Александр Федорович: Когда человек идет к колдуну, проблема ответственности сразу отпадает
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/aleksandr-fedorovich-23189.html
Марина
Калинина: Давай руку. Буду гадать.
Константин
Чуриков: Вот эту, да?
Марина
Калинина: Да любую. Я, правда, не умею.
Константин
Чуриков: Только не надо про вторую или третью семью, которая мне
предстоит, рассказывать.
Марина
Калинина: Да. Тут линия жизни у тебя длинная, линия ума тоже
длинная.
Константин
Чуриков: Спасибо.
Марина
Калинина: В общем, ума палата. Деньги после эфира отдашь за
гадание.
Константин
Чуриков: Понял. Позолотил ручку.
Марина
Калинина: Так давайте разберемся, почему же мы хотим узнать свою
судьбу, почему обращаемся за помощью к потусторонним силам. Маги, колдуны,
гадалки – кто эти люди? Волшебники, которые видят в своих магических шарах или
картах то, что не можем видеть мы сами, или все-таки шарлатаны?
Константин
Чуриков: С чего вдруг, спросите вы, мы сегодня решили об этом
поговорить? Потому что накануне наших сограждан опросили о том, верят ли они в
магию. И оказалось, что более трети россиян верят в колдовство. 36%. И ждут
помощи от магов в безвыходной ситуации, в том числе связанной со здоровьем,
27%. И верят они в магию, утверждают, что сами на себе испытали и порчу, и
сглаз, и какие-то волшебные магические вещи.
Однако по тем же вопросам только 38% отмечают, что в
случае проблем со здоровьем идут к врачам, а 25% лечатся тем, что регулярно
смотрят передачи о здоровье по телевизору и прикладывают к проблемным местам
больным разные примочки, народные мази из кореньев, травок и всеразличных
грязей. Вот парадокс.
Открыв интернет и набрав "маги колдуны", вы
получите огромное количество предложений: приворот мужчины или женщины, снятие
обета безбрачия, порчи, сглаза, или наоборот предлагают сделать эту порчу
кому-то другому. Есть и такие. И многие идут, платят огромные деньги. Ведь
стоит это недешево.
Но получают ли они реальную помощь? Конечно, нам хочется
верить в волшебство. Не так ли? Хочется думать, что есть люди, которые решают
наши проблемы, видят наше будущее, подскажут, как правильно поступить в той или
иной ситуации. Давайте попробуем разобраться в волшебной силе магии и в самих себе.
Поможет нам в этом наш гость, врач-психотерапевт Александр Федорович.
Здравствуйте.
Константин
Чуриков: Здравствуйте.
Александр
Федорович: Добрый день. Здравствуйте.
Марина
Калинина: Проходите, пожалуйста.
Александр
Федорович: Здравствуйте.
Константин
Чуриков: И сразу запускаем наш СМС-опрос. Вопрос очень простой: "А
вы верите в колдовство?". Свои ответы "да" или "нет",
пожалуйста, отправляйте на короткий номер 3443. Сначала буквы "ОТР".
И дальше "да", если действительно верите.
Александр
Федорович: У нас будет возможность проверить данные ВЦИОМ.
Константин
Чуриков: Перепроверить. Но у нас своя аудитория. У нас люди не
такие простые. Посмотрим. Время пошло. Подведем итоги буквально через 23
минуты.
Марина
Калинина: Насколько это проблема, с вашей точки зрения?
Александр
Федорович: Да нет проблемы. Идут люди туда или в другое место, по
большому счету, это ведь право выбора. Мы не можем право выбора обозначить как
проблему. Проблема, наверное, в другом. Слушая эти цифры, мне было очень
печально за моих коллег, за врачей, за нашу медицину. Потому что в первую
очередь это отраженная проблема медицины. 25% людей, чтобы выжить, лечатся
самостоятельно, а остальные со своим здоровьем, 38%. Это больше половины. И
это, конечно, для меня цифры совершенно катастрофические.
Константин
Чуриков: То есть это некий диагноз для нашей системы
здравоохранения.
Александр
Федорович: Как минимум.
Марина
Калинина: И получается, что люди предпочитают пойти куда-то к
какому-то там колдуну. И он его заколдует.
Александр
Федорович: Если бы, например, был такой вопрос в опроснике "А
вот вы идете к шаманам, экстрасенсам и колдунам после врача или до врача?",
я думаю, что эта катастрофа была бы глубже.
