернет-магазины, имеющие российское юр. лицо, то можете не сомневаться, там все будет нормальное, потому, что магазину нет смысла заниматься там такой деятельностью. Потому, что он рискует быть закрытым в тот же момент, как только что-то такое там обнаружится. Это первое. Есть другие магазины, так называемые зарубежные интернет площадки. Вы знаете, сейчас интернет не имеет границ, Вы может приобрести любой товар в любой точке земного шара, Вам его доставят за два-три дня. И вот в этом как раз случае, Вас никто не защищает, и все покупки Вы делаете на свой страх и риск. Вот покупки за рубежом стали в последнее время очень распространенными, 94% заказов у нас делается в Китае, и именно там как раз происходит что? В Китае есть как хорошие производители, так и не очень добросовестные. Хорошие все сертифицируют, делают товары из качественных материалов, у нас огромное количество китайских товаров на нашем рынке и с этим никаких проблем не возникает. А вот есть производители, которые экономят на всем, и не сертифицируют вот эти товары даже своей стране, в стране происхождения. В Китае законы очень жесткие. На территории Китая они эти товары продать не могут, потому, что у них сертификатов нет. Но зато вообще беспрепятственно, вообще без каких-либо проблем могут через интернет площадку продавать его по всему миру. Естественно понимая, поскольку к экспорту из Китая таких требований не предъявляется, никто не проверяет на безопасность ничего, можно экономить и продавать, все, что угодно. У нас за прошлый год только в Россию вошло 26 миллионов единиц детских товаров в посылках на общую сумму больше 35 миллиардов рублей.

Виталий Млечин: Артем, а чья это проблема? Кто должен за этим следить? Тот, кто отправляет, то есть китайская сторона?

Тамара Шорникова: Или Роскачество у нас?

Виталий Млечин: Или тот, кто принимает здесь, то есть, мы? И спасение утопающих - дело рук самих утопающих?

Артем Соколов: Ну, обе стороны, обе стороны. Мы, например, когда из России что-то отправляем, у нас проверяют экспортную декларацию, у нас очень серьезная система контроля. У нас нет права отправить на экспорт, не сертифицированный товар. В Китае такое право продавцам предоставлено.

Тамара Шорникова: Хорошо, если есть недобросовестные продавцы, как, какие механизмы у нас сегодня существуют, чтобы поставить барьер вот для таких опасных возможно игрушек?

Артем Соколов: Ну, здесь, если с точки зрения безопасности подходить, конечно, можно было бы попробовать при ввозе требовать как минимум сертификат страны происхождения этого товара. Потому, что в принципе, все дети у нас устроены примерно одинаково. Что российских, что китайских детей нельзя кормить песком или заворачивать в полиэтилен, я думаю, что они отреагируют примерно одинаково. Поэтому, естественно, здесь простое требование по наличию любой бумаги, удостоверяющей, что этот товар безопасен. Страны происхождения, там китайского, европейского сертификата там, сертификата США, было бы, на мой взгляд, достаточно.

Тамара Шорникова: Почему сегодня этот сертификат не спрашивается?

Артем Соколов: А сегодня у нас другие правила. Дело в том, что такие посылки пересылаются по другим правилам и по таким товарам не требуется вообще никаких документов.

Виталий Млечин: А покупатель может как-то подстраховаться, не знаю, запросить тоже у того же продавца какой-то сертификат или что-то в этом роде? Это как то предусмотрено?

Артем Соколов: Ну, только на свой страх и риск можно сделать покупку. Если он доверяет этому продавцу, то только так. А больше никак.

Тамара Шорникова: Так.

Артем Соколов: Но, как правило, знаете, что происходит? Дело в том, что тут не то, чтобы покупатели самообманом занимаются каким-то. На самом деле, все немножко происходит по-другому. Эти товары приобретаются не для личного пользования, а для целей перепродажи, и потом оседают на региональных рынках. Во-первых, потому, что они дешевле намного. Дело в том, что такие товары они продаются без НДС, без пошлины, тем более, что их там сертифицировать нет необходимости, то уже минус целый такой серьезный объем накладных расходов. Потом оседают на рынках, перепродаются. Вот так они и оказываются у нас.

Тамара Шорникова: Ну и кратко, вот сейчас Генпрокуратура занялась проверкой по просьбе омбудсмена, уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой, к чему-то может эта проверка привести? Стоит ли ждать запрета на какие-то товары в скором времени или все же нет?

