Геннадий Борисов: Люди будут покупать электромобили, когда по дальности поездки на одной зарядке они сравняются с двигателями внутреннего сгорания

Геннадий Борисов: Люди будут покупать электромобили, когда по дальности поездки на одной зарядке они сравняются с двигателями внутреннего сгорания | Программы | ОТР

На зарядку становись!

2018-08-23T18:11:00+03:00
Геннадий Борисов: Люди будут покупать электромобили, когда по дальности поездки на одной зарядке они сравняются с двигателями внутреннего сгорания
Что у школьника в тарелке?
ТЕМА ДНЯ: Продукты накрыло цунами цен
«Всё включено» по-русски
Траты растут! Покупаем больше или платим дороже?
Прививка от ограничений
Что нового? Екатеринбург, Абакан, Биробиджан.
90 лет Михаилу Горбачеву. Миллиарды для села. Пенсии работающим. Налог на роскошь. Жить стали хуже
Ковид вывернул наши карманы
Горбачеву - 90. В XX веке не было политика, к которому относились бы так полярно
Села вытянут миллиардами
Гости
Геннадий Борисов
руководитель компании «ЭлектроДрайв»

Электромобили. Есть ли будущее у электромобилей в России? Приспособлены ли они к нашему климату? Обсуждаем с генеральным директором компании "ЭлектроДрайв", занимающейся продажей и обслуживанием электромобилей Tesla, Геннадием Борисовым.

 

Оксана Галькевич: Вот та самая интересная тема. Вы знаете, с уходом Года экологии (он был в прошлом году) «зеленая» тема, тем не менее, не становится менее актуальной. Возможно, вы не поверите этому, но это факт: в нашей стране медленно, но тем не менее верно становится все больше электромобилей. И сейчас их уже почти 2 тысячи на дорогах Российской Федерации. Между прочим, большая часть этих машин – это не какие-то дорогущие Tesla, BMW, а это вполне себе бюджетные японские автомобильчики, называются они Nissan Leaf.

Константин Чуриков: Подержанные экземпляры таких электрокаров завозятся из Японии. Большинство из них, кстати, остается на Дальнем Востоке. И, кстати, оказывается, в стране растет и инфраструктура для электромобилей – ну, в первую очередь речь о специальных заправках, а их не так уж и мало. Вот давайте сейчас просто мои коллеги покажут мой компьютер. Вот смотрите, в принципе. Ну, мы видим, что они концентрируются в основном вокруг нашего самого крупного города Родины, вокруг Москвы.

Оксана Галькевич: Да. Если посмотреть, что у нас происходит на Дальнем Востоке, то надо сказать, что, конечно, из Иркутска или из Улан-Удэ во Владивосток добраться не получится. Но вот Сибирь – Восточная, Западная – вполне себе сеть.

Константин Чуриков: А я при этом смотрю, Оксана, что… Большинство автомобилей остаются на Дальнем Востоке. Я смотрю, и согласно этой карте на этом сайте, заправок-то как раз на Дальнем Востоке очень мало. Чем же они кормят этих «железных коней», электрических?

Оксана Галькевич: Если ты приблизишь, Костя, к тому же Владивостоку, там открывается все это поближе – и получается, что достаточно.

Константин Чуриков: А давай нам все прокомментирует сейчас Геннадий Борисов, гендиректор компании «Электродрайв». Геннадий Александрович, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Геннадий Борисов: Добрый день.

Оксана Галькевич: Геннадий Александрович, давайте вот честно признаемся, есть определенный скепсис в отношении электроавтомобилей, в частности когда мы говорим об использовании их на нашей территории, в Российской Федерации. Есть у нас два таких очень российских фактора – большие расстояния (а запас хода у таких машин невелик еще по-прежнему) и довольно крепкие морозы, зимы у нас продолжительные и холодные.

Геннадий Борисов: Что касается первого – больших расстояний в нашей стране. По подсчетам, по нашим подсчетам, по подсчетам специалистов, если на федеральной трассе будут установлены заправочные станции на расстоянии где-то 150–200 километров, с периодичностью, то этого вполне достаточно, чтобы наши электромобили покрывали большие расстояния. Это первое.

Второе – то, что крепкие морозы, вы говорите. Это расхожий миф. Как раз батареи у электромобилей боятся больше всего не мороза, а они боятся как раз жары. И проблема в основном возникает с перегревом этой батареи. Поэтому все крупные производители, такие как, например, Tesla, известный производитель, вживляют в эту батарею систему охлаждения, чтобы именно она охлаждала. Да, есть повышенный расход батареи, когда мороз, на обогрев, но не более того.