Марина
Калинина: Или вместо.
Александр
Федорович: Или вместо, да.
Константин
Чуриков: Знаете, здесь очень интересные детали. Да, наряду с
тем, что, как сказала Марина, треть опрошенных верит, четверть встречалась
лично с проявлениями колдовства. То, что женщины в основном склонны считать колдовство
существующим, реальным, и люди уже такие пожилые. А молодежь и особенно мужчины
как-то противятся этому.
Поход к колдуну – это условное достижение условного результата, потому что человек из этого процесса выключается
Александр
Федорович: Молодежь в принципе – такая категория ни во что не
верящих, кроме своих собственных сил. Перед ними горизонты, они полны
уверенности в себе, иногда даже превышающей их реальные возможности. Что
касается мужчин – да, естественно, они более рациональны, они, как уже было
сказано чуть ранее, больше верят себе и в себя, в свои силы. Их так
воспитывают. Такова психология мужчины. Он настроен на достижение результата. А
поход к колдуну – это условное достижение условного результата, потому что
человек из этого процесса выключается. Ему говорят: "Очень хорошо, мы шар
посмотрим, вы пока деньги кладите, копите еще, и мы начинаем за вас работать.
Вы уже сидите, отдыхаете, - как в той замечательной рекламе, - а дивиденды уже
идут, уже процесс пошел, уже надо просто набраться сил и дождаться результата".
А вопрос "дождаться" становится таким ключевым. Женщинам больше
свойственно ждать. Они ждут, ждут, потом говорят…
Марина
Калинина: Сначала принца на коне.
Александр
Федорович: Да, а потом уже 30, уже ждать некогда, уже мы переходим
в другой регистр. А мужчины менее ожидательны в этом смысле.
Константин
Чуриков: Настораживает… я не знаю, как измерять профессионализм
колдунов, я не специалист в этой области. Но настораживает то, что я, например,
в одной газете читал, там реальное журналистское расследование. Звонили колдунам,
магам и так далее. И, например, говорят: "Я хочу приворожить сразу трех
женщин. Три можете?". - "Да, троих можем". - "Пятерых
можете?". - "Можем". - "А чтобы Трамп победил, можете?".
- "Тоже можем", - только там сумма другая называется. То есть нет
ничего невозможного. По сути, наверное, все-таки часто откровенное
шарлатанство. У меня вопрос такой. А бывают ли, с вашей точки зрения, все-таки не
маги, а люди, которые способны, может быть, скорее не как колдун работать, а
как психотерапевт, психолог…
Александр
Федорович: Я думаю, что отчасти все эти люди так или иначе владеют
определенной психотерапевтической техникой. Отчасти они, может быть, несут на
себе какой-то элемент врожденных особенностей, врожденных способностей.
Марина
Калинина: Так эти врожденные особенности все-таки есть?
Александр
Федорович: А я не сказал, каких.
Марина
Калинина: Вообще в принципе.
Александр
Федорович: Конечно, у каждого что-то есть. И, конечно, за годы
работы многие психотерапевты, психологи овладевают подобного рода техникой,
когда начинаем считывать (в хорошем смысле слова "считывать")
информацию…
Марина
Калинина: А кто вас знает, в каком смысле слова.
Александр
Федорович: С того момента, как человек вошел в кабинет, с того
момента, как он позвонил. Как он говорит, о чем он говорит. Мы уже получаем
определенный портрет. Нас, психотерапевтов, психологов этому учат. Есть
специальные способы наблюдения за теми или иными особенностями.
Марина
Калинина: Есть же какое-то нейролингвистическое программирование.
Александр
Федорович: Это большая сказка, которая в свое время вышла в тираж.
На этом немало заработали. И некоторые уже, несмотря на то что тираж
закончился, продолжают на этом зарабатывать. Но зачастую это не то, что нам
дает масса. Что посмотрел вверх – ага, сейчас начнет врать. Ой, посмотрел вниз
– ну-ка, скорее я сейчас запишу, что он скажет. Это фантазии. Но НЛП как
психотерапевтическая техника существует, она работает и имеет определенные
показания, дает определенный эффект. Но, конечно, не такой фантастический, как
нам предлагают: куда посмотрел, сразу сел, присоединился – и все там уже твое
стало. Нет.
Марина
Калинина: Но вот эти походы к тем же магам, колдунам. Вот человек
идет к ним с надеждой.
