«Надо понимать цель ребенка, выходящего на перекрёсток мыть стёкла машин». О нелегальных и официальных способах подработки
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/aleksandr-shestov-37183.html
Где школьнику заработать? Дети быстрее находят свои ходы в рыночной экономике, выискивая, где бы им подзаработать. О том, как они это делают, рискуют ли остаться без детства, но зато рано повзрослевшими – обсудим с экспертом в студии.
Александр Денисов: Переходим к следующей теме, очень интересной: «Где школьнику подработать?» Настя, вот в детстве ты работала?
Анастасия Сорокина: Лет с 11, да, уже стала увлекаться телевидением, работала в информационной детской программе.
Александр Денисов: Вот до чего это тебя довело. Зарабатывала?
Анастасия Сорокина: Нет, ты знаешь, это все был опыт.
Александр Денисов: Нет, а вот я когда работал, то зарабатывал, на свеклу ездил в колхоз. Возле моего дома в Калужской области останавливался автобус, нас собирали с тяпками, каждый садился… Ехали в колхоз, окучивали длинные такие грядки, целый день уходил на это, потом обедали, возвращались. И я заработал за месяц, по-моему, 35 рублей, купил баночку красной икры, остальное маме отдал. В общем, мне это очень понравилось. Нам еще подарили шоколадки, целую коробку шоколадок, у них осталось, они нам на обед выдавали. Так что вот приятные у меня воспоминания о детском труде.
Вот сейчас об это поговорим, как дети зарабатывают. Вы наверняка обращали внимание на подростков, которые на перекрестках шустрят, предлагают водителям помыть машину, пока она в пробке стоит.
Анастасия Сорокина: Моющее средство и щетка – это, в общем-то, все, что нужно для такого заработка. Подростки выбирают загруженные перекрестки с долгими светофорами и приходят туда в час пик: пока горит красный, успевают обойти несколько рядов машин. Водители обычно либо отказывают, либо дают по 10–20 рублей. Порой дети ведут себя достаточно нагло, моют стекло, не спрашивая разрешения, а потом настойчиво требуют деньги.
Александр Денисов: Вот как раз показывали перекресток, это неподалеку отсюда, пересечение Проспекта Мира (дублера) и улицы Галушкина, там их очень много, этих детей, мы их постоянно, каждый день видим. Ты бы стала мыть машину, Настя?
Анастасия Сорокина: Нет, ты знаешь, я бы, наверное, не рискнула.
Александр Денисов: А вот Ксения Собчак рискнула, когда была школьницей, как раз мыла машины. О золотой молодежи рассказываем, как она зарабатывала и зарабатывает в своем детстве. Ксению Анатольевну Собчак за тем, как она моет машины на перекрестке, застукали ее родители, когда стояли в пробке в лимузине. Глазам не поверили. Ксения им объяснила, что к этому делу ее привлек одноклассник, в которого она была влюблена, вот и помогала парню, ну и зарабатывала заодно.
Анастасия Сорокина: Другой пример: сын актрисы Яны Поплавской, Никита, подростком работал в «Макдональдсе». Сама актриса ничего крамольного в этом не видела – напротив, в одном из интервью раскритиковала родителей, которые не дают детям работать.
Александр Денисов: Похожая история была и в семье Татьяны Булановой, ее сын Александр начал работать еще школьником, устроился баристой в кафе (бариста – это кто варит кофе, специалист так называемый). Оказалось, сделал судьбоносный выбор: получил образование, стал поваром, продолжает работать в кофейне. Парню просто повезло, одно слово.
Анастасия Сорокина: Сын британского футболиста Дэвида Бекхэма и певицы Виктории Бекхэм Бруклин тоже работал в кафе, был официантом, наверное, самым популярным официантом в Лондоне. Так отец учил сына зарабатывать на карманные расходы.
Александр Денисов: Или вот Стефания Маликова, дочь певца и композитора Дмитрия Маликова, трудится буквально с пеленок, позируя для модных журналов, в том числе американских, и выступает с Дмитрием Маликовым, так сказать, у папки на подпевках.
Анастасия Сорокина: О том, как школьникам, подросткам заработать на карманные расходы, мы поговорим с нашим гостем, Александром Михайловичем Шестовым, заместителем директора по методической работе Российского движения школьников. Здравствуйте.
Александр Шестов: Здравствуйте.
Александр Денисов: Ну вот дети не теряют ли детство, стоя на перекрестках с этим моющим средством, с губкой? Хамство, еще нужно в какой-то мере требовать деньги, попрошайничать.
Александр Шестов: Мне кажется, это осознанный выбор каждого ребенка, как пойти и как начать зарабатывать деньги. Мы вот буквально, готовясь к сегодняшнему эфиру, провели опрос наших региональных коллег, во всех 85 регионах органами по делам молодежи, комитетами по делам молодежи формируются некие молодежные биржи труда, где каждый желающий может, собственно, официально трудоустроиться и получать «белую» зарплату. Понятное дело, что направление…
Александр Денисов: То есть перекресток вы не одобряете с губкой в руках?
Александр Шестов: Нет.
Александр Денисов: почему?
Александр Шестов: Ну вы, собственно, ответили на мой вопрос, задавая его мне, потому что я считаю, что это не совсем безопасно сейчас. Во-первых, в Москве это оживленное движение, опять же хамство водителей, не всегда водители могут быть адекватными. Поэтому я считаю, все-таки, наверное, одобряю по большей части официальное трудоустройство. Во-первых, для ребят это опыт работы с документами, они официально трудоустраиваются, получают опыт работы с документами, именно заполнение договоров, написание заявлений, всего остального. Они понимают и берут на себя ответственность перед работодателем, так же как работодатель берет ответственность перед ребенком, собственно, за то, что он предоставляет ему рабочее место. Направление…
Александр Денисов: Куда можно заявление написать и кем работать?
Александр Шестов: Ну вот смотрите, направлений таких несколько. Чаще всего встречаются ребята, которые устраиваются озеленителями, они помогают в парках, скверах городских облагораживать клумбы, высаживать цветочки, пропалывать, поливать, следить за ними.
Еще одно очень модное такое и востребованное направление – это педагогическая деятельность, работа в пришкольных лагерях, работа в загородных лагерях в качестве помощников вожатых, не официальных вожатых, а вот таких вот помощников, правых рук, которые помогают ребятам, вожатым в том числе снять вот этот вот барьер взаимодействия ребенка и вожатого.
И такое вот сервисное – да, это ребята официанты, курьеры, которые тоже сейчас набирают особую популярность. Помимо этого, при школах создаются трудовые бригады, эти трудовые бригады готовят, собственно, школы, детские сады…
Александр Денисов: А сколько заработать можно, расскажите.
Анастасия Сорокина: Александр, хочу спросить другого Александра, я не могу… Вот вы сейчас рассказываете про пришкольные учреждения, мы сейчас немножко говорим про историю… Все-таки то, что вы перечислили, – это дети старшего возраста, скажем так, уже это те, кому 16 лет и так далее.
Александр Шестов: Ну 14.
Александр Денисов: А ты и маленьких хочешь заставить работать?
Анастасия Сорокина: Нет, а вот тех, кого мы видим на перекрестках с губками, им часто нет 16 лет, они просто не имеют возможности трудоустроиться, как вы говорите, по закону и так далее. Как этим детям можно подзаработать и надо ли им подзарабатывать?
Александр Шестов: Я считаю, что до 14 лет нежелательно никак зарабатывать. Мне кажется, родители вполне современным детям дают достаточно денег на карманные расходы. С другой стороны, тут нужно понять цели, которые преследует ребенок, выходя с губкой и намывая окна машинам. Если они преследуют цель…
Анастасия Сорокина: …новый телефон…
Александр Денисов: …велосипед дорогой…
Александр Шестов: В конце концов, можно помогать соседям, у нас, мне кажется, тоже такая была практика, по крайней мере встречалась.
