Марина Калинина: Здравствуйте, я Марина Калинина, это рубрика «Промышленная политика», в которой мы рассказываем об успешных российских предприятиях, которые на территории нашей страны производят достойную, конкурентоспособную продукцию. Сегодня речь пойдет о разработке и производстве приборов учета ресурсов. Ну, мы знаем их как счетчики воды и тепла, но не только эти счетчики производит компания. Под маркой «Пульсар». Производство на предприятии «Тепловодохран», предприятие расположено в Рязани. Я сейчас представлю моих сегодняшних гостей. Это Андрей Владимирович Козлов, главный инженер НПП «Тепловодохран». Здравствуйте! Андрей Козлов: Добрый день! Марина Калинина: И Владимир Иванович Никитин, начальник сектора Всероссийского научно исследовательского института метрологической службы. Владимир Никитин: Здравствуйте! Марина Калинина: Здравствуйте, Владимир Иванович. Давайте посмотрим сюжет о предприятии, который снял мо коллега, Денис Демешин в Рязани, а потом будем общаться в студии. «СЮЖЕТ» Марина Калинина: Вот такой получился сюжет. Андрей Владимирович, ну действительно, вот для, как для женщины, разобраться во всех этих проводах и микросхемах не представляется возможным. Вообще, каков принцип работы этого счетчика, и какие нюансы есть при его производстве и разработке, вот современного счетчика учета тепла и воды. Андрей Козлов: Ну, во-первых, водосчетчики и теплосчетчики это разная история. Водосчетчик имеет крыльчатку внутри. Вода крутит крыльчатку и дальше движение передается на счетный механизм, и мы видим здесь цифры. Теплосчетчик, прибор немножко посложней. Марина Калинина: Покажите, Вы же привезли его. Андрей Козлов: Да. Здесь помимо расходомера есть еще и пара термометров, вот один здесь в корпусе точно такой же. Происходит измерение разниц температур и измерение расхода. Дальше вот этот вот калькулятор, очень похоже на наш калькулятор с Вами, он высчитывает эти самые гигакалории, эту энергию. И таким образом, мы считаем тепло. И я хотел бы сказать нашим телезрителям, что есть два способа учета тепла. Первый способ – это классический теплосчетчик, и второй способ, это так называемый распределитель затрат на отопление. И важная информация заключается в том, что во всех новостройках эти счетчики должны быть установлены, в соответствие с 261-м законом России об энергосбережении. И когда Вы въезжаете в Вашу квартиру, пожалуйста, проверяйте наличие этого счетчика. К сожалению, известны случаи, особенно в регионах, когда счетчики эти, ну, почему то не стоят в квартирах. Марина Калинина: А вот почему такие счетчики не стоят в квартирах, и вообще, как узнать, качественный ли счетчик тебе поставили, кто за это отвечает, Владимир Иванович? Владимир Никитин: Ну, вообще-то говоря, все счетчики, которые внесены в государственный реестр средств измерений, должны быть качественными. Марина Калинина: Должны быть это ключевое слово. Владимир Никитин: Ну, это связано, в первую очередь, конечно, с самим производителем, который отвечает за свое реноме, потому, что если счетчики будут плохими, их просто не будут покупать. Производителей, надо сказать, очень много. Больше сотни, если не двух сотен, которые производят водо и теплосчетчики. Здесь представлены турбинно-лопастные счетчики, в которых главным измерительным средством является турбина. Но есть и другие принципы измерения, скажем, электромагнитные, ультразвуковые и так далее. Но за качество, ну, если говорить о качестве, конечно, тут есть как бы несколько позиций. Здесь вот в данном случае, компания «Пульсар», она еще помимо этого занимается сервисным обслуживанием, то есть, не только продает приборы, но еще и сервисом. Марина Калинина: То есть, Вы сами выезжаете на объекты и проверяете это все, получается, да? Обслуживаете? Андрей Козлов: Мы в этом участвуем. Не 100% наших счетчиков, естественно, обслуживаются