Иван Князев: Александр Кузьменко у нас сейчас на связи со студией, независимый эксперт по видеоиграм. Александр, приветствуем вас! Александр Кузьменко: Доброе, доброе утро, коллеги! Иван Князев: Что вы скажете по поводу видеоигр? Вот видите, тут в основном люди говорят, что от них только вред. Да и вот сейчас ребенок нам звонил. Понимаете, я все пытался, чтобы он сформулировал хотя бы про что игра, и у него были затруднения в этом. Александр Кузьменко: На самом деле он играл в очень замечательную игру, которая называется Among Us. Это игра «вычисли шпиона», т.е. это такая вот достаточно детективно-политическая история, которая сделана еще в формате некого космического пространства, где вы все заперты, и вы все ищете, кто же, кто же, кто же этот предатель? Это отличная игра для детей. И она знаете, ничем не хуже, чем наши старые добрые «прятки» и «вышибалы», и «балда», в которые мы играли в нашем детстве, когда не было тех же самых видеоигр. Тамара Шорникова: Да. Но сейчас немного на противостоянии построим разговор, потому что понятно, что было бы странно, если бы мы говорили: нет, игры зло! Никогда не покупайте и т.д. Ваш интерес очевиден. Вы говорите, что тоже самое, что «вышибалы», «прятки» и т.д. Но чтобы поиграть в это, нужно выйти во двор, нужно завести друзей, чтобы у тебя была команда, нужно подвигаться на свежем воздухе и т.д. Иван Князев: Да хотя бы поговорить с ними, пообщаться. Тамара Шорникова: Не сидеть за компьютером, сгорбившись, там пару-тройку часов в день. Александр Кузьменко: И ссутулившись. Знаете, коллеги, я скажу так немного пространно. Дело в том, что все равно хотим мы этого или не хотим, лет через 20-30, 50 заживем в некоем «метаверсе», т.е. это будет некая вселенная. Ну, а там дальше давайте думать: фильм «Матрица» или «Алиса в Стране чудес» и т.д. То есть будем жить в некой вселенной, которая будет построена по тем же самым человеческим правилам. И сейчас видеоигры заставляют детей играть по правилам той вселенной, в которой мы сами будем жить через много-много лет и которую мы еще до сих пор не понимаем. И поэтому, если мы думаем, что ну да, надо выйти на улицу, короче там или, в общем, там с пионерскими пойти в стрелковые кружки, да, как «Тимур и его команда» там, в замечательном фильме Аркадия Гайдара пел. Иван Князев: Александр, я прошу прощения. А зачем нам новая вселенная, когда у нас уже есть одна? И она прекрасная! Вот вышел на улицу, за окно посмотрел – там все прекрасно, красиво. Весна наступила! Зачем нам какая-то виртуальная вселенная? Зачем нам в ней жить? Александр Кузьменко: У-у-у. Несколько ответов на этот вопрос. Это такой стандартный вопрос. Во-первых, нас слишком много. Вот. Во-вторых, не все из нас могут жить так хорошо, как хотят в реальной вселенной. И третье, там же интересно! Там же круто! Иван Князев: Да мне кажется, у нас на Земле тоже много всего интересного еще осталось. Тут понимаете, за МКАД поедешь, знаете, сколько интересного увидите? И про спорт тебе, и людей немного. Тамара Шорникова: Ладно, Александр, вот о чем хочу вас спросить. Тут я думаю... Или прервала? Хотели парировать? Александр Кузьменко: Нет, нет, нет, конечно. Иван Князев: Хорошо. Тамара Шорникова: Александр, смотрите, конечно же, мы недавно поздравляли нашу российскую сборную по Dota 2, в которой мальчишки выиграли какие-то космические деньги, $ 18 млн. Уже нельзя отрицать, конечно, что вот таким образом можно зарабатывать серьезные деньги, т.е. не убивать время, а инвестировать, возможно, выбрать себе профессию на будущее. Можете тогда, если все равно это некая реальность, если все равно многие дети в любом случае проводят время за компьютерными играми, может быть, подсказать: а какие выбрать игры? А как действовать, чтобы это приносило пользу? Чтобы это, возможно, дало тебе вот такой старт? Александр Кузьменко: Самое главное, что рождают игры в наши дни, они рождают креативность. Ну, то есть смотрите. Что такое Майнкрафт? Майнкрафт – это, по сути, полки из IKEA, где ты можешь сам изобретать свое внутреннее пространство, где ты можешь сам строить то, что находится вокруг тебя. Даже не просто дом обставить его мебелью, а сделать собственный мир, который обставлен твоими собственными деревьями, который обставлен своими собственными животными и даже населен теми друзьями, которых ты хочешь. Не которые, знаете, как это бывает, да, вот в школе – вот что зачастую тебя с неприятными людьми запихивают в какой-то класс, и ты обязан там еще в ближайшие 11 лет с ними сидеть. Вот. Иван Князев: У вас сложное детство было я чувствую, Александр, как вы отзываетесь о своих одноклассниках. Кстати, по поводу креативности. Из Башкортостана интересное сообщение: «Наша внучка пыталась вставить новую резинку в шорты с помощью зубочистки. А в телефоне она ас!», – вот так написали. То есть они, понимаете, в компьютере могут прекрасно там что-то строить, но как только они попадают в реальный мир, они начинают зубочисткой вставлять резинку в шорты. Александр Кузьменко: Ну, друзья, скажем так, никто из нас сейчас не сможет заправить иголку для примуса, да? Вот. И это не означает, что мы гораздо более примитивные, чем наши бабушки или дедушки, которые могли это сделать вполне успешно. Вот. Но зато сейчас любой подросток может в Майнкрафте построить свой собственный Кремль. И что? Зачем упрекать его за иголку для примуса? По-моему, это не тот вопрос. Тамара Шорникова: Хорошо, спасибо вам. Поблагодарим Александра Кузьменко. Независимый эксперт по видеоиграм был в нашем эфире.