Александр Чулок: Все больше тех, кто перестает считать владение маркером успешности. Они хотят просто пользоваться

Гости
Александр Чулок
директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний «Высшей школы экономики», кандидат экономических наук

Мария Карпова: У нас на связи Александр Александрович Чулок директор Центра научно-технологического прогнозирования высшей школы экономики. Александр Александрович, здравствуйте!

Александр Чулок: Добрый день!

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, вот пять лет назад, мне кажется, вот эта вся шеринговая экономика, совместное потребление рассматривалось как мода исключительно. Вот теперь это становится основой успеха, тот же бизнес если взять. Это так?

Александр Чулок: Профессионалы еще несколько десятилетий назад говорили о том, что sharing economy – экономика совместного потребления – это глобальный тренд. Просто мы видим, как он разворачивается на наших глазах.

Надо сказать, что к 2025 году, т.е. совсем вот немножко осталось ждать, объемы мировой sharing economy оценивается в 335 млрд долларов. Согласитесь, очень прилично. А в России, например, по оценкам наших коллег, в прошлом году только оборот превысил 1 трлн руб. Это, конечно, и фудшеринг, это и шеринг одежды, это естественно и транспортная мобильность, которая повышается. Так что шеринг-экономика с нами надолго. Но в ней надо разбираться, смотреть ее риски, которые безусловно, существуют, и возможности.

Мария Карпова: А для меня, как обычного жителя нашей страны, в чем выгода? Почему я должна обратить внимание на шеринговую экономику? Вообще, на какие-то шеринговые компании, вещи.

Александр Чулок: Вот это, наверное, одно из принципиальных отличий от Советского Союза: вы не должны. Не хотите – не обращайте. А вот те, кто хотят, например, либо сэкономить, потому что есть расчеты. Конечно, нужно смотреть на чем, какое благо? Есть расчеты и по автомобилям, и по самокатам, и по другим товарам. Когда выгоднее покупать, когда выгоднее брать в аренду, т.е. шерить.

Во-вторых, очень многие заботятся об окружающей среде. Я надеюсь, что вы точно к ним примыкаете и это делаете. А это очень сильный тренд. Потому что снижение нагрузки на окружающую среду транспортом в развитых странах привело к тому, что многие используют и общественный транспорт и различную микромобильность, так называемую, с самокатами, например, велосипедами и так далее.

Ну и последнее – это личное предпочтение. Очень интересно, конечно, что 96% хотят что-то купить, но я бы, конечно, уточнил. Если к социологам обратиться: а купить что и арендовать что? Это принципиальный момент. Но очень многие говорят: для меня владение не является маркером социальной успешности. То есть, ковер, дача, автомобиль, как в Советском Союзе и все, ты – успешный человек. А многие говорят: «Ну слушай, зачем мне это обременение? Я хочу путешествовать, по возможности. Мне хочется вкладываться в эмоции, в хорошие дела». Поэтому не у всех, конечно, но у ряда людей именно такие вот потребительские паттерны меняются, и они действительно хотят просто пользоваться, а не обязательно владеть.

Петр Кузнецов: Александр, да, спасибо! Но вот мы с вашей помощью уже подвели итоги. Я думаю, можно фиксировать итоги голосования, и даже их прокомментировали. Итак, 96% - купить, а 4% только арендовать. И еще телезрителей успеем послушать очень коротко.

Здравствуйте! Это тоже Александр из Ленинградской области. Пожалуйста, коротко. И Александр другой прокомментирует.

- Да, здравствуйте! Ну, при таких дьявольских ценах в магазине и отсутствием легенькой промышленности в нашей стране, то вот, например, детские вещи, вот у нас дети родились, нам мешками отдавали бесплатно. Потом мы мешками отдавали бесплатно. Кучу техники, какие-то велосипеды, транспорт – все на Авито, на Юле за копейки покупаешь и это лучше, чем арендовать. Потому что аренда – это ответственность, это залог.

Петр Кузнецов: Спасибо! Вот как раз вспоминали эти сервисы, да. Александр, это Александр Чулок уже с нами.

Ну, все-таки у нас шеринг от обеднения? Мы не покупаем, а арендуем, потому что так дешевле все-таки? Такая у нас модель?

Александр Чулок: Я бы всех под одну гребенку точно не делал бы. По-разному.

Мария Карпова: Да, у каждого своя причина.

Александр Чулок: И некоторые действительно хотят делать добро, а некоторые не очень много зарабатывают – это правда.

Петр Кузнецов: Спасибо, Александр Чулок директор Центра научно-технологического прогнозирования высшей школы экономики …