Оксана Галькевич: Ну, Tesla – это очень хороший пример, конечно, да.

Константин Чуриков: И дорогой пример.

Оксана Галькевич: Продвинутый автомобиль. Но это очень дорогой пример, правда. Знаете, мы Tesla вряд ли так быстро…

Константин Чуриков: Зарплаты пока не те.

Геннадий Борисов: Согласен с вами, зарплаты не те, курс не тот, это все понятно. Вы в начале передачи сказали, что большую часть составляет Nissan Leaf японской сборки. Но я хочу отметить, что Nissan Leaf японской сборки – он праворульный.

Оксана Галькевич: Ну, наши-то умельцы, вы же знаете, умеют и туда перебросить, и здесь…

Геннадий Борисов: Это очень большие риски. Техрегламент нам не даст этого сделать, поэтому это очень большая сложность. Tesla идет по тому пути… Извините, я начал говорить по поводу Tesla, потому что наша компания как раз занимается в основном автомобилями Tesla, импортом автомобилей Tesla. Она идет по пути удешевления автомобилей. Вот с этого года вышла Model 3, которая позиционирует себя как бюджетный электромобиль.

Константин Чуриков: Бюджетный – это сколько?

Оксана Галькевич: Издалека они начали дорогу к бюджетному автомобилю.

Константин Чуриков: Бюджетный – это сколько?

Оксана Галькевич: Сколько?

Геннадий Борисов: Вы знаете, в базовой комплектации… Мы берем цены американские? Или наши брать?

Константин Чуриков: Давайте наши, мы же здесь живем.

Оксана Галькевич: Нет, наши, конечно. Зачем нам американские?

Геннадий Борисов: С таможенными платежами, ну, это порядка где-то, наверное, 65 тысяч долларов за простую версию. Это порядка 4 миллионов рублей.

Оксана Галькевич: Так, подождите! Это больше даже, чем я думала. Это бюджетная?

Константин Чуриков: Слушайте, я думаю, что спасать нашу планету мы будем несколько позже, потому что пока, во всяком случае эта марка, конечно же, не по карману, это очевидно. Давайте сейчас посмотрим сюжет Александра Денисова о достоинствах и недостатках электромобилей. Вы, кстати, тоже прокомментируете потом этот сюжет.

Геннадий Борисов: Да, хорошо.

СЮЖЕТ

Константин Чуриков: Много сообщений у нас на SMS-портале, целая дискуссия развернулась между разными регионами.

Оксана Галькевич: Неожиданно.

Константин Чуриков: Денис из Ижевска пишет, что заказал Leaf из США. «Не хочу кормить нефтяников». Алтайский край пишет: «Машины этой орехи колоть в Сибири». Ну, в плане как раз таки того, что она разрядится, аккумулятор сломается – и все, кранты.

Оксана Галькевич: «Если будет много электромобилей, то со временем цена зарядки сравняется с ценой бензина». Опасно приобретать, понимаешь, неправильная инвестиция.

Константин Чуриков: Ну, люди знают, где живут.

Оксана Галькевич: Давайте выслушаем нашего телезрителя по телефону…

Константин Чуриков: Давайте сейчас запустим SMS-голосование.

Оксана Галькевич: А, давайте.

Константин Чуриков: Как вы думаете, в России нужны электромобили? «Да» или «нет», пожалуйста, отвечайте. 5445 – наш SMS-портал. Через 15 минут подведем итоги. А теперь – звонок.

Оксана Галькевич: А теперь – звонок из Забайкальского края. Михаил с нами на связи. Михаил, здравствуйте.

Зритель: Алло. Здравствуйте. Хорошо меня слышано?

Оксана Галькевич: Прекрасно! Говорите, пожалуйста.

Константин Чуриков: Отлично!

Зритель: Мое мнение такое. Я хотел бы сказать, что у нас бензин стоит около 40 рублей. И весь этот сбор топливный идет в государственную казну. Альтернатива – это солнечное питание. Оно может устанавливаться также от солнечных батарей, такие заправки альтернативные могут быть, где заправляются эти электрокары. Пожалуйста, это будет убыточно для самого государства. У меня все. Спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо, Михаил. Ну, государство же, по идее (мы об этом поговорим уже в следующем часе), должно делать жизнь людей лучше, стремиться к этому.

Оксана Галькевич: Вы так активно кивали головой. Вы с чем-то согласны? Прокомментируете?

