Александр Гусев: Одно из главных инвестиционных преимуществ Воронежской области – это квалифицированные кадры
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/aleksandr-gusev-60122.html Оксана Галькевич: Здравствуйте, Александр Викторович.
Александр Гусев: Здравствуйте, Оксана.
Оксана Галькевич: Александр Викторович, сегодня наша страна оказалась в новых экономических условиях, много разговоров о санкциях, о том, как они повлияют на экономику страны в целом, на регионы в частности. Расскажите о Воронежской области, как вы адаптируетесь к новым условиям, как справляетесь.
Александр Гусев: Ну, мы неплохо начали этот год, и если там цифры I квартала посмотреть, то у нас рост такой от 2 до 8% по разным отраслям. В промышленности это где-то около 2% с учетом того, что мы росли и в 2020-й, и в 2021-й гг., по отношению к 2019 году мы выросли за эти 2 года почти на 15%, результат неплохой. В сельском хозяйстве порядка 7% рост. Достаточно устойчива в целом была экономическая ситуация, потому что мы видим это по налогу на прибыль, и за I квартал налог на прибыль вырос почти на 20%, т. е. начинали мы хорошо и все свои планы, я точно уверен, что были бы исполнены.
Но понимаем, ситуация с санкциями, безусловно, повлияет, придется адаптироваться к ней, прежде всего, наверное, логистически. У нас есть свои преимущества, может быть, перед некоторыми другими регионами. У нас нет моноотраслевой зависимости в экономике в целом, т. е. нет предприятия, которое доминировало бы в том или ином секторе. У нас много средних предприятий. Есть крупные, но они работают в устойчивых секторах: это сектор атомной энергетики, который, я думаю, не пострадает; «химия», по производству минеральных удобрений, это тоже такая востребованная тема.
Поэтому, конечно, потребуется какой-то период, для того чтобы перенаправить потоки логистические как по сбыту, так и, собственно, по получению комплектующих. Мы не зависим в сырьевом плане практически ни на одном предприятии от поставок из недружественных стран, поэтому в целом считаю, что достаточно пройдем быстро этот период, но по крайней мере точно без разрушающего эффекта для экономики.
Ну а меры, они стандартные, я думаю, что сейчас все регионы примерно идут одним и тем же путем. Прежде всего это такие организационные вопросы решенные, когда мы перевели режим общения с предприятиями фактически в онлайн-режим, мы еженедельно на штабах встречаемся и с представителями союзов отраслевых, и с крупными работодателями-руководителями промышленных предприятий или предприятий сельскохозяйственных, в прямом диалоге общаемся и смотрим, какие сложности возникают не только секторальные, но и конкретно по крупным по крайней мере предприятиям. Это помогает быстро реагировать, быстро реагировать.
В целом я считаю, и мы где-то в начале марта еще провели такую стратегическую сессию, на которой обсуждали вопросы перспективы нашей жизни до 2035 года, у нас стратегия разработана до 2035 года, рассуждали, стоит ли менять сейчас какие-то концептуальные подходы, ключевые цифры, которых мы хотели достичь, и поняли, что этого делать не нужно. Я считаю, что в долгосрочной перспективе мы все свои планы выполним.
А вот краткосрочные планы реагирования на трудности, которые возникнут, должны быть. Здесь мы каким путем пошли? Мы договорились с таким пулом наших наиболее крупных университетов, пять наших крупнейших университетов сейчас вместе с нами разрабатывают краткосрочный 3-летний план реагирования вот на сложности, которые потенциально могут возникнуть. Прогнозируя их, изучается мировой опыт в разные периоды, опыт стран, которые долгое время находились под санкциями, и вот наш какой-то опыт, наше предвидение. И вот на основе всего этого комплекса информации постараемся сделать правильный, точный план, который позволит минимизировать наши потери.
Оксана Галькевич: Вы достаточно спокойно и уверенно смотрите вперед?
Александр Гусев: Во-первых, государство очень оперативно и достаточно масштабно отреагировало на это. Со стороны правительства, нужно отдать должное, принимаются решения очень быстро, и такие масштабные на самом деле решения. Мы, безусловно, еще и с регионального уровня добавляем, и ресурсы заводим наши региональные в поддержку предприятий.
И, мне кажется, самое главное, чего сейчас удалось добиться, – это избежать такого кредитного шока, когда резко выросла процентная ставка и, конечно, многие взволновались работодатели, руководители предприятий. Но сейчас, слава богу, и ставка понижается, и те меры поддержки, которые со стороны правительства направлены на системообразующие предприятия с точки зрения комфортного общения с банками, они дают свой результат, и мы не видим на самом деле сейчас в этом трагедии никакой.
