Петр Кузнецов: «Наши люди знают и умеют многое. Мы точно не пропадем – великий русский народ! Люди, выдержим все невзгоды и утрем нос нашим недругам», – пишет телезритель из Саратовской области. Я предлагаю, кстати, вот об этом сейчас поговорить с нашим экспертом. Александр Сувалко, преподаватель Школы философии и культурологии Высшей школы экономики. Здравствуйте, Александр! Мария Карпова: Александр, здравствуйте! Александр Сувалко: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Вот СМС-сообщение о том, что «умеем многое, потому что очень много бед было и вынужденно вот этому всему научились». Откуда в нас это умение? Оно природное или жизнь заставляет и оказывается, в тебе всегда это было? Вот только именно по нужде ты начинаешь этим заниматься? Оказывается, умеем все. Александр Сувалко: Конечно, надо начать с того, что вообще потребность в труде – это такая базовая антропологическая потребность наша. Это раз. Два, что касается вот этой нужды, то, конечно же, многие наши граждане, они привыкли к некоторого рода ограничениям и прежде всего благодаря тому, что есть гаражи, дачи и другие элементы распределенного образа жизни, они, собственно, могут там заниматься изготовлением каких-то там, я не знаю, консервов, да, мастерить что-то. Вот мы видели пример с мангалом. И, конечно же, сегодня платформенная экономика и интернет в виде YouTube того же позволяет людям попросту получать такое дополнительное образование. И если в 1990-е люди лепили хинкали, ой, господи, пельмени, то сегодня, как мы видим, как раз по практике такого стремления к исключительности, знаточеству мастерства и повышению собственной квалификации люди лепят хинкали или какие-нибудь японские пельмени гедза, или дагестанские курзе. И тут, конечно же, большую роль играет тактильный опыт, если говорить о еде, потому что он крайне важен. Это скажет любой шеф-повар. Мария Карпова: Вот вы говорите, что так мы удовлетворяем свою потребность в труде. Но я думаю, что большой процент тех людей, которые сегодня нам звонили и присылали сообщения, параллельно где-то работают. То есть это, видимо, еще что-то другое; это какое-то творчество. Александр Сувалко: Конечно. Это попытка еще и преодолеть отчуждение, потому что в течение рабочего дня вы выполняете иногда какие-то монотонные задачи и необходима та же смена деятельности для того, чтобы тот продукт, который вы делаете, например, своими руками. Есть такое целое движение – Do It Yourself (сделай своими руками). Вы преодолеваете это отчуждение, потому что вы делаете это для себя. Этот продукт, он принадлежит вам, продукт этого труда. Мария Карпова: Важно здесь еще состояние, чувство, что если вдруг что-то случится, мы не пропадем, потому что умеем что-то делать своими руками? Александр Сувалко: Конечно. Потому что это как раз вещь, которая не отчуждаема, т.е. результат продукта, конечно, может быть отчуждаем, но то, что умеем делать мы сами, да, это самое, наверное, важное и сильное, что есть у каждого. Петр Кузнецов: Александр, еще вспоминаю СМС-сообщение о том, что «что же в этом хорошего?» Сейчас не буду ее искать, но тут легко процитировать: «просто это возвращение в прошлый век». А как вы к этому относитесь? С одной стороны, ну да, хорошо, если что, выживем – это элемент такого нашего самосохранения. Если что, здесь умеем сделать, здесь подлатает, то есть обойдется. С другой стороны, в это время там человек другой из другой страны запускает в космос кабриолет, а мы – мангал свариваем в гараже. То есть это тормозит наше развитие, видимо? Вот такой вот посыл был еще. Александр Сувалко: Ну, конечно же. Ну, это абсолютно так. То есть высокотехнологичные вещи, конечно, их своими руками не сделать, это глобальная экономика. И тут, конечно, есть случаи, когда люди пытаются построить ракеты своими руками. Вот мой коллега Денис ... этим и занимается. Но это понятное дело, что вы своими руками автомобиль, ну один сделаете, да. Массовое производство вы таким образом не поставите. Петр Кузнецов: Да, да. Спасибо. Мария Карпова: Спасибо большое, Александр. Александр Сувалко был с нами на связи, преподаватель Школы философии и культурологии Высшей школы экономики.