Геннадий Борисов: Я хочу сказать, что все правильно мужчина сказал. Сейчас возобновляемые источники энергии практически стоять во всем мире на первом месте в плане развития. Не знаю, насколько возможно это говорить или нет. Если у нас эта программа будет реализована когда-нибудь в нашей стране, то, естественно, цены на нефть, на газ очень сильно упадут. Не знаю, выгодно это или нет. Ставится батарея…

Оксана Галькевич: Ну, как же это может быть выгодно нашей стране?

Геннадий Борисов: Солнечная батарея ставится. Ставится накопитель энергии. Подъезжает электромобиль, и буквально за считанные минуты – от 30 минут до 1,5 часа, в зависимости от типа разъема – машина заряжается и поехала дальше. В Европе это все уже есть.

Константин Чуриков: Но почему мы не видим в большом количестве вот эти солнечные батареи в нашей стране? У нас есть солнечные регионы – у нас есть солнечный Юг, солнечный Кавказ. Почему там этого нет?

Геннадий Борисов: Ну, я думаю, пока, на данный момент, наверное, все-таки дороговизна. Все-таки, наверное, создание инфраструктуры дороже. Ну, пока дороговато, наверное, поэтому…

Оксана Галькевич: У нас есть солнечная Сибирь, Константин, между прочим…

Константин Чуриков: И солнечный Крайний Север.

Оксана Галькевич: …где расположен Институт солнечно-земной физики.

Геннадий Борисов: Хотя у нас есть в Зеленограде институт, который производит… вернее, завод, который производит солнечные батареи. Я вам скажу, что я изучал рынок. Самый главный показатель в солнечных батареях – это КПД (коэффициент полезного действия). Так вот, этот КПД ничуть не хуже японских, корейских, китайских и американских батарей.

Константин Чуриков: А почему вы нам ничего не рассказываете о российских электромобилях?

Геннадий Борисов: О разработках каких-то.

Константин Чуриков: Может быть, они есть?

Оксана Галькевич: У нас ведь, кстати, есть. У ВАЗ, по-моему, есть модель.

Геннадий Борисов: Вы знаете, я не знаю насчет ВАЗ. Есть, была, да…

Константин Чуриков: Ну, в пресс-релизах пишут.

Геннадий Борисов: Есть. Но вы сами понимаете, что для наших дорог 100 километров пути на одной зарядке – это ни о чем. То есть люди будут покупать эти автомобили, когда они сравняются с двигателями внутреннего сгорания по дальности поездки на одной зарядке. Если это будет 500–600 километров, я вам скажу, что никакой двигатель внутреннего сгорания не сможет конкурировать с электромобилями.

Оксана Галькевич: Нет, ну по цене все-таки пока… Вот есть автомобили, которые проезжают 500 километров, та же Tesla, у нее запас хода, но там цена, мягко говоря…

Геннадий Борисов: Я извиняюсь. Tesla позиционируется изначально как люксовый, как брендовый автомобиль, единичный товар, штучный. То есть это второй-третий автомобиль в семье.

Константин Чуриков: Слушайте, извините, пожалуйста, что вас перебиваю. А «Ё-мобиль» был электромобилем, нет? Я ничего не путаю?

Геннадий Борисов: Я не хочу комментировать создателя, который, так сказать, занялся этой темой «Ё-мобиля». Но я вам хочу показать пример, как частный капитал в нормальных руках может работать на благо своей страны и на благо населения. Илон Маск, Tesla – частный капитал, стопроцентный частный капитал. Никаких госсубсидий, ничего. То есть человек взлетал, человек падал, человек вкладывал свои деньги – и в конце концов, он стал иконой, в принципе, для многих предпринимателей, и не только в нашей стране, но и во всем мире.

Константин Чуриков: Потому что, наверное, там успешный бизнес у тебя не отнимут, не изымут, никто к тебе не придет и не скажет: «Давай, делись».

Оксана Галькевич: «Сверхдоходы, сверхдоходы изымем у тебя».

Геннадий Борисов: Ну, если возможно эту тему затронуть, то я вам скажу. Например, до 2017 года у нас не было в России пошлины на электромобили, был только НДС.

Оксана Галькевич: Кстати, да.

Геннадий Борисов: С 1 января 2017 года у нас ввели пошлину, у нас ввели акциз и у нас ввели НДС. То есть у нас стоимость растаможки автомобиля – практически половина стоимости самого автомобиля. Поэтому еще один из тормозящих факторов, почему эти автомобили не могут конкурировать с обычными двигателями внутреннего сгорания.