Оксана Галькевич: Если характеризовать как-то, давать характеристику вашему региону, как бы вы о нем сказали? Это промышленный регион, аграрный регион? Какую характеристику вы бы дали, Александр Викторович, Воронежской области?
Александр Гусев: Ну, на самом деле бытует некое заблуждение, что Воронежская область – это аграрный регион. Если опять же цифрами оперировать, то и объемы промышленного производства, и объемы производства сельского хозяйства у нас примерно одинаковые, в структуре экономики они, ну если очиститься от бюджетного сектора, где-то порядка 25% и тот и другой, причем цифры очень близкие. Поэтому я бы не сказал, что мы какой-то монорегион.
Мы за последние, наверное, 12 лет, мы с 2010 года такой, собственно, анализ ведем, очень успешно прирастали в промышленности. Ежегодный среднегодовой уровень увеличения промышленного производства составлял 8–8,5%. В сельском хозяйстве он чуть-чуть пониже, но тоже 7%, это очень хороший для России показатель, если мне память не изменяет, 5-е, 6-е места в рейтинге именно по динамике.
Поэтому Воронежская область – это такой разносторонний в экономическом плане регион. Помимо традиционных промышленности и сельского хозяйства строительство у нас, кстати, очень хорошо развивается. Мы в прошлом году построили 1 миллион 850 тысяч квадратных метров жилья только, не говоря уже о коммерческом строительстве, о промышленном строительстве.
У нас креативная индустрия развивается. Наверное, самая известная студия анимационная в России, Wizart Animation, снявшая многие популярные мультфильмы, в частности «Снежная королева», она воронежская, здесь, в Воронеже, ребята работают.
Оксана Галькевич: Такая разноплановая экономика воронежская.
Александр Гусев: Абсолютно верно. Я говорю, что у нас нет монозависимости, это нам помогает.
Оксана Галькевич: Но тем не менее в представлении многих Воронежская область – это прежде всего центр российского Черноземья. Соответственно, вы выполняете очень важную задачу по обеспечению продовольственной безопасности в нашей стране. Вот если об этом говорить, то российскому обывателю как можно сказать, что вы обеспечиваете? Без чего россиянин не останется благодаря именно вам, воронежцам?
Александр Гусев: Ну, безусловно, в структуре сельскохозяйственного производства мы такое важное место занимаем, по многим видам производимой продукции основной мы где-то вот в первой пятерке, как правило, ну уж точно в десятке. Если брать базовые продукты питания, я опять же цифрами буду подтверждать свое мнение... Мы 2 года назад перешагнули рубеж в 1 миллион тонн производства молока. Вдуматься: 1 миллион тонн молока производит область. Мы по производству мяса тоже где-то в пятерке, около 500 тысяч тонн мяса всех видов производим. 800 тысяч тонн подсолнечного масла и сахара, по 800 тысяч тонн.
Достаточно хорошо развита у нас перерабатывающая промышленность. Мы не только сейчас вот в виде такого сырья, что называется, за пределы региона отправляем продукцию, но стараемся как можно больше перерабатывать здесь, отправляя продукты с высокой добавленной стоимостью. Мы 45 тысяч тонн сыра производим. И вообще, переработка молока, она так завершает структурную целостность всего комплекса от производства до продажи молока. Мы много производим и стараемся как можно больше здесь переработать.
Конечно, есть вещи достаточно сложные как для региона, так, может быть, и для страны. Мы, допустим, не обеспечены рыбой, ну нет у нас моря, к сожалению; есть «Воронежской море», но немного не того направления. Тем не менее, допустим, по производству овощей мы сейчас достаточно активно развиваем эту тему, построено много предприятий, тепличных хозяйств, которые занимаются производством овощей. Сады, выращивание ягод – такая тема тоже, казалось бы, может быть, не совсем наша, но вот нашлись инвесторы, которые сады интенсивной технологии закладывают, много выращивают именно плантаций ягодных.
