Виталий Млечин: Завод «Москвич» запустят уже в декабре, об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин на форуме «Сделано в России». А директор завода Дмитрий Пронин добавил, что в следующем году предприятие выпустит уже 50 тысяч автомобилей, причем почти половина из них будет с электродвигателем. Нужно ли российским водителям столько электрокаров? Как это вообще все будет работать? Будем обсуждать прямо сейчас. Присоединяйтесь, пожалуйста, к нам: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений, тоже бесплатный. А вот напишите, пожалуйста, готовы ли вы купить электромобиль, вот прямо сейчас напишите, и есть ли инфраструктура в вашем регионе, тоже, пожалуйста, нам расскажите об этом, потому что это вещь очень важная. У нас в гостях автомобильный журналист Александр Гусаров. Александр Виленович, здравствуйте. Александр Гусаров: Здравствуйте. Виталий Млечин: А вот вы готовы купить себе электромобиль? Александр Гусаров: Да, конечно да, однозначно, меня он устраивает. Но не вот те машины, которые собираются собирать у нас, а автомобиль человека, которого вы обсуждали за полчаса до этого. Это да, это будет стоящая покупка, она интересная, особенно современные машины. Здесь нужно учитывать тот факт, что... Виталий Млечин: На всякий случай добавим, что вы имеете в виду, конечно, Илона Маска и машину Tesla. Александр Гусаров: Да, конечно. Причем даже в условиях Москвы мне для моих нужд нет необходимости покупать автомобиль с двумя моторами, т. е. я могу обойтись и базовой машиной, которая не dualmotor, а с одним мотором, у нее пробег более чем достаточный. В принципе, учитывая инфраструктуру, развитие именно в Москве и в моем районе, я могу ездить в гольф-клуб, который рядом расположен, там точно так же все это бесплатно, причем там стоят оригинальные заправки. Такой совет всем, кто купит: старайтесь не злоупотреблять часто вот этими вот суперскоростными зарядками, потому что невозможно, есть определенные циклы у батареи, ничего хорошего в этом нет, собственно. Поэтому, наверное, стоит пользоваться обычными. У меня есть рядом, собственно, также в километре от дома МГТС, у которого можно подать заявку и заезжать на территорию, там стоит несколько видов зарядок, которыми ты можешь пользоваться. Соответственно, я бы купил, да, потому что мне с моими поездками, в принципе я не езжу очень далеко... Но, конечно же, учитывая тот факт, что инфраструктура не очень развита даже в Москве и области... Виталий Млечин: Ну вот в Москве прямо на глазах появляются эти зарядки. Александр Гусаров: Их много, их действительно... Ну, не то чтобы много, их недостаточно, их на самом деле недостаточно. И более того, когда у нас начинают говорить о каких-то вещах, что прямо вот мы настроим кучу зарядок, ну давайте обсуждать... Я не знаю, либо это заявляют люди, которые вообще не понимают в технике ничего... Ну невозможно просто так взять, это же не с неба берется. Притом что мы имеем действительно лучше развитую инфраструктуру по электростанциям, чем имеют ее в той же Европе. У нас куча гидроэлектростанций, у нас куча атомных электростанций – это все, собственно говоря, покрывает. Там есть угольные, еще что-то, это вредные, как в Китае было, собственно говоря, там огромное количество электростанций, работающих на угле, и в то же время там огромнейший рынок электромобилей. Собственно, дает что это? То есть тут очень смешно: машина имеет нулевые выбросы, но она использует энергию угольной электростанции, которая загрязняет окружающую среду. Бессмыслица полная. Виталий Млечин: Но не в городе. Александр Гусаров: Да, но все равно. Виталий Млечин: То есть получается, что загрязнение происходит не там, где ездят машины. Александр Гусаров: Ну, у них большая, высокая плотность населения, огромные города, естественно, для них эта проблема актуальна, потому что это проблема загазованности, проблема чистоты воздуха элементарной, когда в Мехико, когда опускается вот эта вот дымка, она там практически опускается каждый день, дышать действительно сложно. Виталий Млечин: Давайте про инфраструктуру. Вот нам пишут, правда, и