Ольга Арсланова: Будем сегодня в течение часа вспоминать, как этот проект рождался, как снимались фильмы. Дольше всех наших журналистов путешествовал по Волге Александр Денисов, мой коллега. Саша, сколько в итоге? Месяц примерно, да? Александр Денисов: Оля, да, месяц. Ну, можно сказать, даже годы. Ты вспомнила Дюма, а я вспомню Юрия Кублановского, нашего поэта-современника, он родился в Рыбинске, у него есть сборник стихотворений, называется «Посвящение Волге». И в предисловии у него написано: «Мы все одной волжской крови». И, наверное, любой живущий в стране – неважно, был он на Волге или нет, – спроси его: «Какая главная река России?»… А у нас полно рек: Енисей, Обь, Иртыш, Лена. Но каждый скажет: «Волга». Почему? Потому что действительно главная, столбовая дорога России, столбовая дорога истории. Насчет твоего вопроса, Оля. На Волге мы живем давно. У нас был такой прекрасный цикл очерков о стране «Малые города России». Ольга Арсланова: Было, да. Александр Денисов: И мы с нашим прекрасным оператором Андреем Николаевичем Быстровым, членом Союза кинематографистов России, он у нас работает, ездили по Волге постоянно. Отсняли все, включая и малые города, и деревни. И мы туда не в командировку выезжали в этот раз, а возвращались к себе домой, потому что мы знали, кого будем снимать. Безусловно, не тех же героев, что и прежде, но мы представляли, кто там живет и чем занят. Так что мы там провели годы, Оля. Ольга Арсланова: А что за эти годы, Саша, изменилось? Александр Денисов: Что за эти годы изменилось? Ты знаешь, я тебе скажу точно: ощущение, что река отражает любой российской истории, безусловно, и у тебя тоже появилось. Любой человек, который там чуть больше дня, недели проведет, он понимает, что река все, что происходит со страной, отражает четко. В этом году, понятно, страна у нас… Вот это слово «мобилизация» у нас вошло в лексикон, вернулось в сентябре, а мы его услышали на Волге еще в августе. Ольга Арсланова: Как так? Александр Денисов: И нам преподаватель Волжского государственного университета сказал: «Смотрите, какие суда идут по Волге. Если вверх – значит, страна завозит товары, мирное время. Если вниз – значит, страна мобилизуется». И это слово произнес он сам, я его не подталкивал. А я его спросил, говорю: «Вы знаете, вот где бы мы ни были, мы видим военные суда, катера боевого обеспечения, ракетные катера, которые идут либо к порту приписки, к месту службы, либо на испытания». Там все волжские судоверфи загружены заказами, они делают как гражданские суда, так и военные. И вот эти военные суда нам попадались в Костроме, в Городце на шлюзах, в Нижнем Новгороде. То есть мы все это видели. И это отражение истории. Это слово «мобилизация», мы с ним столкнулись еще в августе. Насчет отражения. Ты знаешь, мы в фильме фокусировались, безусловно, на людях, то есть это был такой документальный очерк о том, как живут люди на реке, для которых это свой берег. И отличительная черта… Ну, наверное, безусловно, сейчас во многих городах тоже, но вот у людей, живущих на Волге (рыбаков, судостроителей), есть общая черта. Это люди, которые относятся к стране не как к «Титанику», с ощущением таким пассажирским: «Куда вы нас привезли, психи? Мы сейчас кидаем шлюпки за борт и отчаливаем от вас, а вы там дальше плывите в пропасть». Нет, у них чувство ответственности за страну, поведение абсолютно самостоятельное, умение брать ответственность и за судьбу, и за будущее. А это ведь серьезное дело. Я вернусь к предприятиям волжским. Ведь, казалось бы, мы в таких жестких условиях находимся – нам электронику, эти чипы несчастные не купить. А все суда современные – это как космический аппарат. Ольга Арсланова: То есть эти люди крепко держат руль? Александр Денисов: Да. И я их все время спрашиваю, я говорю: «С нами такое творится! Нас так атакуют этими санкциями! Вообще нам такое устроили!» А они там вообще обнаглели – у них столько заказов! Они эти суда производят с утра и до вечера. Там у них даже во время обеда грохот стоит. Я говорю: «Что вы тут все время молотите? Идите и отдохните». Они говорят: «Нет, у нас много заказов». Они говорят: «Мы куем будущее страны вот так – с грохотом, с гарью, со сваркой, с искрами». Они действительно выстраивают будущее страны. И это ощущение, что страна встала (есть же такое понятие «судовой