Константин Чуриков: А вот сейчас обойдемся без долгих вступлений. Внимание на экран. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Вот перед вами кадры, как собственно рыбак в Ростове-на-Дону пришел удить рыбу. А тут в кустах глянул – смотрите-ка! – вот разные картонки, разные интересные конверты, бандероли, коробочки. Оксана Галькевич: С именами, с фамилиями, с адресами. Константин Чуриков: Вот он устанавливает надписи на этих конвертах, на этих коробках. И собственно, это как раз таки работа "Почты России". Ну, грандиозный скандал разгорелся в последние дни. Об этом, насколько я помню, стало известно в минувшее воскресенье. "Почта России" уже провела свое внутреннее расследование. Известно, что уже выявлен вот тот самый расхититель – тот, кто вскрывал посылки и присваивал себе их содержимое. Сейчас с ним уже работает полиция. Нам интересно, что в этих случаях делать людям. Нам интересно, пропадали ли у вас посылки, которые с помощью "Почты России" вы куда-то отправляли или вам их отправляли. Что вы делали в таких ситуациях? Позвоните и расскажите. 8-800-222-00-14. А в студии у нас Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей. Алексей Викторович, добрый вечер. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Алексей Викторович. Алексей Егармин: Добрый вечер. Оксана Галькевич: А вот скажите… Ну, мы спрашиваем телезрителей, что они делали в таких ситуациях. А в принципе, на что можно рассчитывать в такой ситуации? Какие действия предпринимать и на что рассчитывать потребителю? Алексей Егармин: Ну, во-первых, я сам и отправлял, и получал, и сталкивался с проблемами, выступал, сам себя защищая от имени потребителя. Ну, здесь надо занимать конкретную гражданскую позицию и не бояться жаловаться. Понимаете, ведь любое разбирательство, инициируемое потребителем, поможет в конечном счете наладить тот сервис того качества, который мы все хотим. Оксана Галькевич: Алексей Викторович, я очень болею за качество "Почты России", но у меня, допустим, пропала посылочка определенной ценности, да? Вот я не знаю, как сейчас, но раньше, когда мы там бабушке отправляли, мы писали: "Посылка. Ценность – такая-то". Вот у меня пропала посылка, нашли ее на Дону. Ценность у нее такая-то. Материальные издержки я понесла, ущерб. Я уж не говорю о моральных. Понимаете, я теряю веру в человечество. Что делать-то? Как мне эти материальные потери компенсировать? Есть ли возможность? Алексей Егармин: Если вы как отправитель узнали, что эта посылка не дошла (а по трек-номеру вы можете это узнать, потому что не вручали), посылка с объявленной ценностью подразумевает, что у вас будет компенсация от организации, которая оказывает почтовые услуги, именно в размере вашей объявленной ценности. Для этого надо написать заявление. Там проведут какое-то расследование и поймут, что действительно не доставлено. Причины и сроки, в общем-то, здесь вам доведут, когда должна быть доставлена, почему нет. И в общем-то, если уже нет вообще, то вы рассчитывать можете на компенсацию. Дальше вы можете поступить иначе. То есть посылка с объявленной ценностью может составлять для вас очень серьезную такую моральную издержку. Пропала, но это очень ценная вещь, и деньгами ее нельзя померить. Вдруг, это подарок близкому человеку. Вы вправе подать в суд на моральную компенсацию. Такие случаи были, и люди добивались определенных диапазонов компенсации в этой связи. Константин Чуриков: Ну, все равно суд – это долгая история. Алексей Егармин: Конечно. Константин Чуриков: Надо времени много тратить. А вообще часто ли потребители жалуются на конкретную организацию, на "Почту России"? Алексей Егармин: Ну, вы знаете, как и все… Константин Чуриков: Я имею в виду – вам. Алексей Егармин: Часто, часто. Особенно у нас в последнее время… я не говорю, что это месяцы, а это годы, последние годы очень большой объем из зарубежных интернет-магазинов приходит посылок, в том числе не очень дорогие, но какие-то нужные вещи. И часто