Дмитрий Лысков: Мы вернулись в эфир, это «ОТРажение», вечерний информационный канал. И следующая наша тема – это поддержка людей. Ольга Арсланова: Нас всех, да. Об экономике будем говорить, о социальной сфере в условиях жестких экономических санкций. Нужно помочь российским гражданам пройти этот непростой период в жизни страны – такое заявление сделал премьер-министр Михаил Мишустин. Дмитрий Лысков: Речь идет о том, чтобы повысить уровень социальной защищенности людей. Но что это означает на практике? Какая помощь требуется? Каким категориям граждан? В общем, чего нам ждать? Вот «вертолетных денег», льгот, повышения выплат и пособий? А самое главное, какие меры поддержки будут действительно эффективны? Вот сейчас обсудим это с экспертами. Ольга Арсланова: И с вами в том числе. Пишите нам SMS, звоните. Не всегда легко дозвониться, вы нам об этом пишете, мы знаем, но все-таки ждем вас в эфире. Сейчас с нами на связи Александр Сафонов, профессор Финансового университета при Правительстве России. Александр Львович, здравствуйте. Дмитрий Лысков: Александр Львович, добрый день. Александр Сафонов: Добрый день. Ольга Арсланова: Ну, понятно, что помогают крупному бизнесу, сельскому хозяйству, это все понятно. Будут льготы и для малого и среднего бизнеса. А что гражданам в первую очередь нужно сейчас? Ну, понятно, что по ипотеке, многие были напуганы, когда ставка выросла до 20%, но президент тут же обозначил, что по действующим контрактам, по действующим кредитам будет старая ставка, тем не менее у людей есть тревога, как они будут жить, на что они будут жить, как они будут выплачивать кредиты. Александр Сафонов: Ну, вы знаете, я бы разделил, так сказать, помощь на следующие категории. В первую очередь, конечно, нужно сейчас озаботиться сохранением рабочих мест, потому что 81 миллион человек у нас занято в экономике, соответственно, от них зависит достаточно большое количество людей, которые не работают, это дети в первую очередь. Поэтому основные меры должны быть здесь сфокусированы на том, чтобы помогать предприятиям в условиях, когда будут сокращаться объемы производства, не увольнять работников, как это было сделано в прошлом году. Но с учетом особых условий здесь уже должна речь идти не о кредитах беспроцентных, а все-таки субсидиарной поддержке предприятий с точки зрения сохранения заработной платы. Второй момент – это, конечно, наши многодетные семьи. Здесь важно вспомнить о том, что государство их призвало брать, как вы правильно сказали, кредиты ипотечные на повышение обеспеченности жильем, и они в первую очередь окажутся под угрозой. Почему? Потому что у них расходы больше, чем у обычных семей, ну из-за количества детей. Здесь речь должна идти о не просто заморозке тех процентов, под которые они брали кредиты, но в т. ч., так сказать, думать о том, чтобы, может, государство частично возьмет на себя субсидии по гашению долгов, потому что семьям сейчас придется тяжело, им придется больше денег тратить в условиях инфляции на продукты питания, на содержание детей, на расходы бытовые. Поэтому, безусловно, здесь нужно этим озаботиться. Следующий момент – это создание фонда такого резервного на погашение кредитов, которые оказались или могут потенциально оказаться невозвратными в силу того, что просто, так сказать, люди не смогут расплатиться в связи с изменяющейся экономическими условиями. Это не их вина, это форс-мажор, который возник по причине, так сказать, внешней. Здесь нужно воспользоваться тем опытом, который существовал и за рубежом в эпоху Великой депрессии, когда государство просто выкупает эти кредиты, ну а дальше, так сказать, идет погашение их за счет государства. Это и банковскую систему стабилизирует, т. е. не дает ей рухнуть, и, с другой стороны, позволяет гражданам пережить сложную ситуацию. Безусловно, надо озаботиться такой категорией, как пенсионеры. Речь идет о чем? Вот в нынешних условиях, особенно в условиях, когда потребуется их участие в развитии экономики и стимулировании занятости, это, так сказать, уже достаточно серьезный вопрос, нужно, наверное, вернуться снова, что называется, не просто за стол переговоров, а решить эту проблему индексации пенсий работающим пенсионерам, поскольку это серьезная поддержка именно в их адрес с точки зрения поддержания доходов семей. Ну и, конечно, для тех бедных семей, граждане которых окажутся в сложной ситуации жизненной, нужно вернуться к идее формирования карточек продуктовых, т. е. по крайней мере закрыть основную проблему, это проблему питания. Мы, слава тебе господи, во многих аспектах сельского