Александр
Федорович: Он идет купить надежду. Он идет безнадежный. У него
безнадега точка ру. Все.
Марина
Калинина: Он же идет, надеется, что ему помогут.
Александр
Федорович: Нет, он идет за тем, чтобы его там обнадежили. Он
говорит: "А вот столько достаточно, чтобы мне сказали, что все будет
хорошо?". - "Нет". - "Тогда еще столько". Это торговля
именно надеждой. И именно в этом основная опасность, что человек утрачивает
активность, будучи уверенным, что все работает, что за него эти силы земного
магнетизма уже приведены в действие. И, стало быть, можно спокойно сидеть и
ждать. И зачастую это становится фатальным.
Марина
Калинина: А, может быть, наоборот это как-то его воодушевит? Он
дождется, что все будет хорошо.
Александр
Федорович: Ожидание не может воодушевить. Ни один маг не скажет
ему: "Теперь давай…". Это же тема Буратино – зарыл и сиди жди эти
монетки. И потом вырастет дерево в поле чудес в стране дураков. Бездействие не
может дать никакого эффекта. Стратегическое ожидание, понимание того, что ты
что-то сделал и теперь должно что-то произойти в ответ – да. Но это уже
терапевтическая техника. А здесь речь идет о том, что не надо делать ничего.
Пей заряженную воду.
Константин
Чуриков: "Людям нужна надежда, нужна сказка, нужно чудо".
Я еще обратил внимание на такую трактовку исследования. 29% россиян, верящих в
колдовство, защиту ищут в первую очередь в религии. 43% из них сказали, что
посещают церковь, молятся. Как это вообще коррелирует?
Александр
Федорович: На мой взгляд – абсолютно. Здесь единственное, что
требуется – в определенной последовательности читать определенные молитвы. Эту
последовательность и характер определяет соответствующий человек, наделенный
тоже магическим… Он же прямая связь, он умеет, он знает, он научен, у него есть
ссылки на определенные выдержки из определенных книг, которые не подвергаются
сомнению. Поэтому здесь, я думаю, очень схожая ситуация. Вопрос к ЦИОМ –
проводили ли исследования, сколько людей после магов идут в церковь, хотя
церковь на самом деле считает, что все эти магические штуки – это дьяволевы.
Константин
Чуриков: От лукавого.
Александр
Федорович: Да.
Марина
Калинина: Кто-то верит в черта, кто-то в Бога.
Александр
Федорович: Как говорил известный герой, "Кто-то верит в то,
что Бог есть, а кто-то в то, что Бога нет. Все должны во что-то верить". И
кто-то верит в колдунов, экстрасенсов. Как мы можем возражать? А по опыту могу
сказать, что это увеличение всегда связано с нарушением социальных
коммуникаций, когда стагнация возрастает, когда кризис грядет, когда количество
горячих точек возрастает и ты к ним имеешь отношение. В Европе в 1930-е годы
началось движение – все пошло по этому же пути. С одной стороны.
С другой стороны, самые первые люди государства
прибегают к помощи схожих лиц. Мессинг при Сталине, Джуно при Брежневе. И так
далее. Ванга, к которой идут на поклон все и вся, включая власть предержащих.
То есть идея чудотворства и волшебства на самом деле глубинна. Нам рассказывают
сказки. Вся сказка пронизана негативом, но в конце кто-то пришел, кого-то
застрелил, и все стало хорошо. То есть в нас вкладывают прям на глубинном
уровне. Потом эти сказки поддерживаются всякими чудесами, о которых нам в
былинах рассказывают. Потом вдруг выясняется, что в стране есть люди, которые
участвуют в каких-то процессах и делают какие-то предсказания. То есть мы из
этого регистра выйти не можем никак.
Марина
Калинина: То есть вы говорите о том, что, получается, у нас так
менталитет уже с детства формируется, что мы надеемся на щуку волшебную…
Александр
Федорович: На то, что добро всегда победит.
Марина
Калинина: На царевну-лягушку, у которой свойства были: правой
рукой махнет – лебедь поплывет.
Александр
Федорович: И там же ожидания. Она говорит: "Ты не спеши, иди
себе с миром". Про крошечку-хаврошечку. Я там сейчас по ушам залезу
где-то, вылезу.