бывает, что эти недорогие, но нужные вещи куда-то пропадают, где-то их вскрывают. У меня у самого был случай, когда вместо одних часов пришли другие часы. Долго разбирался. В итоге просто понял, что накажут "стрелочника", то есть женщину, которая каким-то образом не соблюла весовой контроль. И прекратил разбирательство, потому что не хотел конкретного человека обижать. Потому что я понимаю, что ее бы оштрафовали, но от этого никому бы не стало легче. Бывают такие случаи, их много достаточно. Константин Чуриков: Сразу несколько сообщений из Нижегородской области. Видимо, там тоже нужно посмотреть, присмотреть за работой сортировочных центров. "Заказывал iPhone три года назад. Вместо него лежала шоколадка. На посылке следы вскрытия". "Из "Почты России", – тоже Нижегородская область, – надо убрать слово "Россия", просто "Почта". Возможно, действительно, потому что как-то роняем бренд Оксана Галькевич: Вологодчина пишет: "У нас из почтовой машины однажды вылетели мешки с деньгами на дороге Вологда – Грязовец". Вот это уже серьезно. Константин Чуриков: Я знаю, что среди наших зрителей много работников почты. Собственно почтальоны нам часто напрямую жалуются на низкие зарплаты, на ужасные условия работы. Знаете, если вы нам сейчас смотрите – посмотрите в эфир и скажите. Мне просто лично интересно, как устроена вся эта машинерия контроля. Ведь есть видеофиксация наверняка, есть какие-то иные способы проверить, кто и как работает во время смены. Как у вас это все устроено? Позвоните, если вы работаете на "Почте России" и понимаете, о чем в данном случае идет речь. Оксана Галькевич: Скажите, пожалуйста… А как вы считаете, Алексей Викторович, вот эти проблемы, о которых мы сейчас говорим, они от чего возникают? От того, что, не знаю, недофинансирована, допустим, эта структура? От того, что… Хотя здесь, конечно, все равно нельзя сказать, что оправдать можно низкие зарплаты у сотрудников… Константин Чуриков: Судя по премиям бывшего руководства, перефинансирована. Оксана Галькевич: Хотя опять же повторю: это не оправдание, потому что тут воровство в чистом виде. От чего вот такие проблемы в такой серьезной структуре, в государственной структуре, в структуре государственного жизнеобеспечения, можно сказать? Алексей Егармин: Конечно, почта – это некая социальная коммуникация по всей стране. Все правильно сказали, она государственная вещь. Почему такое есть? Ну, конечно, недостаточно достойные зарплаты, поэтому люди работают спустя рукава. Я имею в виду тех людей, кто непосредственно ворочает эти посылки, закладывает эти трек-номера, работает с сортировкой. Я не говорю о том, что замечательные люди есть, которые могут купить себе на зарплату несколько квартир в хороших местах в Москве. Такие есть, да. Оксана Галькевич: Ну, это там… Алексей Егармин: Да, это там. А те, которые вот там, которые работают с почтой,  – они, к сожалению, недофинансированы. И подчеркиваю – есть воришки. Они есть везде, в любом отделении почты могут оказаться, в любой части нашей жизни.  В данном случае, как было в сюжете, это просто воришка, который хотел за счет доступа к какой-то информации, к посылкам в данном случае немножко себе в карман наворовать. Константин Чуриков: Ну, не немножко. Там целая куча была. Алексей Егармин: Ну, знаете, в данном случае кто-то должен оценить это. Не важно, сколько он своровал. Это плохо. Своровал не потому, что почта плохая, а потому что человек плохой. Оксана Галькевич: Правильно, да. Константин Чуриков: Вот нам зрительница или зритель пишет, сообщение из соцсетей: "Пропала посылка ценностью 2500, зависла на сортировке в Москве. Подано заявление на розыск. Ответ не получен. Подала бумагу на возмещение ущерба. Тоже никакого ответа ни в каком виде. Тянется с 26 февраля 2017 года". Слушайте, а может быть, бесполезно к ним-то обращаться? Они-то, получается, в этой всей цепочке некие выгодоприобретатели, да? Вот куда, в какое ведомство надзорное лучше обратиться? Алексей Егармин: Ну, вот смотрите. То, что сообщение… С 2016 года там длится, да? Очень долго, очень долго. Есть здесь понятия – письмо гражданина и сроки ответа на это письмо. У нас есть закон о работе с письмами граждан, который отводит месячный срок на получение ответа. И в данном случае если этот срок нарушается, то я бы посоветовал обращаться в том числе и в прокуратуру, потому что прокурор может вынести должностным лицам прокурорское предостережение о том, чтобы они не нарушали закон. Возможно, это взбодрит отдельные категории руководителей. Оксана Галькевич: Простите, а каким "взбадриванием" это грозит? Ну, смотрите. Есть, например, какие-то коммерческие корпорации, у которых есть у каждого сотрудника личный KPI. И если вдруг на этого сотрудника приходит какая-нибудь жалоба, то личный KPI его взбодрит лишением премии, например, может быть, даже понижением зарплаты, отсутствием карьерного роста. Вот здесь, простите, какой личный KPI и какой взбодреж будет у этого сотрудника? Алексей Егармин: Взбодреж как раз таки предусмотрен. У нас есть замечательный Кодекс административных правонарушений, и там есть ответственность, в том числе и материальная, конкретного человека. И в общем,  его достаточно сильно взбодрят в минус на кошелек. Константин Чуриков: С одной стороны. А с другой стороны, вот мы небольшое свое исследование проводили по стране – зарплаты почтальонов, средние, реальные и так далее. И получают они совсем крохи, понимаете. Какой там премии лишать? О какой премии там в принципе может идти речь? Мне кажется, люди крайне не мотивированы на эту работу. Алексей Егармин: Знаете, это уже другая область. Недостатков в организации этого процесса полно. И низкие зарплаты – это один из этих аргументов. Конечно, как правило, наказывают тех людей, которым, в общем, терять нечего, кроме своих цепей. Это так неправильно устроено, но постоянно получается. Наказывать надо тех людей, которые получают те зарплаты, которые позволяют им шикарно жить. Вот здесь было бы правильно. Ну, мы с вами можем подискутировать на эту тему. Для этого нужна законодательная база и желание, в том числе руководящих органов, наводить порядок. Вот сейчас пока такого желания, к сожалению, кроме приказа Минкомсвязи, который регламентирует работу почтовых служб, пока нет. Декларация одна. Оксана Галькевич: Давайте послушаем Сургут, Анастасия у нас на связи. Анастасия, здравствуйте. Зритель: Алло, здравствуйте. Вот буквально вчера я отправляла из города Сургута, Энтузиастов, 63, из почтового отделения № 15 посылку в Чувашскую Республику. Когда получили посылку (видео даже у меня мама снимала), там вместо блендера оказалась кофта. Константин Чуриков: Вместо блендера что оказалось? Оксана Галькевич: Кофта. Зритель: Кофта, старая кофта. Константин Чуриков: Слушайте, они еще и глумятся, они еще и издеваются! Ничего себе! Зритель: Да. И получается, что старая кофта рваная. Я сегодня туда подошла. Получается, что скотч только сургутского направления, скотч их же, двойной сверху. Оксана Галькевич: Так? То есть вы уже и расследование начали проводить? И что вам там сказали? Зритель: Я хочу привезти эту кофту, сделать отпечатки пальцев, так как моих сейчас там пальцев нет на этой кофте, и обратиться в прокуратуру, сделать экспертизу. Константин Чуриков: Я думаю, правда, что не на каждой кофте могут быть отпечатки пальцев. Ну, там следователям виднее. Оксана Галькевич: Ну, в любом случае следователи должны разобраться. Константин Чуриков: Я думаю, что просто, наверное, в Сургуте кофт много, а блендеров мало. А у вас на самой посылке было написано, что там внутри блендер, да? Там все было описано, да? Зритель: Нет, у меня описи вот именно не было, без описи была посылка. Константин Чуриков: Да, Анастасия… Оксана Галькевич: Это был заказ в интернет-магазине? Или вам кто-то отправлял из родных? Зритель: Нет, не в интернет-магазине. Я сама лично своей маме отправила. Оксана Галькевич: А-а-а! Константин Чуриков: Анастасия, давайте