Анастасия Сорокина: А как можно помогать соседям?
Александр Шестов: Есть бабушки, которым можно помочь вынести мусор, и бабушки будут это…
Анастасия Сорокина: Сейчас бабушки начнут писать, что им на еду-то денег не хватает, а вы на помощь школьникам предлагаете.
Александр Шестов: Ну это как один из вариантов, но я не одобряю, призываю родителей, собственно, следить за тем, чтобы их дети не выходили на перекрестки с губками. Да, законодательство, к сожалению, не позволяет ребятам младше 14 лет зарабатывать, потому что и государство, и работодатели берут на себя ответственность, отвечают и за жизнь, и за здоровье детей, когда они их официально трудоустраивают. Здесь за жизнь и здоровье ребенка ответственность несет он сам или его родители, поэтому… Я бы повременил, наработаться они всегда успеют, мне кажется, учитывая, что пенсионный возраст у нас в России повышен, поэтому я думаю, что…
Александр Денисов: Есть шанс, в общем, потрудиться.
Александр Шестов: Есть шанс потрудиться, да.
Александр Денисов: Родина им даст эту возможность.
Анастасия Сорокина: К этому вопросу мы вернемся, сейчас дадим слово Галине из Ленинградской области. Здравствуйте, Галина.
Зритель: Добрый день. Меня зовут Галина, я живу в городе Всеволожске Ленинградской области. Соседскому знакомому мальчику 15-й год, он закончил седьмой класс, горит желанием поработать. У нас есть такая организация, я не знаю, «Зеленый патруль» или как-то она называется: ходит улицы убирает, подметает, газоны косит. Так вот для того чтобы устроиться туда на работу официально, его родители вынуждены были, наверное, где-то около месяца бегать по всем организациям, потому что он учится, плюс его еще срывали с занятий. Нужны справки медицинские, нужны справки из органов опеки, нужны справки по форме 7, 9 – скажите, а зачем это? Все, спасибо.
Анастасия Сорокина: Спасибо, Галина, за вопрос.
Александр Денисов: Спасибо.
Анастасия Сорокина: Вот вы говорите «официальное трудоустройство».
Александр Шестов: Собственно, мы с вами тоже трудоустроены официально, нам с вами тоже приходилось побегать и собрать справки.
Александр Денисов: Но мы не знаем, что такое справка формы 9…
Александр Шестов: Я, к сожалению, тоже…
Анастасия Сорокина: В лагерь ты ребенка не отправлял – обычная справка, где пишут, какие прививки делали.
Александр Шестов: 079-у, да, соответственно это справка о состоянии здоровья ребенка. Для чего это нужно? Для того чтобы, собственно, ребенок, выходя убирать тот же самый парк, косить газоны, мы понимали, что у ребенка нет аллергии на какую-то пыльцу, цветение, тем самым работодатель обезопасит себя и ребенка от получения каких-то травм. Поэтому, собственно говоря…
Александр Денисов: Логично.
Александр Шестов: Да, сложно собрать эти справки, но эти справки необходимы, для того чтобы и ребенок был в безопасности в первую очередь, и работодатель был уверен и спокоен в том, что ребенок, выполняя ту или иную работу, не получит каких-то дополнительных травм или не навредит своему здоровью.
Анастасия Сорокина: Александр, сейчас очень много разговоров о том, что у нас безграмотное финансовое общество, которое не очень понимает, как правильно тратить деньги: берет кредиты и не понимает, под какие проценты, под какие условия; не рассчитывает свои силы, что сможет с ним справиться. В общем-то, очень много обвинений в том, что люди к сознательному возрасту подходят в состоянии неумения правильно распределять свои финансовые ресурсы, даже если зарабатывают.