хозяйства достигли, что называется, безопасности продовольственной, ну и государство вполне может взять на себя... Кстати, если будут ограничивать, например, те же поставки нашего продовольствия за рубежом, вот эти потоки перенаправить на бедное население... Ольга Арсланова: Александр Львович, а сразу вопрос от наших зрителей, спрашивают – а что будет с ценами на продовольствие в магазинах? Сейчас вроде бы есть договоренность крупных ретейлеров ограничить наценку на социально значимые продукты 5%. Но мы понимаем, что пока что еще толком действия санкций мы не увидели. Насколько долго удастся это держать, и производителям держать цены, и ретейлерам? Мы понимаем, что зарплаты россиян будут в фактическом выражении уменьшаться. Александр Сафонов: Ну, вы знаете, я бы здесь в первую очередь адресовал проблемы к нашей экономике. Дело в том, что мы все-таки производим зерно у себя и, слава тебе господи, основные компоненты, которые формируют себестоимость пищевой продукции, в продовольствии, они формируются все-таки на наших просторах. Это в первую очередь стоимость энергоносителей, соответственно, мы и раньше применяли такие формы, как субсидирование закупки ГСМ для сельского хозяйства. Это в т. ч. опять же предоставление возможности закупить по «нормальным» ценам удобрения, соответственно, сохранить в тех же условиях лизинг сельскохозяйственного оборудования. В данном случае в большей степени я бы как раз, особенно для малых сельхозпредприятий, эту тему развивал, потому что им купить сложно, а вот в лизинг взять или, скажем так, напрокат, своеобразный такой «каршеринг» сельскохозяйственного оборудования, вполне возможно, и государство здесь может подставить плечо. Тем более ряд номенклатуры сельхозтехники мы производим внутри страны, в т. ч. современные комбайны, крупные тракторы, слава богу, это сделали вовремя, перенесли сюда западные технологии. Поэтому здесь не может быть только, так сказать, одностороннего решения в плане 5%-й надбавки сетей. Дело в том, что сети будут набавлять эти 5% на ту цену, по которой будут продавать сельхозпроизводители свою продукцию, и вот здесь важно обеспечить стабилизацию цен за счет стабилизации экономических условий работы сельхозпроизводителей. То есть мы в принципе вполне можем это сделать, это нам по плечу, весь вопрос в том, чтобы была вовремя сейчас развернута соответствующая комплексная логистика. Это не проблема только одного Министерства сельского хозяйства, здесь должен эту работу делать вместе с ним и Минпромторг, и Центральный банк, и Министерство финансов, т. е. это своеобразный такой штаб по поддержанию цен на уровне, приемлемом для нашей экономики, чтобы как раз остановить инфляцию. Если же мы сосредоточимся на усилиях, связанных только с попыткой устанавливать высокую ставку ЦБ и наращивать опять стоимость кредитов, ну мы будем просто раскручивать эту инфляцию. И плюс еще ко всему прочему эта инфляция будет связана не только со стоимостью закладываемых вот этих издержек в связи с возросшей стоимостью денег, но в т. ч., так сказать, за счет снижения объемов производства, всегда так поступает производитель. Поэтому тут важно не допустить именно сокращения объемов производства. Дмитрий Лысков: Александр Львович, какие из практик поддержки населения в ковидный период имело бы смысл сократить? Ну вот в Госдуме, например, уже призвали учредить единоразовые выплаты, которые будут позволять покрывать растущую инфляцию. Александр Сафонов: Ну, вы знаете, еще раз подчеркну, что вот просто гнаться за инфляцией деньгами – это не выход, это бесконечная гонка, мы понимаем, что это в никуда. Одно дело, когда такое решение применяется ситуационно... Там же ситуация была, в ковидный период, надо вспоминать об этом, это остановка производств, т. е. отсутствие денег у населения, поэтому помощь в этом плане помогала людям остаться с деньгами в связи с потерей рабочих мест. А сейчас речь идет ведь о сохранении товарной массы. Потому что, если мы просто раздадим деньги, а это важно, т. е. поддерживать население деньгами, конечно, надо будет, но при этом не забывать, чтобы этим деньгам была противопоставлена товарная масса, чтобы не сокращался объем производства внутри страны, по крайней мере на том уровне, который был достигнут в постковидный период времени. Дмитрий Лысков: Ну то есть просто раздачей денег ситуацию, конечно, действительно, наверное, не решить. Александр Львович, спасибо вам огромное. Ольга Арсланова: Спасибо. Дмитрий Лысков: Александр Сафонов, профессор Финансового университета при Правительстве России, был с нами на связи.