нами, но у нас есть этот опыт, этими компетенциями мы обладаем, естественно. Владимир Никитин: То есть, я хочу сказать, если компания помимо производства и продажи приборов еще занимается и сервисным обслуживанием, то уже можно заранее сказать, что она за свою продукцию отвечает. Но есть компании, которые занимаются только продажей, ну, то есть, производством и продажей. И в принципе, дальше уже… Марина Калинина: И уже не отвечают ни за что? Владимир Никитин: Ну, да. В общем-то, она их уже не интересует, они продали, получили за это деньги, ну, и делают приборы дальше. Но вообще, рынок насыщен, надо сказать, приборами. То есть, есть из чего выбрать. Марина Калинина: Ну, вот Ваша организация, она осуществляет сертификацию этих приборов. Меняются ли принципы со временем, и меняются ли принципы измерения того или иного ресурса? Владимир Никитин: Да, конечно. Марина Калинина: И много ли приходится отказывать в получении сертификатов, вот еще такой вопрос. Владимир Никитин: Понимаете, задача все-таки испытателя, кого я представляю, ну у нас в России на сегодня, насколько я знаю, больше 30-ти организаций, которые аккредитованы на право проведения работ по испытаниям средств измерений. Но не всех видов измерений, а только тех, на которые они аккредитованы. Ну, и в частности, наш Институт. Правила да, немножко меняются, но я бы сказал не сильно. У нас с 92-го года действует ГОСТ, если говорить про счетчики крыльчатые холодной и горячей воды, 50193, и 50601 на горячую воду. Сейчас, помимо этого существует такая организация, международная организация законодательной метрологии, OIML по-французски, а по-русски – МОЗМ, где есть тоже свои рекомендации. Они недавно были пересмотрены, и вот, по-моему, с 14-го года там уже новые правила. Ну, они расширены на все виды, вот то, что Вы спросили, а есть ли какие-то другие, да, есть. То есть, наиболее ходовые вот то, что мы сейчас видели, это крыльчатые счетчики, там, где турбинка вращается. А помимо этого набирает обороты ультразвуковые, вот сейчас большое, кстати, компания «Пульсар» делает и их тоже, ультразвуковые счетчики и электромагнитные. Ну, электромагнитные для квартир, я скажу, что, пожалуй, не очень их много, а ультразвуковые, да, сейчас потихоньку набирает обороты. Но пока их не так много на рынке. Марина Калинина: Андрей Владимирович, а насколько сложно или просто конкурировать с другими компаниями, и главное, конкурировать с недобросовестными производителями? И как вот понять, производитель это действительно или человек, который, ну, компания где-то купила и под своей маркой продала? Есть такая проблема? Андрей Козлов: Безусловно. Я не скажу, что нам очень сложно, мы удерживаем лидирующие позиции на рынке счетчиков, но, конечно, наши основные конкуренты это китайцы со своими счетчиками. И мы то считаем, что они демпингуют, и очень часто потребитель, когда берет в руки счетчик, ему сложно отличить, действительно, «китаец» это или русский счетчик. Потому, что, ну, большинство компаний, ну, старается скрыть этот факт. Не все «китайцы» плохи, есть более качественные, есть менее качественные приборы. Потребителю, безусловно, в этом разобраться сложно, но есть некоторые моменты, на которые стоит обращать внимание. Например, такой вот нюанс, как термометр в корпусе счетчика тепла. Мы считаем, что он должен быть опломбирован, и не должно быть возможности переустановки счетчика с обратного провода на подающий, набегает ошибка. Марина Калинина: Ну, а это обычный человек может определить, посмотреть? Андрей Козлов: Сложно. Марина Калинина: Сложно? Андрей Козлов: Сложно все-таки человеку, сложно обывателю, все-таки, лучше довериться управляющей компании, во-первых, у которых есть соответствующие специалисты, ну, или специальной сервисной компании, которые в этом деле понимают. На сегодня мы видим, что, если уж мы заговорили про китайцев