Артем Соколов: Вы знаете, может, к чему-то она и приведет. Потому, что во многих странах мира, например, есть ограничения на пересылку таких сенситивных категорий. Вот тот же самый Китай он требует сертификаты. Если Вы в Китай захотите что-то отправить, из категории товаров, которые потенциально даже могут быть опасны для жизни китайских граждан, т оу Вас попросят сертификат. Там в ряде других стран есть аналогичные требования. Нельзя пересылать подделки, контрафакт, опасные товары нельзя пересылать, опасные в плане сделанные из опасных веществ, там не взрывоопасные, а вообще в принципе. Я бы правильно сказал – небезопасные, вот так. Вся Европа по этому законодательству живет. И тут, в общем-то, практика такая в мире есть, поэтому, возможно и мы к чему-то какому же придем.

Тамара Шорникова: Спасибо!

Виталий Млечин: Спасибо Артем! Это был президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Давайте еще послушаем наших зрителей. Марина из Выборга, она позвонила, Марина, здравствуйте, Вы в эфире!

Зрительница: Здравствуйте!

Тамара Шорникова: Слушаем!

Зрительница: Вот Вы понимаете, запах идет от игрушек.

Тамара Шорникова: Неприятно пахнут.

Зрительница: Да неприятно. А вот у меня аллергия вот на всякую химию. Вот у нас на рынке когда было, сейчас, слава богу, убрали, обувь продавали нерусские, ну типа грузин, армян там, у них обувь так пахла.

Тамара Шорникова: Так, понятно. А Вы как-то отфильтровываете эти игрушки? Убирает их в другую коробку, выбрасываете? Или просто сокрушаетесь, что плохо пахнут?

Зрительница: Нет, я их просто не покупаю. А вот обувь я один раз купила, потом выбросила на помойку. У меня ноги заболели.

Тамара Шорникова: Понятно.

Виталий Млечин: Да, спасибо большое! Это тоже способ, в принципе, действительно организм каким-то образом реагирует. Давайте посмотрим небольшой сюжет, наши корреспонденты в разных российских городах спрашивали у людей, как они выбирают детские игрушки, и вот что отвечали люди.

«СЮЖЕТ»

Виталий Млечин: Вот опять тема запаха возникла, то есть, все плохо пахнет, значит, плохое. Ну, логично вообще-то. И знаете, еще я обратил внимание, сразу несколько людей на улице говорили вот «В больших торговых центрах, в больших магазинах». Это гарантия, если я покупаю в большом, дорогом магазине, я уверен в том, что это не подделка, хотя бы и безопасная?

Александр Борисов: Я, вот смотрите, я готов с Артемом согласиться, что игроки, которые на рынке давно, у которых есть, что защищать, свое имя, свой логотип, и свое будущее в том числе, они не будут рисковать, покупая заведомо не сертифицированную продукцию, или, которая может нанести ущерб здоровью ребенка. И вот тут, Вы видели, какой широкий спектр, и все-таки подавляющее большинство сознательных родителей, они интуитивно делают правильный выбор. Вот мне кажется, и наша с Вами задача заключается в том, чтобы им помогать в этом выборе и подсказывать.

Тамара Шорникова: Вот чтобы помочь родителям, Вы говорите, что нужно запрашивать тот же сертификат качества, это отдельная бумага, это какой-то определенный знак торговый должен быть на упаковке, на что стоит обратить внимание?

Александр Борисов: Каждый торговый объект, ну, субъект торговли, покупая у дистрибьюторов или непосредственно у производителей товар, он должен получить вот этот сертификат соответствия, который и по существу является своего рода гарантом того, что здоровью пользователя, в данном случае ребенка, не будет нанесен ущерб.

Виталий Млечин: А покупатель может его увидеть, этот сертификат?

Александр Борисов: Обязательно! Вот понятно, что когда мы с Вами приходим в магазин, мало у кого находится достаточно времени и желания заниматься этим.

Тамара Шорникова: Ну, симпатичный, подходит под размер, если это одежда, цена устраивает.

Александр Борисов: Да, к сожалению. Но вот там, где Вы чувствуете, что, вот резкий запах, да? По существу, это свидетельство того, что игрушка, допустим, была сделана из очень дешевого материала, пластика невысокого качества, вот он как раз может для ребенка вызвать аллергические реакции, например. Хотя можно,

Виталий Млечин: Вообще запаху, запаху тоже надо доверять.

Александр Борисов: Химия позволяет сейчас сделать очень многое, и, на самом деле, рещкий запах это тоже не показатель.

Виталий Млечин: Спасибо! Это был председатель комитета Торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка Александр Борисов. Мы беседовали о качестве игрушек. Наверное, следует резюмировать, да, что надо стараться самому тоже следить за тем, что покупаете.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Не ленитесь попросить его у продавца

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты