Александр Ветерков: Рост зарплат, скорее всего, произойдёт в тех отраслях, где работодатели не могут быстро закрыть вакансии

Гости
Александр Ветерков
заместитель генерального директора сервиса «Работа.ру»

Константин Чуриков: И еще о подарках, только уже для взрослых.

Оксана Галькевич: Ты, кстати, елку нарядил уже дома?

Константин Чуриков: Мысленно да, в реальности нет. Мы в эфире, Оксана, по-прежнему. Я не могу сейчас ее наряжать.

Оксана Галькевич: Ты торопись, Константин. Потому что тут есть такие новости и такие хорошие. Поэтому вот давай быстрее, Дед-Мороз, может, успеет тебе еще под елочку положить прибавку к зарплате. Ускорился уже мысленно, да? Портал Работа.Ру тут…

Константин Чуриков: Я не сребролюбив. Продолжай, Оксана.

Оксана Галькевич: Ой, ой, жаль, что мы в эфире. В общем, портал Работа.Ру провел опрос, друзья, работодателей российских и выяснил, что четверть из них наконец-то планируют повышение зарплат.

Константин Чуриков: А 35% не планируют. Вот вопрос в том, кто ваши работодатели. Кстати, кто вы? Поскольку сотрудников портал Работа.Ру тоже опросил. Больше трети из них не ждут ничего, и только 19% на что-то надеются.

Оксана Галькевич: Но мне кажется, Костя, тебе как минимум с работодателем-то повезло, наверное. Но и ты всегда ждешь чего-то хорошего, доброго и светлого, да?

Константин Чуриков: А со зрителями нам повезло.

Оксана Галькевич: Но мы вообще будем что – надеяться, радоваться или слезы лить?

Константин Чуриков: А вот мы сейчас об этом будем говорить с нашим гостем и с нашими зрителями. А в студии у нас в данный момент Александр Ветерков, заместитель генерального директора сервиса Работа.Ру. Александр Юрьевич, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте. Александр Юрьевич, собственно в чем, так скажем, интересность этих цифр? Ну, 35% планируют повышение, т. е. не планируют. Большая часть планирует. А в прошлом году какая динамика? Расскажите нам.

Александр Ветерков: Если говорить про прошлый год, то в прошлом году планировали повышать заработные платы меньшее количество работодателей.

Оксана Галькевич: Да? Сколько?

Александр Ветерков: 18%.

Оксана Галькевич: 18 только.

Александр Ветерков: И 56% не планировали гарантированно повышать заработные платы. Т. е. динамика, которую мы наблюдаем, достаточно положительная. Но если подвести итоги уходящего года, подводить, то опрос соискателей показывает то, что реально в этом году 25% соискателей подняли заработные платы, против 18% ожидаемых, 57% заработная плата не изменилась, здесь практически совпало, и 18% сотрудников понизили заработные платы, что является, конечно, негативной тенденцией.

Константин Чуриков: Понизили?

Оксана Галькевич: Вот вы прямо сняли с языка мой вопрос. Хотела узнать, вы проводите ли исследования, кому реально подняли, не подняли, опустили, не опустили?

Александр Ветерков: Т. е. в целом получается, что 25% подняли заработные платы, 18% понизили. Т. е. есть некоторый баланс, но все-таки в сторону положительный. И это при условии того, что большинство работодателей планировало 18, а подняло 25, а сейчас планируют поднять 25, мы ожидаем, что это приведет к тому, что примерно у 33-35% в следующем году все-таки вырастут заработные платы.

Оксана Галькевич: Все будет хорошо.

Константин Чуриков: А давайте говорить не обо всех в целом, а конкретно по отраслям. В каких сферах чаще всего повышают зарплаты? Вот в этом году, может быть, те, кто год назад не повышал, в этом году решили повысить?

Александр Ветерков: В этом году планируется… в следующем году это, скорее, будет такой вынужденный рост в отраслях, где уровень заработных плат достаточно низкий. Т. е. это, как правило, торговля, производство, массовый персонал, линейные сотрудники. Вот в этих отраслях, где работодатели сейчас не могут закрыть достаточно быстро вакансии, скорее всего произойдет рост. А где происходил рост? Рост происходил стандартно и классически в сегменте ИТ, который растет больше всех. Происходил неплохой рост в транспорте и логистике. И на удивление был рост в банковском секторе, несмотря на то, что он находится в некотором кризисном все еще…

Оксана Галькевич: Транспорт – это что, простите? Водители, дальнобойщики?

Александр Ветерков: Водители, логистики, склады, складские комплексы, доставки и это все.

Константин Чуриков: Подождите, вот это очень интересно. Потому что нам обычно рассказывают про сферу ИТ, про какие-то кластеры, новые технологии. А тут вы говорите о тех людях, которым как-то в нашей стране уже давно не принято повышать, да? А вот с чем это связано, как вы думаете?

Александр Ветерков: Как правило, рост заработных плат связан с двумя направлениями. Все-таки кадров не хватает (то, что я уже говорил), и поэтому приходится, для того, чтобы привлечь либо удержать текущих сотрудников, конкурировать за кадры и повышать заработные платы. И мы все-таки находимся в такой демографической яме, и определенные сферы и определенные профессии у нас не набрали обороты такие, как были в Советском Союзе. И большинство текущих выпускников школ все-таки не думают о том, чтобы пойти работать в стандартные массовые профессии или на производство. И именно в этих сегментах поэтому в том числе идет повышение заработных плат. Но рост все-таки не очень большой. В среднем по итогу этого года рост заработных плат ниже, наверное, уровня реальной инфляции и составил от 5 до 10%.

Оксана Галькевич: Т. е. повысили-повысили, да не очень-то, да? Вы не можете сказать среднюю величину, хотя бы в процентах, в относительных цифрах, да?

Александр Ветерков: Нет, средняя величина повышения заработной платы…

Оксана Галькевич: Т. е. 500 руб. это тоже повышение зарплаты.

Александр Ветерков: Ну нет, вот в ИТ-сегменте повышение было в районе 10%, в банковском секторе 7-7,5%. Поднялись зарплаты у сотрудников маркетинга, но в основном за счет диджитал-онлайн маркетинга, в районе 6%. И не высоко, не очень сильно поднимались зарплаты с минимальной индексацией в медицине, в управлении персоналом и в финансах, в бухгалтерии.

Константин Чуриков: Давайте сейчас обратимся к небольшому видео-опросу, который устроили наши корреспонденты в Рязани, в Челябинске и во Владивостоке. Спрашивали людей, когда вообще им в последний раз хоть что-то повышали, поднимали в зарплате.

СЮЖЕТ

Константин Чуриков: Давайте сейчас спросим зрителей об их зарплатных ожиданиях. Вот как вы думаете, просто на уровне ощущений: в наступающем 2020 году вам повысят зарплату? «Да» или «нет», пожалуйста, отвечайте 5445. Уже через 12-13 минут подведем итоги.

Оксана Галькевич: Александр Юрьевич, вот вы сказали, что собирались в прошлом году 18, а по сути в 2019 году 25 сделали. Вот эта разница между 18 и 25. Почему они вдруг решили присоединиться к этому позитивному движению работодателей-добряков? Их что-то вынудило? Или вдруг они там, я не знаю… Что произошло? Что их заставило?

Александр Ветерков: Нехватка кадров в первую очередь.

Оксана Галькевич: Это нехватка кадров?

Александр Ветерков: И в определенных сегментах. И, безусловно, есть сегменты. Вот мы все время говорим: ИТ. И это действительно самый большой сегмент, где самые высокие заработные платы. И каждый год мы думаем о том, что в этом сегменте уже достигли достаточно высокого уровня заработных плат, уровня дохода, и что не будет повышения, – но тем не менее большинство компаний становятся ИТ-компаниями, создают подразделения, которые связаны с автоматизацией деятельности, и поэтому айтишников не хватает. Но…

Оксана Галькевич: А вот скажите, а только какие-то нехватки, какие-то дефициты заставляют бизнес, так скажем, повышать зарплату? А собственное развитие, увеличение собственной выручки, прибыли – нет?