И как раз я почитала европейскую статистику, что, например, в Германии поощряют заработки детей с 10 лет, в Финляндии дети не ездят на экскурсии, оплаченные родителями, а сами зарабатывают, пекут печенье, делают какие-то поделки, продают их, копят эти деньги и начинают себе что-то позволять. Делается это для того, чтобы дети с раннего возраста научились правильно распределять свои ресурсы. Может быть, это как раз на уровне каком-то таком школьном, вообще эту программу установить, чтобы дети были готовы ко взрослой жизни?
Александр Шестов: Давайте начнем с того, что у нас сейчас да, финансовой грамотности в принципе школьников уделяется особое внимание, ряд организаций, в том числе, например, Российское движение школьников, работает, естественно, и со «Сбербанком», его фондом «Вклад в будущее», мы проводим и для педагогов, и для родителей, и для детей вот такие обучающие семинары, где рассказываем, собственно говоря, родителям и педагогам, как детей обучать вот этой финансовой грамотности, а детей, соответственно, обучаем на живых примерах, то есть это на уроках литературы пытаются эти финграмотность аккуратно встроить в программу так, чтобы…
Анастасия Сорокина: На уроках литературы?
Александр Шестов: Литературы, да. Собственно…
Анастасия Сорокина: Читают за деньги?
Александр Шестов: Не читать на деньги, а на основе произведений разбирать и понимать, где здесь финансовые отношения возникают между, например, главными героями какого-то произведения. Помимо этого, Российское движение школьников проводит финансовую олимпиаду для учащихся разных классов, разных возрастов, где каждый может проверить свои знания. И сейчас активно развиваем образовательный портал, собственно, где подготовим доступные для всех желающих короткие видеоролики обучающие, понятные абсолютно всем возрастам, как взрослым, так и ребятам-школьникам, которые будут рассказывать, собственно, как, куда, зачем и почему тратить, за что нужно платить, какие налоги и так далее.
Александр Денисов: Татьяна дозвонилась из Бурятии, давайте послушаем. Татьяна, добрый день.
Анастасия Сорокина: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Вы рассказываете все это о городах, где дети в городе работают, а чем можно занять и что нужно сделать для того, чтобы наши дети на селе тоже могли работать и зарабатывать? То есть у нас на селе взрослому населению проблематично устроиться на работу, поэтому дети у нас в этом плане страдают.
Анастасия Сорокина: Спасибо, Татьяна, за вопрос.
Александр Шестов: Спасибо за вопрос, да. Я думаю, что здесь нужно всем нам задуматься, в том числе руководителям регионов и комитетам по делам молодежи, как вот, собственно, ребят на селе пристроить. Я думаю, что… Я, к сожалению, не знаю, какой поселок и чем поселок в принципе…
Александр Денисов: Какие возможности там.
Александр Шестов: Да, какие есть возможности, но я думаю, что в принципе везде такую работу найти для ребят можно.
Александр Денисов: Вот из Хакасии советуют: «Соседский мальчик, 10 лет парню, за небольшую плату выносит мусор, выгуливает собак. Уважаю».
Александр Шестов: Собственно, вот то, о чем мы и говорили, да.
Александр Денисов: О чем вы говорили, про соседа, да.
Анастасия Сорокина: Еще один звонок из Брянской области, дозвонилась до нас Надежда. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Какой вы, молодой человек, наивный! У нас в Брянской области, я живу в Брянской области, город Фокино Дятьковского района, вот. И куда бы мы ни обратились, детей, которые кончили 8 классов, не могут никуда взять работать, потому что людям негде работать, нет работы, а вы хотите определить детей работать. Какой вы наивный на самом-то деле! Такое наше правительство наивное!
Александр Денисов: Спасибо, Надежда.
Анастасия Сорокина: Спасибо.
Александр Денисов: Вы знаете, вот сообщение пришло из Иркутска: «Дочери 16 лет, хотела работать помощником воспитателя в детском лагере, отказали, можно только студентам». Правомерно отказали?