с Вами, что пошлина ввозная на теплосчетчики –ноль, к сожалению. Мы знаем, что по водосчетчикам, по электросчетчикам ввозные пошлины существуют, мы предпринимаем попытки конечно, на эту ситуацию повлиять, но пока не очень получается, к сожалению. Мы – небольшая компания, но надеюсь, нас услышат представители власти, и мы как-то сможем изменить. Марина Калинина: А к кому вы обращались уже, к каким представителям власти, каким министерствам, ведомствам вы писали, чтобы эту ситуацию поменять? Андрей Козлов: Мы писали Министру экономического развития, к сожалению, получили отказ, что Россия брала на себя обязательства по ВТО. Но, есть у нас все-таки запал эту ситуацию изменить, тем более, вот не так давно, ну, полгода назад было совещание в Ассоциации производителей электроники, с участием господина Белоусова, это помощника Президента. И он, в общем-то, дал совет, изготовителям электроники, в общем-то, не бояться, и пытаться, так сказать, повлиять на ситуацию. С учетом ситуации, как бы, в стране, все-таки есть, могут набраться наглости представители промышленности, все-таки, отстаивать эту самую пошлину. Ну, будем пробовать. Надеюсь, что у нас получится. Марина Калинина: Ну, вот почему-то наши зрители пишут, считают, что счетчики недолговечны. Так ли это, Владимир Иванович, раньше, говорят, были счетчики вечные, а сейчас они недолговечные, потому, что их надо поверку постоянно делать, требуют их менять. Или это уже от службы ЖКХ зависит, от их аппетитов? Владимир Никитин: Да нет, если брать, скажем, времена Советского Союза, то вообще-то межповерочный интервал был вообще один год. Даже так, да. Ну, и счетчики были, конечно, более такие, дремучие, скажем так. Хотя с точки зрения идеологии они были похожи. Это, в основном, были турбинные, крыльчатые счетчики или турбинные счетчики воды. За это время, конечно, много что изменилось. Во-первых, появились пластмассы. Раньше крыльчатки были, ну, скажем, металлические. Потому, что ничего просто другого, ну, таких пластмасс не было. Во-вторых, сейчас пластмассы применяются как для счетчиков холодной, так и для счетчиков горячей воды. Что тоже, конечно, с одной стороны, упрощает технологию, с другой стороны, позволяет турбинке быть более чувствительной, к воздействию потока. То есть, другими словами, чем меньше расход, при меньших расходах она все равно вращается, даже если погрешность идет, там может быть, у счетчика другая. Появились помимо механических отчетных устройств, появились электронные отсчетные устройства. Вот такого же типа, как на теплосчетчике, но те, которые заранее преобразуют сигнал водосчетчика уже в электрический сигнал, который может передаваться или по кабельному каналу, или по радио каналу или другим способом. Вот, так что, конечно, много что изменилось. Но то, о чем Вы спрашиваете, это, наверное, речь, идет о ресурсе. Дело в том, что ну, вот это одна из характеристик, которая обязательно присутствует при оценке счетчика, при испытаниях. Для счетчиков воды в соответствие с рекомендацией ISO и нашим ГОСТом, 50193.3 проводятся ресурсные испытания, как раз, которые определяют возможность работы счетчика долговременно. Но тут есть одно «Но». Это – качество воды. Марина Калинина: То есть, качество воды может повредить счетчику? Владимир Никитин: Ну, повредить, может быть сильно сказано. Марина Калинина: Сократить количество лет его жизни. Владимир Никитин: Да, да. Поэтому, этот момент тоже надо учитывать. Потому, что если почитать стандарты, они звучат так, технические требования к счетчикам горячей, холодной питьевой воды и горячей питьевой воды. А не вообще воды. То есть, вот это тоже надо понимать. Или той воды, которая не соответствует санитарным нормам. Ну и на это что влияет, трубы еще влияют сильно. То есть, может быть, вода подготовлена хорошо, но трубы, скажем, старые. И на них, соответственно, есть