Александр Ветерков: Если компания чувствует себя достаточно неплохо, то она задумывается о том, чтобы сотрудникам в ней жилось комфортно и они не задумывались о заработной плате или, там, о сложностях каких-то в быту. И они действительно с ростом прибыли повышают заработные платы. Но в настоящий момент экономика России все-таки достаточно расслоенная, и компании поделились в пропорции, что процентов 50 компаний привыкли жить в рамках нестабильности, но маневрируют, и вот как раз в районе процентов 25 компаний идут в росте либо чувствуют себя стабильно, и есть компании, тоже в районе 25%, которые чувствуют себя не очень стабильно, и они, как правило, не повышают заработные платы либо зажимают.

Константин Чуриков: Я сейчас попрошу показать мой компьютер. Как раз открыл сайт Работа.Ру. Вбил не город Москву, а город Иваново, например. Я понял, что, вы знаете, срочно надо всем огульно просто зарплаты повышать. Потому что здесь – ну вот редкая вакансия «продавец-консультант в торговом центре» 42 тыс., но все остальное – 15, 20, 25, и то, в общем-то… Где-то даже написано: «договорная зарплата». Что-то новое, да? Вот. Пора, пора. Давайте сейчас послушаем наших зрителей. У нас на связи Сергей из Краснодарского края. Сергей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Как считаете, вам пора повысить зарплату?

Зритель: Очень давно пора. Вы понимаете, у нас получается так, что, например, нам повышают зарплату, оклад, который фиксируемый. А тем временем на повышение оклада нам понижают премию. И это длится постоянно. И получается, что по отношению цены/зарплаты ну никак не получается. И я пришел, например, вот работать в организацию в 92-м году, получал я 3 тыс. руб., 2900. Тогда. Теперь 15. Ну вот смотрите: в 5 раз поднялась зарплата за сколько лет? Почти за 30 лет, да? Без маленького. А цены во сколько раз? Вот вам и зарплата.

Константин Чуриков: Это отдельная песня. Сергей, я просто начал думать об этой цепочке. Смотрите, ваш работодатель… В какой сфере вы работаете, еще раз?

Зритель: Я работаю на железной дороге.

Константин Чуриков: Железная дорога. Прекрасно. Крупный работодатель, да? И вас там много, на железной дороге.

Зритель: Очень много.

Константин Чуриков: Значит, он уменьшает премиальную часть, повышает зарплату, значит, налоговая собирает больше налогов…

Зритель: Да, да.

Константин Чуриков: …Идет рапорт наверх: «Все хорошо».

Зритель: Конечно.

Константин Чуриков: Руководители компании отчитываются, все прекрасно.

Зритель: А в итоге получается все ровно.

Константин Чуриков: Да. Грустно, Сергей, после вашего звонка. Давайте Ивана из Архангельска послушаем.

Оксана Галькевич: Спасибо. На самом деле многие об этом пишут, что «оклады повышают регулярно, – это вот из Сарова пришло сообщение Нижегородской области, – в сентябре, а премию при этом сокращают. Сейчас получаю 24-25, а 5 лет назад было 28». Вот как-то обратная динамика, которую очень сложно отследить. Звонок у нас из Архангельска…

Константин Чуриков: Иван.

Оксана Галькевич: …Иван, здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер еще раз. Такой вопрос насчет повышения зарплат. Может, лучше снижать коммунальные платежи и потом плату за проезд, потом, правда, продукты, подорожание на глазах прямо растет. Я вот пенсионер работающий, и деться некуда, пенсию-то добавили всего 200 руб. Каждый год набавляют. Это что – копейки. Сейчас сходил в магазин, практически на 800 руб. я ничего не купил. Я в море хожу. Если бы я не ходил, я бы не знаю, я пришел бы посмотрел, как в музей, на эти продукты, и ушел бы, все.