еще раз на всю страну отделение, город. Зритель: Город Сургут, улица Энтузиастов, 63, почтовое отделение № 15. Константин Чуриков: Отлично! Привет почтовому отделению № 15 и новому руководителю "Почты России"! Спасибо. Оксана Галькевич: Спасибо. Вот такие какие-то бессовестные совершенно истории. Константин Чуриков: Алтайский край пишет: "Телевизор смотришь и думаешь: а в России вообще есть честные люди?" Вот, кстати, да, вещи воруют. Из Кемеровской области нам пишут: "Украли тунику. Сказали, что не имеют понятия". Оксана Галькевич: А скажите, ведь никак себя не подстрахуешь в такой ситуации. Ну, как? Условно говоря, собираешься куда-нибудь поехать или что-нибудь купить, какой-нибудь товар. Смотришь в Интернете отзывы, рейтинг, например. А по почтовому отделению? Вот Сургут, отделение № 15. Ну, где в Интернете написано, что там, простите меня, старую кофту вместо блендера могут подложить, что сотрудники периодически замечены в нехороших ситуациях? Вот как? Себя не подстрахуешь, да? Страховать, может быть, отправления? Алексей Егармин: Ну, страховать тоже можно. В данном случае наша девушка… женщина, которая сообщила об этом… Надо было ей просто опись сделать, действительно. Понимаете, это намного бы сократило путь разбирательства и возможного получения компенсации. Ну, подчеркиваю, что проблем очень много. И в данном случае вот эта ошибка подловлена каким-то работником, который тоже воришкой оказался. И он просчитал, что раз там ничего не написано, можно туда засунуть какую-то дрянь. Что он и сделал. Константин Чуриков: Рязанская область пишет: "Меня почта ни разу не подвела. Спасибо, низкий поклон всем честным почтальонам". Ну, честным-то – конечно! Оксана Галькевич: Тверская область, пишет нам Галина: "Отработала на почте 25 лет, такого бардака никогда не было. Строго нужно наказать этого нехорошего человека!" Давайте послушаем хорошего нашего телезрителя – Александра из Ростовской области, из той самой. Александр, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Какая у вас рыба-то, оказывается, в Дону! Зритель: Честно говоря, я хотел бы поделиться случаем. Правда, это давно достаточно было. Я не пользуюсь сейчас заказами такими. У меня кроссовки пропадали заказанные, причем недешевые кроссовки, такие прямо вот хорошие кроссовки для игры в футбол. Это я несколько лет назад заказывал из-за границы, и здесь Соединенных Штатов я заказывал. И тут предоплата. Понимаете? То есть товар должен был бесплатно прийти ко мне. А он не пришел. Понимаете? Просто я подумал: ну, раз пропали – значит, пропали как бы. Все равно не добьешься, чтобы я их получил. Спустя некоторое время, в принципе, я заказывал, и все нормально. Ну, еще один раз у меня майка пропала. Ну, майка – ладно. Что еще я хотел бы вам сказать? В вашей передаче вы обсуждаете такие вещи для народа, так сказать. А вот что реально бы решили? Я только вечером бываю перед телевизором, ну, иногда. Я смотрю – вот вы решаете проблемы людей. Допустим, вы как открытая студия работаете, да?  А вы проблемы людей решаете? Или вы просто обсуждаете с гостями – и все, на этом все заканчивается? Константин Чуриков: Смотрите, Александр. Собственно мы – средство массовой информации. Программа наша называется "ОТРажение". Оксана Галькевич: И в этом есть наша миссия. Константин Чуриков: Вот мы показываем, мы отражаем в федеральном эфире на всю страну. То, что вы говорите, то, что мы с Оксаной говорим, то, что проходит у нас в новостях, ложится в виде распечаток на определенные столы в определенных кабинетах. И собственно мы-то не решаем. Мы – журналисты. Мы просто показываем, кстати, с вашей помощью. Спасибо за звонок. Оксана Галькевич: И тут надо все-таки понимать на самом деле, что… Друзья, у нас профессия называется "журналист". Мы выявляем некие болевые точки и привлекаем внимание для того, чтобы вот люди, которые как раз лечением этих проблем должны заниматься, занялись, зная, куда обратить свой взгляд, обратить внимание. Константин