Мария Карпова: «Здравствуйте, Санкт-Петербург, улица Савушкина 138, у входа в парадной в большом многоквартирном доме магазин, мусор тут же, курят, ругаются. Писала губернатору, там отвечают юристы, проводят ликбез. И что рассказывать детям?» Вот у нас как раз юрист на связи. Александр Егоров, адвокат. Александр, здравствуйте! Петр Кузнецов: Александр, здравствуйте! Александр Егоров: Доброе утро! Петр Кузнецов: С этой истории начнем или?.. Мария Карпова: У тебя была какая-то, мне кажется, животрепещущая. Петр Кузнецов: У меня просто были записаны истории, да. Несколько, если их объединить: Евгений из Москвы звонил, и, по-моему, Лидия, Сызрань. В общем, штука такая: они живут в доме, ну все по классике, у кого девятиэтажка, у кого чуть ниже, пятиэтажка, на первом этаже магазины, они мешают, потому что антисанитария, потому что крысы, шум, постоянно собственники меняются, соответственно, профили этих магазинов меняются, сегодня это парикмахерская, завтра это пивной магазин и т. д. Посторонний шум, бегают всякие животные, клопы заводятся. Жалуются везде, женщина говорила, что дошла и до губернатора, даже президенту писала, в Администрации Президента, видимо, зафиксировали, сказали: «Вы жаловались?» - «Да, жаловалась». И ничего не сдвигается с места. В итоге как, что? Магазин, который неправильно себя ведет, с первого этажа никак не выгнать? Александр Егоров: Это часто повторяющаяся история, и необходимо сказать, что жаловаться нужно тоже правильно и системно. Уполномоченные органы исполнительной власти по надзору за соблюдением в том числе санитарных норм в жилых помещениях – это жилищная инспекция. Жилищный инспектор вправе выехать, провести проверку и составить соответствующий акт: соблюдается ли санитарное состояние, совершена ли перепланировка, есть ли какие-то нарушения в коммуникациях. Этот акт потом можно использовать для того, чтобы обратиться в суд и обязать соответствующий магазин привести в это соответствие, и таким образом защитить свои права. Петр Кузнецов: Если жилинспекция никак не реагирует? Телезрители об этом говорили. Александр Егоров: Нужно жаловаться системно, не нужно писать жалобу, что вас что-то не устраивает. Здесь необходимо обращаться к юристу и требовать, чтобы жилинспекция выехала и провела акт проверки. Дело в том, что с бюрократизмом очень сложно тоже бороться, и если составить просто короткую жалобу, что вам что-то не нравится, вполне реально и получить ответ, что никаких нарушений не было найдено. В данном случае нарушения фиксируются только актом. Мария Карпова: Александр, человек должен это сделать в индивидуальном порядке или это должно быть какое-то коллективное письмо от всех жильцов? Петр Кузнецов: То есть всем домом, всем подъездом? Александр Егоров: Это может сделать как отдельно взятый собственник жилого помещения, так и если собственники соберутся и проголосуют на общем собрании за такое решение, то, безусловно, успех гораздо более вероятен. Потому что уже жилищная инспекция, контролирующие органы будут понимать, что это не желание отдельно взятого человек, а целый дом настроен против конкретного магазина, где нарушаются их права. Петр Кузнецов: Александр, скажите, иногда жильцы не знают вообще каким образом без их ведома появился магазин на первом этаже – как это происходит? Должны ли договариваться с теми, кто под этим магазином будет жить? Ну то есть вот этот стояк или что, подъезд? Или со всем домом договариваться? Александр Егоров: Собственники жилых помещений на первых этажах, если это притом нежилое помещение, вправе распоряжаться ими как угодно, но это распоряжение должно корреспондироваться с действующими нормами законодательства. Мы понимаем, что на первом этаже нельзя устроить кафе или ресторан, потому что там будет шумно, там будет кухня, нужна вытяжка. Но чтобы магазин продуктовых товаров устроить на первом этаже, не требуется какого-то специального разрешения. Поэтому если этот магазин складирует товары, и из-за этого развелись крысы и тараканы – это уже нарушение санитарных правил, и можно требовать защиты своих прав. Но если просто расположили продуктовый магазин, это вправе сделать собственники. Мария Карпова: У нас было много сегодня сообщений и звонков из Санкт-Петербурга, там очень много жалуются на такие помещения. Казалось бы, там в основном, особенно в центре, исторические здания, то есть там правила должны как-то жестче регламентироваться. Почему тогда там столько проблем, столько недовольных жильцов? Александр Егоров: Я связываю это с тем, что жилищный кодекс у нас достаточно долгое время реформировался и в том числе надзорные органы не были наделены соответствующими полномочиями, реагировали только на конкретные жалобы. Были осуществлены самовольные переустройки, которые вышли из-под, так сказать, ока органов жилищной инспекции, и я думаю, сейчас нужно это восстанавливать, чтобы по соответствующим жалобам проводилась ревизия, где была незаконная перепланировка, чтобы приводили в соответствие. Петр Кузнецов: У меня знаете какой вопрос, Александр, я думаю, что вы тоже найдете ответ на этот вопрос: магазины делают какие-то взносы на содержание общедомового имущества? То есть там, где он находится, например, жильцам платить меньше, потому что часть взносов идет от этого магазина. Александр Егоров: Да, безусловно, если магазин расположен в многоквартирном доме, собственник этого нежилого помещения, магазина точно так же, как и собственник жилого помещения, должен оплачивать взносы на ремонт и содержания жилья. Петр Кузнецов: Спасибо! Здесь ключевое – «должен». Мария Карпова: Александр Егоров, адвокат, был с нами на связи.