Александр Лосев: Мы понимаем, какие у нас цели и задачи и общество очень консолидировано
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/aleksandr-losev-my-ponimaem-kakie-u-nas-celi-i-zadachi-i-obshchestvo-ochen-konsolidirovano-62932.html
Константин Чуриков: Ну а теперь обсудим все последние, самые важные новости. Общественные палаты НЛР и ДНР обратились к главам своих республик с инициативой незамедлительно провести референдум о вхождении в состав России: сообщает информационное агентство. В свою очередь зам. главы администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов так же рассказал об аналогичных просьбах местных жителей.
Что все это может означать, сейчас мы спросим Александра Лосева, это экономист, финансист, член президиума Совета по внешней и оборонной политике. Александр Вячеславович, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Александр Лосев: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Допустим такую мысль, что, наверное, ну единовременно, во всяком случае в один день обращение общественных палат к своим лидерам наверняка не случайно. О каком дальнейшем развитии событий может это говорить, о выборе в пользу какой политики эти решения могут говорить?
Александр Лосев: Действительно, ключевое слово здесь – политика, потому что то, что происходит за эти месяцы – специальная военная операция, мы видим, что политики здесь больше чем вот военных действий. Военных действий тоже достаточно, но отказ от декларируемых целей, разговор о красных линиях, которые давно уже перейдены, но ничего не происходит, накачка Украины западным оружием, деньгами и то, что мы не отвечаем на пересечение красных линий, повышает градус эскалации.
Соответственно, и, если мы понимаем, что это проблема политическая, значит должно быть политическое решение. А принятие ЛНР и ДНР, всего Донбасса, а возможно и других частей бывшей УССР в состав России поменяет политический расклад. То есть здесь уже не получится вот просто так отводить войска, потому что по нашей Конституции передача территории врагу – это ну преступление.
Константин Чуриков: То есть это скорее для нас самих, нежели для коллективного Запада, или?..
Александр Лосев: Нет, не для нас. Вот мы-то как раз все с вами понимаем, какие у нас цели, какие задачи, и общество очень и очень консолидировано. Это для тех, кого называют элитой, пока называют.
Константин Чуриков: Александр Вячеславович, а почему вот вы справедливо заметили, не отвечаем на пересечение красных линий? Потому что не хотим? Потому что как-то в общем решили припасти свои силы? Вообще это такой глобальный, жесткий ответ на какую-нибудь другую ситуацию, на какое-нибудь другое время, вот в чем дело?
Александр Лосев: Ну, знаете, не хочу заниматься конспирологией. На мой взгляд здесь, ну анализируя факты, 3 причины. Первая причина она глобальная в глобальном раскладе, который сейчас в мире сложился. Вторая причина – это наша внутренняя.
А третья причина, вот ее я назову. Это то, что наша экономика в течение последних тридцати лет была очень сильно встроена в глобальную экономику, в том числе в экономику Запада, и очень сложно разорвать все эти цепочки. И сложно, и не хочется, и так далее. И здесь ответ, почему мы так долго тянем, почему мы просто игнорируем элементарные вещи, забыли про Клаузевица, просто выкинули в помойку. Хотя Клаузевиц писал в первых главах книги своей о войне, что цель войны – лишить противника сопротивляться на протяжении длительного времени.
То есть мы не выполнили ничего, соответственно вот эта вот странная война, которая ведется методами Первой мировой, может закончиться так же, как закончилась Первая мировая.
Оксана Галькевич: Александр Вячеславович, вот вы экономист, финансист. На самом деле мы начали нашу тему обсуждения с последних новостей, которые упали на ленты.
И вот еще только что пришло сообщение о том, что крупный турецкий банк прекратил прием карт «Мир», а до этого сегодня в течение дня появилось сообщение о том, что в ЕЭС обсуждают санкции как раз против платежной системы «Мир». Сообщалось ранее о давлении США и ЕЭС на Турцию из-за работы с российской платежной системой. Вот что здесь? Как вы это прокомментируете?
Александр Лосев: Очень просто. Мы действительно затронули самую больную тему для Америки – гегемонию доллара. И несмотря на то, что зам. директора МВФ госпожа Гита Гопенат еще в апреле предупредила, что использование доллара как оружия нанесет ущерб мировой финансовой системе и заставит большое количество стран отказываться от расчета в долларах, тем не менее вот противодействие альтернативам оно будет только нарастать. Потому что если Запад лишиться своей главной гегемонии – гегемонии финансов, то все, уже можно этот проект заканчивать, доминированию Запада придет конец, доминированию доллара в том числе.