Александр Шестов: Нужно понять, какой это лагерь, весь день ребята там проводят, то есть это загородный лагерь или пришкольный. Если это загородный лагерь, то в принципе сейчас очень активно внедряется именно наставничество, когда мы принимаем ребят в качестве помощников вожатых, но здесь все зависит от руководителя лагеря. Я вам советую обратиться в другой лагерь, попробовать. Если нет возможности найти другой лагерь, то предлагаю выйти сейчас либо на региональное отделение Российского движения школьников, наш региональный координатор вам поможет найти выход из сложившейся ситуации, предложит, возможно, какие-то другие варианты.
Александр Денисов: Александр, а коротко, сколько вот за это заплатят? Допустим, помощник воспитателя.
Александр Шестов: Я вот вам, к сожалению, не могу сказать по регионам…
Александр Денисов: Ну примерно, примерно.
Александр Шестов: Но в среднем, мы посчитали в среднем вчера, зарплата эта в районе 5 тысяч рублей.
Александр Денисов: За месяц?
Александр Шестов: Да. Но вы должны понимать, что дети у нас не работают весь день, это максимум 4 часа в день. Поэтому, собственно, я думаю, что, проводя 4 часа на работе, получать небольшие деньги, да, небольшие, но тем не менее для ребенка будет приятно, он будет осознавать цену этим деньгам.
Анастасия Сорокина: Звонок у нас есть из Хабаровска, дозвонился до нас Василий. Здравствуйте.
Зритель: Да, здравствуйте, добрый день. Всегда смотрим вашу передачу. И вопрос у меня такой. Значит, моей дочери 15 лет, она заканчивает 9 класс, сдает экзамены и хочет устроиться на подработку. Задали вопрос, цель подработки, работы, то ли самостоятельное какое-то свое, так сказать, самоутверждение «Я» или зарабатывание денег, конкретики как бы не услышал. И вот такой вопрос, «хочу себя чем-то занять». Это не значит, что ей заняться нечем. Вот дети отчего дети идут на работу? – оттого, что им действительно нечем заняться, или как-то себя, самоутверждение какое-то, что ли, получить?
Александр Денисов: Спасибо. Почему дети идут работать?
Анастасия Сорокина: Кстати говоря, знаете, сообщение из Ленинградской области: «Подскажите, куда обратиться по трудоустройству 15-летнего сына. У нас многодетная семья, мы бы очень были этому рады».
Александр Шестов: Службы занятости населения, биржи труда, соответственно, часть вакансий есть у них, либо отдел по делам молодежи, который, собственно, курирует этот вопрос.
Александр Денисов: И для детей у них вакансии тоже есть?
Александр Шестов: У нас молодежь от 14 лет, поэтому, собственно говоря, ребята от 14-ти и старше к этой категории как раз-таки относятся.
Александр Денисов: Туда тоже можно.
Александр Шестов: Ну и потом попробуйте обратиться в школу, наверняка в школах есть уже информация о том, где можно трудоустроиться. Потому что опыт Московской области, например, мы вчера выясняли о том, что ребята обращались непосредственно к заместителю директора, и заместитель директор передавал эту информацию уже централизованно в биржу труда, там уже ребятам подбирали непосредственно те вакансии, на которые они могли бы пойти.
Поэтому я, собственно, рекомендую опять же обратиться сначала в школу; если в школе такой информации, соответственно, не располагают, то уже обратиться либо в Комитет по делам молодежи при администрациях городских, сельских, либо обратиться на биржу труда, там уже должны помочь в этом. Потому что вакансии традиционно для детей организовываются, они есть.
Александр Денисов: Прочитал про Александра Овечкина, нашего хоккеиста, что он в детстве получал по рублю, или трояк ему отец платил, за каждую забитую шайбу, вот он так его стимулировал. Как вы считаете, в детстве подход нормальный? В НХЛ сейчас человек играет! Конечно, лучше бы он у нас играл, понятное дело, но тем не менее стал миллионером.
