Тамара Шорникова: В России стали вдвое чаще угонять автомобили. Такой прирост с начала года фиксируется. Эксперты связывают волну краж с нехваткой деталей и ростом цен на железо. Сейчас в эфире будем обсуждать, как защитить машину от взлома, рассмотрим существующие сегодня варианты – эффективные и те, которые просто дорого стоят, а на самом деле не работают. Ждем ваших советов, конечно же. И представляем эксперта в нашей студии. Александр Гусаров, автомобильный журналист. Здравствуйте, Александр. Александр Гусаров: Здравствуйте, Тамара. Тамара Шорникова: Давайте для начала посмотрим небольшое видео – советы от наших телезрителей, как, по их мнению, можно защитить свою машину. Посмотрим и обсудим. Александр Гусаров: Конечно. ОПРОС Тамара Шорникова: Итак, Александр Гусаров, еще раз, автомобильный журналист. Александр, сначала действительно об этой волне. Вы видите какие причины? Александр Гусаров: Ну, причина одна… Тамара Шорникова: Все-таки в два раза чаще с начала года. Александр Гусаров: Ну, все относительно, потому что сейчас пошло падение. Как бы это нормально. Я говорил об этом еще в марте. Естественно, под удар попадают автомобили тех марок, которые пользовались наибольшей популярностью, наиболее распространенные – всякие Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. Естественно, и из более дорогого сегмента машины, типа Volkswagen Tiguan или… Ну, я беру из среднего ценового сегмента, который сейчас, к сожалению, уже не средний. Их очень много в такси, их много в каршеринге, их много в личном пользовании. Соответственно, при резком росте… Ну, дело в том, что в зависимости от марки и модели стоимость ремонта и стоимость запчастей возросла от 20 до 50–60%. На какие-то вещи, на какие-то автомобили просто можно не найти. Я беру какой-то супердорогой сегмент. Есть запчасти… ну, даже не запчасти, а есть просто элементарные фильтры, без которых машина ездить не может, воздушные, которые стоят больше 500 евро каждый. Соответственно, их тоже нет. И это тоже проблема. Но эти машины вряд ли будут угоняться так же часто, как будут угоняться те, которые я назвал в самом начале. Это нормальная ситуация. И, кстати, я в марте, в самом начале марта я писал статью про это. И я делал прогноз, что скачок будет очень сильный. К счастью, этого не произошло, я ошибался. Но это пока не показательно, потому что, во-первых, нужно учитывать тот факт, что у любого крупного производителя (европейского, корейского, японского) здесь огромные склады хранения, где хранились наиболее востребованные так называемые расходники: это фильтры, это масла, это колодки, это диски тормозные. Естественно, то, что бьется чаще всего: бамперы, крылья. Ну, вот эти мелкие аварии, и тут это тоже требует некоего вмешательства. И, естественно, этот запас, как мне кажется, пока еще не до конца исчерпан. И пока не стоит перед угонщиками… Сейчас пока будут угоняться автомобили, да, они будут угоняться именно под запчасти, но какого-то прямо всплеска огромного, чтобы тысяча в месяц или две тысячи в месяц, наверное, пока ждать не приходится. Но, опять же, поживем – увидим. Сейчас люди вернутся домой, сейчас сезон отпусков. Соответственно, сентябрь может стать показательным. И, к сожалению, вот тут очень боюсь, что прогнозы сбудутся. Тамара Шорникова: Что касается советов, которые дают наши телезрители. Как вы их оцените? Александр Гусаров: Гараж? Это очень смешно. Гараж – это… Тамара Шорникова: Почему? Александр Гусаров: Ну, вы знаете… Тамара Шорникова: Под замком, надежно. Александр Гусаров: В начале 90-х годов, когда мы делали еще автомобильную программу на Первом канале (тогда он еще «Останкино» назывался, а не ОРТ), у нашего режиссера… А он только что купил Subaru Impreza. И у Коли тогда угнали автомобиль. Машина у него стояла в гараже, была сигнализация, естественно. Да, смешно, конечно. Ну, по тем временам она была довольно продвинутой. И машину нашли, кстати, благодаря спутнику. Но как ее угоняли? Это по поводу гаража. Ну, это очень показательно. Многие считают, что четыре стены и ворота – это прямо защита от всего, да? И охранник, который сидит там вроде бы всю ночь, он тоже. Он не будет за вашу машину сражаться, вы должны об этом помнить очень