Оксана Галькевич: Иван, т. е. вы работающий пенсионер, я правильно понимаю?

Зритель: Да-да.

Оксана Галькевич: Официальное у вас трудоустройство?

Зритель: Официальное, да.

Константин Чуриков: Иван, я предлагаю все-таки другой посыл. Давайте, вот смотрите, эксперт рынка труда к нам пришел, говорит: будут повышать зарплаты. Пускай они сначала повысят, а потом вы нам через месяцок позвоните и скажете: пускай снизят коммуналку, да? А то мы с вами ничего не добьемся.

Оксана Галькевич: Звоните сразу, как повысят, да.

Константин Чуриков: Спасибо. Ну так, вот смотрите, что делать с инфляцией, если зарплата вырастет?

Александр Ветерков: Средний уровень зарплаты… ну, безусловно, сейчас инфляция опережает рост уровня заработных плат. И, естественно, мы все этим недовольны, большинство жителей России. И если говорить все-таки о заработной плате, вот то, что мы исследовали, мы говорим о реальном доходе, который получает человек, который складывается, как правило, из окладной части и премиальной. И достаточно большой процент работодателей как раз не очень любят повышать окладную часть, а больше думают о том, каким образом заплатить за результаты труда и выплатить эффективность работы предприятия, т. е. поделиться частью прибыли.

Оксана Галькевич: Окладная часть потому, что это налоги, да? С них нужно отдавать…

Александр Ветерков: Налоги с заработной платы платятся со всей заработной платы. Что с окладной части, что с премиальной части.

Оксана Галькевич: А почему же тогда, объясните?

Константин Чуриков: Да.

Александр Ветерков: Просто окладная часть сложно маневрируется. И если предприятие уходит в минуса, то ее работодатель не может убрать, он ее обязан выплатить. Премиальная часть – это та часть заработной платы, та часть дохода, которой работодатель может управлять. Именно поэтому, как правило, в премиальную часть перекидывают.

Оксана Галькевич: А, и наказывать может. Вот, кстати, да, точно. Я вспомнила. Можно же наказывать. Премиальную часть забираешь – сиди на одном, чтоб ты жил на один оклад, да, получается?

Александр Ветерков: Вот, да, по сути дела это получается уже не штраф, а просто уменьшение премии, которое нормально регламентируется законодательством. А вот повысить окладную часть и снизить премиальную – этим страдают в основном государственные предприятия либо окологосударственные, которые действительно могут приводить к тому, что гарантированную часть дохода повышать и отчитываться о том, что уровень окладов вырос, но при этом уровень зарплат действительно не растет.

Константин Чуриков: Александр, вот ваш сервис Работа.Ру и другие аналогичные призваны сделать жизнь и работников, и работодателей лучше, удобнее, да? Вот нам пишет Ульяновская область, помощник воспитателя: «Заработная плата в 18-м году 13 тыс. руб., в 19-м году 11 тыс. руб.» Что вы посоветуете? Как человеку себя реализовать на рынке труда, но не так, чтобы у него зарплата уменьшалась? Т. е. найти другую работу с повышением зарплаты. Насколько это реально сегодня?

Александр Ветерков: В разных регионах очень сильно ситуация отличается. И действительно, уровень заработных плат по одной и той же профессии – в одном городе он может быть выше, чем в другом.

Константин Чуриков: Сейчас даже Ульяновскую открою специально.

Александр Ветерков: Например, Москва опережает все другие регионы России примерно на 70% по уровню заработных плат. Петербург – примерно на 50%. А дальше идет когорта городов уральских, где уровень зарплат достаточно высокий. Что порекомендовать такому сотруднику, у которого зарплата снизилась, была 13, стала 11 тыс. руб.? Безусловно, на эти деньги очень сложно прожить. Наверное, мы с трудом это представляем себе. И мы видим, что очень большое количество людей, которые зарабатывают не такие большие деньги, готовы подрабатывать. И подработка становится одним из трендов на рынке труда, когда человек готов работать больше чем 40 часов в неделю, но получить уровень дохода, который ему позволить жить более уверенно.