Константин
Чуриков: Активно включились в дискуссию наши зрители. Вячеслав
пишет: "Чем больше магов и целителей, тем ниже уровень культуры ниже
уровень культуры населения. Алексей из Ростова-на-Дону в колдовство не верит,
но допускает возможность его существования. Такой агностицизм, что называется.
Давайте послушаем, что нам хочет сейчас рассказать Ирина из Казани. Ирина,
здравствуйте.
Зритель:
Здравствуйте. Слушаем вас. Говорите.
Константин
Чуриков: Ну что, верите этим людям?
Зритель:
Да, я верю.
Константин
Чуриков: Так, рассказывайте. Был опыт общения?
Зритель: Я
расскажу о себе. У меня был парень. Мы встречались. Провожала его в армию.
Когда ушел в армию, соседка сказала: "Пусть погуляет. Из армии придет –
наш будет". Из армии пришел ко мне, мы встретились, все было хорошо.
Пригласили нас на день рождения. И после дня рождения бабушка нам какой-то чай
в чулане за шторкой делала. А после дня рождения он ушел к ней. Верить или не
верить, я не знаю?
Марина
Калинина: К кому ушел? К соседке.
Зритель: К
ее внучке.
Марина
Калинина: К внучке. Понятно.
Александр
Федорович: Сам посыл немножко странный. То есть в армию погулять,
а мы ждем, потом чай. К сожалению, за кадром осталась встреча и характер
беседы. Возможно, девушка сказала что-то такое, а бабушка что-то иное, и у
парня внутри что-то произошло. Зачастую мы совершаем некие действия, не очень
понимая, в чем их механизм. Это то, что называется интуитивно, это то, что называется
озарением. Хотя по сути по своей мы зачастую копируем впитанные с раннего детства
механизмы взаимодействия. Откуда берутся эти идеи про венцы безбрачия, про
наследование проблемы. Это же просто по нисходящей линии копирование механизмов
поведения, механизмов взаимодействия с окружающей средой. Бабушка, мама, дочка,
внучка, правнучка – вот у них венец безбрачия. Нет. Просто у них не умеют
простраивать отношения с мужчинами. И в какой-то момент, когда эта критическая
масса нарастает, это женское главенство говорит: "Послушай, ты роди для
себя". Есть такая катастрофическая совершенно фраза.
Марина
Калинина: Я считаю, что это ужасно. Это мое личное мнение.
Александр
Федорович: "Ты роди для себя". А там раз, тебе подарят
девочку, и все замечательно. Поэтому если подойти к вопросу с научной позиции,
то в принципе понятно все. Но запретить человеку верить мы не можем.
Константин
Чуриков: Татьяна из Красногорска пишет: "Да, очень верю. Но
это очень опасно и страшно". Александр Михайлович, психотерапевтам
приходится сталкиваться с жертвами неудачных походов к этим колдунам,
целителям?
Александр
Федорович: Понимаете, в чем хитрость? Когда человек идет к
специалисту, он настроен на то, что специалист так или иначе несет ответственность
за то, что с ним происходит. Можно написать жалобу, можно затребовать вернуть
деньги, можно как-то взаимодействовать. Когда человек идет к колдуну, эта идея
отпадает. Хотя есть уже на сегодняшний день прецеденты, когда физические лица
судятся с организациями, суды признают право за организацией, есть такие
прецеденты, уникальные совершенно. То есть мы усматриваем в этом новый шаг, новый
регистр, новую ступень. Лично мне сталкиваться с таким не приходилось. Но люди,
которые, например, приходят ко мне на прием, они совершенно спокойно говорят: "Я
еще к гадалке хожу". Я говорю: "Ну, почему же нет? Дело такое
добровольное". И у человека всегда есть выбор. Гадалка с той лишь
разницей, что не несет никакой ответственности. Но иногда мы с ней во мнениях совпадаем.
Это здорово.
Марина
Калинина: Еще такое сообщение: "Мы верим в сглаз. С нами
работала женщина. Если кого похвалит, тот на следующий день заболевал. Очень
была завистлива к людям".
Константин
Чуриков: "Черти вам зачет поставят на этот эфир".
Подождите, мы пытаемся разобраться в проблеме и расставить все точки над "И".
Марина
Калинина: Кстати, спрашивают. Несколько вопросов. "Кашпировский
– он кто?".