Александр Шестов: Мне кажется, это имеет место быть, почему нет? Но вообще с точки зрения, мне кажется, сейчас педагоги смотрят меня и думают, что, наверное, неправильная мотивация.
Александр Денисов: Неправильная?
Александр Шестов: Я думаю, что не совсем правильная. Материальная мотивация за счет оценок неправильна, но, наверное, имеет место быть, потому что… Вы вот про Овечкина мне сказали, а я несколько примеров из жизни встречал, когда, собственно…
Александр Денисов: Это плохо заканчивалось?
Александр Шестов: Не заканчивалось плохо, но… Мы же учимся не для того, чтобы получать деньги, в смысле вот сейчас, а для того чтобы получить какие-то знания и навыки, которые нам…
Александр Денисов: Некоторые думают как раз вот так.
Александр Шестов: …должны помочь, собственно, эти деньги зарабатывать. Но если из-за этого… Если нет никакой другой мотивации, кроме как денежной, я думаю, что, наверное…
Анастасия Сорокина: Давайте про мотивацию поговорим с Терезой Дуровой, художественным руководителем «Театриума на Серпуховке», она с нами на прямой связи. И как мы знаем, очень много подростков в театре используются в качестве работников.
Александр Денисов: Приходят на работу, да. Тереза, здравствуйте! Скажите, а кем дети у вас работают в театре?
Тереза Дурова: Здравствуйте. У меня в театре работают дети, которым нравится познавать самих себя. Довольно много, в качестве билетеров они встречают публику, занимаются тем, что помогают семьям, маленьким детям…
Александр Денисов: То есть они отбирают хлеб у бабушек? Традиционно они раньше билеты надрывали, теперь…
Тереза Дурова: Нет-нет, бабушки надрывают, как вы говорите, билеты до сих пор, а у них совсем другая функция: им надо проводить малыша вместе с мамой, выпустить его на сцену с цветами, чтобы он не грохнулся в оркестровую яму, и так далее. Бабушка уже за ними не добежит, сейчас все очень шустро.
Александр Денисов: То есть это капельдинер, по-моему, называется профессия, правильно?
Тереза Дурова: Да-да. Мы их называем просто «пионерами».
Александр Денисов: «Пионерами».
Тереза Дурова: Да, потому что они действительно очень по-пионерски все это делают: они по-другому одеты, они спокойны, они в майках, они естественные относительно своего собственного возраста, а не в бархатных курточках. У нас есть дети, которые приходят к нам на практику, – вот это очень важный момент, когда ты занимаешься, не знаю, хочешь стать художником по свету, художником-стенографом, декоратором, бог знает кем, в театре огромное количество профессий. И ребята приходят на практику, это тоже очень интересная, такая занимательная история, они погружаются в свою будущую профессию, в общем, это дает большой результат. Кто-то должен уйти из этой профессии после нашей практики, поняв, что он не командный человек, он, так сказать, самостоятельная личность, не умеющая работать в команде. Надо себя проверять, вот летний период как раз хорош для вот таких моментов: понять, кто ты…
Анастасия Сорокина: Тереза, подскажите, пожалуйста, а дети у вас работают, я так понимаю, именно какими-то периодами, или это их постоянная такая подработка?
Тереза Дурова: Ну то, что касается ребят в зале, – это подработка постоянная. То, что касается прихода и ухода, – это периодами: когда есть практика, они приходят, когда нет, идут дальше учиться, и так далее.
Александр Денисов: А сколько платите капельдинеру юному, «пионеру»?
Тереза Дурова: Извините, нет, не скажу.
Анастасия Сорокина: Тайна.
Александр Денисов: Не скажете?
Анастасия Сорокина: А как вы считаете, вообще стоит ли такую практику распространять вообще в принципе, повсеместно давать вот таких «пионеров», давать им пробовать себя?
