Александр Федорович: Разговаривать с животными - признак снижения коммуникативной функции
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/aleksandr-fedorovich-razgovarivat-s-zhivotnymi-priznak-snizheniya-kommunikativnoy-funkcii-58153.html Иван Князев: Сейчас на связи Александр Федорович, психотерапевт. Александр, здравствуйте.
Александр Федорович: Здравствуйте, доброе утро.
Иван Князев: Приветствуем вас. Давайте, вот, знаете что, вместе посмотрим один интересный опрос на улицах наших городов: «Что вам дает общение с животным, с домашним животным, с питомцем?». Посмотрим, что отвечали люди.
ОПРОС
Тамара Шорникова: «Забываешь о трудностях и проблемах». А сейчас, конечно, такие времена интересные, непростые, скажем так. Может быть, всем раздать просто по коту и по собаке, как-то полегче будет? Как влияет общение с животными на нас? Вот Воронежская область, сообщение, например: «Кошки лечат, улучшают настроение – полезно для психологического здоровья». Согласны?
Александр Федорович: Ну очень, очень относительно, потому что большинство интервьюеров как раз говорят о том, что как раз существует некая проекция. Под проекцией мы понимаем что? Когда мы на предметы, объекты, субъекты проецируем свои какие-то переживания. Ну такие, например, как разговаривать.
Разговаривать с животными – это специфика, это, если хотите, своего рода такой показатель снижения коммуникативных возможностей, потому, что значит у человека есть некая необходимость. Необходимость эта превалирует, а реализовать ее в каком-то формате в обществе возможности нет. И тогда появляется питомец, причем это не обязательно должно быть животное, это может быть и растение, с которым человек начинает разговаривать, тем самым реализуя свою коммуникативную функцию.
Иван Князев: Так если люди не понимают. Понимаете? Вот разговариваешь с ними, никто не понимает. А вечером вот стопочку выпил и с собакой поговорил. Прекрасное дело.
Александр Федорович: Можно даже без стопочки, потому что это как раз и есть проекция, когда мы наделяем человеческими чувствами животных. Исключение, наверное, будут составлять только дети, ради которых мы продвигаем идеи именно сензитивности, формирования идеи ответственности за определенные поступки, потому что это очень важный аспект именно воспитательных процессов.
А если ориентироваться на сюжет, то это вообще часть жизни, это получается работа, это какая-то супер-цель у человека и не только ветеринарная, но и в принципе разведение – это очень важный такой процесс. Не исключено, что это может стать делом не только жизни у человека, но и предметом гордости нашего государства.
Тамара Шорникова: Александр Михайлович, а вот коротко, с кошками поговорить можно действительно, они ласковые, с собакой – они умные. А когда люди действительно заводят, я не знаю, шиншиллу, енота, мадагаскарского таракана – зачем?
Александр Федорович: В принципе, все примерно то же самое, только здесь чуть-чуть примешивается некая вычурность, такая демонстративность, что вот собак и кошек в принципе огромное количество, шиншилл, сурков и прочего, а вот у меня удав или там крокодил какой-то, что-нибудь еще.
Мне кажется, что здесь речь уже заходит больше о том, насколько человек вообще в принципе способен тестировать реальность и относиться к этому даже не столько ответственно, сколько с пониманием возможных опасностей. Мы регулярно сталкиваемся с такими ситуациями: где-то поймали змею, где-то убежал крокодил, улетел попугай и прочее и прочее.
Все эти животные, которые относятся к регистру диких, а попугаи – в том числе, это очень сложные, очень проблемные животные, и мы к этому зачастую относимся очень несерьезно, далеко не осознавая вообще всей сложности, опасности подобного мероприятия.
Иван Князев: Спасибо вам большое. Александр Федорович, психотерапевт, был с нами на связи.
Александр Федорович: Разговаривать с животными - признак снижения коммуникативной функции