Александр
Федорович: Как минимум, человек. И Кашпировский, и Чумак – это две
таких удивительных одиозных фигуры, которые умудрялись заряжать воду, и
некоторые даже говорят, что аккумуляторы, которые рассасывали рубцы и исцеляли
рак и прочее, прочее. Я думаю, что это два таких лица той самой удивительной
переходной эпохи, когда по центральному телевидению вещают такие удивительные
люди. Вот она метаморфоза…
Константин
Чуриков: Сегодня мы оглядываемся назад и мы думаем: "Как
могло вообще такое получиться?". Ведь вся страна смотрела именно эти
программы.
Марина
Калинина: Все сходили с ума.
Константин
Чуриков: Ставили банки, заряжали.
Александр
Федорович: Да, да, да! Потому что не надо думать. Это 1990-е. Там
стреляют. Идет передел, перерасход, перерасчет и так далее. Надо сидеть у
экрана и смотреть. То есть сам по себе посыл сверху. Точно так же как
алкогольная тематика. Если нужно какие-то дивиденды получить предвыборные, "О,
давайте введем…".
Марина
Калинина: Дешевую водку.
Александр
Федорович: Да. Или что-то такое. То есть это такие дешевые трюки,
которые призваны отвлечь внимание массы. И, конечно, вот результат. А что
касается их лечебных действий, о которых, может быть, наши телезрители сейчас
напишут, что у них лично что-то рассосалось. Так есть такая замечательная
история про Шарко. Это очень известная личность. Я думаю, что большинство нашей
аудитории слышало про душ Шарко.
Константин
Чуриков: Физиотерапия, известная процедура.
Александр
Федорович: А это на самом деле реальный человек, который был
директором клиники нервно-психических болезней под Парижем. Он известен не
только своим душем, но и целым рядом своих открытий. Он занимался гипнозом. И
однажды у него спросили. Вот была проблема, приключился гипноз, проблема ушла,
болезнь отступила – как такое может быть? Он говорит: "Значит, такая была
болезнь". Поэтому и к Чумаку, и к Кашпировскому я отношусь совершенно
спокойно. Меня, конечно, убивает формулировка господина, по-моему, Гробового,
который, используя катастрофические события, берет на себя смелость делать
такого рода заявления. Вот здесь я и как человек, и как специалист, и как
гражданин, конечно, протестую всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
А когда есть выбор, когда это совершенно тема с точки
зрения влияния безобидная, это же выбор. Я думаю, что "Изауру"
смотрели не меньше, чем Кашпировского. Для меня это примерно одного порядка
явления.
Константин
Чуриков: Я сейчас сижу на поисковом сайте и обращаю внимание: "Колдун
из Камеруна. Знахарка из Бенина". Зачем вот это нужно? Или люди этому
больше верят?
Александр
Федорович: Чем меньше понятности, тем больше чудодейственности. Мы
же всегда так: "Я не знаю, как это". Наши зрители же пишут. "Я
не знаю, как это произошло, но вот исцеление случилось". "Я не знаю,
что бабушка делала за шторкой, но он встал и ушел". И вот чем больше этой
тайны, тем, соответственно, должен быть выше результат. Это такие линейные
корреляты.
Я думаю, что многие не знают, где Бенин. Но пришел
оттуда колдун, есть какая-то тетенька, которая наследственная. 8 поколений
оказывается. Это ведь такое насаждение определенное специфическое сейчас. Я
думаю, что большинство людей заимствовало формулировку о крещении. Сейчас это
очень модно. "Вот я человек пожилой, но моя прабабушка где-то там при
коммунистическом режиме очень тайно меня покрестила". Это очень модно. И
сейчас это заявляется. То есть есть такой тренд. "Вот меня крестили тайно".
Тоже присутствует magic.
Потому что социалистический режим, советская власть, разрушение церквей. Я не
знаю, где столько церквей нашли, чтобы всех тайно перекрестить. Но это же тоже
элемент таинственности. Некий элемент принадлежности к некому эгрегору, чему-то
такому энергетическому. А здесь и символизм, и футуризм, и наколки, татуировки,
и прочее, прочее. То есть это символы принадлежности, которые должны придавать
силы в решении тех или иных событий, явлений. Амулеты и так далее. Поэтому чем
больше тумана, чем меньше научности, чем меньше рационализма, тем больше
поклонения тому, чему я даже не знаю сам.