Оксана Галькевич: А вы имеете в виду – легально подрабатывать? Или все-таки налоговая не всегда знает, кто и где и что…

Александр Ветерков: Ну, по-разному. Предыдущая тема как раз была по поводу серых заработных плат. Их процент в этом году подрос. Т. е. процент предприятий, которые начали платить заработные платы в серую, он вырос. Хотя до этого была тенденция к обелению заработных плат. А дальше, если мы говорим о подработке, например, у частных лиц (то, что может позволить себе воспитатель – помочь молодым родителям с маленькими детьми, либо провести какие-либо образовательные программы, подготовку к школе), это уже зависит непосредственно от сотрудника или, там, непосредственно от человека. В настоящий момент достаточно интересное льготное налогообложение для самозанятых, когда при получении денег от частного лица вы заплатите налоги в районе 4%. И это позволит легально с небольшими потерями вести какой-то дополнительный бизнес.

Оксана Галькевич: Можно, я только уточню? Там нельзя быть наемным сотрудником самозанятому. По-моему, так. Если я не ошибаюсь. В общем, это надо уточнять.

Константин Чуриков: Вы знаете, вот для нашей зрительницы в Ульяновской области я нашел вакансию воспитателя, целых 3 штуки. Одна из них из Ульяновска – от 15 до 17 тыс. И 2 других, как сейчас говорят, с релокацией. Одна в Санкт-Петербург за 31 тыс., другая в Москву тоже за 31 тыс. Вот и все, что можно посоветовать Ульяновской области. У нас еще звонок есть. Сергей, здравствуйте. Из Подмосковья.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Сергей.

Зритель: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Добрый.

Оксана Галькевич: Говорите, пожалуйста. Мы вас слушаем внимательно.

Зритель: Я работаю в МОЭСК. В частности, в Южной электрической сети. Я хочу сказать: да, у нас каждый год повышают заработную плату. Но на проценты это где-то, я не знаю, получается около 1 тыс. руб. повышают заработную плату, плюс премия, тоже это на проценты если увеличивать, где-то выходит около тысячи, может тысячи полторы. В зависимости от того, кто какую заработную плату имеет.

Константин Чуриков: Индексация в год. Так. А на круг какая зарплата?

Зритель: У меня оклад 24 тыс.

Константин Чуриков: Угу, и примерно там на тысячу-полторы в течение года, да?

Зритель: Это как вот к окладу, да. Плюс премия 35%. Т. е. на 35% это еще увеличивается.

Константин Чуриков: О, значит, увеличивается.

Зритель: В общем набегает, да, я говорю, где-то тысяч около 2, если повышают зарплату.

Константин Чуриков: В общем, да, чуть меньше 10% такая средневзвешенная у вас получается прибавка каждый год. Сергей, спасибо за ваш звонок.

Оксана Галькевич: Вы знаете, я смотрю на результаты нашего опроса. Они несколько не совпадают с вашими. Вот мы, по сути, сейчас опрашивали сотрудников, как у вас. 97% наших сотрудников, которые смотрят (но сотрудников не ОТР, а рабочего люда), 97% считают, что никому ничего не прибавят. Только 3% на что-то хорошее надеются.

Константин Чуриков: Но вы работодателям об этом не рассказывайте, пожалуйста.

Оксана Галькевич: Да, давайте в следующий раз вместе опросы проводить. Может, они как-то иначе будут выглядеть. Спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо.

Оксана Галькевич: У нас в студии сегодня был заместитель генерального директора сервиса Работа.Ру Александр Ветерков. Спасибо большое, Александр Юрьевич.

Константин Чуриков: Спасибо.

Кто в будущем году может рассчитывать на повышение оклада?