из Москвы тоже, что не знают, «купил бы, да где только его заряжать?», хотя в Москве действительно появляется достаточно этих зарядок. Александр Гусаров: Нет, они есть... Виталий Млечин: А в других-то регионах? Александр Гусаров: Вот тут вопросы сразу и возникают. Например, липецкий завод, который открыли, который рассчитан вроде как, опять же по словам, можно ли этому верить, не знаю, но на 100 тысяч автомобилей. Виталий Млечин: Вот нам пишут из Санкт-Петербурга: «На весь Васильевский три зарядки». Александр Гусаров: Ну вот вам, пожалуйста, ответ на вопрос. Виталий Млечин: И это Санкт-Петербург... Александр Гусаров: Это, я не знаю, не Урюпинск, в общем-то, это крупный город, это второй город России по численности населения, и получается, что там инфраструктуры как таковой нет. И прежде чем что-то начинать выпускать, как Сергей Семенович Собянин вчера заявил о том, что Москва станет центром электромобилестроения в стране, как бы... Ну, довольно странно это звучит на фоне того, что в Липецке только что открыли завод, который должен выпускать только электромобили. И тут Москва, которая изначально, тот же «Москвич», который собирался выпускать лишь 20–30% электромобилей от всего объема, вдруг Москва становится центром электромобилестроения. Виталий Млечин: Про центр электромобилестроения сейчас поговорим. Сначала послушаем Кирилла из Москвы, он до нас дозвонился. Кирилл, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Добрый день. Честно говоря, я как человек, который провел всю жизнь в транспорте, с первого и вот до сегодняшнего дня, это еще с советского времени, я вот не согласен с тем, что электричество на колесах – это наше будущее. Виталий Млечин: Так. Зритель: По очень простой причине. Во-первых, наши климатические пояса... Александр Гусаров: Нет. Зритель: ...настолько разносторонние, настолько суровые, что... Ну даже вот, скажем так, я в прошлом году в виде эксперимента, я никогда даже и в мыслях не держал, что у меня будет электромобиль, но я вот в прошлом году, прошлой зимой я, что называется, попал, понимаете, с аккумулятором. То есть разрядка аккумулятора, которая меня оставила, можно сказать, среди поля, понимаете. Виталий Млечин: Ну это как-то неожиданно произошло, т. е. вы как-то не спланировали поездку свою? Зритель: Это произошло в течение буквально 10–15 километров, он начал достаточно быстро разряжаться, и машина просто встала. Пришлось... Александр Гусаров: Простите, у меня вопрос сразу – какая у вас машина? Зритель: Ох... Это была одна очень известная марка из трех букв, не подумайте на что-нибудь плохое. Не буду ее называть... Александр Гусаров: Вы можете назвать, просто интересно. Зритель: BMW. Виталий Млечин: Электрическая BMW. Зритель: Да. Виталий Млечин: Классно. Зритель: При том при всем, что, насколько я отношусь хорошо к BMW, в том плане, что я всегда езжу на «пятерках» на BMW, всегда, и по сей день тоже, Но только на бензиновых, правда. Александр Гусаров: Нет, простите, у вас i8, да, я так понимаю? Зритель: А? Александр Гусаров: У вас «восьмерка», да, i8? Зритель: Была i8... Нет, у меня BMW, моя лично – это «пятерка» бензиновая. Александр Гусаров: Нет, это я понял. Зритель: А это была «восьмерка», да, вы правы, абсолютно верно. Александр Гусаров: Ага. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо, спасибо большое, Кирилл! Но технологии-то, они не стоят на месте. Александр Гусаров: Ну, я вообще не понимаю, что случилось с машиной, потому что в принципе давайте: в Норвегии на сегодняшний момент почти 45% автомобилей, которые используются, – это либо гибриды, либо электромобили. В Норвегии, учитывая ее географическое положение, там бо́льшая часть страны за полярным кругом находится, тем не менее они их используют. В 2030 году, по-моему, уже в Норвегии будет запрещена продажа автомобилей с ДВС вообще, в принципе. Если в Европе с 2035-го, поговаривают, то там еще раньше, на 5 лет, т. е. тут осталось ждать-то... Но у них почему-то все это работает и не разряжается. Да, мне кто-то скажет: у них не те расстояния. Ну, с другой стороны, например, у меня есть