и окалина, и соль и так далее. И поэтому, это все попадает в конечном итоге, может попадать в счетчик, хотя там, на входе обычно стоит фильтр, но он не может… Марина Калинина: Но, тем не менее. Владимир Никитин: До детально, до, там, до микрон выловить все механические примеси. Это, конечно влияет на, вот поэтому, есть помимо ресурса счетчика, то есть, его работоспособности, есть еще межповерочнвй интервал. Для чего это делается? Для того, что бы убедиться, что счетчик не только работоспособен, но еще и правильно показывает. Марина Калинина: У нас есть звонок из Перми, Сергей нам дозвонился, Сергей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте! Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста! Слушаем Вас! Зритель: Я хотел бы задать вопрос. У нас Пермская сетевая компания поставщик тепла. И вот в 14-м году я принимал должность, я председатель ЖСК-57 завода «Дзержинского», у нас 90 квартирный дом. И принимал должность, и начал разбираться в поставках. Получается у нас на вводе стоял счетчик общедомовой, крыльчатый, он читал только кубические метры горячей воды. А Пермская сетевая компания говорит, этот счетчик мы не воспринимаем. Я в арбитражный суд подавал, не воспринимают этот счетчик. А я посчитал, и они у нас брали но нормативу, а разница между нормативом и фактом, получилось что у нас за год 475 тысяч. И вот никак не могу доказать, что счетчик, который крыльчатый, он же тоже считает кубические метры. Это правильно? Марина Калинина: Спасибо за Ваш вопрос. Я не знаю, специалист, кто возьмет на себя ответственность ответить? Владимир Никитин: Да, безусловно, это правильно. Только он должен быть счетчиком горячей воды, вот это надо, в этом в первую очередь убедиться. Во-вторых, поверен ли этот счетчик? Потому, что счетчики, все-таки, общедомовые, они опять же ставятся и принимаются по акту. Как самим потребителем, так и управляющей компанией или поставщиком ресурса. Поэтому, где-то здесь видимо был нарушен какой-то порядок. То есть, что-то, да, турбинные счетчики ставятся, это, то есть, тут ничего нового нет, не знаю, почему такое случилось. Но если был арбитраж, то арбитражный суд там, наверное, объяснил, в чем причина, почему не принимаются показания этого счетчика. Марина Калинина: Андрей Владимирович, есть такая интересная штука, как «умный дом», «умный город» и «умный счетчик». Вот в сюжете прозвучала фраза, то, что мы разрабатываем, ну, вы разрабатываете такие счетчики, которые будут передавать информацию уже непосредственно в ту организацию, которая рассчитывает тарифы. Людям не надо будет с этими бумажками бегать куда-то и записывать вот эти данные счетчиков. Что это за принцип и почему он до сих пор не внедрен? В принципе, наверное, это не так сложно. Андрей Козлов: Все просто. В России, если взять счетчики воды или электроэнергии и тепла, я думаю, больше 100 миллионов счетчиков в эксплуатации. Все понимают прекрасно, что невозможно эти счетчики, показания этих счетчиков переписать руками. Поэтому, ведущие управляющие компании уже сейчас используют эти «умные» счетчики в своей работе. Мы знаем, что готовятся законы, соответствующие на тему обязательной установки этих «умных» счетчиков. Марина Калинина: Вот, извините Андрей, я перебью, буквально секунду, а вот эта обязательная установка, он опять ляжет на плечи обычных людей, жителей, или это все-таки как-то по-другому будет происходить? Или это будет включаться, там, в стоимость жилплощади? Андрей Козлов: Я думаю, что жители новостроек заплатят за эти счетчики косвенно, через квадратные метры, а жители существующего жилья, наверное, заплатят через тарифы. Решение не принято окончательное, но уже эта практика вовсю работает. Вот, на столе счетчик с радиоканалом, мы делаем их десятками тысяч, и это уже вошло в нашу жизнь. Сбор данных автоматизированный со счетчиков. Мы нашим заказчикам