Но есть такой закон Герберта Штайна: то, что не может продолжаться вечно, закончится самом собой. И вот тот процесс, который начался, он начался чуть раньше, он начался в 2018 году, когда Трамп запустил торговую гонку в Китае, что моментально увеличило объем торгов в юанях и расчеты в юанях.
Теперь это рубль, и теперь появляются валюты, обеспеченные реальными товарами (такие, как рубль или китайские юани, за которыми стоит вся товарная масса Китая), и валюты символические, фиатные так называемые – это доллар, евро, которые печатаются в невероятных количествах и будут печататься дальше, потому что ничего другого им больше не остается.
Соответственно инфляция двузначная, соответственно вот впереди серьезный мировой кризис, потому что 300 триллионов мирового долга в случае роста процентных ставок просто невозможно будет рефинансировать, отдать. И мы попадаем сначала в ситуацию финансового кризиса, потом экономического кризиса. Это на горизонте одного, двух лет.
Оксана Галькевич: Александр Вячеславович, если возвращаться все-таки к этой новости. Ну были, так скажем, определенные ставки, надежды на то, что Турция-то под этим давлением все-таки устоит, потому что очень большая доля туристов в Турции – это как раз россияне.
Константин Чуриков: Страна – член НАТО не подведет, да, Оксана?
Оксана Галькевич: И здесь вот вдруг такой неожиданный поворот: один из банков, вот сообщается, крупный турецкий банк, уже объявил о приостановке использования платежной системы. Говорится, что банк стремится вести свою деятельность в соответствии с национальными, международными законами, правилами и принципами.
Александр Лосев: Смотрите, у нас крупный российский банк открывал в Крыму отделение?
Константин Чуриков: Нет.
Александр Лосев: Занятный вопрос. Вот вам ответ – работали другие. То же самое будет с Турцией. Будут работать мелкие банки, они не откажутся от российских туристов и от карт «Мир». А крупные?.. Ну видимо, такая судьба крупных.
Константин Чуриков: Александр Вячеславович, все-таки вернемся, наверное, немножко на шаг назад. Главная новость дня – как раз, что общественная палата, общественники попросили лидеров своих ДНР и ЛНР провести референдумы о вхождении в состав Российской Федерации. Аналогичные тоже, я так понимаю, обращения в Херсонской области.
Но все бы ничего, но ДНР пока не находится целиком в своих границах, спецоперация продолжается. То есть как быть с этими нюансами, чисто с формально-юридическими? Пока еще, ну скажем так, линии соприкосновения проходят не там, где заканчивается Донецкая Народная Республика, где ее границы. То же самое, кстати, касается Херсонской области. Большая ее часть, действительно, подконтрольна России, но далеко не вся. Вот здесь как быть?
Александр Лосев: Знаете, границы были нарисованы когда? В абсолютно другой стране, которая называлась Советский Союз. А сейчас все изменилось, поэтому можно забыть про эти границы, и будем считать, что границы ДНР они нигде не заканчиваются. Знаете, как есть такое выражение, что границы России нигде не заканчиваются, кроме Косово. Потому что Косово – это Сербия.
Константин Чуриков: Да. И мы вообще «страна восходящего солнца», как недавно сказал президент. Но что тогда? Вот просто давайте сейчас попробуем как-то додумать, домыслить. Это будет означать что? Какое-то, скажем так, окно возможностей в пользу какого-то политического урегулирования? Наверно, вряд ли, потому что президент говорит, что спецоперация будет планомерно продолжаться, и цели, задачи будут выполнены – это демилитаризация и денацификация.
Сейчас, правда, стало звучать, что это еще спецоперация. Ну понятно, что спецоперация по освобождению Донбасса, но, кажется, цели изначально были поставлены какие-то большие?
Александр Лосев: Ну я думаю, что будет больше военных ответов, потому что мы реально пока воюем в белых перчатках и, как говорят, одной рукой. Но понимаете, настоящий гламур он остался там, в XVIII веке, в кружевах. Это уже XXI век, пора снимать кружева, воевать по-настоящему.
Константин Чуриков: Ну вы знаете, на самом деле конечно вот какое-то такое двойственное чувство, потому что с одной стороны какие-то концерты, какие-то развлечения, с другой стороны вот идет спецоперация, ребята там рискуют своими жизнями.