яркий, простите за тавтологию, пример: брат моего друга этой зимой ездил в Финляндию на Tesla по М11, и у него единственная проблема была при зарядке, когда он доехал до Выборга – там колонка была, но она не работала; там пришлось танцы с бубнами совершать, чтобы ее включили наконец. В общем-то, в Финляндии, конечно же, нет. Да, расстояния в Норвегии и в Финляндии чуть поменьше, чем у нас, так значительно поменьше. Виталий Млечин: Да... Александр Гусаров: С другой стороны, развитие инфраструктуры как таковой – это большая проблема и огромные затраты. Кто возьмет на себя их? Надо ли нам это или нет? Вы понимаете, у нас есть куча газа... Виталий Млечин: Извините, а почему вообще такой вопрос стоит, надо или не надо? Это все равно что, условно говоря, надо ли отказываться от молотка и переходить на высокоточный микроскоп. Александр Гусаров: Нет, нельзя отказаться и от молотка, нельзя отказаться и от высокоточного микроскопа. Проблема заключается лишь в том, что давайте будем реалистами: мы имеем большие расстояния... В Америке они эту проблему решили, просто они занимаются этим очень давно, страна сопоставима по расстояниям и всему остальному. Но проблема в том, что если вот мы вдруг сегодня, в этом году решили, что мы вот прямо электромобильная страна, зачем нам это нужно, никто не объяснил, деньги тратятся непонятно на что, притом что можно развивать... У нас отлично развитая газовая отрасль – почему мы не хотим говорить о машинах, работающих на газе? Это очень удобно. Я в прошлом году ездил на грузовичке, правда, итальянского производства, у которого стояли газовые баллоны, очень удобно. Этих заправок у нас мало, их нет практически в Москве. Виталий Млечин: Да, очень мало. Александр Гусаров: Я причем беру не тот... Есть пропановые и бутановые, две большие разницы. Так еще и копеечная эксплуатация. Да, это грузовик и всего лишь 300 километров, но он точно так же экологически чист, он ничего не выделяет, у нас ездят автобусы, потому что там заправлялся я и автобус. Стоит это в принципе недорого. Но по этому пути мы развиваться почему-то не стали, мы тупо уперлись сейчас в электромобили. При этом я дикий сторонник этой техники, я действительно их люблю, мне они нравятся. Но здесь очень важно то, почему мы кидаемся из крайности в крайность? То мы не поддерживали никак электромобили, «нам они не нужны, что это за глупость?» и все дела... Вдруг в этом году у нас прямо все начинают выпускать электромобили, причем это подается как «уря-уря, давайте скорее». Зачем, мне непонятно. То есть очередной лозунг, о котором в следующем году все забудут?.. Это, знаете, как Минпромторг принял развитие автомобильной промышленности до 2035 года, очень удобно; давайте мы сейчас тоже договоримся, что в 2035 году мы с вами пойдем, я не знаю, в McDonald’s какой-нибудь или куда-нибудь, поедим, может быть доживем. Виталий Млечин: В McDonald’s уже вряд ли пойдем. Александр Гусаров: Ну неважно, да, куда-нибудь, съедим хот-дог вот здесь, перед телецентром. Может, и не доживем... Виталий Млечин: Да... Александр Гусаров: Здесь то же самое, вот для меня это загадка. Я не понимаю, почему вот эти вот метания постоянные происходят. И при этом это вот кто-то скажет и начинается поддержка всесторонняя, все начинают говорить только об этом. Ну так же нельзя. Давайте будем реалистами: инфраструктуры нет... Понятно, что... Виталий Млечин: Так а что тут первично? Это вот сначала надо инфраструктуру и потом уже выпускать машины... ? Александр Гусаров: Это параллельно как-то должно развиваться. Виталий Млечин: Так. Александр Гусаров: Но у нас же это не развивается параллельно. Понятно, что сейчас «Москвич» начнет выпускать электромобили, мэрия Москвы скажет господам из каршеринговых компаний, агрегаторам такси: «Быстро купили у нас эти замечательные автомобили». Естественно, они их купят, потому что кто же будет спорить-то с сильным? Только толк от этого какой? Они будут нести убытки из-за того, что люди будут пользоваться, но где они будут их оставлять? Вы сядете в каршеринговую машину, у которой осталось на 10 километров заряда? Или что, они будут приезжать, как они делают сейчас... Виталий Млечин: ...