хорошо, потому что человеческая жизнь не стоит куска железо, сколько бы он ни стоил (простите за тавтологию), во сколько бы он ни оценивался. Это раз. Во-вторых, у Коли угнали машину просто замечательно! Они вскрыли гараж, закрыли ворота, открыли капот и топором просто дали по ревуну. Понимаете? Это очень удобно! И потом мы разговаривали с ребятами из ГАИ тогда еще, мы просто делали тогда сюжет, как ее искали. И они мне сказали: «Понимаешь, в принципе, если твою машину заказали, то ее обязательно угонят». Защититься? Да, спутник – это, конечно, здорово. Но спутник хорош для автомобиля стоимостью… Ну, даже не стоимостью, сейчас тяжело определять стоимость машин. Я могу сказать: из супер-премиума и премиум-сегмента. Владелец KIA Rio, для него это слишком накладно будет. Соответственно, здесь защититься… Ну, я не знаю, действительно, может быть, какие-то механические запоры, еще что-то. Хотя вы сами понимаете, что… Вот у вас хорошая картинка с упором для руля. Но это все ломается в пять секунд. Любые замки, которые имеют… Знаете, есть же очень хорошая такая присказка, что нельзя вскрыть только ту дверь при помощи ключа, у которой нет замочной скважины с внешней стороны. У всех автомобилей она есть, да? Соответственно… Тамара Шорникова: Ну, вы сейчас просто абсолютно все надежды рушите. Конечно, если вашу машину решили угнать – ее угонят. Но, опять же, мне кажется, это идет речь о каком-то эксклюзивном варианте, премиум-сегменте и так далее. Александр Гусаров: Ну, это да, конечно. Тамара Шорникова: Потому что не станут так много тратить сил, времени и так рисковать, не знаю… Я даже не знаю, что сейчас. Александр Гусаров: Из-за LADA Granta – точно нет. Но дело в том, что при сегодняшних ценах на ту же LADA Granta… А она достаточно высокая. Даже те автомобили, которые выпускаются в упрощенной комплектации. Запчасти на нее все равно нужны. И почему всегда под ударом оказывается именно массовый сегмент? Потому что он недорогой. Потому что, как правило, угнать… Средств по защите этой машины гораздо меньше, чем, предположим, если я полезу в тот же Range Rover или Jaguar, или Mercedes – это немножко другие автомобили с иными системами безопасности. Их в принципе довольно тяжело угнать. И, как правило, на них стоят… Тамара Шорникова: Александр, а запчасти на LADA Granta перестанут поступать из Тольятти? Александр Гусаров: Нет, они будут поступать. Но как бы… Тамара Шорникова: Тут-то санкции нам не помеха. Александр Гусаров: Вы понимаете, как было в Советском Союзе? При всеобщем дефиците всего и вся люди постарше, типа меня, которые, может быть, даже моложе, прекрасно помнят, как снимали щетки с автомобилей, потому что их могли украсть, и во время дождя у тебя они просто бы не работали. Снимали зеркала. Ну, проснуться утром и не увидеть колес, которых нельзя купить… Вы понимаете, сейчас ситуация немножко другая, действительно, потому что есть отечественные заводы, которые производят ту же резину. Да, будет тяжело с разновеликими колесами, но это опять суперпремиум или спорт-сегмент. В обычных автомобилях все колеса одинаковые. И, в принципе, есть достаточно альтернатив, выпускаемых отечественным производителем. Насколько эта резина будет качественной? Потому что те же производители импортные, которые построили заводы у нас, они сейчас не выпускают продукцию, опять же, из-за нехватки сырья, потому что состав, из чего делается резина, он очень сложный. А для автомобилей типа Solaris гораздо дешевле будет пойти и купить на рынке что-то: те же колодки, те же фильтры, я не знаю, те же… Ну, если машина угоняется под разбор, то она разбирается целиком, а это и железо, и панели, и сиденья. Вот коллега рассказывал, что он видел своими глазами, как господа-таксисты подъехали к каршеринговому Solaris вчетвером и буквально за 20 минут просто перекинули сиденья из каршеринговой машины в такси и наоборот. Там были сиденья продавленные, а они поставили новые. Вы понимаете, большого опыта для этого не нужно. Нужно иметь ключи с соответствующими головками, и все. А каршерингу все равно – стою я на этом автомобиле час или я на нем езжу. Я плачу за это 30 копеек, которые нужны. А салон стоит дороже. Тамара Шорникова: Совет еще один из Архангельской области: «Оставляйте в машине недорогой мобильник в тайном месте – всегда потом можно его отследить вместе с машиной». Ну, если вы говорите, что за 20 минут сиденья снимают, то боюсь, что… Александр Гусаров: И что значит «тайное место»? Тамара Шорникова: Понятно, что пока доедешь, не останется ничего от машины. Александр Гусаров: Есть приложения у многих. У той же Toyota, у Mazda, у Volvo есть дополнительные приложения, которые позволяют отслеживать и местоположение автомобиля, и закрыт ли он или открыт. То же самое… Я не знаю, как сейчас, но в свое время Renault на свои кроссоверы – на Arkana, Captur и Duster – они делали приложение, которое позволяло открывать и закрывать двери. То есть все это отслеживалось. Но, скорее всего, с уходом марки, компании из России все это перестало работать. Кстати, это недорогой сегмент. Но это тоже хорошо, можно отследить. Это найти очень тяжело и заблокировать сигнал. То есть для того, чтобы его заблокировать, нужно либо в какое-то экранированное место оттаскивать автомобиль… Но вы сами понимаете, что угонщики ведь тоже не дураки. Угонять автомобиль невысокого класса и тратиться на поиск каких-то экранированных мест ради него никто не будет. Поэтому там два варианта: либо угонят, либо не угонят. Здесь, к сожалению, особенно с массовым сегментом, тяжело что-то предсказывать. Но я могу действительно расстроить владельцев: к сожалению, здесь защититься от чего-то на все 100% невозможно. Действительно, надо оставлять… Тамара Шорникова: Хорошо, не на 100%, а на 80%. Александр Гусаров: Ну, оставлять машину желательно… Сейчас очень много камер, особенно в Москве. Вот у меня рядом с домом раньше был гараж. После того как была реконструкция улицы, наш гараж сломали – соответственно, у нас там просто стоянка. Она неохраняемая. Но жители района попросили, и там установили, там есть освещение у нас ночью, и достаточно яркое, и есть камеры. Потому что у соседа была Toyota Land Cruiser, и он мне жаловался: «Ты понимаешь, я устал… У меня есть деньги, но я устал покупать зеркала, которые каждую неделю у меня снимают». Ну, ему сбивали зеркала боковые. А они 25 тысяч тогда стоили. Как бы у него были деньги, но ему просто лениво было их покупать. Тамара Шорникова: Ну, каждый день по 25 тысяч… Александр Гусаров: Ну, не каждый день, а каждую неделю. Как только установили камеры… Конечно, это тоже не гарантия стопроцентная, но тем не менее камера хотя бы что-то покажет. Были советы по аэрографии, но это… Тамара Шорникова: Да. Мол, приметная машина, никто не станет связываться. Александр Гусаров: Вы понимаете, с дальнейшей перепродажей у вас могут возникнуть проблемы. Вот мне нравится эта рубашка, а вам не нравится. Мне же будет тяжело вам ее продать, если я нарисую, я не знаю, чертика или что-нибудь. Понимаете? Вам, может, и хотелось бы такую рубашку, но вы увидите… Ее продать сложно. Постановка на учет – это же тоже проблема, ведь это уже внесение изменений в конструкцию автомобиля. Это дополнительные деньги. И это деньги, которые вы никогда не вернете. Страховка? Она настолько дорогая сейчас, что, опять же, владельцы недорогого сегмента рыночного ее просто не потянут, потому что для человека, покупающий автомобиль новый за 700–800 тысяч, для него платить 200 тысяч еще за страховку ежегодно – это огромные деньги! Он просто не в состоянии их заплатить. И мне ужасно жаль людей, которые действительно тратят последнее, потому что для многих… Как мне один читатель как-то написал: «Для меня автомобиль – это жизненная необходимость. Потому что если я лишусь его, то я лишусь всего», – он лишится заработка, еще чего-то. А это значит – голодные дети, он безработный. Это, конечно, страшно. Но, к сожалению, повлиять на все это… Ну, в Москве и в Питере, конечно, ситуация проще, потому что у нас очень много камер, у нас реально очень много камер, хоть как-то можно отследить автомобиль. Пока он не выехал за МКАД, и даже если по трассам он пойдет, его можно отследить. А в других регионах, где такого количества камер нет, это, конечно, сложно. А так – ну, уповайте на Бога. Это, конечно, глупо, но все равно, в любом случае… Да, ставить какие-то средства. Тамара Шорникова: Уповайте, но с балкона поглядывайте. Александр Гусаров: Ну, поглядывать – тоже не спасет. Как-то я, когда брал на тест Gelenvagen, мне сказали: «Саша, то, что угонят – ладно. Ты смотри, чтобы заднее колесо не сперли. Оно висит на двери, и их воруют чаще всего». Понимаете? Здесь то же самое. К сожалению, защитить действительно на 100% машину практически невозможно. Да, есть какие-то механические средства. Да, можно пытаться что-то сделать. Ну, сейчас, опять же, в машинах столько электроники, что… И угонщики изменились. Это не просто, как раньше было: ты с линейкой подошел, дернул по замку, сел, вырвал провода и завел. Если они угоняют автомобиль с мобилайзером – значит, у них техника. И как мне рассказывали те же гаишники, он говорит: «Ты пойми, ну сколько стоит сигнализация? Даже условный рубль. А у него техника на десять рублей. И неужели ты думаешь, что он твою сигнализацию за один рубль, имея технику, которая стоит в десять раз дороже, ее не вскроет?» К сожалению, все эти сигнализации – ну, это смешно, честно для меня. Вот я не понимаю дилеров, которые: «Наша сигнализация – это…» Вы знаете, это рассказы с лапшой на ушах. Ну, я в это не верю. Тамара Шорникова: Поговорим подробнее о запчастях, о том, что с ними на рынке. Александр Гусаров: Да, это интересно. Тамара Шорникова: Для начала посмотрим видеоматериал. Спросили также у жителей разных городов, сталкивались ли они с дефицитом комплектующих уже сейчас. И вот что отвечают. ОПРОС Тамара Шорникова: И такой подход к жизни тоже присутствует. Дорогие телезрители, если вы тоже столкнулись с дефицитом запчастей – позвоните, расскажите, чего не хватает, какие цены. Это вопрос без издевки сейчас, честно. Просто хотим понять статистику. Ну, вот такая картина. А дальше? Александр Гусаров: Дальше… Тамара Шорникова: Это пока еще все равно, наверное, какие-то запасы. Александр Гусаров: Пока еще есть запасы. Где-то, поскольку были, естественно, централизованные хранилища у производителей… Ну, как у Toyota в Вешках, у них огромные складские помещения, где хранились наиболее ходовые запчасти. Естественно, если не восполнять коробочку… Деньги из тумбочки берешь. А кто их туда кладет? Если их обратно не класть, то скоро брать будет нечего. Импортозамещение? Вы сами должны понимать, что оно не заменит в полном объеме того количества запчастей, которые необходимы в данный момент, в данном конкретном случае. Тем более случаи бывают разные. Аварий бывает больше/меньше. Зима бывает мягкой, а бывает снежной. Соответственно, снежная зима – больше гололеда, больше аварий. И этого учесть практически нельзя никогда. Импортозамещение, к сожалению, действительно не будет работать на все 100% – ни по автомобилям, ни по запчастям, потому что все это будет приходить… Можно наладить и договориться по аналогам, но, опять же, каким аналогам? Тамара Шорникова: А параллельный импорт? Александр Гусаров: Он не будет работать. Тамара Шорникова: Почему? Александр Гусаров: Потому что есть проблемы с сертификацией, есть проблемы с объемами. Раньше, извините, все ввозил импортер. Он мог себе позволить, я не знаю, миллион пар колодок на всю страну. А найти на сегодняшний момент того, кто готов поставить эти миллион колодок, даже в Китае, в котором делают аналоги и, в принципе, по приличным ценам, не очень дорого все это получается, – я тоже не уверен, что они просто потянут эти объемы. Стоит очень сильно опасаться… Сейчас будьте очень аккуратны при покупке запасных частей, потому что будет куча контрафакта. Тут коллега Максим Кадаков нашел на Wildberries контрафактные запчасти. Ну, это уже смешно. Магазин, который торговал шмотками, простите за грубое выражение, он вдруг занялся маслами и колодками. Ну, я бы просто не рисковал. Надо быть очень аккуратным… Тамара Шорникова: Есть спрос – есть предложение. Александр Гусаров: Ну нет, если просто современный автомобиль налить плохое масло, то это может плохо закончиться – вы просто лишитесь двигателя или, соответственно, автомобиля, потому что ремонт будет стоить очень дорого. А ждать и готовиться… Ну, к сожалению, просвета такого в конце тоннеля я тоже не вижу. Ситуация такая достаточно шаткая. Да, какие-то моменты будут изменяться, цены будут расти, они будут скакать, но… Самое главное, что надо быть готовым