Тереза Дурова: Обязательно, обязательно! Для человека ничего нет интереснее, как познание самого себя, тем более для молодого человека. Должны они познавать, кто они есть, каково их место в пространстве. Где еще, если не среди уже взрослой, конкретной работы, понимаете? Это очень важно. Можно себе представить все что угодно, съездить куда-то, представить себе, провести ролевую игру, – это клево, это надо, но погрузиться в дело, которое имеет «час Ч», то есть вот сейчас начнется спектакль, вот сейчас придет публика, уже деваться некуда, и это все по-взрослому. Вот когда они начинают работать со взрослыми по-взрослому, понимая, что от них что-то зависит, чувство долга вырабатывается, чувство ответственности вырабатывается. Это нужно обязательно.
Анастасия Сорокина: Спасибо, Тереза, вам за вашу точку зрения.
Александр Денисов: Спасибо.
Анастасия Сорокина: Будем надеяться, что другие руководители прислушаются к ней. На связи была Тереза Дурова, художественной руководитель «Театриума на Серпуховке».
А мы хотим выслушать еще одну нашу зрительницу. Сейчас у нас звонок от Зинаиды из Москвы. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Не могу никак оторваться от вашей программы, замечательная!
Анастасия Сорокина: Выключите, пожалуйста, звук телевизора, вы тогда нас будете лучше слышать.
Зритель: Он выключен. Здравствуйте. Меня зовут Зинаида…
Анастасия Сорокина: Говорите-говорите.
Зритель: Не могу оторваться от вашей программы.
Александр Денисов: Да, говорите.
Зритель: Вы знаете, когда я была маленькая, я все время работала, зарабатывала себе на пианино, которое и сейчас есть. Я и полола траву, и убирала дворы, и так далее. Что я хочу сейчас сказать? Значит, сейчас много работы на даче. Если дети на даче, они могут и деревья прокапывать, и траву рвать, и разносить почту в городах, потому что разносить почту люди уходят в отпуска, могут уборки по детским садам, курьерская работа, это точно абсолютно. Дальше: социальные службы, помощь инвалидам и лежачим людям, сервисное обслуживание. Социальные службы не справляются с этим! У нас много ветеранских организаций, не справляются, я знаю точно. Вот тут-то дети могут и заработать.
И потом я скажу: в управах есть молодежные группы, которые помогут обязательно, надо только обратиться. А в деревнях много пожилых людей, которые с удовольствием заплатят копеечку любому ребенку, погладят еще по головке, накормят и скажут «молодец». Поэтому самое главное, чтобы дети хотели это. А заработать 50 и 500 рублей – это всегда можно, главное желание.
Анастасия Сорокина: Спасибо вам, Зинаида, за такую позицию.
Александр Денисов: Спасибо.
Анастасия Сорокина: Вот это желание должно возникать прежде всего у самих детей, или родители должны на это обращать внимание?
Александр Шестов: Я думаю, у самих детей, все зависит от внутреннего посыла ребенка, от внутреннего мотива его работать в принципе. Потому что если он не хочет работать, то, мне кажется, никакие родители, никакие деньги его этого в жизни делать не заставят. Если он захотел действительно отдохнуть полноценно все три месяца и пролежать на диване, пробегать во дворе, прогонять в футбол, то, соответственно, никакая работа ему точно будет не нужна. Поэтому, собственно говоря, сам ребенок определяет для себя, нужно, хочет, если хочет, то, соответственно, как сказала…
Александр Денисов: Хочет он себе фортепиано или нет, да?
Александр Шестов: Или не хочет, да.
Александр Денисов: Сейчас на фортепиано придется долго зарабатывать, по полмиллиона стоит.
Александр Шестов: Да.
Александр Денисов: Спасибо, Александр.
Анастасия Сорокина: Спасибо большое! У нас в гостях был Александр Михайлович Шестов, заместитель директора по методической работе Российского движения школьников. Обсуждали вопрос, связанный с подработкой для наших юных «пионеров». Спасибо, что были с нами.
Ну а эфир наш почти подошел к концу – почти, потому что есть что рассказать вам про вечерний эфир.