прикуривать. Александр Гусаров: Нет, не прикуривать, а ставить генератор бензиновый или дизельный, который будет ее заряжать, да? «Идеальный», «гениальный» ход просто. Понимаете, идиотизм. Тот же взять... Мы говорим: в торговых центрах мы построим сейчас кучу заправок. Виталий Млечин: Да. Александр Гусаров: Ребята, максимум, что сможет построить любой, даже такой крупный, торговый центр, вот как на Войковской есть, на Киевской, они крупные, большие, огромные потребители электроэнергии, – это зарядки для четырех, максимум шести автомобилей, шесть уже практически нереально. Потому что мы говорим о быстрой зарядке, быстрая зарядка – это огромный кабель, огромное потребление энергии, это все должно... Виталий Млечин: Может, хотя бы не быстрых, а медленных? Александр Гусаров: Небыстрых по Москве – а смысл небыстрой зарядки, если мы... Например, я приехал с супругой в супермаркет, я хочу поставить ее на зарядку. Ну вот мы проходили – мы что там, будем ходить 3 или 4 часа? Виталий Млечин: Ну, 3 или 4 нет, но час-два, наполовину она, может, и зарядится. Александр Гусаров: Опять же проблема. Вы знаете, я ездил 3 года назад на Volkswagen Golf, который был электрический. Volkswagen тогда отрабатывал все эти системы. Естественно, до запуска модели ID, которых мы тоже не увидим, они запускали на обычном Golf. Пробег у него был мизерный, это 200 километров, это смешно, это вообще не разговор. И я столкнулся с проблемой, вот опять. Рядом со мной есть в 3-х километрах торговый центр, там стоят бесплатные зарядки. Но, подъехав туда, а ставят они прямо на первом этаже, очень удобно, рядом с лифтами... Виталий Млечин: А, там просто занято все. Александр Гусаров: Они постоянно заняты. Причем огромными буквами написано, что стоянка только для владельцев электромобилей. Когда я подошел к руководству, они мне говорят: «Вы поймите, это общественная парковка, мы не имеем права перегораживать. Даже если мы ее перегородим, кто-то подаст в суд, кто-то будет недоволен. А как вы туда въедете?» Вот, понимаете, здесь еще нужно менять и ментальность... В Москве стали штрафовать. Виталий Млечин: Да. Александр Гусаров: Но опять же сейчас происходит путаница. Два года назад у нас платные парковки, которые были бесплатными и где стояли зарядки, они метились голубым. Согласно изменениям ПДД, теперь у нас платные парковки все голубого цвета имеют головку... Что должно умещаться в голове у человека? Тут вот... Виталий Млечин: Надо следить внимательно, это в интересах автомобилистов. Давайте Сергея из Приморья послушаем, он до нас дозвонился. Сергей, здравствуйте. Зритель: Да, вечер добрый у нас уже. Александр Гусаров: Да. Зритель: Очень приятно вас слышать. Хочу затронуть финансовую сторону вопроса. Вот смотрите, условный полный бак т. н., Nissan Leaf 2020 года, 62 кВт. Виталий Млечин: Так. Зритель: Стоимость 1 кВт у нас, ну ночной режим если, домашний т. н., чуть больше 1 рубля, т. е. полный бак, грубо говоря, 80 рублей. Это что касаемо домашней зарядки. Быстрая зарядка, единственное, да, там подороже, но, как правило... Ну, допустим, я проживаю в пригороде Владивостока, у меня получается полный бак 80 рублей. Полного бака хватает где-то на 400 километров. Виталий Млечин: Неплохо, даже хорошо. Зритель: Да. Соответственно, если я в процессе где-нибудь... А, кстати, Приморский край, Владивосток, мы во Владивостоке, у нас быстрых зарядок порядка, по-моему, 25–30 штук, где-то так, в этих пределах, т. е. зарядиться быстро, полбака добить, очень быстрый процесс, грубо говоря, 30–40 минут, пока в магазине ты ходишь, у тебя снова полный бак т. н. условно. Александр Гусаров: 80%. Зритель: Отсюда, как говорится, и смотрите, выгодно это или не выгодно. Цена машины новой, ну 2020 года, где-то в пределах 2 миллионов рублей. Собственно говоря, электрокар и хорошая Toyota Camry бензиновая – цена одинаковая. Виталий Млечин: А скажите, пожалуйста, много уже у вас в регионе электрических машин? Зритель: Ну, свежих, так сказать, вот этих вот 62-х и 40-ок 2019-го и 2020-х гг. во Владивостоке уже хватает достаточно. Единственное, что сдерживает, что там цена для народа как бы кусается, потому что цена 2 миллиона как бы вроде немаленькая, но если опять же берем Toyota Camry такого же класса, то цена получается та же. Виталий Млечин: Да, спасибо большое, очень интересно вы рассказали! То есть даже если это не бесплатно, то это все равно получается совсем не дорого. 