ход») на свой судовой ход и, не сворачивая, четко движется по своему пути, оно появилось у нас. Бывает, что к фильму ты готовишься, сценарий пишешь. Вот у меня сценарий есть, с которым я уезжал. А бывает момент переломный, когда фильм уже сам начинает себя снимать. То есть ты понимаешь, что главное тут – не мешать. И у нас такой переломный момент был, когда мы снимали рыбаков Костромской области. Они нас ночью позвали на ночную рыбалку, на промышленный лов. Они говорят: «Будет интересно. Такого вы никогда не видали». Чуть позже будет сюжет еще, там покажут здоровенного сома, которого мы в ту ночь выловили. Огромный, как акула! И как раз та рыбалка и донесла это чувство, что люди работают и живут на Волге, умеющие брать на себя ответственность, дисциплинированные, с уважением относящиеся и к своей профессии. Казалось бы, рыбаки – «эге-гей», да? Нет, они на реке молчаливые, как в разведку уходят. Все четко. Они мне говорят: «У нас контракт, промышленный лов. Если мы не выполним норму, то у нас контракта в следующем году не будет». Мы можем посмотреть этот фрагмент, как мы выходили. Ольга Арсланова: Да, давайте посмотрим. Александр Денисов: Степа, Степан Богинов, Алексей Потапов и Артем… К сожалению, Артем, прости, забыл фамилию, надо было в блокноте посмотреть. Всю ночь мы с ними провели, сварили уху. Посмотрим. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА Ольга Арсланова: Вот эта дисциплина – это же не суеверие, да? Александр Денисов: Нет. Уважительное отношение к тому месту, где ты работаешь, где ты живешь. Ольга Арсланова: Нам из Рязани позвонил Владимир, давай послушаем. Владимир, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, добрый день. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Вы в эфире. Зритель: Я родился в Костроме, на Волге, в 51-м году. Все детство, вся юность у меня прошла именно в этом городе и на этой великой русской реке. Ну, волею судьбы… Как говорил мой любимый оперный певец Пласидо Доминго: «У каждого человека есть сценарий своей судьбы». Вот по такому сценарию мне довелось уехать из города на учебу, именно в Рязань. Я в Рязани закончил высшее учебное заведение, стал юристом, женился, семья появилась… Ольга Арсланова: А Волгу помните, Владимир, не забываете, да? Зритель: Да у меня все детство там прошло. Когда летом каникулы, мы с утра до вечера ходили на пляж. Это на правом берегу реки. Конечно, правый берег реки не такой туристический, малоизвестный, туристы ездит обычно на левый. Но мне посчастливилось, у нас высокий берег, там Ильинская церковь. Вся Рязань на той стороне, все видно. Понимаете, это такая панорама. Ольга Арсланова: Да, спасибо, Владимир. Действительно удивительно, что и те, кого мы встречали из ныне живущих, никто не хочет уезжать из своих городов, даже если они не очень преуспевающие, а кто уехал – вспоминает. Александр Денисов: А ты знаешь, Оля, тоже этот вопрос был, пожалуй, главный в трех сериях, которые я снял. Ты три серии сняла. Три же, да? Ольга Арсланова: Да. Александр Денисов: Три. И это вопрос «Что происходит с человеком, который отрывается от своего берега?» тоже был ключевым. Звонивший вспомнил Пласидо Доминго, а я вспомню нашего знаменитого волжского тенора Собинова Леонида Витальевича. У него есть из «Русалки» Даргомыжского эта знаменитая на пушкинские строки ария Каватина Князя: «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила». То есть эта неведомая сила тебя держит. И если ты отрываешься от своего родного берега, от Волги, то ничего хорошего с тобой не происходит. И примеров масса! Тот же Леонид Витальевич Собинов от берега не оторвался, хотя его дети в Белогвардейском движении были, уехали, а он остался, служил своей стране и после революции. И страна его за это ценила. Ольга Арсланова: Давай еще что-нибудь посмотрим из твоих фильмов, самое интересное. Александр Денисов: Давай. Вот тоже насчет силы берега, как это воспитывается в людях – и дисциплина, и уважение к реке, и в то же время как в тебя входит река. А входит с детства очень просто: с веслом, со швертботом, на котором ты плаваешь. У нас есть серия «Дети Волги», и как раз там мы и пронаблюдали, как Волга воспитывает каждый раз новое верное поколение. Посмотрим фрагмент. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА Александр Денисов: В чем урок-то? Тонуть – безусловно. Ты свалишься за борт. Но главное – выплывать. Вот этот урок дети усваивают в детстве. Ну, что со страной сейчас и происходит – выплывать надо, как бы там ни было. И еще насчет силы. Когда ты путешествуешь по Волге, какое бы ни было, маленькое ли путешествие (например, на пароме с одного берега на другой), оно сразу освежает. И я обратил внимание, что когда мы в Мышкин плыли, ну, на машине мы заехали, люди себя совершенно по-другому ведут там. Расплачиваясь с кассиром, протягивают СТС. Ну, там масса автомобиля указа, и от этого цена зависит. И они шутят: «Проездной». Совершенно другие. И на реке уходят твои проблемы, они кажутся мелкими, потому что река величественная, все, она уносит. С другой стороны, она учит силе. Например, в Ярославле есть Спасо-Преображенский собор, там молились Минин и Пожарский. Ты поднимаешь голову и понимаешь: был бы ты верующим или неверующим, это неважно, но это – сила! Ипатьевский монастырь… Ты там тоже была? Ольга Арсланова: Абсолютно. Да, да. Александр Денисов: Сквозь узкие кельи Михаил Федорович Романов смотрел. И ты тоже понимаешь величие своей страны, чувствуешь, это доходит мгновенно. И еще один пример приведу насчет силы, сейчас уже к третьему фрагменту перейдем. Историю мне рассказывали в Ярославле: украли икону в 90-х годах, а спустя годы она обнаружилась на венецианской скупке, ну, какая-то галерея. Рассказали музейщики, к которым храм относился (храм Николы Надеина), они искали, как бы им вернуть эту икону. А она там продавалась, украдена была и вывезена. Они нашли мецената, Михаила Абрамова, связались с ним, рассказали. А он помогает вернуть украденные ценности. И он съездил с представителями музея в эту венецианскую галерею, поговорил с хозяином. Женщина, которая присутствовала при этом разговоре, она говорит: «Безусловно, хозяин этой галереи был не коллекционер. У него по лицу было написано, что он занимается такого рода темным бизнесом». Наш Михаил Романов… точнее, Абрамов (к сожалению, он умер, погиб в авиакатастрофе) зашел, поговорил с ним несколько минут и вышел с этой иконой. То есть как Данила Багров: «Я слово заветное знаю». А на ней стоял ценник – 250 тысяч евро. Он ее взял. И приехали с этой иконой обратно. Я к тому, что есть определенная сила, моральная сила, которая нам помогает, в том числе даже в таких историях, выкручиваться. А что касается третьего фрагмента. Есть такое понятие у Ивана Ильина, философа: «Страна – это не столько география, а сколько нечто от духа и для духа». И вот люди, которые даже по крови не русские, но, работая на реке, они как-то русский дух усваивают. И нам попался герой, Хорхе его зовут, он перуанец. И чем он нас поразил? Во время интервью (мы его об этом совершенно не спрашивали) он говорит: «У меня русская душа». Я говорю: сразить большим русского человека невозможно. Это подкупает! Давайте посмотрим, тоже любопытный момент. Человек стал русским на реке, не будучи русским по крови. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА Ольга Арсланова: Да он же русский! Нам дозвонился Даниил из Москвы. Добрый день. Зритель: Добрый день, здравствуйте, добрый день. Ольга Арсланова: Да, говорите, Даниил. Рассказывайте, что у вас с Волгой. Зритель: С Волгой, вы знаете, у меня связана жизнь теперь. Я коренной москвич, старший научный сотрудник Музея Москвы, вожу экскурсии для москвичей, но уже в теперь далеком 2001 году я попал на Волгу, в Ярославскую область, в город Тутаев, левый берег, Романовская сторона. Это один из древнейших городов Руси, именно город Романов, левая часть нынешнего Тутаева. В 2007 году я там приобрел небольшой домик, руины, домик на три оконца, сени, печка. И постепенно начал приводить в порядок дом, участок. И начал вести такую научно-просветительскую работу, заниматься историей и краеведением уже непосредственно Романовской стороны Тутаева. У меня вышло несколько статей. Плюс мы еще с ребятами через Интернет организовывали ежегодные субботники, приезжали ярославцы и москвичи. Ольга Арсланова: Даниил, спасибо большое, у нас не так много времени. Ну, история о том, как Волга не отпускает, притягивает. Александр Денисов: В историю погружает. Там невозможно не погрузиться, да. Ольга Арсланова: Спасибо большое. Александр Денисов, журналист Общественного телевидения России, автор документальных фильмов о Волге.