к тому, что цены не опустятся ни на автомобили, ни на запчасти. Не вернутся они даже к январским, 2022-го. Поэтому да, автомобиль будет очень дорого содержать, реально будет очень дорогое удовольствие. И это будет касаться не только бензина, но и расходников. Тамара Шорникова: А что касается, например, КАСКО? Один из опрошенных говорил, что пять запчастей ждет. Обязаны оказать услугу? Александр Гусаров: Обязаны. И они ее окажут. Это можно будет потом судиться. Это долго, муторно, но… Здесь тоже, кстати, очень важно помнить, что цены очень здорово выросли. Соответственно, если у вас вот этот стакан (будем считать, что это автомобиль) был застрахован на тот же номинальный рубль, то пойдите сейчас в страховую и узнайте, рубль ли эта страховка стоит. Может, она уже стоит два. Потому что завтра вы придете со своим КАСКО, а вам скажет либо уполномоченный дилер, либо уполномоченный сервис, они скажут так: «Извини, дорогой, но бампер…» Вы слышали: стекло стоило 60, а стало 150. Это даже не в два раза. Соответственно, если у вас автомобиль был застрахован на тот же рубль номинальный, то есть сейчас его ремонт даже по мелочи обойдется в два, а то и в три рубля. Тамара Шорникова: В такой ситуации это доплата со стороны владельца? Александр Гусаров: Доплата, да. Надо просто… Потому что вам либо предложат ставить не контрафакт, или какой-то не оригинал. А если у вас новый автомобиль? Вы хотите, чтобы у вас стояла, я не знаю, фара, которая будет светить вот туда, вместо того чтобы светить прямо? Наверное, нет. Соответственно, это тоже вопрос сложный, и его нужно обязательно продумать. Особенно это касается дорогого сегмента. Понятно, что, опять же, массовый сегмент просто не в состоянии, они не «каскуют» машины, для них это дорого. У кого машины подороже – обязательно сходить и обязательно перестраховать автомобиль, потому что… причем как ОСАГО, так и КАСКО. Вот насчет ОСАГО – это я очень советую сделать всем. И, может быть, имеет смысл перестраховаться и повысить порог. Это тоже важно. Потому что, не дай бог, вы совершите ДТП, чтобы завтра ремонт автомобиля, в который вы врезались, не повис на вас. Это тоже сэкономит ваши деньги. Да, я понимаю, что всего в этой жизни не предусмотришь, но лучше заплатить, на мой взгляд, сегодня, чем завтра к тебе придут и скажут: «Так, дорогой, ты мне должен еще миллион». Тамара Шорникова: А как работают сейчас те же страховщики? Условно, где они эти пять запчастей ищут? У них есть какие-то свои запасы? Александр Гусаров: Нет, у них не может быть запасов, потому что это страховая компания, они занимаются страховкой. Тамара Шорникова: Ну, мало ли. Александр Гусаров: У них, еще раз я говорю, есть либо уполномоченные сервисные центры, которым разрешено производить ремонт тех или иных марок… Тамара Шорникова: Я имею в виду, знаете, больше даже какие-то свои квоты у каких-то дилеров. Александр Гусаров: Это у дилеров. Тамара Шорникова: Это я под запасом подразумеваю. «Вот это для нас зарезервировано». Александр Гусаров: Невозможно. Я почему вспомнил эти два фильтра по 500 евро каждый? А их два стоит в этом автомобиле. Это в Bentley стоит и в Audi Q7, четырехлитровый бензиновый V8. Там стоят два фильтра, стоят они 500 евро каждый. Так вот, этих фильтров эти люди… А они могут себе позволить заплатить даже тысячу за них. А их нет. То есть можно возить в чемоданчике из Европы два фильтра. Раньше ты сыр возил, а сейчас ты фильтры для машинки своей любимой привез. Либо гонца послать. Соответственно, нет гарантии, что все будет сделано быстро. Вот у сестры автомобиль, у нее по гарантии была смена ремня ГРМ, с ним что-то произошло. И полтора месяца машина стояла в ремонте. Тамара Шорникова: Долго, но сделали? Александр Гусаров: Ну, сделали, да. Тамара Шорникова: Спасибо. Александр Гусаров, автомобильный журналист. Прогнозы, конечно, прямо скажем, так себе, но… Александр Гусаров: Вы знаете, я оптимист по жизни. Все-таки надо надеяться на лучшее, конечно, но, к сожалению, надо готовиться и к тому, что автомобиль действительно становится очень дорогим удовольствием в нашей стране, увы и ах. Тамара Шорникова: Ну, может быть, экология улучшится. Это была программа «ОТРажение», Тамара Шорникова. Увидимся, до встречи!