80 рублей – это 1,5 литра бензина. Александр Гусаров: Мы просчитывали. В июле я ездил долго, мне товарищ отдал «трешку» Tesla, и довольно долго я ездил. Мы специально пытались просчитать, насколько это выгодно, даже если я буду заправляться на быстрых зарядках, платя деньги по нашим тарифам, не те, которые есть во Владивостоке, у нас они выше. Все равно это получалось много дешевле. Единственное, что ограничивает. Например, захотелось поехать в Нижний, вроде бы расстояние небольшое, но нет инфраструктуры. На Нижний, насколько я знаю, на весь город 3 или 4 заправки, и их, естественно, это надо становиться в очередь, т. е. это проблема. Виталий Млечин: Да. Александр Гусаров: Соответственно, ты ограничен только своим регионом. Даже если у тебя будет, я не знаю, Tesla с пробегом, который, они пишут, порядка 600 километров, то в принципе до Нижнего ты доедешь, а дальше... Виталий Млечин: А обратно уже нет. Александр Гусаров: Да, обратно уже нет. Виталий Млечин: Так, может быть, это предполагает тогда, в общем, два автомобиля на семью, один для поездок по городу, а второй для путешествий каких-то? Александр Гусаров: Ну, к сожалению, да. Виталий Млечин: Если хочешь путешествовать, тогда, соответственно... Александр Гусаров: К сожалению, да. Для любителей, тех, кто так любит экологию, можно посоветовать гибридную купить машину, которая тоже будет ездить. Хотя в принципе, по большому счету, никаких особых преференций, я тоже брал Golf гибридный в свое время, мы с супругой проехали порядка 3,5 тысяч километров. Я могу сказать, что особой экономии я... Виталий Млечин: По трассе точно не будет, она же там... Александр Гусаров: Практически не было, потому что из Москвы мы выехали, она у меня показала 0,85 литра на 100 километров, потому что практически я ДВС не использовал, мы ехали на электротяге. А по трассе когда мы пошли, у него был режим максимальной рекуперации, но это, вы сами понимаете, при сбросе педали газа машина клюет носом, что в принципе достаточно опасно на трассе, делать этого не стоит. Виталий Млечин: Некомфортно, да. Дмитрий из Иркутской области нам звонит. Дмитрий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Виталий Млечин: Слушаем вас, вы в эфире. Что вы думаете? Зритель: Ну, я думаю, что, во-первых, электромобили, которые существуют на текущий момент, они очень сильно, пробеги у них завышены. Реально, допустим, у нас зимой проезжает Nissan Leaf от 40 до 60 километров. Виталий Млечин: Так мало? Александр Гусаров: Это 200-километровый. Зритель: Так мало. И по езде он может вытянуть ну час. Виталий Млечин: А насколько это старая машина у вас? Зритель: Ха, насколько старая? Хорошо, 2018 год. Виталий Млечин: Не такая уж и старая... Александр Гусаров: Ну, как бы здесь надо учитывать объемы обязательно... Виталий Млечин: Спасибо большое, Дмитрий, что позвонили. Александр Гусаров: Да, спасибо. Учитывать, естественно, емкость батареи... Виталий Млечин: Что-то 40–60 километров – это не годится, это совсем... Александр Гусаров: Ну такого быть не может, что-то как-то я не знаю. Я еще раз говорю, что, во-первых, там стоят подогреватели, которые... Вообще минусовая температура для аккумулятора гораздо лучше, чем +30 или +40, потому что его надо охлаждать в любом случае. Виталий Млечин: Да, там в любом случае что-то надо с ним делать, либо нагревать, либо охлаждать. Александр Гусаров: Да. Виталий Млечин: А если его нагреть, то потом все равно охлаждать. Александр Гусаров: Соответственно, как бы понятно, что... Здесь, кстати, очень важный момент. Когда вы покупаете китайский автомобиль или смотрите на расход топлива с двигателем внутреннего сгорания или электромобиль из Китая, не верьте тому, что написано. Дело