Поэтому в целом я считаю, что в России ну точно не будет проблем с обеспечением продовольствием, потому что за последние, наверное, 15 лет все-таки государство на это обращало очень большое внимание. И сейчас только прямые субсидии предприятиям в сельском хозяйстве на территории региона 10 миллиардов рублей составляют, это такая хорошая сумма. Плюс, конечно, достаточно комфортное банковское кредитование сельского хозяйства. Если еще 15 лет назад банки крайне неохотно шли в кредитные отношения с производителями сельскохозяйственными, сейчас, что называется, нарасхват, каждый хочет к себе затянуть крупного производителя. Поэтому считаю, что проблем не будет.
Больше того, мы все-таки сохраним и такую экспортную направленность в нашей работе. Опять же, цифры I квартала говорят, что мы где-то на 15% нарастили свой экспортный потенциал, причем, еще раз, это не зерно, это продукты переработки молока, это мясо, которое мы экспортируем, это масло подсолнечное, которое сейчас свой канал на Восток нашло, в Китай, страны Центральной Азии. Поэтому считаю, что в целом это будет одна из самых устойчивых отраслей экономики и на территории региона, да и, наверное, в целом в Российской Федерации.
Оксана Галькевич: Вы когда заговорили о продовольствии, я сразу вспомнила вот эти сложности с сахаром, с поставками, что творилось в магазинах в какой-то момент. Я так понимаю, что здесь у вас точно не было никакого беспокойства, вы точно знали, что все будет в порядке?
Александр Гусев: Ну, как и везде, ажиотажный спрос был и некоторая напряженность на полках возникла, особенно в сетевых магазинах, где цена была пониже, а в магазинах такой розничной торговли более мелких цена была повыше, и, конечно, там все на полках было. Но у нас, мы на тот момент всех успокаивали, у нас было 380 тысяч тонн на складах сахара на тот момент, на февраль. Поэтому ну уж точно без сладкого никто не останется.
Оксана Галькевич: Если говорить о социальных программах, вот как идет их выполнение, в соответствии с планами, или все-таки пришлось что-то корректировать, изменять сметы?
Александр Гусев: Ну, вы знаете, главная, наверное, задача всей бюджетной системы прежде всего – это вот организовать помощь социально незащищенным слоям населения, людям, которые имеют невысокий доход, и здесь мы никаких решений, уменьшающих эти программы, не принимали. На память опять же цифра годовая, где-то порядка 15–15,5 миллиардов рублей в виде выплат семьям с невысоким доходом обеспечиваем, и эта работа идет по плану. Да, там много федеральных средств, но, безусловно, мы добавляем и свои. Региональные меры поддержки таких людей у нас есть, они как софинансируют федеральные средства, так, собственно, это отдельное направление в т. ч. по демографии, допустим.
Второй, конечно, важный момент – это обеспечение уровня доходов работников бюджетной сферы, это то, что еще в указах президента от 2012 года было обозначено, добиться 100%-го или 200%-го уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы (врачей, учителей) по отношению к среднему доходу от трудовой деятельности по региону. Вот мы здесь на 100% все исполняем, сегодня только это обсуждали. В прогнозах у нас была чуть-чуть пониже заработная плата, средняя по региону закладывалась, сейчас мы видим, что она подрастает, но это связано с инфляцией, это объяснимо все, и мы вслед за этим добавляем, конечно, бюджетные ресурсы для выплаты зарплат бюджетникам.
Важный момент – это национальные проекты. Вот здесь в этом году такая рекордная сумма, которую мы направляем на реализацию нацпроектов, больше 22 миллиардов рублей. Ни одну программу мы не сократили. Больше того, мы понимаем, что сейчас растет стоимость по некоторым проектам, по оборудованию. У нас есть финансовые резервы, которые нам позволяют, не уменьшая количество проектов, не уменьшая количество закупаемого оборудования, нивелировать вот эти процессы, связанные с ростом цен. Поэтому я всегда об этом говорил и жителям области, и на любом уровне готов это подтвердить, что мы все программы, заявленные на 2022 год, безусловно, будем выполнять.
Оксана Галькевич: От социальных вопросов к гуманитарным. Вы регион приграничный, поэтому принимаете поток украинских беженцев. Как здесь организована работа? Сколько людей вы приняли?
Александр Гусев: Ну, это на самом деле такая важная часть нашей работы, я считаю, помочь тем людям, которые сейчас оказались в тяжелой ситуации. На сегодняшний день у нас порядка 15 тысяч человек размещено на территории региона.