Марина
Калинина: Смотрите, ведь зачастую люди ходят к гадалкам и ко
всяким прочим товарищам, для того чтобы узнать, что им делать в той или иной
ситуации. Не обязательно со здоровьем, а какая-то жизненная ситуация сложилась
неблагоприятная – они идут и спрашивают совета. И те как-то на своих шарах,
картах что-то смотрят, водят руками, выдирают волоски, раскладывают и так
далее. Это нежелание человека разбираться в себе самом? Когда люди приходят к
вам, они готовы над собой, чтобы решить свою проблему?
Александр
Федорович: Зачастую – да.
Константин
Чуриков: Они понимают, что бывает, что никто не виноват в том,
что так получилось в их жизни?
Александр
Федорович: Я в своей работе слово "виноват" стараюсь не
использовать в принципе, потому что идея виновности очень глубинна и нам ее все
время навязывают.
Марина
Калинина: И предполагают какое-то возмездие.
Александр
Федорович: Да. Наказание, санкция какая-то и так далее. Искать
виновного нет смысла, потому что его найти невозможно. А люди, которые приходят
к терапевту, зачастую да, тоже ждут чего-то такого уникального и зачастую…
Константин
Чуриков: Говорят: "Подскажите, что мне делать".
Александр
Федорович: Тонко. Я думаю, что люди, которые идут к колдунам, они
не настроены на то, что делать. Они настроены на то, что "расскажите,
почему у меня не клеится бизнес", "расскажите, почему у меня не
складывается личная жизнь". Нет возможности ответить линейно на вопрос –
сделайте так или сделайте так. Определенной техникой владеющие психотерапевты
могут позволить себе какие-то рекомендации для конкретного человека о том, что
ему делать и как ему поступать. В большинстве случаев речь идет о том, что
ситуация анализируется. И по крайней мере мы в своей работе подводим ситуацию к
тому, что у человека приходит вот это самое озарение. Он начинает понимать, что
у него не так, сам. В процессе разговоров, в процессе обсуждения. А маг – он
как бы тоже третье лицо. Он смотрит в шар, он раскидывает карты и говорит: "Ну
что, красавец, вот ждет тебя червонный король".
Марина
Калинина: Дорога дальняя.
Александр
Федорович: И казенный дом. Про что это? А дальше включается
метафора, дальше включается аллегория и перенос. То есть идет отклик изнутри. И
кто этот червонный король? Мимо тебя прошло полмиллиона этих королей. Выбирай
любого, любой червонный.
Константин
Чуриков: Зрители пишут: "В стране чудес люди не могут не
верить в чудеса". Другой пишет, что "Все это колдовство и обычный
бизнес, который так активно пропагандируется в СМИ". Смотрите,
действительно есть вера в колдовство. Многие пишут, что очень верят, особенно в
порчу. Тут у одной нашей зрительницы мужа отворотили от семьи. Дружно жили 33
года. Сейчас его не узнать.
Александр
Федорович: Дружно ли? Понимаете, всегда вопрос.
Константин
Чуриков: У меня напоследок такой вопрос. Смотрите, есть вера в
колдунов, в колдовство. А есть просто обычное, самое часто встречающееся –
суеверие. Я, например, утром, приходя на работу, про себя мурлычу одну песню. Я
знаю, что если я сегодня промурлыкал, эфир будет более-менее легким. Это что,
это тоже…
Марина
Калинина: Что же ты мне раньше не сказал, что все зависит от
твоего мурлыкания.
Я убежден, что приметы работают только на осведомленных
Александр
Федорович: Я думаю, что это отражение нашего настроения. Если
настроение приподнятое, вы полны сил, уверенности в себе и мурлычите ту самую
мелодию, то, наверное, результат и складывается. Я убежден, что приметы
работают только на осведомленных. И если спектр вашего понимания этих примет
будет широким, то тогда у вас просто не останется времени на личную жизнь, на
работу и так далее. Мурлычьте…
Константин
Чуриков: Утешили. Все не безнадежно. Мы не безнадежны. Это самое
главное.
Александр
Федорович: Абсолютно.
Константин
Чуриков: Мы говорили о магах, колдунах. Кстати, результаты
СМС-опроса у нас уже.
Марина
Калинина: Да, есть результаты. Спрашивали мы вас "верите ли вы
в колдовство?". "Да" – 37%. "Нет" – 63%.
Константин
Чуриков: Вы подтвердили исследования ВЦИОМ. В студии у нас был
Александр Федорович, врач-психотерапевт. Спасибо.
Александр
Федорович: Спасибо.