Оксана Галькевич: Тогда получается, что зеленая политика властей расходится со словами, с декларациями?

Геннадий Борисов: Да, да.

Оксана Галькевич: Говорят, что нам нужен чистый воздух, чистая страна.

Геннадий Борисов: И тишина – главное.

Оксана Галькевич: И тишина, да. Давайте выслушаем Александра из Челябинской области. Александр, здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер. У меня вопрос к эксперту в продолжение темы дальности. Вот были анонсы, что в Китае в прошлом году собирались выпустить в продажу аккумуляторы нового поколения, уже совершенно другой емкости, по-моему, в 2–3 раза выше, с коротким временем зарядки. Ну и в других странах тоже вроде уже должны были разработки закончиться тех же графеновых аккумуляторов. Но в итоге ничего не появилось. Интересно, с чем это связано. В Сети многие высказывают гипотезы, что это интриги нефтяных компаний.

Константин Чуриков: Не исключено, кстати.

Геннадий Борисов: Да нет. Наверное, скорее всего, все-таки это связано с тем, что сейчас у нас литий-ионные батареи используются в автомобилях, ну, в электромобилях всех. А вот то, что человек говорил о графеновых – там большая сложность, мне кажется, именно техническая. Как только эти вопросы технические будут решены… Самое же главное в батарее – это не как она быстро зарядится и как разрядится, а сколько она циклов этих выдержит.

Константин Чуриков: Нет, и то, и другое важно. Сколько чашек кофе надо владельцу этого автомобиля выпить, прежде чем автомобиль зарядиться?

Геннадий Борисов: Много.

Константин Чуриков: Сколько?

Геннадий Борисов: Ну, если мы берем зарядное устройство увеличенной мощности на станциях 50 киловатт и выше (вот у вас показаны станции), то это где-то 30–40 минут, 80% батареи заряжается за 30–40 минут.

Константин Чуриков: То есть это надо уже там пообедать, на этой автозаправке?

Геннадий Борисов: Да, естественно. Если мы берем обычный разъем Type 2 и 11 киловатт или 17 киловатт, ну, обычно такие станции берут домой себе или куда-то в офис…

Константин Чуриков: А домой – это как? Это как в мультике про дядю Федора? Там они заносили машинку в квартиру.

Оксана Галькевич: Костя, Tesla не стоит у пятиэтажки панельной, понимаешь?

Константин Чуриков: А зря!

Оксана Галькевич: Поэтому ты пытаешься представить, что шнур…

Геннадий Борисов: Знаете, вы ошибаетесь. Стоят.

Оксана Галькевич: Стоят?

Геннадий Борисов: Стоят Tesla у многоэтажных домов. Если мне память не изменяет, по-моему, по Рублевскому шоссе, с левой стороны стоят. Многоэтажные дома, замечу. И там договариваются жители, чтобы управляющая компания выводила. Там надо провод на 380 вольт вывести, 11 киловатт – и все.

Константин Чуриков: Если бы у каждой пятиэтажки стояли бы эти Tesla, стояли бы яхты, даже там, где нет условий, речных условий, мы бы жили в другой стране.

Оксана Галькевич: Как она называется? Монако, по-моему, да? Там яхты и прочее.

Геннадий Борисов: Я вам хочу сказать, что сейчас Leaf новый выходит. Они сделали работу над ошибками по поводу первого, и у них дальность… Машина недорогая, в принципе, относительно Tesla. И у них дальность поездки все-таки сейчас получается где-то в районе 300–400 километров уже. То есть уже то, что нужно среднестатистическому пользователю.

Оксана Галькевич: Геннадий Александрович, понимаете, когда мы говорим о Tesla – да, это такой премиум-сегмент. У вас там свои клиенты, понятно, это отдельная история. Но Leaf, который с тем самым правым рулем, ведь не поставляется в страну, люди завозят неудобной, так сказать, конфигурации автомобиль. Почему японцы, этот Nissan не предлагает это нашему рынку с нормальным левым рулем, как полагается?

Константин Чуриков: Ну да, есть же локализованные заводы, могли бы и здесь выпускать.

Оксана Галькевич: Раз не предлагают – значит, они там посчитали, что это нерентабельно?

Геннадий Борисов: Любая компания… На данный момент нерентабельно, раз у нас ориентиры государства на нефть и на газ. Любая компания, которая заходит на любой рынок с электромобилями, вначале, перво-наперво строит инфраструктуру. Это большие денежные вложения, большие деньги. Без этой инфраструктуры, в принципе, продажи электромобилей теряют всякий смысл (я имею в виду – массовый, а не единичный). Поэтому здесь, скорее всего, обратиться надо, наверное, к специалистам в концерны, крупные концерны.

