Петр Кузнецов: Еще одна проблема, о ней поговорим с адвокатом Александром Егоровым. Александр, здравствуйте! Александр Егоров: Доброе утро! Петр Кузнецов: Проблема в следующем заключается: то, что еще много очень пишут про всякие переработки, про то, что заставляют делать то... Знаете, есть очень много корпоративных заскоков в компаниях: в одной корейской компании – я понимаю, что это где-то далеко, но тем не менее – петь гимн Кореи в начале дня, в другой – носить бороды определенной длины, в другой нельзя ставить на рабочий стол личные фотографии и т. д. Вот эти все штуки, не имеющие, казалось бы, прямого отношения к работе, они прописаны где-то в договоре? И действует ли Трудовой кодекс на частные предприятия, индивидуальные предприятия или «что хочу, то ворочу»? Александр Егоров: Трудовой кодекс – это документ федерального значения, федеральный закон, он распространяется на все сферы правоотношений трудовых, которые возникают на территории Российской Федерации. Безусловно, в коммерческой организации могут быть, скажем откровенно, свои заскоки, но все это должно быть отражено на стадии принятия работника на работу - в должностной инструкции, в каком-то уставе организации. Поэтому когда вы устраиваетесь на работу в коммерческую структуру, необходимо, прежде всего, спросить должностную инструкцию, чтобы там было написано, что конкретно вы должны делать. Если руководитель поручает вам работу, которая не связана с вашим образованием, несвойственная, если возникают переработки ненормированные, выходные дни, командировки неоплачиваемые –нужно все это документировать и обращаться в трудовую инспекцию. Мария Карпова: Александр, но всегда ведь есть страх, что если я куда-то пожалуюсь, куда-то обращусь, то меня уволят – вот такой страх оправдан? Александр Егоров: В каждом конкретном случае работник должен для себя решить готов ли он выходить на тропу войны. Если в коллективе его одного не устраивает начальник, наверное, все-таки работнику нужно присмотреться и подумать, идти ли с жалобами. Но если массовое недовольство складывается, то, естественно, необходимо жаловаться в трудовую инспекцию. Если мы говорим о муниципальных исполнительных органах власти, государственных, там все прописано годами, уже сложен порядок. Поэтому если ты работаешь на государство, безусловно, свои права надо защищать. Мария Карпова: А есть какие-то механизмы, чтобы как раз не выходить на эту тропу войны? Чтобы куда-то, может быть, анонимно пожаловаться или куда-то написать, позвонить, рассказать о ситуации на работе? Александр Егоров: Анонимные жалобы у нас не рассматривает ни трудовая инспекция, ни Прокуратура. Это основные два органа государственной власти в сфере трудовых отношений. Для себя работник должен определить: испробовал ли он все методы диалога со своим потенциальным начальником? Если поступает указание от начальника, и работник понимает, что это не входит в его трудовые обязанности, нужно начать с должностной инструкции и спросить у начальника: «Где это написано, что я должен мыть полы, если я бухгалтер?» Петр Кузнецов: Ну вот в этой линейке взаимоотношений, казалось бы, ключевую роль должны играть профсоюзы, но у нас с ними большие проблемы, мы все это знаем, много об этом говорили. Давайте послушаем наших телезрителей. Мария Карпова: Юрий из Саратовской области. Петр Кузнецов: Юрий, здравствуйте! Юрий? Зритель: Алло, здравствуйте! Петр Кузнецов: Добрый день! Зритель: Я плохо очень просто вас слышу. Знаете, у меня как такового начальника нет, потому что я индивидуальный предприниматель, я работаю сам на себя, то есть прямого начальства я на себе не ощущаю, у меня его нет. Но у меня есть близкие родственники, дальние родственники, которые работают в различных организациях. И вот когда мы обсуждаем с ними вообще жизненные какие-то проблемы, то я часто слышу, что лояльность к начальству целиком и полностью поглощает профессионализм. То есть начальниками часто становятся те люди, которые кому-то угодны, они не отбираются по каким-то профессиональным критериям. Они делают так, как нужно делать, и часто становятся начальниками. И вот в этом и есть, я считаю, большой корень проблемы. Вот и ваш опрос это показывает. Петр Кузнецов: Понятно, да. Такую позицию, основанную на личных историях, мы уже читали на СМС-портале, вы лишь подтверждаете, дополняете ее, спасибо большое! Мария Карпова: Спасибо, Юрий! Петр Кузнецов: Еще один звонок послушаем, это Виктор из Челябинской области, насколько мы понимаем. Виктор, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Здравствуйте, Виктор, говорите пожалуйста. Зритель: Сейчас я пенсионер, а долгие годы, 35 лет, проработал в муниципальной стоматологической поликлинике. В одно время у меня не сложились отношения с главным врачом, и ситуация сложилась так, что просто была одна команда регистратуре, чтобы мне пациентов не направляли. В результате я жил – как говорили в том фильме – на одну зарплату, то есть на одну ставку. А ставка была чуть больше семи тысяч. Мария Карпова: Как решили эту проблему? Или не решили? Зритель: Никак не решили. Сидел до пенсии 10 лет и работал на другой работе. Петр Кузнецов: Ну остается развести руками... Спасибо вам, сочувствуем. Мария Карпова: Спасибо. Петр Кузнецов: Александр Егоров, адвокат, с нами. Очень коротко, Александр, вот эта проблема все-таки есть: начальник не тот. По вашему опыту, отчего она все-таки? Что значит «не тот», и как эту ситуацию изменить? Александр Егоров: По моему опыту, в последние 30 лет, когда наша страна претерпела изменения достаточно значительные, мы утратили навыки воспитания руководителей, директоров. Поэтому по большей части морально-правовые аспекты являются проблемой у каждого руководителя. А следующее уже за ними, как следствие, идет нарушение трудовых прав. Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Спасибо! Мария Карпова: Александр Егоров, адвокат, был с нами на связи.