объясняем и доводим, что очень правильно это подумать о сборе данных со счетчика не через год, когда там у тебя куча проблем, недовольные жители, и непонятно что делать с этим парком счетчиков, а сразу на этапе установки. Да, есть переплата, да это деньги. Но платежи за тепло, за воду это очень существенная доля наших с вами платежек за квартиру. Марина Калинина: И это поможет сэкономить, я так понимаю? Андрей Козлов: Ну, безусловно. Учет тепла и воды это всегда экономия, в любом случае. Поэтому, все сойдется все равно. Марина Калинина: То есть, как это будет действовать? Принцип действия? Вот стоит у тебя счетчик, он наматывает какие-то цифры, за потребление горячей там, холодной воды, отопления, и автоматически через систему передает эти данные? Андрей Козлов: Да. Марина Калинина: Физически человеку не надо списывать эти циферки, брать эту бумажку, идти куда-то там опускать в ящик. Андрей Козлов: Все верно. Внутри есть небольшой радиопередатчик, который работает от батарейки. Он периодически в эфир посылает показания на разрешенной частоте. Там мощность сигнала небольшая, как в брелках автомобильных наших. Где-то стоит приемник недалеко, в доме или там рядом с домом, и дальше в сервер управляющей компании или ресурсоснабжающей компании поступают данные и в платежку Вы уже получаете показания счетчика ,которые передались вот через эту автоматизированную систему. Марина Калинина: Обманывать не будут счетчики? Владимир Никитин: Вот это вот тот вопрос, который первоначально мы задали. Во-первых, такие системы, которые связаны с учетом обязательно проходят утверждение типа. То есть, это не просто так, взяли, там, провода развесили или куда-то что-то напередавали. Потому, что в этом случае по объему передачи данных, которые, ну, если цифровая передача, она идет практически без потерь. То вот обработка самой информации, ее хранение, и дальнейшая выдача платежных документов, конечно, должна быть все время под контролем. Поэтому, все системы измерительные такого рода, они проходят сертификацию. Андрей Козлов: И, кстати, говоря, извините, пожалуйста, в счетчиках есть датчики внешнего магнитного поля. То есть, если кто-то вдруг захочет обмануть счетчик, то информация об этом также передастся. Марина Калинина: А, вот какая хитрая штука. Давайте послушаем Вячеслава из Московской области. К нам дозвонился Вячеслав, здравствуйте! Полминутки у Вас буквально! Зритель: Добрый вечер! Беспокоит Вячеслав, спасибо за передачу, город Нарофоминск. Вопрос простой, значит, купил счетчик для горячей воды, стоимостью 650 рублей. Пришло время поверки, заплатил 750 рублей, поверка длилась в моем присутствии 40 секунд. Кто контролирует вот эти вещи и вот эти цены? Спасибо! Марина Калинина: Спасибо Вам большое! Владимир Никитин: Ну, насчет цен, конечно цены выставляет тот, кто приходит поверять. Но в принципе, поскольку рынок, ну, не рынок, вернее, а есть разные компании, которые могут проводить такую поверку, Вы, можно было обратиться в наш местный орган, ЦСМ, Центр метрологии и стандартизации, я, конечно, не могу сказать, какие там цены в Московской области, точно не знаю. Может быть, и не 700 рублей. А что касается самой процедуры, ну, не знаю, почему 40 секунд. Вообще говоря, для поверки счетчика на месте есть специальные установки переносные, на которых проводится поверка. Ну, и за 40 секунд счетчик поверить нельзя. Тогда это просто чисто формально. Это просто чисто формальная поверка. Марина Калинина: Ну Что, спасибо большое, что Вы пришли. К сожалению, время истекло наше быстро. Но я думаю, что еще не раз будем об этом говорить, потому, что тема актуальна. Андрей Владимирович Козлов, главный инженер НПП «Тепловодохран» и Владимир Иванович Никитин, начальник сектора Всероссийского научно исследовательского института метрологической службы. Ну а прямо сейчас – производственные портреты.