Иван Князев: Поговорим с экспертом. Тамара Шорникова: Александр Сувалко, культуролог, заместитель директора Института исследований культуры, преподаватель Школы философии и культурологии Высшей школы экономики. Здравствуйте! Иван Князев: Александр, здравствуйте! Александр Сувалко: Здравствуйте, Иван и Тамара! Иван Князев: Александр, тут вот нам некоторые телезрители пишут, что вот это все на самом деле какая-то реклама того, что мы бедные в стране, вещи б/у берем, что нужно покупать только новое. «А мне вот стыдно брать. А я б/у никогда не возьму». Но ведь на самом деле это не совсем так. Я правильно понимаю? Александр Сувалко: Конечно, не совсем так. Более того, сегодня во всем мире вот это этическое отношение к природе, к окружающему миру, да и к другим людям, которые хотят, например, получить вещи, может быть с историей. Не случайно возникают вот эти сюжеты, связанные с барахолками, когда, например, те же барахолки выступают своего рода таким музеем под открытым небом, музеем повседневности, где можно найти совершенно удивительные артефакты. Это первое. Второе, ну, тут, конечно же, можно говорить и об определенном преодолении отчуждения. Потому что современный рынок с его массовым производством производит огромное количество товаров, которые для некоторых людей кажутся уже обезличенными. А вот это участие, например, в барахолках или, например, есть такое явление, как свопы, где люди обмениваются, например, одеждой, которая им не нужна. И также это своего рода такой реципрокный обмен, который не подразумевает получение какой-либо прибыли. То есть когда-нибудь, если ты принес вещи на тот же своп, на таком же свопе ты найдешь какую-то подходящую вещь для себя, у которой тоже будет история, которую расскажут другие люди. Это крайне интересно, конечно. Тамара Шорникова: Да, это безумно интересно. Но у вас тоже спрошу, как вам кажется, по вашим наблюдениям, исследованиям, в этом сейчас вот в такой популярности групп обмена, чего больше: это вынужденная история, потому что не хватает денег или это действительно вот нам приятно думать, что мы стали осознаннее, отказываемся от лишнего и т.д.? Александр Сувалко: Мне кажется, тут, конечно же, несколько есть просто параллельно разувающихся явлений друг с другом связанных. То есть, с одной стороны, это даже может быть желание, ну, мы живем в какой-то мере в обществе такого сверхпотребления, даже в России, и это желание может быть, действительно меньше потреблять, меньше захламлять как-то свой гардероб. И на самом деле та же практика секонд-хендов. По крайней мере в Москве они крайне популярны. Иван Князев: Мы уже, я не знаю, как человечество, как нация, дошли до того, что мы будем отказываться от эпохи потребления, или мы пока еще не готовы к этому? Как думаете? Александр Сувалко: Ну, конечно, мы совместно к этому подходим. То есть, например, вот то, что касается исследований креативных индустрий, вот мы в прошлом году проводили такое, и, ну, например, я открыл для себя совершенно удивительную вещь. Потому что вот про шеринговую экономику, про экономику такую ... обмена еще любят говорить в терминах вот «коллаборативной экономики», т.е. когда люди используют ресурсы общим образом, т.е., например, удивительная вещь – ювелирные коворкинги для малого бизнеса, когда люди используют одно помещение и общее оборудование... Тамара Шорникова: Для разных мастерских, да, вскладчину. Иван Князев: Да, спасибо! Спасибо вам большое. Александр Сувалко, культуролог, заместитель директора Института исследований культуры, преподаватель Школы философии и культурологии Высшей школы экономики.