Петр Кузнецов: Давайте мы поприветствуем Александра Липницкого – это рок-музыкант и культуролог. Александр, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Александр Липницкий: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Вот вы рок-музыкант. Скажите, пожалуйста, а что сейчас, по-вашему, можно считать основой нашей культуры, драйвером нашей культуры? Александр Липницкий: Такой глобальный вопрос. Я думаю, на него не может быть однозначного ответа. Оксана Галькевич: А вам не кажется, что… Вот смотрите. Мы сейчас беседовали с разными зрителями. Я смотрю на наш SMS-портал. Когда мы спрашиваем о культуре в регионах, особенно в малых городах, в каких-то поселках, то люди в основном пишут о самодеятельности какой-то, о фольклорных ансамблях. Вам не кажется, что, может быть, это архаика какая-то? Может, как-то расширить это? Там же тоже есть молодежь. Может, им тоже рок-музыкой хочется заниматься. Петр Кузнецов: Да-да-да. Как раз, может быть, вот эти самобытные клубы и станут драйвером? Александр Липницкий: Ну, возможно. Если вспомнить историю рок-музыки в нашей стране, то, кого, она развивалась… Это городская культура. И недаром сейчас в Петербурге празднуют 40-летие Ленинградского рок-клуба, причем широко, с двумя большими выставками, в роскошных помещениях – в Шереметьевском дворце, в Музее истории музыки и в Строгановском дворце, филиале Русского музея. Две прекрасные выставки лучших фотографов, которые снимали в 80-е золотую эпоху ленинградской рок-музыки. Это городская культура. И я плохо себе представляю, чтобы где-нибудь в Ферапонтове в клубе начнет репетировать какая-нибудь панк-группа и чего-то там добьется. Не думаю. Мне кажется, что народное искусство и должно развиваться в таких региональных небольших клубах. И дай бог, чтобы была какая-то помощь из федерального центра. А рок-музыка сама себе пробьет дорогу, как она всегда пробивала. Другое дело, что сейчас, к сожалению, мы сталкиваемся с реальной цензурой в средствах массовой информации, в первую очередь на телевидении. Получилось, что мы вернулись в первую половину 80-х, даже не в эпоху Горбачева. Возьмите, например… Я делаю уже 11 лет фильм про историю главной московской рок-группы «Машина времени». И сейчас в последней части как раз буду рассказывать о том, как после критической позиции Макаревича по крымскому вопросу группа вернулась практически в андеграунд. Да, конечно, они играют концерты на стадионах, но по телевидению их не показывают, в центральных эфирах. Вот, пожалуйста, такая ситуация. Так что, может быть, скажем так, возрождение цензуры и будет драйвером нашей культуры в ближайшие годы. Потому что возьмите… Диссидентская культура в послесталинский период была реально драйвером советской культуры. Все главные имена – Бродский, Солженицын, Тарковский – все связаны, в общем-то, как-то с понятием диссидентства. Оксана Галькевич: Александр, скажите… Вот нам многие пишут, что у нас нет на местах возможности в театр пойти куда-то, на концерт съездить – по совершенно разным причинам. Но у нас есть телевизор, у нас есть Интернет, YouTube, еще что-то. Вы как считаете, это полноценная замена какому-то культурному досугу? Если можно, то коротко. Александр Липницкий: Для меня – нет. Например, для меня живое восприятие концерта всегда было самым главным. И вряд ли бы «Звуки Му» состоялись как сильный коллектив, если бы с Мамоновым с самой нашей юности не посещали лучшие концерты и джаза, я помню… Петр Кузнецов: Александр, спасибо большое. Александр Липницкий, рок-музыкант, культуролог. Спрашивали: «Вам хватает культурного досуга?» «Да» – 15%, «нет» – 85%. Напоследок сообщение из Рязанской области, пенсионерка: «Мой культурный досуг – смотрю вашу передачу». Оксана Галькевич: У нас осталось только две секунды, чтобы попрощаться и сказать вам: спасибо, уважаемые зрители, что были с нами. Петр Кузнецов: Оставайтесь с нами.