Мы пошли по пути размещения все-таки в комфортных условиях этих людей, не создавали каких-то временных пунктов размещения, совсем временных, т. е. не приспособленных. Люди размещены либо в гостиницах, в санаториях, которые у нас не были заполнены полностью, на базах отдыха коммерческих, в наших пионерских лагерях круглогодичных. Но мы договорились, что к периоду, когда наступит период детского отдыха летнего, мы эти лагеря освободим, и у нас сейчас, собственно, беженцы переведены в другие ПВРы, два этих объекта, которые, под 400 человек, наверное, там было размещено, мы сейчас освободили и готовим уже для того, чтобы с 1 июня там дети наши отдыхали.
Но понятно, мы немножко не укладываемся в лимит, который выделяет правительство Российской Федерации на эти цели, и мы доплачиваем свои региональные деньги, потому что проживать в гостинице – это несколько дороже, чем 900 рублей в сутки.
И мы также приняли еще одно, на мой взгляд, правильное, справедливое решение, потому что часть людей, значительная причем часть людей, находится в семьях, т. е. родственники, знакомые. С тем чтобы их тоже поддержать, мы таким принявшим в свои семьи людей с Донбасса и Луганска доплачиваем ну такую среднерыночную цену аренды жилья в Воронеже и в Воронежской области, поэтому тоже вот без внимания нашего не остались.
Конечно, с детками занимаемся, образовательные программы все запущены, все ребята учатся, они учатся в наших образовательных учреждениях. В принципе, программы более-менее адаптированные были, они достаточно легко вошли. Вот сейчас период сдачи выпускных экзаменов, ну такая пропорция, примерно 30% будут сдавать ЕГЭ, остальные будут сдавать просто профильные предметы. Если потребуется, будем помогать им, тем, кто сдал ЕГЭ, поступать в наши вузы, если они захотят, детки, либо в наше профессиональное образование, в средние образовательные учреждения.
Оксана Галькевич: Александр Викторович, мы ездим по разным регионам страны, в каждом регионе обязательно есть своя какая-то особенность. У кого-то есть нефть, у кого-то грандиозные водные ресурсы и т. д. Вот если говорить о Воронежской области, что вас вот таким особенным образом характеризует? Что бы вы привели как пример?
Александр Гусев: Ну, я иногда так в шутку говорю, что наша область не является газодобывающей, но мы газоносная территория: у нас по территории проходят большие, крупные газопроводы и на запад, и на юг. И в целом, конечно, мы даже где-то рассматриваем, может быть, и напрашивается вариант размещения какого-то газохимического крупного предприятия. Будем обсуждать с инвесторами возможными, соответственно, в правительстве, потому что такие вещи, конечно, должны решаться в плановом порядке, здесь стихийности быть не должно.
Но главная наша ценность, я понимаю, что так, может быть, избито прозвучит эта фраза, но это люди. Образованные, высококвалифицированные люди, которые помогают области динамично развиваться. У нас порядка 100 тысяч студентов обучается в области, огромный слой такой технической интеллигенции, а это наиболее, знаете, активные люди, с активной жизненной позицией, которые хотят чего-то в жизни добиться, себя проявить. И конечно, это не дает, с одной стороны, нам расслабляться, здесь не говоришь: ну слушайте, вот уже добились, давайте передохнем; а с другой стороны, конечно, это очень помогает в т. ч. в привлечении инвестиций. Наверное, одно из главных инвестиционных преимуществ области – это наличие квалифицированных кадров, это все отмечают, кто к нам в область приходят. Ну и в целом у нас добрые, отзывчивые люди, поэтому я считаю, что это наш главный ресурс, и мы к нему очень бережно будем относиться.
Оксана Галькевич: Александр Викторович, ну я тогда в финале хотела бы воспользоваться этой возможностью и поздравить добрых, отзывчивых людей, жителей Воронежской области и вас тоже с выходом в российскую Премьер-лигу вашей футбольной команды, воронежского «Факела». Большое событие, я вас поздравляю!
Александр Гусев: Да, спасибо большое, Оксана! На самом деле команда фактически за 2 года из второй лиги (я буду терминами простыми оперировать) добилась выхода в Премьер-лигу. Никто, наверное, из тех, кто даже рядом с командой был, такого не ожидал. Но вот руководство клуба, хороший подбор игроков и мотивация у них показать, проявить себя, собственно, позволили нам выйти в Премьер-лигу. Мы, безусловно, будем команду поддерживать, ее стремление закрепиться в Премьер-лиге.
Оксана Галькевич: Это важно.
Я желаю успехов вам, Воронежской области и жителям Воронежской области. Спасибо большое!
Александр Гусев: Спасибо большое вам!