Чуриков: Ну и просто навскидку нам скажите, где еще на федеральном телевидении можно вот так запросто позвонить в эфир и рассказать, что с тобой произошло, в том числе по вине государства. Оксана Галькевич: И столько тем для народа, как сказал Александр. Константин Чуриков: Алексей Викторович, у меня все-таки вопрос, пока время бежит вперед, чтобы мы не упустили главного. Пошаговая инструкция такая подробная, как правильно, если у человека, конечно, нет возможности воспользоваться DHL, а только "Почтой России" в городе, как правильно заполнить все документы при отправке посылки, бандероли, чтобы потом в случае чего можно было этих ребят за одно место схватить? Алексей Егармин: Ну, давайте кратко, потому что это долгая штука. Когда вы отправитель, вы очень подробно описываете то, что вы отправляете, желательно с указанием стоимости этого товара. Если вы отправляете новый товар, то желательно сохранить чек. Он вам при каких-то определенных этапах разбирательства, может быть, понадобится как подтверждение оплаты. Если вы получатель, то вы наверняка знаете, что вам приходит. И если у вас есть какие-то малейшие сомнения, пожалуйста, вскрывайте отправление, бандероль, посылку при работниках почты, просите их об этом составить акт. Оксана Галькевич: А, то есть пришел получать – вскрой прямо на почте перед сотрудником? Алексей Егармин: Обязательно. Я именно так сам совершил ошибку. Константин Чуриков: Именно при них? Даже самая большая? Алексей Егармин: Я взял коробочку, отнес ее. Думаю: сейчас я посмотрю. Посмотрел, а там другие часы, не те, которые я заказывал. Оксана Галькевич: Ах, вот так? Алексей Егармин: А если бы я открыл эту коробку, попросил бы и составил акт, то наверняка это все бы упростилось очень сильно. Поэтому не стесняйтесь. Если у вас есть малейшие сомнения, проверяйте по весу. Это очень правильно. Там всегда есть весы. Если вес не совпадает, даже 3 грамма, 5 грамм – попытайтесь сделать акт о вскрытии. Константин Чуриков: Слушайте, не хочу никого обидеть, но, мне кажется, такое дешевое надувательство, не знаю, только в какой-то глухой Африке бывает. Вот правда Оксана Галькевич: Ну, не обижай Африку! Может быть, там как раз все… Константин Чуриков: Может быть, там с почтой все в порядке. Оксана Галькевич: Кстати, да. Константин Чуриков: С чем-чем, а с почтой – да. Оксана Галькевич: А вот скажите, пожалуйста, опись и ценность отправления… Опись – ведь она внутрь кладется или крепится на посылку? Как это? Алексей Егармин: У вас остается в любом случае копия. Оксана Галькевич: У меня остается копия обязательно. Алексей Егармин: Конечно. Оксана Галькевич: А ценность указывается непосредственно на самой посылке? Алексей Егармин: Да. Оксана Галькевич: Я просто вспоминаю, простите, свое какое-то детство, когда отправляли и получали посылки. И всегда так или иначе пытались эту ценность заявленную несколько занизить, потому как очень она привлекает внимание сотрудников почты, понимаете. Поэтому там что-нибудь хорошее, не знаю, на 100 рублей, а писали – 5 рублей. Это, конечно, та еще защита, как вы понимаете. Алексей Егармин: Давайте решим так. Те времена уже остались позади. Сейчас уже у нас несколько другие времена. Мы вполне можем написать, сколько это стоит. И это не секрет. Оксана Галькевич: Сейчас у нас другие времена. Алексей Егармин: Тогда же дефицит еще пересылали. Вот в чем вопрос. Константин Чуриков: Разные анекдоты приходят из жизни. Саратовская область: "Посылка из Пенсильвании (США) до Москвы шла 3 дня, из Москвы до Саратова – 23". Нас спрашивают всех: "Почему на почте такие дорогие тарифы на пересылку и такое низкое качество услуг?" Я думаю, что не нам с вами всем это надо задавать. Оксана Галькевич: Из Москвы до Саратова – 23 дня. Константин Чуриков: Надо у "Почты России" спрашивать. Мы всегда, кстати, зовем эту организацию к нам в эфир – и неизменно получаем отказ. Белгородская область пишет: "Какое правительство – такая и почта". Давайте еще послушаем