в том, что в мире существует три системы измерения не емкости, а именно километража. Это системы общие, разрабатывались они, собственно, отнюдь не для электромобилей, а для выяснения того, что вы в паспорте, когда вы покупаете автомобиль, вы открываете красивую книжку, и там написано, что паспортный расход топлива вашей машины, например, равен 6 или 7 литрам в смешанном цикле на 100 километров пути. Есть три системы, которые это измеряют. Есть система старая, которая в 1970-х гг. родилась в Европе, которую очень любят товарищи из Поднебесной, китайцы ее просто обожают, потому что у них пробеги, у любого электромобиля из Китая, сразу 600 километров и все. На самом деле там дай бог, чтобы было 400. Потому что есть система еще новая, европейская, она применена, сегодня ее используют, собственно говоря, европейцы, и есть система американская, самая строгая и самая честная. Если Илон Маск пишет, что его машина проезжает 400 километров, то это правда. Ну, там плюс-минус 10–20 километров, это не критично. Поэтому, когда вы смотрите на ТТХ «китайца», не верьте глазам своим, это однозначно. Как мне тут после того, как я опубликовал статью, мне один из читателей написал: «Что вы хаете Китай? Это высокоразвитое культурное государство». Я говорю: да ради бога, я не хаю Китай, я просто говорю, что верить тому, что написано, нельзя. К сожалению, по мне, вот честно говоря, упираться... Нет, электромобили имеют право на существование, должны быть, это хорошо, это здорово, но почему мы уперлись опять же? И перспектив в нашей стране по развитию электротранспорта вот в таких огромных количествах я не вижу. Кстати, никто почему-то у нас не говорит о том, что вот сейчас они строят большой кластер в Калининграде... смешная, конечно, там по поводу мощности этого завода, это просто смешно, 4 МВт – это просто как бы для детей. Но дело не в этом. Дело в том, что почему-то никто не думает о том, куда эти батареи потом девать. Дело в том, что батарейка, которая работала в электромобиле, 10–15 лет ее гарантия, потом ее обычно снимают, меняют на новую, это самая дорогая часть, собственно говоря, любого автомобиля на электротяге, и отдают в сельское хозяйство, потому что машину двинуть она не может, но служить еще какой-то период, еще порядка 5–7 лет, все зависит от ее емкости, она сможет в сельском хозяйстве. А вот что делать потом? А ее надо утилизировать. Об этом почему-то у нас никто не говорит. Такое ощущение, что это вот как с Минпромторгом, который до 2035 года... Виталий Млечин: Ну конечно, если это будет через 20 лет, то какая разница, что с этим сейчас делать... Александр Гусаров: Ну действительно, после нас хоть потоп. Ну вот надо же думать о детях, которые у кого-то есть, я не знаю, у меня есть, я думаю о том, как он будет жить и где он будет жить, как его дети, дай бог, чтобы они жили и дышали чистым воздухом. Поэтому мне кажется, что надо было развивать изначально и гибридные технологии... И понятно, что у нас их нет в принципе, никаких технологий, к сожалению, как оказалось, но упираться тупо в электромобиль, наверное, все-таки не стоило. Стоило немножко дифференцировать, немножко раздробить все это и попытаться пойти разными путями, но почему-то этого не произошло. Виталий Млечин: Может быть, это только начало? Мы сейчас, в общем, в такой достаточно стрессовой ситуации находимся... Может быть, с этого начнем, а дальше – больше? Александр Гусаров: Стрессовая ситуация... Ну, она как бы... Смысл начинать с тупика? Я еще раз говорю, что машины, работающие на газе, – в нашей стране это идеальный вариант, и это в принципе достаточно интересная и живучая тема. У нас про нее почему-то все делают вид, они закрывают глаза вот так вот и ее не видят. Вот это странно, это реально странно. Виталий Млечин: Спасибо вам большое! Главное, что мы можем это все обсуждать, и, возможно, все-таки как-то повлиять даже на все, что происходит. Александр Гусаров: Кто бы нас услышал... Спасибо. Виталий Млечин: Александр Гусаров, автомобильный журналист, был у нас в гостях. Мы беседовали об электромобилях, ну и об автомобилях в целом.