То, что касается барьеров при ввозе электромобилей. Я вам скажу, что достаточно барьеров. Например, частный бизнес практически на юридическое лицо… Вот техрегламент новый приняли, техрегламент Таможенного союза, и он не позволяет частным компаниям, маленьким небольшим компаниям ввозить электромобили до трех лет, то есть которые новые, на юридические лица. Просто техрегламент не дает в связи с сертификацией, в связи с «ЭРА-ГЛОНАСС».

Константин Чуриков: У нас сейчас на линии Дмитрий из Омска. Слушаем Сибирь. Дмитрий, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте, студия. Здравствуй, любимая Россия. В общем, я считаю, что… Кстати, у вас неправильный вопрос относительно электромобилей, вообще неправильно поставлен.

Константин Чуриков: А как бы вы его поставили?

Зритель: Электромобили – концептуально. Я сейчас объясню. Я вообще категорически против и считаю, что нужно ввести заградительные пошлины на любые электродвижущие предметы, поставляемые в Россию.

Оксана Галькевич: Почему?

Зритель: Сейчас объясню. В них используются литий-ионные, никель-кадмиевые или в лучшем случае, как ни странно, свинцовые батареи. Их утилизация в России не регламентируется. Это чудовищно опасные компоненты. Даже в той же самой Tesla бюджетной используются вот эти самые батареи 18 на 650, спаянные в кучу. Утилизация их – это очень дорогой процесс. У нас не могут утилизировать обычные ТБО…

Константин Чуриков: Твердые бытовые отходы. Дмитрий, очень хорошо, что вы эту тему затронули. Как бы вы сформулировали вопрос? Вы говорите, что формулировка неверная, с вашей точки зрения.

Зритель: Вопрос: вы вообще против автомобилей на электротяге?

Константин Чуриков: Ой!

Зритель: Потому что электричество можно вырабатывать различными способами.

Константин Чуриков: Я вас понял, Дмитрий.

Оксана Галькевич: Да, хорошо.

Константин Чуриков: Дмитрий, просто это не поместилось бы на экран. И боюсь, что нас бы не все поняли. Спасибо.

Оксана Галькевич: Это другая история.

Геннадий Борисов: А я могу прокомментировать?

Константин Чуриков: Да.

Оксана Галькевич: Давайте быстренько еще один звонок примем…

Константин Чуриков: Секунду! Вот по поводу как раз этих батарей, это важно.

Геннадий Борисов: Я хотел сказать по поводу батарей. Срок службы батареи – 8 лет. Вернее, гарантия – 8 лет. Срок службы – 25 лет. После 25 лет батарея будет, говоря таким техническим языком, просаживаться на 10–15%.

Оксана Галькевич: Ежегодно? Мы поняли, да.

Геннадий Борисов: То есть на 10–15% ячеек будет меньше. И сейчас компания та же японская, по-моему, Nissan, разрабатывает, чтобы эти ячейки после срока службы батареи устанавливать в дома, и они являлись бы просто элементарными накопителями.

Константин Чуриков: Потому что это важно в этой истории все-таки, раз уж вы называете это «зелененьким» транспортом. Вот важно быть принципиальным до конца.

Оксана Галькевич: Эта технология разрабатывается для Японии, пока она там внедряется. А когда она до нас дойдет?

Константин Чуриков: Мы подождем, Оксана.

Оксана Галькевич: Вы знаете, мы не успеваем, к сожалению, Вадима из Иркутска выслушать. Подведем итоги нашего опроса. Мы спрашивали в нашей формулировке: нужны ли электромобили в России? Очень интересно распределились голоса, вы знаете: 50 на 50, 49 на 51%. Ну, практически фифти-фифти. Так что работайте с общественным мнением.

Константин Чуриков: Ну, кто его знает – надо оно нам или не надо? Понятно. Спасибо. Очень интересная тема, будем за ней следить, а также за батареями, которые установлены в ваших электрокарах. В студии у нас был Геннадий Борисов, генеральный директор компании «Электродрайв». Спасибо.

Геннадий Борисов: Спасибо. Приглашайте нас почаще.

Оксана Галькевич: Спасибо. Мы не прощаемся, друзья. Чуть не сказала «не вернемся». Вернемся, вернемся через несколько минут.

Константин Чуриков: Вернемся, вернемся!

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
На зарядку становись!