звонок. Оксана Галькевич: Василий у нас на связи из Иркутской области. Василий, добрый вечер. Зритель: Доброй ночи. У нас уже ночь, извините. Оксана Галькевич: Доброй. Зритель: У меня такой вопрос. У меня дочь работает почтальоном. Ставка у нее – 0,5 оклада. Сейчас повысили МРОТ Константин Чуриков: Немножко повысили. Зритель: Что сделали на почте? Они теперь сделали не 0,5 ставки, а 0,4 ставки. Константин Чуриков: То есть там повышай, не повышай – почтальон получает… Зритель: Да-да-да. Во-первых, специфика работы – разносить. Ей миллионы доверяют, она разносит пенсии. Оксана Галькевич: Ну да. Зритель: Миллионы доверяют. А вот какая-то сотня-другая перепадет ей, да? Константин Чуриков: Василий, а как контролируется работа (ну, может быть, вы знаете) на сортировочных пунктах, в отделениях связи? Работа людей, которые посылки принимают. Зритель: Извините, я от этого далек совершенно. Константин Чуриков: То есть об этом вам не рассказывает. Я понял. Оксана Галькевич: Василий, к сожалению, вы знаете, мы обсуждали эту тему, что вот действительно на "Почте России" дают людям и 0,3, и 0,4 – в общем, кому как повезет, сколько там ставки, чтобы каким-то образом выгадать и меньше платить. При этом нагрузка у человека действительно серьезная, по полной, что называется. Ну, я не знаю. Ну, что ты посоветуешь? Другую работу искать только. Константин Чуриков: Да, если только ее можно найти. Оксана Галькевич: Или не соглашаться на эти условия. Спасибо. Константин Чуриков: Надежда из Краснодарского края, встык еще звонок. Давайте людям дадим слово. Надежда, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Не так плохо все. Константин Чуриков: Так? Зритель: Все прекрасно! Константин Чуриков: Почему? Зритель: У нас очень прекрасные почтальоны. Работают девочки за копейки. Все честные, порядочные. Ну, бывает всякое на "Почте России". А в основном все замечательно. Не надо грустить, ребята! Прорвемся! Все хорошо. Константин Чуриков: Ну, побольше хороших людей на почте. Оксана Галькевич: Надежда, конечно, прорвемся. Спасибо. Константин Чуриков: Спасибо. Кстати, снимали сюжет, я помню, наши корреспонденты в Краснодарском крае. Действительно, они там бодро на велосипедах ездят, с оптимизмом смотрят на жизнь. Оксана Галькевич: Конечно. В общем, собственно, почему бы и нет? Мы и не говорили, ни разу не произнесли, что все плохо. Не все плохо! Просто где-то, кое-где у нас порой, местами, что называется. Константин Чуриков: Алексей Викторович, как обратиться в ваш Союз защиты прав потребителей? И насколько вы как некое объединение готовы оказывать поддержку людям, будущим пострадавшим? Алексей Егармин: Конечно, обратиться можно. Это сайт 8prav.ru. Миссия нашей общественной организации – это все-таки разъяснительная работа по широкому кругу вопросов. Так как дифференцированно очень сложно общаться с каждым адресно, потому что это очень… Представляете – огромное население, и какой нужно иметь штат юристов, чтобы помочь. Но образовательную миссию мы всегда имеем в виду. Размещаем на сайте материалы. Вот эти стандартные случаи там всегда рассматриваются, какие-то рекомендации даются. Подчеркиваю: никто не должен думать, что есть такие люди, которые его проблемы будут решать. Их просто нет. Если люди, то есть пострадавшие в данном случае, к сожалению, если они возникают, намерены отстоять свои интересы, то как бы спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В этой поговорке есть доля истины. Они сами должны инициировать защиту своих прав. Права им гарантированы. Но будут ли они этой гарантией пользоваться? Это их право – выбирать. Оксана Галькевич: Гарантийный талон сохраняйте при себе, что называется, билет до конца поездки. Спасибо большое. У нас в студии… Константин Чуриков: Мы говорили о том, как работает "Почта России". В студии у нас был… Оксана Галькевич: Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей. Как вы, еще раз, сказали – сайт? 8prav.ru? Алексей Егармин: 8prav.ru.