Как бы вы оценили сегодня вот Пескова. Спросили Дмитрия Сергеевича, как он оценивает предложение Рамзана Кадырова о само-мобилизации в регионах. Мы знаем, что многие губернаторы поддержали эту идею. Он сказал, что нужно обращаться к профессионалам. Вот хотим к вам обратиться, что вы думаете?
Александр Лосев: Ну понятно, что никакой мобилизации всеобщей невозможно, потому что для того, чтобы открыть мобилизацию необходимо кадрировать части, которых уже нет, необходимо где-то размещать всех мобилизованных, если их там будут миллионы – обмундирование, зимняя форма, вооружение, обучение, нет таких возможностей.
Но привлечь больше контрактников, привлечь больше добровольцев, усилить группировку можно за счет тех, кто готов служить Родине, ее защите и борьбе с нацизмом. А таких во всех регионах достаточно много. И это хорошая инициатива, я считаю.
Константин Чуриков: Из Ленинградской области вопрос, тоже наверно, ваше мнение: «Нам же надо освобождать не только Донбасс и Херсонскую область?»
Александр Лосев: Ну конечно, и Европу тоже, как в 1945-м, потому что вся Европа погрузилась в нацизм, в фашизм.
Константин Чуриков: Безусловно, но как вы себе это видите, Александр Вячеславович? Все так сейчас непонятно, сложно. Понятно, что и вопросы, которые мы вам задаем, непростые.
Александр Лосев: Ну смотрите, есть такое понятие – баланс сил. Вот он существовал еще в начале XX века, потом вот после Второй мировой войны стал баланс интересов. И мы видим сплошной баланс интересов. А вот если мы вернемся к балансу сил, и экономических, и военных, и политических, если с нами будет большая часть мира, вот что продемонстрировал саммит ШОС, там БРИКС и так далее, то баланс сил будет уже в нашу пользу. И если мы имеем эту силу и сможем ею воспользоваться, то никто не сможет противостоять вот такой силе.
Необязательно нам бомбить какие-то города, ни в коем случае, но просто показать, что наша воля… Вот знаете, у Шопенгауэра есть такая работа самая известная «Мир как воля и представление». Вот мир, который мы будем строить – разумный, справедливый, безопасный, вот если у нас будет воля его построить, значит он будет таким. Если у нас не будет воли его построить, значит Запад добьется победы, будет антиутопия страшнейшая, как в книгах Оруэла, Хаксли, Замятина там. Ну вот на развилке мы, на борьбе, и мы обязаны победить.
Константин Чуриков: Я помню где-то там перечитывал там лет 10 назад как раз Хаксли. Сначала захлопнул, думаю: «Господи! Ну невозможно эту всю дрянь читать. Неужели может такое быть?». И вот нате, пожалуйста.
Не могу не спросить. По итогам ШОС, когда Си Цзиньпин послал такой четкий сигнал о том, что Китай готов вместе с партнерами по ШОС рассматривать вопрос ну некой такой совместной что ли безопасности, противодействовать цветным революциям. То есть, по сути, речь шла уже о каких-то совместных оборонительных действиях. Как вы думаете, этот сигнал был ли услышан и правильно понят на Западе?
Александр Лосев: Еще как услышан. То, что я вижу в публикациях американских аналитических центров на сайтах американских центров, то, что пишет их пресса, и вот тот же самый журнал «ForeignAffairs», который является рупором американского внешнеполитического ведомства, они это все очень внимательно изучают.
Действительно, это становится отчасти шоком для них – вот такое сильное и быстрое сближение России и Китая в том числе по военно-политическим вопросам, не только экономическим. И они подталкивают своих политиков к более решительным действиям, потому что они считают, что время уходит, и Россия сейчас помогает Китаю нарастить силы.
Россия, которая связала Запад, НАТО, Соединенные Штаты войной на Украине, сейчас дает Китаю преимущество, которое, если Китай этим преимуществом воспользуется, воспользуется тем временем, которое мы ему подарили, то дальше уже невозможно будет Китай остановить.
Константин Чуриков: Спасибо большое, Александр Вячеславович. Всегда рады вам в нашем эфире. Александр Лосев – экономист, финансист, член президиума Совета по внешней и оборонной политике. Всего полторы минуты, и с нами будет Сергей Лесков – тема дня.